Список судов вмф ссср

Обновлено: 28.04.2024

Самой масштабной, полной героических свершений, выдающихся успехов и обидных неудач страницей в славной истории советского флота навсегда останется холодная война. Великое, не имеющее в истории аналогов по географическому размаху, военно-политическому напряжению усилий и длительности соперничество между двумя супердержавами — Соединёнными Штатами Америки и Советским Союзом — происходило на всех морях, океанах и континентах. С марта 1946 г. по декабрь 1991 г. любое действие одной стороны, целью которого было расширение своей сферы влияния в мировом масштабе, немедленно вызывало противодействие другой. Каждый такой эпизод, на первый взгляд рядовой, мог привести к глобальной ракетно-ядерной войне супердержав с непредсказуемыми для всего человечества последствиями. Это понимали все — от первого лица государства до солдата или моряка, потому все участники холодной войны выясняли отношения скорее в локальных конфликтах, чем непосредственно своими руками.

Строительство флота после войны

Военно-морской флот СССР (далее — ВМФ) в годы холодной войны стал самым универсальным и действенным элементом государственной политики и военной стратегии. Однако если Военно-морские силы США (далее — ВМС) вступили в эту войну самыми сильными в мире (совокупная мощь флотов других государств и близко не достигала американской), то СССР пришлось отстраивать свой ВМФ после Великой Отечественной заново. Ставилась задача сделать его равноправным противником американскому флоту. Для страны, которая в самой страшной в истории человечества войне потеряла 27 млн своих граждан и чуть ли не половину экономики и инфраструктуры (для сравнения: в США погибло 404 000 человек, а объем производства с 1939 по 1945 г. увеличился в 3,5 раза, составляя 40 % мировой экономики), сделать это было архисложно.

Советский Союз в Великую Отечественную получил богатый опыт ведения войны на суше. Однако Сталин понимал, что его страна обязана иметь флот, соответствующий статусу мировой державы, каковой СССР становился после разгрома гитлеровской Германии. Поскольку на море в основном сражались американцы и англичане, представления советского руководства, каким должен быть современный флот, не соответствовали реалиям времени. Вот почему в 1946 г. была принята довоенная программа строительства флота 1937-1947 гг. В ней упор делался на строительство линкоров и крейсеров, несмотря на то, что Вторая мировая показала: на первый план вышли авиация и авианосцы. Первоначальный вариант программы, абсолютно неподъемный для промышленности СССР, разработал советский военно-морской теоретик адмирал Лев Михайлович Галлер (1883-1950). Сталин принял его предложения, но сильно сократил количество предполагаемых к постройке кораблей.

Летчик-истребитель Северного флота Ю. А. Гагарин. В. П. Яркин. 2007

Летчик-истребитель Северного флота Ю. А. Гагарин. В. П. Яркин. 2007. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Будущий первый космонавт планеты на заре своей карьеры на самолете МиГ-17Ф готовится прикрывать с воздуха корабли Северного флота

По-прежнему основой флота были мощные артиллерийские корабли, только теперь не линейные, а тяжелые (линейные, по сути) и легкие крейсеры. Многочисленные строящиеся эскадренные миноносцы и сторожевые корабли имели недостаточную дальность плавания, артиллерия главного калибра не являлась универсальной (то есть та, которая могла бить и по кораблям, и по берегу, а самое главное, по авиации с большой дальности), зенитное и противолодочное вооружение было слабым. Удивительно, но собственный опыт (гитлеровская авиация потопила чуть ли не половину советских кораблей) игнорировался. Возможно, потому, что воевать собирались не у берегов Америки, как однажды выразился Сталин, а под прикрытием собственной береговой авиации. Следовательно, в строительстве авианосцев нет необходимости, так же как не было нужды увеличивать дальность плавания кораблей, ведь истребитель — лучшая зенитка, он должен быть исключительно береговым, как показал опыт Второй мировой.

Однако отныне главным противником стали ВМС США. Бороться с ними должны были многочисленные подводные лодки, которых запланировали построить 1200 единиц (100 малых, 900 средних и 200 больших). Это стало калькой не совсем удачного опыта ведения подводной войны у немцев. Дело в том, что успехи их подлодок впечатляли союзников, равно как и шокировали новейшие проекты гитлеровских субмарин, появившиеся в конце Второй мировой, из-за чего в послевоенный период немецкие конструкции копировались. С 1943 г. гитлеровские подводные лодки стали уязвимы, поскольку не имели прикрытия собственной авиации и надводного флота, а союзники начали побеждать благодаря активному и массовому применению авиации и новейших гидроакустических систем. Несомненно, ставка гитлеровцев на одни субмарины была порочной. Почему Сталин взял на вооружение этот опыт, историки спорят до сих пор.

Типичный корабль сталинской программы 1946 г. — эскадренный миноносец проекта 30-бис

Типичный корабль сталинской программы 1946 г. — эскадренный миноносец проекта 30-бис. Таких кораблей было построено 70 единиц, для начала 1950-х гг. они годились разве что для учебных целей и поддержки войск на берегу, поскольку главная артиллерия была неуниверсальной, зенитное и противолодочное вооружение слабым, котлы и механизмы устаревшими, гидроакустика примитивной

Таким образом, в разрушенной страшной войной стране, голодной, но гордой развернулось не имеющее аналогов в мире строительство военно-морского флота. Его темпы поражали западных аналитиков: каждые 5 дней ВМФ СССР получал по новой подводной лодке.

Эпоха Горшкова

Подводные силы

Главной ударной силой ВМФ СССР весь период холодной войны были подводные лодки. Первые их проекты для массового строительства стали подготавливать в блокадном Ленинграде еще в 1943 г. Но это были лишь слегка доработанные довоенные конструкции, а потому развития они не получили. В серию вошли подводные лодки, проекты которых включали оригинальные идеи советских конструкторов (в частности, концепцию единого двигателя С. Г. Базилевского) и материалы немецкого подводного кораблестроения (система работы дизелей под водой: более обтекаемые формы корпуса и надстройки с целью превосходства подводных элементов — скорости, дальности и длительности подводного плавания — над надводными).

Силуэт подводной лодки с баллистическими ракетами проекта АВ611. Подводная лодка Б-73

Силуэт подводной лодки с баллистическими ракетами проекта АВ611. Подводная лодка Б-73. В октябре 1959 г. именно с такой субмарины состоялся первый в истории пуск баллистической ракеты

Массовое строительство

Дизельная подводная лодка проекта 613 постройки 1950 г.

Дизельная подводная лодка проекта 613 постройки 1950 г. — представитель самой массовой серии послевоенных подводных лодок

Подводная лодка М-296

Вызывающие страх

Крейсер — американский USS Des Moines (CA-134)

Один из самых мощных за всю историю легких крейсеров — американский USS Des Moines (CA-134). Именно на нем президент США Д. Д. Эйзенхауэр был атакован советской ДЭПЛ С-360

Великолепная советская большая дизель-электрическая подлодка проекта 641

Великолепная советская большая дизель-электрическая подлодка проекта 641 в надводном положении на полном ходу

Карибский кризис

Атомарины

Производство атомарин в СССР набирало гигантские обороты, и к концу 1980-х гг. для советского флота были построены:

Безрезультатные поиски

Советские подлодки американцы пытались обнаружить по всем известным им маршрутам. Безрезультатно. Ведь наши лодки пошли севернее Гренландии, под покровом льдов и в полном отдалении от маршрутов торгового и военного судоходства, туда, где до них под водой никто не ходил. Причем шли на немыслимых скоростях — 20-30 узлов (сказалась практическая реализация концепции Горшкова — сначала в океан научный флот, а потом военный) и появились вскоре в Саргассовом море у американской военно-морской базы Гамильтон, но не поодиночке, а создав у берегов США завесу подводных лодок. Дав себя обнаружить, лодки 33-й дивизии быстро оторвались от преследования и благополучно вернулись на базу.

По воспоминаниям командиров советских подлодок, американцы создали такую плотность противолодочных сил, что даже подвсплыть на минуту для проведения сеанса экспресс-связи и забора воздуха было невозможно. Но, тем не менее, подвсплывали, давали радиограммы-молнии и набирали воздух, а заодно и сверяли свой курс по небесным светилам. Для противодействия противолодочным силам США экипажи советских подлодок применяли секретные и новейшие приборы постановки помех.

Одна из советских (российских) атомарин проекта 671РТМ на полном надводном ходу

Результаты операции ввели американских адмиралов в шок. Им стало ясно: в случае войны советские атомные подлодки, в том числе и с ядерными ракетами, появятся там, где их никто не ждет, и так быстро, что никакие меры противодействия ни на выходе из базы, ни на переходе морем-океаном, ни вблизи своего побережья предпринять будет просто невозможно. Это была сокрушительная победа флота Горшкова в холодной войне.

Надводные силы

Сталинская программа 1946 г. отводила надводному флоту главенствующую роль. Хрущёв ставку делал на подлодки. При Брежневе старались при первостепенном развитии подводного флота должное внимание уделять и надводной составляющей, создавая океанский и сбалансированный флот. Результат не замедлил сказаться. ВМФ СССР получал разные корабли и катера — и те, что опередили время, и те, что уже на стадии проектирования считались устаревшими. Советский надводный флот, выйдя в океан, стал постоянно маячить на глазах у командующих и моряков американских и натовских эскадр. Однако все по порядку.

Эсминцы проекта 56 благодаря своей восхитительной мореходности (наверное, самой лучшей в истории мирового кораблестроения), а также универсальности стали настоящими рабочими лошадками советского флота во всех морях и океанах. Примеров их успехов много, но ограничимся одним.

Корабли новой эпохи

С конца 1950-х гг. ВМФ СССР стал пополняться кораблями абсолютно новой концепции, соответствующей реалиям холодной войны. Теперь на повестке дня было создание кораблей, которые могли бы бороться с атомными подводными лодками противника на всех морях и океанах и бить авианосные и десантные соединения врага как в открытом море, так и у своего побережья противокорабельными ракетами — оружием, приоритет в создании и применении которого советским флотом неоспорим.

Выход в океан — подготовка вертолета к поиску. Л. П. Байков. 1974. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Выход в океан — подготовка вертолета к поиску. Л. П. Байков. 1974. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

130-миллиметровая спаренная артустановка АК-130

Самая мощная универсальная корабельная артиллерийская система современности — 130-миллиметровая спаренная артустановка АК-130

Группа матросов Дважды Краснознаменного Балтийского флота во главе с заместителем командира по политической части капитаном III ранга В. Саблиным изолировала офицеров и, выведя корабль из парадного строя в Рижской гавани, попыталась перейти в Ленинград, где Саблин планировал обратиться к советскому народу с речью, обличающей антинародную сущность режима Брежнева. Случилось это 8 ноября 1975 г. Корабль был обстрелян с воздуха бомбардировщиком Як-28И, остановлен, после переведен на Тихоокеанский флот, а зачинщик мятежа расстрелян.

Авианесущие крейсеры

Ракетные корабли

Берега же Отечества с 1959 г. защищают ракетные катера и их увеличенная версия — малые ракетные корабли. Сейчас оба класса слились в один, и российские специалисты заявляют о неперспективности их дальнейшего развития, поскольку противокорабельные ракеты уже бьют на 100-200 км, а вот обнаружить на таких дистанциях противника без вертолета нереально. Поэтому в новой России этот класс заменяется корветами. Однако за Советским Союзом навсегда закреплено первенство в создании и применении ракетных катеров.

Морская авиация

Су-33 — первый российский палубный истребитель

Бе-12 на патрулировании

Когда у Ньюфаундленда эскадра отрабатывала прорыв, она была обнаружена советскими дальними самолетами-разведчиками Ту-95РЦ. Случилось это 13 сентября. Через неделю уже флотские разведчики Ту-16Р заметили силы НАТО южнее Исландии в момент, когда обе авианосные группы соединились и на полной скорости стали идти на северо-восток — в сторону советских берегов.

Первый советский бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К

Тогда командование 5-й Морской ракетоносной авиационной дивизии Северного флота решило провести свои учения. Исполняющий обязанности командующего авиации флота, советский адмирал Г. М. Егоров (будущий командующий Краснознаменным Северным флотом) дал добро, и 21 сентября, во второй половине дня, более 30 ракетоносцев Ту-16К-10 в обеспечении самолетов разведки Т-16Р, постановки помех Ту-16РР и указателей целей Ту-16РЦ поднялись в воздух. Проведя несколько часов над океаном, самолеты разделились на 3 группы, ушли на малые высоты и условно атаковали корабли противника с разных направлений, сблизившись с ними на дальность ракетного пуска 160 км. Моряки НАТО обнаружили самолеты, когда их корабли были уже облучены радарами так и не выпущенных ракет.

Морская пехота

Рассказ о послевоенном советском флоте был бы неполон без его маленькой, но самой боевой составляющей — морской пехоты, история которой волнообразна. При Сталине ее попытались сделать очень сильной береговой структурой флота, которая могла бы и базы свои защитить, и на вражеском побережье плацдарм успешно захватить. Потому к 1953 г. советская морская пехота насчитывала 1 дивизию, 4 бригады, 1 полк и 11 отдельных батальонов, а также 2 танковых и 15 пулеметных батальонов.

Советский морской пехотинец Краснознаменного Тихоокеанского флота на посту. 1974. Владивосток

При Хрущёве она была ликвидирована. Считалось, что в условиях глобальной ядерной войны будет не до морского десанта. Однако уже в середине 1960-х гг. пришло понимание того, что ядерной войны может и не быть, а иметь хорошо подготовленные подразделения, которые на кораблях можно доставить в любую точку планеты и высадить на любое побережье с надеждой на выполнение поставленных задач, необходимо. Особенно ясно это стало в октябре 1973 г.

Выводы были сделаны быстро, на 3 флотах создали по бригаде морской пехоты, а на Краснознаменном Тихоокеанском — 55-ю дивизию. Кроме того, сформировали морские разведывательные пункты — секретный и прекрасно подготовленный морской спецназ. Специалисты НАТО очень высоко оценивали советскую морскую пехоту, считая ее самой профессиональной и сильной частью Вооруженных сил СССР. В 1977 г. было доказано, что она лучшая из лучших.

Эвакуация советских граждан из Сомали

В 1977 г. армия государства Сомали, которое было с 1964 г. союзником СССР, напала на соседнюю Эфиопию, тоже советского партнера (с 1974 г.). Не вдаваясь в подробности этого во многом бессмысленного конфликта, в котором правительство СССР и Кубы поддержало по до сих пор не ясным причинам Эфиопию, отметим следующее. Разозленный такой предательской позицией советского руководства, президент Сомали Сиад Барре (в разговоре с Л. И. Брежневым цитировал А. С. Пушкина) разорвал 13 ноября все отношения с СССР и потребовал от 2000 советских специалистов и советников в течение 3 дней покинуть страну. Столь короткие сроки объяснялись просто — Барре стремился сохранить построенную Советским Союзом для своих же кораблей и атомных подводных лодок базу в Бербере, поскольку за 3 дня эвакуировать ее было нереально.

Достоинства и недостатки ВМФ СССР

К началу 1991 г. Военно-морской флот Советского Союза достиг зенита своего могущества. По численности и боевой мощи он находился на втором месте в мире после ВМС США, хотя по ряду параметров занимал лидирующие позиции. ВМФ СССР обладал крупнейшим подводным флотом и флотом кораблей и катеров с динамическими принципами поддержания над водой. Советская морская ракетоносная авиация, вооруженная уникальными сверхзвуковыми тяжелыми ракетами, была непревзойденной — ее соединения могли потопить все, что плавает, практически в любой точке Мирового океана.

Средний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М (уже в раскраске ВВС России)

Основа советской морской ракетоносной авиации — средний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М (уже в раскраске ВВС России). Даже по современным меркам сбить такой самолет практически невозможно

Технологии, которые применялись в строительстве советских кораблей, катеров, самолетов и их оружия, по своим характеристикам и сейчас оставляют многие западные аналоги далеко позади.

ВМФ СССР имел и существенные недостатки. Во-первых, он был несбалансированным по своему составу. Так, на 285 подводных лодок приходилось всего 140 боевых надводных кораблей основных классов, то есть в соотношении 1:0,40 (для сравнения: ВМС США — 1:1,5; Великобритания —1:1,76). Несмотря на то что советские субмарины ходили быстрее и погружались глубже, в случае большой войны они вынуждены были бы действовать абсолютно самостоятельно, без прикрытия иных сил флота.

Атомная подводная лодка К-222 проекта 661

Самая быстрая в истории человечества советская атомная подводная лодка К-222 проекта 661. Ей принадлежит рекорд подводной скорости хода — 44,9 узла


Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2007 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам) — строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии.

Справочник издается в четырех томах: т. 1. Подводные лодки (в двух частях); т. И. Ударные корабли (в двух частях); т. III. Противолодочные корабли (в двух частях); т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного.

Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

Фото предоставлены А.Н. Одайник

ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ

Десантные корабли получили развитие в СССР гораздо позже, чем в иностранных флотах, хотя необходимость в них была осознана еще до начала Великой Отечественной войны — как говориться, руки не доходили, что косвенно привело к ужасным потерям во время проведения десантных действий. После завершения войны возглавивший Министерство обороны маршал Жуков настолько уверовал в скоротечную победоносную войну силами одних ядерных бомб и сухопутных войск, что заявил о ненужности морских десантных сил. Морскую пехоту ликвидировали, а вместе с ней вычеркнули из кораблестроительных программ десантные корабли.

На их создание наложили отпечаток некоторые особенности проведения морских десантных действий в годы Великой Отечественной войны. В силу физико-географических условий театров высадка войск нашего десанта, чаще всего вынужденно, производилась в ближайшем тылу противника, то есть на обороняемое им побережье, а это значит, что всегда осуществлялась с боем. Данное обстоятельство заставляло высаживать в первом броске значительные массы войск, причем компактно, чтобы они сразу могли организованно вступить в бой. С другой стороны, требовались высокие темпы высадки, поскольку в ближайших тылах у противника всегда могли оказаться на небольшом удалении резервы войск. По этим причинам из двух изначально существовавших способов высадки войск десанта: с помощью десантных катеров с транспортов или непосредственно с десантных кораблей прямо на урез воды, предпочтение отдавалось последнему способу. Поэтому суда двойного назначения, построенные в 1951–1959 гг. имели кормовое расположение энергетической установки, малую осадку носом и раскрывающуюся носовую оконечность с аппарелью, т. е. они были способны высаживать десант с подвижной техникой на необорудованное побережье. Часть из них сразу после вступления в строй вошла в состав ВМФ. По существу, такая архитектура отечественных десантных кораблей, в тех или иных вариациях, сохранялась вплоть до наших дней.

Одновременно (в 1963–1972 гг.) советский ВМФ пополнился 65 СДК за счет поставок из Польши кораблей пр. 770Д, пр. 770МА, пр. 771, пр. 771А и пр. 773. Эти корабли могли принимать пять-шесть средних танков или 160–180 морских пехотинцев с полным снаряжением. Впоследствии часть этих СДК и МДК передали флотам дружественных стран.

Все вышеперечисленные корабли из-за малой автономности и ограниченной мореходности были приспособлены исключительно для прибрежного плавания. Кроме того, вследствие малой десантовместимости, они могли высаживать не целостные войсковые подразделения, а только их составные части. Между тем опыт боевой подготовки и возникшая в конце 60-х годов потребность в оказании своевременной поддержки дружественным странам привели к необходимости создания больших десантных кораблей (БДК), которые обладали способностью транспортировать и высаживать на необорудованное побережье целые войсковые подразделения (до батальона морской пехоты включительно). При этом они были пригодны для длительного несения боевой службы в отдаленных районах Мирового океана.

Подобных десантно-высадочных средств (в особенности амфибийных десантно-штурмовых катеров) не имел ни один флот мира. Дело в том, что в других странах, например в США, такие катера применяются для перевозки войск и грузов с десантных транспортов, стоящих на рейде, на уже захваченный плацдарм или просто на необорудованное побережье при отсутствии сопротивления со стороны противника. А у нас катера на воздушной подушке предназначаются для доставки войск и техники прямо в ходе боя за высадку. Здесь надо отметить, что во многом это авантюра, так как живучесть подобных катеров от пушечно-пулеметного огня, не говоря уже о противотанковых средствах, исключительно низка. Наряду с катерами на ДПП в 1971–1996 гг. строились десантные катера пр. 1176 (-25 ед.) обычного типа, а также быстроходные катера на воздушной каверне пр. 11770 (три ед.).

Если не брать в расчет такие дорогие и специфические корабли как УДК пр. 1174 или КВПП, то у отечественных десантных кораблей с носовой аппарелью есть огромное достоинство. По сути, они являются судами двойного предназначения и могут широко использоваться в мирное время для доставки грузов в удаленные мелководные и плохо обеспеченные причальным фронтом районы. А их в нашей необъятной стране более чем достаточно. Это редчайший случай, когда строительство боевых кораблей в мирное время может оказаться рентабельным. Неслучайно по общей численности и грузоподъемности десантных кораблей и катеров отечественный ВМФ в 1991 г. занимал второе место в мире, уступая лишь ВМС США. Однако, из-за дефицита судоремонтных мощностей и недостаточного финансирования, своевременно не проводились требуемые ремонты и регламентные работы, что в 90-х годах привело к их обвальному исключению из боевого состава флота.


В начале Великой Отечественной количественный состав флота СССР был, конечно, огромным, но.

Чтобы понять, то надо сначала разобраться с типами кораблей, находящихся в строю, а потом и с распределением их по флотам. И начать, конечно же, с линкоров, потому как Перл-Харбора еще не было, и именно линейные корабли считались владыками морей. У СССР линкоров было три, на двух флотах.

Много это или мало?

С чем сравнивать – у немцев, например, на 22.06.1941 линкор был один, плюс два линейных крейсера. Так что, вроде бы как паритет, но вопрос был не в количестве, а в качестве.

Подводя итог – у нас было три корабля береговой обороны и ноль линкоров.

А как же крейсера? Здесь-то порядок?

В итоге крейсеров у нас было аж 4 (четыре) – два на Балтике и два на Черном море. Причем крейсеров странных – в корпус итальянского легкого крейсера впихнули трехорудийные башни ГК нерациональной конструкции с калибром орудий 180 мм. Броня слабая, зенитная артиллерия не очень. Но новые и быстроходные. Все четыре.


Но у кого их не было?

В любом случае 46 эсминцев на 4 флота – это явно не то, что требовалось.

Реальный советский флот 1941 года

А подводные лодки?

Их-то было много?

Да, даже очень много, аж 271. Самый большой подводный флот в мире на тот момент. Но.

А что, кстати, остальные?

Ну, если не смотреть на это:

А ведь это главный козырь ВМФ СССР, за неимением других. Ну и кадры. Да, построить не проблема, а вот где взять квалифицированных подводников, если за 12 лет строим более 200 лодок, а списываем менее 20? Вопрос.

Но у нас еще были легкие силы?

И опять причины объективные – копировали англичан, не до заклепки, понятно, концепцию. Копировали, потому как опыт и умели. А в итоге война была другой, и ТКА понадобились другие.

Можно о десантных кораблях. Их, вообще, не строили, а потом всю войну десантные операции подручными средствами. А можно о ВВС, самолетов берегового базирования в 1941 году было очень много, а толку – очень мало, впрочем, как и у всех остальных стран. Береговая авиация требует идеальной разведки и ювелирного взаимодействия.

На флотах


В итоге, если считать только современные корабли, ни один флот не был способен выполнять свои задачи. И это объективная реальность, если, конечно, не играть с цифрами. А то можно досчитаться, что Балтфлот был сильнее Кригсмарине, а подводные силы ТОФ превосходили Японский императорский флот.

Почему так вышло – вопрос интересный.

Подготовка


Ну, во-первых, ВМФ СССР не взялся ниоткуда, он – наследник и продолжатель флота императорского. А наследство нам перешло порядком погромленным, на Севере и Тихом океане кораблей не осталось вообще, от Черноморского флота перешли одни огрызки, на Балтике были потеряны многие корабли, а главное – кадры.

Все это усугубила Гражданская война, и послевоенная разруха.

Пришлось покупать, для этого выбрали Италию, что было явно не оптимальным решением, но зато бюджетным. Все-таки большую часть ресурсов съедала армия, оно и верно, без нее с нашими границами вообще никак.

Всерьез флотом занялись после Испанской войны, когда стало ясно – сильное и авторитетное государство без него невозможно. Только вот не успели.

Линкоры проекта 23 откровенно не потянули. Не будь войны их достроили бы, может быть, году к 1944–1945. Линейные крейсера, даже при условии покупки немецких пушек-башен, примерно так же. А вот эсминцы проекта 30, лидеры проекта 48 и легкие крейсера проекта 68 вполне могли начать вступать в строй в 1942 году, что бы соотношение сил на морях могло изменить капитально. Но.

Не смогли, точнее – не успели. Увы, это в фантастике стоит Сталину узнать будущее, и корабли начинают печь, как горячие пирожки. В печальной реальности все чуть по-другому. В любой стране делают ровно столько, на что хватает сил и средств.

А на что не хватает – там за отсутствие железа платят кровью, причем по страшному курсу.

И в ту войну мы платили, доказав, что даже при нехватке железа можно воевать и побеждать. И походы подводных лодок через минные поля без гидролокатора на Балтике, и атаки немореходных ТКА в Арктике, и Черноморские зимние десанты без десантных кораблей и обученной морской пехоты – все это было страшно, кроваво, но зачастую успешно.

Просто поражает желание некоторых публицистов – показать нас сильными (а значит, и тупыми, раз того Гитлера сразу в порошок не стерли) там, где этой силы и близко не было.

Скажем, по количеству современных крейсеров мы, конечно, обгоняли Аргентину, четыре против трех. Но отставали от Нидерландов, у них их было пять штук.

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


Вованыч

старожил

VAS63> Где, в какой работе?


R-class.jpg (скачать) [647x267, 61 кБ]

87.0.4280.141


Вованыч

старожил

hufden> Володь, здесь какая-то ошибка. R-286 по немецким источникам не прослеживается.

Ни на на чём не настаиваю, просто констатирую факт (фрагмент из книги Бережного привёл выше).

87.0.4280.141


VAS63

модератор


Clip.jpg (скачать) [853x338, 102 кБ]

84.0


parohod

старожил

hufden>> Володь, здесь какая-то ошибка. R-286 по немецким источникам не прослеживается.
Вованыч> Ни на на чём не настаиваю, просто констатирую факт (фрагмент из книги Бережного привёл выше).

в моем экземпляре справочника указано - R-206


Вованыч

старожил

VAS63> Володя, откуда у тебя ЭТО?

Кхм. Из сети. Скачивал в своё время. "Дежавюшный" формат, поэтому такое качество.

VAS63> Явно восьмерка в 286 отфотошоплена

Честно говоря, даже не знаю, что и сказать. Я точно не "баловался"

VAS63> Вот из книги сам сканировал

Спасибо, сейчас у себя исправлю.

87.0.4280.141


Шарнхорст

опытный

hufden> P.S. Тройка исследователей (Патянин , Морозов и Нагирняк) в своё время предполагала, что БО-52, вошедший в состав флота 30.11.1944 года , это ех - R-205
Не совсем так. Мы просто не оспаривали версию Бережного, в отличие от указанных у него прежних номеров БО-51 и БО-53. Полагаю, что это были R-37 и R-164.


Шарнхорст

опытный

hufden> 37-й "не катит" по надстройке
Почему? Катера были однотипными. Вот фото R-37 и R-164 - никаких принципиальных отличий не вижу.


R-37 damaged at Constanza in 1943.jpg (скачать) [1870x1234, 298 кБ]


R-164 nach Konstanza beim Raumung der Krim.JPG (скачать) [1750x1224, 425 кБ]

hufden

опытный

Шарнхорст> Не совсем так. Мы просто не оспаривали версию Бережного, в отличие от указанных у него прежних номеров БО-51 и БО-53.
Вам виднее
Шарнхорст> Полагаю, что это были .. и R-164.
Варненские раумботы поднимались ?

87.0.4280.141


Шарнхорст

опытный

hufden> Варненские раумботы поднимались ?
Если и поднимались, то упоминаний об этом мне не попадалось.
Мне видится так. В Констанце немцы топили корабли в условиях цейтнота и близости советских войск. Поэтому делали это спешно, топили прямо в гавани. Для ушедших в Варну спешки не было, поэтому тамошние корабли топились основательно, на глубине. Гренер для всех рамботов приводит общую дату - 30 августа. Единственным исключением стал R-163, который почему-то не затопили. Вот его наши и захватили прямо в гавани 8 сентября.

UPD: Не единственным. Там еще и пару экс-голландских раумботов захватили.

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

40 исторических снимков блокадного Ленинграда

Дети-актеры советских экранов с несчастливыми судьбами

Дети-актеры советских экранов с несчастливыми судьбами

Незаслуженно забыты: будоражащие воображение памятники модернизму времен СССР

Незаслуженно забыты: будоражащие воображение памятники модернизму времен СССР

Какие советские фильмы, книги и песни любят россияне: опрос ВЦИОМ

Какие советские фильмы, книги и песни любят россияне: опрос ВЦИОМ


Страшный сон школьника

20 плакатов СССР, которые поднимали сельское хозяйство

20 плакатов СССР, которые поднимали сельское хозяйство

Дин Рид: за железным занавесом его знали больше, чем на родине

Дин Рид: за железным занавесом его знали больше, чем на родине

Одна из серий

Одна из серий "Санта-Барбары" снималась в России в дни путча

Изолента, розочки и ковры: 7 приемов тюнинга автомобиля в СССР

Изолента, розочки и ковры: 7 приемов тюнинга автомобиля в СССР

Спасти Новый год, или Маленький переполох в Великом Устюге

Спасти Новый год, или Маленький переполох в Великом Устюге

Чудо Ларисы Савицкой: как живет единственная выжившая в авиакатастрофе над Завитинском

Чудо Ларисы Савицкой: как живет единственная выжившая в авиакатастрофе над Завитинском

Новогодняя ночь в стиле 70-х

Случится же такое под Новый Год

Великий комбинатор: чего вы могли не знать о

Великий комбинатор: чего вы могли не знать о "Золотом теленке"

Орден Красной Звезды: награда, которая погибла вместе с державой

Орден Красной Звезды: награда, которая погибла вместе с державой

Засмущали Ивана: Пегова и Рудова пришли на съемки в откровенных платьях (3 фото)

Засмущали Ивана: Пегова и Рудова пришли на съемки в откровенных платьях (3 фото)

История Героя СССР Николая Кузнецова: как легендарный разведчик убирал высшие чины фашистов

История Героя СССР Николая Кузнецова: как легендарный разведчик убирал высшие чины фашистов

Советский электровибратор на службе женской красоты

Советский электровибратор на службе женской красоты

Новогодняя ночь в стиле 60-х

Как развлекались советские дети зимой

Смертельная опасность немытых рук: от чего еще мог умереть Джеймс Бонд

Чемоданчик с машинками: советское учебное пособие для детей

Чемоданчик с машинками: советское учебное пособие для детей

Трейлер фильма

20 фотографий, показывающих байкерскую субкультуру во времена СССР

20 фотографий, показывающих байкерскую субкультуру во времена СССР

Призрак

Призрак "Красной машины", который вызвал недовольство в Европе

Страшный мультфильм по мотивам произведения недоброго сказочника

Страшный мультфильм по мотивам произведения недоброго сказочника

Картины Настасьи Чудаковой, которые возвращают в детство

Картины Настасьи Чудаковой, которые возвращают в детство

Амбициозные проекты СССР, которые так и не реализовали

Амбициозные проекты СССР, которые так и не реализовали

Сборная России по хоккею надела форму СССР и впервые за 4 года одолела Канаду

Сборная России по хоккею надела форму СССР и впервые за 4 года одолела Канаду

Новогодняя ночь в стиле 80-х

Возраст любимых актеров на момент съемок в фильме

Возраст любимых актеров на момент съемок в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

Неизвестные 12 стульев: неочевидные факты о романе

Достойные похвалы: советские актеры, покорившие зрителей на вторых ролях

Достойные похвалы: советские актеры, покорившие зрителей на вторых ролях

Как советские и голливудские фильмы совмещаются с живописью

Как советские и голливудские фильмы совмещаются с живописью

Гайдай против цензуры СССР: как хитрость и случайности помогли сохранить комедии, ставшие классикой

Гайдай против цензуры СССР: как хитрость и случайности помогли сохранить комедии, ставшие классикой

Новогодняя ночь в стиле 90-х

Устройства из СССР, к которым у нас до сих порт сохранились теплые чувства

Устройства из СССР, к которым у нас до сих порт сохранились теплые чувства

Как Каневский ведет следствие. История жизни актера

Как Каневский ведет следствие. История жизни актера

Последний пленный Второй Мировой: венгр провел 53 года вдали от родины

Последний пленный Второй Мировой: венгр провел 53 года вдали от родины

Они проснулись знаменитыми после публикации в Playboy

Они проснулись знаменитыми после публикации в Playboy

На судьбу не обижаются: спорт и трагедия гимнастки Елены Мухиной

На судьбу не обижаются: спорт и трагедия гимнастки Елены Мухиной

Большая часть россиян сожалеет о распаде СССР

Сколько мяса получал советский человек по одному талону

Сколько мяса получал советский человек по одному талону

Умерла актриса театра и кино Нина Ургант

Трагическая история семьи Берберовых, которая жила со львом

Трагическая история семьи Берберовых, которая жила со львом

Великий детский писатель и фанат учений секты Столбуна: скандальная жизнь отца

Великий детский писатель и фанат учений секты Столбуна: скандальная жизнь отца "Чебурашки"

Читайте также: