Сколько судов в год захватывают пираты

Обновлено: 13.05.2024

Опасные места для морских судов в мире можно пересчитать по пальцам. Это загадочный Бермудский треугольник, море Дьявола недалеко от Японии, архипелаг Пальмира в Тихом океане, зона Аденского залива рядом с Сомали и Гвинейский залив на западной стороне Африки. О двух последних и пойдет речь в этой статье.

Как появилось современное пиратство


Причина появления морских разбойников в Сомали — голод, нехватка работы и полное отсутствие власти в стране. Ф ото: AFP / East News

Причина появления морских разбойников в Сомали — голод, нехватка работы и полное отсутствие власти в стране. Так жители государства, опустошенного гражданской войной, начали присматриваться к водам Аденского залива, который то и дело пересекали круизные лайнеры, грузовые и торговые корабли. И именно с этого и началась эра сомалийского пиратства.

Удачи и проколы морских разбойников

пираты сомали

Пиратами в Сомали становятся бывшие моряки и рыбаки. Ф ото: Everett Collection / Everett Collection / East News

Пиратами в Сомали становятся молодые. Многие — бывшие моряки и рыбаки, но есть бывшие военные и полицейские, которые хорошо умеют обращаться с оружием. Они — самое низшее звено в группировке. Ведь зарабатывают на пиратстве не только сами бандиты, но и большая часть населения жаркой африканской страны. В преступной схеме задействованы и представители власти, и религиозные лидеры, и инвесторы. Последние имеют большую часть прибыли от пиратских захватов, потому что вкладываются в этот бизнес, поставляя разбойникам оружие.

Изначально морские грабители лишь останавливали проходящие мимо корабли и брали плату за транзит. Позже стали нападать на грузовые суда с целью грабежа. А потом пираты поняли, что, похитив судно с экипажем, смогут получить большой выкуп за людей. Так, начиная с 2008 года, истории про захваты кораблей сомалийскими пиратами стали греметь на весь мир.

До 2013 года сомалийские разбойники захватили около 170 судов, нанеся убытки в миллиарды долларов. За это время в заложниках у пиратов побывали более 3000 человек. Большинство вернулись на родину, так как убивать их пиратам было невыгодно. Тем не менее 25 человек за это время все же было убиты и несколько десятков скончались от голода.

В основном пираты специализировались на грузовых судах и нефтяных танкерах. В 2008 году они захватили первый в своей истории супертанкер Sirius Star, который следовал из Персидского залива в Северную Америку с 2 млн баррелей сырой нефти на борту. Спустя два месяца саудовский танкер был освобожден за выкуп в $3 млн.

пираты супертанкер

Захваченный пиратами супертанкер Sirius Star. Фото: AFP / East News

Спустя несколько лет они напали на два американских боевых корабля: ракетный крейсер Cape St. George и эсминец Gonzalez. Разбойники стали стрелять по военным кораблям, которые открыли ответный огонь. В результате этой перестрелки один из пиратов был убит, пятеро — ранены.

Не обошли своим вниманием пираты и круизные корабли.

Как готовится к встрече с пиратами круизный лайнер


Французская круизная яхта Le Ponant

К счастью, я никогда не встречалась с морскими грабителями, но была к этому готова. Простояв день в жарком Маскате, круизный лайнер, на борту которого я работала, отправился навстречу новому континенту — Африке.

— Самым известным из нападений на круизные корабли была атака американского лайнера Seaborn Spirit двумя пиратскими катерами. Круизное судно применило против морских разбойников звуковую пушку и оружие в виде акустического прибора дальнего радиуса действия, которое способно оглушить на значительном расстоянии. После этого капитан Seaborn Spirit ускорил ход и сменил курс лайнера в сторону открытого моря. Так им удалось оторваться от преследователей, — рассказывал нам на тренинге офицер по безопасности.

За несколько дней до перехода через Аденский залив на лайнер приехала дополнительная охрана. Гостям запретили открывать окна кают и выходить на открытые палубы.

— В случае опасности вы должны будете провести гостей в безопасные места внутри корабля, — говорил инструктор на тренинге, указывая на план лайнера и обводя в круги самые безопасные места: внутренний ресторан и театр, способные вместить всех пассажиров корабля. — А специально обученные работники будут использовать звуковое оружие и водометы, которые способны потопить пиратские лодки.

В плену у пиратов


В скором времени число нападений у западных берегов Африки только возрастет, потому что начинается тихий сезон, когда почти нет штормов. Фото: AFP / East News

На том тренинге мой друг, филиппинец Хосе, рассказал историю из своей другой жизни. В той жизни он не был матросом белоснежного круизного корабля. Он был рабочим нижнего отсека на грузовом судне.

— Сейчас нам нечего бояться. Круизный лайнер намного больше пиратских лодок, кроме того, у нас много охраны, — успокоил меня он.

Но много лет назад, когда Хосе только начинал свою морскую карьеру, все было по-другому. Корабли и капитаны не были готовы к агрессии жителей Сомали.

— Тот день начался вполне обычно, а потом словно из ниоткуда взялись три лодки, которые мгновенно окружили нас. И, пока с одной обстреливали корабль, с двух других сомалийцы уже забросили тросы и посыпались нам на борт, — тихо рассказывал Хосе. — Я с другими моряками спустился в трюм и прятался там некоторое время, но они нас достали и начали громко кричать. Капитану было приказано связаться с компанией-судовладельцем и потребовать выкуп.

По приказу пиратов корабль направили в порт Хобьо — небольшой городок на побережье Сомали. Именно сюда обычно пригоняли захваченные корабли в ожидании выкупа.

Хосе пробыл в плену у бандитов два месяца. Вместе с командой из 12 человек он жил в шалаше с брезентовой крышей посреди леса.

— Внутри шалаша было жарко и душно. Там не было ничего, только платформы из досок с грязными матрасами. В воздухе летали москиты и чувствовался запах марихуаны, которую постоянно курили те, кто взял нас в заложники, — рассказывал Хосе.

Он говорил, что им приходилось принимать душ под тропическим дождем и несколько раз в день наблюдать за странными языческими ритуалами, которые пираты совершали у специального места для молитв и приношения жертв духам.


Корабль Oasis of the Seas (безопасное место в центре корабля — Центральный парк). Фото: Валентина Маршалович

Но и это было не самое долгое пребывание в заложниках в африканской тюрьме. Несколько лет назад из плена пиратов были отпущены около 20 моряков, граждан Филиппины, которые провели там почти четыре года. Изначально моряков было больше, но за эти годы несколько из них умерли от болезней.

А в октябре 2020 года на родную землю после долгой разлуки с родными ступили моряки из Крыма. Пять месяцев они провели в плену у нигерийских пиратов, скудно питаясь и утоляя жажду дождевой водой.

Новые пираты Гвинейского залива

Пираты, к которым попали крымские моряки, захватывают корабли уже не у берегов Сомали. Они работают на другой стороне Африки — в Гвинейском заливе, протянувшемся от Сенегала на севере до Анголы на юге.

По количеству пиратских нападений лидирует Нигерия — седьмая по численности населения страна в мире и ведущий экспортер нефти в Африке. При этом, по данным ООН, Нигерия находится на 157-м месте из 189 стран в индексе человеческого развития.

Это удивительная страна, потому что по темпу развития экономики она обогнала даже ЮАР, но при этом большая часть ее населения живет в полной нищете, в деревнях без электричества и водопровода. Страна, где человеческая жизнь ничего не стоит и любого могут похитить, где над жаркой Сахарой царят песчаные бури, а в список неприятностей, с которыми можно столкнуться, смело можно записать многочисленные инфекции — от малярии до лихорадки Ласса.

Когда-то я общалась с сербской девушкой, работающей по контракту в самом сердце Африки. Она рассказывала мне о буднях в закрытом городе для иностранцев и о том, что все перемещения за пределами компаунда разрешаются только с эскортом полиции.

— Без полиции за пределы закрытого городка лучше не выезжать, — говорила она. — Местные часто устраивают на дорогах засады, останавливают машины и грабят их. Были и случаи, когда иностранцев брали в плен ради выкупа. А сейчас участились случаи нападения бандитов и на корабли у побережья страны.


Без полиции за пределы закрытого городка лучше не выезжать

По данным на 2019 год, в плену у нигерийских преступников успели побывать как минимум 120 человек. В 2020 году пираты Гвинейского залива также совершили ряд крупных нападений на морские суда. Полгода назад они атаковали танкер Curacao Trader и похитили 15 членов экипажа. Спустя месяц после похищения в результате совместных усилий российских дипломатов, судовладельца и нигерийских официальных властей их удалось освободить.

В сентябре с борта рефрижераторного судна Water Phoenix были похищены двое россиян, при этом остальные 16 моряков сумели укрыться в специально оборудованном помещении судна. Капитана корабля и старпома удалось освободить из плена нигерийцев только спустя два месяца.

А около месяца назад было атаковано судно для перевозки жидких химических веществ Jane. Пираты предприняли попытку высадиться на его борт, однако экипажу корабля удалось отбить нападение.

По мнению специалистов из агентства по морской безопасности Dryad Global, в скором времени число нападений у западных берегов Африки только возрастет, потому что начинается тихий сезон, когда почти нет штормов.

В последние годы центр пиратства переместился из Сомали в Гвинейский залив. Кому выгоден морской разбой? Правда ли, что на советские суда бандиты никогда не нападали?


В Гвинейском заливе военные Северного флота России с корабля "Вице-адмирал Кулаков" освободили панамский контейнеровоз MSC LUCIA от пиратов. Группа военных кораблей ВМФ уже не первую неделю патрулирует западное побережье Африки, ставшее новым центром морского пиратства. В ходе операции по освобождению никто не пострадал: моряки, согласно инструкциям, укрылись в машинном отделении, а бандиты сбежали на моторной лодке, едва завидев подлетающий военный вертолет.

Российские суда участвуют в патрулировании Индийского океана и внесли весомый вклад в борьбу с пиратством в Сомали, а в середине XX века советские боевые корабли смогли проучить пиратов, орудовавших в Малаккском проливе. Кому выгодно пиратство и можно ли полностью искоренить морской разбой?

Инструмент политической игры

После окончания Второй мировой войны воды Мирового океана не стали безопасными: вместо мин и подлодок транспортам теперь стали угрожать пираты. Многие морские бандиты действовали под политическим покровительством соперничавших во время холодной войны держав. Так, в 1950-х при негласной поддержке США в районе Тайваня пираты ограбили около 110 судов, следовавших под флагами Великобритании, Панамы, Польши, Греции и других стран.

Моряков захватили в плен и подвергали психологическому давлению, пыткам, морили голодом. У них стремились выбить отказ от возвращения в СССР, заставляли подписать просьбу о предоставлении политического убежища. Некоторые согласились, но большинство моряков оставались непреклонными, несмотря на рассказы о том, что якобы началась Третья мировая война, а капитан судна, согласившийся сотрудничать с тайваньскими военными, будто бы уже счастливо живет в Америке с новой женой.



В результате переговоров спустя 13 месяцев домой удалось вернуть всего лишь 29 человек. Среди оставшихся один покончил с собой, двое умерли, один сошел с ума, находясь в США. Несколько человек провели в заключении больше 30 лет – в тюрьмах, под домашним арестом и в прибрежных поселках Тайваня под надзором полиции.

Пираты XX века

Большой десантный корабль замаскировали под транспортное судно – нарастили борта, перекрасили, соорудили фальшивые надстройки. По каналам связи была дана информация, что на борту находится груз золота и опий-сырец для фармацевтической промышленности. Фальшивый сухогруз через Суэцкий канал проследовал в арабские страны, зашел в индийские порты и направился в Малаккский пролив.

В лабиринте островов судно внезапно окружило множество небольших лодок с вооруженными людьми на борту. Но едва они начали абордаж, бандитов встретили 300 советских морских пехотинцев, вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами. Множество нападавших вместе с их судами отправились на дно, среди советских военных потерь не было. После завершения спецоперации нападения пиратов на советские суда прекратились.

Узкое место

Однако в 1990-е годы Малаккский пролив стал одним из самых опасных районов судоходства. Важная торговая артерия Тихоокеанского региона в самом загруженном месте не достигает по ширине и трех километров, а глубина пролива составляет чуть более 20 м. Если террористам удастся затопить здесь крупное торговое судно, все движение в проливе окажется парализованным.

В 1986 году здесь было захвачено меньше 30 торговых судов, а в 2000 году – уже 215. С 2004 года Малайзия, Сингапур и Индонезия совместно патрулируют опасные районы, в 2006 году к патрулям трех стран присоединилась индийская береговая охрана. Пираты из Малаккского пролива вынуждены были уйти, однако полностью искоренить морских бандитов не удалось: увеличилось число нападений на суда в водах Вьетнама, у берегов Филиппин, неподалеку от Индонезии и Малайзии.

Сомали – центр пиратства

В начале 2000-х мировой центр пиратства переместился в район Африканского рога. Сомали, в начале 1990-х переставшее существовать как единое государство, стало источником пиратства, а суда, ожидающие своей очереди на проход по Суэцкому каналу, - лакомой добычей морских разбойников. Число нападений постепенно увеличивалось, и к 2005 году было зафиксировано около 25 рейдов пиратов.

Судно в сентябре 2008 года проходило в районе, ранее считавшимся безопасным, когда его окружили лодки с вооруженными людьми на борту. 21 член экипажа был взят в заложники. Людей заперли в тесных каютах, которые днем прогревались до плюс сорока градусов.

По словам моряков, они страдали от голода, а пить им приходилось техническую воду, так как вся питьевая закончилась. Через три дня после захвата судна от сердечного приступа скончался его капитан, россиянин Владимир Колобков.

Пираты, захватившие судно, сначала требовали выкуп в размере 35 миллионов долларов - бандиты угрожали взорвать судно вместе с грузом и экипажем, если не получат деньги. Представители военных ведомств разных стран предлагали силой освободить судно, однако родственники захваченных моряков выступили категорически против такого варианта развития событий, так как во время штурма корабля экипаж мог погибнуть.

Тем не менее в начале октября Россия отправила к берегам Сомали сторожевик "Неустрашимый", а Совбез ООН призвал все страны использовать военные корабли и авиацию для пресечения актов пиратства.

В результате длительных переговоров с привлечением английских юристов сумму выкупа удалось снизить до 3 миллионов 200 тысяч долларов. 4 февраля бандиты получили деньги от компании-судовладельца и на следующий день покинули "Фаину".


Фото: © Экипаж корабля перед минутой молчания по капитану Владимиру Колобкову. Украинское судно "Фаина", освобожденное из плена сомалийских пиратов, прибыло в порт Момбасы. ИТАР-ТАСС/ Михаил Маркив

Опасно не только у берегов Сомали

Пиратство переезжает в Гвинейский залив

Мировой центр пиратства переместился в Гвинейский залив – здесь в 2010 году ООН было зафиксировано 45 случаев нападения на суда, а в 2011 году их было уже 64. По словам экспертов, большая часть инцидентов происходит в портах, на территории грузовых терминалов и в акватории африканских государств, что серьезно осложняет международное вмешательство.



Мы все выросли на историях, книжках и фильмах про пиратов. Мы все знаем Джека Воробья, простите, Капитана Джека Воробья.
Но насколько данная угроза опасна в наше время? Мы наслышаны по новостям и современным Голливудским блокбастерам, что грузовые корабли регулярно попадают под удар пиратов. А что насчет круизных лайнеров?


Сегодня мы поведаем вам про самые известные атаки (и угрозы) пиратов на круизные корабли (pirates on cruise ships) в 21 веке.

Забегая вперед скажем, что самым опасным регионом для круизов стал Индийский океан. В начале 2010-х это было самое опасное круизное направление в мире.

CC-by-sa Arun Ganesh, National Institute of Design Bangalore

Наверное одним из наиболее известных и дерзких случаев нападения пиратов на круизные корабли стало нападение на Seabourn Spirit 5 ноября 2005 года.


Рано утром две пиратских моторные лодки напали на корабль, который находился в нескольких десятках миль от побережья Сомали. Пираты атаковали круизное судно используя автоматы, пулеметы и даже РПГ(!)

© David Orlovic/Wiki/CC BY-SA 3.0



The remnants of a rocket propelled grenade (RPG) shown after striking the cruise liner Seabourn Spirit during a Nov. 5 attack by pirates near the coast of Somalia.

Атака провалилась, а пираты вскоре были задержаны моряками американского миноносца - USS Gonzalez. К счастью, на круизном корабле пассажиры не пострадали. Один из членов экипажа, геройски защищавший корабль от пиратов, получил ранения.
Корабль до сих пор в строю и известен нам под именем Star Breeze.

Известная "круизная яхта" Le Ponant была атакована и захвачена (!) пиратами 4 апреля 2008 года! Это единственный случай захвата круизного судна в 21 веке!


Корабль был захвачен в Аденском заливе. К счастью, на судне не было пассажиров, но 30 членов экипажа стали заложниками пиратов. Практически сразу начались переговоры о выкупе корабля и команды. 11 апреля заложники были освобождены после выкупа в 2.15 миллионов долларов. Интересный факт: выкуп был выплачен страховой компанией корабля.
Выкуп передавался сотрудниками спецподразделений Франции. После освобождения команды пираты попытались скрыться, но 6 из них были захвачены и доставлены во Францию, где они предстали перед законом.
Корабль до сих пор в строю.

© Ein Dahmer/Wiki/CC BY-SA 4.0


2008 год стал одним из самых опасных для круизных кораблей.
28 ноября 2008 года пираты собирались атаковать достаточно крупный круизный корабль Astor во время ее перехода из Шарм-эль-Шейха в Дубай.
К счастью для Astor в этих водах находился немецкий фрегат Mecklenburg-Vorpommern, который обнаружил 2 моторные лодки с пиратами направляющиеся к круизному лайнеру. Фрегат открыл предупреждающий огонь, когда лодки находились около 3 миль до корабля. Astor был спасен и вероятно многие пассажиры даже не заметили этот инцидент.

© Bahnfrend/Wiki/CC BY-SA 4.0


Буквально через 2 дня - 30 ноября 2008 года был атакован еще один круизный корабль.
На MS Nautica, принадлежащую Oceania Cruises, напали две пиратские моторные лодки, которые скрывались среди рыболовецких лодок.
Корабль смог уйти от атаки. Впоследствии стало известно, что корабль получил 8 пулевых попаданий.

© Pjotr Mahhonin/Wiki/CC BY-SA 4.0


Одна из самых массовых пиратских атак на круизные корабли произошла буквально через несколько дней после нападения на Nautica.
3 декабря 2008 года, известнейший океанский лайнер, который стал круизным кораблем - Athena, был атакован 29 (!) пиратскими лодками сразу!
Лодки окружили корабль, команда героически отбивалась "водными пушками". Прибывший на помощь противолодочный американский самолет P-3 Orion отпугнул многих пиратов. Через время атака завершилась, корабль продолжил свой маршрут в Австралию, никто не пострадал.
Корабль до сих пор в строю под именем CMV Astoria.

© Ivan T./Wiki/CC BY-SA 3.0


Еще одна из самых известных атак произошла ночью 25 апреля 2009 года. Пираты атаковали круизный лайнер MSC Melody используя автоматическое оружие.

На борту находилось более 1000 пассажиров! Большинство пассажиров было отправлено в каюты.
Добровольцы вместе с командой и израильской службой охраны выступили на защиту корабля. Пассажиры и команда сначала отбивались от пиратской лодки столиками и лежаками. После подключилась частная израильская охрана, которая защищала корабль пожарными шлангами и пистолетами. Их огонь был успешным и пираты отказались от попыток попасть на корабль.
Через несколько часов на помощь MSC Melody пришел испанский военный корабль, который сопроводил круизное судно в безопасные воды.

Captain Pinto's version of events after pirates attacked the MSC Melody Cruise ship


В 2010 году еще один круизный корабль был атакован пиратами.
На этот раз жертвой стал легендарный SS Oceanic. Корабль был построен в 1965 году. Именно он и был одним из первых круизных кораблей Дисней!
В мае 2010 года Oceanic был атакован Йеменскими пиратами. Корабль обстреляли гранатами и автоматами. Команда отбилась от атаки "водными пушками" и анти-пиратскими маневрами. Вскоре пираты были задержаны войсками НАТО.

© MattiPaavola/Wiki/CC BY-SA 3.0


В 2011 году атаке подвергся круизный лайнер Spirit of Adventure. Многим он знаком под именем Princess Masuhri или Berlin.
Корабль с более чем 300 пассажирами на борту был атакован на пути между Мадагаскаром и Занзибаром. Команда, несмотря на обстрел, используя скорость судна смогла уйти от атаки.

© Spirit of Adventure in Ísafjörður - 6 month after attack (Christian Bickel fingalo/Wiki/CC BY-SA 2.0


26 ноября 2012 года Azamara Journey стала объектом атаки пиратов недалеко от побережья Омана. После небольших маневров и предупреждающих выстрелов со стороны корабля, несколько пиратских моторных лодок отстали.


По сути, это была последняя из зафиксированных атак на круизные корабли.
Однако нам известны факты, когда круизные лайнеры попадали под угрозу пиратов и после 2012 года.
Последней из таких новостей стали события лета 2017 года, когда Sea Princess выполняя World Cruise с более чем 1900 пассажиров на борту была вынуждена уйти в 10-дневную анти-пиратскую маскировку. По сути, лайнер стал "кораблем-призраком"!
Пассажирам запретили вечеринки и просмотры фильмов на верхних палубах, отдых на балконах, нахождение на верхних палубах после заката. Кроме того, было приказано закрывать плотно шторы, а сам корабль выключал свою фирменную ночную подсветку.
Одно можно сказать, раз капитан принял такое решение, значит обстоятельства соответствовали.
Корабль без происшествий прибыл в Европу.

© Cruiser1210/Wiki/CC BY-SA 3.0

Стоит заметить, что в последние годы пиратская угроза сошла почти на нет. Военные силы стран НАТО и союзников контролируют все опасные маршруты, круизные команды обучены правильным действиям, а на кораблях могут находиться специальные отряды и устройства для борьбы с пиратами.
Но об этом мы поговорим в следующей статье.

А пока небольшое видео о том, что бывает с пиратами, которые нападают на защищенное судно (18+):



Рождённые революцией

История морских разбойников XXI века уходит корнями в 90-е. В Сомали в 1991 году была свергнута диктатура просоветского лидера Мохаммеда Сиада Барре. Он превратил страну в полицейское государство с коммунистическим уклоном. Улицы сомалийских городов украшали портреты Барре и Ленина, с недовольными разбирались быстро и без лишних сантиментов. Экономика страны держалась на сети кооперативов. Особое внимание Барре уделял рыбному промыслу. Рыбные места у берегов страны охраняли сомалийские ВМФ — с иностранцами в этом вопросе диктатор не церемонился.

Однако в 1990 году против диктатора началось восстание. Барре бежал из страны, а между восставшими началась борьба за власть. В считанные недели государство распалось на множество мелких частей, контроль над которыми установили разные полевые командиры, племена и преступные группировки, которые зачастую терроризировали население. Одновременно в стране на фоне гражданской войны и небывалой засухи вспыхнул голод, от которого погибло более 300 тыс. человек. А в традиционные места промыслов сомалийских рыбаков начали вторгаться их коллеги из других стран. Чтобы выжить, жители прибрежных рыболовецких деревушек начали объединяться в отряды самообороны. В этот момент их внимание и привлекли снующие туда-сюда по Аденскому проливу нефтяные танкеры, которые доставляли нефть с Ближнего Востока в Европу.

Нефть, танки и другая добыча

Впрочем, кровопролитием атаки пиратов заканчивались редко. С 2008 по 2012 год, когда было захвачено 170 судов, из-за нападений погибло 25 человек. Еще 37 умерли в плену.

Нажмите для увеличения

На берегу Сомали тем временем на фоне пиратских рейдов началось процветание. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, разрастались, ширилась индустрия развлечений. В прибрежные порты съезжались повара, юристы и сутенеры, открывались бары и рестораны. Отошедшие от дел пираты организовывали консалтинговые фирмы, предлагая услуги переговорщиков. Многочисленные финансовые конторы помогли выводить средства за рубеж, в ОАЭ, Кению и Джибути. Одновременно росла наркоторговля.

Пиком сомалийского пиратства можно считать 2010 год. Согласно расследованию Reuters, в том году они заработали $240 млн, нанеся ущерб около $7 млрд. Весь мир говорил о пиратах. Консалтинговая компания Geopolicity Inc прогнозировала, что к 2015 году пираты нанесут ущерб уже порядка $15 млрд.

Безумства храбрых. 10 самых известных пиратов

Генри Морган известен тем, что был одним из наиболее активных проводников английской колониальной политики — на его счету несколько успешных кампаний против испанских владений в зоне Карибского моря. Наивысшим достижением Моргана стал разгром города Панама.

Похождения Уильяма Кидда и по сей день являются предметом для споров и разбирательств: по некоторым данным, Кидд действовал исключительно в рамках законодательства о каперах.

Похождения Уильяма Кидда и по сей день являются предметом для споров и разбирательств: по некоторым данным, Кидд действовал исключительно в рамках законодательства о каперах. © Уильям Кидд (1645–1701), картина Говарда Пайла 1911 года

Сэмюэль Беллами является одним из самых знаменитых деятелей золотого века пиратства — хотя его карьера длилась немногим более года, команде Беллами удалось захватить по меньшей мере 53 корабля, что делает Чёрного Сэма Беллами самым успешным пиратом в истории.

По одной из версий, Стид Боннет подался в пираты в XVIII веке по причине безумия — ранее он весьма благополучно был устроен офицером колониальной милиции в Барбадосе, имел дворянское происхождение и хорошее образование.

По одной из версий, Стид Боннет подался в пираты в XVIII веке по причине безумия — ранее он весьма благополучно был устроен офицером колониальной милиции в Барбадосе, имел дворянское происхождение и хорошее образование. © Стид Боннет (1688–1718). Картина Артура Игнатиуса Келлера, 1902 год

Джек Рэкхем (1682–1720) не был особенно жестоким или удачливым пиратом, однако он прославился тем, что в его команде служили две женщины, переодетые в мужскую одежду.

Джек Рэкхем (1682–1720) не был особенно жестоким или удачливым пиратом, однако он прославился тем, что в его команде служили две женщины, переодетые в мужскую одежду. © Мэри Рид, Джек Рэкхем и Энн Бонни. Старинные гравюры

Безумства храбрых. 10 самых известных пиратов

Генри Морган известен тем, что был одним из наиболее активных проводников английской колониальной политики — на его счету несколько успешных кампаний против испанских владений в зоне Карибского моря. Наивысшим достижением Моргана стал разгром города Панама.

Похождения Уильяма Кидда и по сей день являются предметом для споров и разбирательств: по некоторым данным, Кидд действовал исключительно в рамках законодательства о каперах.

Похождения Уильяма Кидда и по сей день являются предметом для споров и разбирательств: по некоторым данным, Кидд действовал исключительно в рамках законодательства о каперах. © Уильям Кидд (1645–1701), картина Говарда Пайла 1911 года

Сэмюэль Беллами является одним из самых знаменитых деятелей золотого века пиратства — хотя его карьера длилась немногим более года, команде Беллами удалось захватить по меньшей мере 53 корабля, что делает Чёрного Сэма Беллами самым успешным пиратом в истории.

По одной из версий, Стид Боннет подался в пираты в XVIII веке по причине безумия — ранее он весьма благополучно был устроен офицером колониальной милиции в Барбадосе, имел дворянское происхождение и хорошее образование.

По одной из версий, Стид Боннет подался в пираты в XVIII веке по причине безумия — ранее он весьма благополучно был устроен офицером колониальной милиции в Барбадосе, имел дворянское происхождение и хорошее образование. © Стид Боннет (1688–1718). Картина Артура Игнатиуса Келлера, 1902 год

Джек Рэкхем (1682–1720) не был особенно жестоким или удачливым пиратом, однако он прославился тем, что в его команде служили две женщины, переодетые в мужскую одежду.

Джек Рэкхем (1682–1720) не был особенно жестоким или удачливым пиратом, однако он прославился тем, что в его команде служили две женщины, переодетые в мужскую одежду. © Мэри Рид, Джек Рэкхем и Энн Бонни. Старинные гравюры

Тяжелые пулеметы против охотников за легкими деньгами

Активно решать проблему мировое сообщество взялось в 2008 году. К этому времени ООН приняла пять резолюций, посвященных сомалийским пиратам. Для борьбы с ними в Аденском заливе сосредоточились корабли ВМФ всех стран Совбеза ООН. Только НАТО провело у берегов Сомали три военные операции — наносило ракетные удары по базам, патрулировало залив. Но о легкой победе речь не шла.

Тем не менее, с мая 2012 года по март 2017 года сомалийские пираты не захватили ни одного корабля. Этому поспособствовало сразу несколько факторов.


Во-вторых, борьбой с пиратством занялся эмират Абу-Даби, который разбогател на поставках нефти в Европу. Правительство эмирата наняло для решения проблемы основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса. Он в 2010 году создал специальный отряд для борьбы с пиратами на выделенные ему $50 млн. В отряд вошли почти 1000 человек, у которых были вертолеты, легкие самолеты и патрульные катера. За два года отряд Принса уничтожил около 300 пиратов и многие их логова на берегу Сомали.

Одновременно ООН удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на территории Сомали, где располагалось множество пиратских баз, в необходимости начать борьбу с ними. Чтобы компенсировать потерю доходов от пиратского бизнеса, Пунтленду выделили средства на развитие экономики.

Читайте также: