Сколько окружных военных судов в рф

Обновлено: 05.05.2024

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых могут быть назначены наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флотские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во второй инстанции.

В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные и народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:

гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;

уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судьи и народных заседателей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума, контролирует работу аппарата суда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Контрабанда в военные и послевоенные годы

Контрабанда в военные и послевоенные годы В Инструкции по ведению дел о контрабанде, утвержденной ГТУ 31.12.1942 г., лица, виновные в контрабандном ввозе наркотических средств, а также в их хранении или сбыте, привлекались к уголовной ответственности по соответствующим

Статья 23.11. Военные комиссары

Статья 23.11. Военные комиссары Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об

38. Военные суды

38. Военные суды Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых

Военные суды

Военные суды Есть еще одна разновидность судов — военные суды (гарнизонные и флотские). В принципе, они являются судами общей юрисдикции, т. е. не являются специальными, а судопроизводство в них регулируется Гражданским процессуальным кодексом. Они осуществляют судебную

Статья 23. 11. Военные комиссары

Статья 23. 11. Военные комиссары Военные комиссары субъектов Российской Федерации, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают

Статья 23.11. Военные комиссары

Статья 23.11. Военные комиссары Военные комиссары субъектов Российской Федерации, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают

61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование

61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 1917–1920 гг. – период гражданской войны. В этих условиях формировались специальные органы для борьбы с контрреволюционными силами: милиция (полицейский и

Статья 54. Военные сборы

Статья 54. Военные сборы 1. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.Проведение военных сборов в иных целях не допускается.1.1. Военные сборы подразделяются на:учебные сборы;сборы по проверке боевой и

Глава IХ. В военные и послевоенные годы

Глава IХ. В военные и послевоенные годы 22 июня 1941 года на Советский Союз вероломно напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.Основным содержанием законности в период Великой Отечественной войны были вопросы, имевшие непосредственное отношение к

Военные реформы

Военные реформы Намеченные в 1830-е гг. военные преобразования (нацеленные главным образом на создание значительной по размерам регулярной армии и обученного резерва, как это вызывалось потребностями общемирового уровня военной организации и военного дела) долгое время

Военные суды: история и современность

Цицерону принадлежит известная фраза: "Когда гремит оружие, законы безмолвствуют". Можно приводить и другие высказывания о том, что в смутное или неспокойное время, в боевых условиях или в период войны законы откладываются в сторону. Но есть особая категория людей, которая всегда была призвана опровергать изречение Цицерона. Это военные судьи. Люди, которые являются не просто юристами, а носят к тому же на плечах офицерские погоны и получают боевые награды в мирное время.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ “О военных судах в Российской Федерации” нынешние военные суды входят в единую систему судов России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.

Действующая военно-судебная система состоит из гарнизонных и окружных (флотских) военных судов. Высшей инстанцией является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах территории России. Отдельные военные суды в соответствии с международными договорами функционируют в российских военных контингентах за пределами страны.

В производстве военных судов ежегодно находится значительное количество дел. Так, в 2007 году рассмотрено 14 312 уголовных, 47 595 гражданских и 19 274 административных дел.

Среди уголовных дел это, как правило, наиболее актуальные дела о воинских преступлениях, которые оказывают непосредственное влияние на состояние боеготовности воинских частей — уклонения от военной службы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хищения военного имущества и другие.

В последние десятилетия деятельность военных судов приобрела более выраженный правозащитный характер, что отвечает конституционному принципу разделения властей, задачам и целям судебной власти. Подтверждением этому является то, что начиная с 1993 года военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на неправомерные действия командования. На сегодняшний день эта деятельность судов - самый эффективный правовой институт в армии и на флоте, который является реальным гарантом защиты прав военнослужащих и членов их семей.

Военные судьи сегодня — это высококвалифицированные офицеры — юристы, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшие школу армейской или флотской службы, знающие жизнь армии и флота не по конспектам, а на собственной практической работе.

Мы понимаем, что наше настоящее и будущее воедино связано с жизнью нашего государства, его Вооруженных Сил, соблюдением буквы закона, с повседневным повышением своего профессионального мастерства, с высоким уровнем осуществления правосудия в целях предупреждения и искоренения преступлений в армии и на флоте.

Понимаем мы и то, что наше будущее неразрывно связано с нашим прошлым. Поэтому в этот день стоит сказать несколько слов о малоизвестных вехах трибунальского пути. Тем более, что об истории военных трибуналов даже специалисты знают, обычно, лишь в общих чертах, больше — о действительно имевших место “темных сторонах” и совсем не знают о других ее сторонах. Но историю не следует ни приукрашивать, ни очернять. Теперь, когда доступны прежде закрытые архивы, мы можем более полно восстановить действительность.

Военные трибуналы были учреждены в 1918 году при всех фронтах и действующих армиях, после чего приказом Реввоенсовета республики был образован Революционный военный трибунал республики, который 8 декабря 1918 года провел одно из первых распорядительных заседаний. Эта дата и вошла в историю как день образования военных трибуналов.

Между тем, история военных судов России значительно богаче, она уходит в глубь веков, берет свое начало еще с допетровских времен.
В 1716 году, вскоре после того как Петр I начал заниматься созданием регулярной армии, был учрежден “правильный самостоятельный военный суд” и принят Военно-уголовный кодекс. Из более поздних времен можно напомнить достаточно широко известное военно-судное дело в связи с дуэлью А.С.Пушкина и Дантеса. Военные судьи тогда в полном соответствии с Воинским Уставом Петра I приговорили последнего к повешению. Но, когда дело дошло до царя, приговор был подправлен. Монарх распорядился выслать Дантеса "с жандармами за границу, отобрав офицерские патенты".

В ходе известной судебной реформы, проведённой во II половине XIX века, 15 мая 1867 года был принят Военно-судебный устав и образована новая военно-судебная структура. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. В состав окружных и Главного военного суда входили постоянные военные судьи, которые подбирались военным министром и назначались приказом царя. Это были профессионалы своего дела. Чины для военно-судебного ведомства поставлялись из числа офицеров - выпускников Военно-юридической академии. Они приравнивались по своему положению к офицерам, окончившим Академию Генерального штаба.

В обширной литературе советского периода довольно часто встречаются упоминания о жестокости и кровожадности представителей царской военной юстиции, судивших многих революционеров. Хотя, в реальной жизни всё было иначе. За сорок лет, с 1866 по 1906 годы по приговорам всех судов России (не только военных) было казнено 110 человек (60 чел. в 1906 году). Среди них — два офицера (Дубровин и Шмидт), 7 солдат и 10 матросов.

В то же время многие революционеры, побывавшие под царским военным судом, после того, как сами заняли прокурорские и судейские кресла, оказались куда более жестокими и немилосердными. Так, один из создателей советской юстиции и главный обвинитель страны Советов Н.Крыленко никогда не знал пощады к "классовым врагам". Будь то дело командующего Балтфлотом А.М.Щастного (1918 год), "церковников" (1920 год), "шахтинское дело" (1928 год) или процесс над "Промпартией" (1930 год). Для всех требовал расстрела. Невзирая на то, что по абсолютному большинству этих дел весомых доказательств виновности обвиняемых не было. Да и не могло быть. А вот у военных судей военно-окружного суда, рассматривавших в 1907 году дело Петербургской военной организации большевиков, такие доказательства были. Но судьи сочли их недостаточными и неполными. В то время все сомнения о виновности толковались по закону в пользу подсудимых. Поэтому 17 человек из 54 большевиков, в том числе Крыленко, были оправданы военными судьями "за недоказанностью обвинения".

К сожалению, в 20 веке многие исторические факты, имеющие отношение к деятельности военных судов были искажены советскими историографами. Впрочем, аналогичный упрёк можно высказать и в адрес историков наших дней, которые делают крен в другую сторону. Теперь они упрощают и в любом случае негативно оценивают роль советских военных трибуналов в послеоктябрьское время. Реально же происходившие тогда процессы не являлись однозначными.

На первых порах военно-судебная корпорация вела решительную борьбу за чистоту судейского мундира. Нередкими были процессы над военными судьями, запятнавшими свою честь. От многих работников избавлялись по причине их малограмотности, по этическим соображениям. Некоторые из допущенных военными судьями нарушений являлись незначительными даже по меркам сегодняшнего дня.
Возьмём архивное дело о неправомерных действиях председателя трибунала Антонова, который за опоздание из отпуска своего подчинённого Тарасова обозвал нецензурной бранью и поместил на трое суток на гауптвахту.

Прибывший в трибунал председатель Реввоентрибунала фронта стал выяснять причины конфликта, детально опросил всех работников. Они недоумевали — почему обычному для их коллектива, незначительному инциденту придаётся столь серьёзное значение? Что за этим кроется? Член трибунала Гуляев написал в своём объяснении: "Все сотрудники трибунала свои люди, исключительно коммунисты, в обращении между собой не стесняюшиеся в выражениях, произнесение матерных слов обычное и никого из состава РВТ не стесняющее".
Однако заключение председателя трибунала фронта Денисова было категоричным:

"1.Антонов не мог налагать арест в административном порядке. 2. Взаимоотношения в РВТ не соответствуют такому высокому учреждению как трибунал, деловые разговоры начинаются и заканчиваются матерными словами…"

Учитывая это, а также слабую грамотность Антонова, он был смещён с должности. Такого рода решения были наиболее частыми, хотя и облекались, нередко, в форму судебного приговора или постановления.

О мрачных и трагических днях для нашей страны тридцатых годах в последнее время написано много. Кажется, тема исчерпала себя полностью. Но, к сожалению, завалы исторического бурелома предстоит расчищать ещё очень долго. И немало имён ещё вернётся к нам из небытия и будет возвращено народу.

Особенное место займут среди них те, кто погиб, сражаясь с произволом и беззаконием, кто не молчал, не отсиживался, ценой собственной жизни отстоял право называться настоящим человеком.

Были такие люди и среди военных судей. Военная юстиция — это не только Ульрих и его подручные. Трудилось тогда в трибуналах и немало честных, порядочных, принципиальных людей. Они не пошли на сделку со своей совестью и именно поэтому оказались за тюремной решеткой.

Обнаруженные нами недавно архивные документы позволяют восстановить некоторые ранее неизвестные страницы истории противодействия беззакониям, рассказать о военных судьях, которые более полувека назад вступили в неравную, смертельную схватку с НКВД. Они боролись против незаконных арестов и методов работы этих органов, занимавшихся фальсификацией дел по политическим преступлениям.

И неудивительно, что об этих людях, отважившихся в разгар массовых репрессий “смазывать” дела на “врагов народа” и “занимавшихся вредительством в области судебной политики”, практически ничего неизвестно.

Причина понятна. Военных судей судили тайно, как “предателей” в рядах сталинской юстиции. А затем тщательно вымарывали их имена из истории.

В 30-е годы было арестовано и репрессировано более половины председателей военных трибуналов округов. Среди них — Мазюк А.И. (Ленинградский военный округ), Жигур Я.К. (Северо-Кавказский военный округ), Бауманский Ф..Я. (Западно-Сибирский военный округ), Сенкевич А.Г. (Забайкальский военный округ), Антонов Б.П. (ОКДВА). Расстреляли в те годы и многих руководителей военных трибуналов гарнизонов и армий, а также рядовых военных судей…

В первый же день Великой Отечественной войны вступили в действие два Указа Президиума Верховного Совета СССР, имевшие прямое отношение к военным трибуналам. В соответствии с ними “в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности” передавались в военно-судебные органы.

Известно, что “право” в переводе с латинского означает справедливость. Отвечали ли в этом смысле своему предназначению применяемые судьями законы военного времени? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Законы действовали суровые. Но суровость эта была вызвана войной, которая сама по себе является попранием всех законов цивилизованного общества. Что же касается мер наказания, применяемых военными судьями по конкретным делам, то статистика выглядит следующим образом. За четыре года войны к высшей мере наказания было осуждено 8,9 % человек. Остальные — к лишению свободы, которое в большинстве случаев заменялось отсрочкой исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию.

Дела по законам военного времени слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был упразднён. Всё это приводило к возрастанию вероятности судебных ошибок. А потому существенно усложняло работу военных судей.

Судьи военных трибуналов постоянно бывали на передовой, нередко судебные процессы проходили прямо на боевых позициях, в перерыве между боями. Порой им приходилось прерывать процесс и участвовать в отражении атак противника. В сложных экстремальных условиях деятельность военных трибуналов отличала высокая оперативность, гибкость и острота в применении закона. Строго карая злостных и опасных преступников, военные трибуналы в то же время проявляли гуманность и справедливость в решении судеб многих бойцов и командиров.

Так было и в последующие годы, когда военным трибуналам приходилось действовать в боевой обстановке.

В Афганистане офицеры военных трибуналов достойно выполнили свой долг. Служба там требовала от каждого из них высоких морально-политических качеств, стойкости и мужества.

Немало трудностей пришлось испытать офицерам в период формирования трибуналов в начале 1980 года. Бывший председатель военного трибунала в/ч полевая почта 51020 подполковник юстиции Шелковой В.И. рассказывал: "Первую зиму трибунал гарнизона располагал лишь одной палаткой. В ней разместился весь личный состав, а также имущество. Палатка была жильем и служебным помещением. Печь топили по очереди всю ночь, так как тепло из палатки быстро выветривается. Понятия "свободного времени" за полтора года у нас не было. Обстановка заставляла быть дисциплинированным и готовым выполнить любые задачи".

Сложившаяся система военных трибуналов в составе войск в Афганистане выдержала проверку временем. Действуя в сложных условиях, они многое сделали для укрепления боеготовности войск, воинской дисциплины в частях, защиты прав, интересов военнослужащих, а также афганских граждан.

Многие офицеры военных трибуналов за успешное выполнение интернационального долга награждены орденами и медалями. Среди них бывшие председатели военных трибуналов полковники юстиции Енин Н.М., Кошелев В.В., Колейчук Н.А., Горшковский Л.М., Курбатов Б.Г., Янков А.П., подполковник юстиции Шелковой В.И., члены трибуналов подполковники юстиции Горбенко М.Г., Кочегаров В.Ф., Петров Н.И., Бондарев В.В., Шнейдер Л.З., Пигеев Н.Н. и др.

Можно привести немало примеров мужества и самоотверженности офицеров-трибунальцев.

В июле 1986 г. член военного трибунала капитан юстиции Васнев А.И. при следовании в составе автоколонны к месту рассмотрения дела попал под обстрел душманов. Ведя огонь из автомата, он прикрыл выход машин из зоны обстрела, не позволив противнику приблизиться. За проявленную отвагу Васнев А.И. награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени.

Важно подчеркнуть, что при рассмотрении дел не допускалось никаких отступлений и упрощенчества. Судебное разбирательство по делам проводилось в соответствии с основными принципами судопроизводства – гласностью, устностью, непосредственностью, обеспечением права обвиняемых на защиту, соблюдением всех прав и законных интересов военнослужащих и других граждан.
Безусловно, характер выполняемых советскими войсками в РА задач, условия их дислокации, порядок комплектования военных трибуналов обусловили и определенные особенности в их деятельности.

Особенностью в структуре судимости военнослужащих в РА было значительное число осужденных за нарушения правил обращения с оружием и боеприпасами, а также за утрату оружия (в 1986 году осужден каждый 10-й от общего числа осужденных). В то же время удельный вес осужденных за уклонения от военной службы являлся незначительным. Наиболее распространенные преступления – нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и хищения государственного имущества (осуждено соответственно 27,2 и 19,5% от общего числа осужденных). Заметное место в структуре судимости занимали хищения оружия и боеприпасов, а также контрабанда. Преступления, совершенные по мотивам трусости и малодушия (дезертирство, членовредительство), носили единичный характер.

Особенностью рассмотрения дел в отношении местного населения являлось отсутствие заключений судебно-медицинских экспертиз о причине смерти потерпевшего, что связано с местными обычаями, в силу которых не представлялось возможным произвести вскрытие трупа. В этих случаях источником доказательств являлись показания подсудимых, свидетелей – очевидцев, протоколы осмотра места происшествия, а также показания врачей из числа афганских граждан, осматривавших труп.

С большими организационными трудностями были связаны выезды состава суда для осмотра места происшествия за пределы воинских гарнизонов. Тем не менее такие выезды проводились, если без этого невозможно принять правильное решение по делу.

Так, при рассмотрении ВТ в/ч пп 17959 дела Никитина возникла необходимость в осмотре составом суда места происшествия и проведении следственного эксперимента с участием подсудимого, свидетеля и судебно-медицинских экспертов. Место происшествия находилось в тоннеле Дара-Саланг. Командованием были выделены соответствующие транспортные средства, охрана. Причем во время нахождения участников процесса в тоннеле боевое охранение, прикрывавшее один из его входов, вступило в бой с душманами. Проведение в сложных условиях осмотр места происшествия и следственный эксперимент позволили суду постановить законный и обоснованный приговор.

Особенность судебной практики военных трибуналов в РА заключалась в широком применении к виновным в совершении менее опасных преступлений, впервые осужденным к лишению свободы на срок до трех лет, условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. Причем отсрочка применялась чаще, чем условное осуждение.

В 1986 г., например, отсрочка применена к 23% лиц от общего числа осужденных трибуналами в РА.
Приговоры трибуналов доводились до военнослужащих в приказах командования (примерно по каждому третьему делу). Приказы нередко в целях оперативности рассылались штабами в кодограммах и объявлялись в день поступления на построениях личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами трибуналов и правовым активом частей в правовоспитательной работе.

Хотел бы подчеркнуть, что этому направлению деятельности военные суды всегда уделяли и продолжают уделять большое внимание. Правовая культура военнослужащих невысока. И кто, если не военные юристы, будут заниматься повышением их юридической грамотности.

***
16 апреля 1992 г. на 6 съезде народных депутатов военные трибуналы были преобразованы в военные суды. Хотел бы особо подчеркнуть, что это не просто смена вывески. Коренным образом изменилось сама направленность работы. Военные суды теперь не являются органами борьбы с преступностью и никоим образом не связаны с Министерством обороны РФ. Во главу угла поставлена защита прав и свобод военнослужащих, восстановление справедливости путем правильной реализации закона.
И мне хочется пожелать коллегам успехов в этом трудном, но очень нужном деле.

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса, военный судья в отставке.


Аннотация
Данная статья посвящена обзору системы военных судов и их место в российской судебной системе.

Военный суд Российской Федерации – Федеральный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации и имеющий общую юрисдикцию, в которой вооруженные силы Российской Федерации, другие вооруженные силы, федеральные законы осуществляют юрисдикцию в органах, регулирующих военную службу, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными и федеральными законами [3].

В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Исключительной властью Федерального закона является возможность создания и упразднения военных судов. Военный суд не может быть упразднен до тех пор, пока вопросы, относящиеся к его юрисдикции, не будут одновременно переданы в ведение другого суда. Верховный Суд Российской Федерации устанавливает численность судей военных судов из общего числа судей федерального суда общей юрисдикции, установленного федеральным законом О федеральном бюджете.

Создание военных судов осуществляется в свободно доступных местах по территориальному признаку в зависимости от места дислокации войск и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, военных организаций и учреждений.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации относятся к компетенции военного суда, что предусмотрено статьями 9 или 10 закона, в соответствии с которыми Военная коллегия Верховного суда является непосредственным Высшим судом по отношению к окружному (а также военно-морскому) военному суду. В состав коллегии входят председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации. Председателем Военного совета является заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Военные суды и отделения военных университетов осуществляют правосудие в военных судах и военных университетах. Работники этих учреждений отвечают за обеспечение организационных процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, осуществление мероприятий по систематизации законов и другие задачи суда. Руководитель аппарата военного суда и аппарата военной коллегии является руководителем соответствующего аппарата. Председатель Военного суда несёт ответственность за обеспечение контроля за деятельностью аппарата военного суда [4].

Судьи военных судов имеют те же права, что и судьи судов общей юрисдикции. Судьи военных судов полностью обеспечены независимостью судей и подчиняются только Конституции и федеральным законам [5].

Количество военных судов и количество военных судей зависит от условий работы военных судей. Больше судей требуется в районах с высокой концентрацией войск или там, где войска действуют в экстремальных условиях. Согласно статье 3.1 закона, о которой уже говорилось, численность военных судов и численность судей устанавливаются Верховным судом Российской Федерации (количество военных трибуналов к военным судам).

Основным элементом военно-судебной системы является гарнизонный военный суд. Они действуют как суд первой инстанции. Гарнизонный суд, которому подсудны все уголовные, административные и гражданские дела, состоит из председателя, его заместителя и других судей, за исключением случаев, когда они подсудны высшему окружному (военно-морскому) военному суду и военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Юрисдикция гарнизонного военного суда распространяется на районы дислокации одного или нескольких гарнизонов. Основным критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного военного суда является территориальная подсудность. Этот принцип характерен как для уголовных, так и для гражданских и административных дел, которые рассматриваются гарнизонным военным судом.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Согласно п. 1 ст. 14 характеризуемого Закона, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с разглашением государственной тайны.

Военные суды округов (флотов) осуществляют свои функции как суды второй и надзорной инстанций. Согласно п. 2 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает законность и обоснованность вынесенных гарнизонными военными судами и не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений. Согласно п. 3 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Согласно п. 1 ст. 13 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения. Согласно п. 2 ст. 13 Закона, окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

Выделяя особенности работы военного суда сегодня, можно отметить две основные. Первая особенность, частично объясняемая названием органа, заключается в преобладании действий, осуществляемых в целях защиты прав и представления законных интересов военнослужащих. Первоначально военные суды рассматривали в основном уголовные дела, а данные о количестве обращений в военные суды за защитой прав военнослужащих были незначительными и не превышали тысячи. Спустя десять лет, уже в 2003 году, военный суд рассматривал около 100 тысяч таких заявлений военнослужащих. По статистике, уголовные дела составляют 10% от общей судебной работы военных судей.

Осуществление военными судами судебных функций становится все более реституционным, основанным на правах человека.

Еще одной особенностью является повышенный уровень открытости в действиях военных судов. Успешно решен вопрос о взаимодействии военного суда со всеми средствами массовой информации. Во всех округах и военно-морских судах созданы и работают внештатные пресс-службы, которые могут поддерживать деловые отношения с газетными учреждениями, теле-и радиостудиями. Эти вопросы всегда находятся на контроле военно-судебной подсистемы, регулярно анализируются, а затем в военный суд направляются информационные письма и методические рекомендации.

В целом, в настоящее время в России идет реорганизация судебной системы, результатом которой будет сокращение количества военных судов, начнут работу апелляционные и кассационные суды.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2009 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2009 года

Статья 1

1) установить, что юрисдикция окружных (флотских) военных судов распространяется на территории следующих субъектов Российской Федерации:

1-го Западного окружного военного суда - на территории Республики Карелия, Республики Коми, Вологодской области, Ленинградской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 467-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2-го Западного окружного военного суда - на территории Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Воронежской области, Ивановской области, Калужской области, Костромской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Нижегородской области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Тульской области, Ярославской области и города Москвы;

Южного окружного военного суда - на территории Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Крым, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области и города Севастополя;

Центрального окружного военного суда - на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Пермского края, Кировской области, Курганской области, Оренбургской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Свердловской области, Тюменской области, Ульяновской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

1-го Восточного окружного военного суда - на территории Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области;

2-го Восточного окружного военного суда - на территории Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области и Томской области;

Балтийского флотского военного суда - на территорию Калининградской области;

Северного флотского военного суда - на территории Архангельской области, Мурманской области и Ненецкого автономного округа;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 467-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Тихоокеанского флотского военного суда - на территории Камчатского края, Приморского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа;

юрисдикция 2-го Западного окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах втором, третьем, восьмом и девятом пункта 1 настоящей статьи;

юрисдикция Южного окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи;

юрисдикция Центрального окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;

юрисдикция 1-го Восточного окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах шестом, седьмом и десятом пункта 1 настоящей статьи.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Москва, Кремль
27 декабря 2009 года
N 345-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Читайте также: