Судебная экспертиза условий труда по делу о назначении пенсии

Обновлено: 20.05.2024

гор. Брянск 11 мая 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей Горбачевской Ю.В.,

при секретаре Раковской И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе адрес ФИО6 на решение Брасовского районного суда Брянской области от 1 февраля 2017 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Брасовском муниципальном районе адрес о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., выслушав возражения представителя ФИО1 по доверенности ФИО7, на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в Брасовском муниципальном районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что с 1981 года осуществлял трудовую деятельность на морских и речных флотах. Ответчик отказал ему во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Городецком судоремонтно-механическом заводе в должности моториста рулевого и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Киевском речном порту в должности моториста рулевого.

Истец с учетом уточненных исковых требований просил суд признать отказ ГУ-УПФР в Брасовском муниципальном районе в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным. Обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со Списком № 2.

Сведения о работе истца в Киевском речном порту в плавающем составе машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта отсутствуют.

Кроме того, у ФИО1специальный стаж менее 12 лет 6 месяцев, в связи с чем право на досрочную пенсию не возникло.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: ФИО1, представитель ГУ УПФР В . Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права.

Судом установлены следующие периоды работы ФИО1:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Городецком судоремонтном - механическом заводе в должности моториста – рулевого;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Советско-Дунайском пароходстве в должности помощника капитана рулевого.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Киевском речном порту в должности моториста - рулевого.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 3 года 5 месяцев 4 дня.

Суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца также спорного периода работы в Городецком судоремонтно-механическом заводе в должности моториста-рулевого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В этой части с выводом суда коллегия соглашается по следующим основаниям.

Названные архивные документы обоснованно приняты во внимание судом первой инстанции, так как сведения в них соответствуют данным трудовой книжки истца, не противоречат друг другу.

Доводы апелляционной жалобы в части данного спорного периода сводятся к иной оценке доказательств, которая является ошибочной. Суд первой инстанции мотивировал свой вывод относительного указанного периода.

Также судом включены в специальный стаж истца периоды его работы в Киевском речном порту в должности моториста рулевого:

с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С выводом суда первой инстанции судебная коллегия также соглашается.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Доводы апелляционной жалобы в этой части выводы суда не опровергают.

Таким образом в специальный стаж истца подлежат включению спорные периоды его работы по разным основаниям:

Эти исключения предусмотрены Списком N 2.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

В соответствии с пунктом 3 Правил суммирование периодов, указанных в подпункте 2 правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: …к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте …9, … при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

В результате суммирования бесспорных периодов работы истца и зачтенных судом, его льготный стаж составляет 11 лет 4 месяца, что больше половины требуемого специального стажа, поэтому применяется правило об уменьшении возраста пропорционально продолжительности специального стажа - возраст, предусмотренный статьей 8 настоящего Федерального закона, уменьшается на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. В нашем случае уменьшение на полные 4 года.

На день обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ - он достиг 57 лет, что давало ему право на досрочную пенсию.

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брасовского районного суда Брянской области от 1 февраля 2017 года по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Брасовском муниципальном районе адрес о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Т.И. ЗУБКОВА

Судьи Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ

Не виновен и не причастен - оправдан подсудимый по сбыту наркотиков

Оправдательный вердикт

Вчера Советским районным судом города Брянска в составе суда присяжных было рассмотрено дело по обвинению 2 жителелей города Брянска в сбыте наркотических средств.

Отменен обвинительный приговор по ст. 131 УК РФ (изнасилование)

Приговор отменен

Брянским областным судом отменен обвинительный приговор по обвинению жителя Брянской области в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК РФ.

Суд апелляционной инстанции исправил ошибки первой инстанции по спору о разделе совместно нажитой квартиры

Брянский областной суд

Володарским районным судом г. Брянска по гражданскому делу о разделе совместно нажитого имущества были определены доли в праве на квартиру, приобретенную в браке, по ½ доли за каждым супругом.

Выслуга в армии во льготном исчислении 35 лет, работа летчиком-испытателем с августа 2008 года по апрель 2020 года, на испытания приходится период с августа 2008 года по декабрь 2019 года. Имею ли я право на пенсию за выслугу лет за работу летчиком-испытателем?

Ответы на вопрос:

Вы увольняетесь с военной службы? Если да, то для возникновения права на пенсию за выслугу лет Вам необходима выслуга 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

1. Засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР (до 01.01.1992 года)

2. Периоды военной службы в должностях летного состава ВС СССР засчитываются в стаж работы, в размере не более 1/3 от всего необходимого льготного стажа

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

(ред. от 30.04.2021)

"О страховых пенсиях"

Статья 31. Досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава

1. Страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях ****.

2. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного составаи (или) периоды работы в гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее ДВУХ ТРЕТЬИХ указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665

При досрочном назначении страховой пенсии по старости применяется Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", с учетом положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава"

Постановление Совмина РСФСР от 05.07.1991 N 384

(ред. от 02.11.2009)

"О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава"

3. Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) летный состав, *****летчики (пилоты) - испытатели,***;

б) инженерно-технический состав, совершающий полеты ***;

в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, ***.

4. При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается:

один год работы в должностях, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения,- за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

один год работы в должностях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, при налете в год 120 и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года, менее 50 часов - за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах;

один год работы в должностях, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии выполнения установленной нормы налета часов.

Если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.

********

5. В выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается:

время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и ***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2009 г. N 883

В соответствии со статьями 7.1 и 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. При назначении в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения.

Обращайтесь в пенсионный фонд.

Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 утверждены Списки должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением.

Если соответствуете требованиям, установленным данным документом, также надо учитывать, что с 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральными законами от 17.12.2001 N 173-ФЗ и от 15.12.2001 N 166-ФЗ. С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Похожие вопросы

Проходим военную службу, где год считается за полтора года. Имея выслугу 20 льготных лет (15 лет реальных) будет ли назначена мне военная пенсия?

Достаточно ли льготной выслуги военнослужащему для получения военной пенсии или нужно 20 реальных лет?

Вопрос о включении в стаж в полиции в льготном исчислении время участия в боевых действиях 1 к 3. юристы пояснили что, согласно постановления 941 от 22 сентября 1993 вся военная служба по призыву засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. но как же быть с другими постановлениями правительства рф например. от 20 авгу­ста 1999 г. № 930-54. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года №135-9. ФЗ-130 от 3.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом. в них указывается что в выслугу лет (для начисления пенсии) идет 1 к 3. вопрос актуален и для меня. принимал участие в боевых с 28.09.1999 по 04.02.2000. поясните пожалуйста.

Выслуга в МВД 26 лет,14 лет служба во вредных условиях, вопрос льготная высоуга сколько процентов к пенсии добавит? Также как и календарная высоуга или подругому?

У меня выслуга 21 год в льготном исчислении, хочу уволиться из армии, контракт ещё на 3 года. Уволиться хочу открыв ИП.Буду ли я иметь право на пенсию?

Имею ли я право на льготное исчисление военной пенсии по Приказу МО РФ от 31 июля 1996 г. N 284 если я нес боевое дежурство в РВСН с 1988 по 1992 гг.

Проходил срочную службу в армии в особых условиях где стаж исчисляется 1 день за 3. Имею стаж службы 24 года как сотрудник МВД, как мне насчитают выслугу в армии? Будет ли мне засчитана выслуга 1 за 3 или по факту.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
      • Защита нематериальных благ
      • Защита имущественных прав
      • Брачно-семейное право
      • Трудовые и связанные с ними отношения
      • Жилищное право
      • Земельное право
      • Право страхования

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      24 июня 1999 г. № 6

      Изменения и дополнения:

      В целях устранения недостатков в работе судов при рассмотрении дел, связанных с применением пенсионного законодательства, и обеспечения его единообразного применения Пленум Верховного Суда

      1. Обратить внимание судов на то, что своевременное и правильное рассмотрение дел, связанных с применением пенсионного законодательства, способствует укреплению законности в деятельности органов по назначению и выплате пенсий, охране гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на социальное обеспечение.

      Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсии, может быть обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты. В случае несогласия с принятым решением лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, наниматель или другие заинтересованные лица вправе обратиться за разрешением спора в суд. В связи с этим судья при принятии жалобы на действия органа, осуществляющего назначение или перерасчет пенсии, обязан выяснить у заявителя, обращался ли он с жалобой в вышестоящий орган социальной защиты. Судья отказывает в принятии жалобы, если решение комиссии, которое заявитель считает неправомерным, не было обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты, а в случае принятия такой жалобы к производству суда – она оставляется без рассмотрения.

      4. Жалобы на решения комиссий по назначению пенсий рассматриваются судами в порядке, предусмотренном ГПК для рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений. Если решение комиссии основано на наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, спор рассматривается по существу судом при разрешении жалобы.

      При этом в силу п. 26 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается справками нанимателей, у которых хранятся первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; зона радиоактивного загрязнения; наименование населенных пунктов, в которых протекала работа; первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

      5. Разъяснить, что суд вправе рассмотреть заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение для назначения пенсии либо ее перерасчета, до обращения за назначением пенсии либо за ее перерасчетом в случаях, если его установление не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсий. К таким фактам, в частности, относятся: факт регистрации рождения, усыновления, брака, смерти; факт принадлежности правоустанавливающего документа; факт признания отцовства или факт отцовства.

      6. Решая вопрос об установлении факта, с которым связано право на пенсию, суды должны исходить из письменных и других доказательств, с достоверностью подтверждающих его наличие или отсутствие. При этом судам необходимо исследовать все имеющиеся в деле доказательства, с которыми связано право на пенсию.

      Свидетельские показания в каждом конкретном случае необходимо оценивать в совокупности с представленными документами. Если возникли противоречия в сведениях, содержащихся в документах и показаниях свидетелей, они должны быть устранены в ходе судебного разбирательства.

      Вместе с тем в случае утраты документов при обстоятельствах, перечисленных в пп. 16 и 17 упомянутого Положения (стихийное бедствие, катастрофа и другие чрезвычайные ситуации), при установлении названных периодов и характера работы допустимы и свидетельские показания.

      8. Разрешая жалобы, связанные с правом на трудовую пенсию, судам следует иметь в виду, что с 1 сентября 1998 г. право на трудовую пенсию по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца имеют лица, которые в период работы либо занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

      Для возникновения права на трудовую пенсию достаточно факта уплаты страховых взносов, а право на пенсию по возрасту при неполном стаже возникает по достижении мужчинами – 60-летнего возраста, женщинами – 55-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

      При отсутствии страхового стажа либо если он составляет менее 5 лет (в случае назначения пенсии по возрасту при неполном стаже), гражданин имеет право только на социальную пенсию.

      10. В случае удовлетворения жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии в мотивировочной части решения суда указывается, какие требования закона нарушены комиссией или иным органом по назначению пенсий, оценка доказательств, в соответствии с которыми суд установил факт, являющийся основанием для удовлетворения жалобы.

      Резолютивная часть решения должна содержать указание о возложении на комиссию или иной орган обязанности назначить пенсию. При этом суд не вправе указывать дату, с которой необходимо назначать пенсию, поскольку этот вопрос при принятии решения об отказе в назначении пенсии или ее перерасчете не решался.

      13. При установлении существенных недостатков в работе должностных лиц по оформлению документов для назначения пенсий, а также в работе органов, назначающих и выплачивающих пенсии, суды должны выносить частные определения для принятия необходимых мер по их устранению.

      14. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, областным, Минскому городскому судам усилить надзор за рассмотрением дел данной категории и принимать своевременные меры для исправления допускаемых судами ошибок.


      Верховный Суд
      Республики Беларусь

      Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

      220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

      • Выборы Президента
      • Обзоры судебной практики
      • Постановления Пленума Верховного Суда
        • по общим вопросам судебной деятельности
        • по гражданским делам
          • Защита нематериальных благ
          • Защита имущественных прав
          • Брачно-семейное право
          • Трудовые и связанные с ними отношения
          • Жилищное право
          • Земельное право
          • Право страхования

          Электронное судопроизводство по экономическим делам


          Банк данных судебных постановлений

          Образцы документов для обращения в суд

          Актуально

          О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

          24 июня 1999 г. № 6

          Изменения и дополнения:

          В целях устранения недостатков в работе судов при рассмотрении дел, связанных с применением пенсионного законодательства, и обеспечения его единообразного применения Пленум Верховного Суда

          1. Обратить внимание судов на то, что своевременное и правильное рассмотрение дел, связанных с применением пенсионного законодательства, способствует укреплению законности в деятельности органов по назначению и выплате пенсий, охране гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на социальное обеспечение.

          Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсии, может быть обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты. В случае несогласия с принятым решением лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, наниматель или другие заинтересованные лица вправе обратиться за разрешением спора в суд. В связи с этим судья при принятии жалобы на действия органа, осуществляющего назначение или перерасчет пенсии, обязан выяснить у заявителя, обращался ли он с жалобой в вышестоящий орган социальной защиты. Судья отказывает в принятии жалобы, если решение комиссии, которое заявитель считает неправомерным, не было обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты, а в случае принятия такой жалобы к производству суда – она оставляется без рассмотрения.

          4. Жалобы на решения комиссий по назначению пенсий рассматриваются судами в порядке, предусмотренном ГПК для рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений. Если решение комиссии основано на наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, спор рассматривается по существу судом при разрешении жалобы.

          При этом в силу п. 26 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается справками нанимателей, у которых хранятся первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; зона радиоактивного загрязнения; наименование населенных пунктов, в которых протекала работа; первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

          5. Разъяснить, что суд вправе рассмотреть заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение для назначения пенсии либо ее перерасчета, до обращения за назначением пенсии либо за ее перерасчетом в случаях, если его установление не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсий. К таким фактам, в частности, относятся: факт регистрации рождения, усыновления, брака, смерти; факт принадлежности правоустанавливающего документа; факт признания отцовства или факт отцовства.

          6. Решая вопрос об установлении факта, с которым связано право на пенсию, суды должны исходить из письменных и других доказательств, с достоверностью подтверждающих его наличие или отсутствие. При этом судам необходимо исследовать все имеющиеся в деле доказательства, с которыми связано право на пенсию.

          Свидетельские показания в каждом конкретном случае необходимо оценивать в совокупности с представленными документами. Если возникли противоречия в сведениях, содержащихся в документах и показаниях свидетелей, они должны быть устранены в ходе судебного разбирательства.

          Вместе с тем в случае утраты документов при обстоятельствах, перечисленных в пп. 16 и 17 упомянутого Положения (стихийное бедствие, катастрофа и другие чрезвычайные ситуации), при установлении названных периодов и характера работы допустимы и свидетельские показания.

          8. Разрешая жалобы, связанные с правом на трудовую пенсию, судам следует иметь в виду, что с 1 сентября 1998 г. право на трудовую пенсию по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца имеют лица, которые в период работы либо занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

          Для возникновения права на трудовую пенсию достаточно факта уплаты страховых взносов, а право на пенсию по возрасту при неполном стаже возникает по достижении мужчинами – 60-летнего возраста, женщинами – 55-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

          При отсутствии страхового стажа либо если он составляет менее 5 лет (в случае назначения пенсии по возрасту при неполном стаже), гражданин имеет право только на социальную пенсию.

          10. В случае удовлетворения жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии в мотивировочной части решения суда указывается, какие требования закона нарушены комиссией или иным органом по назначению пенсий, оценка доказательств, в соответствии с которыми суд установил факт, являющийся основанием для удовлетворения жалобы.

          Резолютивная часть решения должна содержать указание о возложении на комиссию или иной орган обязанности назначить пенсию. При этом суд не вправе указывать дату, с которой необходимо назначать пенсию, поскольку этот вопрос при принятии решения об отказе в назначении пенсии или ее перерасчете не решался.

          13. При установлении существенных недостатков в работе должностных лиц по оформлению документов для назначения пенсий, а также в работе органов, назначающих и выплачивающих пенсии, суды должны выносить частные определения для принятия необходимых мер по их устранению.

          14. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, областным, Минскому городскому судам усилить надзор за рассмотрением дел данной категории и принимать своевременные меры для исправления допускаемых судами ошибок.

          Читайте также: