Суда технического флота это

Обновлено: 06.05.2024

Основание торгового флота в царской России было заложено царем Петром I вместе с военным флотом. До выхода России на берега Балтийского моря большая часть торговли с европейскими странами осуществлялась через порт Архангельск на Белом море и преимущественно на торговых кораблях иностранных судовладельцев.

Однако, после утверждения России на берегах Балтийского моря и появления в устье реки Невы столичного града С.-Петербург, основной объем торговли стал осуществляться через его порт.

Торговое мореплавание развивалось в Российской империи весьма медленно и торговые корабли под российским флагом перевозили незначительное количество грузов внешней торговли страны. К 1768 г суда под российским флагом перевозили 1,8 % грузов внешней торговли Российской империи. К 1853 году их доля увеличилась до 14,2 %, однако затем понизилась и вплоть до 1912 г в среднем составляла 7,4%. В последний год перед Первой мировой войной она составила 8,5%.

В плоть до 1917 г в составе торгового флота число парусных судов превосходило число пароходов, однако их общий тоннаж был меньше, чем общий тоннаж паровых судов.

На графике видно, что число торговых пароходов увеличивалось не равномерно, бывали годы, когда их число убывало. На графике роста общего тоннажа последовательный рост более очевиден.

Таблица: Количество пароходов в торговом флоте Российской Империи.

Торговый флот Российской империи по сравнению с торговыми флотами морских держав был более чем скромным и в 1887 году он состоял из 212 пароходов, общей валовой вместимостью 153329 брутто регистровых тонн (б. р. т.) и занимал восьмое место по количеству пароходов и девятое место по их суммарной валовой вместимости. Для сравнения, у занимавшей первое место в мире, владычицы морей Британской империи, в составе торгового флота находились 5792 парохода, общей валовой вместимостью 6 595 871 б. р. т., у Германской империи, которая занимала второе место по числу пароходов и третье по тоннажу было 579 торговых пароходов, общей валовой вместимостью 654814 б. р. т.

Очевидно, что по сравнению с торговым флотом Британии, торговый плот Российской империи представлял жалкое зрелище, и от торгового флота Германии он отстал просто безнадежно.

Таблица: Количество пароходов в торговом флоте Российской Империи.

На кануне гибели монархии в 1917 году торговый флот Российской империи, без учета флота на Каспийском море, по числу пароходов занимал 8 место, а по их суммарной валовой вместимости 11 место. Он состоял из 753 пароходов общей валовой вместимостью 875146 б. р. т. По тоннажу он незначительно опережал торговые флоты Греции, Голландии и Испании. Для сравнения торговый флот Британской империи насчитывал 10030 пароходов общей валовой вместимостью 20 463881 б. р. т.; торговый флот США — 1904 парохода, общей валовой вместимостью 5116215 б. р. т.; Германии – 1708 пароходов, общей валовой вместимостью 3890542 б. р. т. Японии — 1151 пароход, общей валовой вместимостью 1847453 б. р. т.; флот Швеции — 1037 пароходов, общей валовой вместимостью 926650 б. р. т.; Италии – 694 парохода, общей валовой вместимостью 1685720 б. р. т.

В российском торговом флоте средний тоннаж парохода составлял 1162,21 б. р. т. Для сравнения, в британском – 2040,27 б. р. т.; США 2687,09 б. р. т.; итальянском – 2428,99 б. р. т.; японском — 1605,09 б. р. т.; греческом- 1986,27 б. р. т.; китайском – 1223,01 б. р. т.; австро-венгерском – 2314,55 б. р. т.; германском – 2277,84 б. р. т. необходимо отметить, что с двумя последними странами Российская империя находилась в состоянии войны с 1914 года.

Торговый флот Советского Союза от 1919 до 1941 года

На лесовозах II, III и IV серии установили паровые машины тройного расширения, мощностью около 950 и. л. с. На пароходах всех 4-х серий было установлено по два цилиндрических двухтопочных котла с пароперегревателями, работающими на угле. Рабочее давление пара в котлах 13 атмосфер, площадь нагрева 2 х 120 м².

Проектирование всех первых лесовозов выполнили ленинградские корабелы под руководством инженера-кораблестроителя Павла Густавовича Гойнкиса.

В период первых пятилеток промышленность Советского Союза развивалась высокими темпами и для удовлетворения потребности в морских перевозках грузов требовалось большое количество грузовых судов, которые отечественные судостроительные заводы не могли построить в короткие сроки, поэтому большое количество судов приобреталось заграницей, среди них были как подержанные пароходы, так и построенные по заказу Советского Союза.

Таблица: Количество судов в торговом флоте ССССР в довоенный период.

Большинство грузовых судов построенных для Советского Союза предназначались для перевозки леса, однако они могли перевозить и зерно и другие насыпные и генеральные грузы.

Таблица: Тоннаж торговых судов СССР в довоенный период.

Строительство большого числа новых торговых судов разных типов на отечественных судостроительных заводах, а также покупка большого числа торговых судов различных типов позволили Советскому Союзу за 15 лет построить сравнительно большой торговый флот, который в 1940 г насчитывал 699 пароходов, паротурбоходов и теплоходов, общей валовой вместимостью 1305959 б. р. т. Хотя общее число торговых судов было меньше, чем в 1917 году, их общая валовая вместимость была на 405 тысяч б. р. т. или на половину больше. Среди стран, имеющих морской торговый флот, по числу торговых судов и их общей валовой вместимости Советский Союз занимал 13 место, при этом, как по числу судов, так и по общей валовой вместимости, он значительно уступал первым 12 странам.

Это были трудные пятнадцать лет, в течение которых произошло становление молодого Советского торгового флота.

Торговый флот Советского Союза от 1948 до 1991 года

Это самый благодатный период в истории российского торгового флота, за все историческое время существования государства Российского.

Кроме судов полученных по ленд-лизу, Советский Союз получил довольно большое число торговых судов по репарации от разгромленной Германии и Финляндии.

Подготовка к послевоенному строительству гражданских судов началась еще в годы Великой Отечественной Войны. В январе 1944 г, по заданию Коммунистической Партии Советского Союза, Всесоюзное инженерно-техническое общество судостроения совместно с представителями основных заинтересованных наркоматов, провело совещание по типизации морских и речных транспортных судов. К постройке было предложено 18 стандартных морских транспортных судов, дедвейтом от 300 до 14200 тонн.

В 1948 г торговый флот Советского Союза насчитывал 952 судна, общей валовой вместимостью 2156987 б. р. т. По числу судов он занимал 9 место, а по их общей валовой вместимости 7 место среди стран, имеющих морской торговый флот.

Строительство судов велось планомерно с учетом потребности развивающейся советской промышленности в морских перевозках. Суда строились различных размеров и различного тоннажа с учетом специфики перевозимого ими груза. Для удешевления стоимости строительства, суда строились сериями, иногда очень большими сериями до 60 штук различных модификаций.

Суда строились как на отечественных судостроительных заводах, так и на заводах социалистических и капиталистических стран.

В 1967 г торговый флот Советского Союза насчитывал 2238 судна, общей валовой вместимостью 10617418 б. р. т. По числу судов и по их общей валовой вместимости флот поднялся на 6 место среди стран, имеющих морской торговый флот.

С середины 50-х годов и до 1991 г для нужд советского торгового флота были построены тысячи различных судов. В торговом флоте находились в эксплуатации суда всех типов и назначений, что позволяло осуществлять перевозки всех видов грузов на отечественных судах. Если в 1925 году доля внешнеторговых грузов СССР, перевезенных на торговых судах под Советским флагом составляла около 2,5%, то в 1990 г она составляла около 53%, при этом следует принимать во внимание, что руководство Советского Союза никогда не ставило целью перевозить своим флотом весь объем грузов, перевозимых морем, разумеется, за исключением каботажных, они на 100% перевозились на судах отечественного торгового флота.

Об этом периоде мы публикуем отдельные статьи, посвященные отдельным типам или сериям судов, потому что в одной статье их все даже упомянуть не представляется возможны, количество судов в 7377 единиц говорит само за себя. К великому сожалению, после развала великой страны, наступил длительный период гибели торгового флота Российской Федерации, который продолжается на протяжении 28 лет.

Торговый флот Российской Федерации от 1992 до 2019 года

Это самый трагический период за всю историю существования торгового флота в Российском государстве.

В 1992 г торговый флот Российской Федерации насчитывал 2622 судна, общей валовой вместимостью 16132427 б. р. т.

За 28 лет реформ, а вернее сказать раздербанивания и хищнического разворовывания народной собственности ворьем разных мастей, некогда могучий торговый флот Советской морской державы практически прекратил существование.

Не смотря на то, что цифры показывают наличие в торговом флоте страны более чем 1000 торговых судов, фактически морских грузовых судов среди них осталось чуть более 100 единиц. Остальные, это суда река-море плавания, рыболовные суда и суда технического флота – ледоколы, земснаряды и другие.

Таблица: Количество судов торгового флота Российской Федерации.

В настоящее время Россия полностью утратила транспортную безопасность и полностью зависит от иностранных перевозчиков, более того, торговый флот страны не в состоянии полностью обеспечить перевозку каботажных грузов, особенно тяжеловесных.

Таблица: Тоннаж грузовых судов торгового флота России.

Большая часть морских сухогрузных судов имеет возраст свыше 20 лет, выработало свой моторесурс и морально устарели, кроме того, после 2022 года их нельзя будет эксплуатировать так как они не соответствуют требованиям балластной конвенции, а модернизация большинства из них нецелесообразно из-за финансовых соображений.

таблица: Количество судов в торговом флоте России

Таким образом за последние 18 лет для торгового флота на отечественных верфях не было построено ни одного морского сухогрузного судна и о планах строительства нет никакой информации.

Главным результатом хищнического и воровского растаскивания народного достояния, которое создавалось на протяжении почти 70 лет трудом миллионов советских людей, стало то, что наша страна лишилась морского торгового флота и для всех здравомыслящих людей и специалистов водного транспорта стало очевидно, что в Российской Федерации, так же как до Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, развитие торгового флота возможно только при его финансировании и протекционизме правительства страны. Именно поэтому в последние годы строительство всех грузовых судов на отечественных верфях осуществляется по заказу Государственной Транспортной Лизинговой Компании, принадлежащей министерству транспорта РФ. Однако, это, как мы уже упомянули, только суда смешанного река-море плавания.

Таблица: тоннаж торговых судов в торговом флоте России.

На последнем графике наблюдается рост суммарного тоннажа торгового флота РФ и будем надеяться, что этот рост сохранится и на российских судостроительных заводах снова начнут строить грузовые суда и наша страна снова обретет транспортную независимость.

Класс Речного Регистра: "О"

Тип судна – несамоходный дизель-электрический рефулерный землесос со свайными устройствами и разрыхлителями.

Назначение судна – дноуглубительные работы с применением механического и гидравлического разрыхлителей.

Главные размерения
Длина габаритная 63,0 м
Длина расчетная 58,0 м
Ширина габаритная 9,5 м
Ширина расчетная 9,2 м
Высота борта 2,8 м
Водоизмещение 680,0 т
Осадка 1,43 м
Производительность 725 м3/час
Мест для экипажа 25 чел
Автономность 10сут.
Главные двигатели
Марка ГД 6SB350PN
Мощность 1 х 800 л. с.
Дизель генератор:
Дизель 6S160PN
Мощность 2×250л. с.
Генератор DBL-1122-4
Род тока постоянный
Напряжение 230 в
Мощность 150 кВт
Дизель 6S160PN
Мощность 1×250 л. с.
Генератор LA14A-8
Род тока переменный
Напряжение 230 в
Мощность 152 кВт
Вспомогательные двигатели
Дизель-генератор:
Дизель ДГР-100/750
Мощность 1×60кВт.
Генератор LA11A6092
Род тока переменный
Напряжение 230 в
Мощность 34,4 кВт
Дизель-генератор компрессор:
Дизель 2L110
Мощность 1×20 кВт
Генератор LA11A6092
Род тока переменный
Напряжение 230 в
Мощность 14 кВт
Компрессор К-36/35
Подача 24 /ч м3
Давление 40 кгс/см2.

1. Замена вспомогательного ДГА (мощность 60 кВт) на дизель-генератор мощностью 60 кВт (дизель ЯМЗ236М2, генератор марки БГ-60).

2. Замена вспомогательного ДГА (мощность 34 кВт) на дизель-генератор мощностью 30 кВт (дизель ЯМЗ236М2, генератор марки БГ-30).

3. Технический проект для перегона судна вне установленного класса Северным морским путём.

пр. 92-12


Класс Речного Регистра: "Р"

Тип судна – несамоходный дизель-электрический шаландовый многочерпаковый земснаряд без жилых помещений.

Назначение судна – дноуглубительные работына внутренних водоемах. Может использоваться на добыче НСМ с прямой погрузкой в шаланды. Предусмотрена возможность разработки сухого берега.

1. Замена вспомогательного ДГА на дизель-генератор мощностью 60 кВт (дизель ЯМЗ236М2, генератор марки БГ-60).

2. Технический проект для перегона судна вне установленного класса Северным морским путём.

Пр. Р-99


Класс Речного Регистра: "О"

Тип судна – полноповоротный грузоподъемный дизель-электрический несамоходный плавучий кран.

Назначение судна – производство погрузочно-разгрузочных работ.

Главные размерения
Длина габаритная 45,0 м
Длина расчетная 28,6 м
Ширина габаритная 12,3 м
Ширина расчетная 12,0 м
Высота борта 2,6 м
Водоизмещение с грузом 333,0 т
Осадка 1,1 м
Водоизмещение порожнем 307,0 т
Осадка 1,0 м
Грузоподъемность 5,0 т
Вылет стрелы максимальный 30 м
Вылет стрелы минимальный 9 м
Глубина опускания груза 13 м
Мест для экипажа 9
Автономность 20сут.
Главные двигатели
Марка ДГ ДГР224/750
Дизель 6Ч 23/30-1
Мощность 1 х 330л. с.
Генератор МСС375/280-750
Род тока переменный 3-х фазный
Напряжение 400 в
Мощность 224 кВт
Вспомогательные двигатели
Дизель-генератор: ДГА 50-9
Дизель 6Ч 12/14
Мощность 1×80л.с.
Генератор МСК 83-4
Род тока переменный 3-х фазный
Напряжение 400 в
Мощность 50 кВт

1. Замена вспомогательного дизель-генератора на ДГА60-2А-230 (400).

2. Установка УКВ радиостанции.

3. Установка системы спутникового мониторинга с установкой топливных расходомеров.

Пр. 81040


Класс Речного Регистра: "О"

Тип судна – кран плавучий

Назначение судна – производство перегрузочных работ

Главные размерения
Длина габаритная 45,1 м
Длина расчетная 28,6 м
Ширина габаритная 12,0 м
Ширина расчетная 10,8 м
Высота борта 2,6 м
Водоизмещение с грузом на крюке 349,7 т
Осадка средняя с грузом 1,14 м
Грузоподъёмность 5,0 т
Скорость подъёма груза 1,16 м/с
Высота подъёма груза от уровня воды 18,5 м
Глубина опускания груза от уровня воды 11,0 м
Мест для экипажа 9
Автономность 20сут.
Главные двигатели
Марка ДГ ДГР1А 224/750
Дизель 6Ч 23/30
Мощность 1 х 243 кВт
Генератор МСС375-755
Род тока переменный
Напряжение 400 В
Мощность 224 кВт
Вспомогательные двигатели
Марка ДГ ДГА 50М1-9
Дизель 6Ч 12/14
Мощность 1×58,8 кВт
Генератор МСК 83-4
Род тока переменный
Напряжение 400 в
Мощность 50 кВт

Выполненные проекты:

2. Замена вспомогательного ДГА.

3. Установка свайных заколов на транцевые переборки носовой и кормовой оконечностей.

Суда технического флота нужны для технического обслуживания разных судов, портового хозяйства и водных путей. К ним относятся: дноуглубительные снаряды, грунтоотвозные шаланды, суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых нефтепродуктов в море, плавучие краны, крановые суда, плавучие доки, плавучие мастерские. К этой группе судов относятся промышленно-хозяйственные суда, предназначенные для выполнения разных строительных, мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также для добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по освоению континентального шельфа и Мирового океана: плавучие буровые установки, буровые суда, трубоукладчики, цементировщики скважин, плавучие электростанции, суда-кабелепрокладчики, лесосплавные суда, суда обслуживания плавучих буровых установок и т.п.

Дноуглобительные снаряды нужны для отделения грунта от дна водоёма и подъёма грунта из воды. В зависимости от способа ортделения и подъёма грунта различают снаряды с механическим (грейферные, одночерпаковые и много черпаковые), гидравлическим (землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями) и комбинированным (землесосы с механическим разрыхлителем) устройством для отделения грунта.

Плавучий кран “Черноморец”. Груз-ть 100 т

Одной из разновидностей землесосов является эрлифт - дноуглобительный снаряд, на котором всасывание грунта происходит в результате подачи во всасывающую трубу сжатого воздуха, увлекающего воду с грунтом “пульпу”. Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные шаланды (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаландоразгружателей), применяют рефулерный способ (пульпа подаётся насосом от снаряда к месту свалки по грунтопроводным трубам на 200-300, иногда на 500-600 м, от снаряда) либо дноуглубительные снаряды, которые, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, сами отвозят его к месту свалки (самоотвозный способ).

Производительность многочерпаковых снарядов достигает 1000-1200 м3/ч, землесосных - 5000м3/ч, эрлифтов - 6000-7000 м3/ч. Глубина всасывания (черпания) - 12-23 м.

2. Форма корпуса судна.

2.1. Общие сведения об устройстве судового корпуса и основные сечения корпуса.

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости. Корпуса стояночных судов пли судов, скорость транспортировки которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной формы с резко выраженными гранями. Передняя, по направлению движения, оконечность корпуса называется носовой, и по принятым правилам судостроительного черчения на чертежах всегда изображается справа; противоположная оконечность, называемая кормовой, изображается на чертежах слева. Корма судна имеет более сложную конфигурацию, чем носовая оконечность, так как в кормовой оконечности размещаются различные устройства, обеспечивающие маневренность судна (гребные винты, рули и т. п.), которым необходимо обеспечить наилучшие условия работы. Для того, чтобы судно, идущее по сильно взволнованной водной поверхности, не зарывалось оконечностями в волну, борта корпуса в носовой оконечности по высоте расширяют (разваливают). Формы обводов современных судовых корпусов созданы в результате долголетней отработки. Появление опытовых бассейнов позволило обеспечить выбор оптимальной формы корпуса судна на научной основе при использовании метода моделирования. Форма корпуса всех движущихся судов в поперечном сечении делается симметричной для того, чтобы оказываемые его движению сопротивления на каждую сторону корпуса взаимно уравновешивались и действия руля на каждый борт были бы одинаковы. Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и днищем. Общее представление о геометрической характеристике формы корпуса судна дает метод сечения корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями: вертикальной плоскостью симметрии, проходящей вдоль корпуса посередине его ширины; горизонтальной плоскостью, проходящей вдоль корпуса и делящей его на две несимметричные части: на надводную и подводную, и вертикальной плоскостью, перпендикулярной первым двум и проходящей посередине расчетной длины судна (рис. 1). Вертикальная плоскость, проходящая вдоль корпуса судна и делящая его теоретическую поверхность на две симметричные части, называется диаметральной плоскостью (ДП). Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса. Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей. Поскольку корпус судна имеет очень сложную форму, то при его изготовлении, а также при монтаже на нем всех деталей насыщения судна (механизмы, аппараты, оборудование и прочее), установочные размеры этих деталей можно определять по высоте и ширине судна только от этих двух плоскостей. Линия, образующаяся при пересечении верхней палубы с диаметральной плоскостью, называется палубной линией. Палубная линия морских судов имеет изогнутую форму с подъемом от середины длины судна к оконечностям. Такой продольный изгиб палубной линии называется седловатостью палубы. Палубная линия речных судов, к мореходным качествам которых не предъявляют повышенных требований, делается прямой, без седловатости.


Рис. 1. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями. I-диаметральна я плоскость; II-плоскост ь мидель-шпангоута; III — плоскость конструктивной ватерлинии. 1-верхня я палуба; 2 - борт; 3- днище; 4 - форштевень; 5 - килевая линия 6ахтерштевень; 7-палубна я линия; 8 - бортовая линия; 9 -нос ; 10— корма; h— стрелка погиби.

Бортовая линия палубы — линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом. Килевая линия (КЛ) — линия пересечения днищевой части теоретической поверхности корпуса с диаметральной плоскостью. Килевая линия имеет разнообразные формы в зависимости от назначения и типа судна (рис. 2). Килевая линия большинства современных судов горизонтальна. Наклонная килевая линия встречается у судов с так называемым конструктивным дифферентом, который делается для заглубления винта и руля и для их защиты при малой осадке судна. Килевая линия с уступом — реданомвстречается у быстроходных легких судов (катеров). В этом случае на ходу судна носовая часть корпуса выходит из воды, а кормовая часть скользит (глиссирует) на водной поверхности. Килевая линия судов специальных типов (подводные лодки, яхты и т. п.) часто бывает криволинейной, что объясняется специфическими особенностями их эксплуатации.


Рис. 2. Палубная и килевая линии различных судов: а — морских; б — речных; в — с конструктивным дифферентом; г — с реданом (с уступом); д — криволинейная (специальные суда — яхты и т. п.).

Кромки, образующиеся при пересечении бортовых поверхностей корпуса с диаметральной плоскостью в носовой и кормовой оконечностях, по которым сопрягаются поверхности правого и левого борта, называются штевнями. Носовой штевень, расположенный по ходу судна впереди, называется форштевнем, кормовой штевень — ахтерштевнем. Форма обводов штевней вырабатывалась на практике обычно в соответствии с назначением судна. Характерные формы форштевней показаны на рис. 3: а) наклонный форштевень, характеризующийся прямой наклонной линией, в подводной части плавно или под углом переходит в килевую линию. Такой форштевень придает судну как бы устремленность вперед, но делается он таким не только ради эстетического впечатления, а также исходя из практических соображений: наклонный форштевень в сочетании с развалом бортов в носовой оконечности увеличивает полезную площадь верхней палубы и улучшает всхожесть судна на волну;


Рис. 3. Характерные формы судовых форштевней: а — наклонный; б—клиперский; в — бульбообразный; г — ледокольный; д — прямой.

б) клиперский форштевень характеризуется плавной образующей линией, направленной верхним концом вперед. в) бульбообразный форштевень имеет над водой наклонную прямую или вогнутую линию, его подводная часть имеет каплеобразную форму и опущена несколько ниже килевой линии. г) ледокольный форштевень в надводной части характеризуется наклонной прямой, которая, не доходя немного до уровня воды, приобретает плавный наклон до 30° (выработанный на практике), наклон продолжается в подводной части до плавного перехода в килевую линию. д) прямой форштевень имеет вертикальную линию образования в подводной части, плавно переходящую в килевую линию. Кормовые оконечности судов, несмотря на их разнообразие, разделяются в основном на три типа (рис. 4). Рассмотрим их: а) обыкновенная корма имеет свес верхней части корпуса высоко над водой, который называется подзором . Такая корма в большинстве случаев встречается у грузовых одновинтовых судов, имеющих небольшую скорость хода; б) крейсерская корма с подзором (со свесом), утопленным в воду, и плавными обводами. Такая форма кормы увеличивает площадь палубы и уменьшает вихреобразование за корпусом и предусматривается на быстроходных судах или на судах с несколькими гребными винтами;


Рис. 4. Форма судовых кормовых оконечностей: а — обыкновенная с подзором; б — крейсерская; в— транцевая.

в) транцевая корма имеет над водой усеченный вид, образованный вертикальной или наклонной в корму поперечной плоскостью, носящей название транца. Такая корма бывает на тех судах, где с кормы выполняются специальные операции; она необходима, например, при работе с сетями на промысловых судах, при постановке мин или тралов военными кораблями и т. п. Вторым сечением, характеризующим форму корпуса судна, является горизонтальное сечение или, как говорят, сечение по конструктивной ватерлинии. Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью. Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния, соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судов или нормальному водоизмещению (с половинным запасом топлива). Конструктивная ватерлиния у транспортных судов является одновременно и грузовой ватерлинией (ГВЛ), соответствующей проектной осадке судна. Характерные формы конструктивных ватерлиний современных судов показаны на рис. 5: а) грузовое судно имеет ватерлинию, заостренную в оконечностях и так называемую цилиндрическую вставкув средней части, на протяжении которой обводы ватерлинии параллельны ДП. Цилиндрическая вставка увеличивает вместимость корпуса судна, упрощает технологию и удешевляет его постройку. Однако с увеличением скорости хода таких судов значительно возрастает сопротивление воды их движению, что вызывает затраты дополнительных мощностей. Суда со средней скоростью (14—16 узл) имеют цилиндрическую вставку, равную 10—40% длины корпуса; б) быстроходное судно, скорость которого является важным эксплуатационным качеством, имеет ватерлинию хорошо обтекаемой формы с очень незначительной цилиндрической вставкой или же вообще без нее;


Рис. 5. Ватерлинии судов различных типов: а — грузового; б — быстроходного; в — с транцевой кормой; г — тихоходного.

в) ватерлиния быстроходных судов с транцевой кормой получается усеченной, транец выполняет роль редана, способствующего отрыву струи воды от днища при скольжении судна по поверхности воды — глиссировании. Эти суда также не имеют цилиндрической вставки; г) тихоходные и несамоходные речные суда с большим внутренним объемом корпуса имеют ватерлинию полного образования с цилиндрической вставкой на 70—90% длины судна. Третьим сечением, дающим представление о форме корпуса, является сечение вертикальной плоскостью, проходящей посередине длины судна перпендикулярно диаметральной плоскости и плоскости конструктивной ватерлинии, называемое обводом мидель-шпангоута. В поперечном сечении корпуса судов могут иметь вертикальные борта, развал или завал в верхней части борта. Палуба в поперечном сечении корпуса делается выпуклой, с кривизной по параболе, со стрелкой погиби равной 0,02 (1:50) от ширины па-лубы на миделе. Выпуклость палубы в поперечном направлении корпуса судна называется погибью палубы. Погибь палубы делается для стока воды, заливающей палубу, и придает ей большую продольную устойчивость. Плавный переход линии днища в линию борта выполняется по дуге окружности или по лекальной кривой и называется скуловым закруглением или скулою. Характерные формы миделевых обводов судов разных типов показаны на рис. 6, наиболее характерны: а) морские транспортные суда — с вертикальным бортом и с подъемом днища;


Рис. 6. Обводы миделевых сечений судов различных типов: а — транспортного; б — быстроходного; в —ледокола; г — быстроходного катера; д — судна внутреннего плавания; е — речного.

б) морские быстроходные суда —с хорошо обтекаемыми обводами, большим углом подъема днища и большим скуловым закруглением; в) ледокольные суда со скругленными бортами и развалом в подводной части и завалом в надводной части.

г) быстроходные суда малого водоизмещения (катера), в большинстве случаев имеющие прямые с развалом борта, переходящие под углом в днище с большим подъемом слегка изогнутой формы; д) быстроходные суда внутреннего плавания —с плоскодонным днищем, с циркульной скулой, переходящей в борта с развалом.

е) речные плоскодонные суда —с горизонтальным днищем, с вертикальными бортами и с малым радиусом закругления скулы.

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

Все суда подразделяются на суда неограниченного района плавания и суда с ограниченным районом плавания.

Судам, на имеющим ограничения по условиям плавания, присваивается район плавания 0 категории сложности.

К судам с ограниченным районом плавания относятся:

- Класс I – плавание в морских районах на волнение с высотой волны до – 8.5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не 400 миль;

- Класс II – плавание на волнении с высотой волны до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль, и с допустимым расстоянием между местами убежищами не более 200 миль;

- Класс IIСП – смешанное (река – море) плавание на волнении с высотой волны до 6,0 м, с удалением от места убежища:

-в открытых морях не более 50 миль, с расстоянием между убежищами не более 100 миль;

-в закрытых морях не более 100 миль, с расстоянием между убежищами не более 200 миль.

-Класс III СП – смешанное (река – море) плавание на волнении с высотой волны до 3,5м с максимальным удалением от места убежища не более 50 миль;

- Класс III – прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

Классификация судов по типу двигателя.

По типу главного двигателя суда подразделяют на:

- теплоходы (главный двигатель – двигатель внутреннего сгорания (дизель));

- пароходы (главный двигатель – паровая поршневая машина);

- паросиловые суда (главный двигатель – паровая турбина);

- газо – турбинные суда (главный двигатель – газовая турбина);

- дизель – электроходы в роли главного двигателя применяют генератор электрического тока, и дизель;

- атомоходы (главный двигатель – атомный реактор);

- гребные суда (главный двигатель – мускульная сила человека).

Классификация судов по типу движителя.

По типу движителя суда разделяются на:

- суда с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);

- суда с крыльчатым движителем – эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но имеют малый КПД, поэтому используются главным образом в качестве вспомогательного подруливающего движителя;

- суда с воздушным винтом – это суда на воздушной подушке, глиссеры, экранопланы;

- суда с водометным движителем – это суда, использующие в качестве движителя высокопроизводительный насос выбрасывающий струю воды, реакция которой движет судно, это малые суда используются на мелководье;

- парусные суда – это суда в качестве движителя используют парус, который преобразует силу ветра в движение судна;

- гребные суда – это суда использующие для движения весло.

Классификация судов по количеству валов.

По количеству гребных валов винтовые суда подразделяют на:

- одновальные – большинство грузовых и промысловых судов;

- двухвальные – военные корабли, пассажирские и специальные суда;

- трехвальные – скоростные военные корабли (МРК, Рка, МПК);

- четырехвальные – океанские пассажирские лайнеры, большие военные корабли, атомные ледоколы.

Ложкообразный нос малого судна.


В последние годы чаще встречаются суда с бульбообразной формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос. Также в бульбе носа устанавливают гидроакустическую аппаратуру промысловых, транспортных судов и военных кораблей.

Кормовое расположение МО.


Мореходные качества судна.

Мореходные качества – определяют условия равновесия или движения судна при действии на него различных сил во время эксплуатации судна. к этим качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, мореходность.

Плавучесть – способность судна держаться на плаву. Имея заданную посадку и неся на себе определенное количество грузов.

Остойчивость – способность судна, выведенного наклонением из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после прекращения действий внешних сил вызвавших это наклонения.

Непотопляемость – способность судна при заполнении одного или нескольких отсеков сохранять плавучесть и остойчивость.

Ходкость – способность судна развивать и сохранять заданную скорость хода при минимальных энергозатратах.

Управляемость – способность судна сохранять или изменять направление движения в соответствии с действиями рулевого.

Мореходность – способность судна противодействовать действию морского волнения и ветра, сохраняя при этом плавность и умеренность размахов качки.

Показателями этих качеств является:

- количество воды, вытесненное корпусом судна;

- параметры посадки, определяющие положение судна относительно свободной поверхности;

- минимальный опрокидывающий момент;

- количество отсеков, заполнение которых не приведет к гибели судна;

- коэффициент полезного действия движителя;

- диаметр циркуляции, амплитуда и период качки в условиях ветрового волнения.

Классификация судов, и их мореходные и эксплуатационные качества.

1. Классификация судов по назначению.Все суда подразделяются на:

- транспортные;

- промысловые;

- служебно – вспомогательные;

- суда технического флота.

Грузовые суда разделяют на два класса;

- сухогрузные;

- наливные.

Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (ящиках, бочках, мешках и т. п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т. п.).


Универсальные суда не предназначены для перевозки какого-либо определенного груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна.

По этой причине строят и широко применяются в мировом судоходстве грузовые и специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.

Подразделяются данные суда на следующие основные типы:

- балкеры;

- контейнеровозы;

- ролкеры;

- лихтеровозы;

- рефрижераторные;

- пассажирские;

- танкеры.

Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.

Рефрижераторные суда (Reefers) – это суда с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах. Грузовые трюмы имеют теплоизоляцию, специальное оборудование и люки небольшого размера, а для обеспечения температурного режима служат холодильная установка рефрижераторного машинного отделения судна.


Балкеры (Bulkers) – это суда которые приспособлены для перевозки насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.


Контейнеровозы (Container Ships) – это скоростные суда, предназначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружаются контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.



Лихтеровозы (Lighter Ships) – это суда, где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно производится с воды, а выгрузка на воду.


Пассажирские суда(Passenger Ships) – это суда, предназначенные для перевозки пассажиров, в специально предназначенных помещениях – пассажирских каютах, а также багаж, почту, и незначительные сопутствующие грузы в специальных грузовых отсеках.

Они подразделяются на:





Отличительной особенностью является их высокая комфортабельность и скорость хода, а также повышенные нормы обеспечения безопасности пассажиров и всего судна в целом.

Промысловые (рыболовные) суда (Fishing Vessel) – это добывающие суда, используемые для лова и первичной переработки рыбы и других морепродуктов. К промысловым судам относятся:

- сейнеры (Се́йнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) — рыбопромысловое судно для лова рыбы снюрреводом или кошельковым неводом, который также может называться сейной (англ. seine));


- траулеры (Траулер англ. trawler, от trawl — трал — промысловое судно, предназначенное для лова тралом рыбы и нерыбных объектов и их первичной обработки, траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения продукции в трюмах);


- ярусники.


И другие суда, разлезающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.

Лесовоз(Timber Carrying vessel) – судно, предназначенное для перевозки лесных грузов, в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пактах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана – деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам и поперечными найтовыми.


Парусное судно (Sailing vessel) – это судно, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различаются по числу мачт и типу парусного вооружения.



Служебно – вспомогательные суда – это суда для материально – технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся:



- буксиры;



- спасательные суда;


- водолазные;


- лоцманские.


Танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся по верхней палубе и в грузовых танках. В завасимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:

- танкеры – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов;


- танкеры газовозы (Liquefied Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки природных и других сниженных газов под давлением и (или) при пониженной температуре, в специально предназначенных грузовых емкостях различных типов. Некоторые типы судов имеют рефрижераторное отделение;


- танкеры химовозы (Chemical Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов. Грузовая система и танки изготавливаются из специальной нержавеющей стали, либо покрываются специальными кислотостойкими материалами.




Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: