Сколько человек в конституционном суде испании

Обновлено: 12.05.2024

Учреждение Конституционного суда – указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкистской диктатуры. Этот Суд воссоздает одну из традиций испанского государства – в период Второй республики в 1931–1936гг. действовал Суд конституционных гарантий.

Учреждение Конституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработке основного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовали против этого института.

Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет.

Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья – Сенатом, шестая – правительством и шестая – Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство. Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а обновление по частям – предохраняет его состав и практику его работы от внезапных переориентации и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.

Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо назначенный старший по возрасту член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй – вице-председатель. Возможно образование секций по два судьи в каждой. На пленуме Суда рассматриваются ходатайства о неконституцион-мости актов, споры о компетенции между государством в целом и автономными сообществами, между самими автономными сообществами, между конституционными органами государства, проверяются условия для назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палат Суда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочий членов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы о компетенции Суда по предложению его председателя или трех судей.

Палаты Суда рассматривают жалобы в порядке процедуры ампаро. Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленуме или в палатах могут разрешаться в секциях, включающих председателя или вице-председателя и двух судей.

Процедура в Суде построена на началах состязательности;

стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосов;

при равенстве голосов голос председателя дает перевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение, которое также публикуется в официальном органе государства. Однако подробности голосования в Суде не подлежат огласке.

Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит положения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон. Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего права. О том, имеется ли противоречие международного договора основному закону, Конституционный суд может быть запрошен любой из палат Генеральных кортесов и правительством. Возможен запрос и в отношении органического закона, разрешающего ратификацию международного договора.

Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль за конституционностью был упразднен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный характер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и проводится по запросу председателя правительства, народного защитника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона.

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний. Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются. Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебных органов в Конституционный суд.

Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро. Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников. Процедура ампаро в отношении законов не применяется. Иски ампаро в отношении актов и действий административных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган. Ампаро также возможно и в отношении актов судебной власти, если эти акты прямо и непосредственно нарушают права и свободы, указанные в статьях 14-30 конституции и при условии, что обычные пути обжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаются в 20-дневный срок со времени последнего решения.

При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный суд может обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены, Народный защитник и прокуратура. Свои полномочия Конституционный суд распространяет на всю территорию страны. Его решения имеют обязательную силу.

Система судебных органов Испании включает в себя Конституционный суд, Верховный суд, Национальный верховный суд и иные нижестоящие суды.

Учреждение Конституционного суда - указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкистской диктатуры.

Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья - Сенатом, шестая - правительством и шестая - Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство.

Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей.

Процедура в Суде построена на началах состязательности, стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде.

Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит положения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон.

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний. Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются.

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей.

102.Региональная автономия в Испании.

Территориальная организация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и региональных автономных объединений.

Начальная территориальная единица Испании – муниципалитет, обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальными советами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования

Несколько муниципалитетов объединяются в провинции, создаваемые по территориальному принципу.

Конституция Испании предусматривает осуществление широкого права автономии специальными региональными автономными объединениями.

В Испании существует 2 вида автономии:




Области с административной автономией образуются по инициативе провинциальных советов объединяющихся провинций и 2/3 советов муниципалитетов. Затем учредительная ассамблея, состоящая из депутатов провинциальных советов, разрабатывает проект статута автономной области и вносит его в качестве законодательной инициативы Проект статута одобряется обеими палатами парламента в виде органического закона об автономии. Одобренный таким образом статут является составной частью общеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области.

Конституция Испании и испанское государство

Основополагающие законы Королевства Испании собраны в Конституции Испании, одобренной на референдуме 6 декабря 1978 года и вступившей в силу 29 декабря того же года.

Принципы, на которых основывается Конституция Испании:

  • уважение прав человека и законов справедливого порядка;
  • защита особенностей всех народов Испании;
  • развитие социально-экономической системы для обеспечения достойного качества жизни для всех;
  • сотрудничество для укрепления мира и взаимных отношений между всеми народами Земли.

Политическая организация Испании согласно Конституции Испании

Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу. Конституция Королевства Испании основана на неразрывном единстве Испании, общей и неделимой родины всех испанцев. Признается и гарантируется также право на автономию национальностей и регионов и солидарность среди всех.

Гарантом Конституции Испании является Конституционный суд, он независим от всех ветвей власти и только связан с Конституцией и фундаментальным законом Конституционного суда.

Конституцией Испании определен государственный флаг Королевства, а также признается право автономий Испании иметь свои собственные флаги, которые могут использоваться вместе с государственным испанским флагом.

Согласно Конституции Испании официальным государственным языком устанавливается испанский (кастильский), который обязаны знать все граждане Королевства. Также наряду с кастильским признаются официальными другие испанские языки в каждой автономии: в Каталонии (аранский и каталонский), в Галисии (галисийский), на Балеарских островах (каталонский), в области Валенсия (валенсийский), в Наварре и Стране Басков (баскский). В этих областях местный национальный язык вместе с кастильским присутствует в образовательной системе и официальных государственных документах.

Столица Испании – Мадрид, является столицей со второй половины XVI века, ранее столичными городами были Толедо и Вальядолид.

Король Испании – глава государства и символ единства Испании. В Конституции Испании признаются две основные функции короля: он является высшим представителем государства на национальном и международном уровнях, а также следит за функционированием всех институтов. Кроме того, король провозглашает законы, провозглашает членов правительства по предложению Президента Правительства и является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Испании.

В Испании могут быть коронованы и мужчины, и женщины. Официальная резиденция королей – Паласио Реал (Мадрид), но королевская семья проживает во Дворце Сарсуэла.

Хуан Карлос I Бурбон был королем Испании с 22 декабря 1975 года до 19 июня 2014 года. Во время его правления Испания была провозглашена демократическим государством, вступила в Европейский союз и достигла высокого политического и социально-экономического развития. После отречения от престола Хуана Карлоса королем стал его прямой наследник Филипп VI.

В тексте Конституции Испании провозглашается разделение трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной

  • Исполнительная власть представлена правительством Испании, которое занимается внутренней и внешней политикой, гражданским и военным управлением государства. Правительство состоит из президента и министров.
  • Законодательная власть представлена парламентом Испании (Las Cortes Generales), который представляет народ и состоит из двух палат: Конгресс депутатов и Сенат. Согласно Конституции Испании сновные функция парламента – это создавать и принимать государственные законы, утверждать госбюджет и контролировать деятельность правительства, выбирать Президента правительства. В Конгрессе депутатов обычно от 300 до 400 человек (сейчас их 350), в Сенате количество участников также может меняться, на сегодняшний день их 266.
  • Судебная власть представлена судами и магистратами, основная функция которых – провозглашение правосудия, исходящего из народа. Основой организации судов является принцип юрисдикционного единства. Генеральный совет судебной власти (CGPJ) является автономным органом (состоящим из судей и других юристов), осуществляющим государственные функции судебной власти в целях обеспечения независимости судей.

Вооруженные силы Испании и Силы безопасности находятся под контролем правительства, и основной функцией их является защита свободного осуществления прав и свобод и гарантия общественной безопасности. Основные органы безопасности:

  • Вооруженные силы, состоящие из ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Они подчиняются приказам короля, но за их деятельностью следит Министерство обороны.
  • Силы гражданской безопасности:

– на национальном уровне: Национальная полиция и Гражданская гвардия, находятся под руководством Министерства внутренних дел;

– на уровне автономий: независимые автономные полицейские силы, которые подчиняются соответствующим органам внутренних дел автономий (к примеру, в Каталонии это Mossos d´Esquadra);

– на местном уровне – Муниципальная полиция.

Государственные органы Испании

  • Консультативные органы правительства – Государственный Совет и Совет по социально-экономическим делам.
  • Некоторые органы относятся к соответствующим министерствам Испании: Испанское метеорологическое агентство, Налоговая служба, Департамент транспорта, Институт внешней торговли Испании, Институт Сервантеса, Институт по делам женщин и равных возможностей для всех, Национальный институт статистики и т.д.
  • Государственные органы и должностные лица от испанского парламента – Омбудсмен и Счетная палата.

Способы общения с гражданами правительства и органов автономий

  • Официальный государственный бюллетень (BOE), различные бюллетени-отчеты автономий, где публикуется информация о законах, указах, назначениях и т.д.
  • С другой стороны, государственные административные органы оснащены различными системами для общения с гражданами: личный прием, электронная почта и телефон (по таким номерам, как, например, 060).

Территориально-административная организация Испании

В тексте Конституции Испании 1978 года было утверждено, что Королевство Испании по административной структуре делится на автономные сообщества, провинции и муниципалитеты. На каждом уровне государственные учреждения имеют автономию в управлении на местах.

В Испании насчитывается 17 автономных сообществ и 2 автономных города (Сеута и Мелилья).

Согласно Конституции Испании институтами управления автономных сообществ являются: законодательное собрание (избирается всеобщим голосованием среди жителей), руководящий совет, обладающий исполнительными функциями, и президент, который в дополнение к своей функции исполнительной власти представляет автономное сообщество.

В Испании – 50 провинций, сюда можно добавить два города – Сеута и Мелилья. Насчитывается 8122 муниципалитета.

Конституция Испании и население

Испания – пятое по численности населения государство Европейского союза, по данным на 2014 год здесь проживает 46 512 199 человек. Также это вторая по площади страна ЕС после Франции – 505 944 кв. км.

Конституция Испании устанавливает право создания и существования различных ассоциаций населения, таких как политические партии, профсоюзы, религиозные конфессии, ассоциации потребителей и пользователей, профессиональные организации. Что касается участия в политической жизни, то основной способ участия населения – это право избирательного голоса для всех испанцев. Согласно Конституции Испании выборы провозглашаются всеобщие, свободные, равные, прямые и тайные.

Выборы могут быть европейские (для выбора представителей Испании в Европейском парламенте), общие, автономные и локальные. В Испании признана многопартийная система как на национальном, так и на автономном уровне.

В Конституции Испании также признается право на объединение и существование профсоюзов как организаций по защите прав трудящихся. Профсоюзные организации имеют большой вес, представители самых многочисленных синдикатов и профсоюзов участвуют в консультативном органе по экономическим вопросам государства, которым является Совет по социально-экономическим делам.

Центр услуг в Испании


Метки: испания, правительство, язык, суд, автономии, население, министерство, король, конституция, государство, вооруженные силы, королевство, исполнительная власть, органы, устройство, организация, избирательное право, законодательная власть, судебная власть

Читайте также: