Суд это в педагогике

Обновлено: 15.05.2024

Аббревиатура ЗУН часто встречается в учебниках, научных статьях и других публикациях, посвященных педагогике. В профильной литературе сказано, что под обучением следует понимать организованный процесс сотрудничества педагогов с учениками. Цель такого взаимодействия можно определить тремя словами – знания, умения, навыки. Именно их формирование является конечным результатом деятельности учителя. В нашей статье мы расскажем о том, какие существуют виды знаний, умений, навыков, дадим определение этим терминам и ответим на ряд сопутствующих вопросов.

Понятие ЗУН в педагогике

ЗУН: понятие и характеристики

Знания, умения, навыки – термины, которые хорошо знакомы людям, занимающимся преподавательской деятельностью. Процесс их формирования имеет не только педагогические, но и психологические (психофизиологические) особенности. Давайте попробуем дать определение этим терминам:

1. Знания. Ученые, специализирующиеся на изучении педагогики, предлагают разные трактовки этому термину. Для одних это коллективный опыт, результат изучения действительности, для других – умения оперировать накопленной теоретической информацией, для третьих – усвоенные слушателем данные, которые он понял, запомнил и способен воспроизвести. Чтобы знания приносили реальную пользу, они должны обязательно перерасти в умения. Только в этом случае от полученной информации будет толк. Так, например, чтобы научиться читать и писать, первоклашки сначала изучают алфавит. Польза из этого получается только тогда, когда они научатся составлять из букв слова. В этом случае накормленная информация перерастет в умение. Только в этом случае можно уверенно сказать, что силы для приобретения знаний были затрачены не зря.

2. Умения. Этот термин характеризуется, как способность применять полученную в процессе обучения информацию на практике. Интеграция полученных данных в реальную жизнь является необъемлемым этапом обучения. Чем больше было получено знаний, тем больше навыков получит ученик.

3. Навыки. Этим термином называются действия, осуществление которых доведено до автоматизма. Такого результата можно достичь благодаря неоднократному выполнению определенных задач. Навыки формируются в процессе учебной, производственной или спортивной деятельности. Считается, что овладев навыками, человек действует на подсознательном уровне, не задумывается над выполнением поставленных задач. Отличительными характеристиками навыков считаются точность, скорость принятия решений (выполнения действий), минерализация усилий и затрат энергии при выполнении задания. Наличие определенных навыков всегда приводит человека к успешности в той или иной сфере.

Чему бы ни обучался человек – различным отраслям науки или выполнению определенных производственных процессов, все действия будут направлены на освоение вышеназванных компонентов. Следует отметить, что в любом случае последовательность сохраняется. Сначала мы получаем знания, затем учимся применять их на практике, и получаем умения, которые впоследствии перерастают в навыки.

Классификация знаний

Знания – не однозначное понятие. Ученые классифицируют их по разным признакам. Так, например, по степени рациональности знания делят на:

В первом случае речь идет о систематических, достоверных, получаемых в результате знакомства с особенностями человека, общества и природы знаниях. Они делятся по:

· отраслям наук (гуманитарные, технические и другие):

· способу отражения реальности (объяснительные и описательные);

· функциональным особенностям (прикладные, фундаментальные и разработки);

· отношению к деятельности субъекта (дескриптивные и нормативные);

· уровню познания (закономерности и установленные научные факты).

Что касается иррациональных знаний, то они строятся на интуиции эмоциях, имеют свои источники и способы познания. Примечательно, что они часто противоречат общепринятым законам логики. У этой категории относят также обыденно-практические знания.

Кроме этого существуют и другие категории знаний:

· житейские, основанные на здравом смысле и жизненной мудрости;

· художественные, полученные при помощи эстетического восприятия образов;

· практические, полученные в результате выполнения определенных действий для удовлетворения тех или иных потребностей.

В качестве отдельной категории выделяют заблуждения. Такие знания не соответствуют воспринимаемому объекту, но считаются истинными.

Этапы усвоения знаний

Процесс усвоения знаний можно условно поделить на несколько этапов. Предлагаем ознакомиться с кратким описанием каждого из них:

1. Понимание. На этом этапе ученик или студент воспринимает объект изучения, выделяет его из общей массы и определяет отличительные характеристики. На самом деле это очень важный момент, так как скорость понимания зависит от способности слушателя к восприятию и освоению новой информации.

2. Узнавание. Это шаг, в процессе выполнения которого ученики осмысливают полученную информацию. Чтобы ускорить процедуру, используются подсказки, намеки и описания.

3. Воспроизведение. Слушатели стараются самостоятельно воспроизвести полученную информацию.

4. Применение. На этом этапе ученик (студент) пробует использовать полученные знания на практике.

Завершается процесс творческим этапом. При его выполнении слушатель применяет полученные знания.

Особенности навыков и умений

Навыки и умения бывают 4-х видов. Классификация осуществляется с учетом этапа и уровня их формирования. Выделяют:

· начальное умение, характеризующиеся попыткой впервые сознательно применить знания на практике;

· простой навык, отличающийся выполнением простых действий, которые осуществляются без видимых усилий;

· сложный навык, позволяющий осуществлять эффективную деятельность без ошибок и с применением незначительных усилий;

· сложное умение, подразумевающее использование сформировавшихся навыков в любых условиях.

Ученые выделяют несколько категорий навыков. Это:

1. Сенсорные, которые напрямую связывают с работой органов слуха, обоняния, зрения. С их помощью люди слушают, ощущают, разделяют запахи и вкусы, опознают предметы, разглядывают различные объекты.

2. Умственные, зависящие от интеллекта слушателя, способности запоминать данные, оценивать ситуацию, выполнять расчеты и другие действия.

3. Двигательные, обеспечивающие выполнение в рекордное время спортивных упражнений, скоростной набор или написание от руки текстов или выполнение других действий.

4. Комплексные, позволяющие, например, работать на станке, заниматься танцами, играть на музыкальных инструментах и выполнять другие действия.

Навыки и умения нужно формировать и развивать.

Роль способностей в процессе формирования ЗУН

Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной. Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов. Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.

Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.

Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.

Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.

Роль способностей в процессе формирования ЗУН

Контроль знаний, умений и навыков

Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:

· внешние (выполняется преподавателем);

· взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);

· самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).

Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.

Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.

Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.


Педагогическая система воспитания Макаренко получила признание не только в нашей стране, но и на международном уровне. В 1988 г. ЮНЕСКО признало Антона Семеновича, наряду с другими тремя персонами, выдающимся педагогом мира. Речь идет о таких славных именах, как Д. Дьюи, М. Монтессори, Г. Кершенштейнер.

В марте 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения А. С. Макаренко, советского педагога. Разработанная им авторская методика в начале ХХ века буквально творила чудеса. Педагогическая система Макаренко отличается актуальностью и в наше время. В чем ее секрет? Как удавалось не просто перевоспитывать беспризорников, но и преобразовывать их в выдающихся личностей?

Малолетние воры и хулиганы

Вместе с воспитанниками

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % - преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Принципы системы Макаренко

Памятник макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

Компоненты воспитательной системы Макаренко

Среди них можно выделить самые основные, к которым относятся следующие:

  1. Роль воспитателя.
  2. Наказание и поощрение.
  3. Воспитание трудом.
  4. Коллективизм.
  5. Система самоуправления.
  6. Формат: правила поведения, ритуалы, нормы жизни.
  7. Перспективные линии.

Далее каждый из компонентов будет рассмотрен подробно.

Роль воспитателя

Антон Макаренко

В первую очередь это личный пример. Наставник может быть требовательным, придирчивым, может не замечать воспитанника, но, если он блещет своей работой, знаниями, удачей, ребенок будет на его стороне. И напротив, учитель может быть ласковым, занимательным в разговоре, добрым и приветливым, но если дело его будут сопровождать неудачи и провалы, если будет видно, что этого дела он не знает, он ничего не заслужит, кроме презрения.

При этом воспитатель должен быть наделен свободой творчества, а не подвергаться мелочной опеке, которая ничего не принесет воспитанникам, кроме вреда.

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Трудовое воспитание

Работа на заводе

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство - для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Коллективизм

Воспитанники колонии

Самоуправление

Макаренко с Горьким

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем. Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Перспективные линии

Члены коммуны

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий - это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

Судебная психолого-педагогическая экспертиза — разъяснения дает Лосева Юлия — профессиональный психолог, судебный эксперт по гражданским делам о разводе, определении места жительства детей и определении порядка встреч с отдельно проживающим родителем.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и его родителей

Сфера применения психолого-педагогической экспертизы.

Психолого-педагогическая экспертиза детей и родителей чаще всего проводится по гражданским делам об определении места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и родителей после развода

Результаты экспертизы могут помочь суду в принятии решений, касающихся интересов ребенка.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и родителей

Также психологическая или психолого-педагогическая экспертиза может быть проведена по уголовным делам, связанным с расследованием преступлений по факту нанесения вреда ребенку. В этом случае, судебные эксперты могут помочь суду в оценке глубины конкретного ущерба психики и развитию ребенка.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка

Цель и выводы судебной экспертизы детско-родительских отношений.

экспертиза ребенка и родителей


Цель данного вида экспертных исследований – письменное разъяснение суду и сторонам вопросов, ответы на которые предполагают использование специальных знаний в области педагогики и психологии.

Выводы экспертизы учитываются судом при принятии решений о месте жительства ребенка.

С учетом мнения психологов может быть принято судебное решение о частоте и порядке встреч с отдельно проживающим родителем или иным родственником (дедушкой или бабушкой ребенка).

Содержание психолого-педагогического исследования.

Как и кем проводится психолого-педагогическая экспертиза, каково ее содержание и что исследуется? Какие при этом используются методы?

Психолого-педагогическое исследование проводится специалистами с высшим психологическим и психолого-педагогическим образованием. Судебную экспертизу проводят психологи, имеющие дополнительное образование в сфере судебной экспертизы или юриспруденции.

экспертиза ребенка и родителей

Исследование проводится с использованием стандартизированных методов и методик психологического исследования. Это тесты и опросники, психодиагностическая беседа и наблюдение. Используемые методы диагностики корректируются с учетом возрастного и психологического развития ребенка.

Психолого-педагогическая экспертиза маленького ребенка и родителей

В исследовании психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста приоритет отдается методам с использованием игрового или творческого компонента. Это проективные методы, рисование, моделирование с помощью игрушек, направленная беседа с использованием метафор.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка

Непосредственное психологическое исследование несовершеннолетних должно быть построено таким образом, чтобы исключить возможность нанесения психологической травмы ребенку или его отношению к своим родителям. Для этого, перед диагностикой ребенка, лица, участвующие в экспертизе должны изучить предоставленные им материалы дела и подготовить план предстоящего экспертного исследования.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и родителей

В психолого-педагогической экспертизе детей более старшего возраста и родителей применяются более сложные диагностические процедуры. Но они тоже безвредные, просто требуют больше времени и интеллектуальных усилий.

экспертиза детей

Психологическое исследование ребенка может быть проведено как в присутствии родителей, так и в их отсутствии. Однако, в экспертное учреждение ребенок должен прибыть в присутствии законного представителя. Исследование производится только с согласия законного представителя ребенка.

экспертиза родителей

Представлять законные интересы ребенка может отец, мать или иное лицо, имеющее доверенность от родителей. Также основанием является судебное решение, назначающее конкретного человека законным представителем несовершеннолетнего.

экспертиза ребенка

Использование специальных знаний в области психологии и экспертологии позволяет раскрыть психологическое содержание душевной жизни ребенка, особенность его личности и характера, структуру его взаимоотношений с родителями.

экспертиза детско-родительских отношений

В некоторых случаях экспертиза может исследовать содержание отношений ребенка с другими лицами из числа ближайшего окружения. Например, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, другими значимыми взрослыми и детьми.

Психологический анализ личности ребенка и его отношений производится в контексте юридически значимой ситуации.

Юридически значимая ситуация — раздельное проживание родителей.

Что подразумевается под юридически значимой ситуацией в судебной экспертизе по делам о разводе, определении места жительства ребенка и определении порядка встреч с отдельно проживающим родителем?

экспертиза родителей по делу о разводе

Это ситуация, когда в результате сложившихся обстоятельств ребенок или кто-либо из родителей могут быть ограничены в реализации своих прав. Например, если по делу об определении места жительства ребенка оба родителя претендуют на то, чтобы ребенок проживал именно с ним. В этом случае судебное решение априори не сможет удовлетворить амбиции обоих родителей.

душевный мир ребенка экспертиза

Официальное место жительства ребенка может быть определено только с одним из родителей. Поэтому права второго родителя на проживание ребенка с ним , естественно, будут ограничены. В этом случае, юридически значимая ситуация — это раздельное проживание родителей и интересы ребенка.

уход за ребенком

Нередко возникают трудности в достижении договоренности между родителями о порядке встреч ребенка с отдельно проживающим родителем. Тогда, график продолжительности и порядок встреч определяется решением суда.

раздел имущества после развода

В этом случае, юридически значимая ситуация – определение порядка встреч с отдельно проживающим родителем с учетом прав родителей и интересов ребенка.

Назначение судебной экспертизы ребенка и родителей.

судебная психологе-педагогическая экспертиза

Кто может назначить судебную экспертизу детей и родителей? Можно ли данную экспертизу пройти по собственной инициативе?

Экспертизу детей и родителей можно провести в судебном и во внесудебном порядке.

Перед производством экспертизы эксперты предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

внесудебная психолого-педагогическая экспертиза

Внесудебные экспертизы могут быть проведены по Адвокатскому запросу или по обращению законного представителя ребенка. В этом случае также может быть составлено Заключение эксперта по результатам внесудебной психолого-педагогической экспертизы. Однако, эксперты при этом об уголовной ответственности не предупреждаются, а Заключение не носит процессуального статуса судебной экспертизы.

экспертиза по делам о разводе

Что необходимо знать родителю перед прохождением судебной психолого-педагогической экспертизы? Надо ли как-то готовиться или как-то подготавливать ребенка?

Какой-то специальной подготовки психолого-педагогическая экспертиза не требует. Важно быть просто готовым потратить некоторое время на прохождение тестов и опросников.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и родителей

Ребенку перед экспертизой необходимо сказать о том, что будет встреча с психологом. Также необходимо сказать о том, что психолог будет давать задания и задавать вопросы, на которые лучше отвечать искренне.

В диагностической беседе родителя с экспертом лучше просто расслабиться и честно отвечать на поставленные вопросы.

экспертиза отца

Если психолог компетентен в своей профессии, он сразу заметит признаки неискренности или обмана.

Отвечать надо просто и без излишних подробностей. Если специалисту потребуются подробности, он задаст дополнительный вопрос.

Читайте также: