У каких судов скорость зависит от длины смачиваемой поверхности

Обновлено: 13.05.2024

  • Скорость судна — важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая быстроту его передвижения. Скорость судна измеряется в узлах (то есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д. Различают следующие виды скорости судна:

* Сдаточная скорость достигается на мерной линии при сдаточных испытаниях судна после постройки.

* Спецификационная скорость гарантируется договорной спецификацией для водоизмещающего судна в полном грузу при определённых метеоусловиях.

* Эксплуатационная скорость достигается в эксплуатационном режиме энергетической установки при средних навигационных условиях.

* Путевая скорость вычисляется для отдельного перехода делением расстояния между пунктами отправления и назначения на время пути.

* Техническая скорость — скорость, которую судно способно поддерживать длительное время при установленном режиме работы машин, определённых гидрометеоусловиях и чистом (не обросшем ракушками и т. п.) корпусе.

* Минимальная скорость — скорость, меньше которой судовая энергетическая установка может заглохнуть из-за плохой подачи топлива и других технических причин.

* Критическая скорость — скорость, при которой возникает вибрация судовой энергетической установки и судна в целом.

Экономичная скорость — скорость, обеспечивающая минимальную стоимость тонно-километра при перевозке груза, но в то же время оптимальная с учётом предотвращения повреждений в машинном отделении. То есть, если стоимость тонно-километров минимальная, но при такой скорости часты поломки двигателя, тогда надо искать оптимальную экономическую скорость учитывая экономику и технические возможности.С учётом маневрирования и безопасности:

* Sea speed (Морская скорость) — скорость, принимаемая судном после перехода на соответствующее топливо, когда судну не требуется маневрировать скоростью и обстановка позволяет. Тогда резко сбросить скорость не рекомендуется — это приведёт к проблеме с двигателем.

* Маневренная скорость — максимальная маневренная скорость, на которую переходит судно перед маневрированием, что позволяет в любой момент уменьшись или изменить скорость судна.

* Минимальная скорость — предельная скорость, при которой судно способно управляться при помощи руля.

* Безопасная скорость — скорость, которой необходимо придерживаться с учёном воздействия внешних факторов на судно, чтобы:

* избежать столкновения при большом трафике судов, при плохой видимости — согласно МППСС-72

* предотвратить посадку на мель в зависимости от близости навигационных препятствий и берега — согласно МППСС-72

предотвратить потерю остойчивости и опрокидывание судна от воздействия волнения при качке и ветраДля глиссирующих судов и судов на подводных крыльях дополнительно:

* Скорость начала глиссирования — минимальная скорость, при которой судно с нормальным водоизмещение в средних навигационных условиях переходит в режим глиссирования.

Связанные понятия

Ход корабля — одна из важнейших тактико-технических характеристик, выражаемая расстоянием, проходимым кораблём за единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д. Различают несколько видов скоростей корабля (в зависимости от режима работы главной энергетической установки (ГЭУ), условий плавания и способа счисления.

Дальность плавания — одна из основных характеристик судна. Определяется как максимальное расстояние, которое может пройти корабль (судно) без дозаправки топливом и смазочными материалами, а также пополнения запасов котельной воды (для пароходов и паротурбинных кораблей). Определяется на испытаниях и вычисляется для разных скоростей, например, для максимальной скорости, для экономичного хода и других.

Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Суда могут быть как самоходными, так и несамоходными.

Букси́р (буксирное судно) от голландского boegseren /buxˈseːrə(n)/ (тянуть) — обширная категория судов, предназначенных для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. Буксиры применяются на всех видах водных путей и эксплуатируются в водных бассейнах многих стран мира. Обычно это суда небольшого или среднего размера, конструкция которых может значительно отличаться в зависимости от назначения и района плавания.

Ватерли́ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Также — в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Упоминания в литературе

Ввиду особой опасности льдообразования на судах за обледенением необходимо вести тщательное наблюдение, в процессе которого оценивается толщина льда, скорость нарастания льда, а при брызговом обледенении – число забрызгиваний в 1 минуту. Обо всех случаях обледенения необходимо сообщать судовладельцу и, безусловно, принимать немедленные меры по предотвращению или уменьшению обледенения (смена курса и скорости судна , уход под защиту берега, в бухты, порты, борьба с обледенением силами экипажа и пр.).

Но дело в том, что греки практически вынуждали меня лгать фрахтователям, так как скорость судна не соответствовала указанной в контракте, была ниже почти на 2 узла. Поэтому независимо от действительного направления и силы ветра приходилось указывать в судовом журнале, что ветер, зыбь и течение против курса судна, и таким образом обосновывать понижение скорости судна для фрахтователя. Но самое трудное – это топливо. Расход топлива, указанный в контракте, специально завышен греками, чтобы как можно больше денег получить с фрахтователя, так как всё идёт за его счёт. Фрахтователь, в свою очередь, пытается контролировать всеми доступными ему способами расход топлива на борту судна, чтобы избежать лишних расходов. Когда я до конца осознал весь этот грязный бизнес и свою роль в этой игре, мне стало, честно говоря, не по себе. Греки никогда не давали письменного распоряжения по этим вопросам, только по телефону, поэтому всё делалось мною и, конечно, другими капитанами этой компании на свой страх и риск. Многочисленные поломки двигателя и остановки в море – и как результат задержки с приходом в порт назначения тоже рекомендовалось относить за счёт фрахтователя, указывая несуществующую штормовую погоду. Выход, конечно, всегда есть, можно просто списаться с судна, но я решил продолжать работу, стараясь максимально обезопасить себя насколько это возможно.

Связанные понятия (продолжение)

Килеватость — величина, которая определяется подъёмом судового днища от киля к бортам; её численное значение является переменной величиной по длине судна и измеряется либо высотой подъёма днища над основной плоскостью по линии борта, либо углом между основной плоскостью и обшивкой днища у киля.

Теория подводной лодки — отрасль теории корабля, изучающая мореходные качества подводной лодки (ПЛ) и её особенности по сравнению с надводным кораблём (судном).

Качка (морская) — колебания (переменное периодическое движение) плавающего корабля (судна) под действием волнения или других внешних сил. Также — раздел теории корабля, изучающий качку.

Парусная яхта на подводных крыльях — скоростное парусное судно с расположенным под корпусом подводным крылом. По мере разгона, возрастает подъёмная сила крыла и судно, опираясь на него, поднимает корпус над водой, в результате резко падает лобовое сопротивление и растёт скорость. Может разгоняться до скоростей в 2 раза превышающих скорость ветра. На текущий момент это самый быстрый тип парусных судов.

Мерная миля — специально оборудованный участок акватории моря (полигон), предназначенный для определения относительных скоростей корабля (судна), мощности и расхода топлива на различных режимах работы его главной энергетической установки (ГЭУ), соответствия относительных скоростей вращения движителей (и шагу гребного винта — на кораблях с винтом измеряемого шага) и поправки лага.

У́зел (русское обозначение: уз; международное: kn, иногда используется также обозначение kt) — единица измерения скорости. Равен скорости равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю. Применяется в мореходной и авиационной практике, в метеорологии, является основной единицей скорости в навигации.

Подводный планер (англ. underwater glider) — автономный подводный аппарат (АНПА), приводимый в движение за счёт изменения плавучести. С начала 2000-х годов применяются в научных и коммерческих исследованиях океана, военном деле и др..

Привал судна — манёвр судна, суть которого заключается в подходе к причалу, к другому плавсредству или к берегу для осуществления каких-либо манипуляций с грузом, пассажирских операций или для выполнения специальных работ.

Крейсерская скорость (круизная скорость) — скорость длительного движения живого существа или транспортного средства с максимальной скоростью, незначительное превышение которой достигается значительным увеличением расхода энергии на единицу пути.

Контрзатопление (англ. counterflood)— в теории непотопляемости и борьбе за живучесть: устранение крена и дифферента судна путём затопления отсеков, симметричных с поврежденными.

Подкра́дывание — это режим передвижения подводных лодок под водой с наименьшим уровнем шума. Цель данного режима — избегание обнаружения при использовании противником в качестве средства поиска пассивных гидрофонов. Покладка лодки на дно или полная остановка на приборе стабилизации глубины к режиму подкрадывания не относятся, хотя служат той же цели — избежать обнаружения гидрофонами. Скорость движения современных подводных лодок в малошумном режиме около 14 км/час.

Крейсерский режим полёта — режим полёта летательного аппарата с постоянной скоростью. Основной режим полёта на дальность. Высота при К. р. может выдерживаться постоянной в процессе полёта или увеличиваться вследствие уменьшения массы самолёта по мере расходования топлива. К. р. определяется двумя параметрами — скоростью и высотой (или коэффициентом подъёмной силы на К. р.).Крейсерский режим полёта является режимом установившегося горизонтального полёта. Это один из основных эксплуатационных режимов.

Водоизмещение корабля (судна) — одна из основных характеристик любого водного транспортного средства: общее количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.

Глисси́рование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на её поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Глиссирование является одним из примеров движения в точке сверхнеустойчивого равновесия. При глиссировании сила поддержания обусловлена.

Грузовой размер или кривая водоизмещения — наглядное графическое представление зависимости объёмного водоизмещения судна от осадки, которые вычисляется в предположении, что судно не имеет ни крена, ни дифферента.

Контейнерово́з (морское судно) — специализированное грузовое судно, для перевозки груза в однородных укрупненных грузовых единицах — контейнерах (TEU). В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Как правило, экипаж контейнеровоза состоит из 10-26 человек, так как такие суда предельно автоматизированы.

Сверхзвуковая крейсерская скорость, или Суперкрейсерская скорость (калька англ. cruise speed, англ. supercruise) — сверхзвуковая скорость движения воздушного судна на крейсерском режиме полёта.

Водоизмещающее судно — термин теории корабля, обозначающий судно (корабль), для которого все, или бо́льшая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (так называемых Архимедовых сил).

Автоно́мность корабля́ (сокр. автономность) — элемент тактико-технических данных, характеризующий время (в сутках), в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава.

Одограф — историческое название навигационного прибора, который осуществлял вывод информации о положении судна на морскую навигационную карту, при этом автоматическая регистрация курса корабля и вычисление пройденного этим курсом расстояния производилось исходя из показаний гирокомпаса и корабельного лага.

Противолодочная оборона (ПЛО), или борьба с подводными лодками — боевые действия и специальные мероприятия, осуществляемые флотом для поиска и уничтожения подводных лодок противника с целью пресечения их атак на корабли, суда и береговые объекты, а также блокированию ведения ими разведки и постановки мин. ПЛО осуществляется как кораблями флота и их палубной авиацией, так и береговыми силами, прежде всего морской авиацией берегового базирования. Противолодочная оборона включает в себя действия по.

Радиолокационный спасательный ответчик (англ. SART, Search and rescue radar transponder) — радиолокационный ответчик, являющийся частью глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). Облегчает определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путём передачи специальных сигналов на стандартные навигационные судовые радиолокационные станции.

Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

Дальность полёта — это расстояние, измеренное вдоль маршрута полёта по земной поверхности от места вылета до места посадки летательного аппарата. На дальность полёта влияет запас топлива в летательном аппарате, а также условия окружающей среды, которые могут увеличивать или уменьшать расход топлива\энергии, потребной для передвижения. Не следует путать дальность полёта и продолжительность полёта.

Покладка на грунт — вид подводного маневрирования подводных лодок с дизельными силовыми установками, который применяется в целях сбережения имеющихся на борту энергоресурсов и достижения максимальной скрытности, а также — в ситуациях, которые вынуждают субмарину находиться в погруженном положении с отключенными двигателями.

Ходкость — качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем. Из двух подобных судов лучшей ходкостью обладает то, которое развивает большую скорость при одинаковой мощности главных судовых двигателей или одинаковой парусности.

История подводного кораблестроения описывает хронологию и этапы развития конструкции и применения подводных лодок — обитаемых кораблей, способных управляться и автономно действовать в подводном положении.

Метацентрическая высота — критерий остойчивости судна. Представляет собой возвышение метацентра над центром тяжести плавающего тела. Чем больше этот параметр, тем выше начальная остойчивость судна. При приобретении отрицательного значения метацентрической высоты судно утрачивает способность плавать без крена.

Летающая подводная лодка — летательный аппарат, совместивший в себе способность гидроплана совершать взлёт и посадку на воду и способность подводной лодки передвигаться в подводном положении.

Корабль — судно, входящее в состав военно морского флота, имеющее возможность выполнения боевых либо специальных задач. Корабль обладает вооружением и другой военной техникой, имеет экипаж, находящийся на военной службе и несёт военно-морской флаг, определяющий его государственную принадлежность. Для военно-морского флота корабли представляют собой его корабельный состав, их вооружение является основой боевых средств ВМФ. Подводные корабли (подводные лодки) и надводные относятся к разным родам сил.

Водомётный дви́житель (водомёт) — движитель, у которого сила, движущая судно, создаётся выталкиваемой из него струёй воды (реактивная тяга). Представляет собой водяной насос, работающий под водой.

Корпус судна, построенный по технологии волнопронизывания, имеет тонкие и острые очертания корпуса и обладает пониженным лобовым сопротивлением.

Глубина погружения подводной лодки — важнейшая тактическая характеристика и основной параметр подводной лодки, определяющий её возможности действий под водой, скрытность и неуязвимость. Чем выше глубина погружения, тем меньше вероятность обнаружения подлодки радиолокационными средствами и поражение её соответствующим противолодочным оружием. Глубина определяется прочностью корпуса подлодки.

Парохо́д — судно, оснащённое поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя. Пароход, движимый паровой турбиной, называют турбоходом, или, точнее, паротурбоходом — в отличие от газотурбохода — судна, оснащённого газовой турбиной и являющегося разновидностью теплохода.

Торпе́да (от лат. torpedo narke — электрические скаты, сокращённо лат. torpedo) — самодвижущийся боевой снаряд. В случае с морской торпедой — самодвижущийся подводный снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключены ядерная или неядерная боевая часть, топливо, двигатель и приборы управления (в том числе наведения на цель).

Тримара́н — судно с тремя соединёнными в верхней части параллельными корпусами. Как правило, обладает повышенной устойчивостью и хорошими мореходными качествами.

Скорость катера демонстрирует быстроту его передвижения по воде. При выборе транспорта нужно учитывать, для каких целей он покупается. Средний показатель прогулочных средств составляет от 25 до 80 км/час. Модели для патрулирования территории, спортивные суда для участия в соревнованиях быстроходнее.

Выделяют два вида скорости катеров:

  • крейсерская − показатель быстроты перемещения судна при малом расходе топлива;
  • максимальная − развивается при функционировании силового узла на предельных возможностях, при её расчёте учитываются погодные условия, материал корпуса и т. д.

Также существует понятие собственной скорости. Она показывает, насколько быстро ТС движется в стоячей воде.

Факторы, влияющие на скорость водного транспорта

Показатель зависит от совокупности технических и физических факторов. Определяющими становятся:

  • мощность двигателя;
  • тип гребного винта;
  • материал корпуса;
  • условия окружающей среды.


На скоростные характеристики водного транспорта непосредственно влияет мощность установленного силового узла. Часто на катерах используют подвесные моторы. Их выбирают с учётом конфигурации корпуса ТС. Превышение допустимых показателей мощности и массы (устанавливаются производителем судна) приводит к снижению безопасности движения. Риск аварий, поломок возрастает.

Улучшить ходовые возможности катера можно, если купить определённый гребной винт. Вместе с подвесными двигателями хорошо работают устройства, оснащённые тремя лопастями. Диаметр выбирается в соответствии с конструктивными особенностями ТС. Также нужно обращать внимание на шаг винта. По нему определяют угол наклона лопастей, уровень погружения в воду при перемещении по акватории.

Важный фактор влияния − материал корпуса. Суда из стеклопластика лёгкие, поверхности можно хорошо отполировать, снизив силу трения. За счёт этого указанные катера быстроходные. Их минус − отсутствие высокой механической прочности, обусловленной спецификой стеклопластика.



Корпуса современного водного транспорта чаще всего делают из алюминия. Он тоже достаточно лёгкий, но всё равно тяжелее стеклопластика. Скоростные характеристики алюминиевых лодок ниже, зато прочность − на высоте. В среднем эти катера весят от 1000 до 5000 кг (в зависимости от размеров прогулочной модели).

Стальные катера тяжелее, не могут быстро двигаться по воде. Этот вид металла сейчас редко используется в судостроении.

Помимо материала корпуса, на ходовые качества влияет наличие обводов. Они повышают управляемость и курсовую устойчивость судна. Благодаря этому появляется возможность быстро и безопасно перемещаться по акватории.

Скоростные показатели часто обусловлены погодными условиями. При сильном ветре, высоких волнах нужно плыть аккуратно, разгон чреват переворачиванием судна. Также нужно учитывать, как плывёт катер − по течению, против него или в стоячей воде.


Как рассчитывают скорость судов?

Единицей измерения часто становятся узлы (1 узел = 1 морская миля в час). В странах, где применяется метрическая система, быстрота движения вычисляется как отношение количества пройденных километров за один час.

Если вы знаете показатель в узлах, то перевести его в более привычный вид можно путём умножения на 1,852. Проводить расчёты нужно, как правило, если произошёл сбой в работе навигационной бортовой техники. При отсутствии проблем показатели выводятся на приборы.

Способы увеличения скорости

Увеличить этот показатель можно путём правильного ухода за днищем транспорта. Его нужно чистить от грязи, слизи, ракушек. Для этого есть составы, которые не повреждают корпус и покрытие.

Для получения оптимальных скоростных характеристик при покупке мотора и гребного винта следуйте рекомендациям производителя. Кроме того, не допускайте загруженности борта. Чем меньше пассажиров, багажа, тем быстрее будет перемещение по воде.

Читайте также: