Печатный орган верховного суда рф это

Обновлено: 04.05.2024

Военная коллегия рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке. Кроме того, Военная коллегия рассматривает дела по новым о вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных военных судов

По первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

– гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

– уголовные дела о преступлениях, в которых обвиняется судья военного суда или состоящий на военной службе член Совета Федерации или депутат Государственной Думы РФ;

- дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права судопроизводства в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам

– дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения.

Последние две категории дел Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемых.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции Военная коллегия проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных актов окружных (флотских) военных судов, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в силу. Состав суда кассационной инстанции – коллегия из трех судей.

В порядке надзора Военная коллегия проверяет судебные акты, вступившие в силу, всех нижестоящих военных судов, а также рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Решения, приговоры, определения и приговоры Военной коллегии, вступившие в силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ; Кассационной коллегией Верховного Суда РФ могут быть пересмотрены судебные акты Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей ВС. В ней могут быть образованы судебные составы.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

– в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей;

– дела по жалобам и протестам на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

– дела по протестам на судебные акты, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей (ст. 10 Закона о военных судах). Возглавляя Военную коллегию, ее председатель одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Аппарат обеспечивает осуществление правосудия Военной коллегией, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполнение других функций.

Значительная роль в выполнении вспомогательных функций в отношении всех военных судов отводится Главному управлению обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента.

22 Верховный Суд РФ – высший орган системы судов общей юрисдикции, полномочия и его структура.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Упразднение ВС РФ возможно только путем внесения поправок в Основной Закон страны.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Конституция РФ, определив место и роль ВС РФ, устанавливает следующие его основные функции:

1. Осуществление правосудия. По первой инстанции ВС рассматривает уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными законами, а также дела особой сложности или особого общественного значения.

Перечень гражданских дел, рассматриваемых ВС РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 116 ГПК.

2. Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

3. Очень важной функцией ВС является реализация предоставленного ему Конституцией права инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения.

Кроме того, ст. 125 Конституции ВС РФ предоставлено право обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии конституционным предписаниям федеральных законов и иных нормативных актов, что свидетельствует о реальной возможности ВС влиять на содержание практически всех отраслей действующего законодательства.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности ВС РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегию с соответствующими судебными составами. Работа Верховного Суда обеспечивается аппаратом суда, при Верховном Суде состоит Судебный департамент.

Структура ВС РФ

1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам. Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя ВС РФ.

По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе трех судей ВС. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию ВС РФ.

По второй инстанции (кассационной) ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов. Они действуют в составе трех судей.

Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции.

2. Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей ВС РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

3. Судебная коллегия ВС из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность и др.

4. Президиум ВС РФ – коллегиальный орган в составе 13 судей, в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

5. Пленум ВС, включающий в свой состав всех судей ВС, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Печатным органом Верховного Суда Российской Федерации является "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции. В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат ФС РФ, Правительства РФ, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков); об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии с ст. 85 Конституции РФ; о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов; др. дела, отнесенные федеральными законами к подсудности ВС РФ.

ВС РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в случае выдвижения ГД соответствующего обвинения и постановки вопроса об отрешении Президента РФ от должности; направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ федеральных законов и др. нормативных актов.

ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума, Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по административным делам; Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, его заместители и судьи ВС РФ. Члены Президиума ВС РФ из числа судей утверждаются СФ РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Президиум в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты, а также осуществляет иные полномочия.

Судебный департамент при ВС РФ и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции, мировой юстиции и органов судейского сообщества.


Адвокаты прокомментировали мнение судьи КС РФ. Одна из них считает, что в нем очень подробно исследуется проблематика правопреемства РФ по обязательствам СССР. Другая отметила, что мнение представляет большой интерес и с правовой точки зрения, и с позиции политических взглядов, но выводы судьи содержат некоторую категоричность и идеалистичность.

Судья Конституционного Суда РФ Константин Арановский высказал мнение в Постановлении КС РФ № 39-П от 10 декабря по делу о проверке конституционности ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряда положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья, о котором ранее писала «АГ.

Повод для обращения в КС

Напомним, инициаторами жалоб в КС РФ выступили Евгения Шашева, Алиса Мейсснер и Елизавета Михайлова. Все три женщины проживают в разных регионах страны и являются жертвами политических репрессий. Они родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930–1940-е гг. Заявительницы хотят получить жилье в Москве, где их родители проживали до репрессий.

Решение о незаконности отказа поставить реабилитированную на жилищный учет не устроило обе стороны спора

Департамент настаивает, что суд должен был учесть требование закона проживать в столице не менее 10 лет для признания нуждающимся в жилых помещениях, а представитель истицы уверен, что решение препятствует своевременному восстановлению ее нарушенных прав

В 2017–2018 гг. женщины обращались с заявлениями о постановке их на жилищный учет в Департамент городского имущества г. Москвы, но получили отказ. Ведомство мотивировало свою позицию тем, что заявительницы не проживали в столице на законных основаниях не менее 10 лет (п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29). Они безуспешно оспаривали отказ департамента в различных судебных инстанциях, включая Верховный Суд РФ. Суды поддержали позицию департамента о том, что к жертвам политических репрессий должны применяться общие основания постановки москвичей на жилищный учет, закрепленные в Законе г. Москвы № 29. При этом Елизавете Михайловой в 2017 г. удалось добиться в районном суде удовлетворения ее требований, однако впоследствии апелляция отменила это решение.

Не увенчалась успехом и попытка обжалования отдельных положений Закона г. Москвы № 29 в административном судопроизводстве. Заявительницы настаивали, что оспариваемые положения противоречат ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий как нормативного акта, обладающего большей юридической силой. Тем не менее Мосгорсуд отказался рассматривать иски по существу, апелляция поддержала отказ.

В Конституционный Суд поданы сразу три жалобы на нормы законодательства, ограничивающие право граждан на получение в особом порядке жилья в Москве, где ранее проживали их репрессированные родители

Они привели три основания для признания ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий неконституционной: она требует самостоятельного возвращения реабилитированных на прежнее место жительства; данная норма не позволяет жертвам репрессий получить жилье в приоритетном порядке, хотя до 2005 г. такое право предоставлялось; она позволяет субъектам РФ дополнительно ограничивать права реабилитированных в постановке на жилищный учет.

Как отмечалось в жалобах, на практике это означает, что заявительницы должны самостоятельно вернуться в Москву, оформив там постоянную регистрацию, и только потом встать на жилищный учет. Однако, как полагают женщины, они лишились жилья в Москве из-за репрессий и не могут сами переехать в столицу на постоянное проживание, если власти предварительно не обеспечат их жильем.

Оспаривая п. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона г. Москвы № 29, заявительницы отметили, что данные положения устанавливают общие требования к тем, кто хочет встать на жилищный учет в столице. Евгения Шашева дополнительно оспаривала п. 5 ст. 7 того же закона в отношении требования быть малоимущим, полагая, что это требование неприменимо к реабилитированным жертвам политрепрессий.

Указанные ограничения, по мнению заявительниц, противоречат идее реабилитации жертв политических репрессий, а обязанность восстановить нарушенные государством права не может зависеть от наличия или размера квартир, где они живут сейчас до переезда в Москву – в место проживания их родителей до репрессий.

Выводы Конституционного Суда

Как пояснил КС РФ, Закон о реабилитации жертв политических репрессий от 1991 г. предусматривал, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имели право на первоочередное получение жилья. Проживавшие же в сельской местности жертвы политических репрессий были вправе рассчитывать на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

При этом предусматривалось, что порядок восстановления прав реабилитированных лиц устанавливался специальными положениями, утверждаемыми российским правительством. Правительственные положения, в свою очередь, конкретизировали круг лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья, ссуд или строительных материалов. В их число также входили дети репрессированных родителей, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

В 2004 г. широкие полномочия по решению таких вопросов перешли в компетенцию регионов, некоторые из них не закрепили конкретные гарантии и механизмы в целях реализации права детей репрессированных лиц возвращаться в места проживания их родителей. Это обстоятельство породило неопределенность в реализации соответствующего права указанной категорией лиц.

Конституционный Суд подчеркнул, что региональный законодатель не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав и гарантий. Исходя из того что соответствующие правоотношения комплексно реализуются на территории нескольких субъектов РФ, их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых регионов, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом.

КС отметил, что применение норм, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан (в частности, в Москве), к детям жертв политических репрессий влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе в части осуществления их жилищных прав. В связи с этим он признал неконституционными оспариваемые нормы.

Федеральному и региональным законодателям (в том числе законодательному органу российской столицы) надлежит незамедлительно внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, включая заявительниц по рассматриваемому делу, принимаются на учет для обеспечения жильем без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан. Конституционный Суд также распорядился пересмотреть судебные дела.

Мнение Константина Арановского

Адвокаты прокомментировали позицию судьи КС

ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за всеми судам общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела по первой, второй надзорной инстанции. Является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам субъектов РФ и верховным судам.

Кроме того, в верховном суде создана коллегия для рассмотрения вопроса по даче заключения о наличие в действии судьи признаков преступления.

Полномочия верховного суда РФ:

1. рассматривает дела первой, кассационной и надзорной инстанции.

2. изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснение судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Это производит пленум верховного суда.

3. Имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

4. Дает заключение о наличии в действии президента РФ признаков преступления.

5. Решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров.

6. Другие полномочия.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

В структуру Верховного Суда РФ входят: Пленум Верховного Суда; Президиум Верховного Суда; Судебная коллегия по гражданским делам; Судебная коллегия по уголовным делам; Военная коллегия; Кассационная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе: Председателя Верховного суда; заместителей Председателя; членов Верховного Суда. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум имеет следующие полномочия: давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики; реализовать право законодательной инициативы; утверждать судебные составы коллегий и секретаря Пленума; утверждать Научно-консультативный совет при Верховном Суде; осуществлять другие полномочия, предоставленные законодательством. Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум Верховного Суда состоит из тринадцати судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Президиум Верховного Суда: рассматривает дела в порядке надзора, ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, по представлениям на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора, материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ; оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства РФ; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Российской Федерации.

Коллегии Верховного Суда РФ (за исключением кассационной) в пределах полномочий: рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств; изучают и обобщают судебную практику; анализируют судебную статистику.

Кассационная коллегия является второй инстанцией - по проверке решений коллегий Верховного Суда РФ, принятых в первой инстанции.

Организация работы Верховного Суда РФ в целом осуществляется под руководством Председателя и его заместителей.

Председатель Верховного Суда приносит протесты в порядке надзора и приостанавливает исполнение опротестованных решений; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу по осуществлению контроля над выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, вносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РФ вопросы, требующие их решения; созывает Пленум Верховного Суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ права и обязанности Председателя суда по его поручению осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при отсутствии последнего - заместитель Председателя.

- Структурным образованием при Верховном Суде РФ является Судебный департамент. Возглавляет Департамент Генеральный директор, которого назначает на должность и освобождает от должности Председатель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

- Аппарат Верховного Суда РФ обязан обеспечивать деятельность Верховного Суда РФ. Наиболее многочисленная категория работников аппарата—консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры и решения, вступившие в законную силу, а также 'учением гражданских и уголовных дел, которые затребованы по жалобам, поступающим в порядке надзора.

- При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, который является совещательным органом, занимающимся разработкой научно обоснованных рекомендаций по наиболее важным вопросам, возникающим в судебной практике. В составе Научно-консультативного совета две секции - по гражданско-правовым и по уголовно-правовым вопросам.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов в пределах своей компетенции: рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных судов; изучают и обобщают судебную практику; анализируют судебную статистику.

Читайте также: