Суды общей юрисдикции понятие виды задачи функции

Обновлено: 15.05.2024

На сегодняшний день предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи:

1.Следственного комитета (СК) при прокуратуре РФ

2.органов внутренних дел

3.органов Федеральной Службы Безопасности (ФСБ)

4.органов по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

Предварительное следствие производят следующие должностные лица:


  • следователи прокуратуры;

  • следователи ОВД;

  • следователи ФСБ РФ;

  • следователи ФС РФ по незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.

При производстве предварительного следствия выделяют следующие признаки подследственности:


  • ^ Предметный (родовой), позволяющий определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершённого преступления;

  • Территориальный (местный), существующий для разграничения подследственности между одноимёнными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

  • Персональный (личный), определяющий подследственность с учётом личных характеристик субъекта преступления.


Задачами предварительного следствия являются:


  • Быстрое и полное раскрытие преступлений, выявление виновных;

  • Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

  • Обеспечение правильного применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут, справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осуждён;

  • Способствование укреплению законности и правопорядка;

  • Обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства и др.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников: Прокуратуры. ОВД. ФСБ.

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят: Главного судебного пристава РФ. ОВД Российской Федерации. Оперативные подразделения ФСБ РФ. Главного военного пристава. Федеральную пограничную службу. Главных судебных приставов субъектов РФ. Командиров соединений, воинских частей. Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Органы противопожарной службы России. Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Тема 9. Органы внутренних дел РФ.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ. Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

Тема 11 Таможенные органы РФ

Таможенные органы одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды. Экономические на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей. Организация и деятельность таможенных органов определяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами и международными договорами.

Права таможенных органов Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права: Требовать сведения и документы. Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность. Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность. Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ. Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ. Привлекать к административной ответственности. Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений. Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах.

Тема Органы юстиции

В данную структуру входят: Министерство юстиции РФ; Федеральная регистрационная служба. ФСИН; УФССП; территориальные органы юстиции.

Задачи органов юстиции: осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции; проверка соблюдения прав человека и державы в целом; осуществление защиты прав интеллектуальной собственности; надзор за функционированием судебных ведомств; проверка исполнения установленных судом решений и актов; наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

Тема 3 Суды общей юрисдикции РФ

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела.

Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

- Защита нарушенных или оспариваемых прав.

- Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

- Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

- Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

- Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

- Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

- Деятельность по осуществлению правосудия.

ТЕМА 2 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМ РФ

Судебная власть — одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим её, является не любой государственный орган, а система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. Реализация судебной власти – реализация полномочий судов.

- осуществляется спец созданными гос органами – судами

- Независимость, самостоятельность, обособленность ( никто не в праве давать указания судьям в том или ином разрешении конкретных дел) ; (не подведомственность другим ветвям власти)

Правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.



ТЕМА 5 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

Главой Конституционного суда является Председатель. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей. Срок статуса судьи до достижения 70 лет; для Председателя и Заместителя Председателя — 76 лет. Конституцио́нный Су́д Росси́йской Федера́ции [1] (неофиц. сокр. КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Дата основания 12 июля 1991 года

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

ТЕМА 4 АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

Арбитражный суд – в Российской Федерации, это государственный суд специальной юрисдикции, который осуществляет правосудие по разрешению споров экономического характера, между государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Арбитражный суд является специализированным по отношению к судам общей юрисдикции. Он помогает разрешать споры экономического и коммерческого характера между различными организациями и предприятиями.

ТЕМА 16 ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

- Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

- Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокурорский надзор - это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.


ТЕМА 14 АДВАКАТУРА РФ


ТЕМА 13 НОТАРИАТ РФ

Нотариат – это система специальных уполномоченных органов, осуществляющих на профессиональной основе от имени государства нотариальные действия в случаях и порядке, установленных действующим российским законодательством.

Основная задача – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальная деятельность осуществляется от имени государства, является разновидностью профессиональной юридической деятельности, представляет собой гарантию права гражданина на квалифицированную юридическую помощь.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

ТЕМА 10 ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

органов безопасности необходимо относить:

  • • Совет Безопасности РФ;
  • • органы федеральной службы безопасности;
  • • органы внешней разведки;
  • • федеральные органы государственной охраны;
  • • органы федеральной фельдъегерской связи;
  • • органы пожарной безопасности.

Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности.

ТЕМА 12 РОСГВАРДИЯ

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) [1] — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. Создана 5 апреля 2016 года .

Росгвардии получат специальные официальные наименования:

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В соответствии со ст. 3 закона о судоустройстве в их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Среднее звено военных судов составляют окружные (флотские) суды. Низшее звено образуют гарнизонные военные суды.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской

Вопрос 176. Понятие и виды подсудности по ГПК. Родовая подсудность гражданских дел мировому судье и федеральным судам общей юрисдикции.

Вопрос 176. Понятие и виды подсудности по ГПК. Родовая подсудность гражданских дел мировому судье и федеральным судам общей юрисдикции. Подсудность в ГПКпредставляет собой институт, регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к

Вопрос 228. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Вопрос 228. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Производство по рассмотрению заявлений оприсуждении компенсации за

Вопрос 229. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

Вопрос 229. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать

3.1. Суды общей юрисдикции

3.1. Суды общей юрисдикции 3.1.1. Суды первой инстанции Судам общей юрисдикции подведомственны следующие дела:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод

§ 1. Задачи, содержание политико-воспитательной работы и ее организация

§ 1. Задачи, содержание политико-воспитательной работы и ее организация Значение политико-воспитательной работы как средства исправительно-трудового воздействия заключается в том, что она формирует мировоззрение заключенного, без чего не может быть действительного

73. Милиция, ее задачи и организация

73. Милиция, ее задачи и организация Основной частью органов внутренних дел является милиция , представляющая собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и

45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел

45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все остальные дела, не входящие в компетенцию арбитражных судов и мировых судей.Категории дел, рассматриваемые судами общей юрисдикции: исковые дела с участием граждан, организаций, органон

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:1) при подаче искового

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:1) при подаче

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного

13.3. Рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы судами общей юрисдикции

13.3. Рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы судами общей юрисдикции В случае нарушения в процессе рекламной деятельности прав и законных интересов, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, защита указанных прав и интересов

Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с командировкой представителя

Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с командировкой представителя В _____________________________ (наименование суда)Истец: _________________________ (ф. и. о. или наименование организации, адрес)Ответчик: ______________________________ (ф. и. о. или наименование организации,

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Продолжаю рассказ о судебной системе. Сегодня речь пойдёт о судах общей юрисдикции (СОЮ), которые рассматривают подавляющее большинство дел в России.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

В этих судах дела разбирают в рамках трёх типов судопроизводства, каждый из которых предусматривает свои особые правила. Они прописаны в нескольких разных законах:
гражданское судопроизводство – в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ);
уголовное судопроизводство – в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ);
административное судопроизводство – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Ну а теперь расскажу, какими делами эти суды занимаются.

Звенья судов общей юрисдикции

Лирическое отступление: о мировом судье у Чехова

Мировые судьи существовали несколько десятилетий до Октябрьской революции, в советское время эту должность ликвидировали, и заново воссоздали в 1990-х гг. Они должны были разгрузить районные суды, взяв на себя мелкие дела. В итоге сегодня мировые судьи по первой инстанции рассматривают примерно столько же дел, сколько и районные суды.

Мировые судья рассматривают по первой инстанции уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), и гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ).

Кроме того, мировой судья разбирает некоторые дела об административных правонарушениях. Это, в частности, дела, где человеку грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы (абз. 6 ст. 23.1 КоАП РФ). Напомню, что мягкие административные наказания (штраф и предупреждение) может наложить полицейский и чиновник. А к другим видам наказаний может приговорить только судья (ст. 3.7-3.14 КоАП РФ): к некоторым – мировой судья, к другим – судья районного суда.

Вот примеры дел, которые должен рассматривать мировой судья:
- человеку кто-то задолжал или нанёс ущерб на 30 тыс. руб. либо он кому-то задолжал или нанёс ущерб на эту сумму;
- человека обвиняют по ст. 116 (побои), по ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 119 (угроза убийством), ст. 121 (заражение венерической болезнью), ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ч. 1 ст. 158 (мелкая кража), ч. 1 ст. 159 (мелкое мошенничество) или другим статьям УК РФ, где максимальное наказание – не больше трёх лет;
- полиция или другие госорганы хотят посадить человека на несколько суток по ст. 5.35.1 (неуплата алиментов), ст. 6.21 (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), ст. 7.27 (мелкое хищение), ст. 12.27 (оставление водителем места ДТП), ст. 19.3 (неповиновение сотруднику полиции), ст. 20.1 (мелкое хулиганство), ст. 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ст. 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) или другим статьям КоАП РФ с наказанием в виде административного ареста (а также по нарушениям, за которые грозит лишение специального права или обязательные работы).
- супруги, имеющие несовершеннолетних детей, хотят развестись (при отсутствии споров о том, с кем дети останутся) (п. 2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Во всех этих и многих других случаях дело будет разбирать мировой судья. Если вы кому-то задолжали денег, по общему правилу это будет мировой судья по вашему месту жительства. Если вам задолжали – это будет мировой судья по месту жительства должника. Если же дело касается преступления или административного правонарушения, этим обычно занимается мировой судья по месту происшествия.

Следующее, более высокое звено системы судов общей юрисдикции – районный суд.

В районном суде работают один-два десятка судей. Обычно дело рассматривает единолично кто-то из судей. Если суд большой, судьи специализируются на определённых категориях дел (административных, уголовных или гражданских). Если суд маленький, любой судья может заняться делом из любой сферы.

Районный суд рассматривает по первой инстанции средние по важности уголовные, гражданские и административные дела. В частности, сюда попадают все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд) (ч. 2 ст. 31 УПК РФ). Также здесь разбирают гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб. (ст. 24 ГПК РФ), и наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав) (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Ещё в районные суды попадает большинство жалоб на действия чиновников. Льготы, пособия, пенсии, призыв на военную службу, регистрация по месту жительства, выдача загранпаспорта, разрешение на застройку, регистрация права собственности – споры по всем этим и многим другим вопросам должен решать районный суд в порядке административного судопроизводства (ст. 19 КАС РФ)

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей (ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320.1 ГПК РФ). Наконец, только судья райсуда принимает важнейшие решения при досудебном расследовании уголовного дела. В частности, судья районного суда может позволить заключить человека под стражу, провести обыск или прослушку (ч. 1-2 ст. 29, ч. 9 ст. 31 УПК РФ).

В общем, районные суды разбирают массу разнообразных дел и считаются главным звеном российской судебной системы.

Примеры некоторых дел, которые должен рассматривать судья районного суда:
- между супругами при разводе возник спор о том, с кем после развода останутся дети или иное совместно нажитое имущество дороже 50 тыс. р.;
- следователь просит заключить подозреваемого под стражу до суда или провести у него дома обыск;
- полиция хочет депортировать нелегального мигранта;
- Роспотребнадзор хочет приостановить работу ресторана за нарушение санитарных правил;
- один человек нанёс ущерб другому на 100 тыс. руб.;
- человека обвиняют по ч. 1 ст. 105 (простое убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 126 (похищение), ст. 131 (изнасилование), ч. 2-4 ст. 158 (кража со сколь-нибудь значительным ущербом), ч. 2-7 ст. 159 (мошенничество со сколь-нибудь значительным ущербом), ст. 161 (грабёж) или по иным средним и тяжким составам преступлений, предусмотренных УК РФ;
- человек хочет обжаловать штраф или предупреждение, которое наложил на него полицейский, таможенник, судебный пристав, сотрудник налоговой инспекции и любой другой представитель государства;
- человек хочет обжаловать действия полицейского, таможенника, судебного пристава и любого другого чиновника, не связанные с административным правонарушением;
- человек хочет подать апелляционную жалобу на решение мирового судьи.

Во всех этих случаях дело будет рассматривать районный суд. Если это дело рассматривают в первой инстанции, принцип примерно такой же – по месту произошедшего или по месту жительства должника. Если это апелляция, то дело должен рассматривать районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье.

Областной суд по своей структуре похож на Верховный суд. В нём тоже есть несколько структурных подразделений:
коллегия по уголовным делам;
коллегия по гражданским делам;
коллегия по административным делам;
президиум.

В областных судах разбирали громкие уголовные дела, связанные с особо жестокими преступлениями. Например, дело майора милиции Дениса Евсюкова, расстрелявшего в ночь на 27 апреля 2009 г. нескольких человек в супермаркете на Шипиловской улице в Москве, разбирал Московский городской суд. А дела лидеров банды Сергея Цапка, устроившего 4 ноября 2010 г. массовое убийство в станице Кущёвской на Кубани, разбирал Краснодарский краевой суд. И Евсюкова, и главарей банды Цапка приговорили к пожизненному заключению.

Траектория судебного дела

Представим, что размер спорной суммы – 35 тыс. рублей. Эта сумма меньше 50 тыс. руб., так что Смирнов должен обратиться в мировой суд.

Но представим, что кого-то из участников спора решение не устроило. Например, Смирнову кажется, что денег присудили слишком мало, а страховой компании – что слишком много. Тогда в течение месяца кто-то из них подаёт апелляционную жалобу и с получением денег придётся повременить.

Подавать апелляционную жалобу надо через суд, принявший решение в первой инстанции. То есть Смирнов пишет апелляционную жалобу, указывает в ней, что она подаётся в такой-то районный суд через такого-то мирового судью, и сдаёт её мировому судье. Сделано это для того, чтобы судья первой инстанции подобрал к делу все необходимые документы (протоколы заседаний, копию искового заявления и др.) и отправил их вместе с жалобой в суд апелляционной инстанции. В данном случае апелляционная инстанция – это районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье, принявшему решению в первой инстанции.

Но если один из участников процесса очень сильно недоволен решением, его можно обжаловать в кассационной инстанции. Либо Смирнов, либо страховая компанию подадут кассационную жалобу в президиум областного суда. Здесь уже нужно подавать жалобу непосредственно в суд кассационной инстанции. Дело в том, что дело сперва пройдёт предварительный фильтр. Один из судей областного суда читает кассационную жалобу и в большинстве случаев пишет отказ: мол, все предыдущие суды прошли нормально, и хватит уже жаловаться. Но в некоторых редких случаях он решит, что дело представляет интерес и передаст его на рассмотрение в судебном заседании. Тогда суд сам запросит документы в нижестоящей инстанции и рассмотрит дело в кассационной инстанции. В итоге он вынесет своё решение.

А вот это решение теоретически уже можно обжаловать в Верховном суде. В данном случае второй кассационной инстанцией будет коллегия Верховного суда по гражданским делам, в надзорной – президиум Верховного суда. Но, как я уже сказал, до этих инстанций почти никто не доживает, и нет смысла подробно о них рассказывать.

Приведённая выше схема меняется, если Смирнов хочет взыскать больше 50 тыс. руб. Тогда первой инстанцией будет районный суд, а апелляционной – коллегия по гражданским делам областного суда. В остальном же траектория не претерпит особых изменений.

В уголовном деле похожая схема. Только вместо страховой компании будет обвиняемый в преступлении, вместо Смирнова – прокурор и потерпевшие, а порог, от которого зависит попадание дела в мировой или районный суд, – это максимальное наказание до трёх лет лишения свободы. И, конечно, рассмотрение дела будет, скорее всего, происходить в суде по месту совершения преступления, а не по месту жительства сторон.

Военные суды

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции. Однако они имеют свою структуру и особую сферу деятельности, поэтому поговорим о них отдельно.

В разных странах в разное время возникала необходимость в особом порядке судопроизводства в армии. Особенно это касается военного времени, когда нужно быстро рассмотреть дела солдат, обвиняемых в разных преступлениях: убийстве, грабеже, дезертирстве, изнасиловании и др. Иногда такие органы судят не только своих военных, но и военнопленных вражеской армии плюс осуществляют правосудие на занятой войсками территории: рассматривают дела диверсантов, партизан, шпионов и обычных правонарушителей.

После войны режим работы военных трибуналов смягчился, и они стали больше походить на обычные суды. В итоге в начале 1990-х гг. военные трибуналы и вовсе переименовали в военные суды. Сегодня судопроизводство там ведут так же, как и в других судах общей юрисдикции (т.е. по нормам ГПК РФ и УПК РФ). Ранее судьями могли быть только люди, имеющие воинское звание, но с 2009 г. ими могут быть и гражданские.

Нижнее звено системы военных судов – гарнизонные суды, аналог районных судов и мировых судей. Они привязаны к территории, где размещены несколько воинских частей. Существует, например, Уссурийский, Томский или Одинцовский гарнизонные военные суды. То есть наличие или отсутствие военного суда в каком-то месте зависит не от численности всего населения этой территории, а от того, сколько военных проходят в этом месте постоянную службу.

Гарнизонные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подведомственных военным судам, в качестве суда первой инстанции.

Следующее звено – окружные или флотские военные суды. Они привязаны к военным округам и флотам: Северо-Кавказский окружной военный суд, Уральский окружной военный суд, Тихоокеанский флотский военный суд, Балтийский флотский военный суд и др. Это, соответственно, аналог областных судов. Здесь рассматривают наиболее важные и сложные дела, а также апелляционные жалобы на решения гарнизонных судов. В этих судах тоже есть коллегии и президиум: они выполняют, соответственно, роль апелляционной и кассационной инстанции.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения. Можно, конечно, сказать, что военная служба имеет определённую специфику, и судьи должны быть с ней знакомы. Но свою специфику имеет любая другая служба – мы ведь не создаём на этом основании отдельные суды для чиновников, программистов, пекарей или дворников. Тем более, что судят военных по тем же правилам, что и в обычных судах общей юрисдикции. И своей изначальной функции – судить в условиях войны в максимально короткий срок – военные суды уже давно не выполняют.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судья, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

Мировой судья – самое нижнее звено судебной системы. Каждый мировой судья должен приходиться на территорию где живут 15-23 тыс. человек. Мировым судьям по первой инстанции подсудны следующие дела:
уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет;
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб.;
дела об административных правонарушениях, где нарушителю грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы.

Следующее, более высокое звено судебной системы – районный суд. Он рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:
все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд);
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб.;
наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав);
дела об административных правонарушениях, за которые могут приостановить деятельность организации, дисквалифицировать чиновника и депортировать из страны;
жалобы на решения по делам об административных правонарушениях, если эти решения принял госслужащий (например, инспектор ГИБДД) или мировой судья;
жалобы на действия чиновников, не связанные с административными правонарушениями.

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей.

Высшее звено системы судов общей юрисдикции – Верховный суд. Он рассматривает отдельные категории дел в качестве суда первой инстанции, но в основном выполняет роль второй кассационной инстанции и надзорной инстанции.

Военные суды официально считаются подвидом судов общей юрисдикции. Судопроизводство в них ведут там так же, как и в других судах общей юрисдикции (по ГПК РФ и УПК РФ). Однако они имеют отдельную структуру и свою сферу деятельности.

Военный суд по общему правилу рассматривает дела, касающиеся двух категорий граждан: первая – это военнослужащие, вторая – люди, проходящие военные сборы. В частности, сюда входят дела об административных правонарушениях и преступлениях, в которых обвиняют военных, а также жалобы солдат или офицеров на действия начальства. Кроме того, в 2014 г. военным судам передали ещё и дела о терроризме.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения.

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

sudy

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Высшее звено судов общей юрисдикции

    Высшее звено — это Верховный суд РФ.

    Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

      1. Пленум ( не обладает полномочиями по осуществлению правосудия );
      2. Президиум ( высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
      3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
      4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
      5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
      6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
      7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

      Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум осуществляет следующие полномочия:

      В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

      Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

      Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

        • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
        • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
        • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

        Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

          1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
          2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
          3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
          4. обобщают судебную практику;
          5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

          Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

          Среднее звено судов общей юрисдикции

          Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

          В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

            • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
            • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
            • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

            Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

              1. президиума суда;
              2. судебной коллегии по гражданским делам;
              3. судебной коллегии по уголовным делам.

              Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

                1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
                2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики. принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
                3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
                4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
                5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

                Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики. вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

                Основное звено судов общей юрисдикции

                Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

                Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

                  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
                  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
                  • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

                  Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

                  Военные суды

                  Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

                  Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

                  Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):

                    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) ( в Законе не обозначено );
                    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
                    • гарнизонные военные суды (основное звено).

                    Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

                    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

                      1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
                      2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
                      3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
                      4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

                      Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

                      Подведомственность: понятие и содержание

                      Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

                      Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

                      Виды подведомственности:

                      Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

                      Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

                      Разновидности множественной подведомственности:

                        1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
                        2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
                        3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
                        4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

                        Подсудность: понятие и содержание

                        Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

                        Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

                        Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

                        Виды подсудности:

                        Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

                        Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

                          1. характер (род) дела,
                          2. предмет и
                          3. субъектный состав спора.

                          Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

                          Территориальная подсудность делится на:

                            1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
                            2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
                            3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

                            Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

                            Читайте также: