Таблица сигналов связи между судами при буксировке

Обновлено: 08.05.2024

от 8 июля 1996 года N МФ-35/1921

[О направлении инструкции]

Инструкция вводится в действие с 01 сентября 1996 г.

Приложение
к письму Федеральной службы
морского флота России
от 8 июля 1996 года N МФ-35/1921

морского флота России

2 июля 1996 года

Инструкция по безопасности морских буксировок

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция содержит основные положения по безопасности дальних морских и океанских буксировочных работ (в дальнейшем - буксировок, если не оговаривается иной район плавания) при осуществлении разовых перегонов (здесь и в дальнейшем применяются определения Морского Регистра судоходства, если не оговаривается иное) из портов Российской Федерации судов на буксире вне установленного для них района плавания, независимо от способов и особенностей буксировки каждого из них.

1.2. Действие настоящей инструкции распространяется на всех участников буксировок, организуемых и/или осуществляемых предприятиями, организациями и учреждениями Федеральной службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации (в дальнейшем - Росморфлот), независимо от ведомства и/или форм собственности судовладельцев буксируемых судов, а также на лиц, осуществляющих надзор и контроль за обеспечением безопасности мореплавания в системе Росморфлота.

1.3. Предприятия, организации или учреждения, не входящие в систему Росморфлота, при организации и/или осуществлении буксировок могут руководствоваться настоящей инструкцией только по согласованию с Росморфлотом, чьей интеллектуальной собственностью она является.

1.4. Действие настоящей инструкции не распространяется на буксировки, не являющиеся дальними морскими и океанскими, буксировки аварийных судов, судов в ледовых условиях и судов, специально предназначенных для их буксировки.

При осуществлении буксировок судов из иностранных портов судовладельцам и капитанам буксирных судов следует руководствоваться правилами, требованиями или обычаями того порта, откуда совершается буксировка.

Однако, судовладельцы и/или капитаны буксирных и буксируемых судов могут использовать положения настоящей инструкции при любых буксировках в целях повышения их безопасности.

1.5. Буксировки выполняются, как правило, спасательно-буксирными судами или ледоколами. Использование для этих целей других типов морских судов допускается после их соответствующего дооборудования и предъявления к освидетельствованию Морским Регистром судоходства на предмет пригодности к конкретным буксировочным операциям.

1.6. Основанием для производства буксировок являются лицензии на право производства такого вида деятельности, выдаваемые Росморфлотом судовладельцам буксирных судов, и Свидетельства буксирных судов, выдаваемые Морским Регистром судоходства при наличии на буксирных судах действующих Классификационных свидетельств.

1.7. При организации, подготовке и осуществлении буксировок их участники в целях обеспечения безопасности буксировок должны руководствоваться в дополнение к настоящей инструкции:

1.7.1. Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации (издание Морского Регистра судоходства) в части, касающейся освидетельствования судов при разовых перегонах вне установленного района плавания.

1.7.2. Правилами классификации и постройки морских судов и Правилами по оборудованию морских судов (издания Морского Регистра судоходства) в части, касающейся буксирных судов.

1.7.5. Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (издание ГУНиО МО Российской Федерации, 1993 г., N 9034) в части, касающейся выхода судов из морских портов.

1.7.6. Инструкцией о выпуске судов в море капитанами морских торговых портов (приложение 6 к приказу ММФ СССР от 27.05.91 N 40).

1.7.7. Другими общими для всех судов действующими организационно-распорядительными и нормативными документами Росморфлота регламентирующими обеспечение безопасности мореплавания.

2. Организация буксировок

2.1. Буксировки в системе Росморфлота организуются и осуществляются, как правило, судовладельцами буксирных судов Госморспасслужбы России при Росморфлоте: бассейновыми аварийно-спасательными управлениями, экспедиционными отрядами и управлениями аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (в дальнейшем - БАСУ), а также другими судовладельцами Росморфлота, имеющими соответствующие лицензии.

2.2. Буксировка может быть осуществлена:

- одним буксирным судном с одним или двумя буксируемыми судами в составе буксирного каравана;

- несколькими буксирными судами с одним или несколькими буксируемыми судами в составе буксирного каравана.

В дальнейшем по тексту Инструкции рассматриваются общие положения, относящиеся к буксирным или буксируемым судам, независимо от того, является ли буксирное судно основным или вспомогательным в составе буксирного каравана, буксируется ли одновременно одно или несколько судов и есть ли экипаж на буксируемом судне или нет, если не оговаривается иное, а под буксирным караваном (в дальнейшем - караваном) понимается группа судов, совершающих совместное плавание, в составе одного или нескольких буксируемых судов и одного или нескольких буксирных судов, включая все буксирное снаряжение.

2.3. Перед буксировкой судна, имеющего район установленного плавания, существенно отличающийся от района предстоящей буксировки должен быть разработан проект перегона, в состав которого включаются инструкции для капитанов буксирного и буксируемого судов.

2.1. Если Морским Регистром судоходства будет признано, что для осуществления буксировки не потребуется существенных изменений конструкции или дооборудования буксируемого судна, то его судовладельцем должен быть разработан перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона с приложением к нему инструкции для капитана буксируемого судна.

2.5. При планировании буксировок двух судов одним буксирным судном или одного судна несколькими буксирными судами в проекте перегона (перечне мероприятий по обеспечению безопасности перегона) должна быть обоснована, соответственно, для первого случая - возможность, а для второго случая - необходимость их осуществления указанным количеством буксирных судов.

2.6. Проект перегона (перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона) должен быть представлен на одобрение Морскому Регистру судоходства.

2.7. Буксировка осуществляется на основании договора, заключаемого между судовладельцами буксирного и буксируемого судов или другими лицами по их поручению.

2.8. Для заключения договора буксировки судовладелец буксируемого судна предоставляет проект перегона (перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона) в комплекте с технической документацией судовладельцу буксирного судна, который имеет право выставить обоснованные дополнительные требования и запросить дополнительную техническую документацию по буксируемому судну для обеспечения безопасности предстоящей буксировки.

Не исключено, что к моменту заключения договора буксировки буксируемое судно будет уже подготовлено его судовладельцем к перегону (см. п.3.1.).

2.9. В качестве прототипов для заключения договора буксировки могут быть рекомендованы проформы международных контрактов на морскую буксировку "TOWCON" (по общей сумме) и "TOWHIRE" (по суточной ставке), как наиболее полно отражающие все условия буксировок. В эти проформы могут быть внесены поправки и/или дополнительные условия, которые необходимы и приемлемы для осуществления буксировки конкретного судна (в частности, без экипажа на борту буксируемого судна, при буксировке двух судов одним буксирным судном или одного судна несколькими буксирными судами).

2.10. Для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном (в общем случае - сопровождающие). Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается.

В том случае, если в период буксировки безопасность сопровождающих на буксируемом судне не обеспечивается, то они могут находиться на борту буксирного судна, либо функции сопровождающих может осуществлять экипаж буксирного судна.

В любом случае организация обеспечения безопасности буксируемого судна в процессе буксировки, в том числе при возникновении аварийной ситуации на нем, должна быть отражена в договоре буксировки. Как правило, спасание буксируемого судна при возникновении аварийной ситуации на нем не по вине буксирного судна осуществляется по согласованию с судовладельцем буксируемого судна и по отдельному спасательному контракту.

2.11. В случае конвертовки буксируемого судна в договоре буксировки должна быть отражена ответственность его судовладельца за герметичность и состояние внутренних помещений и оборудования судна.

2.12. В договоре на буксировку двух судов одним буксирным судном должна быть оговорена степень ответственности судовладельца буксирного судна перед судовладельцем буксируемых судов за утерю и повреждения каждого из буксируемых судов, в том числе в результате обрыва любой из буксирных линий, закрепляемых на буксируемых судах.

2.13. Руководство организацией и подготовкой буксировки, ее осуществление возлагается на судовладельца буксирных судов, который обязан:

2.13.1. Определить характер буксировки (см. п.2.2.) и структуру командования караваном.

2.13.2. Выбрать буксирное судно (основное и вспомогательные буксирные суда - для осуществления буксировки несколькими буксирными судами).

2.13.3. Выбрать сроки буксировки с учетом наиболее благоприятного периода перегона.

2.13.4. Разработать план перехода.

2.13.5. Разработать инструкцию по обеспечению безопасности буксировки конкретного буксируемого судна.

2.14. Ответственность за несоблюдение условий буксировки одобренному проекту перегона (перечню мероприятий по обеспечению безопасности перегона) несет судовладелец буксирного судна.

2.15. При организации буксировки одного судна несколькими буксирными судами приказом судовладельца буксирных судов по подготовке к буксировке, ее осуществлению и структуре командования караваном капитан основного буксирного судна назначается старшим, и ему, в оперативном отношении, в части, касающейся обеспечения безопасности буксируемого судна, подчиняются капитаны вспомогательных буксирных судов. Капитан основного буксирного судна может быть назначен начальником буксирного каравана.

Обязанности, права и ответственность начальника каравана, а также необходимость введения отдельной такой должности, не снижая ответственности капитана буксирного судна (основного) в части, касающейся обеспечения безопасности буксируемого судна, определит судовладелец буксирных судов в зависимости от сложности каждой конкретной буксировки.

2.16. Мощность буксирного судна должна быть не менее определяемой проектом перегона или Свидетельством на перегон, а при отсутствии проекта перегона или данных об указанной мощности в Свидетельстве на перегон - расчетным путем для плановой скорости буксировки. Величина тяги на гаке и маневренность буксирного судна должны предусматривать достаточную способность удержания каравана при наиболее неблагоприятной комбинации течения, штормовой балльности волны и ветра, которые можно ожидать по статистике по маршруту перегона.

2.17. Сроки проведения буксировки определяются по "Таблице сроков проведения дальних морских и океанских экспедиционных буксировочных работ" с учетом ограничений Морского Регистра судоходства на буксировку по условиям погоды.

2.18. План перехода, разрабатываемый, при возможности, с привлечением капитана буксирного судна (основного), должен включать:

- названия и основные тактико-технические данные (ТТД) буксирного и буксируемого судов, в том числе для буксирного судна: плановую скорость буксировки, суточный расход топлива и смазочных масел на стоянке и на ходу с буксируемым судном;

- установленные Морским Регистром судоходства ограничения на буксировку по условиям погоды;

- маршрут перехода с указанием расстояний и походных ордеров по каждому отрезку маршрута;

- порты захода и места укрытия от непогоды;

- плановую таблицу перехода, включающую расчет ходового и стояночного времени, контрольные сроки выхода из порта отправления, заходов в промежуточные порты и прихода в порт назначения;

- растет количества топлива и смазочных масел на переход и, при необходимости и возможности, размещение топлива на буксируемом судне;

- другие сведения по усмотрению судовладельца буксирного судна.

2.19. Инструкция по обеспечению безопасности буксировки конкретного буксируемого судна разрабатывается на основе проекта перегона (перечня мероприятий по обеспечению безопасности перегона) в комплекте с технической документацией и договора буксировки.

Целью инструкции является конкретизация и/или обоснованное дополнение (но не дублирование) инструкций капитанам буксирного и буксируемого судов, находящихся в составе комплекта технической документации, условий буксировки, указанных в Свидетельстве на перегон и в договоре на буксировку, настоящей инструкции и других организационно-распорядительных и нормативных документов Росморфлота по буксировкам судов и обеспечению безопасности мореплавания. Она должна содержать конкретные организационные мероприятия и/или рекомендации капитанам буксирного и буксируемого судов по обеспечению безопасности предстоящей буксировки.

К инструкции должна быть приложена копия договора на буксировку или выписки из него, касающиеся безопасности буксировки.

Инструкции, в целом, должны дополнять одна другую и включать:

- основные характеристики мореходных качеств буксируемого судна и рекомендации по выбору благоприятных курсов и скоростей буксировки, соответствующих ограничениям Морского Регистра судоходства на буксировку по условиям погоды, использованию мест укрытия от непогоды, наблюдению за состоянием и поведением буксируемого судна;

- мероприятия и/или рекомендации, согласованные с условиями договора буксировки, по спасанию буксируемого судна при возникновении аварийной ситуации на нем;

- особенности в организации связи с береговыми радиостанциями для обеспечения ее надежности на протяжении всего перехода, порядок радиопереписки, организацию связи судов между собой;

- другие обоснованные мероприятия и/или рекомендации по обеспечению безопасности предстояли буксировки по усмотрению судовладельца буксирного судна.

2.20. При организации буксировки в иностранном порту план перехода и инструкцию по обеспечению безопасности буксировки конкретного буксируемого судна разрабатывает капитан буксирного судна (основного) перед выходом в море на основе договора буксировки, акта сюрвейерского осмотра и судовых документов буксируемого судна. Основное содержание разработанных документов капитан буксирного судна (основного) сообщает своему судовладельцу для утверждения.

a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять:

i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м - три таких огня.

ii. бортовые огни;

iii. кормовой огонь;

iv. буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;

v. ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.



b. Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно,они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.



c. Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:

i. вместо огня предписанного Правилом 23 (а) (i) или (а) (ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии;

ii. бортовые огни;

iii. кормовой огонь;


d. Судно с механическим двигателем, к которому применяются пункты (а) или (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23 (а) (ii).



e. Буксируемое судно или буксируемый объект, кроме указанных в пункте (g) этого Правила, должны выставлять:

i. бортовые огни;

ii. кормовой огонь;

iii. ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.



f. Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:

i. судно,толкаемое вперед,если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;

ii. судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.



g. Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должна выставлять:

i. при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме "драконов", которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;

ii. при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;

iii. при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (i) и (ii), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;

iv. ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого объекта либо вблизи нее и, если длина буксира превышает 200 м,- дополнительный ромбовидный знак, установленный на наиболее видном месте впереди настолько, насколько это практически возможно.


h. Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (e) или (g) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или по крайней мере указать на присутствие такого судна или объекта.

i. Если по какой либо существенной причине судно, не занимающиеся обычно буксировочными операциями, не может показать огни, предписанные пунктами a) или (с) этого Правила, то в случаях когда оно занято буксировкой другого судна, терпящего бедствия или нуждающегося в помощи, оно не обязано выставлять эти огни. Все возможные меры должны быть приняты для того, чтобы показать характер взаимосвязи между буксирующим и буксируемым судами, как это установлено Правилом 36, в частности осветить буксирный трос.

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ a. Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять: i. топовый огонь впереди; ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ a. Парусное судно на ходу должно выставлять: i. бортовые огни; ii. кормовой огонь; b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять: i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте; ii. два шара или

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным; ii. если оно на ходу, то

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар; ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь. b. Судно длиной менее 50 м

и других плавучих объектов - вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных судов (специализированных судов-буксировщиков, ледоколов, грузовых судов), по принятой технологии буксировки, с целью доставки несамоходных или потерявших ход судов и иных плавучих объектов из порта (пункта) отправления в порт (пункт) назначения, а также для выполнения маневровых работ в портах и на подходах к ним. "

Буксирное устройство на буксире

Состав буксирного устройства

Буксирное устройство на буксире


Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

Буксирное устройство

Эксплуатация буксирного устройства

Буксирное устройство


1. Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и.

Буксировка несамоходного объекта

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Буксировка несамоходного объекта


Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи.

Работа буксира при швартовке судна

Подача буксира на буксируемый объект

Работа буксира при швартовке судна


Эта операция может производиться несколькими способами.
В том случае,когда буксируемым объектом является судно,то операция может осуществляться двумя способами :если суда могут стать лагом.

Крепление буксирного кната

Крепление буксирного каната

Крепление буксирного кната


На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных.

Буксир Плутон

Подготовка процедур аварийной буксировки

Буксир Плутон


Назначение данного Руководства - оказание помощи капитанам судов в подготовке процедур для конкретного судна в принятии самых безопасных и эффективных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Буксир

Общие положения буксировки

Буксир


Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта.

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1

Виды морских буксировок

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1


Различают следующие вида буксировки:
аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
плановая буксировка несамоходных судов и объектов.

Буксир буксирует балкер

Типы буксирных линий

Буксир буксирует балкер


Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь.

Буксируемое судно

Управление судами при буксировке

Буксируемое судно


Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка.

Буксировка платформы МЛСП Приразломная

Особые случаи буксировки

Буксировка платформы МЛСП Приразломная


Буксировка плавучих сооружений:
подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
буксирная линия составная.

Буксировка МЛСП Приразломная

Теоретические основы морской буксировки

Буксировка МЛСП Приразломная


При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания. Это сопротивление и собственно сопротивление.

Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять:

вместо огня предписанным Правилом 23 (a) (i) или (a) (ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 метров, — три таких огня;

буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;

ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 метров.

Огни судна занятого буксировкой, вид с левого борта


Вид с левого борта (длина буксирующего судна менее 50 метров и длина буксира менее 200 метров)

Огни судна занятого буксировкой, вид спереди


Вид спереди (с бака длина буксирующего судна менее 50 метров и длина буксира менее 200 метров)

Огни судна занятого буксировкой, вид с правого борта


Вид с правого борта (длина буксирующего судна менее 50 метров и длина буксира менее 200 метров)

Огни судна занятого буксировкой, вид с кормы


Вид с кормы (судно с механическим двигателем занятое буксировкой)

Схема расположения огней судна занятого буксировкой


Схема расположения огней (длина буксирующего судна менее 50 метров и длина буксира менее 200 метров)

Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочленённое судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.

Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, должно, если это не является частью сочлененного судна, выставлять:

Вместо огня предписанным Правилом 23 (a) (i) или (a) (ii), два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;

Судно с механическим двигателем, к которому применяются пункты (a) и (c) этого Правила, должно также соблюдать Правилом 23 (a) (ii).

Буксируемое судно или буксируемый объект, кроме указанных в пункте (g) этого Правила, должны выставлять:

ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:

судно, толкаемое вперед, если оно не является частью сочленённого судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;

Огни судна занятого буксировкой (толканием), вид с левого борта


Буксировка толканием вид с левого борта (буксировка толканием)

Огни судна занятого буксировкой (толканием) вид спереди


Буксировка толканием вид спереди (буксировка толканием)

Огни судна занятого буксировкой (толканием) вид с правого борта


Буксировка толканием вид с правого борта (буксировка толканием)

Огни судна занятого буксировкой (толканием) вид с кормы


Буксировка вид с кормы (буксировка толканием)

Схема расположения огней судна занятого буксировкой (толканием)


Схема расположения огней при буксировке толканием

  1. судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.

Огни судна занятого буксировкой лагом, вид с левого борта (вариант 1)


Вид с левого борта (вариант 1) (буксировка лагом)

Огни судна занятого буксировкой лагом, вид с левого борта (вариант 2)


Вид с левого борта (вариант 2) (буксировка лагом)

Огни судна занятого буксировкой лагом, вид с правого борта (вариант 1)


Вид с правого борта (вариант 1) (буксировка лагом)

Огни судна занятого буксировкой лагом, вид с левого борта (вариант 2)


Вид с правого борта (вариант 2) (буксировка лагом)

Огни судна занятого буксировкой лагом, вид с кормы


Вид с кормы (буксировка лагом)

Огни судна занятого буксировкой лагом, вид спереди


Вид спереди (буксировка лагом)

Схема расположения огней при буксировке лагом (вариант 1)


Схема расположения огней при буксировке лагом (вариант 1)

Схема расположения огней при буксировке лагом (вариант 2)


Схема расположения огней при буксировке лагом (вариант 2)

Малозаметное полупогружное буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должны выставлять:

при их ширине менее 25 метров - один белый круговой огонь в передней части или вблизи неё и такой же огонь в кормовой части или вблизи неё, кроме "драконов", которые могут не выставлять огонь в передней части или в близи неё;

при их ширине 25 метров и более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или в близи них;

при их длине более 100 метров - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанными пунктами (i) и (ii), таким образом, что бы расстояние между огнями не превышало 100 метров;

ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого объекта либо вблизи неё и, если длина буксира превышает 200 метров, дополнительный ромбовидный знак, установленный на наиболее видном месте впереди на столько, на сколько это практически возможно.

Огни судна занятого буксировкой малозаметного/полупогруженного объект/судна вид с левого борта


Вид с левого борта (судно занятое буксировкой малозаметного/полупогруженного объект/судна, длина буксирующего судна менее 50 метров, длина буксира менее 200 метров, ширина объекта менее 25 метров и длина менее 100 метров)

Огни судная занятого буксировкой, вид спереди


Вид спереди (судно занятое буксировкой, длина судна менее 50 метров, длина буксира менее 200 метров)

Огни судна занятого буксировкой малозаметного/полупогруженного объект/судна вид с правого борта


Вид с правого борта (судно занятое буксировкой малозаметного/полупогруженного объект/судна, длина буксирующего судна менее 50 метров, длина буксира менее 200 метров, ширина объекта менее 25 метров и длина менее 100 метров)

Огни судна занятого буксировкой, вид с кормы


Вид с кормы (судно занято буксировкой)

Дневной знак судна занятого буксировкой частично затопленного судна или объекта(-ов) (длина буксира менее 200 метров)


Дневной знак при буксировке частично затопленного судна или объекта(-ов) (длина буксира менее 200 метров)

Схема расположения огней при буксировке частично затопленного судна или объекта


Схема расположения огней судна занятого буксировкой частично затопленного судна или объекта (длина буксирующего судна менее 50 метров, длина буксира менее 200 метров, ширина объекта менее 25 метров и длина менее 100 метров)

Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни или знаки, предписанные пунктом (e) или (g) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект, или по крайне мере указать на присутствие такого судна или объекта.

Если по какой-либо существенной причине судно, не занимающееся обычно буксировочными операциями, не может показать огни, предписанные пунктами (a) или (c) этого Правила, то в случаи когда оно занято буксировкой другого судна, терпящего бедствие или нуждающегося в помощи, оно не обязано выставлять эти огни. Все возможные меры должны быть приняты для того, что бы показать характер взаимосвязи между буксирующим и буксируемым судами, как это установлено Правилом 36, в частности - осветить буксирный трос.

Читайте также: