Суда специального назначения это
Обновлено: 17.05.2024
Для морского флота характерно большое разнообразие судов, которые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.
Чтобы лучше разобраться в большом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а также по некоторым другим особенностям и признакам.
По назначению, т.е. по роду выполняемой службы, суда можно разделить на следующие классы и группы.
Транспортные суда.
- Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
- Специализированные суда для перевозки одного определенного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
- Многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами, например крановым и доковым;
- Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том числе опасных, рефрижераторных, контейнеров;
- Суда двойной специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.
Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоходные грузовые суда.
- Танкеры;
- Газовозы;
- Химовозы;
- Виновозы.
Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.
Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.
Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.
Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.
По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:
- Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
- I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
- Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
- Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых до 100 миль;
- Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
По материалу корпуса суда классифицируются на стальные, железобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых сплавов.
По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:
- Пароходы с паровой машиной;
- Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
- Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
- Электроходы с главными электродвигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
- Атомоходы с атомной СЭУ.
По роду движителя, суда делятся на гребные, парусные, колесные, винтовые, с крыльчатым движителем, с водометным движителем.
Рис. 1 Архитектурные типы судов
По глубине погружения суда бывают:
- Водоизмещающие (обычного типа);
- Глиссирующие;
- На подводных крыльях (СПК);
- На воздушной подушке (СВП);
- Экранопланы.
Архитектурные типы судов различают в зависимости от количества и расположения надстроек:
- Гладкопалубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
- Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
- Двухостровное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
- Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с баком;
- Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.
Конструктивные типы судов определяются прочностью корпуса, в зависимости от чего различают: полнонаборные суда, или суда с минимальным надводным бортом, имеющие наименьший допустимый надводный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда имеют осадку меньше предельной, а надводный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэтому размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В результате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.
Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда
Классификация судов по Российскому речному регистру
Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:
- Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
- Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
- Ответственность за сохранность всех грузов;
- Экологические основы безопасности на всех объектах.
Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:
Характеристика | Класс речного судна | ||||
М-СП (лед) | М (лед) | О (лед) | Р (лед) | Л (лед) | |
Высота волны | 3,5 м | 3,0 м | 2,0 м | 1,2 м | 0,6 м |
Сплоченность льда | 6 баллов | 6 баллов | 5 баллов | 4 балла | 3 балла |
Толщина льда | 0,4 м | 0,3 м | 0,2 м | 0,1 м | 0,05 м |
Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:
- на воздушных подушках (скеговых);
- на воздушных подушках (амфибиях);
- на крыльях подводного типа;
- глиссирующие (пассажирского назначения).
Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:
- водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
- на каверной воздушке.
Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:
- самоходные речного типа;
- несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
- стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).
Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания
Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:
- внутреннее плавание;
- смешанное плавание;
- морское плавание.
Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей
выделяет всего 2 группы:
- речные теплоходы;
- речные дизель-электроходы.
Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя
- на воздушной подушке;
- винтовые;
- колесные;
- водометные;
- с крыльчатыми движителями.
Классификация судов по материалу изготовления корпуса
- металлические;
- стеклопластиковые;
- деревянные;
- железобетонные.
Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак
1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:
- Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
- Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
- Буксирные (толкачи-буксиры).
Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:
- Теплоход двухъярусный
- Теплоход однопалубный
Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.
2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.
- Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
- Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
- Земснаряды;
Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.
- Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
- Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).
Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.
Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!
Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах
17.05.2015 09:40
дата обновления страницы
Классификация судов
Для морского флота характерно большое разнообразие судов, которые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.
Чтобы лучше разобраться в большом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т. п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а также по некоторым другим особенностям и признакам.
По назначению, т. е. по роду выполняемой службы, суда можно разделить на следующие классы и группы.
Сухогрузные: общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке; специализированные суда для перевозки одного определенного груза или двух и более видов грузов одной категории - лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы; многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами, например крановым и доковым; универсальные для перевозки любых различных грузов, в том числе опасных, рефрижераторных, контейнеров; суда двойной специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий - нефтерудовозы, хлопколесовозы. Паромы -для перевозки транспортных средств я пассажиров, лихтеры - несамоходные грузовые суда. Наливные - танкеры, газовозы, химовозы, виновозы.
К ним относятся буксиры, ледоколы лоцманские и разъездные катера.
Это дно углубительные снаряды, землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.
Суда специального назначения.
К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщики льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.
Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнеры тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т. п.
По району плавания морские суд Регистр СССР делит на группы суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания -свободное плавание в закрыты морях или в открытых с удаление от порта-убежища до 200 миль
суда ограниченного плавания II -плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
суда ограниченного плавания II СП - плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых до 100 миль;
Рис. 1. Архитектурные типы судов: а - гладкопалубное; б - трехостровное; в - двухостровное; г - с удлиненным баком; д -с удлиненным ютом
суда ограниченного плавания III- прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
По материалу корпуса суда классифицируются на стальные, железобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых сплавов.
По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:
пароходы с паровой машиной; турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах) ;
теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
электроходы с главными электродвигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем,- дизель-электроходы или турбиной - турбоэлектроходы; атомоходы с атомной СЭУ. По роду движителя, суда делятся на гребные, парусные, колесные, винтовые, с крыльчатым движителем, с водометным движителем.
По глубине погружения суда бывают: водоизмещающие (обычного типа), глиссирующие, на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), экранопланы.
Архитектурные типы судов различают в зависимости от количества и расположения надстроек: гладкопалубное судно (рис. 1, а) - на верхней палубе имеет только рубку; трехостровное судно (рис. 1, б) -носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки; двухостровное судно (рис. 1, в) - не имеет средней надстройки; судно с удлиненным баком (рис. г) - средняя надстройка сливается с баком; судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) -средняя надстройка сливается с ютом.
Конструктивные типы судов определяются прочностью корпуса, в зависимости от чего различают: полнонаборные суда, или суда с минимальным надводным бортом, имеющие наименьший допустимый надводный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; неполнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для- перевозки легких грузов и пассажиров. При Полной загрузке такие суда имеют осадку меньше предельной, а надводный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэтому размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В результате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.
Средства для чистки катеров
Чистка ультразвуком
Чистка ультразвуком
Чистка инжектора, форсунок
Очистка инжектора, форсунок
Тестирование форсунок
Промывка форсунок
Очистители деталей, УЗО
Очистка меди и бронзы
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.
В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что, будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).
Цели: Выяснить какие существуют проблемы и перспективы речного транспорта.
- Определить какое значение играет речной транспорт для хозяйства стран мира;
- Узнать какие реки самые важные в роли экономике речного транспорта.
- Выявить виды речного транспорта.
Глава 1.История развития
История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне. В 16 веке начали строить шлюзы, которые сильно улучшили качество прохождения судов по воде. В начале 19 века были созданы первые суда с паровыми двигателями, что позволило уменьшить стоимость перевозки грузов.
В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.
В процессе своего развития суда РТ по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры. Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда - танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда - нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В РТ особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы, по типам движителей - на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки и другие мелкие суда, парусные и гребные. В США и ряде других стран с целью транспортировки
грузов получили распространение связки из нескольких барж толкаемых буксиром - тягачом.
Глава 2.
Виды речного транспорта
Всего подразделяются три основных вида речного транспорта:
Грузовые перевозки
Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки -стройматериалы (например, песок, уголь, кокс, зерно) и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.
Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.
Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).
Пассажирские перевозки
Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.
Суда специального назначения
К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.
Важнейшие реки мира
Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:
-В Европе — Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.
-В Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.
-В Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.
-В Латинской Америке — Амазонка и Парана.
- В Африке — Конго, Нигер, Нил.
- В Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.
Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.
В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что, будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).
Цели: Выяснить какие существуют проблемы и перспективы речного транспорта.
- Определить какое значение играет речной транспорт для хозяйства стран мира;
- Узнать какие реки самые важные в роли экономике речного транспорта.
- Выявить виды речного транспорта.
Глава 1.История развития
История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне. В 16 веке начали строить шлюзы, которые сильно улучшили качество прохождения судов по воде. В начале 19 века были созданы первые суда с паровыми двигателями, что позволило уменьшить стоимость перевозки грузов.
В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.
В процессе своего развития суда РТ по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры. Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда - танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда - нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В РТ особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы, по типам движителей - на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки и другие мелкие суда, парусные и гребные. В США и ряде других стран с целью транспортировки
грузов получили распространение связки из нескольких барж толкаемых буксиром - тягачом.
Глава 2.
Виды речного транспорта
Всего подразделяются три основных вида речного транспорта:
Грузовые перевозки
Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки -стройматериалы (например, песок, уголь, кокс, зерно) и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.
Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.
Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).
Пассажирские перевозки
Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.
Суда специального назначения
К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.
Важнейшие реки мира
Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:
-В Европе — Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.
-В Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.
-В Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.
-В Латинской Америке — Амазонка и Парана.
- В Африке — Конго, Нигер, Нил.
- В Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.
Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).
Читайте также: