Судебная система какого скандинавского государства имеет административную юрисдикцию

Обновлено: 25.05.2024

2. Место скандинавского права на правовой карте мира

В силу ряда причин (колониальная экспансия,
рецепция, идеологические влияние и др.) вне
европейских пределов оказалось немало
национальных правовых систем, которые с теми или
иными оговорками могут быть отнесены к романогерманской семье.
Северной Европы — Швеция, Норвегия, Дания,
Исландия, Финляндия географически близки странам
романо-германской правовой семьи, но, тем не менее
при отнесении их права к данной семье возникает
много сложностей, а некоторые европейские авторы
вообще отрицают их принадлежность к этой семь
утверждая самобытность и автономность
скандинавского права.

Большинство ученых-юристов считают скандинавское
право разновидностью романо-германской правовой
семьи или отдельной сферой континентальной
системы права.
Поскольку право стран Северной Европы широко
использует юридические конструкции и понятия
романо-германской правовой семьи.
Скандинавское право придерживается принципа
верховенства закона. Норма права в скандинавских
странах имеет более абстрактный характер, чем
норма англо-американского права.
Эти особенности правовых систем Скандинавских
стран и используются в качестве решающих
аргументов в пользу отнесения права стран Северной
Европы к романо-германской семье.

5. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран

Для исторического развития северных стран были
характерны:
относительная неразвитость управленческой
иерархии;
наличие свободных крестьян;
демократические формы учета интересов различных
слоев населения в рамках церковного прихода, что
вело к компромиссным средствам решения
возникающих социальных конфликтов;
постоянное приспособление экономического
развития к условиям патриархального общества.
Следовательно, в Скандинавских странах рано
возникает централизованное государство и
унифицированное в масштабах страны право.

Начиная с XIII в. в Швеции осуществляется
консолидация законодательства. В середине XIV
в. издаются два закона, один из которых
регулировал отношения в сельской местности, а
другой — в городах. Эти акты действовали в
Швеции на протяжении 400 лет. За это время
они неоднократно изменялись и дополнялись.
Важную роль в процессе приспособления
названных законов к новым условиям общеценной жизни играли суды.
В XVII столетии шведская судебная практика
восприняла многие конструкции и принципы
римского права, реципированного в
европейских странах, вследствие чего эти
римские элементы стали неотъемлемой частью
шведского права, шведской юридической
культуры.

Рецепция римского права затронула Скандинавские
страны незначительно. Ее главным последствием
стало установление более тесных связей с
юридической наукой континентальной Европы, чем с
английской.
Тесные взаимосвязи северных правовых систем
объясняются тем что между Скандинавскими
странами всегда исторически существовали прочные
политические, экономические и культурные связи
Правда, полное объединение трех королевств —
Дании, Норвегии и Швеции — носило лишь
временный характер.
Оно было оформлено как Кальмарская уния и
просуществовало с 1397 по 1523 г. Но связи между
Швецией и Финляндией и между Данией, Норвегией
и Исландией оказались гораздо более прочными и
сохранялись веками.

В XII-XIII вв. Финляндия была завоевана
Швецией и входила в состав Шведской
империи до 1809 г., когда Швеция в
результате неудачной войны с Россией была
вынуждена уступить Финляндию России.
Российское государство предоставило
Финляндии значительную автономию как
самостоятельному Великому княжеству, и
царская администрация почти не
вмешивалась в ее правовую систему.
Таким образом, когда Финляндия отделилась
от России после Октябрьской революции 1917
г. и провозгласила свою независимость в
1918 г., ее правовое единство со Швецией не
было существенно ослаблено.

Дания, Норвегия и Исландия находились под
централизованным управлением датской королевской
семьи более четырех веков, с конца XIV в., так что
датское право, по существу, действовало также в
Норвегии и Исландии.
В 1814 г. Дании пришлось уступить территорию
Норвегии Швеции, но норвежцы смогли добиться
значительной самостоятельности в составе Шведской
империи и получить мирным путем полную
автономию в 1906 г.
В 1918 г. независимым государством была
провозглашена Исландия, хотя она и оставалась под
властью датского монарха до конца Второй мировой
войны.

Общей исторической основой скандинавского
права служило старогерманское право. Но в
каждой северной стране развивались,
разумеется, свои местные особенности.
Начиная с XII в. нормы старогерманского
права вносятся в многочисленные земельные,
а позднее и городские законы. Уже с первых
актов центральной власти осуществлялся
процесс объединения и унификации права.
В Швеции в XIV в. удалось объединить право
отдельных местностей в единое земельное
право, а право народов — в единое городское
право.

12. Датский кодекс состоит из следующих разделов:

1) о судопроизводстве;
2) о церкви;
3) о светских сословиях, торговле и
семейном праве;
4) о морском праве;
5) о вещном и наследственном праве;
6) об уголовном праве.

13. В Шведском кодексе 1734 г. девять разделов:

1) о браке;
2) о родителях и детях;
3) о наследовании;
4) о недвижимости;
5) о строительстве;
6) о торговле;
7) о преступлениях (Уголовный кодекс);
8) об исполнении судебных решений;
9) о судопроизводстве и судоустройстве

Свод насчитывает 1300 параграфов. Подобно
Датскому кодексу, он был написан простым, ясным
народным языком, и в интересах более полного
конкретного регулирования в нем отказались от
теоретических обобщений и поучающих понятий в
том виде, в каком они внедрялись на Европейском
континенте в XVIII в. сторонниками естественного
права.
Следует отметить, что влияние римского права на
Шведский кодекс 1734 г. было незначительно.
Авторы Кодекса обратились к традициям старого
шведского земельного и городского права. Это видно
по его структуре, стилю, языку и по отсутствию
обобщающих норм. Два эти свода и составили основу
последующего развития обеих ветвей скандинавского
права — датской и шведской.

В настоящее время законодательство, не
укладывающееся в систематику закона 1734 г.,
охватывает многие отрасли шведского права:
трудовое и акционерное право, законодательство об
охране промышленной собственности и о социальном
обеспечении, об охране окружающей среды, многие
разделы административного права — иными словами,
преимущественно все те области правового
регулирования, которые появлялись по мере
социально-экономического развития страны начиная
с середины XIX в.
Хотя число законодательных предписаний,
выходящих за рамки закона 1734 г., значительно
превысило систематизированную в соответствии с
этим актом часть шведского законодательства,
практическое значение закона шведского
государства еще велико.

Этого нельзя сказать о Датском кодексе,
который сохранен в основном как
исторический памятник.
Кодифицированное законодательство
представляет далеко не большую часть
действующего права страны.
В Норвегии и Дании важное значение
придается судебной практике как источнику
права.
Немаловажна роль судебной практики и в
Швеции, и это отличает скандинавское право
от романо-германской правовой семьи,
сближая его с общим правом.

19. Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран

Историческая и культурная общность Скандинавских
стран, развитие взаимной торговли и улучшение
транспортных связей, сходство скандинавских языков
привели к тесному сотрудничеству этих стран в
законодательной сфере.
Скандинавское право представляет собой единую
систему не только в силу сходства исторических путей
развития права, особенностей законодательства,
источников права.
Особую роль здесь играет то, что Скандинавские
страны тесно сотрудничают в области
законодательства и этот процесс, начавшийся в конце
XIX в., привел к появлению значительного числа
унифицированных актов, равно действующих во всех
государствах-участниках.

Юридическое сотрудничество северных стран
началось в 1872 г., когда скандинавские юристы
собрались на съезд, ставивший цель способствовать
дальнейшей унификации скандинавского права.
С тех пор сотрудничество стало характерной чертой
правотворчества в области брачно-семейного,
договорного, деликтного права; права, касающегося
компаний и интеллектуальной собственности.
Однако в публично-правовой сфере, уголовном
праве и процессе, налоговом праве, праве
собственности на недвижимость, т.е. в областях, где
различные национальные традиции имеют больший
вес, такая кооперация выражена гораздо слабее.

В 1880 г. одновременно в трех странах — Швеции,
Дании и Норвегии — вступил в силу единый закон об
оборотных документах.
В последующие годы основное внимание уделялось
унификации торгового права (законы о торговых
знаках, торговых реестрах, фирмах, закон о чеках) и
морского права.
В конце XIX в. появились еще более смелые
унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор
Б. Ларсен предложил унифицировать все частное
право, чтобы в конечном счете прийти к единому
Скандинавскому гражданскому кодексу.
Результатом явился проект закона о продаже
движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил
в силу в 1906 г., в Норвегии — в 1907 г. и в Исландии
— в 1922 г.

Еще одним важным результатом
юридического сотрудничества Скандинавских
стран явился закон о договорах и других
законных операциях в праве собственности и
обязательственном праве.
В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в
силу в период с 1915 по 1918 г. а в
Финляндии — в 1929 г.
На основе упомянутых выше и законов в
Скандинавских странах сложилось, по
существу, единое договорное право.

В Скандинавских странах существовали особенно
благоприятные условия для достижения если не
единства, то высокого уровня гармонизации права.
Их историческое развитие и языки весьма схожи,
культурные связи очень тесны, между ними не
существовало серьезных политических различий, их
население, географическое положение и
экономический уровень развития были
приблизительно одинаковыми.
Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих
странах исторически развивалось параллельными
путями, значительно облегчили юридическое
сотрудничество.
В настоящее время скандинавский опыт
рассматривается как модель для соответствующего
сотрудничества на общеевропейском уровне.

24. Особенности правовых систем Скандинавских стран

Взаимопроникновение правовых систем обеих
этих групп очевидно. Это объясняется
следующими причинами:
1) длительные взаимные исторические связи
и этническая близость данных государств;
2) почти полное отсутствие во всех этих
странах рецепции римского права,
оказавшего существенное влияние на
развитие правовых систем стран
континентальной Европы;
3) отсутствие кодексов, систематизирующих
отдельные отрасли права так, как это было
сделано в романо-германской правовой
семье;
4) проходящий уже более 100 лет процесс
унификации права стран Скандинавии.

26. Источники правового регулирования

В скандинавских странах закон является основным
источником права, а суды формально не могут,
разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы.
Вместе с тем следует признать, что роль суда в
Скандинавских странах традиционно весьма
значительна. Никогда функции судьи не сводились
здесь исключительно к применению норм
законодательства.
Судья в Скандинавских странах обладает большой
свободой в толковании положений, содержащихся в
законах и договорах.
В Швеции суды низших инстанций практически во всех
случаях неукоснительно следуют решениям,
принимаемым вышестоящими судебными органами, в
первую очередь решениям Верховного суда, признавая
их авторитетным изложением действующего права.

Скандинавское право использует общие
юридические концепции романо-германского
права.
Система подготовки юридических кадров
сходна с системой высшего юридического
образования, принятой в континентальной
Европе. Это результат влияния римского,
затем французского и германского права.
В первые десятилетия XIX столетия сильное
воздействие на право стран Северной Европы
оказывала французская правовая система. В
Швеции в 1826 г. был даже подготовлен
проект Гражданского кодекса составленный
по образцу Кодекса Наполеона, но он так и
не стал действующим актом.

29. Особенности скандинавского права

Во-первых, скандинавскому праву неизвестно деление права на
публичное и частное, а также на отрасли. В этом оно похоже на
правовую семью общего права.
Во-вторых, скандинавское право не кодифицировано. Формально в
этих странах продолжают действовать законы, первоначально
охватывавшие весь нормативный материал, но по названным
выше
причинам
их
никак
нельзя
отождествлять
с
кодификациями в странах романо-германской правовой семьи.
Некоторые элементы правовых систем Скандинавских стран,
пожалуй, ближе к системе общего права, чем к романогерманской правовой семье. В частности, законодатель в
Скандинавских странах долгое время избегал пользоваться
нормами с высоким уровнем обобщения. Гражданский процесс и
уголовный регламентируются здесь одними и теми же
правилами.

30. Источники скандинавского права

В шведском праве наиболее полно проявляются
черты, свойственные скандинавскому праву в целом.
Во-первых, именно Швеция была инициатором
работы по созданию унифицированных
законодательных актов.
Во-вторых, Швеция всегда была первой из стран,
вводивших у себя эти единообразные
законодательные акты.
В-третьих, само содержание таких актов
основывается на шведском законодательстве. Таким
образом, существует значительное влияние Швеции
на формирование источников скандинавского права.

31. Закон

Основным источником права Швеции является закон.
Несмотря на то, что шведское законодательство на
сегодняшний день представляет собой совокупность
детально разработанных норм, большинство из которых
несистематизировано.
Шведский законодатель никогда не стремился выработать
определенные правовые принципы, применимые к каждой
из отраслей права. Это привело к тому, что число норм
общего характера крайне незначительно.
В настоящее время обозначилась противоположная
направленность в шведском законотворчестве: от
специальных
правовых
норм,
направленных
на
урегулирование конкретной жизненной ситуации, к так
называемым каучуковым нормам.
Смысл их сводится к наделению судебных или иных
государственных органов широкой свободой усмотрения
при решении правовых проблем, охватываемых этими
предписаниями.

34. Обычай

35. Судебная практика.

Судьи, по существу, занимаются нормотворчеством,
прикрываясь видимостью толкования закона.
В шведской правовой доктрине ясно выражена идея, что
решение высших судебных инстанций представляет собой
не что иное, как Решение конкретного дела.
Суды первой инстанции неохотно изменяют сложившуюся
практику решения определенных дел. Они практически во
всех случаях руководствуются решениями, принятыми
вышестоящими судебными инстанциями по аналогичным
делам.
Шведские суды первой инстанции выполняют различные
правовые и административные действия, которые в других
странах осуществляются иными государственными
учреждениями, например: регистрируют сделки по
продаже и закладу земельных участков, регистрируют
завещания и составляют обязательную опись имущества
умерших лиц, осуществляют надзор за опекой и за
управлением имуществом несовершеннолетних.

36. Прецедент

В Швеции отсутствует понятие прецедента в том
виде, в каком оно существует в английском праве.
Тем не менее в соответствии с реформой 1971 г.
Верховный суд Швеции был косвенно наделен
правотворческой функцией.
Высшей судебной инстанции были даны права
рассматривать дела, представляющие интерес в
плане установления конкретных направлений в
правоприменительной деятельности.
Правовая норма, созданная судебной практикой, не
имеет такого авторитета, как норма закона. Она
достаточно непрочна, ее можно в любой момент
отбросить или отменить в связи с рассмотрением
нового дела. Норма, созданная судебной практикой,
существует и применяется лишь в той мере, в какой
каждый судья считает ее хорошей.

Представляется, что шведская правовая
доктрина в определенной степени тяготеет к
введению правила прецедента, но все еще
остается на позиции конкретизации правовых
норм, принятых законодательным путем, их
толкования.
Одной из доминирующих тенденций в развитии
источников права является все возрастающий
удельный вес нормативных юридических актов, в
наибольшей мере соответствующих природе
права, его свойствам, обеспечивающих
целенаправленное, динамичное развитие данной
правовой системы и в то же время наиболее
целесообразных и удобных на практике.

Объединение правовых систем скандинавских стран в одну группу (подтип) обусловлено общностью их генезиса и современного развития. Регионами распространения североевропейского права являются Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия. Географически они близки странам романо-германского типа правовой системы. Однако, в отличие от него, эта группа правовых систем не подверглась глубокому влиянию римского права. Она испытала его частично — так же, кШ и влияние торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики в период средневековья. Воздействие римского права на скандинавские страны было опосредованным — через континентальное право.

В духе этого права призна&нормативно-пра-вовой акт (закон) в качестве ведущего источяика права. Одновременно с этим существенное внимание уделено судебной практике, распространённой в странах общего права, и признана роль судебного прецедента. Другие свойства общего права (правило прецедента, техника судебных доказательств, приоритет процессуального права над материальным правом и т.п.) не нашли почвы для роста. Автономность и самобытность скандинавской группы правовых систем требует их рассмотрения за пределами как общего права, так и континентального типа.

Основы единства в нормах скандинавских стран были заложены ещё в XII в. Масштабом регулирования общественных отношений стали нормы старогерманского права. Тесные политические, экономические и культурные связи североевропейских стран оказали существенное влияние на формирование единого скандинавского права. В средние века три королевства — Дания, Норвегия и Швеция — составили единый союз, скреплённый Кальмарской унией (1397 г.), который просуществовал до 1523 г. И в дальнейшем связи этих государств не прерывались, что способствовало выработке общих черт их правовых систем.

Более сложный исторический путь прошла Финляндия. Будучи завоеванной Швецией в XII—XIII вв., она находилась в её составе до 1809 г. В результате русско-шведской войны Финляндия отошла к России, став ее автономной единицей. Такое положение Финляндии в определенной степени позволило ей

Раздел V. Основные тины правовых систем мчрв

сохранить самобытную правовую систему, а после получения независимости в 1918 г. возобновить прервавшиеся отношения со Швецией.

Влияние датской правовой системы прослеживается в Норвегии и Исландии, так как с конца XIV в. более 400 лет датская королевская династия централизованно правила в этих трёх государствах. В 1814 г. Дания вынуждена была уступить Норвегию Швеции. В 1906 г. Норвегия смогла получить статус полной автономии. Исландия провозглашена независимым государством в 1918 г., но оставалась в унии с монархической Данией до 1944 г.

В XVII — XVIII вв. в странах Северной Европы были подготовлены универсальные кодексы — сводные акты, которые стали фундаментом и стартовой площадкой для последующего формирования их правовых систем. Важнейшие из них:

Датский закон Кристиана V (1683) — свод законов, который действовал в Дании и Швеции (с 1687 г.

Свод законов Шведского государства 1734г. — результат развития шведского и отчасти финского права, поскольку в комиссии по подготовке реформы законодательства работали как шведские, так и финские юристы (Финляндия тогда находилась в составе Швеции). В девяти разделах свода изложены нормативные предписания, касающиеся основных отраслей права — материального (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, правонарушения и наказания); процессуального (процедура судебного разбирательства в гражданских и уголовных дел), а также исполнения судебных решений. Этот правовой акт формально считается действующим в современной Швеции. На протяжении XX в. он переработан существенным образом. Усовершенствованы разделы о браке (1920 г.), судебном разбирательстве (1948 г.), наследовании (1959 г.), недвижимости (1970 г.) и др. Созданы кодексы и иные нормативно-правовые акты по вопросам трудовых отношений, об акционерных обществах, охране окружающей среды, социальном обеспечении и др.

Общность государственно-правовых корней скандинавских стран, схожесть языков, развитие культурных связей послужили

Глава 31. Смешанный (гибридный) тип правовой системы

основанием для единства источников права, системы права и законодательства, унификации скандинавского права (см.:

Скандинавское право , также известное как право Скандинавии , - это право пяти скандинавских стран, а именно Дании , Финляндии , Исландии , Норвегии и Швеции . Обычно он рассматривается как подгруппа гражданского права или как отдельное юридическое лицо само по себе. До XIX века европейские страны были независимыми в своем управлении и законности. Однако в 1872 году северные страны организовали законодательное сотрудничество. В пяти штатах действует единое законодательство, особенно в области контрактов и торговли, а также в вопросах семьи, гражданства и экстрадиции.

СОДЕРЖАНИЕ

Историческое развитие

Ранние законы не были отформатированы, как в современных правовых системах, скорее, они использовали кодексы. К ним относятся частное право, а именно уголовное право, семейное право, наследство, имущественное право, договорное право, конституционное и административное право. Законы, относящиеся к церкви, обычно рассматривались отдельно от законов государства и народа. Кодексы представляют собой нормы обычного права, и обычно иностранные влияния игнорируются. Взаимодействуя с германскими законами, провинциальные законы подчинялись внешним факторам и, следовательно, были более развитыми. Шведский кодекс короля Магнуса (1350 г.) упразднил понятие мести, заявив, что официальные лица короля должны быть необходимыми властями при ведении уголовных дел и нести наказание для тех, кто пошел против закона. Далее, предположительно под влиянием христианской религии, правовая система была введена в интересах крестьян и беспомощного класса.

Хотя в 1380 году Норвегией и Данией правил общий король - Олав IV , эти два государства поддерживали отдельные законы. Перед приобретением Фридрихом III в 1660 году были введены дополнительные законы. Во время правления Кристиана V произошел тщательный процесс кодификации, при этом более ранние законы были заменены датским законом Кристиана V (1683 г.) и норвежским правом (1687 г.). Эти новые законы в основном основывались на существующих законах двух стран, причем влияние германских и римских законов было незначительным. Подобно предыдущим законам, эти новые законы состояли как из публичного, так и из частного права. На момент написания эти кодексы читались хорошо и отражали индивидуальные права человека и идеологии равенства. Кроме того, по сравнению с законами других европейских стран положения уголовного права были справедливыми, гуманными и отражали права личности.

Современное скандинавское право

В большинстве из пяти скандинавских государств старые кодексы были разработаны законодательными актами. Однако в Швеции, хотя закон 1734 года все еще рассматривается как формальная основа, точный текст в законе 1734 года не имеет значения с любой юридической точки зрения, поскольку все законы были заменены или заменены более новыми законами, или если ничего другого просто не было переписан, чтобы его можно было читать сегодня. В других странах кодексы больше не имеют значения, важна всеобъемлющая кодификация публичного и частного права.

Хотя исторические кодексы по-прежнему имеют значение в Скандинавии сегодня, развитие современной Скандинавии привело к развитию скандинавского гражданского права посредством законодательных актов. Хотя пять стран Северной Европы придерживаются схожих правовых теорий, они разработали свои собственные правовые стандарты. Тем не менее, страны придерживаются соглашения о сотрудничестве по законодательным вопросам.

С 1872 года, когда было заключено соглашение, значение организованного законодательного сотрудничества в скандинавском праве постоянно возрастало. Таким образом, страны Северной Европы достигли единого законодательства в области договоров, торговли, семьи, нации и экстрадиции.

Скандинавские правовые системы приняли свои концепции гражданского права под влиянием юридических школ, а коммерческое право и корпоративное право схожи с европейскими законами. Кроме того, современное законодательство в области социального обеспечения и прав человека тесно связано с международными законами. Скандинавское право, основанное на обычном праве, податливо и менее авторитарно, чем другие европейские правовые системы, поскольку оно относительно менее ограничительно. В законах большое внимание уделяется правилам, принципам и прецедентам, сложившимся на практике, особенно в судах. Кроме того, большинство законов принимается судьями, и, поскольку принцип stare decisis не применяется, суды открыты для отражения постоянно меняющихся социальных условий.

Источники права

Хотя каждое скандинавское государство следует системе общего или гражданского права, заявляется, что эти скандинавские страны приняли юриспруденцию, которая не подпадает ни под систему гражданского права, ни под систему общего права .

Все пять северных стран имеют свои собственные конституции, на которых основана их законодательная база. Несмотря на то, что все эти конституции являются отдельными по своей природе, из-за правового сотрудничества между скандинавскими государствами, конституции схожи по своим целям и вносят свой вклад в законы в целом.

Норвежское право

Правовая система Норвегии - это система гражданского права. Таким образом, законодательство является преобладающим источником права, но не единственным. По словам правоведа и писателя Торстейна Экхоффа, существует семь источников норвежского права, в том числе:

  1. Законодательство;
  2. Законодательная история;
  3. Прецедентное право;
  4. Административная практика;
  5. Обычное право;
  6. Юридическая литература; а также
  7. Беспристрастность

В связи с юридическим сотрудничеством Северных стран этот список не является исчерпывающим. Законы информативны и соответствуют другим скандинавским государствам. Тремя отличительными разделами норвежского права являются Конституция, затем обычные статуты, за которыми следуют постановления, вытекающие из статутов.

Норвегия приняла свою Конституцию в 1814 году и является второй старейшей рукописной Конституцией в мире, которая действует до сих пор. Конституция состоит из набора норвежских законов, основанных на правовых принципах суверенитета, разделения и разделения властей и универсальных прав человека.

Конституция формирует три различных ветви власти, в том числе:

  1. Законодательная власть принадлежит стортингу;
  2. Исполнительная власть принадлежит королю в совете Регьерингена; а также
  3. Судебная власть принадлежит Верховному суду, вспомогательным судам и Суду импичмента.

В статьях 49 и 75 Конституции подчеркиваются принципы суверенитета, согласно которым народ Норвегии издает законы, принимает решения в отношении государственных средств, взимает налоги и контролирует органы власти, включая правительство, через стортинг.

Согласно статье 3 Конституции исполнительная власть принадлежит королю или королеве. Однако, согласно статье 27, королевские законы принимаются королем в совете. Такие законы утверждаются премьер-министром, политическим руководством, на которое возложена конституционная и сенаторская ответственность.

Изданный юридическим факультетом в Осло и Фагбокфорлагет, Norges Lover - это наиболее полный свод законов Норвегии. Он состоит из одного тома, который издается ежегодно и используется студентами-юристами, юристами и судебными исполнителями. Кодекс содержит Конституцию, действующее законодательство, принятые законы, которые еще не вступили в силу, а также законы, принятые до 1814 года, которые все еще остаются в силе.

Поскольку стортинг принимает только совершенно новые законы и отменяет старые законы, поправки к законодательству включаются в существующие законы. Norges Lover следует датам вступления в силу в хронологическом порядке, за исключением Конституции, которая помещена в начале кодекса.

Шведское право

Шведское право - это система гражданского права, воплощенная в статутных законах.

  1. Инструмент правления (1974 г.);
  2. Акт о наследстве (1810 г.);
  3. Закон о свободе печати (1949 г.); а также
  4. Основной закон о свободе выражения мнения (1991 г.)

В дополнение к вышесказанному, существует также Закон о риксдаге, который переводится в Закон о парламенте (1974 г.), однако он не классифицируется как закон, имеющий основополагающее значение для государства.

Основные законы имеют приоритет над всеми другими законами. Писаная конституция регулирует риксдаг - парламент Швеции, назначение правительственных чиновников и определяет основные способы функционирования властей Швеции.

Свод законов Швеции - это официальный сборник Швеции всех законов, принятых риксдагом, и постановлений, изданных правительством.

Этот Кодекс становится статутным правом, однако он формирует свой собственный унифицированный правовой кодекс, содержащий все законы, принятые правительством, включая гражданское и уголовное право, процедуры, постановления, правовую информацию и все другие юридические статьи, относящиеся к Швеции. Хотя Швеция придерживается системы гражданского права, этот свод законов сочетает в себе статутное и гражданское право. В Кодекс часто вносятся поправки, и поправки вносятся в существующие законы. Как и в Норвегии, Конституция Швеции помещена в начало ее Кодекса статутов.

Финское право

Финские законы и правовые традиции находятся под влиянием шведского права и в целом также скандинавских и немецких юридических семей. Основываясь на традициях гражданского права, законодательство Финляндии состоит в основном из статутного права, принятого парламентом Финляндии. Конституция Финляндии обладает высшей властью и устанавливает процедуры и руководящие принципы применения законодательства. Подобно другим системам гражданского права, судебные решения, как правило, не являются авторитетными по своей природе, и часто бывает не так много законов, принимаемых судьями. Кроме того, можно цитировать решения Верховного суда, но они не имеют обязательной силы.

Будучи членом Европейского Союза, Финляндия принимает многие законы Европейского Союза и применяет директивы Европейского Союза в своих национальных законах.

Конституция Финляндии вступила в силу в 2000 году и направлена ​​на регулирование законодательства и порядка осуществления государственной власти. Он определяет основные правила, ценности и принципы финского правительства и демократии. Кроме того, в нем подробно описывается значение отношений между гражданином и правительством. Что касается правительства, Конституция регулирует использование государственной власти, правительственной организации, а также властей и органов правительства.

Датское право

Датская правовая система представляет собой сочетание государственного и гражданского права. Такое сочетание законов предполагает, что датское законодательство сосредоточено на общественных интересах, а также на то, что органы государства наделены большими полномочиями, чем суды, в применении правовых рамок.

Правовая система в первую очередь состоит из нормативных положений, принципов и законов. Как и в других странах Северной Европы, хотя суды имеют право принимать законы, статутное право дополняется обычным правом и прецедентным правом. Как и во всех других скандинавских странах, Конституция Дании находится на вершине правовой иерархии.

Конституция Дании, принятая в 1849 году, была призвана отменить абсолютную монархию путем ограничения власти короля и введения системы демократии. Он устанавливает основу для управления посредством структуры, процедуры, полномочий и обязанностей, возложенных на датский парламент.

Известно, что датскому парламенту не разрешается принимать законы, которые могут аннулировать Конституционный закон или противоречить ему. Хотя в Дании нет суда для рассмотрения конституционных вопросов, законы могут быть объявлены неконституционными и недействительными по решению Верховного суда Дании.

Исландское право

Исландия имеет систему гражданского права, и поэтому ее основные источники права включают Конституцию , статутное законодательство и нормативные акты. Дополнительные источники включают прецедентное и обычное право, которому следует Скандинавия.

Самая последняя Конституция Исландии от 1999 года. Она считается высшим законом Исландии, подчеркивает структуру руководства страны и защищает права человека ее граждан.

Помимо Конституции, на которую оно влияет и регулируется, законодательство в Исландии берет верх в качестве источника права. Растущая склонность социальных, экономических и политических тенденций привела к повышению значения законов за счет новых общих законов, направленных на такие нишевые секторы, как таможня, уважение детей, банковское дело, связь и законы о корпорациях.

Академические взгляды на скандинавское право

Стокгольмский институт скандинавского права (SISL) заявляет, что, поскольку все скандинавские государства следуют системе гражданского права, скандинавское право в целом следует классифицировать как гражданское право, а не как общее право. В связи с тем, что общее право не имело большого преимущества в развитии права в странах Северной Европы и, кроме того, что все правовые концепции, принятые в настоящее время в скандинавском праве, были взяты из гражданского германского права, SISL рассматривает скандинавское право как систему гражданского права. .

2. Место скандинавского права на правовой карте мира

В силу ряда причин (колониальная экспансия,
рецепция, идеологические влияние и др.) вне
европейских пределов оказалось немало
национальных правовых систем, которые с теми или
иными оговорками могут быть отнесены к романогерманской семье.
Северной Европы — Швеция, Норвегия, Дания,
Исландия, Финляндия географически близки странам
романо-германской правовой семьи, но, тем не менее
при отнесении их права к данной семье возникает
много сложностей, а некоторые европейские авторы
вообще отрицают их принадлежность к этой семь
утверждая самобытность и автономность
скандинавского права.

Большинство ученых-юристов считают скандинавское
право разновидностью романо-германской правовой
семьи или отдельной сферой континентальной
системы права.
Поскольку право стран Северной Европы широко
использует юридические конструкции и понятия
романо-германской правовой семьи.
Скандинавское право придерживается принципа
верховенства закона. Норма права в скандинавских
странах имеет более абстрактный характер, чем
норма англо-американского права.
Эти особенности правовых систем Скандинавских
стран и используются в качестве решающих
аргументов в пользу отнесения права стран Северной
Европы к романо-германской семье.

5. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран

Для исторического развития северных стран были
характерны:
относительная неразвитость управленческой
иерархии;
наличие свободных крестьян;
демократические формы учета интересов различных
слоев населения в рамках церковного прихода, что
вело к компромиссным средствам решения
возникающих социальных конфликтов;
постоянное приспособление экономического
развития к условиям патриархального общества.
Следовательно, в Скандинавских странах рано
возникает централизованное государство и
унифицированное в масштабах страны право.

Начиная с XIII в. в Швеции осуществляется
консолидация законодательства. В середине XIV
в. издаются два закона, один из которых
регулировал отношения в сельской местности, а
другой — в городах. Эти акты действовали в
Швеции на протяжении 400 лет. За это время
они неоднократно изменялись и дополнялись.
Важную роль в процессе приспособления
названных законов к новым условиям общеценной жизни играли суды.
В XVII столетии шведская судебная практика
восприняла многие конструкции и принципы
римского права, реципированного в
европейских странах, вследствие чего эти
римские элементы стали неотъемлемой частью
шведского права, шведской юридической
культуры.

Рецепция римского права затронула Скандинавские
страны незначительно. Ее главным последствием
стало установление более тесных связей с
юридической наукой континентальной Европы, чем с
английской.
Тесные взаимосвязи северных правовых систем
объясняются тем что между Скандинавскими
странами всегда исторически существовали прочные
политические, экономические и культурные связи
Правда, полное объединение трех королевств —
Дании, Норвегии и Швеции — носило лишь
временный характер.
Оно было оформлено как Кальмарская уния и
просуществовало с 1397 по 1523 г. Но связи между
Швецией и Финляндией и между Данией, Норвегией
и Исландией оказались гораздо более прочными и
сохранялись веками.

В XII-XIII вв. Финляндия была завоевана
Швецией и входила в состав Шведской
империи до 1809 г., когда Швеция в
результате неудачной войны с Россией была
вынуждена уступить Финляндию России.
Российское государство предоставило
Финляндии значительную автономию как
самостоятельному Великому княжеству, и
царская администрация почти не
вмешивалась в ее правовую систему.
Таким образом, когда Финляндия отделилась
от России после Октябрьской революции 1917
г. и провозгласила свою независимость в
1918 г., ее правовое единство со Швецией не
было существенно ослаблено.

Дания, Норвегия и Исландия находились под
централизованным управлением датской королевской
семьи более четырех веков, с конца XIV в., так что
датское право, по существу, действовало также в
Норвегии и Исландии.
В 1814 г. Дании пришлось уступить территорию
Норвегии Швеции, но норвежцы смогли добиться
значительной самостоятельности в составе Шведской
империи и получить мирным путем полную
автономию в 1906 г.
В 1918 г. независимым государством была
провозглашена Исландия, хотя она и оставалась под
властью датского монарха до конца Второй мировой
войны.

Общей исторической основой скандинавского
права служило старогерманское право. Но в
каждой северной стране развивались,
разумеется, свои местные особенности.
Начиная с XII в. нормы старогерманского
права вносятся в многочисленные земельные,
а позднее и городские законы. Уже с первых
актов центральной власти осуществлялся
процесс объединения и унификации права.
В Швеции в XIV в. удалось объединить право
отдельных местностей в единое земельное
право, а право народов — в единое городское
право.

12. Датский кодекс состоит из следующих разделов:

1) о судопроизводстве;
2) о церкви;
3) о светских сословиях, торговле и
семейном праве;
4) о морском праве;
5) о вещном и наследственном праве;
6) об уголовном праве.

13. В Шведском кодексе 1734 г. девять разделов:

1) о браке;
2) о родителях и детях;
3) о наследовании;
4) о недвижимости;
5) о строительстве;
6) о торговле;
7) о преступлениях (Уголовный кодекс);
8) об исполнении судебных решений;
9) о судопроизводстве и судоустройстве

Свод насчитывает 1300 параграфов. Подобно
Датскому кодексу, он был написан простым, ясным
народным языком, и в интересах более полного
конкретного регулирования в нем отказались от
теоретических обобщений и поучающих понятий в
том виде, в каком они внедрялись на Европейском
континенте в XVIII в. сторонниками естественного
права.
Следует отметить, что влияние римского права на
Шведский кодекс 1734 г. было незначительно.
Авторы Кодекса обратились к традициям старого
шведского земельного и городского права. Это видно
по его структуре, стилю, языку и по отсутствию
обобщающих норм. Два эти свода и составили основу
последующего развития обеих ветвей скандинавского
права — датской и шведской.

В настоящее время законодательство, не
укладывающееся в систематику закона 1734 г.,
охватывает многие отрасли шведского права:
трудовое и акционерное право, законодательство об
охране промышленной собственности и о социальном
обеспечении, об охране окружающей среды, многие
разделы административного права — иными словами,
преимущественно все те области правового
регулирования, которые появлялись по мере
социально-экономического развития страны начиная
с середины XIX в.
Хотя число законодательных предписаний,
выходящих за рамки закона 1734 г., значительно
превысило систематизированную в соответствии с
этим актом часть шведского законодательства,
практическое значение закона шведского
государства еще велико.

Этого нельзя сказать о Датском кодексе,
который сохранен в основном как
исторический памятник.
Кодифицированное законодательство
представляет далеко не большую часть
действующего права страны.
В Норвегии и Дании важное значение
придается судебной практике как источнику
права.
Немаловажна роль судебной практики и в
Швеции, и это отличает скандинавское право
от романо-германской правовой семьи,
сближая его с общим правом.

19. Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран

Историческая и культурная общность Скандинавских
стран, развитие взаимной торговли и улучшение
транспортных связей, сходство скандинавских языков
привели к тесному сотрудничеству этих стран в
законодательной сфере.
Скандинавское право представляет собой единую
систему не только в силу сходства исторических путей
развития права, особенностей законодательства,
источников права.
Особую роль здесь играет то, что Скандинавские
страны тесно сотрудничают в области
законодательства и этот процесс, начавшийся в конце
XIX в., привел к появлению значительного числа
унифицированных актов, равно действующих во всех
государствах-участниках.

Юридическое сотрудничество северных стран
началось в 1872 г., когда скандинавские юристы
собрались на съезд, ставивший цель способствовать
дальнейшей унификации скандинавского права.
С тех пор сотрудничество стало характерной чертой
правотворчества в области брачно-семейного,
договорного, деликтного права; права, касающегося
компаний и интеллектуальной собственности.
Однако в публично-правовой сфере, уголовном
праве и процессе, налоговом праве, праве
собственности на недвижимость, т.е. в областях, где
различные национальные традиции имеют больший
вес, такая кооперация выражена гораздо слабее.

В 1880 г. одновременно в трех странах — Швеции,
Дании и Норвегии — вступил в силу единый закон об
оборотных документах.
В последующие годы основное внимание уделялось
унификации торгового права (законы о торговых
знаках, торговых реестрах, фирмах, закон о чеках) и
морского права.
В конце XIX в. появились еще более смелые
унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор
Б. Ларсен предложил унифицировать все частное
право, чтобы в конечном счете прийти к единому
Скандинавскому гражданскому кодексу.
Результатом явился проект закона о продаже
движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил
в силу в 1906 г., в Норвегии — в 1907 г. и в Исландии
— в 1922 г.

Еще одним важным результатом
юридического сотрудничества Скандинавских
стран явился закон о договорах и других
законных операциях в праве собственности и
обязательственном праве.
В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в
силу в период с 1915 по 1918 г. а в
Финляндии — в 1929 г.
На основе упомянутых выше и законов в
Скандинавских странах сложилось, по
существу, единое договорное право.

В Скандинавских странах существовали особенно
благоприятные условия для достижения если не
единства, то высокого уровня гармонизации права.
Их историческое развитие и языки весьма схожи,
культурные связи очень тесны, между ними не
существовало серьезных политических различий, их
население, географическое положение и
экономический уровень развития были
приблизительно одинаковыми.
Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих
странах исторически развивалось параллельными
путями, значительно облегчили юридическое
сотрудничество.
В настоящее время скандинавский опыт
рассматривается как модель для соответствующего
сотрудничества на общеевропейском уровне.

24. Особенности правовых систем Скандинавских стран

Взаимопроникновение правовых систем обеих
этих групп очевидно. Это объясняется
следующими причинами:
1) длительные взаимные исторические связи
и этническая близость данных государств;
2) почти полное отсутствие во всех этих
странах рецепции римского права,
оказавшего существенное влияние на
развитие правовых систем стран
континентальной Европы;
3) отсутствие кодексов, систематизирующих
отдельные отрасли права так, как это было
сделано в романо-германской правовой
семье;
4) проходящий уже более 100 лет процесс
унификации права стран Скандинавии.

26. Источники правового регулирования

В скандинавских странах закон является основным
источником права, а суды формально не могут,
разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы.
Вместе с тем следует признать, что роль суда в
Скандинавских странах традиционно весьма
значительна. Никогда функции судьи не сводились
здесь исключительно к применению норм
законодательства.
Судья в Скандинавских странах обладает большой
свободой в толковании положений, содержащихся в
законах и договорах.
В Швеции суды низших инстанций практически во всех
случаях неукоснительно следуют решениям,
принимаемым вышестоящими судебными органами, в
первую очередь решениям Верховного суда, признавая
их авторитетным изложением действующего права.

Скандинавское право использует общие
юридические концепции романо-германского
права.
Система подготовки юридических кадров
сходна с системой высшего юридического
образования, принятой в континентальной
Европе. Это результат влияния римского,
затем французского и германского права.
В первые десятилетия XIX столетия сильное
воздействие на право стран Северной Европы
оказывала французская правовая система. В
Швеции в 1826 г. был даже подготовлен
проект Гражданского кодекса составленный
по образцу Кодекса Наполеона, но он так и
не стал действующим актом.

29. Особенности скандинавского права

Во-первых, скандинавскому праву неизвестно деление права на
публичное и частное, а также на отрасли. В этом оно похоже на
правовую семью общего права.
Во-вторых, скандинавское право не кодифицировано. Формально в
этих странах продолжают действовать законы, первоначально
охватывавшие весь нормативный материал, но по названным
выше
причинам
их
никак
нельзя
отождествлять
с
кодификациями в странах романо-германской правовой семьи.
Некоторые элементы правовых систем Скандинавских стран,
пожалуй, ближе к системе общего права, чем к романогерманской правовой семье. В частности, законодатель в
Скандинавских странах долгое время избегал пользоваться
нормами с высоким уровнем обобщения. Гражданский процесс и
уголовный регламентируются здесь одними и теми же
правилами.

30. Источники скандинавского права

В шведском праве наиболее полно проявляются
черты, свойственные скандинавскому праву в целом.
Во-первых, именно Швеция была инициатором
работы по созданию унифицированных
законодательных актов.
Во-вторых, Швеция всегда была первой из стран,
вводивших у себя эти единообразные
законодательные акты.
В-третьих, само содержание таких актов
основывается на шведском законодательстве. Таким
образом, существует значительное влияние Швеции
на формирование источников скандинавского права.

31. Закон

Основным источником права Швеции является закон.
Несмотря на то, что шведское законодательство на
сегодняшний день представляет собой совокупность
детально разработанных норм, большинство из которых
несистематизировано.
Шведский законодатель никогда не стремился выработать
определенные правовые принципы, применимые к каждой
из отраслей права. Это привело к тому, что число норм
общего характера крайне незначительно.
В настоящее время обозначилась противоположная
направленность в шведском законотворчестве: от
специальных
правовых
норм,
направленных
на
урегулирование конкретной жизненной ситуации, к так
называемым каучуковым нормам.
Смысл их сводится к наделению судебных или иных
государственных органов широкой свободой усмотрения
при решении правовых проблем, охватываемых этими
предписаниями.

34. Обычай

35. Судебная практика.

Судьи, по существу, занимаются нормотворчеством,
прикрываясь видимостью толкования закона.
В шведской правовой доктрине ясно выражена идея, что
решение высших судебных инстанций представляет собой
не что иное, как Решение конкретного дела.
Суды первой инстанции неохотно изменяют сложившуюся
практику решения определенных дел. Они практически во
всех случаях руководствуются решениями, принятыми
вышестоящими судебными инстанциями по аналогичным
делам.
Шведские суды первой инстанции выполняют различные
правовые и административные действия, которые в других
странах осуществляются иными государственными
учреждениями, например: регистрируют сделки по
продаже и закладу земельных участков, регистрируют
завещания и составляют обязательную опись имущества
умерших лиц, осуществляют надзор за опекой и за
управлением имуществом несовершеннолетних.

36. Прецедент

В Швеции отсутствует понятие прецедента в том
виде, в каком оно существует в английском праве.
Тем не менее в соответствии с реформой 1971 г.
Верховный суд Швеции был косвенно наделен
правотворческой функцией.
Высшей судебной инстанции были даны права
рассматривать дела, представляющие интерес в
плане установления конкретных направлений в
правоприменительной деятельности.
Правовая норма, созданная судебной практикой, не
имеет такого авторитета, как норма закона. Она
достаточно непрочна, ее можно в любой момент
отбросить или отменить в связи с рассмотрением
нового дела. Норма, созданная судебной практикой,
существует и применяется лишь в той мере, в какой
каждый судья считает ее хорошей.

Представляется, что шведская правовая
доктрина в определенной степени тяготеет к
введению правила прецедента, но все еще
остается на позиции конкретизации правовых
норм, принятых законодательным путем, их
толкования.
Одной из доминирующих тенденций в развитии
источников права является все возрастающий
удельный вес нормативных юридических актов, в
наибольшей мере соответствующих природе
права, его свойствам, обеспечивающих
целенаправленное, динамичное развитие данной
правовой системы и в то же время наиболее
целесообразных и удобных на практике.

Читайте также: