Судебный пересмотр сша это

Обновлено: 29.04.2024

Под первоначальной юрисдикцией подразумевается право суда рассматривать и выносить решения по делу прежде, чем оно буде заслушано и принято по нему решение любым судом нижестоящей инстанции. Иными словами, суд имеет право рассмотреть и вынести решение по делу до рассмотрения апелляции.

Верховный суд США – история, функции, порядок назначения судей

Немного об истории Верховного суда США

В период становления страны имело место непонимание по ряду важнейших вопросов о структуре. Баталии между федералистами и антифедералистами вызывали разного рода опасения. Определяя судьбу США, непосредственно после принятия Конституции первый Конгресс утвердил закон в 1789 году, согласно которому была создана трехзвенная судебная система.

В 1792 году было принято первое решение Верховного суда, как главы системы правопорядка. Однако, первоначально, большого влияния на дела государственного масштаба Верховный суд не оказывал. Все изменилось после 1803 года, когда Суд вынес решение по делу Марбери против Мэдисон. Судьи смогли доказать, что вправе оспаривать законы, противоречащие Конституции. Инстанции получили большие полномочия и право осуществлять контроль над всей государственной системой.

Местонахождения менялось. Изначально суд находился в Нью-Йорке, затем в Филадельфии, имеющей репутацию колыбели независимости США. В настоящее время Верховный суд США размещается в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Инстанция находится в монументальном здании, построенном в классическом стиле.


Со временем, Верховный суд стал пользоваться заслуженным авторитетом в сфере права. Однако, истории известны примеры, когда его решения были отклонены Конгрессом, заручившимся одобрением со стороны штатов. Надо сказать, что были подвергнуты жесткой критике и впоследствии аннулированы некоторые решения (к примеру, рабам-афроамериканцам запрещалось иметь американское гражданство). Перемены в составе судей передавали суть процессов и настроений, происходящих в обществе. До 1835 года, в судейский состав входили исключительно мужчины-протестанты. Со временем в инстанции появились женщины, афроамериканцы, иудеи и выходцы из Латинской Америки.

Функции Верховного суда США

Основной функцией инстанции стал контроль за исполнением положений Конституции. Постановления, имеющие связь с исполнением законности тех либо иных действий исполнительной власти, получили большой резонанс, что послужило приобретению авторитета и известности суда.

Помимо проверки и контроля судебных разбирательств, он является первой инстанцией по слушанию других дел. К примеру, таких, которые имеют отношение к работе консулов и послов. Он рассматривает спорные дела, в которых одной из сторон выступает штат (не участвуя в территориальных спорах). Главное направление — это апелляция.

Доктрины Верховного суда США

Правообразующие обязанности предоставили возможность инстанции адаптировать нормы Конституции и Закона к периодически изменяющимся условиям в политической жизни страны, а также в социальной и экономической сфере. Надо сказать, что судебно-конституционные принципы суда повлияли не только на жизнедеятельность американских граждан, но также оказали воздействие на мировую общественность.

Концепция представила обоснование праву на Новый Свет. Земля находится в собственности государства, граждане которого открыли новую территорию. Аборигены, не имеющие должного образования и интеллектуальных способностей, не смогли оказать сопротивления белым поселенцам. Джон Маршалл явно не был сторонником данной теории, однако применил эту точку зрения для принятия решений. На основании данной концепции открытия в 1830 году был принят закон, принуждающий индейцев к переселению. Таким образом, было утверждено окончательное решение в спорах относительно земли и началась эра геноцида в отношении коренных жителей.

Порядок создания Верховного суда США

Кандидаты проходят серьезный отбор. На должность судьи выдвигаются люди, имеющие безупречную репутацию, обладающие огромным опытом в сфере деятельности судебной системы. Именно на судью возложена ответственность за надежность действующей системы, он обязательно должен иметь большой стаж, отличные рекомендации и соответствующее образование.

Серьезный отбор в Верховный суд США объясняется необходимостью соблюдения законности и правопорядка.

Под контролем Верховного суда находятся нижестоящие инстанции, поэтому его решения должны быть безупречными. Компетентность судьи никто не должен ставить под сомнение.

Тот факт, что поменять судей Верховного суда практически невозможно нередко критикуется, однако изменить систему не удалось даже Рузвельту, имеющему огромное влияние и популярность среди народа. Четыре президентских срока говорят сами за себя. Верховный суд не поддержал его экономические реформы, вызвав тем самым, жесткое противостояние. Президент не получил поддержки от Конгресса и пожизненный срок был сохранен.

Система Верховного суда США

Известно, что формирование судебной системы происходило во времена перемен. Новое государство объявило себя независимым. Прежде, когда Новый свет являлся колонией Англии, назначением на должности судей занимался Лондон. Надо сказать, что именно с этим фактом связывают определение основателей предоставлять пожизненные полномочия. На сегодня, судейский состав Верховного суда состоит из 9 судей, в том числе и председателя.

Количество членов суда

Верховный суд возглавляет систему. Первоначально, в состав входил главный судья и пять ассоциированных. Впоследствии число судей менялось и варьировалось от 7 до 10. В 1869 году американский Конгресс утвердил количество судей и на сегодняшний день их всего 9. Данное количество утверждено законодательно и в ближайшем будущем останется неизменным.

В 1937 году Рузвельт предпринял попытку расширить состав с целью ввода своих людей, однако, его инициатива осталась без внимания.

Количество членов суда

Порядок назначения судей

Членов Верховного суда назначает американский Президент, однако, все кандидатуры должны быть согласованы с сенатом. Исходя из того, что должность пожизненная, президент старается внедрить своих людей, поэтому любое назначение бурно обсуждается и оспаривается в обществе.

В этом смысле Дональда Трампа можно считать лидером, при нем было назначено три судьи, что дало возможность сформировать в высшей судебной инстанции надежное консервативное большинство.

Утверждение судей

Из истории видно, что Сенат в редких случаях не поддерживает выдвинутую кандидатуру. Однако, процедура весьма неоднозначна, так как кандидату предстоит пройти собеседование в Сенатском Комитете и только после этого ему будет дана рекомендация.

Утверждение возможно при наборе большинства голосов сенаторов. Нередко голосование откладывается, воздействуя на претендентов, чтобы они сами отказывались от продвижения. В случае одобрения кандидатуры сенатом, Президент подписывает указ, и новый судья приступает к своим обязанностям.

Верховный суд США: решение о выборах президента 2020 года

В результате выборов 2020 года произошел раскол в обществе — происходящее в Белом доме, вызвало волну осуждения. Трамп отказывался покидать президентский пост, ссылаясь на подтасовку голосов в сторону Байдена. Штат Техас полностью поддержал Трампа. Однако, в аннулировании результатов голосования в таких штатах как Пенсильвания, Мичиган, Джорджия и Висконсин, о чем было изложено в иске, было отказано.

Эта ситуация, спровоцированная позицией Верховного суда, вызвала немало споров. В состав суда входит 3 ставленника бывшего президента и 6 остальных судей являются консерваторами. Однако, ожидания Трампа не увенчались успехом, и высшая инстанция выбрала нейтральную позицию, тем самым оправдав доверие американцев.

Уголовное судопроизводство в США — установленная Конституцией США, а также федеральными законами и законами штатов процедура возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел.

Содержание

Стадии уголовного судопроизводства

Стадии уголовного судопроизводства — это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса, отделенные друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся задачами, органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком процессуальной деятельности и характером правоотношений.

Уголовное судопроизводство США включает в себя следующие стадии:

Арест

Предъявление обвинения

Предъявление обвинения (arraignment) — на этой стадии подозреваемый, в присутствии судьи, уведомляется о предъявленных ему обвинениях. На этом этапе подозреваемому даётся возможность признать себя виновным или наоборот, невиновным (to enter a plea). Если подозреваемый признаёт свою вину, то судья может сразу же, то есть минуя судебный процесс, назначить меру наказания. Если же подозреваемый отрицает свою вину, судья обязан назначить дату начала судебного процесса или дату заседания большого жюри присяжных, которое должно решить, есть ли основания для судебного процесса. Заседания большого жюри присяжных проводятся только в случае, когда предполагается, что подозреваемый совершил серьёзное правонарушение (felony). После назначения даты судебного процесса или заседания жюри, судья может, по своему усмотрению, или освободить подозреваемого под залог (bail), или отпустить домой, взяв обещание вернуться в суд в определённый день (to release on own recognizance). В редких случаях, когда речь идёт об особо опасном преступлении, судья может оставить обвиняемого под арестом (to remand).

Заседание большого жюри присяжных

Заседание большого жюри присяжных (indictment) — это стадия судопроизводства, во время которой большое жюри (grand jury), состоящее из 23 присяжных, решает, достаточны ли основания для проведения судебного процесса против обвиняемого. Обычно, в конце заседания жюри, обвиняемый оповещается о решении присяжных и назначается дата начала судебного разбирательства.

Судебный процесс

Приговор

Приговор (verdict) выносят присяжные. Обычно, присяжные заседатели выбирают из своей среды главного (head juror или foreperson), на долю которого выпадает обязанность отвечать на вопросы судьи по каждому пункту предъявленного обвинения. Присяжные не выбирают меру наказания, а лишь определяют виновность обвиняемого. Решение присяжных обязательно для судьи. Судья не может наказать обвиняемого, если присяжные решили, что он не виновен.

Определение меры наказания

Определение меры наказания (sentencing) происходит после вынесения приговора, в случае, если приговор не оправдательный. Только судья может определить меру наказания и дополнительные условия, такие как, обязательное прохождение подсудимым лечения от алкоголизма или лишение его родительских прав.


На любой стадии судопроизводства, вплоть до вынесения приговора, подсудимый, совместно со своим адвокатом, может согласиться с принятием вины (англ. plea bargain ). Соглашение о признании вины — это письменная сделка обвиняемого и защитника с обвинителем, в которой зачастую в обмен на признание обвиняемым (подсудимым) своей вины в менее тяжком преступлении обвинитель отказывается от всестороннего исследования обстоятельств дела, которое прояснило бы истину, а также от поддержания обвинения в более тяжком преступлении. В этом случае судопроизводство заканчивается и судья сразу же определяет меру наказания (обычно менее жёсткую, чем обвинияемый заслуживает по закону).

Во время отбывания наказания, преступник имеет право на апелляцию в вышестоящий суд. В США существуют две независимые друг от друга судебные системы: федеральная и штатная. Они существуют параллельно, но выполняют разные функции, связанные со спецификой их работы. В федеральных судах обычно разбираются дела, касающиеся всей страны или отношений между штатами (например, дела о терроризме, незаконном импорте наркотиков, подделке казначейских билетов и т. д.) В судах штатов разбираются дела, находящиеся в ведении штатов (квартирные кражи, изнасилования, убийства и т. д.) Апелляции подаются в вышестоящий суд только внутри одной из этих двух судебных систем. В случае неудач всех апелляций (разбирательства которых нередко занимают много лет), самой последней инстанцией является Верховный Суд США. Если и Верховный Суд не может помочь, то отбывающий наказание может, при определённых обстоятельствах, начать процедуру хабеас корпус (habeas corpus), то есть подвергнуть сомнению правильность или законность самого процесса судопроизводства. Habeas corpus обычно инициируется в тех случаях, когда выясняется, что во время судебного процесса или апелляций были допущены грубейшие ошибки или нарушения процессуального характера, ставящие под сомнение правильность приговора.

Верховный Суд США является высшей судебной инстанцией в стране. Его решения по апелляциям на решения нижестоящих судов устанавливают судебные прецеденты, которым должны следовать все другие федеральные суды и суды при толковании Конституции и федеральных законов.

Верховный суд США - единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США, - состоит из девяти судей, одного из которых Президент США назначает председателем. Члены Верховного суда, включая председателя, назначаются Президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела немногочисленны). Основная его функция - рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут "федеральный вопрос", а также просьб об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, если преследует просьба апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование.

Однако в отличие от апелляционных судов США Верховный Суд не обязан заслушивать каждое дело, направляемое в его адрес для пересмотра. Решение рассматривать или не рассматривать подобные дела принимает сам Верховный Суд. По своему характеру Верховный Суд отличается от других апелляционных судов: исправление ошибок, допущенных судьями при рассмотрении дел в ходе судопроизводства, не является его главной функцией. Приоритетная задача Верховного Суда состоит в разъяснении закона в тех случаях, когда у других судов возникают разногласия в толковании Конституции или федеральных законоположений. Ежегодно из почти 30 миллионов дел, рассматриваемых федеральными судами и судами штатов, 5000 дел направляются проигравшими процесс сторонами в Верховный Суд для пересмотра. Большинство из них имеют форму ходатайства об истребовании дела из производства нижестоящего суда. Суд отбирает и принимает к производству только около 170 наиболее значимых дел.

Полномочия Верховного Суда на судебный пересмотр делают его роль в государственном управлении еще более жизненно важной. Судебный пересмотр - это правомочность суда при принятии решения объявлять, что принятый законодательным органом нормативный акт или действие представителя исполнительной власти не имеют законной силы, поскольку они противоречат Конституции. Несмотря на то, что окружные и апелляционные суды, а также суды штатов правомочны пользоваться правом судебного пересмотра, их решения всегда подвергаются рассмотрению Верховным Судом в связи с апелляциями. Если Верховный Суд объявляет закон неконституционным, это решение может быть отменено только последующим решением Верховного Суда по этому вопросу или принятием соответствующей поправки к Конституции. 7 из 26 поправок к Конституции лишили законной силы решения Верховного Суда. Однако большинство рассматриваемых Верховным Судом дел касается не столько конституционности законов, сколько толкования законов, принимаемых Конгрессом и штатами.

Несмотря на то, что на протяжении ряда лет Конгресс продолжал увеличивать число судей в окружных и апелляционных судах, численный состав Верховного Суда продолжает оставаться прежним с 1869 года. В него входят Главный судья (председатель суда) и восемь судей - членов Верховного Суда. Подобно всем федеральным судьям, они назначаются Президентом страны по рекомендации и с согласия Сената. В отличие от апелляционных судов, Верховный Суд всегда заседает в полном составе. Слушание всех дел происходит в присутствии всех девяти членов суда.

Каждая сессия Верховного Суда начинается в первый понедельник октября. Сессия продолжается до тех пор, пока Суд не объявит своих решений по всем принятым к производству делам. Обычно это происходит к началу июля. Во время сессии Суд придерживается следующего распорядка работы: на протяжении недели он занимается слушанием дел, в конце недели он проводит закрытое совещание по рассмотренным делам, принимает решения и приступает к подготовке мнений. Мнения поступают в печать лишь после объявления решений, большей частью в конце весны и начале лета. Наиболее важные решения Суда публикуются и обсуждаются средствами массовой информации.

Решения Верховного Суда затрагивают жизни миллионов людей - от задержанного, который имеет право не отвечать на вопросы полиции и должен быть поставлен в известность об этом праве, до редактора журнала, который вынужден задумываться о том, не нарушит ли он закона публикацией материала, дающего уничижительную характеристику кого-либо из известных деятелей. В этой связи решения по отдельным делам широко и с живым интересом обсуждаются в средствах массовой информации. Некоторые из проблем так и не находят решения, пользующегося всеобщей поддержкой. Тем не менее, при рассмотрении дел Верховный Суд принимает во внимание и тщательно взвешивает все аргументы за и против каждой из сторон. Более того, решения Верховного Суда являются окончательными и не подлежат пересмотру или отмене каким-либо другим судом.

В высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США могут быть обжалованы приговоры к смертной казни. Кроме того, осужденный вправе подать просьбу о помиловании губернатору штата. Ныне число выносимых смертных приговоров по-прежнему значительно превосходит число исполняемых (в 1988 г. соответственно около 300 и 11), в результате чего "очередь смертников" во второй половине 1980-х гг. неизменно превышала 2000 осужденных.

Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 - в каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г. Апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда.

Окружные суды (иногда их название переводится как "районные") - основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия административных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинству категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах функционируют федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968 г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно рассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях, если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1000 долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на разбирательстве его дела судьей окружного суда. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о банкротствах.

Существует несколько специализированных федеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиям в 1982 г. Важное место в ней занимает Претензионный суд. Он рассматривает гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по ряду других оснований.

В 1980 г. был переименован и Суд по внешней торговле (прежний Суд по таможенным делам).

Имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающий споры, которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов и их уплатой.

Судебные системы штатов используют двух- и трехступенчатую систему общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший судебный орган, обычно свойственна небольшим по размерам и населению штатам, а трехступенчатая, с судами промежуточной, апелляционной юрисдикции, - более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое количество гражданских и уголовных дел.

Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название Верховного суда, однако в ряде штатов он называется Апелляционным судом. Они состоят из пяти-девяти судей.

Основное звено судебной системы штатов - суды общей юрисдикции. Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные суды.

В системе американских учреждений на уровне федерации и штатов отсутствуют специальные органы конституционного контроля, поскольку эти функции выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом 1803 г. ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное по своей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов, любые акты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции.

Назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся Президентом США с согласия сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.).

Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета.

В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо, наконец, местного атторнея (графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности.

Важнейшая функция атторнеев - поддержание обвинения в суде. При этом на стадии предания суду представители обвинения в подавляющем большинстве случае вынуждают обвиняемого заключить т.н. сделку о признании вины. Она означает обычно, что тот дает согласие на разбирательство его дела без участия суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком преступлении (например, в краже вместо ограбления) либо не требовать вынесения смертного приговора, лишения свободы и т.п.

Для получения права на занятие адвокатской практикой в большинстве штатов необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Во многих штатах (но не во всех) для допуска к такому экзамену требуется диплом о высшем юридическом образовании. Лицо, допущенное после экзаменов к адвокатской практике, получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступления в судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либо лишь получение соответствующего разрешения. Последнее правило распространяется и на федеральные суды. Адвокаты по гражданским делам, в частности об обязательствах из причинения вреда, нередко участвуют в процессе на условиях, что в случае выигрыша дела клиент уступит ему от 30 до 50% полученной им суммы возмещения.

О каких наиболее примечательных фактах и характеристиках, касающихся федеральных судов, следует помнить? По этому поводу нет единого мнения. Однако существует целый ряд моментов, о которых не стоит забывать. К ним относятся следующие:

Федеральные суды и суды штатов сосуществуют. Юрисдикция судов штатов имеет более общий характер. Им подсуден значительно более широкий круг вопросов, чем федеральным судам. Федеральные суды имеют ограниченную юрисдикцию.

Суды разрешают споры на основе состязательности, как на уровне обычного судопроизводства, так и на уровне апелляционных судов. При принятии решений они руководствуются прецедентами.

Каждый гражданин имеет абсолютное право на возбуждение дела в Федеральном суде (если оно подлежит его юрисдикции), а также абсолютное право на обжалование принятого окружным судом решения. Судебный иск редко доходит до производства в Верховном Суде США.

При разбирательстве уголовных исков суды обеспечивают юридическую защиту обвиняемым, которые не в состоянии сами оплачивать услуги адвоката.

В силу исторически сложившегося на базе Конституции США распределения компетенции федерации и штатов в сфере уголовного законодательства федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в других разделах Свода законов США, имеют весьма ограниченную область регулирования. Ими устанавливается ответственность и за преступления федеральных служащих, а также в случаях, когда совершение преступления сопряжено с пересечением границы между штатами (например, при торговле наркотиками, сбыте похищенных автомобилей). Поэтому подавляющее большинство лиц, привлекаемых в США к уголовной ответственности, обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а норм УК и других законов отдельных штатов. Федеральные уголовные законы не имеют каких-либо привилегий за пределами сферы из непосредственного действия, и их нормы не предопределяют решения правовых проблем, входящих в компетенцию штатов.

Примерный уголовный кодекс (1962 г.) не имеет официального характера. Он был предназначен лишь послужить "единым ориентиром" для назревшего обновления и сближения уголовных кодексов штатов. В результате к середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты новые УК, что привело и к обновлению, и к сближению уголовного законодательства штатов.

Наряду с уголовными законами федерации и штатов, нормы общего права продолжают и в настоящее время оставаться одним из источников американского уголовного права. Ныне законодательство большинства штатов запрещает судам наказывать за такие преступления, которые не включены в свод законов соответствующего штата.

Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут существенно расширить или сузить сферу уголовной репрессии, в частности, путем новой трактовки важнейших институтов уголовного права и процесса.

1. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.

Важнейшими чертами американского конституционного устройства являются федерализм, разделение властей и судебный пересмотр. Федерализм.Американский федерализм является первой современной формой такой системы правления, в которой власть поделена между центральным и несколькими субнациональными правительствами. Если говорить об исторических прототипах этого явления, то можно назвать Ахейскую лигу городов-государств Древней Греции, которая существовала в III в. до н. э. и Швейцарскую конфедерацию, сложившуюся в XVI в. Американский федерализм был не только первой современной формой подобного государственного устройства, но и вынужденной формой. Он стал результатом компромисса, достигнутого на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г. между приверженцами большей государственной централизации и представителями малых штатов, которые опасались, что их суверенные права в таком государстве не будут учтены. Смысл компромисса заключался в разделении властных полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов и равное представительство штатов, вне зависимости от численности населения, в Сенате – верхней палате американского Конгресса. Наиболее последовательные приверженцы представительного правления А. Гамильтон и Дж. Мэдисон утверждали, что именно федерализм позволит избежать тирании большинства в Американской республике. Мэдисон разработал систему сдержек и противовесов, которая пронизывает Конституцию Соединенных Штатов. Однако он считал, что этого недостаточно для того, чтобы обезопасить страну от сговора фракций и власти черни. Мэдисон добился дополнения системы баланса властей федеративным государственным устройством США. В отличие от многих политических мыслителей он считал, что крупное государство имеет преимущество перед маленьким в плане утверждения там стабильных демократических институтов, в современном их понимании. Эти преимущества заключаются в том, что в крупной республике существует больший выбор для избрания достойных в законодательное собрание. Здесь более разнообразным является электорат, обладающий правом контроля над своими избранниками. Все это создает условия для конкуренции разнообразных фракций, которым труднее пойти на сговор против интересов меньшинства и которые вынуждены искать компромиссные решения для обеспечения результативности политики. Наконец, использование принципа двойного представительства в условиях бикамерализма, позволяло снять напряжение в отношениях между крупными и мелкими штатами США (нижняя палата – избирается от относительно равных по численности избирателей округов, верхняя – формируется по принципу равного представительства от всех субъектов федерации).

Основными принципами американского федерализма являются следующие:

Во-первых, определены полномочия, которые закрепляются за федеральным правительством: объявления войны, заключения договоров и соглашений с другими государствами, право эмиссии, регулирование торговли между штатами.

Во-вторых, десятая поправка американского основного закона говорит о “полномочиях, которые не делегированы Конституцией федеральному правительству и не запрещаются ею для закрепления за штатами или народом”.

В-третьих, существуют полномочия, которые могут осуществляться либо федеральным правительством, либо властями штатов: взимание налогов, приведение в исполнение приговоров преступникам.

В-четвертых, существует определенная правовая сфера, гарантированная от вмешательства в нее со стороны федерального правительства. Она включает в себя, в основном, первые восемь поправок к Конституции США, касающиеся свободы слова, печати, совести, а также предоставления лицам, обвиняемым в совершении преступлений, гарантий справедливого и беспристрастного суда.

В-пятых, существует также правовая сфера, гарантированная от вмешательства в нее правительств субъектов федерации. Она включает в себя положения, включенные в основной текст Конституции, но, главным образом, требования четырнадцатой поправки: “Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; равно как и ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона”.

Разделение властей.В США сложилась и успешно функционирует классическая президентская республика, довольно редкая среди других демократических стран мира. Она опирается на принципы разделения властей, которые предусматривают несколько очень важных положений. Во-первых, власть конституционно разделена между не зависящими друг от друга двухпалатным парламентом (Конгрессом), который сосредотачивает в своих руках все полномочия высшей законодательной власти; президентом, являющимся главой государства и главой исполнительной власти; федеральными судами, во главе с Верховным Судом США, которые обладают судебной властью в стране. Во-вторых, в Соединенных Штатах действует принцип “различного персонала” (Distinct Personnel), который предусматривает, что ни одно должностное лицо в администрации не может одновременно быть членом Палаты представителей или Сената в течение всего срока исполнения полномочий в структурах исполнительной власти. Это означает, что люди, работающие в системе одной ветви власти, не могут занимать должностей в системах двух других ветвей.

Судебный пересмотр (Judicial Review).Данная система, как отмечалось выше, является правом судебного органа власти объявлять решения исполнительной или законодательной ветви власти неконституционными. Все американские суды, включая федеральные суды низшей инстанции и суды штатов всех уровней, наделены этим правом. Спецификой американской демократии является то, что право вынесения решений на предмет конституционности передано элементу обычной судебной системы – высшему апелляционному суду. В некоторых других странах (Австрия, Италия) такое право принадлежит специальным трибуналам. В Швейцарии и Мексике полномочия высших судебных органов власти направлены на регулирование отношений между центральным правительством и субъектами федерации. Роберт Даль считает, что “Верховный Суд США, несмотря на свою репутацию, не всегда выступал в качестве бастиона на пути нарушений__ фундаментальных прав и интересов со стороны законодательства, принятого Конгрессом (в отличие от законов штатов и местных законов). Это объясняется следующим обстоятельством, имеющим большое значение для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с квазипопечительством. Верховный Суд неизбежно становится частью любой общенациональной политической коалиции, которая получает устойчивое большинство на общенациональных выборах… Легко понять, почему так происходит. Либо квазипопечители настолько изолированы от тенденций общественного мнения и могут мобилизовать столь значительные ресурсы для принуждения, что они могут добиться своих предложений, несмотря на оппозицию со стороны электорального большинства на общенациональном уровне. Либо они не способны на это. Тогда они могут лишь вести арьергардные бои, задерживая на некоторое время наступление господствующей коалиции, состоящей из избранных нацией официальных лиц. Возможен ли первый вариант при демократии? Американский опыт говорит нам, что не возможен… С другой стороны, функцией квазипопечителей является только замедление изменений в общенациональной политике…”__

- Все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) имеют совершенно различные способы своего образования. Конгресс как законодательный орган состоит из двух палат - Сената и Палаты представителей, которые формируются совершенно различными способами. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах. Сенат -законодательными собраниями соответствующих штатов по два сенатора от каждого штата на шесть лет.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, который избирается коллегией выборщиков, которые предварительно избираются народом. Третья власть - судебная, формируется Сенатом и Президентом.

Важнейшими чертами американского конституционного устройства являются федерализм, разделение властей и судебный пересмотр. Федерализм.Американский федерализм является первой современной формой такой системы правления, в которой власть поделена между центральным и несколькими субнациональными правительствами. Если говорить об исторических прототипах этого явления, то можно назвать Ахейскую лигу городов-государств Древней Греции, которая существовала в III в. до н. э. и Швейцарскую конфедерацию, сложившуюся в XVI в. Американский федерализм был не только первой современной формой подобного государственного устройства, но и вынужденной формой. Он стал результатом компромисса, достигнутого на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г. между приверженцами большей государственной централизации и представителями малых штатов, которые опасались, что их суверенные права в таком государстве не будут учтены. Смысл компромисса заключался в разделении властных полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов и равное представительство штатов, вне зависимости от численности населения, в Сенате – верхней палате американского Конгресса. Наиболее последовательные приверженцы представительного правления А. Гамильтон и Дж. Мэдисон утверждали, что именно федерализм позволит избежать тирании большинства в Американской республике. Мэдисон разработал систему сдержек и противовесов, которая пронизывает Конституцию Соединенных Штатов. Однако он считал, что этого недостаточно для того, чтобы обезопасить страну от сговора фракций и власти черни. Мэдисон добился дополнения системы баланса властей федеративным государственным устройством США. В отличие от многих политических мыслителей он считал, что крупное государство имеет преимущество перед маленьким в плане утверждения там стабильных демократических институтов, в современном их понимании. Эти преимущества заключаются в том, что в крупной республике существует больший выбор для избрания достойных в законодательное собрание. Здесь более разнообразным является электорат, обладающий правом контроля над своими избранниками. Все это создает условия для конкуренции разнообразных фракций, которым труднее пойти на сговор против интересов меньшинства и которые вынуждены искать компромиссные решения для обеспечения результативности политики. Наконец, использование принципа двойного представительства в условиях бикамерализма, позволяло снять напряжение в отношениях между крупными и мелкими штатами США (нижняя палата – избирается от относительно равных по численности избирателей округов, верхняя – формируется по принципу равного представительства от всех субъектов федерации).

Основными принципами американского федерализма являются следующие:

Во-первых, определены полномочия, которые закрепляются за федеральным правительством: объявления войны, заключения договоров и соглашений с другими государствами, право эмиссии, регулирование торговли между штатами.

Во-вторых, десятая поправка американского основного закона говорит о “полномочиях, которые не делегированы Конституцией федеральному правительству и не запрещаются ею для закрепления за штатами или народом”.

В-третьих, существуют полномочия, которые могут осуществляться либо федеральным правительством, либо властями штатов: взимание налогов, приведение в исполнение приговоров преступникам.

В-четвертых, существует определенная правовая сфера, гарантированная от вмешательства в нее со стороны федерального правительства. Она включает в себя, в основном, первые восемь поправок к Конституции США, касающиеся свободы слова, печати, совести, а также предоставления лицам, обвиняемым в совершении преступлений, гарантий справедливого и беспристрастного суда.

В-пятых, существует также правовая сфера, гарантированная от вмешательства в нее правительств субъектов федерации. Она включает в себя положения, включенные в основной текст Конституции, но, главным образом, требования четырнадцатой поправки: “Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; равно как и ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона”.

Разделение властей.В США сложилась и успешно функционирует классическая президентская республика, довольно редкая среди других демократических стран мира. Она опирается на принципы разделения властей, которые предусматривают несколько очень важных положений. Во-первых, власть конституционно разделена между не зависящими друг от друга двухпалатным парламентом (Конгрессом), который сосредотачивает в своих руках все полномочия высшей законодательной власти; президентом, являющимся главой государства и главой исполнительной власти; федеральными судами, во главе с Верховным Судом США, которые обладают судебной властью в стране. Во-вторых, в Соединенных Штатах действует принцип “различного персонала” (Distinct Personnel), который предусматривает, что ни одно должностное лицо в администрации не может одновременно быть членом Палаты представителей или Сената в течение всего срока исполнения полномочий в структурах исполнительной власти. Это означает, что люди, работающие в системе одной ветви власти, не могут занимать должностей в системах двух других ветвей.

Судебный пересмотр (Judicial Review).Данная система, как отмечалось выше, является правом судебного органа власти объявлять решения исполнительной или законодательной ветви власти неконституционными. Все американские суды, включая федеральные суды низшей инстанции и суды штатов всех уровней, наделены этим правом. Спецификой американской демократии является то, что право вынесения решений на предмет конституционности передано элементу обычной судебной системы – высшему апелляционному суду. В некоторых других странах (Австрия, Италия) такое право принадлежит специальным трибуналам. В Швейцарии и Мексике полномочия высших судебных органов власти направлены на регулирование отношений между центральным правительством и субъектами федерации. Роберт Даль считает, что “Верховный Суд США, несмотря на свою репутацию, не всегда выступал в качестве бастиона на пути нарушений__ фундаментальных прав и интересов со стороны законодательства, принятого Конгрессом (в отличие от законов штатов и местных законов). Это объясняется следующим обстоятельством, имеющим большое значение для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с квазипопечительством. Верховный Суд неизбежно становится частью любой общенациональной политической коалиции, которая получает устойчивое большинство на общенациональных выборах… Легко понять, почему так происходит. Либо квазипопечители настолько изолированы от тенденций общественного мнения и могут мобилизовать столь значительные ресурсы для принуждения, что они могут добиться своих предложений, несмотря на оппозицию со стороны электорального большинства на общенациональном уровне. Либо они не способны на это. Тогда они могут лишь вести арьергардные бои, задерживая на некоторое время наступление господствующей коалиции, состоящей из избранных нацией официальных лиц. Возможен ли первый вариант при демократии? Американский опыт говорит нам, что не возможен… С другой стороны, функцией квазипопечителей является только замедление изменений в общенациональной политике…”__

- Все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) имеют совершенно различные способы своего образования. Конгресс как законодательный орган состоит из двух палат - Сената и Палаты представителей, которые формируются совершенно различными способами. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах. Сенат -законодательными собраниями соответствующих штатов по два сенатора от каждого штата на шесть лет.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, который избирается коллегией выборщиков, которые предварительно избираются народом. Третья власть - судебная, формируется Сенатом и Президентом.

Читайте также: