Судьи федерального конституционного суда фрг срок полномочий

Обновлено: 28.04.2024

Конституционные основы правового положения судей. Конституция ФРГ на основании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поручила осуществление последней судьям, одновременно гарантировав их независимость (ст.

92). Конкретные детали правового положения судей регулируются специальными законами. На уровне Федерации таким законом является Немецкий закон о судьях 1961 г., который закрепляет правовое положение судей как особой профессиональной группы. Согласно § 1 Закона о судьях, судебную власть в ФРГ осуществляют профессиональные судьи и судьи, выполняющие судебные обязанности на общественных началах.

На судейскую должность может быть назначено только лицо, которое является немцем в смысле ст. 116 Основного закона ФРГ, не оставляет никакого сомнения в том, что всегда будет защищать свободный демократический конституционный строй в соответствии с Основным законом, и имеет право претендовать на занятие судейской должности (§ 5—7; 9 Закона о судьях).

В Германии существуют четыре правовых статуса должности судьи: судья может быть назначен на должность пожизненно, временно, с испытательным .сроком или в силу поручения ему обязанностей судьи (§ 8 Закона о судьях).

Судья может быть назначен пожизненно, если он после получения права претендовать на занятие судейской должности не менее трех лет находился на судейской службе. На должность судьи с испытательным сроком назначаются те, кто находится на начальной стадии судейской карьеры. Этот

срок составляет от 3-х до 5-ти лет. В течение этого срока судья может быть уволен в связи с непригодностью к занимаемой должности. Не позднее чем через 5 лет, судья, назначенный на должность с испытательным сроком, назначается судьей пожизненно или с одновременным присвоением ему статуса пожизненного чиновника — прокурором (§ 12, п. 2). Указанный срок увеличивается на время использования судьей отпуска без сохранения содержания.

Временное назначение судей допускается только при наличии указанных в Федеральном законе предпосылок и только для выполнения установленных Федеральным законом задач (§ 11 Закона о судьях). Судьями, назначенными временно, являются, например, судьи Федерального Конституционного суда.

Согласно § 14 Закона о судьях, лицо со статусом пожизненного чиновника или лицо со статусом временного чиновника может быть назначено судьей, выполняющим судейские обязанности по поручению, если оно позже должно быть использовано в качестве судьи с пожизненным назначением. В данном случае законодатель имеет в виду лицо с пожизненным статусом чиновника, переходящим на работу в качестве судьи и проходящим испытательный срок, прежде чем стать судьей с пожизненным статусом.

Судья должен вести себя так, чтобы не подрывалась уверенность в его независимости (§ 39 Закона о судьях) как при осуществлении своих служебных полномочий, так и вне их, в том числе и при занятии политической деятельностью. Это не исключает для судьи возможности публично высказываться по политическим вопросам. Он может быть членом какой-либо политической партии и выставлять свою кандидатуру на выборах в депутаты. Если он выбран депутатом и согласен взять на себя эту новую обязанность, то осуществление прав и обязанностей судьи, на это время прекращается (§ 36, п.

2 Закона о судьях). Этим самым достигается гармония с основным принципом, гласящим, что судья не имеет права совмещать осуществление задач, относящихся к компетенции законодательной власти с осуществлением задач, относящихся к компетенции законодательной власти (§ 4, п. 1 Закона о судьях). Такая же несовместимость имеет место в отношении задач судебной власти и задач исполнительной власти.

Судьи на общественных началах. Правосудие в Германии осуществляется не только с участием профессиональных, но и судей на общественных началах в соответствии с § 44—45а Закона о судьях. Кроме того, правовое положение судей на общественных началах регулируется отдельно для каждой сферы судебной деятельности или вида судопроизводства специальными предписаниями о соответствующем судоустройстве.

Независимость судей. Служебный надзор. Одним из основных правил правового государства является независимость судей, гарантированная в ФРГ ст. 97, абз. 1; ст. 20, абз. 3 Основного Закона, § 25 Немецкого Закона о судьях.

Согласно принципу правового государства, законодательство связано законом и правом. Исходя из этого, независимость судьи состоит в том, что он подчиняется только закону. Конституционными гарантиями независимости судьи являются защита от перевода на иное место службы и не- смещаемость судьи (ст. 97, абз. 2 Основного закона). Судьи, назначаемые планомерно и постоянно на штатную должность, могут против их желания до истечения срока полномочий быть уволены, временно или окончательно отстранены от должности или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основанию и в форме, предусмотренной законом.

При изменении судебной организации или судебных округов судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания.

Служебная независимость судьи означает свободу судьи от различных указаний и возможных воздействий органов правосудия при осуществлении судопроизводства. В настоящее время служебная независимость судьи может быть ограничена в первую очередь служебным надзором к нему с целью проверки надлежащего исполнения служебных обязанностей. Согласно Немецкому Закону о судьях, служебный надзор по отношению к судье допустим лишь постольку, поскольку он не нарушает независимости судьи (§ 26 (1)). При выявлении правонарушений в судебной деятельности принимаются соответствующие законодательные меры по предупреждению правонарушений. Судье может быть вынесен выговор после нарушения им предписанного порядка при осуществлении должностных обязанностей с требованием незамедлительного выполнения служебных задач в соответствии с установленным порядком (§ 26 (2) Закона о судьях).

В области надлежащего или общего судопроизводства служебный надзор осуществляется председателями соответствующих судов и министром юстиции.

Персональная независимость судьи состоит в его несме- щаемости, защите от перевода на другую должность, замещении или отстранении от должности.

В качестве судьи в суде могут работать только судьи с пожизненным статусом, за исключением случаев, когда федеральный закон устанавливает иное[124]. Судья с пожизненным статусом или судья с временным статусом может быть переведен на другую должность или отстранен от должности без его письменного согласия только: 1) на основании решения по обвинению судьи (ст. 98, абз. 2 и 5 Основного закона ФРГ); 2) в порядке официального дисциплинарного производства; 3) в интересах правосудия; 4) при изменении в устройстве судов.

Перевод судьи в интересах правосудия осуществляется в случае, если обстоятельства, лежащие вне сферы его судейской деятельности, настоятельно требуют применения меры такого рода, чтобы предотвратить нанесение серьезного ущерба правосудию. Исходя'из этого, судья с пожизненным или временным статусом может быть: 1) переведен на другую судейскую должность с такой же конечной ставкой основного должностного оклада; 2) временно уволен в отставку; 3) уволен в отставку[125].

При изменении в устройстве судов или судебных округов, работающих в этих судах судья с пожизненным или временным статусом может быть переведен на другую судейскую должность. Если отсутствует возможность использования судьи на судейской должности с такой же конечной ставкой основного должностного оклада, то он может быть переведен на судейскую должность с меньшей конечной ставкой основного должностного оклада[126].

Судья с пожизненным или временным статусом может быть уволен без его письменного согласия в отставку ввиду несоответствия занимаемой должности только на основании вступившего в законную силу судебного решения[127].

Судья с пожизненным или временным статусом может быть делегирован в другой суд только с его согласия. Судья с пожизненным или временным статусом может быть без его согласия направлен для замещения какого-либо судьи в другом суде с той же областью подсудности на срок в общей сложности не более чем на три месяца в отчетном году[128].

Для разрешения вопросов дисциплинарного характера и определенных дел, затрагивающих служебное право, касающихся независимости судей или особенностей их службы в Германии действует Федеральный Суд по делам судейской службы — специальная палата Высшего Федерального Суда, суды по делам судейской службы земель. Для судей Федеральных судов, Служебный Суд Федерации является единственной судебной инстанцией, для судей на службе федеральной земли это инстанция ревизионная[129].

Суды по делам судейской службы выносят решения: 1) по дисциплинарным делам, в том числе и по делам судей в отставке; 2) о переводе судьи в интересах правосудия; 3) в отношении судей, назначенных пожизненно или временно,

0 недействительности назначения, об отмене назначения, об увольнении, об удалении в отставку ввиду недееспособности исполнять служебные обязанности; 4) по жалобам на действия, связанные с изменением в устройстве судов, делегированием судьи и другим делам, предусмотренным § 62-78 Закона о судьях.

Судейская независимость и современные теоретические концепции. Среди ученых нет единства мнений относительно аспектов судейской независимости. Так, немецкий ученый Айхенбергер, выделяет пять аспектов независимости судей: 1) независимость судьи, противопоставленная сторонам, участвующим в деле, — независимость судьи от сторон; 2) независимость судьи от органов несудебной власти, — судейская самостоятельность; 3) независимость судьи, противопоставленная органам судебной власти, — судейская самоопределенность; 4) независимость судьи, противопоставленная всякому социальному воздействию, — социальная независимость судьи; 5) независимость судьи, противопоставленная не относящимся к делу мотивациям, — внутренняя независимость судьи[130]. Ученый Беттерман выделяет три аспекта судейской независимости: независимость судьи от влияния сторон — как участников процесса; независимость судьи от государства или государственную независимость судьи и независимость судьи от общества — общественную независимость судьи[131].


В данной статье рассматривается порядок формирования конституционных судов федеральных земель Германии. Проанализированы конституции федеральных земель и законы о земельных конституционных судах. Рассмотрены процедура формирования состава судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей земельных конституционных судов, срок полномочий, и др. Опыт немецкого конституционного правосудия представляет большой интерес для относительно молодой системы конституционного судебного надзора Российской Федерации, находящейся на этапе формирования.

Ключевые слова: порядок формирования, конституционное правосудие Германии, федеральные конституционные суды ФРГ, органы конституционного контроля, Федеральный конституционный суд.

В рамках представленной статьи освещается вопрос об особенностях формирования земельных конституционных судов ФРГ. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопрос конституционных судов земель ФРГ в разные годы рассматривался С. А. Авакьяном [1, 2], В. А. Кряжковым [5], А. М. Брусиным [3], В. В. Кровельщиковой [4], Е. О. Юсуповой [11], М. А. Свистуновой [10].

С 1951 г. в г. Карлсруэ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов (палат) по 8 судей в каждом. По данным официального сайта ФКС ФРГ за период своего существования с 07.09.1951 г. по 31.12.2015 г. подлежало рассмотрению 220353 дела. Большую часть составляли конституционные жалобы (96,58 %), абстрактный и конкретный нормоконтроль (1,72 %), запрет политических партий (0,01 %), прочие процессы, напр., разрешение споров о компетенции(1,68 %), более ранние процессы, которые велись до 1960 г. (0,01 %) [8].

Нормативно-правовой базой для отправления правосудия служит Основной закон ФРГ 1949 г. с последними изменениями от 23.12.2014, а также Закон о Федеральном Конституционном Суде ФРГ от 12.03.1951 года, конституции федеральных земель и законы о земельных конституционных судах, где конкретизируются нормы о составе судов, порядке их формирования, полномочиях судей и пр. Последние изменения к Закону о ФКС были приняты 31.08.2015 [8]. Разграничение компетенции между ФКС и конституционными судами земель основано на том, что ФКС контролирует соблюдение Основного закона, а земельные — конституций земель. В данных вопросах они не вмешиваются в дела друг друга.

Например, в федеральной земле Берлин еще в конституции 1950 г. в ст. 72 предусматривалось формирование Конституционного суда, но ввиду особого политического статуса Берлина в разделенной на сектора Германии данный орган конституционного судебного контроля появился только четыре десятилетия спустя. 23.11.1995 была принята Конституция земли Берлин, а 08.11.1990 — Закон о Конституционном суде. 26 марта 1992 года в ландтаге прошли первые выборы судей конституционного суда федеральной земли Берлин [7].

Последней землей, в которой был образован конституционный суд, стал Шлезвиг-Гольштейн. До учреждения земельного органа конституционного судебного контроля в соответствии со ст. 99 Основного закона ФРГ и ст. 44 Конституции земли Шлезвиг-Гольштейн полномочия конституционного суда земли были возложены на ФКС. В 2006 г. в ст. 44 конституции федеральной земли были внесены изменения. С 01.09.2008 г. конституционный суд Шлезвиг-Гольштейна функционирует в полном объеме.

Порядок формирования состава судов может быть основан на выборном принципе или путем назначении на должность. Процедура избрания судей в Германии осуществляется исключительно парламентским путем. Как было отмечено, правом избрания судей наделены парламенты земель (ландтаги): в Берлине и ганзейских городах Бремен, Гамбург они именуются Bürgerschaft (парламент), что по существу не меняет положения дел. Данные города имеют исторически сложившийся статус отдельных федеральных земель.Например, Президент и вице-президент, а также пять членов суда Берлина избираются ландтагом, большинством в 2/3 голосов при тайном голосовании.


Срок полномочий судьи Конституционного суда Берлина равен семи годам. Переизбрание на второй срок исключено. Избирающий орган, т. е. ландтаг не связан кандидатурами на должность судей, которые включены в список Федерального министерства юстиции, и может учитывать других кандидатов.

Квалификация и профессиональный опыт кандидатов должны отвечать высоким требованиям. Что касается возрастного ценза, то он не является единым для всех шестнадцати земель ФРГ. Для судей ФКС согласно §4 ч.1 Закона о Федеральном конституционном суде минимальный возрастной порог равен 40 годам. Например, в самой большой по территории федеральной земле Баварии, а также в северном Шлезвиг-Гольштейне он также составляет 40 лет. В Берлине, Бранденбурге и Сааре установлен возрастной ценз, соответствующий 35 годам.Предельный возраст пребывания в должности судьи не должен превышать 68 лет.

Количественный состав судейского корпуса зависит от объема работы, территории и населения федеральной земли, и варьируется от 7 до 22 судей. Общее количество судей Конституционного суда Берлина — 9 человек, также как в Саксонии, Гамбурге, Рейнланд-Пфальце, Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберге, 7 судей составляют конституционные суды таких земель, как Бремен, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн-Вестфалия. Ландтаг земли Саар избирает 8 судей, в то время как Гессен — 11. Наиболее интересен в этом плане Баварский конституционный суд, состоящий из Президента, 22 профессиональных судей и 15 прочих членов, которые должны обладать знаниями публичного права. Президент выбирается из президентов трех Верховных судов Баварии (Мюнхен, Нюрнберг, Бамберг). Как показывает статистика официального сайта ФКС ФРГ, чаще всего Конституционный суд возглавляет представитель Мюнхенского Верховного суда [8].

В двенадцати землях Германии каждый член Конституционного суда должен иметь своего заместителя. Тем не менее, в Баварии заместители предусмотрены только для 15 из 38 членов Конституционного суда земли. Профессиональные судьи и Президент суда заместителей не имеют. В Берлине, Северном Рейне-Вестфалии, Бранденбурге и Гессене должности заместителей отсутствуют. В федеральной земле Бремен для каждого из семи членов суда необходимо выбрать по два заместителя.

Законодательно закреплен принцип гендерного равенства, напр., в состав Конституционного суда Берлина должно входить не менее трех представителей одного пола.

Нередко конституция или закон оговаривают невозможность (либо возможность) избрания судей на второй срок. Запрет на переизбрание конституционного судьи на новый срок является гарантией его независимости, по крайней мере, в отношении тех органов, которые участвуют в его назначении (избрании). Переизбрание на второй срок возможно в большинстве земель ФРГ.

Членами конституционных судов федеральных земель не могу быть представители законодательных органов власти и правительства. К примеру,в земле Баден-Вюртемберг законодательно закреплено требование о том, что члены конституционного суда и их заместители не могут входить в состав Бундестага, Правительства Федерации, парламента или правительства земли и не могут быть госслужащими.

Важно отметить, что конституционные суды работают не на постоянной основе, техническое обеспечение их деятельности осуществляется аппаратами других судов, а судьи осуществляют свою деятельность по совместительству. Только в Баварии на постоянной основе исполняет свои полномочия Генеральный секретарь суда.

Тем не менее, немецкая система конституционного судебного контроля представляет интерес для конституционных (уставных) судов Российской Федерации, поскольку процесс формирования судебных органов субъектов РФ еще не закончен. Все земли ФРГ имеют четко проработанную нормативно-правовую базу в виде земельных конституций, законов о конституционных судах. В данных НПА регламентируется порядок формирования органов судебного контроля. Вопрос о том, в какой степени модель немецкого конституционного правосудия может быть ассимилирована в российских условиях, остается открытым.

Основные термины (генерируются автоматически): конституционный суд, Берлин, суд, судья, Федеральный конституционный суд, Бавария, земля, Бранденбург, конституционный контроль, федеральная земля.

Читайте также: