Срок исполнения судебного решения пенсионным фондом

Обновлено: 07.05.2024

Трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов. Такой вывод сделал Верховный суд при рассмотрении спора индивидуального предпринимателя с ПФР (Определение СКЭС ВС РФ от 21.05.2021 № 309-ЭС20-22962 по делу № А50-36354/2019). При этом данное дело включено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденный Президиумом ВС РФ 10.11.2021.

Суть спора

Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к отделению ПФР об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в сумме около 100 000 руб.

Пенсионный фонд отказал предпринимателю в возврате указанных сумм в связи с несоблюдением срока (три года с даты уплаты страховых взносов за расчетный период 2014 год) обращения с заявлением о возврате переплаты страховых взносов за 2014 год.

Этому предшествовало обращение индивидуального предпринимателя в ПФР с заявлением в 2018 году о возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС за 2014 год в сумме около 100 000 руб. и за 2015 год в той же сумме, с учетом определения обязательств по уплате страховых взносов исходя из фактически полученного налогооблагаемого дохода за вычетом расходов.

Решением ПФР предпринимателю было отказано в возврате перечисленных страховых взносов за 2014 и 2015 годы в связи с отсутствием переплаты.

Вступившим в силу Решением АС Пермского края от 17.12.2018 по делу № А50-30147/2018 данное решение ПФР было признано недействительным в части отказа предпринимателю в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в сумме около 100 000 руб. как не соответствующее положениям законодательства о страховых взносах. При этом требования о признании недействительным решения ПФР в части отказа в возврате излишне перечисленных страховых взносов на ОПС за 2014 год оставлены без удовлетворения.

Предприниматель, полагая, что ПФР допущено нарушение его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, в частности на возврат излишне перечисленных страховых взносов за 2014 год, обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением к ПФР об обязании возвратить излишне перечисленные страховые взносы за 2014 год.

Позиция судов

Требование индивидуального предпринимателя удовлетворить

К такому выводу пришел суд первой инстанции – Арбитражный суд Пермского края, данное решение было поддержано как апелляционной, так и кассационной инстанциями.

Напомним, что Конституционный суд в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П признал взаимосвязанные положения пп. 1 п. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Корреспондирующая правовая позиция, исходя из которой при определении размера дохода для расчета страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСНО с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода, изложена в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017.

Неверное установление обязательств заявителя по уплате страховых взносов на ОПС в части, рассчитанной от дохода, превышающего 300 000 руб., за 2014 год, и исполнение обязательств по уплате взносов сверх размера, подлежащего исчислению на основании законных предписаний, повлияли на образование переплаты как излишне отчужденного для исполнения предусмотренной ст. 57 Конституции РФ обязанности по уплате страховых взносов имущества заявителя.

Удовлетворяя требования предпринимателя, руководствуясь положениями Федерального закона № 212-ФЗ, нормами НК РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении № 27-П, суды признали спорные суммы страховых взносов за 2014 год излишне уплаченными, право на возврат которых предпринимателем не утрачено. При этом они исходили из того, что о наличии спорной переплаты страховых взносов предприниматель мог узнать не ранее 02.12.2016 после официального опубликования на интернет-портале правовой информации Постановления № 27-П, а, следовательно, трехлетний срок на подачу в суд заявления о возврате спорной суммы в данном случае не пропущен.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя отказать

Проиграв суды в трех судебных инстанциях, ПФР обратился в Верховный суд, который отменил решения судов и отказал индивидуальному предпринимателю в возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС за 2014 год.

Верховный суд указал, что в Постановлении № 27-П Конституционный суд не признал нормы права неконституционными, а лишь установил их конституционно-правовой смысл. Названным постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.

По мнению ВС РФ, независимо от принятого Конституционным судом Постановления № 27-П переплата по страховым взносам у предпринимателя возникла в момент перечисления в бюджет ПФР страховых взносов за спорный расчетный период, о наличии которой он должен был знать с момента ее образования, то есть применительно к платежам за 2014 год не позднее 01.04.2015, так как расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, производится ими самостоятельно.

Поскольку при рассмотрении дела суды установили, что с заявлением о возврате спорных излишне уплаченных сумм страховых взносов предприниматель обратился в Пенсионный фонд 04.06.2018, а в суд с настоящим заявлением – 29.11.2019, предпринимателем пропущен как трехлетний срок для обращения в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, так и трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с настоящим заявлением.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия ВС РФ считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление предпринимателя – оставлению без удовлетворения.

В заключение

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на ОПС для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем: если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до предусмотренной предельной величины.

Напомним, что аналогичный механизм расчета страховых взносов на ОПС был установлен и Федеральным законом № 212-ФЗ.

На основании приведенных норм представители Минфина делали следующий вывод (Письмо от 31.07.2020 № 03-15-05/67206): для целей определения размера страховых взносов индивидуальные предприниматели используют положения ст. 346.15 НК РФ, которыми предусмотрен только порядок определения дохода такими индивидуальными предпринимателями. При этом упомянутые положения ст. 430 НК РФ не предполагают для плательщиков, применяющих УСНО, уменьшения исчисленного в вышеуказанном порядке дохода на суммы произведенных ими расходов.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса на ОПС за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, находящихся на УСНО, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за данный расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.

Обосновывается такой подход тем, что положения пп. 1 п. 1 и пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ об определении размера страховых взносов на ОПС для индивидуального предпринимателя, находящегося на УСНО, исходя из его дохода не увязываются с определением выбранного им объекта налогообложения при применении УСНО в соответствии со ст. 346.14 НК РФ.

При этом НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на ОПС за расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков, находящихся на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит.

Вот как представители Минфина комментируют Постановление № 27-П: порядок определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим УСНО, и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, не тождественен, так как НК РФ прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСНО, на необходимость определения доходов только в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Верховный суд высказал важную правовую позицию об исчислении срока давности по подобным взносам. Часть предпринимателей считала, что, поскольку о наличии спорной переплаты страховых взносов они узнали не ранее 02.12.2016 после официального опубликования Постановления № 27-П, трехлетний срок на подачу в суд заявления о возврате спорной суммы исчисляется с указанной даты. Но это не так: трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов. Следовательно, при наличии у индивидуального предпринимателя переплаты на ОПС из-за того, что не были учтены расходы при применении УСНО, нужно как можно быстрее решать вопрос с излишне уплаченными суммами: либо возвращать их на расчетный счет, либо принимать в качестве будущих платежей. Иначе можно пропустить срок исковой давности.

Здравствуйте! Я выиграла суд по досрочному выходу на пенсию. Пенсионный фонд РФ хотел обжаловать решение суда, но не заплатил гос.пошлину и его дело было оставлено. Может ли суд восстановить им срок подачи, если по их вине не была оплачена гос.пошлина и прошло 4 месяца после вынесения решения?


Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст. 112 Гражданского процессуального кодекса, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.
Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационных жалобы, представления соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, установленного частью второй статьи 376 настоящего Кодекса, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.
Пропущенный процессуальный срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, установленный частью второй статьи 376 настоящего Кодекса, и пропущенный процессуальный срок, установленный соответственно частью второй статьи 391.2 и частью второй статьи 391.11 настоящего Кодекса, могут быть восстановлены судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Пропущенный процессуальный срок, установленный соответственно частью второй статьи 376, частью второй статьи 391.2 и частью второй статьи 391.11 настоящего Кодекса, может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.
Определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть обжаловано.
Согласно ст. 323 Гражданского процессуального кодекса, при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным статьей 322 настоящего Кодекса, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
В случае, если лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, выполнит в установленный срок указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.
На определение судьи об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора.
Таким образом, в случае неуплаты государственной пошлины апелляционная жалоба остается без движения, поэтому восстанавливать процессуальный срок в данном случае не нужно.

Оставить комментарий Отменить ответ

Участникам исполнительного производства необходимо знать, какой срок давности у исполнительного листа. В этой статье разберемся, существует ли понятие "срок давности исполнительного листа", какие сроки применимы к исполнительному листу и их особенности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковая давность — это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Таким образом, применять понятие "исковая давность" к исполнительным листам недопустимо, ввиду того, что исполнительный лист является уже результатом вынесения решения суда по возникшим спорам между истцом и ответчиком.

Какие же сроки применимы к исполнительным листам?

Срок давности предъявления исполнительного листа к исполнению

В соответствии со ст. 21 Закона об исполнительном производстве № 229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительный лист должен быть передан взыскателем в течение 3 лет в орган, осуществляющий взыскания, либо должнику (если исполнительный лист не был передан сразу судебным приставам).

3 года отсчитываются не с момента получения на руки исполнительного листа, а с даты вынесения решения судом.

О том, как получить исполнительный лист и подать его судебным приставам, мы писали ранее в этой статье.

Существуют также и специальные сроки использования исполнительных документов, в зависимости от вида исполнительного листа:

⦁ 1 год — для листов, в которых указано требование о возврате ребенка, перемещенного в Россию с нарушениями законодательства или незаконно удерживаемого на ее территории;

⦁ в течение всего периода, в рамках которого должны осуществляться периодические платежи в пользу взыскателя + 3 года. Например, исполнительные листы по взысканию алиментов действуют до наступления совершеннолетия ребенка + 3 года.

Случаи прерывания общего трехлетнего срока предъявления исполнительного листа описаны в ч. 1 ст. 22 ФЗ № 229:

⦁ держатель листа передал его приставу или должнику;

⦁ должник частично погасил свою задолженность.

Исчисление прерванного срока предъявления, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ № 229, продолжается после перерыва. При этом время, пройденное с момента получения исполнительного документа до прерывания срока его подачи, не учитывается.

Если же исполнительный документ был возвращен взыскателю по причине невозможности его исполнения, исчисление срока начинается со дня возвращения (ч. 3 ст. 22 ФЗ № 229).

В случае отзыва исполнительного документа по заявлению взыскателя или в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (ч.3.1. ст. 22 ФЗ № 229).

Часть 3.1. ст.22 ФЗ № 229 была введена во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 7-Пот 10.03.2016 № 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева".

Если судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, приостанавливал свое действие, то при его возобновлении возобновляется и срок предъявления к исполнению исполнительного листа (ч. 4 ст. 22 ФЗ № 229).

Указанные правила не применяются к судебным актам, актам других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. (ч. 6 ст. 22 ФЗ № 229).

Пропуск срока влечет за собой прекращение действия прав взыскателя относительно должника. Однако в некоторых случаях, отдельно установленных законодателем, установленный для предъявления листа срок может быть восстановлен.

Можно ли восстановить пропущенный срок предъявления исполнительного листа?

В ч. 1 ст. 23 ФЗ № 229 говорится, что можно, но по ряду уважительных причин:

⦁ болезнь взыскателя, подтвержденная официальными документами;

⦁ отсутствие у него информации о том, что он, согласно решению суда, имеет право требования погашения задолженности в отношении взыскателя (такая ситуация возникает в том случае, если в адрес взыскателя не был направлен исполнительный лист);

⦁ нахождение взыскателя в длительной командировке и др.

Срок осуществления исполнительного производства

Срок осуществления исполнительного производства — это период времени, в течение которого с должника должна быть взыскана сформировавшаяся у него задолженность. Все сроки действий, выполнение которых направлено на взыскание долга, установлены ст. 36 ФЗ № 229.

Согласно этой статье, все требования, изложенные в исполнительном документе, должны быть выполнены в течение 2 месяцев с момента начала исполнительного производства.

Но, течение 2 месяцев прерывается согласно ч. 7 этой же статьи. В период осуществления исполнительного производства не включается время:

⦁ в течение которого проведение исполнительных действий было отложено;

⦁ в течение которого осуществление исполнительного производства было приостановлено;

⦁ отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

⦁ когда какой-либо из участников исполнительного производства обратился в суд или иной компетентный орган с заявлением о разъяснении положений документа;

⦁ в течение которого действовало постановление о назначении специалиста, привлекаемого к процедуре реализации исполнительного производства;

⦁ проведения процедуры реализации имущества, конфискованного у должника (она считается завершенной в момент поступления денежных средств от продажи собственности на банковский счет службы судебных приставов).

В случае, когда исполнительный лист не может быть исполнен по каким-либо причинам, его возвращают взыскателю (согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229). В такой ситуации срок предъявления документа для требования возврата долга отсчитывается с даты возвращения его взыскателю и составляет 3 года, за исключением двух случаев:

  1. Взыскатель сам отозвал исполнительный лист по заявлению.
  2. Взыскатель совершал действия, препятствующие исполнению взыскания.

В описанных выше случаях при исчислении срока предъявления обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием.

Таким образом, несмотря на завершение исполнительного производства, оно может неоднократно возобновляться по воле взыскателя в пределах установленного срока к предъявлению.

Обратиться за возобновлением исполнительного производства взыскатель может только через полгода с даты вынесения поставления об окончании исполнительного производства. За исключением случая, когда у взыскателя появится официальная информация об изменении материального положения должника.

Вывод: окончание исполнительного производства и возврат исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания задолженности не аннулируют существующий долг. Исполнительное производство по исполнительному листу будет закрыто в случае, если взыскатель не обратится для возобновления в течение трех лет.

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Взыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

Сейчас хочу поделиться особенностями предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.

Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

К слову, лично мне не совсем понятно, почему в данном пункте оставлены без внимания индивидуальные предприниматели. Представляется, что на индивидуальных предпринимателей законодательство применяется по аналогии.

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а конкретно глава 24.1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст. 239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Более того, служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Для начала обозначу перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.

Во-первых, это сам исполнительный документ – исполнительный лист или судебный приказ(поскольку взыскание средств бюджета по судебному приказу крайне редко, в дальнейшем буду говорить только об исполнительном листе).

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения арбитражного суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, читаем решения, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

Поскольку арбитражный суд, направляет свои решения сторонам по почте, соответственно направляет их без отметки о вступлении в законную силу, то не забудьте позаботиться о том, чтобы одновременно с получением исполнительного листа у вас было соответствующее решение суда с отметкой, для этого одновременно с ходатайством о выдаче исполнительного листа попросите выдать и решение.

Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.

Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.

Условия исполнения судебных актов

Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:

– непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);

– нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;

– отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Так куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику. Для меня очевидно, что если хочешь чтобы что то было сделано хорошо, сделай это сам.

Для начала необходимо определиться с кого взыскиваются средства. Как определить ответчика, в частности, по государственному контракту я ранее рассказывал.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) – документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования), документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.

И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.

Определившись с должником, вы поймете куда отправлять исполнительный лист.

Порядок исполнения исполнительного листа

Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

А теперь важный момент, на который я уже как то обращал внимание.

Если вы спорите с казенным учреждением, то необходимо помнить, что по долгам учреждения собственник несет субсидиарную ответственность (см. ст. 120 ГК РФ).

Поэтому бывает целесообразно привлекать к участию в процессе собственника учреждения в качестве соответчика и просить суд взыскать с собственника учреждения в субсидиарном порядке.

Так вот в случае предъявления судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежных обязательствам федеральных или муниципальных казенных учреждений бывает, что лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа не достаточно.

Конечно органы, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств бюджета должны обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, и в случае каких либо нарушений со стороны учреждения-должника приостанавливается осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, только, как вы понимаете, на вашем счете от этого денег не прибавиться.

Соответственно при наличии в решении арбитражного суда фразы о том, что в случае отсутствия денежных средств у учреждения – взыскать с собственника, вы обеспечиваете себя тем, что решение суда будет исполнено в течение трех месяцев за счет собственника учреждения.

Читайте также: