Суд это политическая власть

Обновлено: 30.06.2024


Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

В пособии раскрыты предмет, задачи и функции политологии как науки и учебной дисциплины, история социально-политических воззрений, феномен власти, становление и развитие мировой и отечественной политической мысли. Рассматриваются проблемы политической жизни общества, личности, лидерства, политические режимы, партийные системы, государство и его органы, политическая культура, сознание и деятельность, место конфликта в политике, основные идейно-политические доктрины в современном мире, система международных отношений. В приложении приведены первоисточники и основные положения из трудов классиков политологии. Предназначается студентам различных специальностей вузов, изучающих базовый курс политологии, преподавателям, аспирантам, магистрантам, всем интересующимся вопросами данной дисциплины.

Судебная власть

Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положе­ние в государственном аппарате органами (судами) присущие им воз­можности и способности воздействия на поведение людей и социаль­ные процессы.

Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойст­венно, по крайней мере, две особенности: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государственными учреждениями — судами;

во-вторых, у этих органов должны быть свои, присущие только им способности и возможности воздействия.

Эти признаки нельзя изолировать друг от друга или противопостав­лять. Осуществляя государственную власть в особой форме, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, изданные парламентом, а исполнительная власть осуществляет его решения (тю­ремное содержание, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.).

Вместе с тем судебная власть существенно отличается от законода­тельной и исполнительной. Суд не принимает законы, как это, напри­мер, делает парламент (своеобразным исключением выступают прецеденты в странах англосаксонского права), и не занимается ис­полнительной деятельностью, подобно правительству. В отличие от законодательной власти судебная власть не опирается на поддержку избирателей и не имеет тех силовых механизмов, какие есть у испол­нительной власти. Однако, принимая решения, судебная власть может лишить человек свободы и, даже, жизни, чего не имеет права делать ни законодательная, ни исполнительная власть. В отличие от законодательной и исполнительной власти, которые тесно связаны с политикой, судебная власть должна стоять над политическими кон­фликтами. Она не вправе руководствоваться политическими мотивами и поддаваться политическому давлению, Вместе с тем в лице консти­туционных судов, принимающих политические решения, судебная власть также может участвовать в политике. Сила судебной власти коренится в се уважении гражданами и должностными лицами, в вере в непререкаемость судебных решений и их неуклонное исполнение. Будучи органом государства, конституционный суд, однако, может противостоять государству и его учреждениям, если они нарушают законы.

Судебная власть обладает многогранными полномочиями, которыми наделяются суды. Их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий можно назвать следующие:

• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

• обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

• разбирательство и разрешение дел об административных право­нарушениях, подведомственных судам;

• разъяснение действующего законодательства по вопросам судеб­ной практики;

• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное пол­номочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. Эти полномочия было бы неправильно полностью отождествлять с правосудием. Мож­но говорить лишь о том, что их реализация тесно связана с правосуди­ем и содействует его надлежащему осуществлению.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образую­щих судебную власть, призвано способствовать исполнению прини­маемых ими решений. Закон, к примеру, прямо провозгласил общеобя­зательность судебных решений всех видов. Он требует от организаций и должностных лиц, граждан неукоснительного подчинения велениям судебной власти.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть при­звана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти, А это позволяет делать вывод уже о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей власти. Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в том, что одним из ее полномочий стал конституционный контроль.

Судебная власть имеет ряд существенных характеристик:

• построение органов судебной власти предполагает обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного началь­ства);

• для деятельности судебной власти установлены особые правила, процедуры, отражающие общечеловеческий опыт;

• основная цель деятельности судебной власти — обеспечить закон­ное, обоснованное и справедливое решение;

• краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность, коллегиальность (с некоторыми исключениями), возможность уча­стия представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел;

• центральным звеном судебной системы считаются суды, наделен­ные однородными полномочиями.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен при­нимать решение по существу тех вопросов, которые являются основ­ными для данного дела. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и др. су­дебных решений, не вступивших в законную силу. Вышестоящей ин­станцией или вышестоящим судом обычно называют суды, занимаю­щие более высокую ступень по отношению к данному суду.

Судебная власть осуществляется судьей единолично (при рассмот­рении незначительных правонарушений) или судебной коллегией. Коллегия может состоять из одного или нескольких судей и опреде­ленного числа народных или присяжных заседателей, которые вклю­чаются в состав суда при рассмотрении серьезных уголовных дел.

Судьи могут избираться или назначаться. В большинстве стран они назначаются пожизненно или, чаще, до достижения определенного возраста (65 — 70 лет). В некоторых странах судьи первоначально назначаются на определенный срок, а затем избираются пожизненно. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое об­разование, незапятнанную репутацию (это может относиться и к бли­жайшим родственникам), определенный жизненный опыт и сравни­тельно большой юридический стаж. Судьи не могуг осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Во многих странах они не могут состоять в политических партиях, участ­вовать в политической деятельности и забастовках.

Списки заседателей (присяжных), в которые обычно включаются добропорядочные граждане, составляются муниципалитетами или специальными комиссиями. Для каждого конкретного заседания их определяют по жребию, путем случайно выборки. Народные заседате­ли наравне с судьей участвуют в постановлении решения, определе­нии наказания и т. п. Присяжные (чаще всего в англосаксонских стра­нах) лишь принимают решения о виновности или невиновности, а на­казание назначает судья.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправ­ления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической лите­ратуре актами правосудия, в соответствии с законодательством наде­ляются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, оп­ределение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории.

Правосудие относится к числу важнейших полномочий, осу­ществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномо­чий судебной власти оно занимает центральное место. Правосудие отличается целым рядом особенностей:

• отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человек и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций;

• правосудию принадлежит решающее слово при признании кон­кретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздейст­вия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности;

• правосудие является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической дея­тельности между государственными и негосударственными орга­низациями,

• неисполнение судебного решения или воспрепятствование испол­нению может повлечь применение различного рода санкций в от­ношении тех, кто повинен в этом;

• правосудие может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и раз­решение гражданских и уголовных дел должно происходить в су­дебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и при­нятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении законодательства;

• все процессуальные предписания, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и спра­ведливого решения по существу;

• правосудие может осуществляться только особым органом — су­дом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудие можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголов­ных дел при неуклонном соблюдении требовании закона и ус­тановленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснован­ность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие ру­ководящие, исходные положения, определяющие наиболее сущест­венные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний зако­нодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе обще­ства.

К числу основных принципов правосудия относятся:

а) доступность суда для всех физических или юридических лиц;

б) публичность (открытость) суда. Лишь в некоторых случаях (во­просы государственной тайны, интимные отношения) проводятся за­крытые заседания;

в) независимость суда и подчинение его только закону;

г) возможность обжалования судебного решения в другом суде;

д) ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с участием переводчика;

е) ответственность государства за судебную ошибку.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулиру­ющих правосудие.

Система судов в ряде стран, в т. ч. в Республике Беларусь, строится на принципах территориальности и специализации. По территориаль­ному принципу в районах создаются районные суды, в областях — областные и т. д. К числу специальных судов обычно относятся: ар­битражные, хозяйственные, военные, административные, трудовые и др. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституци­онным судам, осуществляющим функцию контроля за конституцион­ностью нормативных актов (в некоторых странах подобную функцию выполняют общие суды). Правовые акты, признанные конституцион­ным судом не соответствующими конституции, утрачивают свою си­лу.

Построение органов власти в соответствии с принципом разделения властей обеспечивает действие системы сдержек и противовесов для того, чтобы они дополняли и контролировали действия друг друга.

(judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо законодательной власти. Как правило, это гарантировано в Конституции. К примеру, в ст. III Конституции США говорится, что "судьи судов как высшей, так и низшей инстанции исполняют свои обязанности при хорошем поведении и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено в течение всего времени их пребывания в должности". Сходный порядок определен и в Великобритании, где жалованье судьям выплачивается из фонда, неподконтрольного парламенту. Политики имеют право в значительной степени контролировать судей. Известны попытки американских президентов назначить членами Верховного суда тех, кто, по их мнению, будет поддерживать их политику: в равной степени известно и то, как часто их ожидало разочарование. Президент Эйзенхауэр, говорят, назвал назначение Эрла Уоррена Верховным судьей "самой идиотской из всех мною сделанных ошибок". См. также: гражданские права, судебный активизм. 2. Судебный надзор за законодательством. Писаные конституции дают право определять конституционность законов обычным судам, особым Конституционным судам или (во Франции) Конституционному Совету (Conseil Constitutionnel). По контрасту, английский принцип парламентского суверенитета (parliamentary sovereignity) не дает судьям права надзирать за конституционностью законов, а позволяет им всего лишь провозглашать, чтó законы в действительности означают. В некоторых случаях, как в постановлении Арбитражного суда о правах и обязанностях Пограничной комиссии (Boundary Commission) 1983 г., это может привести к тому, что законам будет придаваться смысл, отличный от того, какой стремился придать им парламент.3. Судебный надзор за действиями исполнительной власти. Конституция США наделила Конгресс правом "регулировать торговлю с зарубежными странами, между несколькими штатами и с индейскими племенами", вследствие этого суды были вовлечены в регулирование актов исполнительной власти и деятельности ведомств, занятых торговлей между штатами. Большинство судебных систем (в данном случае включая и британскую) наделены сходным правом. (См. также: административное право (administrative law)). В настоящее время в Великобритании пострадавшая сторона, как правило, требует судебного надзора за действиями исполнительных властей. Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) тоже может вынести решение против действий исполнительных властей в Соединенном Королевстве. 4. Ее социальные истоки. Доводы против предоставления большей независимости судебной власти – особенно в Великобритании – обосновываются тем, что судьями становятся представители определенного социального слоя, от которого трудно ожидать справедливого рассмотрения дел в отношении бедных и этнических меньшинств и (или) симпатии которого лежат на стороне индивидуализма в ущерб коллективизму. То, что судьи составляют узкий социальный слой, отрицать невозможно, особенно в Великобритании, где они отбираются только из рядов барристеров (адвокатов) и где комплектование барристеров дело весьма своеобразное, даже по британским меркам. Однако до сих пор не удавалось достаточно убедительно доказать, что судебная власть систематически оказывается предубежденной в этом отношении.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые от имени государства вершат правосудие, и в этом состоит их особая юридическая и политико-социальная роль и значимость. Поэтому в политологии судебная власть рассматривается как ветвь государственной власти, точнее ее орган, а не правоохранительная и правоприменительная системы. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам. Программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Верховенство закона абсолютно на всей территории Российской Федерации.

Чтобы обеспечить самостоятельность и независимость судов, Конституция устанавливает также, что финансирование производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого существования правосудия в соответствии с федеральным законом.

Начавшаяся в России правовая реформа призвана закрепить и развить верховенство закона для всех граждан, социальных общностей людей, политических институтов, чтобы обеспечить движение общества и государства к правовому государству и гражданскому обществу.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Смотреть что такое СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ в других словарях:

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

в буржуазном государственном и конституционном праве — система органов, на которые законом возлагается осуществление правосудия. Буржуазная нау. смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Понятие *С.в.* впервые употреблено в действующей российской Конституции. Глава IX Конституции РСФСР 1978 года *Правосудие и прокурорский надзор* с учетом внесенных в нее в 1989-1993 гг. изменений закрепляла основы С.в., уже отпочковавшейся от иных ветвей власти. Конституция РФ использует другое понятие *правосудие*, которое настолько близко, что в ряде случаев Конституция РФ употребляет их как равнозначные. Однако же термин *С.в.* является более универсальным и более точно отображает природу данной ветви власти, в отличие от более узкого термина *правосудие*. Понятием *С.в.* охватываются и органы, осуществляющие С.в., и осуществляемая ими деятельность правосудие. Как важнейший государственно-правовой институт С.в. призвана удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. В то же время природа С.в. не исчерпывается осуществлением правосудия. Органы, олицетворяющие С.в., осуществляют правотворческую деятельность, создавая прецедентное право; в сферу судебной деятельности входит и осуществление судебного надзора важного инструмента обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц. Конституция РФ устанавливает, что С.в. в РФ осуществляется только судом. Присвоение властных полномочий наказывается в соответствии с уголовным законом. В демократическом правовом государстве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осуществляют конституционный контроль проверку на соответствие законов, иных нормативных актов, а также действий и решений государственных органов нормам Конституции; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния. Совокупность действующих в РФ судов образует ее судебную систему. С.в. самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды реализуют С.в. самостоятельно и независимо, подчиняясь только закону. В РФ не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, а равно в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. С.в. характеризует непререкаемость и обязательность решений и действий судебных органов. Вступившие в законную силу судебные акты, иные законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат беспрекословному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения, иное проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. Высокий статус С.в. обеспечивается гарантированным финансовым обеспечением. В соответствии с Федеральным законом от 22 января 1999 г. *О финансировании судов Российской Федерации* в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и всей системы судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов. Предусматривается, что финансирование судов РФ в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом установлено, что суды РФ самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности. (В.Ч.). смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

суд) — третья ветвь государственной власти в соответствии с концепцией разделения властей. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В отличие от законодательной С в . не создает общих правил поведения (некоторым исключением является судебный прецедент), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью (администрированием). Государственная власть суда имеет конкретный характер: суд рассматривает и разрешает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные, трудовые споры, административные споры (жалобы граждан на действия чиновников) и др.). Эти дела и споры рассматриваются в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется и дело направляется на новое рассмотрение. С в . принадлежит не судебному учреждению, какой бы высокий ранг оно ни занимало, а судебной коллегии (по незначительным делам — единоличному судье), рассматривающей дело. Поэтому, когда говорится о суде, имеется в виду именно такая коллегия; она может состоять из профессиональных судей (например 3—5 судей при рассмотрении гражданского иска), одного судьи и нескольких присяжных или народных заседателей, нескольких судей и нескольких заседателей. Судебная коллегия рассматривает и разрешает дела в соответствии с законом и правосознанием ее членов. Реализация закона и правосознания судей в виде судебного решения — это акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах. Деятельность суда призвана обеспечить господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Суд осуществляет не регулятивную, а охранительную функцию. Он обязан обеспечивать законность и правопорядок, охрану от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, государственных органов, общественных объединений. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет законодательная и исполнительная власть. Принимая решение, судебная коллегия может лишить человека свободы и самой жизни за совершение тяжкого преступления, конфисковать имущество, заставить государственный орган отменить свое решение, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Положение суда достаточно противоречиво: с одной стороны, это сильная власть, с другой — это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как законодательная, и не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, уважении к праву, высокой политической и правовой культуре общества и его граждан. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой (главную роль в парламенте играют партийные фракции), в отличие от исполнительной власти, которая тоже поддается политическому давлению, при осуществлении С в . политическое давление и всякое давление вообще должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими мотивами при вынесении решений. В условиях тоталитарных режимов деятельность суда обычно является продолжением партийной политики, лидеров военных советов. Особенности С в . , ее независимость предполагают необходимость судейского самоуправления — создание высших советов магистратуры, общегосударственных советов судей, высших квалификационных судейских коллегий и других органов — только они могут решать вопросы о дисциплинарных взысканиях судьям, отстранении их от работы, повышения и понижения в должности и т.д. В.Е. Чиркин . смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

в соответ-ствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). смотреть

Что такое власть. Определение и суть простыми словам. Политическая власть и государственная власть - в чем разница? Политическая власть является более широким понятием, чем государственная власть. Что значит органы политической власти. Формы политической власти. Демократическая власть.

Фото Власть - это. Политическая власть и органы государственной власти

Власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять чем-либо и кем-либо.

Любая власть предполагает неравенство, поскольку есть властвующие и подвластные.

Политическая власть - это право, способность и возможность претворять в жизнь и отстаивать определенные политические взгляды и цели.

Политическая власть - понятие более широкое, чем государственная власть . Политической властью обладают не только государственные органы, но и другие политические институты - например, партии и общественные движения, профсоюзы и международные организации.

Что такое государственная власть

Государственная власть - это одна из разновидностей политической власти, право и возможность управлять государством. Государственная власть распространяется на всех граждан страны.

Признаки государственной власти:

Действует на основе права от имени всего общества.

Монополия на насилие. Только власть имеет законное право использовать силу в пределах страны.

Власть имеет единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства: экономические, социальные, культурные, принудительные.

Что такое органы госвласти. Органы государственной власти в России

Государственная власть - еще и система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Эту власть осуществляет государство в лице должностных лиц и государственных органов.

Органы государственной власти - это учреждения и организации, предназначенные для управления государством на разных уровнях. Органы государственной власти могут быть высшими и низшими, центральными и местными, федеральными и региональными.

Примеры органов государственной власти в России: Министерство внутренних дел, Верховный суд, правительство Московской области, Федеральная налоговая служба.

При демократическом политическом режиме государственная власть основана на принципе разделения властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип провозглашается в статье 10 Конституции РФ.

В Российской Федерации государственную власть, в соответствии со статьей 11 Конституции, осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды.

В субъектах федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной (законодательные собрания, думы и др.) и исполнительной власти (губернаторы, правительства).

Россия - федеративное государство. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами

Теории происхождения власти

Власть - ключевой политический институт. Как считается, он возник одновременно с появлением общества. Есть разные представления о происхождении власти:

Классовая (марксистская) концепция гласит, что власть - это господство экономически доминирующего класса над другими классами. Например, при феодализме - доминирование феодалов над крестьянами, при капитализме - доминирование капиталистов над рабочими.

Элитарная концепция сводится к тому, что власть - это отношения между господствующим меньшинством и подчиненными большинством.

Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.

Поведенческая концепция объясняет природу власти тем, что стремление к власти - это доминирующая часть человеческой психики.

Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти

Субъект власти - это тот, кто осуществляет власть. Человек, группа, организация, мировое сообщество и т.п.

Объект власти - это тот, кто выполняет веления власти. Индивид, группа, класс и т.п.

Функции власти - это задачи, которые она выполняет. К функциям власти относятся господство, руководство, контроль, координация, организация и т.п.

Источник власти - это то, что дает ей действенность. Источником власти может быть авторитет, сила, закон, богатство, харизма и др.

Основания власти - это фундамент, опора власти. Это может быть экономическая и социальная база, юридические, административно-силовые, культурные основания.

Ресурсы власти - это все то, что субъект власти может использовать для влияния на других. К ресурсам власти относятся принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх etc.

Классификация политической власти

По месту в структуре власти: центральная, региональная или местная власть.

По типам социального господства: традиционный, легальный и харизматический.

Функции политической власти

Формирование политической системы общества, организация его политической жизни и отношений (между государством и обществом, общественными институтами, классами).

Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами и отношениями.

Создание определенной формы правления, типа политической системы и политических отношений.

Требования к демократической власти

В современных демократических обществах источником суверенитета считается народ, поэтому власть должна работать на благо народа. К демократической власти предъявляют ряд требований, чтобы не допустить сползания к авторитаризму или тоталитарному режиму.

Ограниченность - разделение властей.

Институциональность - власть принадлежит не конкретным людям, а устойчивым структурам, общественным институтам.

Легитимность - общественно-моральное оправдание власти, ее признание населением и международным сообществом.

Устойчивость и легитимность политической власти

Одна из важнейших проблем политической власти - проблема устойчивости. Основные принципы устойчивости политической власти - это легитимность и результативность.

Легитимность власти - это признание власти обществом, добровольное согласие народа подчиняться решениям политических лидеров и государственных органов.

Составляющие легитимности - это:

Положительная оценка власти населением.

Признание власти мировым сообществом.

Результативность власти - это то, в какой степени власть выполняет свои функции и соответствует ожиданиям населения.

Читайте также: