Судебная власть индии 1950 г особенности

Обновлено: 28.05.2024

В 1949 году была принята Конституция Индии. Она – самая большая по объёму конституция в мире. В преамбуле определяются основные принципы независимой Индии:

  • суверенная;
  • социалистическая;
  • светская;
  • либерально-демократическая республика;
  • двухпалатный парламент;
  • Разделение государственной власти на три ветви.

Главой Индии является президент, который избирается электоральной коллегией путём непрямого голосования на 5 лет. Премьер-министру, возглавляющему правительство, принадлежит исполнительная власть. Премьер-министр поддерживается самой большой парламентской фракцией и назначается президентом.

Законодательная власть в Индии принадлежит двухпалатному парламенту. Верхняя палата имеет постоянный состав из 250 членов, мандат которых длится 6 лет. Каждые два года переизбирается треть Совета штатов. Большинство депутатов избирается непрямым голосованием законодательными органами штатов пропорционально населению. 12 членов палаты назначаются президентом за заслуги в искусстве, науке и общественной деятельности. 543 из 545 депутатов нижней палаты выбираются прямым всенародным голосованием на 5 лет. Еще двух членов назначает президент из англо-индийской общины, если полагает, что она не представлена должным образом.

Исполнительную ветвь власти представляют президент, вице-президент и Совет министров, возглавляемый премьер-министром. Каждый министр является членом парламента. Исполнительная власть подчиняется законодательной: Совет министров несет прямую ответственность перед нижней палатой парламента.

Судебная власть в Индии имеет унитарную трёхступенчатую структуру:

  • Верховный суд, возглавляемый верховным судьёй Индии;
  • 21 Высший суд;
  • Большое количество мелких судов.

Внутренняя политика Индии

Готовые работы на аналогичную тему

В 1998 году, Бхаратия джаната партии, создав Национальный демократический альянс с несколькими региональными партиями, сумела удержаться у власти пятилетний период.

Правовая система современной Индии

Правовая система Индии представляет собой достаточно сложный правовой феномен. Она характеризуется определенным набором специфических черт:

  • Расщепленный характер, связанный с функционированием в одно время разных правовых укладов: прецедентного права, традиционного права, религиозного права;
  • Партикулярный характер, ориентированный на местные традиции, обычаи и ритуалы;
  • Эклектичный характер, связанный со смешением разных правовых идеологий и правовых укладов в территориальном индийском праве, применяемом ко всем жителям Индии;
  • Декларативный характер, состоящий в отрыве официального законодательства от реальности.

После провозглашения независимости движение за модернизацию получило возможность беспрепятственно развиваться. Судебную систему возглавил Верховный Суд Индии, который получил право подтверждать или исключать судебные решения периода британского господства. В 1955 г. была сформирована Юридическая комиссия, изучавшая вопрос, какие реформы необходимы правовой системе Индии. Однако она определила, что любые изменения нежелательны.

Независимой Индии не удалось создать систему индийского права в силу устойчивости племенных, религиозных, культурных различий. Модернизация осуществлялась в рамках отдельных правовых укладов: индусского права и мусульманского права. Возникает сложность права личного статуса, различного для разных каст. Первоначально требовалось заменить его одинаковым для всех правом.

Индусское право – это право сообщества, объединенного брахманизмом.

В наше время индусское право остается для большинства индусов единственным корпусом права. Оно регламентирует личный статус, понимаемый весьма широко. В личный статус включены не только неимущественные отношения, но также важные имущественные права (право наследования или статус общности семейного имущества). Через этот канал индусское право проникает и в предпринимательское право.

Индусское право обрело новые черты, хотя применяется только к индусскому населению Индии. Отпали обычаи, нарушавшие его целостность.

В результате кодификации индусского права был принят кодекс из трех частей:

  • I часть – Закон о браке 1955 г.;
  • II часть – Закон о несовершеннолетних и опеке 1953 г.;
  • III часть – Закон о наследовании 1956 г.

В семейном праве произошла революция. Семейно-брачные отношения теперь регламентировались Законом о браке 1955 г., пересматривавшем традиционное право, в котором семья является священным союзом, основанным на дарении. Женщина выступала объектом дарения родственниками жены родственникам мужа. Согласия женщины на брак не требовалось. Брак был нерасторжим. Новый закон рассматривал брак как заключенный по согласию договор мужчины и женщины. Закон запрещал многоженство, учреждал свободу разводов и возможность алиментов.

Закон о наследовании, принятый в 1956 году трансформировал традиционные представления, исключавшие из числа наследников женщину. Теперь она наделялась имущественными правами, если переживет мужа.

Современная эволюция права Индии состоит в замене традиционных концепций религиозного права западной концепцией светского права. Национальное право называется индийским правом и включает законы Индии, имеющие всеобщее применение.

Препятствием являются вековые обычаи и правовая практика. Законодательство и реальная практика в Индии зачастую существуют отдельно друг от друга. Законодатель не может мгновенно изменить мировоззрение, имеющее вековые корни. 80% живущих в деревнях индусов не следуют новым законам, продолжая жить так, как жили предки. Управление и правосудие осуществляются на основании традиционных институтов.

Оглавление

Введение 3
1. Предыстория создания конституции Индии 5
2. Основные черты Конституции Индии 10
2.1. Структура Конституции
2.2. Права и свободы
2.3. Структура органов государственной власти
2.4. Государственное устройство
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

1821 Конституция Индии Машутинский СИП 2010.doc

Конституция 1950г. законодательно оформила уничтожение колониализма; она попыталась ликвидировать и его наследие, учесть особенности исторического, национального, лингвистического развития страны.

Конституция закрепила парламентскую форму правления с соответствующими отношениями центральных органов государственной власти и федеративную, весьма отличающуюся от форм в других странах форму территориального устройства.

Несколько особняком находится раздел об основных направлениях государственной политики. Эти направления - перечень целей, которых желает достичь индийское государство.

В Конституции Индии 1950 г. есть и преамбула, но она коротка и носит обобщающий характер. Больше того, в этой части акта закреплены положения, трудно обнаруживаемые в каком-либо другом зарубежном акте подобного уровня.

Среди них и желание учредить Индию как суверенную социалистическую светскую демократическую республику и обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость.

Основные направления государственной политики развивают преамбулу, хотя в ней находятся и статьи, которым скорее место в разделе о правах и свободах. Все основные направления могут быть разделены на четыре: 1) ведущие к благосостоянию (ст. 38, 42, 45, 47), 2) социальной справедливости (ст. 39, 41, 43, 46), 3) способствующие развитию демократии (ст. 40, 44, 50), и 4) направления иного характера (ст. 48, 49, 51). Само появление таких руководящих принципов, несомненно, является свидетельством демократического характера Конституции; эти руководящие направления выгодно отличаются от французской Декларации прав человека и гражданина 1789г., ирландских руководящих принципов социальной политики (Конституция 1937г.), от американской Декларации независимости 1776г. большим охватом рассматриваемых вопросов, более четкой проработкой. С другой стороны, нельзя не заметить, что предшествующие названные акты отражали реалии и желания другого времени, в иных исторических, национальных условиях и принадлежали иным народам 4 .

2.2. Права и свободы

Конституция 1950 г. содержит все составные элементы акта подобного рода. В частности, она содержит вполне достаточный объем материала о правовом положении лиц, находящихся на территории Индии. Права и свободы весьма многочисленны, но в то же время неоднозначны по своей юридической силе и значению; они расположены в разных местах Основного закона.

Так, содержащиеся в руководящих принципах некоторые социально-экономические права (равная оплата за равный труд для мужчин и женщин, право граждан, мужчин и женщин, на равных основаниях иметь право на достаточные средства к существованию и др.), как и другие положения этих принципов, не могут осуществляться в судебном порядке, но эти принципы имеют тем не менее основополагающее значение для управления страной, и государство обязано исходить из этих принципов при издании законов (ст. 37 Конституции).

Хотя все провозглашаемые права и свободы защищаются в судебном порядке, но основные права могут защищаться сразу в Верховном суде, поскольку согласно ст. 32: «Гарантируется право обращения в Верховный суд в установленном порядке для осуществления прав, предоставленных настоящей Частью«, т.е. частью III.

Кроме того, государство не должно издавать законов, которые отменяют или ограничивают права, предоставленные этой Частью, и любой закон, принятый в нарушение этого положения, недействителен в той части, в которой он нарушает его (ст. 13 Конституции).

Среди основных первым стоит право на равенство, имеющее важнейшее значение для населения Индии, отличающегося чрезвычайным национальным, религиозным, кастовым разнообразием. Государство не может проводить дискриминации в отношении граждан только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или по любому из этих мотивов.

В связи с этим ни один гражданин не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения или в отношении пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытых для общественного пользования (ст. 15).

Равенство включает и равные возможности при найме на работу или назначении на любую должность в государственном учреждении или предприятии (ст. 16).

Политические и отчасти социально- экономические права и свободы объединены обобщающим названием «Право на свободу«. Они включают свободу слова и выражения мнений (последнее подразумевает свободу печати, выражения мнений иными способами и др.), право собираться мирно и без оружия, создавать объединения или союзы и др.

Так называемые судебные права также отнесены к числу основных. Они включают запрет обратной силы закона, запрет неоднократного привлечения к ответственности за одно и то же преступление; ни одно лицо, обвиненное в преступлении, не может быть принуждаемо быть свидетелем против самого себя. Лишение свободы или жизни может быть осуществлено только в порядке, установленном законом. В частности, лишение свободы или жизни может быть осуществлено только в порядке, установленном законом, и согласно ст. 22 Конституции ни одно лицо, подвергшееся аресту, не может содержаться в заключении, если ему не будут сообщены в возможно короткий срок основания такого ареста, и ему не может быть отказано в праве пользоваться консультацией и защитой адвоката по своему выбору.

2.3. Структура органов государственной власти

Структура центральных органов Индии строится в соответствии с английской моделью.

Парламент состоит из двух палат – верхней Раджья Сабха, или Совета штатов, и нижней Лок Сабха, или Народной палаты.

Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент и правительство во главе с премьер-министром. Президент Индии включен в состав Парламента. Основание для этого - непременное участие этого должностного лица в законодательной деятельности. Президент избирается на пятилетний срок коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членов законодательных собраний штатов. Президент может быть переизбран на второй срок. Вице-президент выбирается коллегией выборщиков на пятилетний период членами обеих палат парламента. Вице-президент является также председателем Совета штатов (верхней палаты парламента). Премьер-министр назначается президентом, однако на этот пост выдвигается лидер партии или коалиции, располагающей большинством мандатов в нижней палате, которой и подотчетно правительство. Кандидатуры министров, которые также официально утверждаются президентом, предлагает премьер. Правительство образует Совет министров, на котором лежит ответственность за работу административной машины и определение государственной политики.

Судебную систему Индии возглавляет ее Верховный суд. Наиболее важными с точки зрения конституционного права являются полномочия этого суда как органа конституционного контроля. В этой области он является органом последней инстанции.

Верховный суд Индии как орган конституционного контроля совсем не похож на аналогичный орган в США.

Учредительное собрание создало Суд с ограниченными полномочиями в области конституционного контроля, не затрагивающими прав центрального представительного учреждения. Впрочем, известны неоднократные попытки Верховного суда поставить себя выше учредителей Конституции.

2.4. Государственное устройство

Индийская федерация образовалась не вследствие объединения независимых государств в одно, а в результате преобразования провинций унитарного государства в субъекты федерации на основе того деления, которое было введено законом 1935г.

Индия состоит из 25 Штатов, шести Союзных территорий и одной национальной столичной территории (она также входит в перечень территорий, содержащийся в Первом приложении). Численность населения Штатов сильно варьируется от Штата к Штату: от чуть больше 406 тыс. в Штате Сикким до почти 140 миллионов в Штате Уттар-Прадеш. В десяти Штатах живет более чем по 40 млн. человек в каждом.

В Восьмом приложении специально перечисляются языки, признаваемых Правительством Индии для употребления в законодательстве Штатов, что говорит о языковом, национальном и культурном многообразии страны.

Индийская федерация имеет как традиционные признаки для зарубежных государств подобного рода, так и некоторые особенности, указывающие на ее значительную централизацию. Прежде всего, ни одна из статей Конституции 1950 г. не указывает на какую-либо возможность выхода Штатов или союзных территорий из состава федерации. Штаты не обладают суверенитетом, но пользуются значительной автономией. Конституция распределяет компетенцию между Союзом и Штатами.

В перечне I к компетенции Союза отнесено 97 пунктов, включая вопросы национального значения: оборона, военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы и др. Перечень II из 47 пунктов называет сферу компетенции Штатов; в ней содержатся разноплановые области, начиная с уголовного права и процесса, брака, воспитания детей, банкротства и несостоятельности, гражданского процесса и кончая регулированием бродяжничества, фауны и диких птиц. Перечень III из 66 пунктов содержит вопросы, отнесенные к конкурирующей компетенции Союза и Штатов, т.е. Конституцией были восприняты идеи вертикального кооперативного федерализма.

Целый ряд признаков указывает на централизованный характер индийской федерации. Прежде всего, изменение границ Штатов Парламентом Союза не требует согласия этих Штатов; последние, как уже говорилось, должны давать лишь свои заключения на этот счет. Штаты не имеют равного представительства в верхней Палате Парламента; представительство Штатов и союзных территорий варьируется от 1 до 34. К 233 членам Совета Штатов добавляется еще 12 назначаемых Президентом Республики членов.

О централизации говорит и то, что административные отношения между Центром и Штатами также строятся на превосходстве федеральной власти. Согласно ст. 256 Основного закона исполнительная власть в каждом Штате должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение законов, изданных Парламентом, и любых существующих законов, которые применяются в этом Штате, а исполнительная власть Союза обладает также правом давать такие распоряжения Штатам, которые Правительство Индии может найти необходимыми в этих целях. В принципе Индия является федерацией, поскольку это можно вывести из норм ее Конституции 6 .

Заключение

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны.

Конституция Индии – самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней.

Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Она содержит положения, которые могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии, с учетом верований населения, они приобретают важное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности.

Основные черты Конституции:

1. Закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате антиколониального движения.

2. Отрицательное отношение к социальному неравенству. Закреплены: право на достаточные средства к существованию, право на защиту от экономической эксплуатации, право на прожиточный минимум и др. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства.

3. Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы.

4. Закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль. Экономика Индии – капиталистическая экономика со значительным государственным контролем.

5. Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права.

6. Политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности.

По форме правления Индия парламентарная республика, по форме политико-территориального устройства – централизованная федерация с учетом языкового признака, страна с демократическим государственным режимом.

Изменение Конституции. Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки может быть внесен любым членом Парламента в любую из двух палат. Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается Президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись Президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур штатов.

Если поправка невелика, она включается в текст Конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправки прилагаются к тексту Конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ В I тысячелетии до н. э. в Индии сложились два религиозных течения: брахманизм и буддизм, которые были религиозной базой для становления учений о политике и праве. Своими корнями эти религиозные учения уходят к Ведам (от санскр. vkda

Глава 9. Политические институты и конституционное право Индии

Глава 9. Политические институты и конституционное право Индии Партийная система Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими

8. Политико-правовые учения Древней Индии

8. Политико-правовые учения Древней Индии Политико-правовая мысль в Древней Индии развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Доминирующее положение занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского

44. Конституция Индии

44. Конституция Индии Конституция Индии принималась Учредительным собранием Индии в 1949 г., в законную силу вступила в 1950 г. Конституция Индии основана на положениях, запрещающих эксплуатацию людей, также онасодер-жит идеи демократического социализма.Индия является

45. Государственные органы Индии

45. Государственные органы Индии Парламент в Индии состоит из:1) Президента Индии;2) Совета штатов (верхняя палата), представляющего интересы штатов;3) Народной (нижней) палаты в качестве органа общегосударственного представительства.Президент Индии является главой

70. Конституция Индии

72. Политические партии Индии

72. Политические партии Индии В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде 52-й поправки в основной закон в 1985 г., гласит, что член Парламента

23. Государства Древней Индии

23. Государства Древней Индии Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тысяч лет назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Примерно в III тысячелетии до н. э. здесь существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое

Республика Индия (Бхарат), или Индийский Союз, — крупнейшее федеративное демократическое государство. Индия была в числе первых крупных стран, освободив­шихся после Второй мировой войны от колониальной зависимости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в опреде­ленной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта "живая лаборатория развивающе­гося конституционализма" оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции. Индийская Конституция за 70 лет своего развития продемонстрировала уди­вительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное — способность приспосабливать­ся к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны.

Закон о независимости Индии британский Парламент принял 18 июля 1947 г. Этот закон предусмотрел создание с 15 Августа независимых доминионов Индии и Пакистана, причем Пакистан создавался из двух частей — западной и восточной, между которыми пролегало 1600 км индийской территории. Кашмир на границе с Западным Пакистаном оказался спорной территорией, из-за которой между обоими государствами не раз велись боевые действия и которая в настоящее время разделена, хотя обе страны продолжают претендовать на нее целиком. В 1971 г. не без помощи Индии Восточный Пакистан вышел из состава Пакистана и стал отдельным государством Бангладеш. Таким образом, на территории бывшей британской колонии Индии существуют ныне три независимых государства.

Процесс конституционного оформления государственных органов независимой Индии был длительным и сложным. Первым шагом в этом направлении стал конституционный проект Неру 1928 г., построенный на базе статуса доминиона британской короны, а вторым — так называемая колониальная Конституция Индии 1935 г. После обретения независимости в 1947 г. новое руководство индийского государства во главе с Неру сумело отстоять его полный международный суверенитет. Британия вынуждена была вывести с территории Индии свои вооруженные силы, а Дели заявил о своем неучастии в каких-либо военно-политических блоках.

Ещё до принятия Закона о независимости, в 1946 г. в Индии было избрано Учредительное собрание, которое около 3-х лет разрабатывало проект Конституции. 26 ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Индии, вступившую в силу 26.01.1950 г.

Эта Конституция как бы подвела итог борьбы народов Индии за независимость. В то же время она явилась и по сей день остается своего рода социальным компромиссом. Стремление согласовать приемлемым образом чаяния и интересы различных классов и слоев общества, различных этносов, религиозных общин и каст и приблизиться к общенациональному консенсусу имеет в Индии характер тенденции, усилившейся в процессе развития Конституции.

Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона, провозгласив республику, и в то же время осталась в составе Содружества, возглавляемого британской Короной. До этого в Содружестве участвовали наряду с бывшей метрополией только доминионы, за которыми Вестминстер­ский статут 1931 г. признал государственный суверенитет.

Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как Суверенную Социалистическую Светскую Демократическую Республику и обеспечить всем ее гражданам:

Справедливость, социальную, экономическую и политическую;

Свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов;

Равенство положения и возможностей,

а также содействовать распространению среди всех них

Братства, обеспечивающего достоинство личности и единство и целостность Нации, — на нашем учредительном собрании сегодня, двадцать шестого дня ноября месяца 1949 года, настоящим принимаем, устанавливаем и даем сами себе настоящую Конституцию.

А теперь несколько интересных фактов о ней.

2. В результате стремления авторов Конституции объять возможно большее число сфер общественных отношений, в нее оказались включены элементы гражданского, административного, финансового, трудового и др. отраслей права, которые должны содержаться в текущих законах. Поэтому Основной закон Индии очень задетализирован и сложен по структуре.

3. В настоящее время Конституция Индии состоит из преамбулы, около 500 статей, объединенных в 25 частей и 13 приложений, и состоит из 117 369 слов в версии на английском языке, помимо которой существует также официальный перевод на хинди. Конституция Индии представляет собой наиболее объемный и детально проработанный документ в мировой конституционной практике. За семьдесят лет существования в нее было внесено 103 поправки, но они не касались основополагающих принципов документа. Одни поправки вносятся в текст конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к конституции США ).

4. День вступления в силу конституции является официальным праздником в Индии и отмечается ежегодно 26 января как День Республики.

5. Основное содержание индийской конституции относится к наиболее важным сторонам общественного и государственного строя, а также правового статуса личности. Авторы Конституции Индии стремились объединить в ней все лучшие конституционные достижения других государств. В частности, индийская конституция заимствовала ряд положений конституционных актов Конституции Великобритании, а также конституций СССР , США , Канады, Японии и Австралии.

6. Каждый принимаемый правительством закон должен находиться в согласии с конституцией, так как она является верховным законом государства.

7. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту. Его верхняя палата Совет штатов (Раджья сабха) включает 250 депутатов, а нижняя – Народная палата (Лок сабха) – 545 депутатов. Нижняя палата переизбирается каждые пять лет на основе всеобщего избирательного права прямым и тайным голосованием. Иммунитетом депутаты парламента не наделены.

8. Глава исполнительной власти – президент, избираемый на пять лет членами парламента и законодательных собраний штатов. Он является верховным главнокомандующим, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы и назначает премьер-министра. Но фактически исполнительная власть находится в руках премьер-министра, возглавляющего правительство – Совет министров. Премьер-министром Индии становится лидер партии или коалиции, одержавшей победу на выборах в Народную палату.

9. Лица, добровольно принявшие гражданство иностранного государства, не являются гражданами Индии. Ни одно лицо не может быть гражданином Индии в силу статьи 5 или считаться гражданином Индии в силу статьи 6 или статьи 8, если оно добровольно приняло гражданство какого-либо иностранного государства.

10. Один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят, в специфических условиях Индии, с учетом верований населения, этот принцип имеет важное значение.

11. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государственным контролем. Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, действует специальное антимонопольное законодательство, но около 130 крупных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с конституцией в Индии действует государственное планирование.

12. В Конституции закреплена специфическая форма территориально-политического устройства государства — федерация, учитывающая национальные и лингвистические особенности населения, построенная, по существу, на основе автономии штатов, сочетающаяся с созданием автономных округов в некоторых штатах и характеризующаяся высокой степенью централизации.

13. Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки может быть внесен любым членом парламента в любую из двух палат (на деле поправки, как правило, предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона:простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.

4. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20, всего было произведено около 500 различных изменений текста. Изменения, внесенные в конституцию, перестроили федеративную структуру государства, впервые включили положения о политических партиях, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, ввели в конституцию определение Индии как социалистического государства (42-я поправка в 1975 г.) и т.д.

15. Наряду с широким перечнем прав и свобод в Конституции Индии зафиксированы основные обязанности граждан (42-я поправка), к числу важнейших из которых отнесены:

♦ соблюдение идеалов и институтов страны;

♦ уважение государственного флага и государственного гимна;

♦ содействовать согласию и общему духовному братству между всеми народами, пониманию ценностей и сохранению богатого наследия своей многогранной культуры; защищать и улучшать естественную природную среду; проявлять сострадание к живым существам; развивать научный подход, гуманизм и энергию в исследованиях и преобразованиях; охранять публичную собственность; отказаться от насилия и др. (ст . 51А).

Многие из этих обязанностей носят не юридический, а моральный характер.

16. Интересно, что две копии большого объема оригинальной индийской Конституции были в основном написаны от руки, один на английском и один на хинди. Все члены учредительного собрания подписываются на этих оригинальных экземплярах. Копии этой оригинальной рукописной Конституции хорошо хранятся в библиотеке парламента Индии.

Несмотря на использование конституционного опыта дру­гих стран, индийская Конституция отнюдь не стала сборником заимствований из иностранных конституций. Индийская кон­ституционная теория и практика в значительной степени пре­ломляют заимствованные нормы, положения и идеи, наполняя их новым содержанием, придавая им все более своеобразный, национальный характер, соответствующий потребностям индийской действительности. Эта тенденция к самостоятельному правотворчеству особенно четко проявилась в ходе развития Конституции в прошедшие после принятия Конституции десятилетия. Многие принципы и положения этого документа показали свою жизненность. Важным моментом в оценке индийской Конституции 1949 г. является то, что практически ни в одной из ныне действующих конституций других стран не имеется столь глубоких и исчерпывающих определений фундаментальных прав человека.

После Второй мировой войны Индия представляла из себя аграрную колонию, добившуюся независимости в первую очередь из-за ослабления метрополии — Великобритании. Голод, бедность, массовые беспорядки и вспышки насилия между индуистами и мусульманами были обыкновенным явлением.

Однако серия экономических реформ, постоянное укрепление обороноспособности, создание одной из самых сильных армий мира , приверженность принципам демократии (за всю историю независимой Индии страна не знала тоталитарного правления) и успешная внешняя политика, направленная на укрепление связей как с СССР, так и с США, сделали свое дело:

· средняя продолжительность жизни выросла с 31 года до 69 лет;

· показатель детской смертности сократился со 146 до 39 на тысячу рождений;

· население выросло с 350 млн до 1,39 млрд;

· доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась с 85% до 21,9%;

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

План

1. Конституция 1950г., характерные черты, структура и основные положения.

2.Высшие законодательные органы власти: формирование, компетенция, взаимоотношения.

3. Особенности индийского федерализма.

Конституция 1950г., характерные черты, структура и основные положения

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г.

Конституция Индии — самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к конституции США).

Основные черты, содержания конституции. Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии, с учетом верований населения, они приобретают важное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности.

К основным чертам содержания конституции могут быть отнесены:

2) Отрицательное отношение к эксплуатации и угнетению, хотя и в своеобразной трактовке. В разделе конституции о руководящих принципах политики государства или в вытекающих из них положениях говорится о праве на достаточные средства к существованию, праве на защиту от экономической эксплуатации, праве на прожиточный минимум и др. Право на защиту от эксплуатации включает три положения: о запрещении торговли людьми, принудительного труда, детского труда (ст. 24). Нужно, однако, учесть, что эти и иные антиэксплуататорские (в значительной мере ограниченные) положения сформулированы как руководящие принципы, имеющие ориентирующий характер для деятельности государственных органов: они не подлежат принудительному судебному исполнению, не относятся к основным правам. В практике Верховного суда Индии были различные решения о соотношении основных прав и руководящих принципов. В последние годы суд исходит из установки, что ни основные права, ни положения о руководящих принципах не имеют приоритета по отношению друг к другу, что нужно исходить из гармоничного учета обеих групп прав.

3) Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп.

5) Специфическая форма территориальнополитического устройства государства — федерация, учитывающая национальные и лингвистические особенности населения, построенная, по существу, на основе автономии штатов, сочетающаяся с созданием автономных округов в некоторых штатах и характеризующаяся высокой степенью централизации.

6) Установление системы органов государства и их отношений, присущих форме парламентарной республики.

7) Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права.

8) Политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.

Изменение конституции. Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки может быть внесен любым членом парламента в любую из двух палат (на деле поправки, как правило, предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона:

простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.

Если поправка невелика, она включается в текст конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилагаются к тексту конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20^всего было произведено около 500 различных изменений текста. Изменения, внесенные в конституцию, перестроили федеративную структуру государства, впервые включили положения о политических партиях, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, ввели в конституцию определение Индии как социалистического государства (42я поправка в 1975 г.) и т.д.

Высшие законодательные органы власти: формирование, компетенция, взаимоотношения

Согласно конституции, парламент в Индии, как и в других странах, где применяются концепции англосаксонского права, — триединое учреждение. Он состоит из президента Индии (главы государства), народной палаты, призванной служить органом общегосударственного представительства, и Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Депутаты парламента не обладают иммунитетом, но пользуются депутатским индемнитетом. Они получают сравнительно небольшое вознаграждение: в 80х годах оно составляло 500 рупий в месяц и 61 рупию за каждый рабочий день (последнее равнялось стоимости двухтрех сред них обедов в простом ресторане, но нужно учесть, что, например, швейцар в отеле тогда получал 50 рупий в месяц). Депутатское вознаграждение не дает больших доходов, но положение депутата помогает установить необходимые связи с мире бизнеса и с бюрократией.

Руководящим органом нижней палаты является спикер, который, как и в Великобритании, должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, в какойто мере может выбирать ораторов для выступлений и формулировать поправки при постановке их на голосование, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др.

Руководит заседаниями Совета штатов, как и в США заседаниям!' сената, вицепрезидент, роль невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Парламент работает в сессионном порядке, перерыв между сессиями не может продолжаться более шести месяцев, следовательно, парламент может собраться по меньшей мере на две сессии в год. Кворум для заседаний любой палаты составляет не менее 1/10 членов, но это кворум для обсуждений, а не для принятия законов.

Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции. Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью.

Президент республики. Президент Индии избирается на 5 лет косвенными выборами — особой коллегией выборщиков, в состав которой входят выборные, а не назначенные члены обеих палат парламента и выборные члены легислатур штатов, как однопалатных, так и двухпалатных. Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой — соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков от штатов. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, и, как считается, президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президент, действуя в качестве главы исполнительной власти, может в период между сессиями парламента издавать указы, имеющие силу закона. После открытия сессии парламента такие указы должны быть представлены парламенту для утверждения. Если в течение 6 недель после созыва палат указы не будут утверждены, они теряют силу. Президент назначает губернаторов штатов, главного судью и членов Верховного суда Индии, членов высоких (высших) судов штатов, генерального прокурора, генерального атторнея, многих высших должностных лиц. Он обладает правом помилования.

Президент — высшее должностное лицо. Как таковое он теоретически, по конституции, возглавляет весь административный аппарат.

Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая палата может возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/4 части ее членов и подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит расследование, либо отдает об этом распоряжение другим органам. После этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования. Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2/3 общего числа ее членов.

Вицепрезидент Индии также избирается на 5 лет, но иным путем:

на совместном заседании обеих палат парламента, без участия легислатур штатов. Условия для избрания вицепрезидента такие же, как и для президента, за исключением одного: вицепрезидент должен обладать квалификациями, необходимыми для избрания не в народную палату, как президент, а в Совет штатов, поскольку он председательствует в этой палате. Помимо этого вицепрезидент помогает президенту и замещает его в случае временной или постоянной невозможности президента исполнять свои обязанности. В последнем случае в возможно короткий срок проводятся выборы нового президента.

Правительство Индии — Совет министров. Премьерминистром президент назначает лидера партии большинства в народной палате (с 1989 г. — лидера коалиции партий, обладающих большинством депутатских мандатов, т.е. руководителя ИНК(И). Иной способ выбора премьерминистра невозможен; подобранный им состав правительства не получит доверия палаты, следовательно, правительство не будет сформировано. Только в единичных случаях, в исключительных ситуациях, когда правительство утрачивало опору в нижней палате (например, в результате массового перехода депутатов его партии в другую партию), президент имел определенную свободу выбора. В последние годы ИНК(И) создавал и правительство парламентского меньшинства.

Министры руководят своими ведомствами. Руководители менее важных министерств, не входящие в Кабинет, называются государственными министрами. Министры без портфеля, являющиеся советниками премьерминистра или выполняющие отдельные важные поручения, могут входить в состав Кабинета.

Если народная палата выразит недоверие правительству, оно обязано уйти в отставку или обратиться к президенту республики с просьбой о роспуске палаты и назначении новых выборов. На практике в Индии недоверие правительству не было выражено ни разу. Это и понятно:

правительство — это лидеры партии (партий) большинства в палате. Однако вследствие утраты правительством большинства в палате президент принимал решения о роспуске палаты и досрочных выборах.

Наряду с коллективной ответственностью правительства перед народной палатой его члены несут индивидуальную ответственность перед президентом (на практике — перед премьерминистром). Это значит, что по совету премьерминистра президент может уволить в отставку любого министра.

В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы как федерации, так и штатов. Единство судебной системы призвано укреплять целостность страны, служить единообразному применению права. Судьи назначаются президентом Индии (по его поручению — губернаторами штатов) после консультаций с главным судьей Индии (председателем Верховного суда), а также с другими должностными лицами.

Низшей ступенью судов являются суды панчаятов в деревнях (ньянпанчаяты, панчаятыадалаты и др.), которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела. В городах (городских районах, кварталах) также есть суды по незначительным делам, в том числе i связи с автотранспортными происшествиями. Они называются народны ми судами.

Следующая ступень — суды, мунсифов (мунсиф — судьяиндус, на звание идет от колониальных времен, когда высшую судебную власть осуществляли представители метрополии). Они рассматривают только гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий). Выше стоят дополнительные суды (судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов). Окружной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам. В столицах штатов, а также в Калькутте имеются городские судьи, но они выполняют функции только апелляционных судов.

Высшей судебной инстанцией штата является высокий (высший) суд. Некоторые мелкие штаты имеют общий высокий суд в главном городе одного из штатов. Он может выступать в качестве суда первой инстанции и как апелляционный суд. Судей высоких судов штата назначает президент Индии после консультаций с главным судьей и губернатором штата. Судья высокого суда занимает должность до достижения 62 лет. Высокий суд штата осуществляет руководство всеми судами на территории штата, включая военные и административные суды, контролирует их деятельность. Он может издавать судебные приказы об устранении нарушений права по всем вопросам (Верховный суд Индии издает такие приказы только в связи с нарушением конституционных прав). Как отмечалось, он осуществляет конституционный контроль, но окончательное решение принимает Верховный суд Индии — высшая инстанция.

Особенности индийского федерализма

Административные органы (исполнительная власть), а также судебные органы федерации и штатов образуют единую систему. Правительство федерации может давать правительствам штатов обязательные указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Если правительства штатов отказываются следовать этим указаниям, они могут быть смещены президентом по указанию правительства федерации. Верховный суд федерации также устанавливает общие правила для всех судов, в том числе и для высоких судов штатов. Зависимость штатов от федерации имеет и финансовые основания. Федерация выделяет значительные денежные суммы в целях финансовой помощи штатам, хотя налоги, основные поступления от государственных предприятий, другие крупные доходы идут только в государственный бюджет, 70% этой помощи выделяется штатам в виде займов (с процентами) и лишь 30% в качестве безвозмездных дотаций.

Конституция Индии предусматривает однообразную структуру органов штатов (включая Джамму и Кашмир). Управление штатами построено по тому же принципу, что и управление союзом: в его основе лежит парламентская система. Как отмечалось, в каждом штате имеется однопалатная или двухпалатная легислатура. Это понятие охватывает также губернатора штата, который подписывает законы штата и имеет право вето. Нижние палаты и однопалатные легислатуры избираются в штатах прямыми выборами на 5 лет. Верхние палаты, число членов которых не должно превышать трети нижних палат (законодательных собраний), формируются путем одновременного применения нескольких способов: прямых выборов, косвенных выборов и назначения. Выборные члены верхней палаты штата составляют 5/6 ее членов, назначенные — 1/6. Косвенными выборами избираются 2/3 членов: 1 /З — избирательными коллегиями, состоящими из членов органов местного самоуправления в штате (муниципалитетов др.), а 1 /З — другой палатой легислатуры штата (законодательным собранием), но из числа лиц, не являющихся ее членами.

Литература

1. Государственноадминистративный аппарат независимой Индии., М., 1975

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. Т. 1; М., 1995. Т. 2. В 1996 г.

3. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1996 (гл. 14, 8, 9, 11,

4. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах М.,1994.

5. Сравнительное конституционное право. М., 1996.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. –М., 1997

Читайте также: