Судебное жюри рк это

Обновлено: 18.05.2024

Что сделано в стране для систематизации работы судебной системы

Хроника успеха

Для систематизации работы судебной системы на наш взгляд можно выделить 10 главных достижений в работе судов за последние четыре года ( с 2013 по 2017 годы).

1) Прежде всего, правосудие перешло от прежней пятиступенчатой системы к трехуровневой — первая, апелляционная, кассационная. Новая модель судопроизводства полностью соответствует высоким мировым стандартам, она ускоряет вступление судебных решений в силу, снижает возможность искусственного затягивания процесса и, соответственно, уменьшает коррупционные риски.

2) Кардинально пересмотрена система отбора и карьерного продвижения судей. Серьезно ужесточены квалификационные требования, введены годичная стажировка кандидатов и проверка их на детекторе лжи сотрудниками КНБ. Моральный облик кандидатов тщательно исследуется Советами по взаимодействию с судами.

Новое поколение судей готовит Академия правосудия при ВС РК. Подбором судей теперь занимается самостоятельный орган — Высший Судебный Совет.

Профессиональная деятельность судьи теперь оценивается Судебным жюри после первого года работы и каждые пять лет. А также в ходе карьерного роста. Кстати, 112 из 113 вновь назначенных судей после первого года работы успешно подтвердили свою высокую квалификацию.

При этом любой гражданин может обратиться с жалобой на судью в Жюри. В текущем году оно рассмотрело 545 обращений физических и юридических лиц.

3) Для повышения инвестиционной привлекательности страны, впервые в Верховном Суде РК создана специализированная судебная коллегия по рассмотрению споров с участием крупных инвесторов. Она рассматривает по первой инстанции гражданские дел по инвестспорам, с участием крупного инвестора, а также пересматривает в апелляционном порядке судебные акты по инвестспорам, отнесенным к подсудности суда Астаны.

Международный совет при ВС РК с участием ведущих зарубежных судей и юристов ( 15 человек из семи стран мира) занимается внедрением лучших международных стандартов в отечественное правосудие. В 2017 году Совет подготовил рекомендации по представительству в судах, прецедентному праву, институту следственных судей.

4) Соцопросы демонстрируют высокий уровень доверия участников судебных процессов к судам. Так, 71,3 % из них высоко оценили уровень доверия к судам — данные ПРООН 2015 года. Проведен опрос 12,5 тысяч участников судебных процессов в судах республики.

74,4 % участников судебных процессов и других пользователей « Судебного кабинета оказались довольны качеством судебных процессов. Опрос проведен по инициативе ВС РК, онлайн в прошлом году. То есть средний показатель доверия выше 70%. Это соответствует международным трендам.

7) Судебная практика — главный критерий соответствия законодательства времени и необходимости новых юридических норм. ВС РК ведет системную работу по модернизации законодательства. В частности, Верховный Суд выступил разработчиком Гражданского процессуального кодекса ( ГПК) в новой редакции.

Новый ГПК существенно расширил примирительные и упрощенные процедуры в судопроизводстве. Сегодня в упрощенном порядке рассматривается более 60% гражданских дел.

За 9 месяцев текущего года на 47,3% возросло количество гражданских дел, рассмотренных с применением медиации.

Или другая новелла — представление интересов сторон в суде разрешается только имеющим высшее юридическое образование. За первое полугодие в 2.5 раз уменьшилось число возвращенных и оставленных без движения заявлений. Это связано с более высоким качеством подготовки документов сторонами.

8) С вводом в действие нового УПК, в РК введены такие новые правовые институты, сделка с правосудием, следственный судья как ускоренное досудебное расследование, и др.

Существенно расширяется судебный контроль, упраздняется институт дополнительного расследования, вводятся новые механизмы упрощения производства. Это приводит к сокращению сроков судопроизводства.

Главный момент — отныне все следственные действия, затрагивающие конституционные и иные права и свободы человека, производятся, в основном, с санкции суда. Например, за 9 месяцев 2017 года следственные судьи рассмотрели 1 250 жалоб на решения, действия прокурора, органов следствия и дознания, 26,6% из них признаны незаконными.

Подчеркнем, что значительная часть предложений по новому уголовному законодательству разработана Верховным Судом.

9) Немало сделано и для приведения социального положения судей в соответствие их высокому социальному статусу. В частности, решен вопрос о пожизненном пенсионном содержании судей, вышедших в отставку. Если его судейский стаж достиг 20 лет, ежемесячная пенсия составит 50 % от оклада по последней занимаемой должности судьи. Данная норма введена с 1 января 2016 года. Такая норма повышает привлекательность профессии. Это сделано по аналогии с системами социального обеспечения, действующих в вооруженных силах и правоохранительных органах.

10. В РК введена система рейтингов местных судов на основе 9 показателей. В частности — это количество завершенных гражданских, уголовных и административных дел, качество отправления правосудия районными и приравненными к ним судами, коллегиями областных и приравненных к ним судов, применение судами примирительных процедур

В целом данная система позволяет стимулировать суды на повышение качества работа по четко обозначенным индикаторам.

В заключение хотелось бы напомнить, что в реально демократическом обществе, судебная власть по определению должна быть выше всех остальных ветвей власти. Ибо, как сказал П.Гольбах. правосудие — основание всех общественных добродетелей.

Астана. 3 июня. Kazakhstan Today - 2 июня на пленарном заседании Верховного суда Республики Казахстан был избран новый состав судебного жюри.

По информации пресс-службы Верховного суда, председателем судебного жюри вновь избрали судью Верховного суда Моряка Шегенова, передает Kazakhstan Today.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Комментарии

В Казахстане отменили смертную казнь

НУР-СУЛТАН. 29 ДЕКАБРЯ - Как сообщает пресс-служба Акорды, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал ряд законов, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Главой государства подписан закон "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни". Принимая этот закон, Казахстан присоединяется к группе стран, где смертная казнь законодательно запрещена. Кроме того, наша страна доказывает, что поддерживает международное движение, направленное на полную отмену смертной казни.

Также президент подписал закон "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан". Согласно закону, должность уполномоченного учреждается на избираемой основе сроком на пять лет. В период своей деятельности омбудсмен не может заниматься политической деятельностью, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Законом также закрепляются статус и деятельность представителя Уполномоченного в регионе.

Главой государства подписан закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан".

Президентом подписан закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан".

Главой государства также подписан закон "О внесении дополнения в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан". Кроме того, президент подписан закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации и религиозной деятельности".

Минюст планирует ввести видеофиксацию работы частных судоисполнителей

НУР-СУЛТАН. 29 ДЕКАБРЯ - Министр юстиции РК Марат Бекетаев в ходе пресс-конференции в СЦК сообщил о планах ведомства обязать частных судебных исполнителей фиксировать работу с должниками на видео, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Предполагается видеофиксация взаимодействия судоисполнителей и должников. Если всё это будет фиксироваться на видео, то впоследствии не будет проблем с проверкой действий судебных исполнителей. Основные моменты будут более прозрачными. Любые другие действия также необходимо оцифровывать", - сказал Марат Бекетаев.

По мнению министра, после ввода обязательной видеофиксации дисциплинарная комиссия не сможет проявлять лояльность к судоисполнителю. Нарушителей будут лишаться лицензий.

Если мы введём видеофиксацию, то без видеофиксации действия судебного исполнителя будут неправомерны. Такое условие мы будем ставить, когда разработаем функционал", - рассказал Марат Бекетаев.

Также по слова главы Минюста, в Казахстане в целях сокращения сроков назначения и получения результата экспертиз создана информационная система Е-Saraptama.

Бекетаев о деле Стати: смысл не в том, чтобы взыскать максимальные суммы

НУР-СЛУТАН. 29 ДЕКАБРЯ - В чём смысл затяжной судебной тяжбы со Стати на брифинге в СЦК рассказал министр юстиции Марат Бекетаев, передает KAZAKHSTAN TODAY.

По словам Марата Бекетаевв, смысл не в том, чтобы взыскать максимальные суммы. Также министр заявил, что не только Казахстан сейчас предъявляет претензии Стати.

В перспективе полную сумму взыскать, скорее всего, не получится. Важнее доказать, что Казахстан обладает необходимыми ресурсами сопротивляться, выявлять таких мошенников… И когда этот сигнал в целом на международном инвестиционном рынке основные игроки получат, они поймут, Казахстан развивается, правовая система Казахстана развивается, соответственно, инвестировать в Казахстан можно и где-то даже нужно. Также это будет сигнал всем преступникам и мошенникам. Путь знают, что им в Казахстане делать нечего", - сообщил министр.

Этот ущерб можно рассчитывать по-разному, если говорить о прямых расходах на юристов - это первый блок, который можно рассчитать. Второе: это можно рассчитать репутационные издержки. Третье: это уже Национальный банк может предъявить претензии о потере упущенной выгоды в то время, когда средства были размещены на специальном исковом счёте, то есть заморожены они были. И в это время они так активно не работали, как могли бы работать. Вот эту разницу нужно высчитывать по определённой формуле. В принципе, тоже можно предъявить", - сказал министр юстиции Марат Бекетаев.

Бекетаев рассказал о цифровизация судебной экспертизы

НУР-СЛУТАН. 29 ДЕКАБРЯ - В Казахстане в целях сокращения сроков назначения и получения результата экспертиз создана информационная система Е-Saraptama. Об этом на брифинге в СЦК рассказал министр юстиции Марат Бекетаев, передает KAZAKHSTAN TODAY.

На практике во многих случаях уголовное, административное или гражданское дело зависит от результатов судебных экспертиз, сообщили в службе центральный коммуникаций.

Система интегрирована с "Е-Уголовное дело" и судебной "Торелік". Это позволило следователям и судьям назначать экспертизы, не выходя из кабинета и не нужно везти постановление к судебным экспертам. Система также позволяет осуществлять постоянный контроль за ходом производства экспертизы на всех её стадиях. Эти преимущества повлияли на сроки принятия процессуальных решений, что в итоге привело к сокращению производства по уголовным, гражданским и административным делам", - сказал министр юстиции Марат Бекетаев.

Члены семей умерших военнослужащих получат права на приватизацию жилья

НУР-СУЛТАН. 29 ДЕКАБРЯ - В ходе пленарного заседания депутаты мажилиса одобрили поправки по вопросам воинской службы и жилищных отношений сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих. Также был принят в работу проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан", передает KAZAKHSTAN TODAY.

Как пояснил заместитель министра обороны РК Дарын Туяков, поправками предусматривается переход права на приватизацию членам семей умершего военнослужащего специального органа. Также нормами предусматривается приватизация служебных жилищ по остаточной стоимости или безвозмездно. Кроме того, предлагаются поправки, ограничивающие случаи двойного обеспечения жильем.

Вводится понятие "модульный жилой дом" - это быстровозводимые и при необходимости переносные жилые дома. По словам представителя Минобороны, их закуп позволит в кратчайшие сроки обеспечить армию местами для проживания, а при изменении геополитической обстановки - передислоцировать военнослужащих без затрат и в кратчайшие сроки.

Кроме того, предусматривается расширение прав и обязанностей военнослужащих. В частности, предлагается предоставить им права и обязанности по аналогии с сотрудниками специальных госорганов.

В части материальной ответственности законопроектом предлагается установить материальную ответственность военнослужащих по контракту, военнообязанных при призыве в армию и на воинские сборы в случае причинения ущерба по неосторожности. При этом сохраняется полная материальная ответственность военнослужащих в случае умышленного причинения ущерба, пишет "Казправда".

Согласно поправкам в Конституционный закон о выборах, при выдвижении кандидатов в депутаты мажилиса и маслихата партии должны включать в свои партийные списки людей с инвалидностью.

Главной целью проекта закона является обеспечение участия представительной ветви власти наравне с женщинами и молодежью лиц с особыми потребностями, а также учет их мнения и вовлечение в активную работу и жизнедеятельность государства.

Назначен председатель Комитета внутреннего госаудита МФ РК

НУР-СУЛТАН. 29 ДЕКАБРЯ - Приказом министра финансов Республики Казахстан Ержан Мынжасаров назначен на должность председателя Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК. Об этом сообщает пресс-служба премьер-министра РК, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Ержан Мынжасаров родился в 1971 году в Туркестанской области. Окончил Семипалатинский технологический институт мясной и молочной промышленности, Казахскую государственную юридическую академию.

В 2000-2003 годах работал исполняющим обязанности ведущего контролера - ревизора отдела контроля за целевым использованием государственных кредитов, начальником отдела контроля за целевым использованием государственных кредитов Управления контроля за целевым использованием государственных внешних займов и кредитов, начальником отдела организационной работы Управления координационной и организационной работы, начальником отдела внутренного контроля Управления организационной и кадровой работы.

В 2003-2008 годы - начальник отдела организационной работы Управления организационной и кадровой работы Комитета финансового контроля и государственных закупок МФ РК.

С 2008 по 2009 годы работал начальником Управления контроля №2 Комитета финансового контроля и государственных закупок МФ РК.

В 2009-2010 годы - начальник Управления контроля исполнения республиканского бюджета №2 Комитета финансового контроля МФ РК.

В 2012-2016 годы - руководитель Инспекции финансового контроля по г. Алматы Комитета финансового контроля МФ РК.

С 2016 по 2020 годы занимал должность руководителя департамента внутреннего государственного аудита по Алматы Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК.

С апреля 2020 года и по настоящее время работал заместителем председателя Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК.

Парламент принял поправки по вопросам развития конкуренции

НУР-СУЛТАН. 29 ДЕКАБРЯ - Депутаты мажилиса на пленарном заседании приняли поправки сената в проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции", передает KAZAKHSTAN TODAY.

В ходе обсуждения законопроекта депутатами сената внесены изменения в Предпринимательский кодекс в части исключения требования по получению согласия Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан при создании государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, а также при расширении и изменении осуществляемых ими видов деятельности.

Наделение НПП "Атамекен" новыми дополнительными функциями требует выделения финансовых затрат из республиканского бюджета. К примеру, по информации антимонопольного органа, количество согласований такого рода достигает ежегодно порядка тысячи. Так, по итогам 2019 года на согласование поступило 70 решений по созданию, 900 - по расширению видов деятельности госпредприятий и юрлиц, контролируемых государством. Согласно пункту 6 статьи 61 Конституции РК, проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения правительства Республики Казахстан. Однако положительное заключение правительства на данную поправку отсутствует", - сказал сенатор Ляззат Рысбекова.

Кроме того, согласно Предпринимательскому кодексу РК и закону РК "О Национальной палате предпринимателей", НПП "Атамекен" создается в организационно-правовой форме некоммерческой организации в целях обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы и развития взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти РК, пишет издание kazpravda.kz.

В соответствии со статьей 5 Конституции РК, не допускается возложение на общественные объединения функций государственных органов. НПП является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, каковой выступают и общественные объединения со схожей правовой природой. В этой связи вызывает вопрос правомерность предоставления НПП "Атамекен" функций согласования решения о создании госпредприятий, юрлиц, более 50% акций которых принадлежат государству, а также при расширении и (или) изменении осуществляемых ими видов деятельности", - отметила Ляззат Рысбекова.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2020; проверки требуют 8 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2020; проверки требуют 8 правок.

Судебная система Казахстана — система органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Республики Казахстан в соответствии с Конституцией республики и другими законами.

Содержание

Казахстан по Конституции является демократическим, светским и правовым государством [1] . Казахстанская правовая система относится к романо-германской правовой семье, которой присуще чёткое отраслевое деление норм права [2] . Принцип разделения властей [3] провозглашен в Конституции страны, так высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции является двухпалатный Парламент, исполнительным органов признается Правительство, а судебная власть осуществляется судом в лице постоянных судей [4] , а также 10 присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству.

Судебная власть в Казахстане осуществляется только судами и от имени Республики Казахстан [5] . В судебную систему входят Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом [6] . Запрещается учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием. Также, полномочия суда не могут быть переданы другим органам. Областные и приравненные к ним суды, а также районные и приравненные к ним суды, образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами [8] :

  • лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (Презумпция невиновности);
  • никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
  • никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
  • в суде каждый имеет право быть выслушанным;
  • законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
  • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
  • никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом;
  • Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
  • любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
  • не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом;
  • никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
  • применение уголовного закона по аналогии не допускается.
  • Закон о Высшем Судебном Совете Республики Казахстан [15]
  • Закон о присяжных заседателях [16]
  • Положения о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан [17]
  • Положение о Судебном жюри [18]

Если закон от 1990 года предусматривал, что Верховному суду Казахской ССР принадлежит право законодательной инициативы [21] [22] в Верховном Совете Казахской ССР, то новый закон о 2000 года отменил эту прерогативу. Это связано с принятием новой Конституции Казахстана.

Также, новый закон предусматривает такие институты как Высший Судебный Совет [23] , Судейское сообщество и его органы, Судебное жюри [24] .

    • пленарное заседание [25]
    • президиум пленарного заседания
    • надзорная судебная коллегия по гражданским делам [26]
    • надзорная судебная коллегия по уголовным делам [27]
    • специализированная судебная коллегия по уголовным делам [28]

    2) II инстанция – областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городской суд города республиканского значения, Военный суд войск Республики Казахстан)

      • Суд г. Нур-Султан [29]
      • Суд г. Шымкент [30]
      • Суд г. Алма-Аты [31]
      • Акмолинский областной суд [32]
      • Актюбинский областной суд
      • Алма-Атинский областной суд
      • Атырауский областной суд
      • Восточно-Казахстанский областной суд
      • Жамбылский областной суд
      • Западно-Казахстанский областной суд
      • Карагандинский областной суд
      • Костанайский областной суд
      • Кызылординский областной суд
      • Мангистауский областной суд
      • Павлодарский областной суд
      • Северо-Казахстанский областной суд
      • Туркестанский областной суд
      • Военный суд

      3) I инстанция – районные и приравненные к ним суды (городской, специализированные суды, военный суд гарнизона).

      Верховный Cуд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

      Верховный Cуд состоит из Председателя ВС, председателей коллегий и судей. Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели их коллегий и судьи назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

      Дела в порядке надзора в Верховном Суде рассматривают: надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам, надзорная судебная коллегия по уголовным делам. В предусмотренных законом случаях - пленарное заседание.


      Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Казахстана по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда. Общее число судей областных судов утверждает Президент Казахстана по представлению уполномоченного органа [33] .

      Областной и приравненный к нему суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей. Органами областного суда являются:

      • надзорная коллегия;
      • коллегия по гражданским делам;
      • коллегия по уголовным делам;
      • пленарное заседание.

      Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам областного суда возлагаются председателями коллегий, а надзорная коллегия – председателем суда. Число судей в каждой коллегии по представлению председателя суда устанавливается на пленарном заседании. Надзорная коллегия состоит из судей данного суда, избираемых ежегодно тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей [34] .

      Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам состоят из судей, персональный состав которых устанавливается председателем суда после обсуждения на пленарном заседании. В коллегии по гражданским делам и в коллегии по уголовным делам председателе суда могут создаваться специализированные составы.

      Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи [35] :

      • организует рассмотрение судебных дел судьями;
      • возглавляет надзорную коллегию, вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях;
      • в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии (кроме надзорной коллегии) для рассмотрения дел в составе другой коллегии;
      • созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них;
      • в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на из судей коллегии;
      • возбуждает дисциплинарные производства в отношении председателей коллегий и судей областного суда, председателей и судей районных судов;
      • организует ведение судебной статистики, изучение судебной практики;
      • издает распоряжения;
      • ведет личный прием граждан;
      • осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей коллегий суда.

      Районные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Казахстана по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда.

      Президент РК может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Казахстана по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

      Районный суд состоит из председателя и судей. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда. Районный суд является судом первой инстанции.

      • рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;
      • ведет судебную статистику;
      • осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи [36] :

      • организует рассмотрение судебных дел судьями суда;
      • осуществляет общее руководство канцелярией суде;
      • организует ведение и анализ судебной статистики;
      • организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи;
      • издает распоряжение;
      • осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      16 января 2001 года в порядке эксперимента были образованы межрайонные специализированные экономические суды в городах Алма-Ата и Караганда [37] .

      Анализ деятельности экспериментальных экономических судов за 2001 год показал, что целесообразно образовать экономические суды во всех областях республики и в городе Астане. В настоящее время создана соответствующая правовая база по обеспечению деятельности экономических судов, в частности, внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, где определена подсудность этих судов [38] .

      Развитие административной юстиции обусловило необходимость создания специализированных межрайонных административных судов, которые действуют в Казахстане с сентября 2004 года.

      Первые специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних были образованы по Указу Президента Казахстана в августе 2007 года в Нур-Султане и Алма-Ате. Затем они появились во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

      В январе 2010 года были созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены дела по особо тяжким преступлениям. Они работают в том числе с участием присяжных заседателей.

      Стремительное развитие рыночных отношений и гражданского общества служит предпосылкой дальнейшей специализации судов и судей. Например, для повышения гарантий защиты трудовых прав казахстанцев возникла необходимость создания специализированных судов этого института, считает председатель надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда Казахстана Елис Абдыкадыров.

      Положения законодательства и правоприменительная практика в Республике Казахстан продолжают не соответствовать международным стандартам по вопросам независимости судебной власти и справедливого судебного процесса. Отсутствие системной независимости судебной системы ведет к нарушению требований беспристрастности и объективности отправления правосудия. Уголовно-процессуальное законодательство также содержит нормы, которые противоречат принципам состязательности судопроизводства [39] .

      В Казахстане работают коммерческие арбитражные суды, независимые от государства.

      ПОЛОЖЕНИЕ

      о Судебном жюри

      1. Общие положения

      2. Судебное жюри образуется для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей.

      3. В своей деятельности члены Судебного жюри независимы и руководствуются только Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом, Законом и настоящим Положением.

      4. Не допускаются вмешательство в деятельность Судебного жюри и оказание воздействия на его членов. Член Судебного жюри не вправе давать какую-либо информацию по находящимся в его производстве материалам, принятым решениям.

      2. Порядок формирования Судебного жюри

      5. Судебное жюри состоит из шести судей: двух судей районных и приравненных к ним судов, двух судей областных судов и двух судей Верховного Суда.

      В Судебное жюри входят также представители общественности и один член Высшего Судебного Совета из числа судей, имеющие право совещательного голоса.

      Судьи назначаются в состав Судебного жюри по рекомендации расширенного пленарного заседания Верховного Суда в соответствии с пунктом 2-1 статьи 22 Конституционного закона, а член Высшего Судебного Совета из числа судей и представители общественности – Высшим Судебным Советом, сроком на три года.

      Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов расширенного пленарного заседания посредством открытого или тайного голосования.

      6. Следующими за избранным по числу набранных голосов кандидаты считаются запасными членами Судебного жюри.

      Запасной член Судебного жюри приступает к исполнению обязанностей члена Судебного жюри в случае отвода или самоотвода членов Судебного жюри, повлекшего отсутствие кворума, а также в случае выбытия члена Судебного жюри, приступает к исполнению обязанностей члена Судебного жюри на оставшийся срок полномочий.

      Если при выбытии члена Судебного жюри, резерв запасных членов будет исчерпан, проводятся довыборы на оставшийся срок в порядке, установленном настоящим Положением.

      Состав Судебного жюри и запасные судьи утверждаются Высшим Судебным Советом.

      Высший Судебный Совет вправе мотивированным решением отклонить кандидатуры в состав Судебного жюри и запасных судей, рекомендованных расширенным пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан.

      7. Лица, рекомендуемые в состав Судебного жюри и запасных судей, должны обладать высокими профессиональными качествами, безупречной репутацией, принципиальностью, пользоваться авторитетом судейской общественности и иметь стаж работы судьей не менее десяти лет.

      8. В состав Судебного жюри не могут быть избраны Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, судьи - члены Комиссии по судейской этике.

      9. На организационном заседании состав Судебного жюри из числа судей, большинством голосов избирает председателя Судебного жюри, который будет освобожден от исполнения служебных обязанностей по основному месту работы на весь период председательствования в Судебном жюри.

      Секретарем Судебного жюри назначается работник Аппарата Высшего Судебного Совета.

      10. Председатель Судебного жюри:

      1) обеспечивает общее руководство Судебным жюри;

      2) созывает заседания Судебного жюри и председательствует на них;

      3) утверждает повестку дня заседания Судебного жюри;

      4) подписывает решения и протоколы Судебного жюри;

      5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседания Судебного жюри;

      6) создает комиссию и поручает членам Судебного жюри проводить проверки, с выездом на место обращения или совершения дисциплинарного проступка;

      7) организует анализ и обобщение практики работы Судебного жюри;

      8) представляет информацию о проделанной работе Судебного жюри Высшему Судебному Совету;

      9)представляет Судебное жюри в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами;

      10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

      11. В случае временного отсутствия председателя Судебного жюри, по его поручению, обязанности председателя исполняет один из членов Судебного жюри, из числа судей.

      12. Заседания Судебного жюри проводятся по мере необходимости, правомочны при наличии не менее двух третей состава.

      На время работы Судебного жюри его члены в соответствии с законодательством Республики Казахстан командируются к месту проведения заседания и освобождаются от выполнения других обязанностей.

      Судебное жюри отчитывается перед Высшим Судебным Советом.

      13. Судебное жюри вправе проводить заседания и проверки с выездом в соответствующие регионы.

      14. Основаниями для освобождения от исполнения обязанностей члена Судебного жюри являются:

      1) освобождение судьи, члена Высшего Судебного Совета, члена Судебного жюри от должности, прекращение либо приостановление полномочий судьи, входящего в состав Судебного жюри;

      2) совершение членом Судебного жюри порочащего проступка;

      3) истечение срока, на который был избран член Судебного жюри;

      4) по собственному желанию.

      Член Судебного жюри освобождается от исполнения обязанностей решением Высшего Судебного Совета.

      2. Порядок рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей

      15. Судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным Конституционным законом.

      16. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

      Дисциплинарным проступком является виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Конституционного Закона и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

      17. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

      1) за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел;

      2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике.

      18. Председатели судов и председатели судебных коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Конституционным Законом.

      19. Судейская ошибка, а также отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственность судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

      Применительно к названному положению под грубым нарушением закона следует понимать очевидное и существенное нарушение закона, которое было совершено судьей преднамеренно или вследствие его недобросовестности, небрежности или незнания закона.

      Факт грубого нарушения закона должен быть установлен вышестоящим судом, отменившим или изменившим судебное решение по этому основанию, и обязательно отражен в судебном акте.

      Судейской ошибкой признается деяние, приведшее к неправильному толкованию и применению норм материального или процессуального права, не связанное с виновными действиями судьи.

      20. Каждый судья должен осознавать, что он является носителем судебной власти, быть верен судейской присяге, дорожить судейской честью, быть неподкупным и независимым и строить свое поведение на службе и в личной жизни в строгом соответствии с Кодексом судейской этики.

      21. Основанием для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи являются:

      1) представление Председателя Верховного Суда;

      2) решения пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда;

      3) сведения и факты, содержащие в публикациях средств массовой информации, обращения юридических и физических лиц, подтвердившиеся по итогам проверок;

      4) решения Комиссий по судейской этике.

      22. В соответствии с Конституционным законом, одним из оснований для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи, является представление Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.

      Председатель Верховного Суда вправе внести представление в Судебное жюри в отношении любого судьи Республики Казахстан.

      23. Сбор материалов в рамках дисциплинарного производства, его полнота и объективность, в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда, возлагается на пленарное заседание областного суда, комиссию по судейской этике.

      Сбор материалов в рамках дисциплинарного производства, его полнота и объективность, в отношении председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда, возлагается на пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан, комиссию по судейской этике.

      24. Основанием для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи являются также сведения и факты, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, обращения юридических и физических лиц, подтвердившиеся по итогам проверок.

      Проведение проверок в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда, возлагается на областной суд и комиссию по судейской этике.

      Проведение проверок в отношении председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда, возлагается на Верховный Суд и комиссию по судейской этике.

      25. При поступлении дисциплинарных дел в отношении судей и материалов с результатами проверок действий судей, председатель Судебного жюри, в течение 5 рабочих дней принимает решение:

      1) о распределении дел и материалов членам Судебного жюри для изучения;

      2) о возврате материалов для дооформления;

      3) о проведении проверки совместной комиссией из членов Судебного жюри, из числа судей, и судей Верховного Суда.

      26. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, за исключением случаев обращения физических и юридических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

      Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка, считается день вынесения незаконного судебного акта.

      27. Дисциплинарное производство в отношении судьи по обращению физических и юридических лиц может быть начато не позднее шести месяцев со дня поступления обращения.

      28. Дисциплинарное производство должно быть окончено в двухмесячный срок со дня его начала, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине.

      29. Прием материалов, поступивших в Судебное жюри, направление запросов, извещение судьи, в отношении которого назначено рассмотрение дисциплинарного дела, а также информирование членов Судебного жюри о дате, времени и месте проведения заседания осуществляет Аппарат Высшего Судебного Совета.

      30. Председатель Судебного жюри определяет докладчика и дату рассмотрения дисциплинарного дела в отношении судьи.

      В целях обеспечения полноты и объективности рассмотрения дела, назначает проведение проверки до его рассмотрения.

      31. Докладчик может истребовать дополнительные документы и материалы от Комиссии по судейской этике и судов, в том числе судебные дела, при рассмотрении которых были допущены грубые нарушения закона.

      32. Рассмотрение дисциплинарного дела происходит с обязательным участием судьи, в отношении которого начато дисциплинарное производство.

      В случае неявки судьи по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие участию на заседании Судебного жюри) заседание Судебного жюри переносится.

      При неявке судьи без уважительной причины рассмотрение дисциплинарного дела производится без его участия.

      33. Судья, в отношении которого рассматривается дисциплинарное производство, может заявить мотивированный отвод члену (членам) Судебного жюри до начала рассмотрения дела.

      34. Член Судебного жюри не может участвовать на заседании если он состоит в родственной связи с судьей, в отношении которого рассматриваются материалы, либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

      35. Любой член Судебного жюри может заявить мотивированный самоотвод от участия в рассмотрении материалов.

      36. Вопрос об отводе или самоотводе разрешается членами Судебного жюри в отсутствие лица, в отношении которого заявлен отвод (самоотвод), большинством голосов.

      Результаты голосования по заявленному отводу (самоотводу) отражаются в протоколе заседания.

      37. В случае удовлетворения отвода (самоотвода), повлекшего отсутствие кворума, заседание Судебного жюри переносится на другой срок, о чем извещается судья, в отношении которого рассматривается дело.

      В этом случае член Судебного жюри замещается запасным членом Судебного жюри.

      38. Судья, в отношении которого рассматривается дело, может принимать участие в исследовании материалов, давать пояснения по существу, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

      39. В необходимых случаях на заседание Судебного жюри для дачи пояснений могут быть приглашены председатель суда, где работает судья, либо председатель соответствующей судебной коллегии, а также другие лица.

      40. Решение по результатам рассмотрения дела принимается членами Судебного жюри в совещательной комнате большинством голосов в условиях, исключающих возможность оказать любое воздействие на его членов.

      Во время принятия решения в совещательной комнате могут находиться лишь члены Судебного жюри.

      Член Судебного жюри не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматривается дисциплинарное дело.

      Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

      41. В соответствии со статьей 44 – 1 Конституционного закона, по результатам рассмотрения дисциплинарного дела, Судебным жюри выносится одно из следующих решений:

      1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона;

      2) о прекращении дисциплинарного производства.

      42. К судьям могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

      3) освобождение от должности председателя суда или председателя судебной коллегии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;

      4) освобождение от должности судьи по основаниям, предусмотренным Конституционным Законом.

      43. За каждое нарушение, допущенное судьей, Судебное жюри налагает лишь одно дисциплинарное взыскание с учетом характера дисциплинарного проступка, данных о личности судьи и степени его вины.

      44. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи принципов отправления правосудия, прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

      45. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его наложения. Если в течение года со дня наложения взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

      В случае наложения на судью нескольких взысканий, он считается имеющим взыскание до истечения годичного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.

      46. Дисциплинарное производство в отношении судьи прекращается по следующим основаниям:

      - отсутствия в действиях судьи состава дисциплинарного проступка;

      - истечения сроков рассмотрения дисциплинарного дела в отношении судьи, установленных пунктом 1 статьи 42 Конституционного закона;

      - малозначительности совершенного дисциплинарного проступка, который не имел негативных правовых последствий и не повлек нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, если Судебное жюри придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи;

      - вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

      - прекращение гражданства Республики Казахстан;

      - освобождении судьи от занимаемой должности;

      - смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

      47. Решение Судебного жюри является основанием для рассмотрения Высшим Судебным Советом вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от занимаемой должности.

      48. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей по ходатайству судьи.

      49. Ходатайство о досрочном снятии дисциплинарного взыскания с приложением соответствующих документов о безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей представляется в Судебное жюри в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда - председателем областного суда, в отношении председателя, председателя судебной коллегии областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан - Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.

      50. Ходатайство судьи о досрочном снятии дисциплинарного взыскания должно быть рассмотрено Судебным жюри в месячный срок с момента поступления материала на рассмотрение с вынесением соответствующего решения.

      51. На заседании Судебного жюри ведется протокол.

      Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем.

      52. Копии решений Судебного жюри направляются судье, в отношении которого принято решение, а также в соответствующий областной суд или Верховный Суд.

      Копии решений об освобождении от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в статье 28 Конституционного закона, направляются в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.

      3. Отмена и пересмотр решений Судебного жюри

      53. Решение Судебного жюри может быть обжаловано судьей в Высший Судебный Совет, не позднее десяти рабочих дней со дня получения копии решения.

      4. Организация работы Судебного жюри

      55. По иным вопросам организации деятельности Судебного жюри, условий и порядка проведения заседаний, а также осуществлении полномочий его членов, Высшим Судебным Советом утверждается Регламент Судебного жюри.

      56. Организационное, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Судебного жюри осуществляется Аппаратом Высшего Судебного Совета.


      28424 Фото: sud.gov.kz

      Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в Казахстане не вправе вершить правосудие.

      Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. При этом, учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

      Реформирование судебной системы — важнейшая часть правовых реформ Казахстана. Однако сегодня мы расскажем о действующей судебной системе Казахстана, чтобы понять: какие функции сегодня выполняют суды, и каких видов и направленности они бывают.

      К местным судам относятся: областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Также в Казахстане функционируют и другие, специализированные суды: военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и многие другие.

      Районный суд является судом первой инстанции, где рассматриваются судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности. Районные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются только Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Верховного Суда, действия которого согласованы с высшим судебным советом.

      Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев может образовать как один районный суд в нескольких административно-территориальных единицах, так и несколько районных судов в одной административно-территориальной единице.

      Общее число судей для районных судов также утверждает Президент по представлению председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого районного суда устанавливает председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом. Здесь основанием служит представление уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности суда.

      Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и Конституционным законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья, он осуществляет и полномочия председателя этого суда.

      При этом председатель районного суда является судьей, и помимо выполнения обязанностей судьи решает вопросы организации судопроизводства в суде, осуществляет общее руководство канцелярией районного суда, ведет личный прием граждан, утверждает план работы районного суда, организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, издает распоряжения, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      Если председатель районного суда временно отсутствует, по распоряжению исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда. В случае же отсутствия председателя, а также судей в районном суде исполнение их обязанностей возлагается на судей другого суда распоряжением председателя областного суда.

      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя районного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается распоряжением председателя областного суда на одного из судей этого суда.

      Областной суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области, осуществляет контроль за деятельностью территориальных подразделений уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы.

      Областные и приравненные к ним суды также образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

      Общее число судей областных судов утверждает Президент РК по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого областного суда устанавливает Председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа.

      Областной суд состоит из председателя и судей. В областном суде также могут создаваться судебные коллегии и специализированные составы.

      Председатель областного суда решает вопросы организации судопроизводства в суде, имеет право председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания областного суда и председательствовать на них, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи, утверждает план работы областного суда, организует изучение судебной практики, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы, ведет личный прием граждан.

      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение его обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Если же таковые отсутствуют, временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью областного суда.

      Если же председатель областного суда отсутствует временно, то его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Когда председатели судебных коллегий также временно отсутствуют, исполнение обязанностей председателя областного суда возлагается на судью.

      Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением прямых обязанностей решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, председательствует на заседаниях судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии.

      Также председатель судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в судебной коллегии.

      В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей коллегии. Если же председатель судебной коллегии досрочно прекращает свои полномочия, или же их срок истек, временное исполнение его обязанностей переходит на судью соответствующей судебной коллегии областного суда.

      Органами областного суда названы пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам.

      Президиум пленарного заседания областного суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях областного суда, обсуждает вопрос о передаче в судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

      Состав президиума пленарного заседания областного суда состоит из семи членов — председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателя филиала союза судей, председателя комиссии по судейской этике, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием областного суда сроком на два года.

      Президиум пленарного заседания созывает председатель областного суда. Организация работы президиума пленарного заседания областного суда определяется регламентом, который утверждается на пленарном заседании областного суда.

      Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда. Специализированные составы формируются председателем областного суда.

      Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии, заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий, обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области.

      Также на пленарном заседании принимается решение по уполномоченному органу на назначение кандидата на должность руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы, заслушивается отчет о деятельности руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы и рассматриваются кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов, председателя районного суда.

      По итогу пленарного заседание выносятся соответствующие заключения, а также же при необходимости уполномоченному органу представление об освобождении руководителя территориального подразделения в области, городах Астане и Алматы, рассматриваются итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дается соответствующее заключение, утверждается регламент президиума пленарного заседания областного суда и многое другое.

      Пленарное заседание может состояться при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

      При областном суде для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи образуется консультативно-совещательный орган — совет по взаимодействию с судами. Однако заключение Совета носит рекомендательный характер.

      Верховный Суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам. Орган осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

      Верховный Суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики, принимает нормативные постановления, совместно с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

      Порядок формирования и организации работы с кадровым резервом утверждается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда. Верховный Суд состоит из председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев по представлению председателя Верховного Суда.

      В рамках работы, в Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. Органами Верховного Суда являются пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и специализированная судебная коллегия.

      Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.

      Специализированные составы формируются председателем Верховного Суда. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия.

      Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением своих прямых обязанностей возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган. Он вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания Верховного Суда и председательствовать на них. Председатель вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений по вопросам судебной практики, вносит представления о пересмотре судебных актов по основаниям, предусмотренным законом, а также вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания, членов научно-консультативного и международного советов.

      Также при необходимости привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, утверждает план работы Верховного Суда, координирует работу коллегий. По согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда, вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан Положение об уполномоченном органе, утверждает структуру и штатное расписание уполномоченного органа в пределах лимита штатной численности, назначает на должности и освобождает от должности руководителя уполномоченного органа и его заместителей, утверждает типовой регламент президиума пленарного заседания, ведет личный прием граждан, издает распоряжения и приказы.

      Председатель Верховного Суда также представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти и международными организациями, а также вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда, вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства, вносит в Высший судебный совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей судебных коллегий и судей судов Республики.

      При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей возлагается распоряжением Председателя Верховного Суда на одного из судей Верховного Суда.

      В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда, согласно распоряжению Президента Республики Казахстан.

      Председатель судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи председательствует на заседаниях судебной коллегии, решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда, предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности судебной коллегии, ведет личный прием граждан.

      В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии. Если же речь идет о досрочном прекращении или истечении срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.

      Пленарное заседание Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии. По итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики. Принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства.

      Нормативные постановления принимаются на пленарном заседании Верховного Суда, с участием не менее, чем двумя третями голосов от числа судей Верховного Суда и при наличии кворума не менее трех четвертей от общего числа судей Верховного Суда.

      На пленарном заседании заслушивается информация председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа. Рассматриваются кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносятся соответствующие заключения. Рассматриваются кандидатуры председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву и членов комиссии для внесения Председателем Верховного Суда на утверждение в Высший Судебный Совет.

      Пленарное заседание утверждает список кандидатур для формирования совместно с Высшим Судебным Советом кадрового резерва на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

      По представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания, составы научно-консультативного и международного советов, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри. Утверждает форму и описание судейской мантии, утверждает регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда. Утверждает положения о научно-консультативном и международном советах при Верховном Суде. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

      Президиум пленарного заседания Верховного Суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда.

      Обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

      Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из одиннадцати членов — Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также трех судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.

      Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.

      Читайте также: