Списки судебных примирителей утверждает каждый арбитражный суд субъекта рф

Обновлено: 14.05.2024

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения". Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ " О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур " (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации " в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ").

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства .

Предполагается, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, а также будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений, и в целом снзит уровень конфликтности в обществе.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать "настольной книгой" для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

Оставить заявку

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения". Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ " О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур " (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации " в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ").

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства .

Предполагается, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, а также будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений, и в целом снзит уровень конфликтности в обществе.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать "настольной книгой" для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

1. Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

3. Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений настоящего Кодекса и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

4. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

6. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 138.5 АПК РФ

1. Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в арбитражный процесс включен институт судебного примирения. Наряду с частной моделью медиации и посредничества примирительная процедура интегрирована в судебный процесс, в рамках которого содействие примирению осуществляет специальный субъект - судебный примиритель.

2. Большая часть норм АПК о судебном примирении носит отсылочный характер. Так, сама процедура проведения судебного примирения, требования к судебным примирителям определяются Регламентом проведения судебного примирения, который утвержден Постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.2019 N 41 "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения".

Судебное примирение осуществляется на основании принципов, присущих всем примирительным процедурам (ч. 2 ст. 138 АПК), и специальных принципов, предусмотренных для деятельности судебного примирителя (независимость, беспристрастность и добросовестность).

3. Судебным примирителем в арбитражном процессе может быть судья в отставке, который выразил желание выступать в качестве судебного примирителя. Списки таких судей в отставке, желающих исполнять полномочия судебного примирителя, формируют арбитражные суды, окончательно список формируется и утверждается постановлением Пленума ВС РФ. Свою деятельность судебный примиритель осуществляет в соответствии с положениями АПК и Закона о статусе судей.

4. Кандидатура судебного примирителя выбирается из списка, согласовывается сторонами, после этого утверждается в определении арбитражного суда о проведении примирительной процедуры.

5. В ч. 5 комментируемой статьи закреплены возможные модели проведения судебным примирителем примирительной процедуры. Исходя из системного толкования комментируемой статьи следует, что законодатель относит судебного примирителя к лицам, содействующим осуществлению правосудия, и его действия не могут повлечь возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей участников арбитражного процесса. В случае проведения процедуры судебного примирения судья вправе один раз в 14 дней запрашивать информацию о ходе примирительной процедуры. Такого права закон не предоставляет арбитражному суду в случае проведения других примирительных процедур.

6. Деятельность судебного примирителя подлежит оплате, порядок и условия определяются Правительством РФ.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Российское процессуальное законодательство гарантирует сторонам спора возможность примирения в суде без вынесения решения по делу. Регламент этой процедуры разработал Верховный суд РФ.

Что случилось?

По новому законодательству к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения и формирование и утверждение списка судебных примирителей. Только на основании такого регламента могут осуществляться примирительные процедуры во время судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Что такое примирительные процедуры в суде

С 25.10.2019 все участники судебного процесса в суде общей юрисдикции или арбитражном суде (за исключением уголовного судопроизводства) смогут прибегать к специальным примирительным процедурам. Проведение таких процедур возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта. К ним законодатели отнесли:

  • переговоры;
  • посредничество, в том числе медиация;
  • судебное примирение.

Этот перечень не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Суды будут начинать процесс примирения по регламенту на основании ходатайства сторон (стороны) либо при согласии сторон на соответствующее предложение суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству.

Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Осуществлять координацию действий сторон в этом процессе будут судебные примирители.

Кто такие судебные примирители

Судебные примирители — это штатные сотрудники судов. По законодательству их будут выбирать из судей в отставке, включенных в соответствующий перечень судебных примирителей. Утверждать список примирителей будет Пленум ВС РФ. Они будут проводить беседы со сторонами, предлагать им компромиссные решения для урегулирования спора и оформлять результаты примирения.

Как будет проходить примирение в суде

По новому регламенту судебное примирение должно проходить в отдельном помещении, расположенном в здании суда. Срок для совершения необходимых процедур устанавливается судом в определении о проведении судебного примирения, по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения имеют право:

  • выбирать судебного примирителя,
  • вносить предложения по порядку проведения примирения,
  • заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц,
  • сообщать необходимую для урегулирования спора информацию,
  • задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю,
  • высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения,
  • обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон,
  • ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту регламента, будет проходить в несколько стадий:

  1. Открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя).
  2. Изложение обстоятельств спора и интересов сторон.
  3. Формулирование сторонами вопросов для обсуждения.
  4. Индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями.
  5. Выработка предложений по урегулированию спора.
  6. Примирение сторон.
  7. Оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска.
  8. Завершение судебного примирения.

Результатом применения может стать как мировое соглашение и отказ от искового заявления, так и полное либо частичное его признание. Судебное примирение может быть завершено по заявлению одной или обеих сторон, а также в связи с истечением его срока либо прекращением судебным примирителем. Госпошлина, уплаченная за подачу искового заявления, сторонам возвращаться не будет. Но они смогут сэкономить на других судебных издержках.

Для чего ввели судебное примирение

Судья ВС РФ, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов пояснил, что в институте судебного примирения одинаково заинтересованы физические и юридические лица. Это будет быстрая и эффективная защита прав, которая широко используется в других странах, но пока не была реализована в России.

В Германии, Канаде, Финляндии, Австралии, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Словении, Нидерландах давно отказались от длительных судебных процессов по делам, в которых участники знают детали и отлично осознают свои требования. По словам судьи, в российском обществе есть высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров. Это позволит повысить качество правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, а также снижению уровня конфликтности, укреплению социально-деловых связей и повышению уровня правосознания. Как пояснил Виктор Момотов:

Сами участники спора всегда знают детали конфликта, его фактическую сторону и при желании могут выработать в короткие сроки взаимоприемлемое решение, используя примирение. Примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, способствует сохранению социальных связей и деловых отношений, в целом снижает уровень конфликтности в обществе.

В проекте регламента сказано, что судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения отнесены добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность.

Принять окончательную версию регламента судьи планируют на следующем заседании Пленума ВС РФ, ведь с 25.10.2019 года к процедуре должны получить доступ все желающие.

Мирись, мирись, больше не дерись! Верховный суд утвердил список судебных примирителей

Все знакомы с прекрасной русской пословицей: худой мир лучше доброй ссоры. Она вполне применима и для судебных споров: цивилизованные люди должны уметь договариваться, приходить к консенсусу, по максимуму учитывая интересы противоборствующих сторон. Однако зачастую спорящие не могут прийти к мировому соглашению. Тому масса причин: нежелание уступить, непонимание правовой ситуации и боязнь прогадать, неумение договариваться. И тогда на помощи приходят профессиональные примирители.

Законодательное регулирование судебного примирения

Институт судебного примирения создан по инициативе Верховного суда, соответствующие поправки внесены в процессуальные кодексы и вступили в силу с 25 октября 2019 года. Законодательно судебное примирение регламентировано ст. 153.6 ГПК РФ:


1. Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.
Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным судом Российской Федерации.

3. Судебным примирителем является судья в отставке, список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного суда РФ, на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

4. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

5. Для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного в том числе на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Задачи судебных примирителей

Иными словами судебные примирители:

  • будут выступать посредниками между судом и сторонами процесса;
  • как посредники с судейским опытом, они могут оказаться полезными, в семейных, гражданских, арбитражных и административных спорах;
  • разъяснят законы, судебную практику, подскажут, можно ли найти вариант, чтобы интересы обоих сторон были соблюдены;

Задача судебного примирения – прийти к такому решению, которое бы психологически приняли обе стороны. Если удастся найти решение, которое устроит всех, стороны смогут заключить мировое соглашение, которое утвердит суд.

Кто будет мирить граждан?

Как вы уже поняли судебным примирителем является судья в отставке: 28 января 2020 Верховный суд (ВС) России утвердил список из 342 судебных примирителей. В него от каждого региона вошли от одного до пяти судей в отставке. Лишь по одному судебному примирителю представлено от Алтайского края, Республики Алтай, Чукотки, ЯНАО и Мордовии. От Москвы представлены три примирителя (все - бывшие судьи Арбитражного суда Московского округа), от Санкт-Петербурга - пять судей в отставке.

У большинства примирителей, вошедших в список, стаж работы судьей составляет от 17 до 26 лет. Но есть и такие, чья выслуга в должности судьи составляет 40 и более лет. Их опыт, по мнению председателя Совета судей России Виктора Момотова, поможет найти и подсказать людям самое рациональное решение. Список еще будет пополняться, а после утверждения Пленумом ВС будет опубликован в интернете.

Чем обусловлено введение института судебных примирителей?

  • Снижения нагрузки на судебную систему;
  • Экономия бюджетных средств
  • Сторонам спора помогут находить консенсус грамотные компетентные люди: судьи в отставке, при этом судебный примиритель является нейтральной стороной, не заинтересованной в том или ином решении.
  • Миссия примирения направлена на снижение конфликтности в обществе, привитие навыков мирного решения спора и в целом повышения правовой культуры.

Необходимость принимать все возможные меры, направленные на достижение консенсуса сторон, очевидна. Но так ли необходимо было создавать специальный институт судебных примирителей, посредников для общения судей с гражданами? Разве судьи не должны выступать независимыми арбитрами, разъяснять гражданам их права и последствия решений.

Благодарю за внимания, всем мира и добра!

Необходим ли институт судебных примирителей в России?

Проголосовали: 108

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да, это поможет сторонам приходить к консенсусу.

Да, это разгрузит суды.

Нет, это лишь дополнительные затраты бюджета.

Нет, зачем посредники между судьей и стороной.

Да, свой вариант ответа в комментариях.

Нет, своя версия в комментариях.

5.7М

















1.2М

2.1М

25 октября 2019 года вступили в силу законы, расширяющие перечень примирительных процедур между сторонами.

Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2020 г. № 504

МОСКВА

Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на обеспечение деятельности судов.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 апреля 2020 г. № 504

ПРАВИЛАоплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия осуществления оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей (далее - судебные примирители).

2. Оплата труда судебных примирителей осуществляется в виде вознаграждения в размере одной второй части должностного оклада судьи, рассматривающего дело, пропорционально числу дней участия судебного примирителя в процедуре судебного примирения.

В случае участия судебного примирителя в процедуре судебного примирения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с тяжелыми климатическими условиями, в которых законодательством Российской Федерации установлены процентные надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, выплата вознаграждения судебному примирителю производится с учетом указанных надбавок и коэффициентов.

3. Время занятости судебного примирителя, участвующего в процедуре судебного примирения, исчисляется в днях, в которые он фактически осуществлял судебное примирение, вне зависимости от продолжительности работы по урегулированию спора в течение дня.

В случае участия судебного примирителя в течение одного дня в нескольких процедурах судебного примирения вопрос о выплате ему вознаграждения решается судом соответственно за участие в каждой проведенной процедуре судебного примирения в отдельности.

4. Выплата вознаграждения судебному примирителю осуществляется на основании определения судьи, в производстве которого находится данное дело, вынесенного по результатам рассмотрения письменного заявления судебного примирителя, составленного в произвольной форме (далее - определение), за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели федеральным судам, после завершения процедуры судебного примирения. В определении указываются:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) судебного примирителя;

б) количество дней участия в процедуре судебного примирения;

в) денежные суммы (цифрами и прописью), подлежащие выплате судебному примирителю.

5. Копия определения направляется судом в соответствующую финансовую службу Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, специализированного арбитражного суда, управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации для выплаты вознаграждения судебному примирителю по месту ее нахождения или посредством перечисления указанной в определении денежной суммы на текущий счет судебного примирителя по его ходатайству с выдачей ему копии определения.

6. Выплата вознаграждения по месту нахождения финансовой службы или перечисление его на текущий счет судебного примирителя осуществляются не позднее 30 дней со дня получения определения.

Читайте также: