Служебная записка о нецелесообразности обжалования решения суда

Обновлено: 19.05.2024

В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 КАС РФ).

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

Судебный порядок оспаривания решений, обжалования действий (бездействия) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (статья 218 КАС РФ).

Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) содержит положения о рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения (часть 3 статьи 199 АПК РФ).

20 правил апелляции по ГПК от Пленума ВС

Пленум Верховного суда подготовил очередные процессуальные разъяснения – на этот раз они касаются апелляции по правилам Гражданского процессуального кодекса. Четче определены порядок и сроки обжалования решений через интернет, норма об образовании для представителя и безусловные основания для отмены акта первой инстанции. При этом Пленум призывает суды мягко относиться к ошибкам, которые допускают заявители, и при возможности самим исправлять их.

В 2019 году суды общей юрисдикции пополнились собственными апелляциями. Предыдущие разъяснения правил апелляционного процесса, принятые в 2012 году, не содержали отсылки на новые суды, и Пленум исправил эту ситуацию.

ВС напоминает, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные CОЮ слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.

Жаловаться в апелляцию можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на решения по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения решения.

Если апелляция подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу целиком.

Пленум напоминает, что подать жалобу на решение суда первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.

Если суд в заседании огласил только резолютивную часть решения, то срок считается с момента изготовления мотивировочной части решения.

Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.

Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается следующий за ним первый рабочий день.

Подать жалобу можно не только через канцелярию суда, но и в таком случае нужно быть внимательным со сроками.

Так, срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.

Нахождение директора организации в командировке или в отпуске не признают уважительной причиной для опоздания с обжалованием. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок.

Пленум ВС напоминает, что, помимо этого, у сторон есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает, что апелляцию нужно подавать в суд, который принял обжалуемое решение, то есть в первую инстанцию. Но заявители нередко ошибаются и подают жалобу сразу в апелляционный суд.

Пленум ВС оставляет судам меньше пространства для ненужного формализма и закрепляет, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции.

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС.

Такой переход возможен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, объясняет Пленум.

У апелляционной инстанции есть два месяца на то, чтобы рассмотреть жалобу. Срок считается со дня поступления дела в суд. Но если дело сложное, то председатель суда, его заместитель или председатель судебного состава могут продлить двухмесячный срок – но лишь один раз и только на один месяц.

Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, по общему правилу в апелляции не рассматриваются.

Исключение составляют только требования, которые первая инстанция должна была разрешить вне зависимости от того, были они заявлены или нет. Например, о взыскании алиментов на ребенка по делам о лишении и об ограничении родительских прав.

По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.

Это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.

Оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов или воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. По общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.

Несоответствие резолютивной части мотивированного решения суда резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании, – это существенное нарушение, влекущее безусловную отмену акта первой инстанции.

А вот отсутствие в деле протокола заседания или отсутствие на нем необходимой подписи – это не безусловное основание для отмены решения, если в деле есть еще и аудио- или видеозапись суда.

Но и из этого правила существуют исключения. Например, дело нужно вернуть в первую инстанцию, если нижестоящий суд ошибся с подсудностью или рассмотрел дело без исследования фактических обстоятельств. Новое решение не примут, если суд ошибочно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства. В таком случае первая инстанция рассмотрит спор повторно, но уже по общим правилам искового производства.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

В целях повышения эффективности и качества работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений при рассмотрении дел арбитражными судами, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, антимонопольными органами приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений (приложение N 1) и Форму представления предложений по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений (приложение N 2).

2. Возложить обязанности по организации, координации, контролю и методическому обеспечению работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по вопросам:

федеральной государственной гражданской службы, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений - на Департамент государственной службы и кадров (Васягин В.П.);

государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - на Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.);

государственной регистрации некоммерческих организаций - на Департамент по делам некоммерческих организаций (Милушкин С.Ю.);

адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также деятельности государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России - на Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.);

деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации - на Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (Федоров А.М.);

деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб (за исключением методического обеспечения) - на Федеральную службу исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) и Федеральную службу судебных приставов (Парфенчиков А.О.);

иной деятельности - на соответствующие структурные подразделения Минюста России по поручению Министра юстиции Российской Федерации.

3. Возложить обязанности по организации, координации, контролю и методическому обеспечению работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных государственных учреждений при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства на Департамент управления делами (Румянцев С.А.).

4. Возложить обязанности по методическому обеспечению работы ФССП России и ФСИН России по защите интересов Минюста России на Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.) и Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.) соответственно.

ежегодно до 1 марта и 1 сентября представлять в Департамент организации и контроля аналитическую записку о состоянии работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений и предложения по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по форме, установленной в приложении N 2;

при проведении проверок территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и учреждений анализировать работу по судебной защите интересов Минюста России с отражением результатов в итоговых документах проверок.

6. Департаменту организации и контроля (Козленко Н.С.) осуществлять анализ и обобщение аналитических записок структурных подразделений Минюста России, по результатам которых ежегодно до 1 апреля и 1 октября представлять сводные отчеты Министру юстиции Российской Федерации.

7. Начальникам территориальных органов Минюста России, руководителям подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений:

ежегодно до 30 января и 30 июля представлять в структурные подразделения Минюста России в соответствии с их компетенцией информацию о состоянии работы по судебной защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, правоприменительной (в том числе судебной) практике, результатах рассмотрения частных определений суда, выявленных нарушениях с предложениями по устранению их причин и условий, а также о результатах работы по исполнению судебных решений и предписаний антимонопольных органов вместе с предложениями по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по форме, установленной в приложении N 2.

8. Признать утратившим силу приказ Минюста России от 25.08.2005 N 140 "О мерах по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений в судах и арбитражных судах".

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов Минюста России (далее - территориальные органы), подведомственных ему федеральных служб (далее - федеральные службы) и федеральных государственных учреждений (далее - учреждения).

2. Руководители структурных подразделений Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в соответствии с компетенцией:

организуют и осуществляют защиту интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в судах, а также при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

принимают в объеме предоставленных прав исчерпывающие меры для урегулирования спорных вопросов до рассмотрения в суде и антимонопольном органе;

осуществляют контроль за подготовкой к участию в судебных заседаниях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие), работников Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений;

обеспечивают участие надлежаще подготовленных сотрудников, государственных служащих, работников Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в судебных заседаниях и при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

принимают необходимые меры по обжалованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, судебных и иных актов, нарушающих интересы Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений;

разрешают вопросы по обеспечению исполнения судебных решений и предписаний антимонопольных органов, а также иные вопросы, связанные с защитой интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений.

3. Представление интересов Минюста России обеспечивается сотрудниками, государственными служащими, работниками Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений на основании доверенности с подписью Министра юстиции Российской Федерации (далее - Министр), оформленной в установленном порядке.

4. Подготовка доверенностей на представление интересов Минюста России в судах и антимонопольных органах осуществляется для сотрудников, государственных служащих, работников:

Минюста России, территориальных органов и учреждений - структурным подразделением Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом судебного разбирательства (рассмотрения антимонопольным органом), на основании служебной записки его руководителя, согласованной с курирующим заместителем Министра;

ФСИН России - на основании служебной записки директора Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний, согласованной с курирующим заместителем Министра;

ФССП России - на основании служебной записки директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, согласованной с курирующим заместителем Министра.

5. В случае предъявления требований непосредственно к территориальному органу, федеральной службе или учреждению либо инициирования ими обращения в суд без привлечения Минюста России в качестве лица, участвующего в деле, доверенность подписывается начальником соответствующего территориального органа, директором федеральной службы, руководителем учреждения.

6. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию (рассмотрению дела антимонопольным органом) выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде (антимонопольном органе), изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению, собирает доказательства для обоснования и подготовки позиции (письменного отзыва) по делу.

7. В случае рассмотрения дела судом (антимонопольным органом) с привлечением территориального органа, учреждения или их должностного лица без привлечения Минюста России начальник территориального органа (руководитель учреждения):

не позднее пятидневного срока со дня получения искового заявления (заявления), приказа антимонопольного органа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - приказ) направляет в структурное подразделение Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом разбирательства в суде или антимонопольном органе, копии искового заявления (заявления, приказа) и приложенных к нему документов, а также копии отзыва на исковое заявление (заявление) либо письменных пояснений по существу дела о нарушении антимонопольного законодательства;

в случае вынесения судом (антимонопольным органом) акта (предписания), не соответствующего интересам территориального органа (учреждения), в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимает необходимые меры к обжалованию (пересмотру) этого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (предписания антимонопольного органа (далее - предписание) - в суде). При нецелесообразности обжалования (пересмотра) судебного акта (предписания) заблаговременно, до истечения сроков, установленных для его обжалования (пересмотра), информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России с изложением доводов о нецелесообразности обжалования;

в случае подачи надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предварительно представляет проект жалобы (заявления) в соответствующее структурное подразделение Минюста России;

принимает исчерпывающие меры по компенсации (уменьшению) затрат территориального органа (учреждения) и устранению других негативных последствий (условий), связанных с исполнением судебного акта (предписания);

Читайте также: