Тьялк это какой тип грузовых парусных судов

Обновлено: 08.05.2024

Правило LXVIII.
Марки, применяемые в связи с кругом.

Зимняя и тропическая грузовые, марки не наносятся на парусные суда. Максимальной грузовой маркой, по которую парусные суда могут грузиться в соленой воде зимой и в тропической зоне, является центр круга (рис. 3).

Правило LXIX.
Условия назначения грузовых марок.

Условия назначения грузовых марок являются те, которые содержатся во II части настоящих правил.

Правило LXX.
Вычисление надводного борта.

Надводный борт вычисляется по специальной таблице надводного борта для парусных судов точно так же, как вычисляется надводный борт для пароходов по таблице надводного борта для пароходов, за исключением нижеследующего.

Правило LXXI.
Высота надводного борта (D).

На парусных судах, имеющих подъем флоров более чем в 125 мм на м, вертикальное расстояние от верхней кромки киля (правило ХХХIV) уменьшается на половину разницы между полным подъемом флоров на половине ширины судна и полным подъемом в 125 мм на м, 208 мм на м половины ширины рассматривается как максимальная величина подъема, на которую делается поправка.

Если днище судна у киля имеет вогнутую форму или если имеется утолщенный шпунтовый пояс, то высота борта измеряется от места пересечения продолженной плоской части днища с килем.

Высота борта, применяемая при пользовании таблицами надводного борта, должна быть не менее L /12.

Правило LХХII.
Коэффициент полноты (с).

При пользовании таблицами надводного борта коэффициент полноты берется не менее 0,62 и не более 0,72.

Правило LХХIII.
Надстройка на деревянных судах.

На деревянных судах конструкция и устройства для закрывания надстроек, на которые делаются вычеты из надводного борта, должны быть выполнены к удовлетворению учреждения, уполномоченного назначать грузовую марку.

Правило LXXIV.
Вычеты на надстройки.

Если расчетная длина надстроек равна 1,0 L , то вычет из надводного борта составляет 76 мм для судов длиной 24,4 м и 711 мм для судов длиной равной или более 100,50 м; для судов промежуточных длин вычеты получаются интерполяцией. Если суммарная расчетная длина надстроек менее 1,0 L , то вычеты назначаются в процентах, указанных в следующей таблице.

Проценты для промежуточных длин надстроек получаются интерполяцией.

Правило LXXV.
Минимальный надводный борт.

Не требуется никакого увеличения надводного борта для зимнего надводного борта и не разрешается никакого уменьшения для тропического надводного борта.

Надводный борт должен быть увеличен на 75 мм при плаваниях совершаемых через Северную Атлантику, севернее 36-й параллели в течение зимних месяцев.

При вычислении надводного борта для пресной воды для деревянных судов осадка измеряется от нижней кромки шпунта в киле до центра круга.

Правило LXXVI.
Таблица надводного борта для парусных судов.

Минимальные летний, зимний и тропический надводные борта для железных и стальных полнопалубных судов без надстроек, отвечающих стандартам, указанным о правилах.

(I) Для промежуточных длин надводный борт получается интерполяцией.

(I) Если с более 0,62, то надводный борт умножается на ( с + 0,62)/1,24.

(III) Если D более L / 12, то надводный борт увеличивается на величину 8,33 ( D - L / 12) * (10 + L / 7,62) мм.

(IV) Если действительная высота борта у средины длины судна до верхней кромки палубы надводного борта больше или меньше D , то разница между высотами борта (в мм) прибавляется к надводному борту или вычитается из него.

Правило LXXVII.
Надводный борт для деревянных парусных судов.

Надводный борт для деревянных парусных судов получается так же, как надводный борт для железных или стальных, после окончания всех расчетов, но затем увеличивается учреждением, уполномоченным назначать надводный борт, по его усмотрению в зависимости от классификации, конструкции, возраста и состояния судна.

К судам примитивной конструкции, как арабские парусники, джонки и т. д., администрацией будут применяться, насколько это разумно и осуществимо, правила, установленные для парусных судов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Бороздящие воды морей современные парусники весьма разнообразны; они сильно различаются не только размерами, но и количеством мачт, и видами оснастки. Причем и большие, и малые парусные суда современности в видах своей оснастки опираются на старую парусную школу, оттачивавшуюся веками. Однако до сегодняшнего дня дожили далеко не все виды парусников, существовавших ранее. В 21-м веке используются только наиболее удачные образцы прошлого; а все остальные имевшиеся многочисленные типы парусных судов, не соответствующих современным требованиям, остались в истории (и речь о них пойдет отдельно). Сейчас же – разговор только о тех парусных судах, которые используются сегодня. Они в зависимости от вида парусного вооружения различаются на следующие основные типы:

Корабли – крупные плавательные средства, несущие от трех до пяти мачт. Все мачты – с прямыми парусами; косыми являются лишь имеющийся внизу на бизань-мачте традиционный для всех парусников гафельный парус, обеспечивающий повороты судна, а так же кливера (между бушпритом и фок-мачтой) и стаксели (между мачтами), выполняющие вспомогательную роль.

Барки – такие же крупные, как корабли; тоже несут от трех до пяти мачт. Но у них вся кормовая мачта оснащена косыми парусами, а остальные мачты – с прямыми парусами. В сочетании с кливерами и стакселями косые паруса бизань мачты заметно улучшают маневренность судна, при незначительной потере скорости.

БАРКЕНТИНА (шхуна-барк)

Баркентины несколько меньше кораблей и барков; они несут от трех до четырех мачт. Передняя мачта с прямыми, остальные мачты - с косыми парусами. По скорости баркентины отстают от кораблей и барков, зато они значительно более маневренны и способны ходить под острыми углами к ветру.

Шхуны бывают самых разных размеров, но в основном они относятся к среднеразмерным судам. Средние шхуны несут две мачты, более редкие крупные – три; правда, раньше иногда встречались и огромные шхуны, имевшие от четырех до семи мачт (эти суда были преимущественно американского происхождения). Все шхуны подразделяются на два вида: марсельная шхуна и гафельная шхуна. Гафельные шхуны несут на всех мачтах только косые паруса; марсельные шхуны кроме косых парусов на обеих мачтах имеют на фок-мачте вверху один или несколько прямых парусов. Соответственно, гафельные шхуны отличаются высочайшей маневренностью, а марсельные - несколько большей скоростью; при этом оба вида шхун способны двигаться под острыми углами к ветру. По внешнему виду двухмачтовую гафельную шхуну можно перепутать с похожим на нее гафельным кечем; но шхуна, предназначенная для морских плаваний, крупнее прибрежного кеча, и отличается от него тем, что несет фок- и более высокую грот-мачту (кеч же имеет грот- и более низкую бизань-мачту).

Двухмачтовое судно средних размеров; имеет две мачты с прямыми парусами. Для улучшения маневрирования бриг кроме косых кливеров между бушпритом и фок-мачтой несет внизу на грот-мачте (которая является второй и последней) косой гафельный парус, являющийся традиционным почти для всех видов парусников.

Бригантина представляет собой помесь шхуны и брига. Это среднее двухмачтовое судно, у которого одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми. Такое парусное вооружение позволяет судну сочетать приемлемую скорость с хорошей маневренностью. Маневренности и крутым курсам способствуют так же имеющиеся кливера и стаксели.

Люгер относится к старинному виду французских малых парусников, применяемых во Франции до сих пор. Это трехмачтовое небольшое судно вооружено рейковыми парусами (косыми четырехугольными парусами на косых рейках, короткий конец которых смотрит вниз, а длинный – вверх).

ТЕНДЕР И ШЛЮП

Малые одномачтовые парусники тендер и шлюп по размерам и парусности близки друг к другу; в 19-м и начале 20-го века они различались бушпритом: на тендерах он был длинный выдвижной, а на шлюпах – короткий постоянный. Еще одним различием служило расположение мачты: на тендерах – в середине корпуса, на шлюпах – несколько ближе к носу. Но сегодня бушприты на этих типах судов применяются довольно редко; изменилось и расположение мачт – мачта шлюпа так же переместилась в середину корпуса. Поэтому современные шлюп и тендер различать стало довольно трудно. Правда, в определенной мере нынче различию способствует тип применяемых парусов. Сегодня тендеры с бермудскими парусами практически не строят, а шлюпы – наоборот, обычно вооружают только бермудами; гафельные шлюпы практически исчезли.

Дополнительная информация:


На протяжении тысячелетней истории мореплавания размеры парусных судов неизменно росли. Совершенствовалось и их парусное вооружение. К середине прошлого столетия сложились и получили широкое распространение типы парусных судов, которые сохранились до наших дней.

С развитием международной морской торговли изменились районы плавания кораблей — морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Сначала были галеры, потом каравеллы. В конце 16 века в Испании появились трехмачтовые парусные суда — каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Эти корабли имели длинный бушприт с прямыми парусами.

Исторические парусники 1 - галера (galley) 2 - каравелла (caravel) 3 - каракка (carrack)

Исторические парусники 1 - галера (galley) 2 - каравелла (caravel) 3 - каракка (carrack)

В конце 18 века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусники стали усовершенствоваться. Парусные суда начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних морских перевозок. С непрерывным развитием судоходства конструкция и парусное вооружение судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных кораблей по их парусному вооружению, разделяющая на:

  • парусные суда с прямым парусным вооружением
  • парусные суда с косым парусным вооружением
  • парусные суда с комбинированным парусным вооружением

Парусные суда с прямым парусным вооружением

К первой категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. Парусники этой группы подразделяют на:

Парусные суда с прямым парусным вооружением

Парусные суда с прямым парусным вооружением

  1. Пятимачтовый корабль (5 masted full-rigged ship) — парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса
  2. Четырехмачтовый корабль (4 masted full-rigged ship) — четыре мачты с прямыми парусами
  3. Фрегат (frigate) — три мачты с прямыми парусами
  4. Пятимачтовый барк (5 masted barque) — большое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение на четырех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами
  5. Четырехмачтовый барк (4 masted barque) — судно, имеющее три мачты с прямыми парусами, кормовая вооружена косыми парусами
  6. Барк (barque) — две мачты с прямыми парусами, одна — с косыми парусами
  7. Бриг (brig)- двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами на обеих мачтах и одним косым парусом на грот-мачте

Классический клипер

Классический клипер

В середине 19 века парусный флот достиг своего совершенства — судостроители создали безупречный тип океанского парусника — клипер (clipper). Эти суда отличались увеличенной парусностью, высокой скоростью хода и прекрасными мореходными качествами. Классический клипер это трехмачтовый корабль (фрегат) с развитым парусным вооружением, включающее прямые паруса и дополнительные лисели, и имеющий три наклонные мачты, подчёркивающие высокие динамические качества судна.

Парусные суда с косым парусным вооружением

Ко второй категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом парусников этой группы являются двухмачтовые и трехмачтовые шхуны, позволяющие за счет небольшой осадки заходить на мелководье. Они подразделяются на:

  • гафельные
  • бермудские
  • стаксельные
  • марсельные

Двухмачтовые шхуны

Двухмачтовые шхуны (Two masted schooner)

Двухмачтовые шхуны (Two masted schooner)

Трехмачтовые шхуны

Трехмачтовые шхуны (Three masted schooner)

Трехмачтовые шхуны (Three masted schooner)

Многомачтовые шхуны

Кроме перечисленных парусников существовали большие многомачтовые шхуны (multi-masted schooner) обладающие четырьмя, пятью, шестью и даже семью мачтами, на которых развивались исключительно косые (гафельные) паруса.

1 - семимачтовая шхуна 2 - шестимачтовая шхуна 3 - пятимачтовая шхуна 4 - четырехмачтовая шхуна

1 - семимачтовая шхуна 2 - шестимачтовая шхуна 3 - пятимачтовая шхуна 4 - четырехмачтовая шхуна

Помимо шхун к категории судов с косым парусным вооружением относятся небольшие одномачтовые суда — куттер, шлюп, кэт. А также двухмачтовые — кэч, иол.


  1. Кэт (catboat) — парусное судно характеризующееся наличием гафельного паруса на одной мачте, расположенной вблизи носовой части
  2. Шлюп (sloop) — одномачтовое парусное судно с косыми парусами
  3. Куттер (cutter) — одномачтовое парусное судно, имеющее на мачте два типа косых парусов: гафельный грот и два стакселя. Куттер с горизонтальным выдвижным бушпритом называют тендером
  4. Кэч (ketch) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты. При этом площадь паруса бизань-мачты составляет около 20 процентов общей парусности. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре
  5. Гафельный кэч (gaff ketch) — двухмачтовый парусник с гафельными парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты
  6. Иол (yawl) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля перед бизань-мачтой

Парусные суда с комбинированным парусным вооружением

К третьей категории парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

Большие парусные суда со смешанным вооружением

Большие парусные суда со смешанным вооружением

Малые парусные суда с комбинированным вооружением

Малые парусные суда с комбинированным вооружением

Другие типы парусников

Кроме вышеперечисленных категорий парусных судов в истории мореплавания существовали и другие типы парусников:

1 - швертбот 2 - джонка 3 - проа

1 - швертбот 2 - джонка 3 - проа

Согласно историческим данным, первое документально зафиксированное использование парусов в целях мореплавания относится к IV тысячелетию до н.э. Именно тогда, в древнем Египте появилось первое парусное судно: барки, использовавшиеся для передвижения по Нилу и прибрежным районам, впервые были оснащены парусами из циновок. Изначально парус играл роль вспомогательного движителя при попутных направлениях ветра. Но со временем парусное вооружение стало главным, практически полностью вытеснив вёсла. Постепенно паруса и рангоут усложнялись и становились всё разнообразнее.

парусное судно

Классификация парусных судов

Основным толчком к развитию парусников стала эпоха великих географических открытий XV-XVI веков. В это время резко меняются районы плавания и ставящиеся перед судами задачи. А, следовательно, появляются новые требования к конструкции и эксплуатационным качествам судов. С этих пор начинается непрерывное совершенствование и усложнение парусного вооружения, появляются всё новые и новые узкоспециализированные типы парусных судов.

Начиная с XVII-XVIII веков, с развитием единой морской терминологии, возникает насущная необходимость в классификации всех судов по типам. Главным классифицирующим признаком для кораблей становится вид установленного на них парусного вооружения. Второстепенными признаками типа парусного судна являлись число мачт и его предназначение, а для военных кораблей также калибр и количество пушечного вооружения. Рассмотрим виды парусных судов с различным вооружением.

Всё многообразие парусного вооружения можно разделить на три большие группы по виду преобладающих парусов:

Помимо этого, все суда принято разделять на:

К большим относятся те из них, что несут как минимум две мачты. Малыми условно считаются небольшие парусные суда, имеющие 1 или полторы мачты (вариант, когда одна из мачт намного ниже).

Парусники с прямым вооружением

Прямые паруса представляют собой наиболее древнее изобретение, использовавшееся ещё со времён античности. Они устанавливались на египетские, финикийские, греческие, полинезийские и римские суда и лодки ещё задолго до нашей эры. Не потеряли они своей актуальности и в наше время. Их отличительной чертой является четырёхугольная форма – в виде правильного прямоугольника или трапеции. Верхней шкаториной они крепятся к рее или гафелю, а нижней к гику, нижней рее или непосредственно к палубе.

Плюсом прямых парусов считается простота работы с ними, их легко ставить и убирать. Они имеют хорошую движущую силу при попутных ветрах, однако, при боковых и встречных ветрах использовать их крайне затруднительно либо вообще невозможно. Для движения, минимальный угол между направлением ветра и плоскостью паруса должен превышать 65-67 о , а это делает лавирование практически невозможным. Наименование парусов зависит от названия мачт, на которых они установлены и порядкового нахождения по ярусам.

прямое парусное вооружение

Типы парусных судов, с преобладающими прямыми парусами:

Парусники с косым вооружением

Косые паруса были изобретены гораздо позже прямых, только в средние века. Первыми их стали использовать, предположительно, арабские мореплаватели. От них косой парус был перенят европейцами, где и распространился достаточно широко как в качестве самостоятельного, так и в виде дополнения к прямым. Несомненное преимущество косого паруса перед прямым — возможность движения при боковых и даже встречных направлениях ветра. Большие суда, имеющие в качестве основных косые паруса, именуются шхунами. В зависимости от конструктивных особенностей они, в свою очередь, подразделяются на несколько видов:

  • Гафельная. Оснащается гафельным парусом, натягивающегося между гафелем вверху и гиком внизу, а передней шкаториной закрепляется непосредственно к мачте.
  • Бермудская. Паруса такого типа имеют вид треугольника. Основание у него закрепляется на гике, а передняя кромка – на мачте.
  • Стаксельная – к такому типу относятся шхуны, на которых основными парусами являются стаксели (косые паруса, устанавливаемые на штаг впереди мачт).
  • Марсельная – с косым фоком, но в дополнение к нему оснащается прямым парусом-марселем.

косое парусное вооружение

Парусники со смешанным вооружением

К судам со смешанным вооружением относят те из них, у которых оба вида парусов представлены приблизительно в равной пропорции. Сюда включают два вида судов:

  • Бригантина – 2-мачтовое судно, причём на грот-мачте ставятся косые, а на фок-мачте лишь прямые паруса.
  • Баркентина – несёт не меньше 3-х мачт. На фок-мачте имеются прямые паруса, на всех же последующих – исключительно косые.

бригантина

Малые парусники

Небольшие парусные суда и их виды:

Одномачтовые малые парусники разделяются на такие виды:

  • Тендер. Имеет единственную мачту, сдвинутую к миделю. Стандартный набор парусов: грот (гафельный либо бермудский), топсель, стаксели и кливеры. Как и остальные малые парусники, в зависимости от типа грота, бывают гафельными или бермудскими.
  • Шлюп имеет косой парус на грот-мачте, и единственный стаксель. В некоторых случаях над гафельным гротом устанавливается дополнительно топсель.
  • Кэт, малый парусник, имеющий наиболее простое вооружение, состоящее из единственного косого паруса.

берумдский кэч

Помимо этого, современные яхты и лодки могут классифицироваться по типу материала, из которого выполнен их корпус:

  • Стальной.
  • Стеклопластиковый.
  • Деревянный.
  • Армоцементный.

По количеству корпусов парусные лодки могут быть однокорпусными, двухкорпусными (катамараны) и даже трёхкорпусными (тримараны). По наличию киля небольшие парусные суда бывают:


Пароходы были надёжны, но медлительны. Они требовали частой бункеровки — погрузки угля. Для переходов по пустынным океанским просторам под Южным крестом это не годилось.


Узкий корпус с гидродинамическими обводами и прочный рангоут — всё из стали. Водоизмещение былых линейных кораблей и длина более сотни метров. Всё ради того, чтобы ловить парусами на стальных мачтах бури, губительные для деревянных судов прошлого. И в обход мыса Горн везти в Европу австралийское зерно и чилийскую селитру, нужную для удобрений и производства пороха.

Летающие П-лайнеры

Гамбургская компания F. Laeisz нуждалась в судах для перевозки селитры. Её владельцы превыше всего ставили скорость. Специалисты по гидродинамике Гёттингенского университета разработали для них идеальные обводы корпусов.


Дефицит желающих возиться с парусами в бури компенсировался романтиками и курсантами мореходных школ, обязанными проходить практику на парусниках. Кроме того, моряков с опытом таких походов судовладельцы и капитаны отрывали с руками за хорошие деньги.

Смена флагов


Японец, который не стрелял

Прагматичная версия полагает, что сильное волнение мешало стрелять из пушки — а тратить торпеду на парусник японцы сочли излишеством.

Тайну своего решения японец унёс на дно. I-12 то ли была потоплена на следующий день близ Гавайев, то ли погибла в марте 1945-го у Сан-Франциско.


Королевство голодало, было не до виски.

Разгрузка того, что ещё можно было спасти, превратилась в битву. Нужно было предотвратить проникновение затаившихся в мешках диверсантов в зернохранилища. Грызунов истребляли рабочие и волонтёры посредством лопат, собак и подручных предметов — но их число казалось бесконечным.

Убитые подсчитывались с британской пунктуальностью. К окончанию выгрузки спустя три недели подтверждённые потери крысиного воинства составили 4501 единицу. Однако барк продолжал кишеть грызунами.

В ход пошло оружие массового поражения. Барк обработали синильной кислотой. После этого на борту насчитали ещё 3395 крысиных трупов.

В Аргентину, герр капитан!

Однако несколько немецких судовладельцев презрели послевоенную экономию. Они решили, что парусники должны стать символом возрождающегося торгового флота Германии — и заодно школой для курсантов.

Барк отвёз в Бразилию груз цемента и вернулся с трюмами, полными руды.


Путь к трагедии, или О вреде склочности и экономности

Одна беда: он водил учебные парусники и не слишком разбирался в поведении сыпучих грузов.

В поход ушли 86 человек, включая 52 курсантов возрастом 16-18 лет, впервые всерьёз вышедших в море. Атмосфера не задалась. Капитан и офицеры грызлись между собой, матросов и курсантов прессовали. Судно успело заработать немало повреждений, но на ремонт денег не хватало.

В Буэнос-Айресе бастовали докеры, а компания требовала выхода в море. Ячмень загрузили своими силами, спустя рукава и неумело, оставив ему возможность ссыпаться к бортам. Часть зерна засыпали в балластные танки, хотя это нарушало нормы безопасности.

Последняя парусная жертва океану

Дибич не испугался, увидев шторм прямо по курсу. Он попытался прорваться напрямик через бурю. Винджаммеры и были созданы, чтобы ловить штормовые ветра в стальной рангоут. Вот только к безалаберности при погрузке сыпучих грузов и к забиванию балластных баков их не готовили даже инженеры Blohm & Voss.

Капитан совершил последнюю ошибку. Он не решился заполнить водой балластные танки по правому борту. Ведь это повредит зерно! По некоторым свидетельствам, на борту до последнего были уверены, что винджаммер непотопляем. Остались открытыми палубные люки и двери, в них лилась вода.

Вместо того, чтобы их закрыть, некоторые фотографировались на фоне шторма.

Гигантские волны мешали оказавшимся в воде людям залезть в шлюпки, из которых смыло запасы воды, пищи и сигнальные пистолеты. Спасжилеты неудачной конструкции не поддерживали головы выбившихся из сил над водой.


Затем ураган ушёл, но пришли акулы и жажда.

На поиски выживших 13 стран бросили 78 кораблей и судов и 11 самолётов. Спасателям удалось найти три шлюпки. В одной были пятеро истощённых, сходящих с ума курсантов. Во второй остался единственный выживший. В третьей людей не оказалось.

Вокруг плавали спасательные жилеты. Некоторые — с фрагментами тел, сожранных акулами.

Германия погрузилась в траур. Любекский морской суд постановил, что причиной трагедии стали человеческие ошибки.

К счастью, члены его команды оказались профессиональнее: они заполнили водой балластные танки, выровняли крен и уцелели вместе с судном. Но больше с океанскими грузовыми перевозками рисковать никто не хотел.

Читайте также: