У каких государств мира имеются научно исследовательские суда для изучения мирового океана

Обновлено: 07.05.2024

Вот уже почти не осталось районов, не посещенных кораблями и не нанесенных на карту. Ученые и моряки не только хорошо знают особенности условий плавания в отдельных морях и проливах, режим погоды на главных морских трассах. Теперь уже ясно, что воды Океана едины, что существует прямая связь между явлениями в полярных морях и экваториальных водах, что сложные процессы, происходящие в океанах, определяют погоду на всей планете. Все это обусловливает новые подходы к исследованию океанов. Наряду с единичными кругосветными плаваниями, обеспечивавшими кратковременные посещения различных частей океана, начинаются систематические, повторяющиеся в разные сезоны и годы исследования отдельных районов.

Все больше внимания уделяется моделированию процессов, происходящих в океанах: в искусственных бассейнах изучают механизм образования волн разного типа под действием ветра и сейсмики, схемы ветровых и приливных течений, исследуют теплообмен между водой и атмосферой и другие физические процессы. Много внимания уделяется и химизму вод, составу солей в Океане, для чего необходимы лабораторные анализы и эксперименты. Все это требует нового оснащения исследовательских кораблей, новых кадров ученых, налаживания международных контактов для изучения океанов. И результаты крупных плаваний становятся достоянием мировой науки.

Эта книга, удостоенная премии Российской Академии наук, подвела итог описательному этапу развития науки о море — океанографическому. Значительно повышается и комплексность исследований. И в этой области очень велика роль русской науки.

В 1901—1902 гг. в Карском, море Лаптевых и Восточно-Сибирском море работала экспедиция Эдуарда Васильевича Толля, которая привезла интересные материалы по морским льдам и географии берегов.

Океанографические исследования велись не только в рамках Совета по изучению морей. В первые годы века много внимания уделялось полярным областям Мирового океана.

Перерыв в исследованиях, вызванный войной, продолжался недолго. В нашей стране уже в 1921 г., после изгнания интервентов, возобновились работы на Кольском меридиане (33° 30′ в. д.) — одном из стандартных разрезов, принятых Международным советом по изучению морей, на котором наблюдения

начались в 1898 г. Мурманской научно-промысловой экспедицией. Наблюдения на этом разрезе, где теплые воды Гольфстрима проникают в Арктику, имеют важное климатологическое значение. Продолжительность наблюдений приближается к столетию.

Она исследует океан не сам по себе, а как часть гидросферы, в тесном взаимодействии с другими сферами планеты. Очень важно отметить, что после потрясения, вызванного империалистической войной, молодая Советская республика первой, раньше других стран, стала продолжать начатые исследования.

Важную роль в дальнейших исследованиях сыграл Второй международный полярный год (2 МПГ, 1932—1933). Основные его задачи были связаны главным образом с метеорологией, климатологией, геофизикой и т. д., с тем чтобы выявить, какие изменения произошли за 50 лет после 1 МПГ (1882— 1883). По предложению ученого секретаря Советского комитета 2 МПГ Николая Николаевича Зубова, в программу были включены и морские работы. Главный вклад здесь внесли советские ученые. В навигации 1932 и 1933 гг. во всех морях, омывающих берега Советского Союза, были проведены почти одновременные исследования, которые дали очень много и для познания отечественных морей, и для развития теоретических направлений океанологии.

За время войны особенно хорошо развивались те вопросы океанологии, которые были насущно необходимы для победы. Дальше всего, и теоретически и экспериментально, продвинулись вперед прежде отстававшие разделы науки: акустика и волнение.

Развертывание работ отдельных стран, в числе которых выделяются Советский Союз, США, Япония, Англия, Дания и др., приводит к необходимости координации усилий всех стран. В 1955 г. США, Япония и Канада предприняли совместную океанографическую съемку северной части Тихого океана — больше двадцати кораблей в течение одного месяца покрыли однородными наблюдениями огромную акваторию.

В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся Первый международный океанографический конгресс, вновь подтвердивший необходимость координировать работы различных стран по исследованию океана, составить единую программу таких исследований. Но и до разработки такой единой программы проводятся коллективные исследования отдельных океанов или их частей по специальным программам.

В 1965 г. начались работы по программе Международного гидрологического десятилетия. Их цель — изучение вод суши, что важно и для океана, так как реки впадают в него. Более ста стран будут участвовать в этих исследованиях.

Современная океанология развивается в двух главных направлениях: детализации подробностей знания отдельных процессов и создания крупных теоретических обобщений. В ее развитии немалую роль должны сыграть налаживаемая сейчас Международная система постоянных океанологических станций в открытом океане (ОГСОС) и экспедиционные исследования отдельных районов Мирового океана, которые проводятся объединенными силами многих стран.

Океанология решает много теоретических и практических задач, которые можно сгруппировать в несколько основных направлений исследований. Одно из них обеспечивает интересы службы погоды и климатологии. Оно рассматривает не только влияние океана на погоду, но и основные закономерности изменения во времени температуры воды, ее солености и т. д.

Другое направление связано с теоретическими океанологическими проблемами (движение океанических вод, система течений, перенос ими наносов и т. д.). Третье, весьма интенсивно разрабатываемое в нашей стране, — комплексное направление, рассматривая кроме физических и химических вопросов также биологические и геологические, главное внимание уделяет взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений в океане, рассматривает его как единое целое.

Наконец, большое значение имеют и оперативные, прикладные исследования, связанные с разведкой льдов, поиском рыбы, проектированием портов и другими запросами практики. При этом резко повышается техническое оснащение океанологии.

Резко возросла точность определения основных океанологических характеристик — в целом в 10 раз, а в некоторых отношениях, главным образом в отношении геологических исследований, еще больше.

Океанологические исследования в XX в. приобрели международный характер. Недаром важность изучения океана сравнивалась с космическими исследованиями. Ведь исследование океана связано с перспективами обеспечения человечества пищевыми, минеральными и энергетическими ресурсами и даже с обеспечением водой, не говоря уже о текущих практических интересах промысла, транспорта, службы погоды и т. д.

Советская океанологическая наука по объему работ, их техническому оснащению, а главное, по широте научных исследований занимает одно из первых мест в мире. Программы советских исследований поражают своей масштабностью.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Тайны мирового океана: аппараты для исследования морских глубин


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Планета, на которой мы живем, - Земля - похоже получила неправильное имя. Из космоса Земля кажется голубой, потому что более двух третей ее поверхности покрыто водой (океанами, морями, озерами, реками и др. водными объектами). Жизнь зародилась в воде, и хотя многие формы жизни обосновались на суше, большая часть все еще находится в своей колыбели - в море. На Земле насчитывают четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Все океаны сообщаются между собой и образуют Мировой океан. Мировой океан был и остается одним из самых загадочных мест нашей планеты. Даже космос покорен человеком настолько, что там можно побывать в качестве туриста. Но мировой океан не спешит раскрывать своих тайн. Загадочные существа, сумевшие приспособиться к жизни глубине океана, поражают человеческое воображение (п рил.1).

Цель работы – изучить тайны Мирового океана, а также историю возникновения и развития техники, помогающей изучать морские глубины .

Задачи:

Собрать сведения о тайнах и загадках Мирового океана.

Собрать сведения об аппаратах, изучающих подводный мир на разных глубинах.

Познакомиться с внешним видом этих аппаратов по картинкам и фотографиям.

Рассказать своим одноклассникам о технике, помогающей изучать подводный мир.

Гипотеза. Самое загадочное место на планете – это Мировой океан.

Актуальность. В течение многих столетий люди стремились исследовать подводный мир. Поэтому не случайно, что с каждым годом нам удается узнавать какие-то новые факты о Мировом океане. Существует специальная наука — океанология, специализирующаяся на исследованиях океана. И л ишь с помощью новейшей техники можно постичь тайны морских глубин.

2. Интерес людей к изучению Мирового океана.

2.2. Современные исследования .

В настоящее время для исследования применяются современные аппараты, такие, как батискаф и батисфера. Батискаф — это самоуправляемый аппарат, оборудованный кабиной для экипажа и специальными прожекторами. Аппарат опускается на океанское дно. Корпус батискафов состоит из легкого металла, в нем расположен специальный балласт и жидкость, которая легче воды. Это позволяет батискафу свободно перемещаться по дну. Система жизнеобеспечения рассчитана на экипаж до трех человек. Батисфера представляет собой стальной шар, который опускают на стальном тросе с борта корабля. Батисфера также оборудована специальными отсеками для экипажа и исследовательской аппаратурой. Глубоководные аппараты очень прочные, ведь на большой глубине им приходится выдерживать огромное давление: от 800 до 1000 атм. Примерно такое давление на батискаф создадут два опущенных на него авианосца! В последние десятилетия на глубине 10-20 метров устанавливают специальные лаборатории, которые снабжены всем необходимым оборудованием. Для исследования океана специальной аппаратурой оснащаются и подводные лодки. Также в изучении океанских глубин принимают участие специальные суда, самолеты и спутники Земли. Для того, чтобы получить наиболее полные сведения, исследователи разных стран объединяются.

3. Загадки и другие тайны.

Океан всегда притягивал человека своей неизвестностью. Несмотря на то, что в последние десятилетия океанография очень продвинулась в своем развитии, некоторым загадкам, связанным с океанскими глубинами, человек так и не нашел объяснения. Вот несколько интересных фактов о морских глубинах, которые вызвали моё любопытство и показались мне наиболее интересными.

3.1. Загадки Мирового океана.

Марианская впадина.

Марианская впадина является самым глубоким местом на Земле относительно уровня моря. Ее глубина составляет более 11 тысяч метров, а давление на дне превышает атмосферное в 1100 раз! Казалось бы, в таких условиях жизнь невозможна, но некоторые факты говорят об обратном. Американские исследователи столкнулись с шокирующей ситуацией: глубоководный аппарат с металлическими стенами толщиной 15 сантиметров опускался на дно Марианской впадины. Как только он достиг крайней точки, исследователи услышали страшный скрежет. Аппарат начали тут же поднимать на поверхность. Увидев его, команда пришла в ужас: батискаф был сильно помят, в некоторых местах даже отстала краска, а трос, на котором его погружали (его толщина 20 сантиметров), был почти полностью перекушен. К сожалению, пострадавший борт не был оснащен камерами, и о причине столь серьезных повреждений можно только догадываться.

В 90-е годы прошлого столетия возникло множество легенд и невероятных историй о Марианской впадине: браконьеры рассказывали о том, что в этом месте часто видно свечение, мелькание огней, а иногда судно начинает буксовать, будто натыкаясь на что-то (прил.4).

Множество тайн и загадок таят в себе морские глубины. Ученые шутят, что подводный мир изучен хуже, чем обратная сторона Луны, и это действительно так: жизнь океана изучена человеком всего на пять процентов.

Бермудский треугольник.

3.2. Другие тайны Мирового океана.

Множество тайн и загадок таят в себе морские глубины. Ученые шутят, что подводный мир изучен хуже, чем обратная сторона Луны, и это действительно так: жизнь океана изучена человеком всего на пять процентов.

Саргассово море.

Еще одно загадочное место нашей планеты, которое часто путают с Бермудским треугольником. Феномен этого места заключается в том, что вода здесь двигается по часовой стрелке, образуя гигантскую воронку. Кроме того, здесь часто можно увидеть миражи: например, солнце одновременно на востоке и на западе. Ранее мореходцы рассказывали, что здесь можно встретить плотоядные водоросли. Разумеется, таких хищников там нет, однако мелкие водовороты, вызванные сейсмической активностью, вполне могут вызвать крушение небольших судов (прил.6).

Море дьявола.

В Тихом океане есть место под названием Море дьявола, оно не отмечено ни на одной карте, однако известно всем мореплавателям, и суда стараются обходить его стороной. Здесь происходило и происходит большое количество кораблекрушений, часто внезапно возникают сильные бури, которые меняются зыбью. Участок океанского дна здесь сейсмически активен, часто и быстро происходит формирование вулканических островов. Кроме того, здесь очень высокая циклоническая деятельность: часто бушуют тайфуны и тропические циклоны (прил.7) .

Водоворот Мальстрема.

Это место располагается в Норвежском море. Феномен заключается в том, что ежедневно два раза в сутки здесь возникает водоворот, сила которого в сотни раз превышает силу обычных океанских течений. Интересно, что примерно раз в полгода водоворот внезапно меняет свое направление. Неопознанные подводные объекты В Персидском заливе есть место, где периодически возникают огромные светящиеся вращающиеся круги. Ранее ученые объясняли их появление свечением планктона, которое вызвано подводными землетрясениями. Однако эта теория не объясняет правильной формы светящихся объектов и исходящих от них ярких лучей (прил.8) .

Глубины морей и океанов с незапамятных времен привлекали внимание ученых, особенно биологов. Они стремились узнать, существует ли жизнь в пучине океана, где царит вечная тьма, ледяной холод, а давление воды достигает многих сотен атмосфер.

4. Техника, помогающая изучать подводный мир.

Человек начал осваивать подводный мир еще в глубокой древности. И звестны случаи, когда воины под водой выстраивали целые искусственные рифы для вражеского судна или же совершали другие мелкие шалости, например, обрезали якоря. Для дыхания они приспосабливали трубки и мешки с воздухом. Но такие устройства были неудобны - мешки постоянно всплывали на поверхность, да и воздуха в них вмещалось маловато. Потом, уже в наше время, частыми гостями морских глубин стали моряки-водолазы, затем к ним присоединились морские охотники, спортсмены, геологи, археологи, океанографы. С развитием науки и техники менялись, совершенствовались способы спуска человека под воду. История исследования морского дна — это в значительной степени история развития техники спуска на глубины.

Водолазный колокол — одно из самых древних приспособлений для спуска человека под воду. В прошлом это деревянный ящик без дна. При опускании такого ящика в воду в нем остается воздушный пузырь, в котором может находиться и дышать водолаз. Внутреннее воздушное пространство колокола позволяет водолазу некоторое время дышать и совершать активные действия – выходить или выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов, либо для поиска затонувших сокровищ. Выполнив работу, водолаз возвращается в колокол и устройство при помощи крана или лебедки поднимают на поверхность водоема (прил.9) .

С помощью водолазного колокола в районе Балтийского моря следует упомянуть спасение в 1663 г свыше 50 орудий с затонувшего у Стокгольма шведского военного корабля “Ваза”. В дальнейшем водолазные колокола различных конструкций нашли широкое применение при спасательных работах и строительстве подводных сооружений. Их используют и в настоящее время. Водолазные колокола положили начало всем видам водолазной аппаратуры, работающей на сжатом воздухе. От водолазного колокола развитие пошло по двум направлениям. Плотное закрытие водолазного колокола снизу и снабжение воздухом при нормальном атмосферном давлении привели к появлению батисферы. С другой стороны, путем увеличения подачи воздуха, чем достигается выравнивание давления с окружающим давлением воды, удалось перейти к водолазным аппаратам, обладающим большой маневренностью под водой. В 1717 г английский астроном Хэлли предложил дополнительное снабжение водолазного колокола воздухом из погружаемых на глубину воздушных резервуаров. Затем родилась идея - уменьшить водолазный колокол до небольшого шлема, к которому сверху подается воздух. Одним из первых такое устройство предложил в 1718 г русский изобретатель-самоучка Ефим Никонов. Его шлем представлял собой прочный деревянный, обтянутый кожей, бочонок со смотровым окном. Воздух в него подавался по кожаной трубе. Во второй половине 18 века для водолазного дела стали применять воздушный насос, это помогло усовершенствовать устройства для погружения в воду.

Жесткий скафандр. В 1797 г на Одере под Врацлавом была испытана построенная Клингертом “водолазная машина”, а в 1819 г англичанин А.Зибе построил водолазный аппарат, состоящий из металлического шлема и прикрепленной к нему кожаной куртки с рукавами. В 1837 г Зибе окончательно отработал водолазный костюм, снабдив его привинчивающимся шлемом с дыхательным клапаном, который приводился в действие самим водолазом. Теперь костюм был цельным, а свинцовые башмаки и балласт обеспечивали достаточную устойчивость на дне. Зибе назвал этот водолазный костюм скафандром, таким образом, был создан прототип современного тяжелого водолазного снаряжения. Однако при всех достоинствах современного водолазного костюма ему присущи и серьезные недостатки: большой вес снаряжения и малая подвижность водолазов под водой, ненадежность шлангов подачи воздуха, большое сопротивление, оказываемое морскими течениями (прил.10) .

Акваланг (прил.11). В настоящее время на глубинах до 90м используется водолазный костюм, выполненный из прорезиненной ткани. Он даёт возможность водолазу быть под водой подвижным, способным к любой работе. Так же используется акваланг, который представляет собой баллон со сжатым воздухом. Современный акваланг был изобретён в 1943 году известным французским исследователем Жак-Ивом Кусто в сотрудничестве с талантливым инженером Эмилем Ганьян. Акваланг произвёл революцию в изучении и освоении Мирового океана — человек почувствовал себя в чужой стихии совершенно свободным. За первым изобретением сразу последовали другие.

Акваланг позволяет находиться под водой от нескольких минут (на глубине около 40 м) до часа и более (на небольших глубинах). Спуски с аквалангом на глубины более 40 м не рекомендуются, так как вдыхание воздуха, сжатого до большого давления, может привести к азотному наркозу. У человека нарушается координация движений, мутится сознание (прил.12) .

Для исследования моря на больших глубинах используют батисферы и батиск афы. Батисфера - плавательное средство с экипажем на борту для разведки морских глубин. Батисфера была изобретена в США Отисом Бартоном и Уильямом Биби; у нее стальные стенки и окна-иллюминаторы из толстого закаленного стекла, через которые можно наблюдать подводную обстановку. Под воду она опускается с судна на тросе. Внутри шара помещаются 1—2 человека, запасы воздуха, научная аппаратура и телефон для связи с поверхностью. Максимальная глубина погружения, достигнутая с помощью батисферы в 1948 г., составляет 1360 м.Батисферу применяли в основном в 30-е годы XX в. Ее спускали с подводного судна на стальном тросе до глубин свыше 900 м (прил.13) .

Современные подводные лодки способны выдержать давление воды н а больших глубинах погружения. Внутри прочный корпус разделен на отсеки переборками, что повышает живучесть корабля в случае течи. Глубина погружения - одна из главных характеристик подводного корабля. До первой мировой войны считалась достаточной 50-метровая глубина, так как позволяла подводной лодке укрыться и не быть обнаруженной противником. Позже, с увеличением глубины возрастала свобода движения, лодка становилась мобильнее. На сегодняшний день возможная глубина погружения лодок может составлять в среднем 700 м (прил.15) .

5. Анализ данных социологического опроса. Анкета и её результаты.

В рамках данной темы я запланировал проведение социологического опроса с целью выяснения осведомленности одноклассников относительно аппаратов, которые использовались ранее и в настоящее время для исследования морских глубин .

Мною была составлена анкета, включавшая в себя следующие вопросы:

1. Какова значимость исследований Мирового океана ?

2. Необходимо ли, по вашему мнению, дальнейшее освоение Мирового океана ? а) да, конечно;

3. Как вы думаете, влияют ли знания, полученные в результате исследований Мирового океана и морского дна , на нашу жизнь? Каким образом?

- 62% полагают, что высока;

- и всего 3% респондентов находят, что роль исследований Мирового океана в нашей жизни незначительна.

На основании полученных данных можно сделать вывод: роль программ по изучению морских глубин оценивается одноклассниками высоко, большинство опрошенных не сомневаются в необходимости дальнейших морских исследований.

Вопрос, в анкете под номером 3, в отличие от двух первых требовал самостоятельного ответа опрашиваемого и был направлен на выяснение степени осведомленности одноклассников о применении знаний, полученных в результате исследований морских глубин .

Сейчас морское дно таит в себе еще множество загадок и тайн, которые нам с вами только предстоит разгадать.

Изучение Мирового океана имеет большое значение для поиска полезных ископаемых, рыболовства и судоходства.

7. Приложение.

П риложение 1. Тайны морского дна.

П риложение 3. Глубоководный аппарат Мир-1.

Приложение 4. Марианская впадина.

П риложение 5. Бермудский треугольник.

П риложение 6. Саргассово море.

П риложение 7. Море дьявола.

П риложение 8. Водоворот Мальстрема.

Приложение 9. Водолазный колокол.

Приложение 10. Скафандр.

Приложение 11. Акваланг.

Приложение 12. Аквалангист.

Приложение 13. Батисфера.

Приложение 14. Батискаф.

Приложение 15. Подводная лодка.

Приложение 17. Автономного подводного аппарата SEAL 5000

Приложение 19. Аппараты для исследования морских глубин.

8. Литература

Мировой океан был и остается одним из самых загадочных мест нашей планеты. Даже космос покорен человеком настолько, что там можно побывать в качестве туриста. Но мировой океан не спешит раскрывать своих тайн. Загадочные существа, сумевшие приспособиться к жизни глубине океана, поражают человеческое воображение.

Дно океана или на дне морском. Подводный мир и обитатели морского .

Методы исследования мирового океана

Человечество относительно недавно занялось исследованиями океана. Существует специальная наука — океанология, специализирующаяся на исследованиях океана.

История

В начале двадцатого века появились эхолоты. Это устройства, позволяющие измерять глубину с помощью звукового импульса, который отталкивается от морского дна. Такое измерение занимает всего несколько секунд. Эхолотами были снабжены практически все суда, измерения проводились в ходе движения судна.

Активные исследования океана начались после окончания Второй мировой войны. В 1950-1960 годах была выявлена природа океанского дна: это открытие перевернуло представление человека о Земле. Открытия доказали относительно молодой возраст океана и факт движения литосферных плит, благодаря которому облик планеты меняется и сейчас.

жизнь океана

Современные исследования

В настоящее время для исследования применяются современные аппараты, такие, как батискаф и батисфера.

Батискаф — это самоупраляемый аппарат, оборудованный кабиной для экипажа и специальными прожекторами. Аппарат опускается на океанское дно. Корпус батискафов состоит из легкого металла, в нем расположен специальный балласт и жидкость, которая легче воды. Это позволяет батискафу свободно перемещаться по дну. Система жизнеобеспечения рассчитана на экипаж до трех человек.

Батисфера представляет собой стальной шар, который опускают на стальном тросе с борта корабля. Батисфера также оборудована специальными отсеками для экипажа и исследовательской аппаратурой.

Глубоководные аппараты очень прочные, ведь на большой глубине им приходится выдерживать огромное давление: от 800 до 1000 атм. Примерно такое давление на батискаф создадут два опущенных на него авианосца!

В последние десятилетия на глубине 10-20 метров устанавливают специальные лаборатории, которые снабжены всем необходимым оборудованием. Для исследования океана специальной аппаратурой оснащаются и подводные лодки. Также в изучении океанских глубин принимают участие специальные суда, самолеты и спутники Земли.

Для того, чтобы получить наиболее полные сведения, исследователи разных стран объединяются. Изучение Мирового океана имеет большое значение для поиска полезных ископаемых, рыболовства и судоходства.

Батискаф Путина

Как снимают документальные фильмы

Загадки

Океан всегда притягивал человека своей неизвестностью. Несмотря на то, что в последние десятилетия океанография очень продвинулась в своем развитии, некоторым загадкам, связанным с океанскими глубинами, человек так и не нашел объяснения.

Бермудский треугольник

В общей сложности в Бермудском треугольнике исчезло около 50 военных и морских судов. В 80-е годы прошлого века случаи исчезновения стали гораздо реже.

Свидетельства выживших: Бермудский треугольник - портал в .

Марианская впадина

Марианская впадина является самым глубоким местом на Земле относительно уровня моря.

Ее глубина составляет более 11 тысяч метров, а давление на дне превышает атмосферное в 1100 раз!

Казалось бы, в таких условиях жизнь невозможна, но некоторые факты говорят об обратном.

Американские исследователи столкнулись с шокирующей ситуацией: глубоководный аппарат с металлическими стенами толщиной 15 сантиметров опускался на дно Марианской впадины. Как только он достиг крайней точки, исследователи услышали страшный скрежет. Аппарат начали тут же поднимать на поверхность. Увидев его, команда пришла в ужас: батискаф был сильно помят, в некоторых местах даже отстала краска, а трос, на котором его погружали (его толщина 20 сантиметров), был почти полностью перекушен. К сожалению, пострадавший борт не был оснащен камерами, и о причине столь серьезных повреждений можно только догадываться.

В 90-е годы прошлого столетия возникло множество легенд и невероятных историй о Марианской впадине: браконьеры рассказывали о том, что в этом месте часто видно свечение, мелькание огней, а иногда судно начинает буксовать, будто натыкаясь на что то.

10 ФАКТОВ О МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЕ - YouTube

Летучий голландец

Легенда о Летучем голландце известна всем, кто какое-либо отношение имеет к морю. Эта история имеет множество интерпретаций, но в общих чертах звучит так: корабль во главе с капитаном, который был пьяницей и богохульником, близ Мыса Доброй Надежды попал в сильный шторм. Команда просила капитана пристать к берегу, но он был непреклонен. За команду вступился штурман и начал спор с капитаном, однако тот достал пистолет и выстрелил в несчастного. Та же участь постигла других матросов, посмевших выразить свое недовольство. Бог проклял капитана вместе с его судном, и теперь он никогда не сможет причалить к берегу.

Многие матросы утверждают, что видели призрак корабля, что по их мнению, сулит большую беду. В 19 веке всего за несколько лет было зафиксировано 1826 обращений, связанных с летучими голландцами. И по сей день мореплаватели рассказывают, что видели в море загадочный корабль без огней.

Волна-убийца

Волна-убийца долгое время относилась к разряду морских суеверий, однако в настоящее время ученые нашли неопровержимые доказательства реальности существования этого природного явления. Волна-убийца представляет собой внезапно возникающую огромную волну высотой 20-30 метров: это высота девятиэтажного дома. Предсказать время и место появления волны невозможно, а ее мощная сила представляет опасность даже для современных лайнеров.

Первый случай столкновения человека с этой страшной волной задокументирован в 1933 году. Жертвой волны стал американский военный корабль. Стихия настигла борт в водах Тихого океана. Члены экипажа, которым удалось выжить, рассказывали о внезапно возникшей волне высотой 24 метра. По их словам, стихия исчезла так же внезапно, как и появилась.

Последнее нападение волны было зафиксировано в 1995 году: экипаж английского лайнера попытался оседлать огромную волну высотой 30 метров, но судно сильно пострадало.

Волны-убийцы: ученые подтвердили легенды моряков (фото, видео .

Гигантские обитатели

В открытом океане человеку иногда приходилось встречаться с огромными загадочными существами.

В 1976 году американские исследователи проводили работы неподалеку от Гавайских островов, закинув на глубину 165 метров два трала. Внезапно судно начало сильно вести в сторону: члены экипажа поняли, что в оборудовании запутался кто-то из морских обитателей. Подняв тралы на судно, ученые испытали настоящий шок: в ловушку попалась огромная акула, ее длина составляла около пяти метров, а вес 750 килограмм. Огромная пасть акулы была широко раскрыта, ее обрамляли толстые губы черничного цвета. Акула была доставлена на сушу и изучена специалистами: оказалось, что животное принадлежит к классу тихоходных фильтраторов, но, в отличие от своих сородичей, обитает исключительно на больших глубинах.

В 1915 году неподалеку от острова Ирландия немецкая подводная лодка торпедировала английский корабль. Судно быстро пошло ко дну, но примерно через 15 минут раздался громкий взрыв и в фонтане обломков корабля и морской воды экипаж увидел живое существо огромного размера. Внешне оно напоминало крокодила, имело 4 лапы. Зверь, упав на воду, извивался несколько секунд, а затем исчез в глубине.

В настоящее время многие моряки рискуют пересекать большие расстояния на небольших лодках. Это дает из возможность близко созерцать океанскую гладь и видеть то, что происходит в ней. Английский мореплаватель Джон Риджуей рассказал о необычном случае, который произошел с ним в открытом океане: Джон вместе с напарником в ночное время переплывали на небольшой лодке от полуострова Кейп-Код до Ирландии. Напарник спал, а Джон был на веслах. Далее со слов Джона:

В дальнейших рассказах об этой загадочной ситуации Джон утверждал, что длина зверя, преследовавшего его лодку, была около одиннадцати метров.

Ужасающая находка была обнаружена 2012 году в районе Тоямского залива. Местные рыбаки выловили гигантского кальмара: длина его тела составила 30 метров, а вес — одна тонна. Такое животное запросто может проглотить небольшое судно.

Самые опасные животные океана.Морские глубины. Документальный фильм .

Другие тайны

Множество тайн и загадок таят в себе морские глубины. Ученые шутят, что подводный мир изучен хуже, чем обратная сторона Луны, и это действительно так: жизнь океана изучена человеком всего на пять процентов.

Саргассово море

Еще одно загадочное место нашей планеты, которое часто путают с Бермудским треугольником. Феномен этого места заключается в том, что вода здесь двигается по часовой стрелке, образуя гигантскую воронку. Кроме того, здесь часто можно увидеть миражи: например, солнце одновременно на востоке и на западе. Ранее мореходцы рассказывали, что здесь можно встретить плотоядные водоросли. Разумеется, таких хищников там нет, однако мелкие водовороты, вызванные сейсмической активностью, вполне могут вызвать крушение небольших судов.

Саргассово море (+Фото)

Море дьявола

В Тихом океане есть место под названием Море дьявола, оно не отмечено ни на одной карте, однако известно всем мореплавателям, и суда стараются обходить его стороной. Здесь происходило и происходит большое количество кораблекрушений, часто внезапно возникают сильные бури, которые меняются зыбью. Участок океанского дна здесь сейсмически активен, часто и быстро происходит формирование вулканических островов. Кроме того, здесь очень высокая циклоническая деятельность: часто бушуют тайфуны и тропические циклоны.

Море Дьявола | Аномальные зоны

Водоворот Мальстрема

Это место располагается в Норвежском море. Феномен заключается в том, что ежедневно два раза в сутки здесь возникает водоворот, сила которого в сотни раз превышает силу обычных океанских течений. Интересно, что примерно раз в полгода водоворот внезапно меняет свое направление.

Неопознанные подводные объекты

В Персидском заливе есть место, где периодически возникают огромные светящиеся вращающиеся круги. Ранее ученые объясняли их появление свечением планктона, которое вызвано подводными землетрясениями. Однако эта теория не объясняет правильной формы светящихся объектов и исходящих от них ярких лучей.

Неопознанные подводные объекты и базы пришельцев

Возможные объяснения

Загадки Мирового океана давно терзают умы ученых. Загадочным явлениям, связанным с исчезновением самолетов и кораблей в аномальных зонах, есть несколько объяснений.

Вот некоторые наименее фантастические из них:

  1. На дне океана имеются огромные запасы сероводорода и метана. Под воздействием тектонической активности метан переходит в газообразное состояние и поднимается со дна вверх. Газ в виде огромного пузыря концентрируется на поверхности воды, что вызывает сбои в работе навигационных систем самолетов и кораблей. Изменение плотности воды в местах скопления метана вызывает крушение кораблей.
  2. Другое объяснение аномальных явлений заключается в воздействии на человека так называемого инфразвука. Это звук, возникающий на опасной для человека частоте под воздействием тех же газов. Инфразвук способен вызвать помутнение человеческого рассудка и необъяснимые приступы паники, во время которых человек может легко выброситься за борт корабля.
  3. Существует и еще одно объяснение океанским загадкам: в аномальных зонах сила земного притяжения несколько больше, чем на всей планете. Это вызвано формированием и течением здесь теплого движения Гольфстрим. Уменьшение количества катастроф в опасных зонах океана ученые объясняют развитием технического прогресса и усовершенствованием навигационного оборудования.

Пирамиды острова Йонагуни: неразгаданные тайны океана (Япония) Terra .

Интересные факты

В настоящее время множество усилий прикладывается учеными для изучения Мирового океана, однако до сих пор он изучен не более, чем на пять процентов.

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.

Прикрепленные файлы: 1 файл

освоенеие океана.docx

2. Oсвоения Мирового океана

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути[5].

В 20 веке человечество вышло в космос и питает надежду, что 21 век, станет веком освоения Мирового океана. Работать в океане, по мнению специалистов, сложнее, чем в космосе. На расстоянии 6000 км от Земли существует всего лишь перепад в 1 атмосферу между внутренней частью корабля и безвоздушным космическим пространством. На глубине 6 км в океане мы имеем внешнее давление в 600 атмосфер и агрессивную внешнюю среду (электролит). Человеку выйти из глубоководного аппарата практически на любой глубине сложнее, чем из космического аппарата. В отличие от космических аппаратов, которые движутся по определенным траекториям, на движение подводных аппаратов сильно влияют давление, подводные течения, загрязненность воды, коррозия и др. На сегодняшний день вопросы связи под водой решены неудовлетворительно. При освоении Мирового океана человечество, безусловно, столкнется с большими трудностями, чем при освоении космоса[4].

2.1 История освоения океана

В корне изменило дело свободное погружение с аквалангом. С аквалангом человек наконец почувствовал себя в воде как рыба. Погружение до глубин в 40—50 метров стало доступным любому здоровому человеку, и люди впервые по-настоящему увидели красоту подводного мира.

В чем тут секрет? Один из режимов выхода с глубины 300 метров, предложенный Келлером, выглядит так. На глубине 300—90 метров водолаз дышит смесью гелия и кислорода. От 90 до 60 метров пользуется более тяжелой азотно-кислородной смесью. С 60 до 15 метров он дышит уже аргоно-кислородным воздухом, а с 15 метров — чистым кислородом. При этом новые комбинации газов как бы нейтрализуют вредное влияние предшествующих.

Дело пошло быстро, едва был понят, усвоен и испытан общий принцип. В 1960—1962 годах Келлер погружается в специальной барокамере на глубину 400 метров. В 1970 году англичане воспроизводят спуск на глубину 457 метров. В ноябре того же года двое французов достигают отметки 520 метров. В 1972 году взят рубеж 565 метров.

2.2 Хроника подводного градостроительства

Эта трагедия не задержала освоения морских глубин. Десять лет назад правительство США расходовало на подводные исследования и технику 29 миллионов долларов. Сейчас — 500 миллионов. На последующие десять лет запланировано потратить 5 миллиардов[1].

Ныне почти все ученые мира сходятся в одном: освоение шельфа Мирового океана осуществится в ближайшие десять-пятнадцать лет[3].

2.3 Погружение на тысячу метров

По мнению ряда специалистов, уже в ближайшие 30—40 лет в центре Атлантики будет предпринята попытка возвести город-станцию с квартирами и магазинами, институтами и заводами, больницами и театрами, улицами и ресторанами. Однако для этого придется преодолеть трудности не меньшие, чем при высадке людей на Луну.

Начнем с того, что на глубине 3500 метров, где предполагается построить станцию, давление столь велико, что современная подводная лодка испытала бы там участь спичечного коробка, попавшего под кузнечный пресс. Вообще говоря, металл вряд ли пригоден для такого строительства: сокрушительное давление способно найти в нем самую микроскопическую трещинку и разломать всю конструкцию. То, что металлические батискафы опускались и на большую глубину, не должно нас слишком обнадеживать, ведь сжатие, длящееся часами, — это одно, а сжатие, длящееся годами, — нечто совсем иное.

Но как быть все-таки с материалом? Если стали и сплавы не годятся, то может ли их что-нибудь заменить?

В принципе материал для подводных городов уже найден. Это стекло. Это хрупкое вещество обладает одной изумительной особенностью: если полый стеклянный шар опускать в воду, то он с каждым метром становится все прочней. Специалисты называют это феноменальное явление глубинным закаливанием. Первая опытная модель будущего шара-жилища была изготовлена из специального сорта стекла и в 1969 году испытана на глубине 3500 метров. Стекло прекрасно выдержало давление.

Ну а как будет чувствовать себя на этих глубинах человек? Телу не придашь другую форму, мускулы другим материалом не заменишь. На человека обрушатся сотни атмосфер давления!

Океан привлекал человека всегда. Бесконечное пространство воды служило широкой дорогой к неизведанным берегам, снабжало человека рыбой и морепродуктами, внушало панический страх во время штормов. Уже в глубокой древности обратили внимание на природу океана и происходящие в нем явления люди, чья деятельность была связана с мореплаванием и рыболовством. Одними из первых это могли быть представители Финикии и Карфагена, позже наступила пора викингов, генуэзцев и других мореплавателей средневековья. Можно полагать, что больше других природа океана привлекала первооткрывателей эпохи Великих географических открытий. Всех этих людей среди множества явлений неукротимой морской стихии, безусловно, интересовали течения, ветер, колебания уровня.

franklinmap.jpg

Histoire Phisique.jpg

Beagle.jpg

В середине XIX века лейтенант американского флота М.Ф. Мори собрал и систематизировал все доступные материалы наблюдений над течениями. Результатом его работы стала первая карта течений в океанах, опубликованная в книге "Физическая география и метеорология моря". По предложению Мори в 1853 г. была организована Морская международная конференция, установившая единую систему судовых наблюдений, вскоре принятую всеми заинтересованными странами.

Maury.jpg

challenger.jpg

С тех пор было проведено немало морских исследовательских рейсов, в том числе такие, в которых изначально преследовались чисто практические цели. Из них особый интерес вызывает немецкая атлантическая экспедиция 1925-1927 гг. Любопытно само ее возникновение. После поражения в Первой мировой войне Германия должна была выплатить по репарациям 132 миллиарда золотых марок, что в те годы соответствовало примерно 50 тоннам золота. Золотой запас страны был сильно истощен войной и тогда вспомнили о золоте, которое существует в огромном количестве и в то же время никому не принадлежит. Золото, растворенное в океане! Сам факт его присутствия в морской воде был давно известен, но какова концентрация благородного металла, в каких пределах она меняется от места к месту, никто в точности не знал.

Meteor.jpg

В истории науки об океане сегодня известно немало заслуженных исследователей, но если обращаться к истокам, прежде всего, необходимо назвать имена Ф. Нансена, Б. Хелланд-Хансена и Х. Свердрупа. Именно эти талантливые ученые положили начало физической океанологии как современной науки, разработали основы методики океанологических исследований, открыли важные законы динамики океана, воспитали многих талантливых учеников.

Океанография в Российской империи.

Neva.jpg

makarov.jpg

Vityaz.jpg

Okeanografia.jpg

Океанология в СССР.

Разрушительные события двух войн и революции нанесли непоправимый урон всей российской науке и океанографии в том числе. Едва преодолев военную интервенцию стран Антанты, республика Советов столкнулась с интервенцией экономической. Норвежские и английские промышленники захватили бывшие русские районы промысла у берегов Шпицбергена и о. Медвежьего, готовился подобный захват Новой Земли. Чтобы окончательно не потерять исконно Русский Север, необходимо было срочно вынести советский флаг на просторы Баренцева моря, начать изучение малоисследованных районов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Persei.jpg

Витязь 2.jpg

С 1948 г. профессор Н.Н. Зубов начал читать лекции по мореведению студентам кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Несколько студентов выразили желание специализироваться по океанологии, но такой кафедры в те годы в Москве не было. Кафедру океанологии на географическом факультете МГУ удалось создать в 1953 г., когда естественные факультеты переехали в новые корпуса на Ленинских горах.

Читайте также: