Срок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу в верховный суд рф

Обновлено: 10.05.2024

Составление надзорной жалобы — одна из наисложнейших процедур, требующих безукоризненного знания и правильного толкования законодательных норм. Важность предельно внимательного отношения к этому документу обусловлена в том числе и тем, что решения, принимаемые судом по результатам рассмотрения жалобы, вступают в силу в момент их оглашения и впоследствии не могут быть опротестованы.

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

3 Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Составление надзорной жалобы — одна из наисложнейших процедур, требующих безукоризненного знания и правильного толкования законодательных норм. Важность предельно внимательного отношения к этому документу обусловлена в том числе и тем, что решения, принимаемые судом по результатам рассмотрения жалобы, вступают в силу в момент их оглашения и впоследствии не могут быть опротестованы.

Надзорная жалоба: понятие и основания для подачи

Надзор – исключительная, то есть последняя, стадия судопроизводства, призванная проверять законность судебных решений, уже вступивших в законную силу и прошедших проверку во всех предыдущих судебных инстанциях (апелляционной и кассационной).

Полномочиями по рассмотрению надзорных жалоб наделен только Президиум Верховного Суда РФ, причем, это касается всех видов разбирательств – арбитражного, гражданского и уголовного.

Таким образом, основаниями для обжалования судебных решений в порядке надзора являются допущенные при их вынесении существенные нарушения прав и интересов участников процессов, не устраненные на предшествующих этапах опротестования.

Иными словами, подавать надзорную жалобу следует в том случае, если обращение в суды апелляционной и кассационной инстанций не привели к ожидаемому результату.

В какие сроки подается надзорная жалоба

Статьи 319.2 ГПК РФ и 308.1 АПК РФ допускают подачу надзорной жалобы в течение 3 месяцев, начиная от даты вступления в силу опротестовываемого решения по гражданским и арбитражным делам соответственно. В уголовном процессе сроки обжалования в порядке надзора не ограничены.

Пропущенный срок может быть восстановлен судом при условии признания причин опоздания уважительными. При этом, в арбитражном процессе установлен ограниченный период в течение которого это возможно – не позднее полугода с момента вступления в силу обжалуемого решения.

Как составить надзорную жалобу

Гражданский, Арбитражный и Уголовный процессуальные кодексы содержат, в целом, идентичные требования к содержанию надзорной жалобы. Так, в документе обязательно должны присутствовать:

  • наименование суда надзорной инстанции (Президиум ВС РФ);
  • полные данные заявителя, контактная информация и сведения о его процессуальном положении;
  • данные о других участниках разбирательства с указанием места их расположения (проживания);
  • перечисление всех пройденных ранее судебных инстанций и содержание принятых ими решений;
  • основания для подачи надзорной жалобы и подтверждающие их доводы;
  • суть требований к суду.

К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные копии судебных решений всех предыдущих инстанций.

Кроме того, обжалование решений по гражданским и арбитражным делам, в отличие от уголовных, облагается госпошлиной. Поэтому при внесении жалобы необходимо представить квитанцию об ее уплате либо документы, дающие право на льготу.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от обязанности по оплате госпошлины, в том числе при обращении в ВС РФ, освобождены инвалиды 1 и 2 групп, истцы по делам о взыскании заработной платы или вреда, причиненного преступлением и т.д.

Как подать надзорную жалобу

Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ. Сделать это можно как непосредственно через судебную канцелярию, так и по почте. Второй вариант предпочтителен для жителей регионов страны, не имеющих возможности лично приехать в столицу.

Датой подачи жалобы считается день направления ее по почте, согласно штампу почтового отделения. Таким образом, даже если документы поступят в суд позднее срока, отведенного на обжалование, при надлежащей дате отправления жалоба будет принята как внесенная своевременно.

Объясняем, почему надо обращаться в Верховный Суд и как составить эффективную жалобу, чтобы добиться отмены решения и пересмотра дела. А еще — поможем разобраться в практических моментах и секретах подготовки на каждом этапе судебного процесса.

По статистике, ВС удовлетворяет только 3 жалобы из 100 поданных. Но не у каждого юриста в профессиональной жизни случается успешный кейс в ВС. У меня их было три. Ниже я расскажу об одном из них.





Содержание:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Обращение в Верховный Суд — финальная точка в судебном процессе. По разным причинам не все собственники и руководители бизнеса и далеко не все юристы доводят рассмотрение дела до этой стадии. Кто-то проиграл в нижних инстанциях и не знает, как подготовить документы, чтобы бороться дальше. Другие не верят в успех пересмотра дела Верховным Судом. А третьи просто не слышали о таком варианте защиты прав. Наша практика показывает, что, отказавшись от подачи жалобы в ВС — вы сдаетесь раньше времени и лишаете себя возможности выиграть дело.

Статистика подтверждает рост числа обращений в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (СКЭС ВС РФ):

  • в 2017 году было подано 28 157 жалоб;
  • в 2018 году — 34 003;
  • в 2019 году — 37 015.
  • в 2017 году — удовлетворено 517 жалоб из 541 принятых к производству;
  • в 2018 году — 429 жалобы из 529;
  • в 2019 году — 453 из 464.

Попасть в заветные 1,5% можно, подготовив эффективную жалобу в ВС, в которой нужно обосновать правовую позицию и заинтересовать высшую судебную инстанцию своим кейсом.

Для этого надо учесть все нюансы и особенности каждой стадии судебного процесса.

В российском арбитражном процессе дело проходит 4 базовые инстанции:

  • первая инстанция
  • апелляция
  • первая кассация
  • вторая кассация (СКЭС ВС РФ)

В каждой инстанции — свои правила и тонкости.
О них надо помнить, чтобы подготовиться к переходу на следующий этап.

Порядок. Здесь спор рассматривается по существу — судья изучает дело, оценивает собранные доказательства, правые позиции сторон и выносит решение. Судебное решение вступает в законную силу через месяц после опубликования — до истечения месячного срока у вас есть право на апелляционное обжалование.

Важно! На этом этапе у вас должна быть четко сформулирована правовая позиция и собрано максимальное количество доказательств. В апелляции есть шансы дополнить доказательную базу, в кассации этой возможности не будет.


СРОК НА ПОДАЧУ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ (СКЭС ВС РФ)

Порядок. На этой стадии коллегия судей рассматривает жалобу участников процесса на решение суда первой инстанции. Судьи проверяют не допустил ли суд первой инстанции ошибок материального и процессуального характера.

Сроки для обжалования. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу с даты публикации. Таким образом, с этого момента акт суда первой инстанции вступает в законную силу, либо должен быть отменен или изменен.

Важно! На этой стадии судьи могут принять новые доказательства. Это возможно, если вы не представили их в первой инстанции по уважительным причинам и можете это обосновать. А еще в апелляции имеет смысл указать, какие ошибки, на ваш взгляд, допустил суд при оценке доказательств и применении норм права.


РАССМОТРЕНИЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ В ВС РФ

Порядок. Следующий шаг после апелляции — подача кассационной жалобы. Обращение рассматривает коллегия из трех судей, которые разрешают только вопросы права — про факты в кассации говорить не принято и представить дополнительные доказательства уже не получится.

Сроки для обжалования. Жалоба на вступившее в силу решение суда подается в течение двух месяцев с момента вынесения постановления в первой кассации. Здесь важно следить, когда в картотеке арбитражных дел будет опубликовано постановление окружного суда — акт, который завершает работу первой кассации. Это дата для отсчета срока на подготовку и подачу жалобы в Верховный Суд.

Постарайтесь минимизировать технические задержки — заранее оплатите госпошлину за подачу жалобы и подготовьте доверенность на лицо, которое подписывает жалобу, если это не руководитель. И самое главное — получите надлежащим образом заверенные копии обжалуемых судебных актов нижестоящих инстанций.

А теперь о том, как заинтересовать судей и увеличить шансы на то, что Верховный Суд примет вашу жалобу к рассмотрению.

Надзорная жалоба по гражданскому делу

​Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу – последняя возможность обжаловать судебный акт. Правда, учитывая очень ограниченный перечень оснований для обращения с жалобой, лишь единицы гражданских дел доходят до этой стадии пересмотра решений нижестоящих судов. Формально подготовить и подать обращение в Верховный суд – несложно. Но очень трудно найти основание и доказать его наличие. Именно на этом и необходимо делать акцент при составлении жалобы.

Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора

В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:

  1. Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
  2. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
  3. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат. Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования – от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам. Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.

Основания для обжалования

Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер – нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом – вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:

  • нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
  • нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
  • нарушено единообразие толкования и применения правовых норм – в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.

В надзоре обжалуются исключительно вступившие в силу решения. При этом обратиться в Президиум ВС РФ можно, если не прошло 3 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Срок восстанавливается, если его пропуск связан с уважительными причинами и их можно подтвердить.

Учитывая практику надзорного обжалования, в большинстве случаев в качестве основания используется нарушение единообразия толкования норм и правоприменения. Этот аспект часто встречается и его, как правило, проще доказать, чем наличие других оснований. Нередко самостоятельно или дополнительно к указанному основанию в жалобах идет ссылка на нарушение публичных интересов. Что касается первого основания, то при его наличии обычно первоначально ставится вопрос, куда обращаться – либо в Верховный суд с надзорной жалобой, либо в Конституционный суд РФ.

Жалоба составляется в письменном виде. И это последний этап подготовки обращения, которому предшествуют:

  1. Изучение материалов гражданского дела, его хода, всех принятых по делу решений, в том числе апелляционного и кассационных.
  2. Определение, какой именно судебный акт требует пересмотра в порядке надзора и в чем должен заключаться пересмотр – отмена этого акта или внесение в него изменений, в полном объеме или в какой-то части.
  3. Определение основания (оснований) для надзорного обжалования – с точки зрения формальных требований ст. 391.9 ГПК РФ и с позиции того, в чем конкретно заключаются нарушения.
  4. Определение возможности доказать наличие оснований для жалобы, перечня и содержания доказательств.
  5. Определение всей совокупности доводов, которые должны присутствовать в жалобе и смогут подтвердить ее законность и обоснованность.

Немаловажно изначально понять, какие цели и задачи должна решать жалоба. Самый очевидный вариант – добиться пересмотра обжалуемого акта путем его отменены или изменения. Однако именно эта цель далеко не всегда ставится в числе приоритетных.

Количество жалоб и дел, рассматриваемых в порядке надзора, невелико. Ничтожно мало, соответственно, и количество удовлетворенных жалоб. Основной массив жалоб по гражданским делам приходится на апелляцию и кассацию, при этом по мере продвижения по стадиям обжалования количество обращений и их удовлетворений кратно сокращается. Это связано не только с тем, что жалобы необоснованы или недостаточно обоснованы. Во многом это связано с тем, что изначально не ставится цель добиться полного удовлетворения жалобы. Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами (представлениями) в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию (мнение) высшей судебной инстанции. Так рождаются прецеденты. Так поднимаются и разрешаются вопросы, которые потом становятся предметом разъяснений Президиума и Пленума Верховного суда РФ.

Что должно быть в жалобе:

  1. Наименование суда.
  2. Данные заявителя – ФИО/название организации, процессуальный статус, сведения о месте жительства/нахождении, другая контактная информация.
  3. Данные других участников процесса (по аналогии с заявителем).
  4. Перечисление всех судов, ранее рассматривавших дело, и всех принятых по делу решений, а также их содержание (основные моменты).
  5. Перечисление судебных актов, которые обжалуются в порядке надзора.
  6. Указание оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
  7. Доводы и доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы, наличие оснований для пересмотра судебных решений и другие аспекты, на которые заявитель ссылается в жалобе.
  8. Просьба, которая адресуется надзорной инстанции – чего хочет добиться заявитель.
  9. Перечень приложений к жалобе.
  10. Дата и подпись.

Если нужно восстановить срок обжалования, ходатайство об этом можно указать в тексте жалобы. Но если это займет много места, нарушит логическую последовательно изложения, усложнит текст, то ходатайство рекомендуется готовить в виде отдельного документа. К этом ходатайству или к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.

Для подготовки жалобы часто используются образцы. Как правило, они носят типовой характер, в них нет как такового предметного содержания по существу дела, и есть только основные формулировки, отвечающие процессуальным требованиям. Это своего рода шаблоны. При поиске образцов обязательно обращайте внимание на их актуальность. Основное содержание жалобы нужно будет излагать самостоятельно. Если с этим есть проблемы, вы не знаете, как и чем аргументировать жалобу, сомневаетесь, что все сделаете по правилам – нет смысла работать над документом самостоятельно. В этом случае необходимо обратиться к юристам (адвокатам), которые подготовят только текст жалобы или все материалы по ней.

По различным гражданским спорам, стороны имеют полное право оспаривать решения судебных органов первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанций путем подачи специальной надзорной жалобы. Она подается на протяжении определенного срока, и должна содержать обязательные реквизиты, о которых будет рассказано ниже.

Понятие надзорной жалобы

Жалоба в суд

Под надзорной жалобой подразумевается процессуальный документ, который подается одним из участников в Президиум Высшего (Верховного) Суда РФ или ВС субъекта Федерации. Регулируется это нормами действующей статьи 391 Гражданского процессуального кодекса (ГПК).

Исходя из сложившейся юридической практики, любое заявление в порядке кассационного надзора может быть подано только при наступлении следующих юридических фактов:

  • по гражданскому вопросу или производству (делу) должны пройти слушания в судах трех инстанций (мировом, районном, апелляционном или кассационном);
  • каждая инстанция должна вынести решение, которое набрало законности;
  • не могут быть пропущены специальные процессуальные сроки, что определены процессуальным законом.

Сроки подачи и лица, уполномоченные на ее подачу

Отдельного внимания заслуживает вопрос времени, в течение которого такая жалоба может быть подана.

Сроки подачи надзорной жалобы по гражданскому делу четко прописаны в нормах п. 2 статьи 392 ГПК. Они гласят о том, что данный документ может быть направлен в течение трех календарных месяцев, с даты вступления в нормативную силу всех судебных документов, включая и кассационной инстанции.

То есть, нужно обратить внимание, что привязка идет не к моменту получения официальной копии всех решений, включая и кассации, а с момента вступления в силу решений. При этом постановления или решения кассационной инстанции вступают в силу с момента их провозглашения.

Поэтому трехмесячный срок нужно отсчитывать не с момента получения по почте решения, а с момента его провозглашения. Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, кто имеет право подать такую жалобу.

Согласно норм ГПК, участниками гражданского дела могут быть:

  • истцы, граждане, юридические лица, права которых были нарушены, и они обратились за их восстановлением в судебные органы;
  • ответчики, то есть юридические лица, граждане, которые своими действиями допустили нарушения прав истцов, и с них подлежит какое-либо взыскание, обязательство совершить определенные действия (например, восстановить человека на рабочем месте);
  • третьи лица, чьи права затронуты, при рассмотрении спора между истцом и ответчиком;
  • работники прокуратуры, которые имеют полномочия обращаться в судебные органы, с целью защиты граждан;
  • государственные органы, в лице их представителей, что также могут выступать в судах истцами, ответчиками и третьими лицами.

Это исчерпывающий перечень тех, кто может принимать участие в рассмотрение гражданских дел (быть стороной по делу), и соответственно подавать надзорные жалобы.

Пропуск временных сроков

Просрочка подачи жалобы

В жизни часто встречаются ситуации, при которых сторона, желающая подать надзорное заявление пропускает по той или иной причине трехмесячный срок подачи.

Положения гражданского нормативного акта (кодекса) содержат такое понятие, как восстановление сроков на обжалование. Чтобы обновить срок для отправки жалобы надзорного производства в Верховный суд РФ, лицо, ее подающее, должно обратиться с заявлением о его восстановлении.

Оно подается только судье первой инстанции, вместе с надзорной жалобой. Поэтому вопрос по продлению времени обжалования принимается только в суде первой юрисдикции. При рассмотрении ходатайства судья может его удовлетворить или отказать.

В случае не удовлетворения, его можно обжаловать в апелляционную или кассационную судебную инстанцию. На основании практики ВС РФ, для восстановления времени обжалования необходимы следующие юридические факты:

  • тяжкое заболевание, когда заявитель находился на стационарном лечении;
  • получение решения или постановления суда кассационной инстанции по почте, после окончания трехмесячного срока (если заявитель не присутствовал лично при вынесении решения в кассационной инстанции);
  • другие уважительные причины, если они будут подтверждены документально, и свидетельствовать о том, что лицо не могло в срок подать такое заявление.

Важно запомнить, что нормами ГПК предусмотрено обращение в Верховный Суд РФ после рассмотрения спора, в порядке кассационного надзора ВС субъекта Федерации.

Содержание жалобы

С юридической точки зрения данный документ сложный для составления, поэтому его форму и образец лучше скачать здесь:

Для того чтобы данная жалоба имела юридическую силу, и указанные в ней сведения были приняты судом к сведению она должна быть составлена грамотным юридическим языком.

Согласно юридической практике надзорная жалоба состоит из таких частей.

Теперь рассмотрим, какие приложения должны быть к надзорной жалобе. Согласно нормам процессуального кодекса, надзорная инстанция не имеет право исследовать доказательства, которые не были предоставлены в судах трех инстанций.

Поэтому к такой жалобе прилаживаются только надлежащим образом заверенные (судом первой инстанции) копии решений или постановлений судов трех инстанций, а также решения судов по аналогичным спорам.

Порядок и сроки рассмотрения

Рассмотрение жалобы

Порядок рассмотрения и сроки таких жалоб регламентируются статьей 386 ГПК РФ.

Согласно ей судебная коллегия Верховного суда субъекта Федерации обязана рассмотреть жалобу (заявление) не позднее одного календарного месяца с момента принятия ее к производству. По результатам рассмотрения этот судебный орган выносит постановление.

Президиум ВС РФ на рассмотрение заявления имеет два календарных месяца. По результатам рассмотрения этот судебный орган выносит определение.

Порядок рассмотрения следующий:

  1. После поступления жалобы, коллегия судей или Президиум большинством голосов принимают решение о разрешении на пересмотр, или отклонении заявления.
  2. В случае пересмотра, в заседание вызываются все участники гражданского дела, но их явка не обязательна.
  3. При явке участников, которым дается право дать пояснения, первым выступает жалобщик, а затем другие участники. Судьи, после заслушивания всех участников и судьи докладчика, должны принять решение большинством. Если голосов за отмену или изменение решений судов первых инстанций меньше или поровну, значит в удовлетворении жалобы отказано.

Результаты рассмотрения

Согласно нормам ГПК, коллегия судей или Президиум могут принять такие решения в результате рассмотрения жалобы:

  • ее отклонение (оставление без рассмотрения);
  • удовлетворение частично (возвращение дела на новое рассмотрение);
  • изменение судебных решений;
  • удовлетворение исковых требований, либо в их полном отказе.

Надзорное производство это последняя инстанция, куда может обратиться участник гражданского спора. Ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Смотрите видео о подаче надзорной жалобы в верховный суд:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: