Суд это политический институт

Обновлено: 19.05.2024

Политический институт– система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

ермин 'институт' происходит от латинского слова 'institutum', что означает 'установление' или 'учреждение'.

В этом смысле почти дословную интерпретацию институтам дает М. Вебер, отмечая, что государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

Э. Дюркгейм считает, что институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой - эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов.

Французские политологи (М. Прело, М. Дюверже) вслед за Э. Дюркгеймом выделяют два основных компонента, входящих в содержание политического института: во-первых, идеальную модель самой системы отношений и, во-вторых, это собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры

М. Дюверже дает определение политических институтов, выступающих в качестве 'модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных'.

Если попытаться объединить различные подходы, то Политический институт - это, во-первых, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности; во-вторых, идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления), и, в-третьих, реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом.

Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества.

Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею.

М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.

Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.

К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Особенности политических партий:

– они представляют собой политические организации;

– представляют собой организации общественные (негосударственные);

– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

– имеют свою программу и устав;

– построены на определенных организационных принципах;

– имеют, как правило, фиксированное членство;

– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;

– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);

– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.

Функции партии:

– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;

– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;

– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;

– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;

– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.

Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.

К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.)

Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:

– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;

– движения не столь долговременны, как партии;

– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);

– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);

– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.

Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:

– помощи и содействия друг другу,

– поиска и достижения компромисса,

Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными:

– использование средств массовой информации;

– участие в массовых акциях одобрения или протеста;

– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.

И негласными (теневыми) - проявляются в политических интригах с помощью:

– групп давления, так называемых мозговых центров;

Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:

– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;

– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.

Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:

1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;

2) создает необходимые условия для их деятельности;

3) определяет правовое положение некоторых общественных орга­низаций;

4) утверждает уставы данных организаций;

5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).

Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.

В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.

Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


В структуре политического института Б.И. Краснов выделяет следующие внутренние компоненты: 1) статус людей в политической сферах деятельности и политических отношений; 2) совокупность ролей, которые выполняют люди, ассоциированные в рамках данного института; 3) политические нормы, функционирующие в форме обычаев, традиций законов, принципов; политические учреждения с организованной структурой, управлением. В соответствии с этим предлагаются основания классификации политических институтов по: а) степени организованности; б) вертикальной и горизонтальной дифференциации; в) видам деятельности; г) функции политических институтов (регулятивная, закрепление и воспроизводство политических отношений, включение людей в политическую деятельность и политические отношения). По форме организации можно классифицировать, выделив общественно-политические движения, политические организации, политические партии, органы государственной власти. По вертикальной дифференциации можно проводить множество делений среди разных организаций и движений как деление на саму политическую организацию или движение в целом и на институты руководящих и исполнительных органов (собрания, комитеты, правления, президиумы, советы, политбюро) и должностных лиц (председателей, генеральных секретарей, секретарей, исполнительных директоров). Так же можно классифицировать дифференциацию по иерархическому признаку: институты, обладающие политическими признаками, например в системе исполнительной власти, такие министерства, как: иностранных дел, по делам печати, телерадиовещания и информации, труда и социального развития и др. Пример горизонтальной дифференциации дает разделение власти на системы институтов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. Или классификацию общественных объединений по организационно-правовым формам: общественное движение, общественная организация, орган общественной самодеятельности, фонд, учреждение, ассоциация (союз), религиозное объединение, политическая партия.

Наиболее важные политические институты – государство в лице органов государственной власти: институты президента, парламента, правительства и некоторых министерств, выполняющих политические функции, избирательные системы и избирательные комиссии, политические партии и общественно-политические движения, объединения предпринимателей и профсоюзы (группы давления), правовые системы и суды, средства массовой информации. Все эти институты следует с определенной степенью условности разделить на собственно политические, которые активно включаются в политическую власть, и косвенно политические, т. е. неполитические по своей основной функции, но участвующие в политическом процессе или влияющие в той или иной степени на него. К первым относятся институты: президентства, правительства, политических партий и движений, органов безопасности. Ко вторым – институты вооруженных сил, СМИ, церкви и религиозных объединений, судов, групп давления, местного самоуправления.

Институционализация политической власти

Институционализация в политологии – превращение какого-либо политического явления, действий, идей, традиций, верований в правило поведения, организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации. За пределами институционализации всегда остаются неинституционализированные элементы общественной жизни: политические идеи, сознание, политическая культура, политические идентичности. Уровень институционализации политики свидетельствует о характере политической системы общества, развитии общества в целом. Институционализация политической жизни связана, в первую очередь, с оформлением политической власти: государства, его органов и структуры, общественно-политических движений и партий. Одновременно происходит становление соответствующих политических представлений, превращающихся в институт политических норм.

монополия на легальное и легитимное использование силы и других средств господства в пределах страны;

верховенство государственной власти в вопросах, касающихся общенародных интересов, по отношению ко всем другим политическим силам;

обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других институтов власти;

моноцентричность в принятии решений, несмотря на возможную разветвленность центральной власти;

публичность – всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

суверенитет как правомочие на представление интереса народа (территории) в международных отношениях и на господство в пределах территории государства.

Легитимность институционализации политической власти

Власть характеризуется набором методов и приемов институционализации. Важно, чтобы ее институционализация была легитимной. Важнейшей характеристикой политической власти в плане правильности методов ее институционализации является ее легитимность (от лат. lex – закон > франц. legitim – согласный с законами, правомерный), т. е. общепризнаность власти, доверие к ней, к проводимой ее органами и должностными лицами политике. Следует отличать данную политикоправовую характеристику институционализации власти от чисто юридической характеристики – легальности. Легальность означает, что власть институционализируется и гарантируется строго в соответствии с законом (о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т. д.).

М. Вебер выводил из своей концепции политического господства три основных типа легитимной институционализации власти:

2. Харизматический (от греч. – божественный дар): институционализация господства основана на вере в необычные способности лидеров, дарованные им природными силами, Богом и возвышающие его над всеми; возникает, как правило, в условиях общественного кризиса, когда теряется вера в устоявшиеся порядки и правила (Иран).

3. Легальный (рационально-бюрократический): институционализация власти основывается на признании установленных юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения (США, ФРГ, Франция).

Делегитимация — утрата доверия к власти, общественного кредита, причинами которой могут стать противоречия между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой; отсутствие механизмов по защите интересов народных масс; нарастание бюрократизации и коррумпированности; национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах; потеря правящей элитой веры в свою власть, возникновение внутри ее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. Показателями являются: уровень принуждения, применяемого для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов, массовость демонстраций и др.

Выделяются три политические формы легитимности власти:

1) идеологическая: когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

2) структурная: правомочность власти вытекает из уверенности в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

3) персональная: одобрение конкретного властвующего лица.

Функции политической власти

К функциям политической власти относятся: формирование политической системы общества;

организация политической жизни и политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д.;

управление делами общества и государства на разных уровнях;

руководство органами власти и политическими, а также неполитическими процессами;

контроль политических и иных отношений.

В процессе реализации данных функций формируется определенная форма правления в государстве, форма его устройства, политический (государственный) режим.

Классификация политической власти

Классификация политической власти отталкивается прежде всего от форм институционализации. Она берет начало еще от древнегреческих и эллинистических мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В качестве оснований они брали количество центров властвования и правильные или неправильные методы правления. Отсюда – деление на правильно институционализированные формы: монархию, аристократию, демократию (политию) и неправильно институционализированные

– деспотию (тиранию), олигархию, демократию, переходящую в охлократию. Современная научная классификация политической власти предусматривает использование различных оснований:

– степень приближения к центру государственной институционализации – правительственная, областная, районная, городская и т. п.;

– субъект властного господства – сословная, классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;

– количественный признак – единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);

– форма правления – монархическая (неограниченная, конституционная и дуалистическая монархия), республиканская (президентская, парламентская, смешанная – полупрезидентская или полупарламентская);

– политический режим – демократическая, авторитарная, тоталитарная;

– социальный тип – родоплеменная протогосударственная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;

– функции – исполнительная, законодательная, судебная, контрольная;

– область и объем прерогатив – государственная, имеющая легитимную монополию на правоустановление, правоприменение, в том числе принуждение, обеспечиваемую политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами, правоохранительными органами), разветвленной юридической базой; общественная власть партийных структур, общественных организаций, независимых средств массовой информации, общественного мнения;

– сфера политики – внутриполитическая и внешнеполитическая, международная власть всемирных (ООН, ЮНЕСКО) и региональных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных государственных сообществ (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ, Организация Американских Государств).

– уровень властвования – а) макровласть – система высших органов власти, осуществляющая управление наиболее важными внутренними процессами жизни общества и внешней политикой государства; б) власть среднего или промежуточного уровня (мезовласть), образованная аппаратами, бюрократией разных рангов, в том числе в территориальных органах центральных (федеральных) ведомств и власти субъектов федерации; в) микроуровень власти – от власти местного самоуправления, которое непосредственно связывает институциональную власть с неинституциональной (общественными организациями, движениями, группировками) и с населением, политическая власть – с неполитической, и локальная власть в общественных объединениях и союзах, охватывающая непосредственное политическое общение граждан, малых групп и составляющая политическую жизнь общества в целом;

– публичность – власть официальная и теневая, которая может осуществляться в виде: а) скрытого, невидимого правления, осуществляющегося на основе передачи высшими государственными органами своих властных полномочий по принятию и осуществлению политический решений лицам и институтам, не обладающим для этого официальными полномочиями; б) деятельности различного рода ассоциаций, возникающих либо на базе политических структур, либо параллельно с ними, имеющих нелегальный характер и способных оказывать доминирующее влияние на принятие политических решений, осуществление контроля за их реализацией и других властных функций в различных частях политического пространства.

Тема 7
Политические системы и политические режимы

Понятие политической системы

Комплексным политическим суперинститутом является политическая система общества, которая соединяет связями множество других институтов. Разработка теории политической системы придала политологии новое качество, позволила систематизировать знания о различных институтах, показать связь между ними, выявить новые признаки политической жизни. В древности и Средневековье делались подходы к политике как организму (Платон, Иоанн Солсберийский). В XX в. толчком к разработке этой проблемы явились труды об общей теории систем А.А. Богданова и Л. фон Берталанфи, а затем теории Т. Парсонса и Д. Истона. Американский социолог Т. Парсонс показал, что назначение политической системы – обеспечение интеграции, выработка и реализация общих целей. Политолог Д. Истон (США) рассмотрел ее как саморегулирующийся и развивающийся организм, обладающий способностями реагировать на вызовы извне. Следует помнить и о вкладе К. Шмитта в разработку понятия политического авторитета. Если исходить из такого подхода, то политическая система – это целостная и упорядоченная совокупность политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, политических традиций общества. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система связана со своим окружением: неполитическими системами в обществе и системой международной. В свою очередь, по отношению к обществу как к системе политическая жизнь выступает как часть, подсистема. Это – одна из подсистем общества, взаимодействующая с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной.

Структура политической системы

В структуре политической системы выделяются подсистемы, включающие в себя разнообразные компоненты, каждый из которых имеет свою собственную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения. В политической системе больше всего уделялось внимания политическим институтам. Но она включает много подсистем:

– институциональную – совокупность политических институтов: центральное место занимают органы государства; важная роль отводится политическим партиям; выделяются различные косвенно политические общественные объединения, профсоюзы, творческие союзы, СМИ и др.

– функциональную – совокупность ролей и функций, осуществляемых как отдельными политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

– нормативно-регулятивную – совокупность политико-правовых норм и других регуляторов взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы и нормы, взгляды и др.);

– коммуникативную – совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, ее завоевания, организации и использования, которые могут иметь различные формы (принуждение, конфликт или сотрудничество, консенсус) и социальную направленность (упрочение существующей политической системы, оппозиция);

– идеологическую – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация), в которых отражаются политические отношения и интересы.

Интегратором таких подсистем является напряженность, борьба различных сил, которая в той или иной степени всегда характерна для каждой из перечисленных подсистем и политической системы в целом. Ассоциация и диссоциация, идущая в политической жизни, заставляет систему поддерживать и обновлять свои структурные связи, реагировать на вызовы, адаптироваться, чтобы поддержать стабильность и целостность.

Основные подходы к политической системе

В политологии сформировались два основных подхода к анализу политической системы общества:

2) функциональный подход. Наиболее разработан он у Г. Алмонда, который придает особое значение политической культуре в системе взаимодействия различных форм политического поведения субъектов. Эта система имеет два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Вырабатывается совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Политическая система развивает популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создает символы и лозунги, манипулирует ими для поддержания и усиления необходимой легитимности и эффективности власти. Политическая культура в этой системе должна поддерживать баланс между властью и ответственностью, пассивностью и активностью, причем гражданская культура, доминирующая в англосаксонском регионе, выполняет эту функцию наиболее успешно, создавая для политической системы возможности приспосабливаться к активным действиям граждан.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

политические институты являются организмами, которые разрабатывают, регулируют и контролируют правила политического сосуществования страны или региона.

Государственная служба, основанная на этих институтах, нацелена на обеспечение поведения и основных обычаев общества..


В число основных функций политических институтов входит создание структур и механизмов, регулирующих социальный порядок. Они питаются подходами и теориями из социальных наук, таких как антропология, социология, философия, психология, политология и экономика..

Политические институты характеризуются трансцендентностью, прочностью, стабильностью и обеспечением правовой преемственности в обществе. Они являются индивидуальностью коллективного выражения населения, которое перекрывает интересы территории и граждан превыше всего.

Это элементарный предмет изучения для юридических наук, так как закон вмешивается в разработку правил общества.

Цель политических институтов

Общественный порядок и справедливость являются одной из целей этих учреждений в каждом обществе. Любой политический режим, который является демократическим или диктаторским, стремится сохранить порядок через свои политические, принудительные и правовые институты. Тем не менее, его механизм работы изменяется в каждом обществе.

Новый конституционализм определяет политические институты как юридически-политические леса, в которых поддерживается жизнь страны. Они, в свою очередь, состоят из набора норм и ценностей, которые являются законами политической системы.

Характеристика политических институтов

Эффективное участие

Одной из функций современных политических институтов является обеспечение того, чтобы граждане, на которых распространяется опека, эффективно участвовали в принятии решений независимо от их формы. Этот аспект приносит легитимность каждому учреждению.

Свобода выражения

Учреждения гарантируют, что граждане могут свободно выражать свое мнение любым способом. Однако в некоторых странах эта свобода наказывается, когда свобода выражения мнений используется для разжигания ненависти, войн, расизма или ксенофобии..

Альтернативная информация

Автономия для общения

Свободное объединение в политических, социальных, профессиональных или иных целях является одним из основных условий, которые политические институты должны гарантировать.

Пока они соответствуют законам и не стремятся содействовать глубоким изменениям с помощью насильственных действий.

Гражданская интеграция

Все действующие лица в обществе равны перед законами, никто не может быть отстранен от своих прав, думая иначе. Политические институты обеспечивают создание режима, гарантирующего равенство и справедливость для всех жителей..

Характеристики современных политических институтов тесно связаны с понятиями демократии, с учетом того факта, что демократический порядок - это тот, который обеспечивает общество более высоким уровнем терпимости и регулирования политической жизни..

функции

Состояние и регулирование политической жизни

Исходя из принципов равенства, справедливости и справедливости, политические институты выполняют основную функцию, определяющую политическую жизнь страны для достижения все более стабильного, множественного и демократического порядка..

Выполнить предложенные цели

Составьте генеральные планы развития сосуществования, экономики, политики, социальной сферы и обеспечьте их эффективное соблюдение с течением времени..

Удовлетворение социальных потребностей

В каждом обществе существуют уязвимые сектора, функция государственных учреждений состоит в том, чтобы найти механизм, позволяющий всем жителям страны или региона удовлетворить основные потребности и, таким образом, вести достойную жизнь..

Осуществлять социальный контроль

Под социальным контролем понимается система норм, регулирующих жизнь нации и институтов, уполномоченных восстанавливать порядок при любых обстоятельствах..

Примеры политических институтов в Испании

  • Глава государства: В данном случае это король, другие страны могут быть главой государства и правительства.
  • Глава правительстваПрезидент. Это известно как исполнительная власть.
  • Генеральные кортесыЭто состоит из депутатов и сенаторов конгресса. Это известно как законодательная власть.
  • Суды юстиции: Чьи главные представители - судьи и магистраты. Это судебная власть.

Баланс государственных учреждений

В Испании эти четыре учреждения являются основными регуляторами национальной жизни. Тем не менее, от страны к стране структура государственных учреждений различна, хотя цель одна и та же: сохранить общественный порядок и демократическое сосуществование..

Для Томаса Гоббса государство "левиафан«Этот человек создан, чтобы сохранить мир и добровольно подчиниться контролю своей саморазрушительной натуры. Государственные учреждения избегали гражданских войн, конфронтаций и серьезных проблем во всех обществах..

В любом случае, политические институты являются органом, который снижает социальный риск и стремится поддерживать порядок для гармоничного развития различных компонентов общества..


Институты государственной власти разделены на несколько частей. Каждая имеет относительную самостоятельность. К примеру, ветви законодательной, исполнительной и судебной власти. От имени народа, как его голос и представитель, действует высший орган - парламент и законодательная власть. Этот термин позаимствовали институты государственной власти у англичан, а само явление появилось в Исландии. Древние викинги собирались обособленно, чтобы решать вопросы, касающиеся государственного управления и выразить отношение жителей по отдельным законодательным проблемам. Современная Россия и ее властные органы подчинены основному закону - Конституции РФ. Она определила, используя всенародное голосование, государственный строй с республиканской формой правления и президентским Правительством.

Клятва Путина

На чем основан конституционный строй?

Любой сборник имеет свои главы и параграфы. Конституция РФ состоит из статей, которые объясняют каждое законодательное положение. Институты государственной власти опираются на конституционный строй в России. Он основан на основополагающих частях:

  • народовластии;
  • федерализме;
  • социальном статусе;
  • светскости;
  • политическом и идеологическом многообразии.

С народовластием все ясно. Статья 3 гласит о том, что на многонациональном народе держится суверенитет, он служит единственным источником для институтов государственной власти в РФ. Граждане властвуют с помощью разных органов и местного самоуправления. Федеральные законы контролируют, чтобы никто не присвоил или не захватил управление страной. Как быть с федерализмом и демократией, если таких понятий в Конституцию не включено? Но унитарному государству принадлежат признаки:

  • целостности;
  • суверенитета;
  • единство системы;
  • централизация структур для управления страной.

Здание суда

Конституционные нюансы

Для федерации характерно, что институты государственной власти используют самостоятельное управление в субъектах для образования собственных органов с наличием разграниченных правомочий. В их решения никто не должен вмешиваться. Относительно этих проблем Конституционный суд высказывался в своих постановлениях с соответствующими аргументациями, но они ни на что не повлияли.

Конституционный институт государственной власти в соответствии с нормами по ссылкам суда можно рассмотреть с другой стороны, где нет унитарного властвования. В России действуют две системы с собственными полномочиями – федеральные органы и государственная власть субъектов. Статья 7 в Конституции раскрывает государственную социальную политику, с ее помощью создаются такие условия для людей, чтобы они достойно жили и свободно развивались. По отношению к светскому государству имеется упоминание в статье 14, где даются ограничительные возможности для религий. Ни одна из них не может стать главной, все религиозные образования существуют отдельно от государственных структур и подчинены законам РФ. Статья 13 обозначила для России признание политических институтов государственной власти с многопартийностью и равенством перед законодательством. Они не могут установить свое главенство, чтобы трактовать направление деятельности как единственно правильное.

Конституция РФ

Основные запреты

Идеологическую направленность для институтов государственной власти в РФ никто не может утвердить как обязательную. Запрещено в стране создавать общества, которые намеренно подрывают государственную целостность и стараются силой изменить конституционный строй. Нельзя в России организовывать незаконные вооруженные формирования, с их помощью разжигать конфликты:

  • социальные;
  • расовые;
  • национальные;
  • религиозные.

Главный законодательный акт в ст. 1 ч. 1 вынес определение для России как демократического федеративного правового государства, у которого республиканская форма правления. Полномочия институтов государственной власти сбалансированы таким образом, что РФ можно принять за смешанную республику. В ней сочетаются президентские и парламентские формы с республиканским управлением страной.

Структура и основа разделения

Полномочия институтов государственной власти, если опираться на утверждения статьи 10 Конституции, действуют самостоятельно в законодательных, исполнительных и судебных структурах. Значит, главный закон признал принцип властного разделения. Об этом говорится в статье 11, где указаны основные государственные институты власти:

  1. Президента РФ.
  2. Федерального Собрания, Совета Федерации и Государственной Думы.
  3. Правительства РФ.
  4. Судов РФ.

Разделяй и властвуй

Кто властвует в регионах?

Следует отдельно подчеркнуть, что государственные институты власти Российской Федерации не включили в свою систему местное самоуправление. Субъектам дано право создавать свои властные органы. Это положение включено в статью 12 Конституции. Они могут действовать самостоятельно, ограничиваясь собственными полномочиями, а государство признает их и дает гарантию местному самоуправлению. В главе 8 основного закона описано, как в регионах местной властью решаются вопросы с населением относительно:

  • владения;
  • пользования;
  • распоряжения имуществом, которое принадлежит к муниципальной собственности.

Должностных лиц назначают избирательным методом после выборов и тайного голосования граждан. Местный институт системы органов государственной власти самостоятельно:

  • управляет муниципальной собственностью;
  • формирует, утверждает, исполняет местный бюджет;
  • устанавливает порядок по налогам и сборам;
  • охраняет общественный порядок;
  • решает все проблемы, возникшие в субъекте.

Местному самоуправлению даны широкие полномочия. Здесь могут даже разрабатывать свои законы при условии, что эти законодательные акты ни в чем не противоречат Федеральному законодательству и Конституции. Если региону положены отдельные государственные полномочия по закону, чтобы передать материальные финансовые средства, они становятся подконтрольны федералам.

Как создавали новый политический институт?

Вместе с высшей должностью во властных структурах с 1991 года появился новый институт - президентский. Было трудное время для страны, менялась ее форма, а новой ветвью старались создать действительное управление государством, чтобы законы не только утверждались, но и исполнялись. Президентство формировалось при экономическом и политическом кризисе, когда обострились межнациональные отношения, ослабло единство властных органов. Не было взаимодействия институтов государственной власти, так как произошло расслоение в союзном и республиканском законодательстве. Своего опыта в отношении организации президентской власти не было. Тогда попытались сформировать понятие из зарубежных примеров. Происходили постоянные корректировки, они вносились в Конституцию, пока Президент не получил устойчивый правовой статус с усиленными правомочиями. В настоящее время глава государства успешно управляет страной. Он гарантирует основные положения Конституции:

  • гражданские права и свободы;
  • суверенитет страны;
  • независимость и государственную целостность;
  • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия властных государственных органов;
  • определение политических направлений.

Президент представляет государство во всех отношениях. На этот пост гражданин может быть утвержден после избрания на всеобщих, равных выборах по принципу тайного голосования. Должность можно занимать два срока по шесть лет, если население выберет.

Президентский институт власти

Чем занимаются законодатели?

Законотворчество - основная функция законодательной власти. Двухпалатный парламент представлен Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. В основном их заседания проходят отдельно друг от друга. Вместе они собираются, чтобы узнать о новых президентских указаниях, решениях, посланных Конституционным судом или заслушать выступление посетившего их иностранного руководителя. Формируют палаты депутатами после выборов на основании федерального законодательства. Зарплаты члены парламента получают равные министерским окладам.

Логотип Совета Федерации

Практическое исполнение законов

Если законодатели разрабатывают законы, то институты государственной власти, исполнительная власть в частности, претворяет их в жизнь. Ее управленческая деятельность направлена на удовлетворение общественных интересов по запросам и гражданским нуждам. Реализация происходит посредством властных полномочий и административных прав. Штат сотрудников формируют выборочно на основании избирательных прав с последующим назначением. Структура содержит государственных служащих:

  • грамотных;
  • компетентных;
  • образованных юридически;
  • осведомленных в правовых нормах.

Исполнительная власть состоит из федеральных и региональных органов:

  1. Министерств.
  2. Федеральных служб и агентств.
  3. Комитетов.
  4. Департаментов.
  5. Главных управлений.

Властные органы отличаются критериями:

  • государственная власть одновременно ограниченная и самостоятельная ветвь;
  • выполняет подзаконные задачи;
  • хорошо организована;
  • исполнительно-распорядительные действия по характеру постоянные, непрерывные;
  • обладает материальными ресурсами и властными полномочиями.

Исполнительные институты государственной власти и управления предназначены для выполнения:

  • подзаконного регулирования;
  • реализации политики государства в различных жизненных сферах, осуществляя управленческую деятельность;
  • административного правоприменения;
  • лицензирования, регистраций, сертификаций;
  • контроля над правовыми нормами и общеобязательными правилами;
  • создания порядка, его охраны с обеспечением безопасного существования граждан;
  • предоставления информации властным органам.

Исполнительными ведомствами теория претворяется в практику.

Российская Федерация

Принципы судебной власти

Власть судов состоит из упорядоченной системы с общими целями и задачами, основой которых являются демократические принципы. Судебные институты разделены административно-территориальным и национально-государственным соответствием. Властная ветвь отличается своими признаками и критериями по сравнению с другими:

  • исключительностью;
  • самостоятельностью;
  • процессуальным порядком.

Этот орган существует в судах, где власть реализуют судьи. Управлением их занимается процессуальное законодательство. Приговоры выносятся и оглашаются в соответствии с законом и компетентностью. Материальные и социальные гарантии способствуют поддержке судебной независимости и самостоятельности. Институт состоит из федеральных и региональных судебных органов. Структура власти содержит юрисдикцию:

  • конституционную;
  • общую;
  • арбитражную.

Все юридические элементы в целях взаимодействия соединены единой системой, что обеспечивает соблюдение законности и защиты гражданских прав.

Власть судов

Социальный институт государственной власти

В деятельность социальных и общественных институтов включено осуществление, организация нормальной жизнедеятельности граждан. Властная структура обеспечивает население нуждами:

  • социальными;
  • экономическими;
  • политическими;
  • культурными.

Власть оказывает влияние на граждан установленными правилами поведения. По мнению социологов, во многом зависит от действия социального института долгосрочное существование государства. Эти органы удовлетворяют потребности:

  • безопасной жизни;
  • материальные;
  • учебные;
  • духовные.

Ведомства данного образования содержат:

  • предписания по выполнению ролевых моделей в поведении и статусе;
  • обоснования теоретического, идеологического, религиозного, мифологического мировоззрения;
  • трансляцию опыта материального, идеального, символического, а также способы, стимулирующие один поведенческий характер и репрессирующие другое поведение;
  • социальную позицию.

Следует исключить из понятия общественных институтов:

  • коллективные субъекты;
  • социальные группы;
  • предприятия.

Они действуют с помощью особых социальных механизмов, которые воспроизводят определенные отношения.

Социальный властный орган создан в стране для решения задач по:

  • удовлетворению отдельных лиц и обществ необходимыми потребностями;
  • регулированию желательного поведения;
  • определению и поддержанию общего социального порядка с помощью социальных регуляторов;
  • интеграции намерений для обеспечения внутренней сплоченности.

Общественные институты решают не только специфические задачи, им свойственно выполнять универсальные действия, которые:

  1. Закрепляют и воспроизводят общественные отношения. В их распоряжении находятся стандартные нормы и правила.
  2. Обеспечивают регулировку отношений членов общества, выбирая образцы и шаблоны поведения.
  3. Интегрированием создают сплоченное, взаимозависимое, ответственное общество. Оно помогает достичь цели, обеспечить институализированные нормы, ценности, правила, санкции.
  4. Передают социальный опыт транслирующей функцией. Для нормальной деятельности необходимо обновление людьми, которые усвоили правила, происходит смена поколений. Для этого предусмотрен инструмент социализации с ценностями и нормами.
  5. Коммуникативным способом распространяют необходимую информацию внутри одного органа и между научными учреждениями, осуществляя формальную связь.

Качественные признаки и взаимодействие

Существуют разные институты социальной направленности. Их отличают качественные критерии. Для политических государственных институтов, профсоюзных или партийных, любых общественных организаций, преследующих политическую цель, характерно направлять, устанавливать, поддерживать определенную форму политики власти. В совокупности создается политическая система в конкретном обществе. С помощью политических институтов осуществляется обеспечение устойчивого сохранения идеологических принципов. Происходит стабилизация доминирующей у населения социальной и классовой структуры.

Культурными и образовательными институтами осваиваются основные ценности. Нормативно-ориентирующими механизмами проводится морально-этическая ориентация для управления поведением, чтобы привить мотивацию с этической основой, утвердить человеческие ценности по специальным кодексам. Нормативами и санкциями регулируется правопорядок и ответственность. Государство использует принудительную силу и законодательную систему.

После ликвидации СССР в стране годы шла структуризация властной системы, процесс еще не закончен. Сейчас законодатели больше не ориентируются на опыт западных стран, считают, что достаточно собственных навыков.

Читайте также: