Стоило человеку потерять ее уважение а суд

Обновлено: 01.05.2024

2. Распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоящее после определяемого слова. Липы, покрытые росой, источали нежный аромат.

3. Два и более одиночных определения, стоящие после определяемого существительного, если определяемому существительному предшествует еще одно определение. Мне очень обидно слышать эти россказни, грязные и лживые. При отсутствии предшествующего определения обособление факультативно.

4. Одиночное определение, стоящее после определяемого существительного, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение. Молодому человеку, влюбленному, не возможно не проболтаться о своем чувстве.

5. Распространенное или одиночное определение, стоящее перед определяемым словом, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение. Высокая, Леля и в стеганых одеждах была излишне худа.

6. Распространенное или одиночное определение, если оно отделено от определяемого существительного другими членами предложения. Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю

7. Определение, относящееся к личному местоимению. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти.

8. Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже, обособляются, если они являются разъясняющим замечанием к именам существительным или личным местоимениям. Иван Иванович, без пальто, без шапки, выбежал на крыльцо.

9.Обособляются несогласованные определения, стоящие в одном ряду с согласованными определениями. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий, красивый.

Обособление приложений

1. Распространенные приложения, относящиеся к нарицательным существительным или личным местоимениям. Зеленый лес, надежная защита от зноя, манил путников прохладой. Человек упорный, он добился успеха.

2. Распространенные приложения, стоящие после имен собственных. Радищев, рабства враг, цензуры избежал.

3. Одиночные приложения обособляются, если

а) относятся к личному местоимению: Нам, студентам, надо многому научиться.

б) стоят после имени собственного: С речью выступил Арагон, поэт.

в) относятся к существительному с пояснительными словами: Мой старый друг, инженер, запатентовал свое открытие.

Примечание.Имена собственные, стоящие после нарицательных существительных, обособляются, если перед ними можно без изменения смысла вставить союзы то есть, а именно. Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем. (Ср.: Остальные братья, а именно Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем.)

Обособление обстоятельств

1. Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом. Яркое солнце, играя, блестело на белом снегу. Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее.

2. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на. Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.

3. Распространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, при наличии, согласно, обособляются, если стоят перед сказуемым. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

4. Обстоятельства места и времени, уточняющие стоящие впереди обстоятельства, обособляются. Вечерами, по субботам, у нашей лавки собиралось все больше народа.

Примечание. Не обособляются: а) одиночные деепричастия, имеющие значение обстоятельства образа действия и стоящие после сказуемого. Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев.; б) деепричастия, перешедшие в наречия. Казаки ехали молча.

Обособление дополнений

Дополнения с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, за исключением обособляются. За окном ничего нет, кроме фонарей.

Вводные слова и предложения

Вводные слова выделяются запятой, независимо от местоположения.

Вводные предложения, мало или совсем не распространенные, выделяются запятыми. Как говорят старожилы, теплая осень – плохая примета.

Вводные предложения, значительно распространенные, имеющие характер добавочного замечания или пояснения, выделяются скобками или тире. Стали люди смеяться надо мной (птицеловов не уважают в деревнях), да и жена перестала понимать.

Задание 1.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

Задание 2.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные второстепенные члены. Сформулируйте синтаксические условия их обособления.

1. Не теряя времени хорошо вооруженный и на конях он [Махно] врывается со своей пятеркой на хутора зажигает их с четырех концов. 2. Часа через два разваренный он сидел за столом за кипевшим самоваром пробуя написать письмо матери, но на бумагу сами собою поползли из-под пера слова унылые жалобные, он испортил несколько листков мелко изорвал их и снова закружился по комнате поглядывая на гравюры и фотографии. 3. Увертливый он никогда не давал поймать себя и доведя противную партию игроков до изнеможения до отказа от игры издевался над побежденными. 4. Наконец зверь судорожно вытянув лапы затих; Макшеев нашел спички и зажег свечу, и все трое полуодетые и перепуганные отстегнув задние полы палатки выбрались ползком наружу и осмотрелись. 5. По внешней видимости главы о Иешуа и Понтии Пилате трижды прерывающие современное повествование живут в романе отдельной самостоятельной жизнью. 6. Туда загнал их крупом и боками своей лошади драгун въехавший верхом на тротуар. Его забавлял их ужас, и загородив им выход он производил перед их носом манежные вольты и пируэты и пятил лошадь задом и медленно, как в цирке, подымал ее на дыбы.

Задание 3.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Отметьте разные возможности расстановки знаков.

1. Около них на ветках ивняка сохло выстиранное обмундирование. Там же на берегу над маленьким костром висели два котелка. 2. Справа на холмах лабиринты приникших к земле по-змеиному изогнутых виноградных лоз. 3. Нынче в эту весеннюю сессию всем было из ряда вон тяжело. 4. Я иду к пруду на свое любимое место между шиповниковой клумбой и березовой аллеей и ложусь спать. 5. Осенью во время ненастья лес имеет особенно унылый вид. 6. Справа далеко где-то запели петухи. 7. Справа метрах в трехстах за деревьями виднелся еще хутор. 8. Иногда в добрую минуту его даже забавляла эксцентричная барыня Полина Карповна.

Задание 4.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните слова, которые в одних случаях выступают как вводные, в других – как члены предложения.

1. Не знаю, насколько убедительно обосновал я свое решение похоже, что не очень-то, но думаю оно покажется справедливым по мере чтения этих записок. 2. На маленьком бархане, откуда недружно отстреливались японцы, очевидно был их командный пункт. 3. Двадцать шестого декабря вдруг так потеплело, что казалось готов был хлынуть из низких скомканных туч проливной дождь. 4. Климу казалось, что все они очень горды и чем-то обижены. 5. В этом доме так казалось прошла вся жизнь, теперь надо было уезжать, навсегда. 6. Когда говорят о том, что такое грамотное прочтение, чаще всего утверждают: грамотное прочтение художественного текста – это его адекватное понимание. Но такое определение очевидно неполно.

Задание 5.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при вводных конструкциях, стоящих после союза.

1. Мы с Яковом почти одновременно выстрелил не целясь раз за разом из обоих стволов и конечно промахнулись.2. Ласло не помнил потом, как должно быть и Мария, с вечера или на рассвете легла за пыльными оконцами мезонина за парком за рекою – желтая дряблая заря вставшая из-за туманов. 3. Выйдя из землянки майор что-то сказал одному из писарей затем вернулся и по армейскому обыкновению спросив Алехина, не хочет ли он поесть, молча принялся рыться в стареньком канцелярском шкафу. 4. Наблюдение за движением эшелонов ведется в Белостоке или что вероятнее в Гродно. 5. Наверное около самой черной тучи лежали перекати-поле. Как должно быть им было страшно.

Задание 6.Проанализируйте способы включения вводных предложений и их пунктуационное оформление.

Задание 7.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1.Перед раскрытым окном красивого дома в одной из крайних улиц губернского города Орла дело происходило в 1842 году сидели две женщины. 2. Стоило человеку потерять ее уважение а суд произносила она скоро часто слишком скоро и уж он переставал существовать для нее. 3. Строгие люди их называют также пуристами отчего они не становятся лучше и милее строгие критики якобы понимающие тайны и капризы словесного творчества глубже и яснее самих творцов упрекали Лескова в том, что он искажал язык. 4. Домна так звали новую скотницу хотя баба норова твердого или лучше сказать ничем невозмутимого не могла однако вынести равнодушно определения судьбы. 5. Не желая звать повара я узнал его по голосу слышному из хаты я сам приподнял крышки и в одном из котлов обнаружил темный тепловатый чай, а в другом – остатки вкусно пахнувшей мясом и дымом каши.

Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородный муж живёт в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Благородный человек думает о долге, а мелкий человек о выгоде.

Благородный человек ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Блажен, кто ничего не знает. Он не рискует быть непонятым.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

В искусных речах гибнет добродетель.

Верьте в первую очередь в себя, другие последуют этому примеру.

Всё имеет красоту, но не каждый это заметит.

Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.

Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

Громче всех лают дворняжки. Молчаливость и выдержка - признак породы.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

Даже самое длинное путешествие начинается с одного шага.

Для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое.

Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Если вы хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности.

Если есть праведность в сердце, будет красота в характере.
Если есть красота в характере, будет гармония в доме.
Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране.
Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире.

Если кто-то хочет тебя сильно обидеть, значит ему еще хуже.

Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?

Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

Если ты ненавидишь - значит тебя победили.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Если хочешь знать, как обстоят дела с правлением страны, здоровы ли нравы, прислушайся к ее музыке.

Если человек научится управлять самим собой, ему не составит труда управлять государством.

Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?

Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.

Благородный муж думает о морали, долге и о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться и извлечь выгоду.

Благородный муж, впадая в нужду, стойко её переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается.

Благородный человек думает о долге, а мелкий человек о выгоде.

Благородный человек живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Простолюдин же следует за другими, но не живёт с ними в согласии.

Блажен, кто ничего не знает. Он не рискует быть непонятым.

Быть высоконравственным, значит, быть свободным душой. Люди, постоянно гневающиеся, беспрестанно боящиеся и отдающиеся страстям, не могут быть свободны душой.

В искусных речах гибнет добродетель.

Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.

Для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое.

Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то стыд вызывает богатство и знатность.

Если название неправильное, то слова не повинуются.

Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведёт к возникновению сомнений и непостоянства.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожать её.

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем, что такое жизнь.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

Когда не ведают далёких дум, то не избегнут близких огорчений.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Когда слова утрачивают своё значение, народ утрачивает свою свободу.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Люди с разными принципами не могут найти общего языка.

Мудрец ищет всего в себе, безумец - в другом.

Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

На добро отвечают добром. На зло отвечают справедливостью.

Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.

Не меняются только самые умные и самые глупые.

Не наказывай капризный желудок излишней пищей.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено.

О благородном муже нельзя судить по мелочам, ему нужно доверить больше дела. Низкому человеку нельзя доверить большие дела, но о нём можно судить по мелочам.

Обдумывай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание есть долг.

Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки.

По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Словом "взаимность" можно руководствоваться всю жизнь. Это значит: "не делай другим того, что не желаешь себе".

Сознавать долг и не исполнять его - это трусость.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.

Те, у кого разные пути, не могут совместно договориться, чтобы действовать.

То, к чему стремится высший человек, находится в нём самом, а то, что ищет низший - в других.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.

Человек может сделать великим учение, которое он исповедует, но учение не может сделать человека великим.

Человеколюбие включает знание людей. Нужно выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми.

Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов.

Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

– Пойдемте же кушать, пойдемте, – проговорила жалостливым голосом хозяйка, и все отправились в столовую. – Сядьте подле меня, Zoe, – промолвила Анна Васильевна, – а ты, Hélène, займи гостя, а ты, Paul, пожалуйста, не шали и не дразни Zoe. У меня голова болит сегодня.

Шубин опять возвел глаза к небу; Zoe ответила ему полуулыбкой. Эта Zoe, или, говоря точнее, Зоя Никитишна Мюллер, была миленькая, немного косенькая русская немочка с раздвоенным на конце носиком и красными крошечными губками, белокурая, пухленькая. Она очень недурно пела русские романсы, чистенько разыгрывала на фортепьяно разные то веселенькие, то чувствительные штучки; одевалась со вкусом, но как-то по-детски и уже слишком опрятно. Анна Васильевна взяла ее в компаньонки к своей дочери и почти постоянно держала ее при себе. Елена на это не жаловалась: она решительно не знала, о чем ей говорить с Зоей, когда ей случалось остаться с ней наедине.

– Ах да, Вебера, – промолвила Анна Васильевна, опустилась в кресла, и слеза навернулась на ее ресницу.

– Опять старые шутки, – произнесла Елена, взглянув на его работу, и обратилась к Берсеневу, с которым продолжала разговор, начатый за обедом.

– Старые шутки, – повторил Шубин. – Предмет-то больно неистощимый! Сегодня особенно она меня из терпения выводит.

– Это почему? – спросила Елена. – Подумаешь, вы говорите о какой-нибудь злой, неприятной старухе. Хорошенькая молоденькая девочка…

– Конечно, – перебил ее Шубин, – она хорошенькая, очень хорошенькая; я уверен, что всякий прохожий, взглянув на нее, непременно должен подумать: вот бы с кем отлично… польку протанцевать; я также уверен, что она это знает и что это ей приятно… К чему же эти стыдливые ужимки, эта скромность? Ну, да вам известно, что я хочу сказать, – прибавил он сквозь зубы. – Впрочем, вы теперь другим заняты.

И, сломив фигуру Зои, Шубин принялся торопливо и словно с досадой лепить и мять глину.

– Итак, вы желали бы быть профессором? – спросила Елена Берсенева.

– Да, – возразил тот, втискивая между колен свои красные руки. – Это моя любимая мечта. Конечно, я очень хорошо знаю все, чего мне недостает для того, чтобы быть достойным такого высокого… Я хочу сказать, что я слишком мало подготовлен, но я надеюсь получить позволение съездить за границу; пробуду там три-четыре года, если нужно, и тогда…

Он остановился, потупился, потом быстро вскинул глаза и, неловко улыбаясь, поправил волосы. Когда Берсенев говорил с женщиной, речь его становилась еще медлительнее и он еще более пришепетывал.

– Вы хотите быть профессором истории? – спросила Елена.

– Да, или философии, – прибавил он, понизив голос, – если это будет возможно.

– Он уже теперь силен, как черт, в философии, – заметил Шубин, проводя глубокие черты ногтем по глине, – на что ему за границу ездить?

– И вы будете вполне довольны вашим положением? – спросила Елена, подпершись локтем и глядя ему прямо в лицо.

– Вполне, Елена Николаевна, вполне. Какое же может быть лучше призвание? Помилуйте, пойти по следам Тимофея Николаевича… Одна мысль о подобной деятельности наполняет меня радостью и смущением, да… смущением, которого… которое происходит от сознания моих малых сил. Покойный батюшка благословил меня на это дело… Я никогда не забуду его последних слов.

– Ваш батюшка скончался нынешнею зимой?

– Да, Елена Николаевна, в феврале.

– Говорят, – продолжала Елена, – он оставил замечательное сочинение в рукописи; правда ли это?

– Да, оставил. Это был чудесный человек. Вы бы полюбили его, Елена Николаевна.

– Я в этом уверена. А какое содержание этого сочинения?

– Содержание этого сочинения, Елена Николаевна, передать вам в немногих словах несколько трудно. Мой отец был человек очень ученый, шеллингианец, он употреблял выражения не всегда ясные…

– Андрей Петрович, – перебила его Елена, – извините мое невежество, что такое значит: шеллингианец?

Берсенев слегка улыбнулся.

– Шеллингианец это значит последователь Шеллинга, немецкого философа, а в чем состояло учение Шеллинга…

– Андрей Петрович! – воскликнул вдруг Шубин, – ради самого Бога! Уж не хочешь ли ты прочесть Елене Николаевне лекцию о Шеллинге? Пощади!

– Вовсе не лекцию, – пробормотал Берсенев и покраснел, – я хотел…

– А почему ж бы и не лекцию, – подхватила Елена. – Нам с вами лекции очень нужны, Павел Яковлевич.

Шубин уставился на нее и вдруг захохотал.

– Чему же вы смеетесь? – спросила она холодно и почти резко.

– Ну полноте, не сердитесь, – промолвил он спустя немного. – Я виноват. Но в самом деле, что за охота, помилуйте, теперь, в такую погоду, под этими деревьями, толковать о философии? Давайте лучше говорить о соловьях, о розах, о молодых глазах и улыбках.

– Да; и о французских романах, о женских тряпках, – продолжала Елена.

– Пожалуй, и о тряпках, – возразил Шубин, – если они красивы.

– Пожалуй. Но если нам не хочется говорить о тряпках? Вы величаете себя свободным художником, зачем же вы посягаете на свободу других? И позвольте вас спросить, при таком образе мыслей зачем вы нападаете на Зою? С ней особенно удобно говорить о тряпках и о розах.

Шубин вдруг вспыхнул и приподнялся со скамейки.

– А, вот как? – начал он нервным голосом. – Я понимаю ваш намек; вы меня отсылаете к ней, Елена Николаевна. Другими словами, я здесь лишний?

– Я не думала отсылать вас отсюда.

– Вы хотите сказать, – продолжал запальчиво Шубин, – что я не стою другого общества, что я ей под пару, что я так же пуст, и вздорен, и мелок, как эта сладковатая немочка? Не так ли-с?

Елена нахмурила брови.

– Вы не всегда так о ней отзывались, Павел Яковлевич, – заметила она.

– А! Упрек! Упрек теперь! – воскликнул Шубин. – Ну да, я не скрываю, была минута, именно одна минута, когда эти свежие, пошлые щечки… Но если б я захотел отплатить вам упреком и напомнить вам… Прощайте-с, – прибавил он вдруг, – я готов завраться.

И, ударив рукой по слепленной в виде головы глине, он выбежал из беседки и ушел к себе в комнату.

– Дитя, – проговорила Елена, поглядев ему вслед.

– Художник, – промолвил с тихой улыбкой Берсенев. – Все художники таковы. Надобно им прощать их капризы. Это их право.

– Да, – возразила Елена, – но Павел до сих пор еще ничем не упрочил за собой этого права. Что он сделал до сих пор? Дайте мне руку и пойдемте по аллее. Он помешал нам. Мы говорили о сочинении вашего батюшки.

Берсенев взял руку Елены и пошел за ней по саду, но начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился; Берсенев снова принялся излагать свои воззрения на профессорское звание, на будущую свою деятельность. Он тихо двигался рядом с Еленой, неловко выступал, неловко поддерживал ее руку, изредка толкал ее плечом и ни разу не взглянул на нее; но речь его текла легко, если не совсем свободно, он выражался просто и верно, и в глазах его, медленно блуждавших по стволам деревьев, по песку дорожки, по траве, светилось тихое умиление благородных чувств, а в успокоенном голосе слышалась радость человека, который сознает, что ему удается высказываться перед другим, дорогим ему человеком. Елена слушала его внимательно и, обернувшись к нему вполовину, не отводила взора от его слегка побледневшего лица, от глаз его, дружелюбных и кротких, хотя избегавших встречи с ее глазами. Душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем.

Шубин не выходил из своей комнаты до самой ночи. Уже совсем стемнело, неполный месяц стоял высоко на небе, Млечный Путь забелел и звезды запестрели, когда Берсенев, простившись с Анной Васильевной, Еленой и Зоей, подошел к двери своего приятеля. Он нашел ее запертою и постучался.

– Кто там? – раздался голос Шубина.

– Я, – отвечал Берсенев.

– Впусти меня, Павел, полно капризничать; как тебе не стыдно?

– Я не капризничаю, я сплю и вижу во сне Зою.

– Перестань, пожалуйста. Ты не ребенок. Впусти меня. Мне нужно с тобою поговорить.

– Ты не наговорился еще с Еленой?

– Полно же, полно; впусти меня!

Шубин отвечал притворным храпеньем. Берсенев пожал плечами и отправился домой.

– Я рад, что ты пошел по этой дороге, – с трудом проговорил он, – я бы всю ночь не заснул, если б я не догнал тебя. Дай мне руку. Ведь ты домой идешь?

– Да как же ты пойдешь без шапки?

– Ничего. Я и галстук снял. Теперь тепло.

Приятели сделали несколько шагов.

– Не правда ли, я был очень глуп сегодня? – спросил внезапно Шубин.

– Откровенно говоря, да. Я тебя понять не мог. Я тебя таким никогда не видал. И отчего ты рассердился, помилуй! Из-за каких пустяков?

– Гм, – промычал Шубин. – Вот как ты выражаешься, а мне не до пустяков. Видишь ли, – прибавил он, – я должен тебе заметить, что я… что… Думай обо мне, что хочешь… я… ну да! Я влюблен в Елену.

– Ты влюблен в Елену! – повторил Берсенев и остановился.

– Да, – с принужденною небрежностию продолжал Шубин. – Это тебя удивляет? Скажу тебе более. До нынешнего вечера я мог надеяться, что и она со временем меня полюбит. Но сегодня я убедился, что мне надеяться нечего. Она полюбила другого.

– Другого? Кого же?

– Кого? Тебя! – воскликнул Шубин и ударил Берсенева по плечу.

– Тебя, – повторил Шубин.

Берсенев отступил шаг назад и остался неподвижен. Шубин зорко посмотрел на него.

– И это тебя удивляет? Ты скромный юноша. Но она тебя любит. На этот счет ты можешь быть спокоен.

– Что за вздор ты мелешь! – произнес наконец с досадой Берсенев.

– Нет, не вздор. А впрочем, что же мы стоим? Пойдем вперед. На ходу легче. Я ее давно знаю, и хорошо ее знаю. Я не могу ошибиться. Ты пришелся ей по сердцу. Было время, я ей нравился: но, во-первых, я для нее слишком легкомысленный молодой человек, а ты существо серьезное, ты нравственно и физически опрятная личность, ты… постой, я не кончил, ты добросовестно-умеренный энтузиаст, истый представитель тех жрецов науки, которыми, – нет, не которыми, – коими столь справедливо гордится класс среднего русского дворянства! А во-вторых, Елена на днях застала меня целующим руки у Зои!

– Да, у Зои. Что прикажешь делать? У нее плечи так хороши.

– Ну да, плечи, руки, не все ли равно? Елена застала меня посреди этих свободных занятий после обеда, а перед обедом я в ее присутствии бранил Зою. Елена, к сожалению, не понимает всей естественности подобных противоречий. Тут ты подвернулся: ты веришь… во что бишь ты веришь. ты краснеешь, смущаешься, толкуешь о Шиллере, о Шеллинге (она же все отыскивает замечательных людей), вот ты и победил, а я, несчастный, стараюсь шутить… и… между тем…

Шубин вдруг заплакал, отошел в сторону, присел на землю и схватил себя за волосы.

Берсенев приблизился к нему.

– Павел, – начал он, – что это за детство? Помилуй! Что с тобою сегодня? Бог знает, какой вздор взбрел тебе в голову, и ты плачешь. Мне, право, кажется, что ты притворяешься.

Шубин поднял голову. Слезы блистали на его щеках в лучах луны, но лицо его улыбалось.

– Андрей Петрович, – заговорил он, – ты можешь думать обо мне, что тебе угодно. Я даже готов согласиться, что у меня теперь истерика, но я, ей-богу, влюблен в Елену, и Елена тебя любит. Впрочем, я обещал проводить тебя до дому и сдержу свое обещание.

– Какая ночь! Серебристая, темная, молодая! Как хорошо теперь тем, кого любят! Как им весело не спать! Ты будешь спать, Андрей Петрович?

Берсенев ничего не отвечал и ускорил шаги.

– Куда ты торопишься? – продолжал Шубин. – Поверь моим словам, такой ночи в твоей жизни не повторится, а дома ждет тебя Шеллинг. Правда, он сослужил тебе сегодня службу; но ты все-таки не спеши. Пой, если умеешь, пой еще громче; если не умеешь – сними шляпу, закинь голову и улыбайся звездам. Они все на тебя смотрят, на одного тебя: звезды только и делают, что смотрят на влюбленных людей, – оттого они так прелестны. Ведь ты влюблен, Андрей Петрович. Ты не отвечаешь мне… Отчего ты не отвечаешь? – заговорил опять Шубин. – О, если ты чувствуешь себя счастливым, молчи, молчи! Я болтаю, потому что я горемыка, я нелюбимый, я фокусник, артист, фигляр; но какие безмолвные восторги пил бы я в этих ночных струях, под этими звездами, под этими алмазами, если б я знал, что меня любят. Берсенев, ты счастлив?

– Откуда ты набралась этой мерзости? – спросила она свою дочь.

Елена только посмотрела на мать и ни слова не сказала: она почувствовала, что скорее позволит растерзать себя на части, чем выдаст свою тайну, и опять стало ей и страшно и сладко на сердце. Впрочем, знакомство ее с Катей продолжалось недолго: бедная девочка занемогла горячкой и через несколько дней умерла.

Елена очень тосковала и долго по ночам заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. Последние слова нищей девочки беспрестанно звучали у ней в ушах, и ей самой казалось, что ее зовут…

1) Обособляются на письме: распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоящее после определяемого слова: Липы, покрытые росой, источали нежный аромат;

2) два и более одиночных определения, стоящие после определяемого существительного, если определяемому существительному предшествует еще одно определение: Мне очень обидно слышать эти россказни, грязные и лживые. При отсутствии предшествующего определения обособление факультативно;

3) одиночное определение, стоящее после определяемого существительного, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение: Молодому человеку, влюбленному, не возможно не проболтаться о своем чувстве;

4) распространенное или одиночное определение, стоящее перед определяемым словом, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение: Высокая, Леля и в стеганых одеждах была излишне худа;

5) распространенное или одиночное определение, если оно отделено от определяемого существительного другими членами предложения: Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю;

6) определение, относящееся к личному местоимению: Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти;

7) несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже, обособляются, если они являются разъясняющим замечанием к именам существительным или личным местоимениям: Иван Иванович, без пальто, без шапки, выбежал на крыльцо;

8) несогласованные определения, стоящие в одном ряду с согласованными определениями: Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий, красивый.

Обособление приложений

1) Обособляются на письме: распространенные приложения, относящиеся к нарицательным существительным или личным местоимениям: Зеленый лес, надежная защита от зноя, манил путников прохладой; Человек упорный, он добился успеха;

2) распространенные приложения, стоящие после имен собственных: Радищев, рабства враг, цензуры избежал;

3) одиночные приложения обособляются, если:

а) относятся к личному местоимению: Нам, студентам, надо многому научиться;

б) стоят после имени собственного: С речью выступил Арагон, поэт;

в) относятся к существительному с пояснительными словами: Мой старый друг, инженер, запатентовал свое открытие.

Имена собственные, стоящие после нарицательных существительных, обособляются, если перед ними можно без изменения смысла вставить союзы то есть, а именно: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем. (Ср.: Остальные братья, а именно Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем.)

Обособление обстоятельств

1) Обособляются на письме: обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом: Яркое солнце, играя, блестело на белом снегу; Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее;

2) обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на: Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.

3) распространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, при наличии, согласно, обособляются, если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась;

4) обстоятельства места и времени, уточняющие стоящие впереди обстоятельства, обособляются: Вечерами, по субботам, у нашей лавки собиралось все больше народа.

Не обособляются: а) одиночные деепричастия, имеющие значение обстоятельства образа действия и стоящие после сказуемого: Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев; б) деепричастия, перешедшие в наречия: Казаки ехали молча.

Обособление дополнений

Дополнения с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, за исключением обособляются: За окном ничего нет, кроме фонарей.

Вводные слова и предложения

Вводные слова выделяются запятой, независимо от местоположения.

Таблица 11.

Употребление вводных слов

Вводные предложения, мало или совсем не распространенные, выделяются запятыми: Как говорят старожилы, теплая осень – плохая примета.

Вводные предложения, значительно распространенные, имеющие характер добавочного замечания или пояснения, выделяются скобками или тире. Стали люди смеяться надо мной (птицеловов не уважают в деревнях), да и жена перестала понимать.

Задание 1.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

Задание 2.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные второстепенные члены. Сформулируйте синтаксические условия их обособления.

1. Не теряя времени хорошо вооруженный и на конях он [Махно] врывается со своей пятеркой на хутора зажигает их с четырех концов. 2. Часа через два разваренный он сидел за столом за кипевшим самоваром пробуя написать письмо матери, но на бумагу сами собою поползли из-под пера слова унылые жалобные, он испортил несколько листков мелко изорвал их и снова закружился по комнате поглядывая на гравюры и фотографии. 3. Увертливый он никогда не давал поймать себя и доведя противную партию игроков до изнеможения до отказа от игры издевался над побежденными. 4. Наконец зверь судорожно вытянув лапы затих; Макшеев нашел спички и зажег свечу, и все трое полуодетые и перепуганные отстегнув задние полы палатки выбрались ползком наружу и осмотрелись. 5. По внешней видимости главы о Иешуа и Понтии Пилате трижды прерывающие современное повествование живут в романе отдельной самостоятельной жизнью. 6. Туда загнал их крупом и боками своей лошади драгун въехавший верхом на тротуар. Его забавлял их ужас, и загородив им выход он производил перед их носом манежные вольты и пируэты и пятил лошадь задом и медленно, как в цирке, подымал ее на дыбы.

Задание 3.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Отметьте разные возможности расстановки знаков.

1. Около них на ветках ивняка сохло выстиранное обмундирование. Там же на берегу над маленьким костром висели два котелка. 2. Справа на холмах лабиринты приникших к земле по-змеиному изогнутых виноградных лоз. 3. Нынче в эту весеннюю сессию всем было из ряда вон тяжело. 4. Я иду к пруду на свое любимое место между шиповниковой клумбой и березовой аллеей и ложусь спать. 5. Осенью во время ненастья лес имеет особенно унылый вид. 6. Справа далеко где-то запели петухи. 7. Справа метрах в трехстах за деревьями виднелся еще хутор. 8. Иногда в добрую минуту его даже забавляла эксцентричная барыня Полина Карповна.

Задание 4.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните слова, которые в одних случаях выступают как вводные, в других – как члены предложения.

1. Не знаю, насколько убедительно обосновал я свое решение похоже, что не очень-то, но думаю оно покажется справедливым по мере чтения этих записок. 2. На маленьком бархане, откуда недружно отстреливались японцы, очевидно был их командный пункт. 3. Двадцать шестого декабря вдруг так потеплело, что казалось готов был хлынуть из низких скомканных туч проливной дождь. 4. Климу казалось, что все они очень горды и чем-то обижены. 5. В этом доме так казалось прошла вся жизнь, теперь надо было уезжать, навсегда. 6. Когда говорят о том, что такое грамотное прочтение, чаще всего утверждают: грамотное прочтение художественного текста – это его адекватное понимание. Но такое определение очевидно неполно.

Задание 5.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при вводных конструкциях, стоящих после союза.

1. Мы с Яковом почти одновременно выстрелил не целясь раз за разом из обоих стволов и конечно промахнулись.2. Ласло не помнил потом, как должно быть и Мария, с вечера или на рассвете легла за пыльными оконцами мезонина за парком за рекою – желтая дряблая заря вставшая из-за туманов. 3. Выйдя из землянки майор что-то сказал одному из писарей затем вернулся и по армейскому обыкновению спросив Алехина, не хочет ли он поесть, молча принялся рыться в стареньком канцелярском шкафу. 4. Наблюдение за движением эшелонов ведется в Белостоке или что вероятнее в Гродно. 5. Наверное около самой черной тучи лежали перекати-поле. Как должно быть им было страшно.

Задание 6.Проанализируйте способы включения вводных предложений и их пунктуационное оформление.

Задание 7.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Перед раскрытым окном красивого дома в одной из крайних улиц губернского города Орла дело происходило в 1842 году сидели две женщины. 2. Стоило человеку потерять ее уважение а суд произносила она скоро часто слишком скоро и уж он переставал существовать для нее. 3. Строгие люди их называют также пуристами отчего они не становятся лучше и милее строгие критики якобы понимающие тайны и капризы словесного творчества глубже и яснее самих творцов упрекали Лескова в том, что он искажал язык. 4. Домна так звали новую скотницу хотя баба норова твердого или лучше сказать ничем невозмутимого не могла однако вынести равнодушно определения судьбы. 5. Не желая звать повара я узнал его по голосу слышному из хаты я сам приподнял крышки и в одном из котлов обнаружил темный тепловатый чай, а в другом – остатки вкусно пахнувшей мясом и дымом каши.

Читайте также: