Список судов белозерского порта

Обновлено: 28.04.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Photobucket

В следующем 2010 году исполняется 200 лет, как было официально открыто движение судов по знаменитой Мариинской водной системе и 300 лет с начала её строительства.

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона Мариинской системе дано следующее определение - важнейший из водных путей, соединяющих реку Волгу с С.-Петербургским портом. Основные части системы: река Шексна, Белоозеро, река Ковжа (Каспийского бассейна), искусственные соединения, река Вытегра, озеро Онежское, река Свирь, озеро Ладожское и река Нева (Балтийского бассейна).

Photobucket

Мысль о соединении р. Ковжи с р. Вытегрой принадлежит Петру Великому, который лично посетил эту местность вскоре после устройства им Вышневолоцкой системы; им же было поручено иностранцам Перри, Вестри и Алимари произвести изыскания намеченной местности (в 1710-14 гг.). В 1710 году, Джоном Перри был проведен осмотр узлового участка будущей Мариинской водной системы - водораздельного волока между реками Вытегрой, впадающей в Онежское озеро, и Ковжей, впадающей в озеро Белое.
Исполнение мысли Петра Великого последовало только при Павле I, после проведения рекогносцировочных исследований Главный директор Водных коммуникаций Я. Е. Сивере составил доклад о необходимости строительства канала и всей системы. А окончен путь при Александре I, в 1808 г. по каналу между реками Вытегрой и Ковжей прошло первое судно, а в июле 1810 года Мариинская водная система была торжественно открыта. Мариинской она была названа потому, что деньги на ее строительство отпускались по личному распоряжению супруги императора Павла I - императрицы Марии Федоровны (ежегодно выдавалось по 400 тысяч рублей в виде займа из сохранной казны Петербургского воспитательного дома).
Вначале судоходство по Мариинской системе было небезопасно, особенно при следовании судов по озерам Белому и Онежскому, и только с прорытием обходных каналов Белозерского и Онежского (1852 г.) можно считать устройство Мариинской системы оконченным.
Белозерский обводной канал - незначительный участок знаменитого Мариинского водного пути. Его протяженность - 63 версты (66,8 км). Но эти 63 версты оказали заметное влияние не только на развитие Мариинской водной системы, но и всего Белозерского края.
До прорытия Белозерского обводного канала судоходство на Белом озере было сосредоточено в руках белозерских и крохинских жителей - владельцев знаменитых "белозерок" (лодок, приспособленных для плавания по капризному и порой бурному озеру). Число таких лодок колебалось от 300 до 4006. Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу. Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру. Строились лодки-белозерки из соснового, елового, осинового леса. По конструкции они были очень прочны и устойчивы, имели киль, вмещали большое количество груза. Длина судна достигала 21 фута (6,4 м), высота бортов - 7 футов (2,13 м), осадка с грузом составляла 1 фут (ок. 0,3 м). Стоимость каждой лодки составляла до 1,5 тысячи рублей. Центры изготовления таких лодок располагались в бассейне Белого озера, по рекам Вологде, Сухоне и ее притокам. Помимо Мариинской системы, лодки-белозерки использовались для перевозки грузов и по Северной Двине.
«Белозерск чрезвычайно оживлен новым каналом, который проведен через весь город и находится между ним и озером. Судоходство по Белуозеру сопряжено было с ужасными затруднениями. Противные ветры вовсе его останавливали — и суда должны были дожидаться попутного в Шекснинской пристани, у Крохина посада. Правда, что сила озера, в случае благоприятного ветра, такова, что никаким каналом заменена быть не может. Но эта сила подвержена переменам случая, который надобно было удалить. Последнее сделал канал. Суда теперь входят в него, совершают путь медленный, но безопасный, народ не гибнет и не страдает. Канал проведен на 63 версты в длину (. ) Подъемный мост Белозерский начат строением в 1845, а окончен в 1846 году. Водоспуск Белозерский также. Между ними разведен бульвар, усаженный кустами и цветами. Среди бульвара обелиск на трех гранитных ступенях.

Photobucket

Коломенки по прежнему были единственным типом барок, которые без перегрузки по пути доходили с уральскими грузами от рек Чусовой, Камы, Белой и Уфы прямо до Петербурга. Строились в бассейнах , указанных выше рек и плавали по Мариинской системе и по своим размерам соответствовали размерам ее шлюзов. Длина их не превышала 38 метров (18 саженей), ширина- 8,5 метра (4 сажени), высота бортов – до 1 сажени (2 метра). Грузоподъемность – от 208 до 224 тонн в зависимости от размеров и качества отделки стоимость коломенок колебалась от 200 до 1200 рублей.
Коломенки были плоскодонными судами с заостренными в плане симметричными носовой и кормовой частями и вертикальными штевнями. Борта коломенок тоже были вертикальными по всей длине и не имели подбора ни в носу ни в корме. Конструкция судна состояла из киля на концах которого ставились два вертикальных штевня треугольного в плане сечения. Между штевнями настилалось плоское днище из еловых досок, по которому потом обчерчивались кривые, обозначающие линии обоих бортов. На днищевые доски с помощью набелей с промежутком в 25 сантиметров крепились плоские днищевые шпангоуты. На их концах с обоих бортов ставились прямоугольные вертикальные бревна – флортимберсы. С боков днищевые шпангоуты и флортимберсы соединялись между собой кокорами (днищевыми кницами) и прямоугольными вставками. При этом каждый промежуток между шпангоутами заполнялся в шахматном порядке – слева кокора, справа – вставка, затем – справа кокора, слева – вставка. Снаружи флортимберсы обшивались досками, а внутри имели 3 пояса внутреннего бархоута. Вдоль днища сверху шпангоутов укладывались три кильсона из полукруглых бревен, которые крепились на болтах и скобах. Один наиболее мощный кильсон шел вдоль киля и соединялся со штевнями дополнительными лыжными кокорами. Два других кильсона шли вдоль бортов. Сверху поперечные связи бортов обеспечивали несколько бимсов которые крепились к борту гвоздями. Сверху вся площадь корпуса закрывалась двухскатной деревянной крышей. По ней вдоль бортов делались пешеходные мостики, а в корме ставилась дощатая каюта с плоской крышей. Она служила рабочим местом для кормщика, т.к. на нее выводился длинный наклонный румпель руля. Сделанный из бревен руль имел длину несколько метров, поскольку плоскодонные с невысоким килем коломенки были очень рыскливы на реках с сильным течением.
На берегу Белого озера, на песчаной косе за судоремонтными мастерскими Белозерского порта и по сей день можно увидеть занесённые в песок останки этих барок.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

История строительства Белозерского канала и, вообще, история судоходства на Белом озере – это огромная и очень интересная тема, но мной ещё малоизученная.

Читайте также: