Суд независимый от влияния от каких либо государственных и общественных структур это

Обновлено: 15.05.2024

Исторический опыт развития гражданского общества в России, как впрочем, и во всем мире, представляет нам непреложную истину, лежащую в основе развития всех общественных отношений.

Этой истиной выступает тот факт, что над миром людей всегда и безусловно, господствовали и продолжают господствовать силы, в руках которых сосредоточены не только значительные материальные средства, но и средства идеологического воздействия, способные повлиять на сознание и поведение человека в общественной среде, сформировать его мировоззрение в заданном направлении, идейные убеждения, ценностные ориентиры и целевые установки.

Отношение человека к человеку, к окружающему миру, к обществу, праву и государству, как и выбор для себя главных ценностных ориентиров, всегда зависело и будет зависеть, от убеждений, сформированных в сознании человека под влиянием определенных идеологических установок, допускаемых или навязываемых народонаселению государства Высшими органами государственной власти.

Любая идеология представляет собою, прежде всего, систему насаждаемых человеку или обществу нравственных установок и правовых принципов, согласно которым каждым человеком индивидуально оценивается окружающая действительность, под влиянием которых формируются его правовые взгляды, правовое сознание и правовая культура, оказывающие непреложное влияние на всю систему общественных отношений и дальнейшее развитие государственности. Посредством идеологий не только обосновывается и оценивается окружающая человека социальная действительность, но и направляется его социальная деятельность, формируется мировоззрение, определяются параметры общечеловеческих ценностей. Любое человеческое общество, независимо от его желания, для своего нормального функционирования вынуждено вырабатывать некие правила поведения, обязательные всех членов этого общества. Эти правила поведения становятся правоустановлениями государства, которые трудно, а иногда и невозможно привить человеку без идеологического воздействия на его мировоззрение и правосознание. Исходя из целевой установки, любая идеология представляется как система духовных, нравственных, политических, экономических, материальных и культурных ценностей, которые человек либо добровольно принимает и руководствуется ими, либо не принимает, основываясь на определенном жизненном опыте, разумном и интуитивном выборе.

Правовая идеология является средством формирования в обществе правового мировоззрения, правового убеждения правосознания и правовой культуры. Целью распространения правовой идеологии является склонение общественного сознания к убеждению в полезности правоустановлений государства и формирование правопослушности населения и представителей властных структур, воспитание молодого поколения.

Государственная идеология включает в себя совокупность элементов правовой идеологии и вырабатываемых государством духовно-нравственных установок, распространяемых через средства массовой информации для формирования в России общественно полезных ценностных ориентиров, способствующих прогрессивному совершенствованию общественных отношений и цивилизованному развитию государства. Цель государственной идеологии – воспитание нравственного, сознательного человека и, соответственно, укрепления и развития государственности. Ценностные ориентиры, полученные в результате влияния государственной идеологии, позволяют объективно оценивать окружающую действительность, вырабатывать правовые и нравственные принципы в сознании каждого человека, определять отношение населения к государственной власти и правовой системе общества.

Отсутствие у государства единой, научно обоснованной воспитательной идеологии, либо наличие нескольких, противоречащих в выборе ценностных ориентиров, идеологий, допускаемых статьей 13 Конституции РФ, способствует деформации нравственно-правовых взглядов и возникновению общественных противоречий, в конечном счете, ведет к разрушению общественных связей, являющихся основным элементом государственности. Как представляется, с принятием Основного Закона государства, в частности статьи 13 Конституции Российской Федерации, воспитательная идеология в России полностью утратила свое существование, уступив место идеологиям, развращающим не только правосознание народонаселения, но и представителей всех структур государственной власти.

Деидеологизация общества способствует разрушению нравственного сознания населения и в первую очередь, не имеющей защитного правового иммунитета молодежи, порождая правовой нигилизм, рост общей, и организованной преступности, расширение сфер коррупции, существенно затрудняя управление общественными процессами, ослабляя национальную безопасность России.

Состояние общественных отношений в любом государстве зависит, прежде всего, от духовно-нравственного мировоззрения населения, главное влияние на которое оказывает фактор информационного идеологического воздействия. Так, если информация, получаемая отдельным человеком или общественными группами, имеет в своей основе воспитательное воздействие, как например, проповедь священнослужителя, в процессе церковного Богослужения, направленная на разъяснение отдельных Евангельских положений, наставление прихожан на дела добра, любви, мира, милосердия, то в сознании прихожан формируется установка к самосовершенствованию, образцом которого является Христос-Спаситель. Происходит как бы энергетическая подпитка людей положительной энергией.

У людей, получающих такую энергетическую подпитку, вырабатывается иммунитет к порочным страстям и материальным соблазнам, но главной ценностью для общества здесь является то, что у людей вырабатываются истинные нравственные ценностные ориентиры: милосердие и терпимость к окружающим, богобоязнь и правопослушность, чего не может дать не одна иная идеология. В этом отношении, уровень правонарушений среди верующей части населения государства несоизмеримо ниже, чем среди основной его части.

В противовес духовной гармонии, которую пристрастно формирует Православная Церковь Христова, современные средства массовой информации, ставят во главу угла лишь собственное материальное благополучие. При помощи рекламных роликов, не задумываясь о вредных последствиях для общества и государства, СМИ навязывают населению России порочные страсти и привязанности к объектам материального мира. Реклама красивых дорогих автомобилей, шикарных квартир, предметов роскоши, недоступных для большинства населения, либо реклама продукции пивоварения, разрушающей здоровье, психику и нравственное сознание человека, стала важным источником получения прибыли для многих средств массовой информации. Такая идеологическая информация, допускаемая Конституцией РФ, разрушает не только внутреннюю гармонию отдельного человека, но и гармонию всего общества, порождая в нем низменные чувства и соблазны, разрушая национальное самосознание населения. Абсолютно достоверно подтверждено ходом исторического развития всего человеческого общества, что всякие навязываемые человеку материальные соблазны порождают эгоизм, разжигают зависть, ненависть, распри, ложь, вражду, склонности к преступлениям, даже если информационный произвол СМИ не ставит перед собою таких целей.

Достоверно известно, что людей неверующих в России значительно больше, чем тех, кто верит, а значит информационный произвол, в первую очередь, ориентирован на разложение широких общественных масс. Воцерковленная же часть людей обладает более устойчивым иммунитетом к разлагающей информации, а многие попросту отказываются от получения подобной информации через средства теле- и радиовещания.

В наше время этот эксперимент проводится по-другому. Сажают в ряд десять специально подученных людей и одного испытуемого в конце ряда. Показывают первому белый круг и спрашивают, “какого он цвета. Провокатор уверенно отвечает, что круг черный. Показывают следующему, и тот тоже утверждает, что круг черный. И так один за другим, пока не подносят круг к испытуемому. И несчастный подопытный ошарашено лопочет: “Черный”.

По сути, органы формирования общественного сознания - СМИ, прививающие населению материальные стереотипы мышления, делают из людей зомбированные личности, лишенные чувств человеческого достоинства, чувств сострадания к окружающим, заботящихся, как тараканы, лишь о своей утробе…

Одновременно с принятием Россией курса на демократизацию всех общественных отношений, большинство средств массовой информации, оказались в руках малочисленной части населения - олигархов, понимающих, что при помощи идеологического воздействия на сознание людей – использования теле - радиозомбирования, обществом можно управлять так, как это выгодно малочисленной государственной элите, управлять не только экономикой, и культурой, но и правовой политикой государства, ставя ее на служение собственным корыстным интересам, оказывая нужное влияние на все институты государственной власти.

Политическое ориентирование России на демократизацию всех общественных отношений, породило уродливые формы идеологического плюрализма. Политическое ориентирование России на демократизацию всех общественных отношений, породило уродливые формы идеологического плюрализма. Навязывание через СМИ материального фетишизма народонаселению России, разрушает нравственную среду общества, полностью лишает государство воспитательной монополии. Отделение Церкви от государства и добровольное сложение с себя государством обязанности духовно-нравственного воспитания населения и самоустранение государственной власти от контроля (цензуры) за информационной деятельностью СМИ, нагнетающими материальный психоз, способствовало развитию нравственной деградации значительной части населения, коррумпированности и продажности чиновников аппарата государственной власти, распространению полового разврата, росту преступности и др.

Единственным реальным средством, повышения духовно-нравственного иммунитета общества от его полной деградации является вера.

Исследование причин и условий возникновения общественных противоречий на различных этапах развития государственности в России убедительно свидетельствуют о том, что исключительным средством совершенствования общественных отношений, выработки иммунитета у населения к развращающей материалистической идеологии и защиты государства от самоуничтожения, является воспитательная идеология, основанная на вере, на постулатах Православной культуры. Государство, строящее свою идеологию на Православном вероучении будет благотворно воздействовать не только на отдельные личности, но и на все стороны общественной жизни. Предлагая человеку неоспоримые добродетели: любовь к Богу, к Его истине, любовь к нашим ближним, каковыми являются окружающие нас люди, вне зависимости от их социального положения, государство, безусловно, будет иметь и правопослушное население.

Чтобы избежать негативных тенденций в развитии общественных отношений, государственная власть в России, должна всесторонне развивать авторитет Православной Церкви и поддерживать принципы Православного вероучения, несущего свет правды и истины. Такой власти необходимо выработать критерии оценки всех насаждаемых в обществе идеологий, относительно их влияния на общественное сознание и поведение человека. Для сознательного отношения человека и общества к государству и праву не достаточно только положительного отношения административной власти к развитию Православного позитивизма, необходимо еще и запрещение всех идеологических течений развращающих сознание человека, направляющих его по ложному пути. Можно ли ждать добрых плодов от семени сорняка? Христос учит нас: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Секуляризованная светская наука оказалась бессильной в поисках и выработке необходимых для лечения больного российского общества эффективных научных рецептов, но даже понимая свою несостоятельность и неэффективность, продолжает отстаивать свое ложное мировоззрение. Для сохранения российской государственности и самобытной культуры русского Богоносного народа в рамках его исторического менталитета, как народа миротворца, в условиях образовавшегося идеологического хаоса, единственно верным может быть только один выбор – разработка единой государственной воспитательной идеологии, основанной на принципах Нового Завета, Православного вероучения, что должно найти отражение в первую очередь, в Основном законе государства – Новой Конституции. Такая идеология (вероучение), вытекает из Откровения Христа – Спасителя, обладает исключительным человеколюбием, не ограничиваемым рамками одной нации, пола или веры. Заблуждение в вере, не является исключением, по которому Бог отвергает человека. Каждому человеку под воздействием ложных учений и идеологических установок свойственно совершать ошибки, а потому Христос равно оценивает и тех, кто приходит к Нему в начале своего жизненного пути, и тех, кто осознает свое заблуждение и приходит в конце своей жизни. Важно, чтобы этот путь привел человека к истине, к радению о Боге и реализации своих усилий и возможностей по выполнению Его Воли, Его Промысла.

[1] См.: Рышковский К.К. Шествие разрушителя. Школа трезвения. 2000 . С. 11-13 или Россия перед Вторым Пришествием. Т2. С. 606-607, 609

[2] Ю.И Мухин. Наука управлять людьми. изложение для каждого. Издат. Фолиум. 1995. с.3


Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Политология представляет систему развивающихся знаний, состоящую из общей теории политологии, прикладной политологии и истории политической мысли. Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений понятие субъектов политики, движущих силах и мотивах их действий; б) теория политической власти в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.

Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя также анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь государства и политических партий.

Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т. е. изучение политики в ее человеческом измерении.

Политологическая наука включает в себя и комплекс практических знаний о технологии политической деятельности, приемах и мотивах поведения личности в политике.

Политология способствует тому, чтобы члены социума – руководители и рядовые граждане – осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.

Одна из основных задач политологии – выявление основных закономерностей функционирования и развития политики и, таким образом, познавание сущности политики. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает принципы и нормы политической деятельности. Изучение политики важно для понимания гражданами своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у отдельной личности умение самостоятельно ориентироваться в мире политики.

2. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций.

Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения.

Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.

В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.

Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки – обосновании политического действия его средств и методов.

Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.

Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.

Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии.

Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практически-политической деятельности.

К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический.

А также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.

3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

Выделяют основные подходы объяснения политики:

• Теологический: сверхъестественная интерпретация политической власти – власть правителей имеет божественный источник, а политика – результат Божественного промысла.

• Натуралистический: политическая природа вытекает из влияния внешней природы – географический подход; свойств живой природы – биологический подход; качеств самого человека – психологический подход.

• Социальный: политика характеризуется воздействием других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.

• Экономический: происхождение и суть политики определяются доминирующим влиянием экономических отношений, способом производства материальной жизни.

• Рационально-критический: политика определяется не внешними по отношению к ней факторами а ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных толкований политики:

Этот пост является продолжением разговора, начатого здесь. Текст длинный, кроме того, в этот раз я не удержался от сносок. Но надеюсь, что кто-то найдет обозначаемые мною проблемы интригующими, какими они представляются мне.

1. Постановка проблемы

Средства массовой информации представляют собой лишь один из источников потенциального вмешательства в осуществление правосудия. Нередко судья, которому предстоит разрешить дело, узнает о позиции тех или иных заинтересованных лиц из числа общественности не из газет, а получая обращения непосредственно от этих самых лиц. Согласно пп. "и" п.1 ч.1 ст.14 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" такие обращения в обязательном порядке размещаются на сайтах судов. Направляемые как правило на имя председателя арбитражного суда, они обычно содержат просьбу “взять дело под личный контроль”, и реже просьбы принять меры по ускорению рассмотрения дела или некоторые процессуальные решения[1].

В каком качестве публикуются внепроцессуальные обращения? Является ли раздел сайтов судов, где они публикуются, своеобразной “доской позора” или речь идет скорее об источнике информации для судей, слушающих дело?

Традиционно принцип гласности рассматривается в качестве одной из гарантий, обеспечивающих контроль общества над судебной властью. В этом аспекте принцип гласности тесно связан со свободой слова, устанавливая общий режим открытости информации о деятельности судов, то есть выступает необходимым условием эффективной реализации свободы слова в сфере правосудия. Информация исходит от суда, и ничто не может препятствовать ее попаданию в общество, за исключением известных и немногочисленных оснований (защита государственной тайны, интересов несовершеннолетних и т.д.).

Гласность является одной из составляющих частей права на справедливое судебное разбирательство, и едва ли можно усомниться в том, насколько ценна эта идея для демократических обществ. Но работает ли этот принцип в обратную сторону? Подразумевает ли он, что информация движется не только в направлении от суда к обществу, но и от общества к суду? Должен ли суд быть открыт тем чаяниям, которые общество испытывает в связи с рассмотрением судом конкретного дела?

Если это так, то освещение СМИ судебных процессов и, что неизбежно, общественной реакции на них, является не необходимым злом, с которым приходится смириться в целях обеспечения информированности общества, но и несомненным благом. Именно СМИ в таком случае являются проводниками между судьей и широкой общественностью.

2. Роль суда в обществе

Теперь, когда некоторые проблемы уже достаточно явно мною обозначены, я предлагаю обратиться к теории правосудия.

Для того, чтобы продолжить, необходимо ознакомиться с Делом о спелеологах - учебным кейсом Лона Фуллера, до настоящего времени вызывающим по всему миру массу дискуссий о понятие права и роли судов в обществе. Уверен, впрочем, что многие из вас с ним уже знакомы. В данном случае, я не нашел более удобной отправной точки для рассуждений, чем позиция судьи Хэнди, представляющего школу правового реализма.

Правовой реализм набрал в США значительную популярность к тому времени, когда Фуллер писал Дело о спелеологах. Сам автор прошел в своих убеждениях путь от сторонника этой школы до весьма скептического отношения к ней. Последнее как раз и отразилось в позиции судьи Хэнди, которую в науке иногда характеризуют как арх-реализм[2], подчеркивая таким образом, что некоторые идеи правовых реалистов доведены в ней до крайности.[3]

Аарон Барак, автор одного из самых значительных трудов, посвященных проблеме судейского усмотрения, задается тем же вопросом, формулируя его несколько иначе: должен ли судья осуществлять свое усмотрение таким образом, чтобы правовая норма, вытекающая из его усмотрения, могла пользоваться социетальным согласием? Он отвечает на него следующим образом:

“По моему мнению, судья должен считаться с уровнем общественного одобрения или неодобрения социальных ценностей и выводимых из них правовых норм. Судья должен стремиться к решению, которое было бы совместимо с социетальным соглашением или, по крайней мере, не противоречило бы ему. […] Деятельность, осуществляемая наперекор социетальному согласию, постепенно будет ослаблять доверие граждан к судебной системе и к ее способности действовать должным образом.”[5]

В дальнейшем он указывает еще на два чрезвычайно значимых обстоятельства. Во-первых, “судье не следовало бы рассматривать себя в качестве образцового носителя нового социетального соглашения”. Судья, таким образом, хотя и может следовать собственному представлению о правильном и справедливом, но не вправе при этом закрывать глаза на консенсус, сложившийся по этому вопросу в обществе. Впрочем, Барак отмечает, что проблема консенсуса сложна, зачастую информация о нем отсутствует, а иногда нет и самого консенсуса.

Во-вторых, иногда судья просто обязан пойти против сиюминутных ценностей общества, если эти ценности “настолько противоречат фундаментальным ценностям, что у судьи нет альтернативы, кроме как пойти впереди толпы”.

Напоминаем, что главным аргументом А. Барака в пользу принятия социетального соглашения во внимание, выступает необходимость поддержания доверия граждан к суду. Судья Хэнди основывается по существу на том же, но приходит к иным выводам. Если А. Барак признает, что он затрудняется предложить “короткую и приятную формулу” для учета мнения общественности, то судья Хэнди просто провозглашает господство политической целесообразности. Если первый отмечает, что “часто бывает нежелательным действовать вопреки социетальному консенсусу, и что желательно, чтобы такая деятельность вопреки консенсусу не становилась рутинной практикой”, то последний настаивает в Деле о спелеологах на том, чтобы мнение общественности определило судьбу несчастных. Может показаться, что судья Хэнди идет дальше А. Барака, придавая социетальному консенсусу большую силу. В действительности это не так. Для Хэнди общественное мнение - это только лакмусовая бумажка, которая помогает судьям оценить последствия принятия того или иного решения, рассматриваемого в качестве политического акта. Это вовсе не означает, что судьи всегда будут идти на поводу у общественности. Однако, если по Бараку они откажутся от следования общественному мнению из-за его конфликта с фундаментальными ценностями, то Хэнди легко оправдает этот отказ соображениями надлежащего администрирования.

Представим себе государство, в котором в обществе сохраняется консенсус по поводу существования рабства. Гипотетический судья Барака, рассматривающий вопрос о конституционности соответствующих законодательных положений должен был бы проигнорировать общественное мнение, заявив, что рабство не может быть оправдано, и пойдя таким образом “впереди толпы”.

А теперь представим себе другое государство, в котором большая часть общества выступает против рабства, однако оно все еще дозволяется действующими в этом обществе законами. Значительное количество влиятельных работорговцев при этом активно выступают за сохранение status quo, и угрожают неподчинением в случае запрещения рабства. Судья Хэнди в таком случае, очевидно, мог бы проигнорировать мнение большинства, заявив, что недопущение гражданской войны в лучших интересах народа.[6]

В конечном итоге, впрочем, судья Хэнди все-таки признает, что некоторые ценности защищаются независимо от момента и целесообразности, однако речь идет о минимальных процедурных требованиях справедливости (напомним, Хэнди в качестве примера приводит проведение выборов, назначение официальных лиц и т.п.), а не о материальных следствиях из нее (таких, например, как запрещение пыток). В современной дискуссии о разрешении “либеральных” пыток[7] Хэнди несомненно занял бы утилитаристскую позицию. По большому счету, судья Хэнди обеспокоен лишь существованием базовых правил игры, целесообразность которых также не может быть поставлена под сомнение, если рассматривать их полезность в длительной перспективе (‘in a long run’). Развивая его позицию применительно к значению общественного мнения, можно было бы сказать, что общественное мнение способно повлиять на многое, но “отменить” саму демократию оно не в силах. Думается, что не стоит пояснять, что гипотетический судья Барака создает более значительные препятствия на пути общественного мнения.

Российский законодатель, как и российская юридическая наука, сегодня в целом далеки от постановки тех вопросов, которые изложены выше. Для них обычна точка зрения о недопустимости всякого внешнего влияния на суд и принятия им решений, основываясь лишь на доказательствах и более или менее консервативном толковании закона. Эта точка зрения характерна для последователей юридического позитивизма, и по всей видимости должно пройти немало времени прежде чем она перестанет быть (по крайней мере, в науке гражданского процесса) столь широко распространенной.

Но исследования проводимые, в частности, в области социологии права, уже сейчас способны заставить нас усложнить свою профессиональную картину мира. Эмпирические исследования показывают, что судьи практически никогда не принимают решения, основываясь на одних только нормах права и доказательствах. Есть множество других обстоятельств, которые независимо от того, хотим мы этого или нет, оказывают на судью влияние. И, на мой взгляд, обсуждение должно начинаться не с вопроса о том, как "оградить судью от всего", а с того, какова роль суда в обществе. Вполне возможно, что в ходе такого обсуждения мы обнаружим, что перечень опасностей для правосудия в нашем сознании сильно преувеличен.

[1] Из 21-го проанализированного мною обращения по конкретным делам, размещенных на сайте Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области: 18 - адресованы председателю суда; 2 - заместителю председателя суда; 1 - в суд, но никому конкретно. Из них: 13 - с просьбой взять дело под свой контроль; 4 - ускорить производство по делу; 4 - принять процессуальные решения (напр. о наложении обеспечительных мер); 1 - учесть мнение представителя общественности; 1 - оказать влияние на решение по существу дела. Последние приведенные цифры в сумме дают больше 21-го, поскольку некоторые обращения содержат сразу несколько просьб.

[3] Об отношении Фуллера к позиции этого судьи свидетельствует уже выбор имени. У судьи Хэнди говорящая фамилия, означающая “проворный” или “удобный”.

[4] Из последних значительных работ, посвященных этой теме, см. напр.: Scott J. Shapiro. Authority // The Oxford Handbook of Jurisprudence and Philosophy of Law, 2012.

[6] Схожий вопрос вставал на практике перед Верховным Судом США в деле Dred Scott v. Sandford, 60 U.S. 393 (1857), но тогда консенсус носил несколько иной характер: свободное население южных штатов в целом поддерживало работорговлю, а население северных выступало относилось к ней скорее негативно. Суд не решился пойти против интересов южных штатов, констатировав, что ни одно лицо африканского происхождения, которое не освобождено от рабства, не может претендовать на статус гражданина и, таким образом, не может возбуждать дела в федеральных судах. Через четыре года началась гражданская война, а уже в начале XX века постановление Верховного Суда США начали называть “позорным”.

Может показаться, что эта аналогия не вполне некорректна, поскольку в США в целом в тот момент отсутствовал консенсус по поводу допустимости рабства, однако, наличие жарких споров по общественно значимым темам само по себе, по мнению А. Барака, должно влечь “самоограничение” судов.

[7] David Luban. Liberalism, Torture, and the Ticking Bomb // The Torture Debate in America. Cambridge University Press, 2005. pp. 35-83

2. \u0413\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043d\u043e\u0440\u043c\u044b \u0438 \u044d\u0442\u0438 \u043d\u043e\u0440\u043c\u044b \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b \u043a\u0430\u043a \u0434\u043b\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432, \u0442\u0430\u043a \u0438 \u0434\u043b\u044f \u0440\u044f\u0434\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d.

3. \u0412 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043b\u0435\u0436\u0438\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439: \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439, \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439. \u0412\u0441\u0435 \u0432\u0435\u0442\u0432\u0438 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e \u0440\u0430\u0437\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u044b, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0434\u043e\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u044c \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0435. \u0421 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u043c \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c\u0435. \u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u0432 \u0440\u0430\u043c\u043a\u0430\u0445 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0435\u0442\u0435\u043d\u0446\u0438\u0438, \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0434\u043c\u0435\u043d\u044f\u044f \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430; \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0431\u043e\u044e\u0434\u043d\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044c, \u043f\u043e\u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0431\u0430\u043b\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432\u043e \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f\u0445 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438, \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e, \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u0443\u044e \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c.

4. \u0412\u0430\u0436\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0435\u043c \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b\u0439 \u0441\u0443\u0434. \u0412\u0435\u0440\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0441\u0443\u0434 \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u0440\u043e\u043b\u044c, \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u0443\u044e \u043e\u0442 \u043a\u0430\u043a\u0438\u0445-\u043b\u0438\u0431\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440. \u0421\u0443\u0434 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c, \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u043d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u043e\u0440\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u043b\u044f \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044f \u0438 \u043d\u0430\u0434\u0437\u043e\u0440\u0430 \u0437\u0430 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432. \u041e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0437\u0430 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u043d\u0430 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438: \u043f\u0440\u043e\u043a\u0443\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0443, \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b, \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b \u0438 \u0442. \u0434.

5. \u0421\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u0432\u0430\u0436\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u044f \u0432\u0435\u0440\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430, \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0438 \u0440\u0430\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c \u0438 \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b\u043c \u0441\u0443\u0434\u043e\u043c.

6. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043c\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435, \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435, \u0441\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u044b, \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0432 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0413\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u044e\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043d\u0430 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443 \u0441\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0433\u043b\u0430\u0448\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0430 \u0432\u0435\u0440\u043e\u0438\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438, \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \u043e\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0412\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0438\u0439 \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435.

Читайте также: