Сообщение о яне гусе почему он был вызван на церковный суд в констанце

Обновлено: 08.05.2024

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г. ) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

Ян Гус — знаменитый теолог и церковный реформатор, основоположник движения гуситов, главный идеолог чешской Реформации.

6 июля 1415 года в немецком городе Констанца он был сожжён вместе со своими книгами.

Этому предшествовала критика Гусом церкви тех времён, хотя сам он называл себя её верным сыном.

Огромное влияние на Яна Гуса оказали труды британского реформатора Джона Виклифа.

В результате, он быль объявлен еретиком, на него было наложено Папское проклятие и он был вынужден уехать из Праги в Южную Чехию.

После суда и отказа отречься от своих убеждений, Ян Гус был сожжён.

Его смерть привела к кровопролитным Гуситстким войнам между его сторонниками и католиками.

Католическая церковь до сих пор официально не реабилитировала Яна Гуса, но в 1999 году на симпозиуме в Риме католическая церковь признала Яна Гуса реформатором, а Папа Римский Иоанн Павел II выразил сожаление, что Гус был сожжен.

Папа Римский Бенедикт XVI во время визита в Прагу поставил Гуса в пример как принципиального борца и христианина, способного в наше время объединить христианские конфессии.

В настоящее время существует Чехословацкая гуситская церковь, официально основанная в 1920 году. Отношения с католической церковью остаются напряжёнными. Особенно католикам не нравится, что в гуситской церкви есть женщины-епископы.

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г. ) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.
и екпсп

Ян Гус родился в деревне Гусинец 6 июля 1369 года. Он посвятил себя служению церкви и стал профессором философии в Пражском университете, где в то время учились тысячи студентов. Одновременно Гус проповедовал Евангелие в Вифлеемской церкви в Праге.
У Яна Гуса был близкий и верный друг Иероним (Пражский). Горя великой жаждой к знанию, Иероним посетил многие страны, в том числе и Англию, где познакомился с сочинениями Джона Виклифа и познакомил с ними также и своего друга Гуса.
Ян Гус воспринял учение Виклифа и стал объяснять его в своих проповедях. На его проповеди стекалось множество народа, и вскоре он приобрел громадное влияние в своей стране. Среди его слушателей было немало высокопоставленных лиц, и даже королева София, жена короля Венцлава, посещала Вифлеемскую церковь, где проповедовал Гус.
Большим влиянием пользовался Ян Гус как профессор Пражского университета, несмотря на то, что немецкие студенты в этом университете считали идеи Виклифа еретическими и к Гусу были настроены отрицательно. Покинув позднее университет в Праге и вернувшись в Германию, они причинили много зла Гусу, распространяя о нем самые клеветнические сведения. В самой же Чехии Гус становился все более и более любимым в народе.
После ухода немцев из Пражского университета Гуса назначили его ректором. Ему сочувствовал королевский двор, даже архиепископ Пражский д-р Сбинко симпатизировал вначале и назначил его синодальным проповедником. Это назначение дало проповеднику Вифлеемской церкви возможность иметь среди своих слушателей даже чешское духовенство и резко обличать его в грехах и пороках публично, не исключая самих прелатов церкви.
Чем больше росла его популярность в народе, тем больше возрастала ненависть, зависть и вражда по отношению к нему. Духовенство злобствовало против него за его обличения и призывы к покаянию. Пока он бичевал только пороки мирян, его духовное начальство терпело. Но когда стрелы бичевания он направил и в сторону духовенства, а особенно к князьям церкви, показывая им на их грехи и пороки и призывая их к жизни самоотречения и целомудрия, - они не могли уже терпеть, и даже его высокий покровитель, архиепископ Пражский д-р Сбинко, превратился в его жестокого врага. Сбинко обвинил Гуса перед папой в Риме, испросил у него полномочия начать поход против "ереси" Виклифа в Чехии и получил его. Началась усиленная борьба против учения английского реформатора, проповедуемого Яном Гусом в Чехии. В результате - двести томов сочинений Виклифа были собраны вместе и публично сожжены перед дворцом архиепископа в Праге.
Архиепископ запретил Гусу проповедовать, но он продолжал проповедовать в Вифлеемской церкви. Количество его приверженцев росло и росло. Гус направляет апелляцию папе, обосновывая в ней свою веру учением Христа.
Наконец, от критики безнравственной, нехристианской жизни духовенства Гус переходит к критике самого учения католической церкви. Он выступает решительно против продажи индульгенций, то есть отпущения грехов за деньги. Он доказывает, что у Церкви только один глава - Христос, и поэтому второго главы в лице папы не может быть.
Проповедь Яна Гуса против отпущения грехов за деньги вызвала гнев папы, который предал его проклятию, объявленному со всех церковных кафедр. Интердикт папы был наложен и на город Прагу. Все церковные колокола должны были замолчать, все богослужения были прекращены, не совершались ни бракосочетания, ни крещения, ни причастия - до тех пор, пока Прага не отречется от Гуса и не откажет ему в прибежище в своих стенах.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

Ян Гус (1371-1415) родился в семье крестьянина. В 1383 году закончил Пражский университет, стал профессором. Этот человек прославился в истории, потому что он открыл всем глаза, объяснил, что не правильно платить церкви за то, чтобы просто помолиться. Но папа Римский вызвал Гуса на Церковный собор. Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. В 1415 году Ян Гус был сожжён на костре, так как был ложно признан еретиком (еретик - человек, отступающий от церкви и её правил))))

В начале 15 века в Чехии начали зарождаться идеи национализации церкви. За реализацию этой цели взялся Ян Гус, который всеми силами пытался продвинуть эту идею. Правда, вскоре он был казнен католиками. Так или иначе, но католической церкви не удалось решить проблемы. После смерти Яна Гуса у него появилось много последователей, которые начали религиозную войну против католиков.

Чешские реформаторы подлили масла в огонь, допустив в Вифлеемской церкви радикальное нововведение: членам церкви было позволено причащаться вином из чаши и облаткой. Чешское духовенство спустило причастие с его окутанного таинственностью трона на землю и позволило простым верующим принимать в нем участие наравне с собой. Эта практика в конце концов станет основной причиной кровавой войны между гуситами и католиками.

Но ранним летом 1415 года причащение простых членов церкви привело к таким волнениям, что Собор издал указ, согласно которому под страхом сурового наказания запрещалось давать чашу причастия мирянам. Если какой-либо священник отказывался подчиниться этому распоряжению, его объявляли еретиком. Если же он продолжал упорствовать, то, в случае необходимости, мог быть наказан светским правительством.

Даже находясь в чрезвычайно уязвимом положении, Гус назвал решение Собора безумием. Он считал, что таким образом церковь нарушает постановление Самого Христа. Возмущение Гуса было вызвано тем, что обычаи и доктрины католической церкви ставились выше Слова Божьего, как это было и в вышеуказанном случае.

Из своей тюремной камеры Гус писал, обращаясь к чешским реформаторам, чтобы те игнорировали папское указание и продолжали причащать простых верующих. В своем осуждении папского приказа Гус открыто поддержал практику евхаристии - учения, которое до сих пор разделяют все протестанты. Сегодня, причащаясь в своей церкви, вы можете выразить признательность Гусу и его последователям, которые добивались признания этого права.

Друзья Гуса по-прежнему были возмущены тем, что его держали в тюрьме без всякого суда. Поскольку Вацлав не хотел вмешиваться в ситуацию, чешские дворяне, являвшиеся друзьями Гуса, подписывались и ставили свои печати под многими официальными протестами, выступая в его поддержку. Получив эти протесты, Собор в Констанце приказал 452 дворянам явиться и предстать перед высшими чинами церкви. Никто из них не подчинился.

Хищники пожрут сами себя

Пока Гус пребывал в заключении и пытался сохранить ясность ума, собравшиеся на Собор католические священники весело проводили время. Констанца была небольшим городком, но в связи с проведением Собора превратилась в огромный укрепленный лагерь, поскольку для участия в столь важном мероприятии собралось около пяти тысяч представителей католической церкви. Каждый день после окончания заседаний Собора свои услуги предлагали полторы тысячи проституток.

В атмосфере лжи и лицемерия Папа Иоанн XXIII узнал о готовящемся против него предательстве. Шокирующим для него стало известие о том, что некоторые из его врагов подготовили список совершенных им преступлений, включавший убийство и содомию, который собирались огласить во время Собора.

Против Иоанна XXIII было представлено пятьдесят четыре обвинения, наименьшие из которых касались лжи и воровства. Шестнадцать из предъявленных ему обвинений оказались скрытыми от публики, поскольку были слишком серьезными. 29 мая 1415 года Собор допросил Иоанна и приговорил к трехлетнему тюремному заключению.

Собор отпраздновал свою победу над Иоанном XXIII грандиозным парадом в Констанце. Папе Григорию, заседавшему в Риме, а также Бенедикту, занимавшему резиденцию в Авиньоне, также было приказано оставить свои посты. Григорий был согласен подчиниться, но только при условии, что он не будет изгнан. Участники Собора согласились, признали Григория действительным Папой, но только в духе, и назначили его правителем Анконы в Италии. Бенедикт же отказался уйти в отставку.

Скованный цепями в замке

После бегства Иоанна XXIII его тюремщики отдали ключи от камеры, в которой сидел Гус, Сигизмунду. Таким образом, Сигизмунд мог освободить Гуса. Но вместо этого он перевел реформатора в замок Готтлибен. Там Гуса полностью изолировали ото всех, целый день держа его ноги в кандалах, а на ночь приковывая за руку к стене замка.

Поскольку все люди бывшего Папы Иоанна XXIII разбежались, для рассмотрения дела Гуса были назначены новые судьи. Естественно, суд был несправедлив. Каждый новый судья ненавидел Гуса так же сильно, как и его предшественники; реформатор сразу понял, что судить его будут предвзято. Ему снова и снова задавали одни и те же вопросы, на которые он уже неоднократно отвечал перед предыдущими судьями.

За Гуса вступились чешские и польские дворяне. Их заявления, что только открытый суд может установить вину Гуса, в конце концов подействовали на судей. Они пообещали выслушать Гуса во время своего собрания 5 июня 1415 года. Проведя пять месяцев в тюрьме, Гус наконец-таки получит возможность публично защитить свою позицию!

Однако когда наступило такое долгожданное утро 5 июня, Собор, как обычно, начал свое заседание без Гуса. Представители духовенства возобновили обсуждение ересей, в которых обвинялся Гус, - но без его участия!

Об этом нечаянно услышал слуга одного из чешских дворян. Тот сразу же поставил в известность других дворян, которые немедленно доложили о творящейся несправедливости Сигизмунду. Король распорядился прекратить собрание, запретив принимать какие-либо решения в отсутствие Гуса.

Только после этого Гус - ослабленный, грязный и сильно пропахший подвальной сыростью - был приведен для слушаний в монастырскую столовую. Однако никому из его друзей не позволили войти вместе с ним; им пришлось стоять снаружи, слушая, как Гус пытался защитить себя, невзирая на яростные выкрики участников Собора.

Ради успокоения совести

Перед следующим заседанием суда чешские дворяне пытались убедить Гуса отречься от своих взглядов и сохранить жизнь. Но Гус их не слушал. В конце беседы они попросили Гуса прислушаться к голосу своей совести и ни при каких условиях не идти против нее. Этот совет он принял и последовал ему.

В следующую пятницу изнуренный Гус был снова приведен в монастырскую столовую. На этот раз там присутствовал также и Сигизмунд. Снова и снова Гуса расспрашивали о его проповедях и интересовались, верит ли он в доктрины, противоположные учению католической церкви. Снова и снова Гус пытался ответить на поставленные вопросы, но его грубо прерывали.

Глядя на этих людей, мне остается лишь укоризненно покачать головой. Если бы не сохранившиеся аккуратные исторические свидетельства, нам было бы трудно поверить, что все они были настолько одержимыми. Я могу лишь представить ту безнадежность, которая была готова поглотить Яна Гуса.

Но даже в такой ситуации Гус не отрекся от своих убеждений. Неоднократно представители духовенства вскакивали со своих мест, яростно сжимая кулаки и выкрикивая оскорбления в адрес Гуса. Даже Сигизмунд принял участие в дискуссии, сказав Гусу, что тот должен отречься от всех своих заблуждений, вне зависимости от того, виновен он или нет. Но во имя истины и ради успокоения совести Гус не мог отречься от того, в чем был уверен. Истина для него значила слишком многое. Так и не добившись покаяния от Гуса, его отвели назад в камеру.

Скользкий король Сигизмунд

Дворяне не могли поверить своим ушам. Наконец-то они узнали истинный характер Сигизмунда и тут же поспешили рассказать другим об услышанном. История говорит, что слова, услышанные из того окна, очень скоро распространились по всей Богемии. Сигизмунд стал самым ненавистным врагом чехов и на протяжении семнадцати лет после смерти Вацлава он не мог успокоить Богемию, бурлящую огромной ненавистью по отношению к нему.

Я не могу отказаться от того, чего не делал!

Однако суд снова не вынес никакого вердикта, отправив Гуса обратно в камеру. Огромное количество людей приходило к замку, где находился в заточении Гус, чтобы попросить его отказаться от своих взглядов; некоторые из них говорили, что подчиниться церкви почетно, даже если Гус и не был виноват. Один англичанин пришел и зачитал одно из отречений, составленное последователями Уиклифа. Какой-то доктор доказывал Гусу, что если Собор постановил, будто у него есть один глаз, а не два, он должен согласиться с мнением церкви.

Все судебное разбирательство представляло собой длительный, мучительный процесс с многочисленными спадами и подъемами - начиная от лжесвидетельств, тюремного заключения, суда, задержек и заканчивая огромным количеством вопросов, которые задавались Гусу.

Удивительная личность

Гус понимал, что приговор будет оглашен уже очень скоро. Из-за эмоциональной нестабильности, создаваемой судом, реформатор, наверное, даже хотел, чтобы этот момент наступил скорее.

Даже несмотря на все то, что совершил Палец, Гус искал возможности примириться со своим бывшим другом, потому и попросил, чтобы тот принял у него исповедь.

Гус прикоснулся к плечу Палеца и попросил прощения за то, что назвал его обманщиком. Когда с этим все было улажено, Гус упомянул многочисленные вещи, в которых Палец лживо обвинил его; от большинства из них Палец отказался. Разговаривая, оба мужчины плакали.«

Разве многие из нас могли бы попросить у своих врагов прощения за то, что назвали их тем, кем они являются? В этой ситуации снова проявился безупречный характер Гуса.

Утром 6 июля 1415 года Гус в последний раз предстал перед судом. Он теперь мало походил на человека, который возглавлял Вифлеемскую церковь и проповедовал в ней. Гус был настолько истощен и ослаблен, что он с трудом мог стоять; его закованные в кандалы руки казались необыкновенно худыми в сравнении с массивной железной цепью.

Гусу было предъявлено тридцать обвинений. Когда же он попытался опротестовать некоторые из них, его попросили замолчать, сказав, что у него будет возможность сказать свое слово в конце рассмотрения его дела. Но и тогда Гусу не дали ничего сказать. Кардинал заявил, что они уже достаточно от него услышали.

Затем встал один из епископов и зачитал приговор. Гус был назван упрямым учеником Уиклифа, неоднократно выражавшим непокорность церковным властям, и незаконно взывавшим к Иисусу Христу. Как неисправимого еретика, Гуса должны были лишить занимаемой должности священника, затем передать светским властям и сжечь. Его рукописи также должны были публично сжечь одновременно с самим Гусом. Когда реформатор тихо спросил, читали ли вообще судьи его работы, на него обрушился град яростных криков и требований немедленно замолчать.

В этот момент Гус в последний раз посмотрел на Сигизмунда. Тот покраснел и отвернулся. Возможно, чистота и праведность Гуса слишком сильно резали ему глаза.

Вся предыдущая жизнь Гуса являлась подготовкой к одному-единственному этому моменту.

Истинное исповедание

Семь надменных епископов лишили Гуса занимаемой им должности священника. Они приказали ему подняться на помост и одеться в священнические одеяния, как будто он проводил мессу.

После всего этого его передали солдатам.

Скорбная процессия проводила Гуса в поле, где его ожидал костер; за ним последовал практически весь город. Проходя мимо церковного кладбища, где сжигались его книги, Гус улыбнулся.

Оказавшись посреди поля, Гус снова преклонил колени и помолился. С него сняли всю одежду, за исключением тонкой рубахи, и привязали к столбу веревкой, а также старой, ржавой цепью. Затем Гуса со всех сторон обложили вязанками хвороста вперемешку с соломой, достающими до самого подбородка.

По огромной толпе прокатились приглушенный ропот и вздохи. Затем все замолчали. Палачи получили приказ зажечь огонь.

Проткнув палкой тело Гуса, палачи смотрели, как оно исчезает в огне. Тело продолжало гореть до тех пор, пока от него не остался лишь пепел. Когда все было кончено, они погрузили прах в повозку и выбросили в протекавший неподалеку Рейн.«

Смерть Гуса поднимает Божьих воинов

Казнь Гуса вызвала волну возмущений во всей Богемии. Около пятисот чешских дворян собрались в Праге и выступили с решительным осуждением суда над Гусом и его смерти. Они торжественно пообещали друг другу, что будут защищать учение Гуса и чешскую Реформацию от всех грозящих им опасностей.

Дворяне сдержали свое слово. В 1419 году, четыре года спустя после смерти Гуса, с ними уже приходилось считаться. Они стали известны как гуситы, которые являлись одной из наиболее грозных сил в Центральной Европе. А Ян Жижка, посещавший богослужения, проводимые Гусом, в качестве телохранителя королевы Софии, стал их новым и грозным лидером!

После смерти Гуса его дело продолжало жить, поддерживаемое группой гуситов, ведомых Яном Жижкой - телохранителем королевы, посещавшим церковь Гуса

В отличие от Гуса, гуситы отказались вести дипломатические споры с католической церковью. Смерть их духовного лидера всего лишь показала им, что с папской системой невозможно решать вопросы цивилизованным путем, поэтому гуситы даже и не пытались этого делать. Они храбро заявляли о своих требованиях; если католическая церковь отказывалась идти им навстречу, гуситы отвечали ей на это кровопролитием.

Например, если католики забирали у гуситов одну из их реформированных церквей, те врывались в нее, заявляли о возвращении себе и проводили причастие, во время которого каждый причащался из чаши. Если судьи-католики заключали реформаторов в тюрьму и не выпускали их на свободу, гуситы убивали судей, выбрасывая из окон. Радикально? Да. Но это была революция!

Сигизмунд, которого гуситы называли Драконом Апокалипсиса, был их самым ненавистным врагом. После смерти Вацлава права на корону Богемии перешли к Сигизмунду - однако гуситы не хотели видеть его в своей стране! Когда же король объявил Богемии войну, гуситы с готовностью приняли вызов.

Гуситы также впервые стали использовать бронированные фургоны, в которых находились лучники и стрелки. Такие фургоны защищали стрелков в то время, когда те перезаряжали свои ружья. До гуситов ружья никогда не использовались в открытых сражениях. Они стали первыми европейцами, использовавшими передвижные огневые установки! Однажды гуситы наполнили телеги камнями и спустили их вниз по склону холма. Атакующие пришли в такую панику, что тысяча четыреста солдат были придавлены или погибли, пытаясь спастись бегством!

Несмотря на то, что своей численностью противники значительно превосходили гуситов, их твердое стремление сражаться за истину вне зависимости от обстоятельств позволило отразить шесть нападений армии Сигизмунда.

На протяжении двадцати одного года гуситы оставались грозной силой, наводившей страх на Сигизмунда. Только после заключения перемирия с гуситами он смог получить корону Богемии. Семнадцать лет он ожидал своей коронации – и умер спустя год после нее.

Истина все побеждает: признание Папы Иоанна Павла II

В начале этой главы я говорил, что жизнь Гуса оказала влияние на большинство реформаторов, время которых еще только должно было наступить. Учение Гуса многогранно, но больше всего меня потрясло его стремление защищать истину.

Выступление Папы Римского произошло спустя 584 года после смерти Гуса и уже не могло спасти ему жизнь, однако оно вознесло истины, в которые тот верил, на достойную высоту. Выступление Папы Римского в 1999 году явило нам яркий пример того, как побеждает истина.

Истина побеждает все. Абсолютная истина - истина, относящаяся ко всем людям, ко всем временам и ко всем местам, - всегда будет впереди. Она всегда достигнет вершины, неважно, насколько сильно та будет покрыта ложью и окутана обманом. Не имеет значения и то, как долго истина будет идти к торжеству своей победы; поскольку все равно достигнет ее. Ложь и обман падут, а истина останется.

Будут меняться времена и обычаи. В зависимости от обстоятельств может меняться и направление движения. Но помните следующее: истина не является предметом личного вкуса. Истина не является предметом чьих-либо предпочтений. Истина не относительна - она абсолютна.

В Евангелии от Иоанна 8:32 Иисус сказал, что если мы познаем истину, она сделает нас свободными. Познание истины возможно только через Божье Слово. Я призываю вас познать истину, потому что нашему поколению катастрофически ее не хватает. Не ограничивайтесь буквой закона. Не будьте самоуверенными и предвзятыми по отношению к истине. Копайте глубже, и вы узнаете, почему Бог установил абсолютную истину, поймете духовные законы Бога и Его принципы. В Библии написано гораздо больше, чем мы можем открыть в течение всей земной жизни.

Поэтому я заканчиваю эту главу удивительными словами удивительного человека, Яна Гуса. Эти слова дали ему силы бороться до самого конца - и они по-прежнему живы, даже спустя почти шестьсот лет со дня его смерти.

Ян Гус был сожжён на костре 6 июля 1415 года. Сожгли за ересь. Если кратко описать идеи Гуса, то можно сказать, что он лишь хотел, чтобы церковь поступала так, как она сама же учит.

Его проповеди против зла, причиняемого католическим духовенством, завоевали народное сердце. Сейчас Ян Гус является одним из самых популярных исторических героев Чехии.

Он запомнился как ярый критик церкви и защитник национальной самобытности. Неудивительно, что его казнь, в итоге, привела к Гуситским войнам.


Image Hosted by PiXS.ru

Ян Гус был выдающимся человеком не только в религиозном плане. Он также сделал многое для науки. Ректор Пражского университета, мастер свободных искусств, он написал множество научных работ по лингвистике.

В частности, именно он придумал диакритические знаки над буквами (как тут: ž), которые позволили передавать каждый звук речи отдельной буквой. Он провёл реформу чешского правописания: книги стали более понятны народу.




Ян Гус


Критика церкви и императора

С 1402 года Ян Гус проповедует в Вифлеемской часовне при Пражском университете, где он с 1398 года преподавал богословие. В том же 1402 году он впервые становится на год ректором университета.

Итак, как можно догадаться, центром вольнодумства в Праге становится Вифлеемская часовня. В это время друг Гуса Иероним Пражский привозит в Прагу сочинения Джона Уиклифа, которые были запрещены церковью.

Гус восхищён Уиклифом до такой степени, что открыто называет себя его сторонником. Надо сказать, что Уиклифа чуть не ждала участь Яна Гуса. Первого тоже вызывали на собор для дачи показаний, однако тот остался в Оксфорде под защитой короля Англии.

Итак, будучи под влиянием английского богослова, Ян Гус начинает открыто осуждать развращённые нравы духовенства и призывает лишить церковь собственности. Кроме того, он выступал за чешскую самобытность против немецкого засилья в Чехии.

Image Hosted by PiXS.ru



Интерьер Вифлеемской часовни в Праге

Эта часть критических проповедей Гуса очень импонировала шляхте, желавшей получить в свои руки церковные земли. Бюргерам, в свою очередь, нравилась идея бедной церкви.

Критические проповеди Гуса нравились дворянам и бюргерам
Ян Гус проповедовал то, что собственность должна принадлежать справедливым. А несправедливый богач то же, что и вор. Христиане же должны искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

В 1409 году король Богемии Вацлав IV подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Это был явный знак поддержки Яна Гуса.

Image Hosted by PiXS.ru



Приготовления к казни Яна Гуса


Изгнание Яна Гуса из Праги

С 1409 года проповеди Яна Гуса становятся всё более радикальными. Как и Уиклиф, Гус поставил Библию выше папы, церковных соборов и папских постановлений, противоречивших Библии.

В этом плане Ян Гус был фундаменталистом: его идеалом была раннехристианская церковь. К 1412 году положение Яна Гуса ухудшилось настолько, насколько это возможно.

В это время Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу.

В 1413 году Яна Гуса отлучили от церкви и наложили интердикт, то есть запрет вести службы, на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Гус бежит и в течение двух лет живёт в замках дворян, покровительствовавших ему.

Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково.

Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор. В Констанце пытались объединить Римско-католическую церковь, переживавшую тогда Великий западный раскол, который привёл к троепапству. То есть сразу три человека объявили себя понтификами.

Ян Гус согласился поехать на собор только после того, как брат чешского короля, император Священной Римской империи Сигизмунд I, лично пообещал Гусу, что с ним ничего не случится.

Однако по прибытии в Константц выяснилось, что император его обманул. Вместо охранной, он дал ему обыкновенную подорожную грамоту.




Ян Гус на костре — рисунок Яничека Змилелы в Йенском кодексе.
Ян Гус изображён в образе Христа

В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца.

Гуса сожгли, нарушив императорскую клятву о безопасности

Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император.

Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им слове, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 году он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны.

Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он стал словоохотнее, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться.

Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был передан констанцскому архиепископу, посадившему его на хлеб и воду.

Image Hosted by PiXS.ru



Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге,
возведен в 1915 году по проекту Ладислава Шалоуна


Ян Гус — предтеча Мартина Лютера

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце.

Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус по приговору собора был сожжён на костре.

Говорят, на костре он предсказал появление через сто лет Мартина Лютера, великого реформатора, чьи труды не будут уничтожены:

Каждый год 6 июля Чехия вспоминает одно имя – в этот день в 1415 году на костер взошел Ян Гус, чьи идеи, слова и поступки во многом предопределили исторический путь чешского народа.

Ян Гус в пражской Вифлеемской часовне | Фото: Wolfgang Sauber, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0
Ян Гус в пражской Вифлеемской часовне | Фото: Wolfgang Sauber, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Хилиазм – торжество правды Божьей на земле

Фото: Wikimedia Commons, public domain
Фото: Wikimedia Commons, public domain

Хилиазм, напоминает историк Мирослав Калоусек, связан с рубежом двух веков. В такие периоды люди уходят на возвышенности, в горы в надежде выжить, поскольку одним из вариантов возможного конца света является потоп.

Для верующего человека, поддавшегося хилиазму, ожидающего конца света, особенно важным становится вопрос Страшного суда и человек обращается за помощью к церкви, ища в ней опору, ожидает, что церковь выполнит роль проводника, который позаботится о спасении его души.

Мартиницкая библия | Фото: Wikimedia Commons, public domain
Мартиницкая библия | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Христос как высший авторитет

Ян Гус на портрете неизвестного художника XVI в.
Ян Гус на портрете неизвестного художника XVI в.

На одной чаше весов - университетская карьера, а на другой идеи христианского философа.

В это же время проповедники-реформаторы, современники Яна Гуса, начинают практиковать причастие верующих под обоими видами, то есть хлебом и вином, как напоминание о Тайной вечере Христа.

Констанц на гравюре XIII века
Констанц на гравюре XIII века

А вот что о казни Яна Гуса пишет известный российский теолог и священник Яков Кротов:

Ян Гус на церковном соборе в Констанце. Изображение на стене родного дома Гуса в Гусинце | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International
Ян Гус на церковном соборе в Констанце. Изображение на стене родного дома Гуса в Гусинце | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Ян Гус на церковном соборе в Констанце. Изображение на стене родного дома Гуса в Гусинце | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

6 июля 1415 года – самое торжественное в истории инквизиции аутодафе

Казнь Яна Гуса, иллюстрация из Йенского кодекса, чешской рукописи к. XV – нач. XVI в. | Фото: Wikimedia Commons, public domain
Казнь Яна Гуса, иллюстрация из Йенского кодекса, чешской рукописи к. XV – нач. XVI в. | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Казнь Яна Гуса, иллюстрация из Йенского кодекса, чешской рукописи к. XV – нач. XVI в. | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Ему приказали замолчать, а когда он отказался повиноваться, стражники зажали ему руками рот. Семь епископов сорвали с него священническое облачение и вновь призвали его отречься. Гус, повернувшись к присутствующим, заявил, что не может покаяться в заблуждениях, которых никогда не разделял. Присутствующие криками заставили его замолчать.

Гуситы. Ян Жижка во главе войска. Йенский кодекс | Фото: Wikimedia Commons, public domain
Гуситы. Ян Жижка во главе войска. Йенский кодекс | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Однако, как мы знаем, не горят не только рукописи, но и слова.

Читайте также: