Скажите а что является символом суда и вообще справедливого судопроизводства

Обновлено: 07.07.2024

Что за дивное время и кому нужно быть благодарным? Мы говорили о том, что верить расследованию Запада нельзя и вот вам, пожалуйста, ярчайшее тому подтверждение и оно совсем не одиночно. Случай чрезвычайно интересный. Сказать откровенно, никогда бы не мог представить себе, что это будет подтверждено не каким-то там еврокозликом Баррозу, а самыми высшими судами Европы.

Судите сами, Международный арбитражный суд в Гааге присудил выплату $50 млрд. акционерам ЮКОСа. Каким-то особым образом это стало реальностью после гибели голландских пассажиров в малазийском Боинге. Сказать откровенно, при всем том, что погибших очень жалко, но безотносительно к этому сейчас видно, что такое независимый суд в Гааге. Совершенно понятно, что решение суда принято при явном желании отомстить России, а из этого очень многое следует.

Во-первых, причем здесь Россия, ведь все говорят, что Россия в этом эпизоде не участвовала. Во-вторых, суд, который выносит решение в отместку, а в этом и сомневаться не приходится, и не суд вовсе, а марвихерская контора, где все по понятиям. А понятия там совсем простые - Россия виновата во всем и всегда. Почему? Потому что живет по своему, да и гордые они слишком, эти русские. С другой стороны денег у них сегодня много, отчего не срубить деньжат с лопухов сибирских. По сути дела, Россию ограбили один раз при помощи Ходорковского, а теперь хотят сделать тоже самое при помощи суда. Суд в данном случае ничуть не лучше вора-Ходорковского. Результаты одинаковые и суммы сопоставимые. Так что правосудие созрело очень даже вовремя. Вовремя для чего спросит читатель. Об этом будет сказано чуть позже.

Однако стоит ли делать такие серьезные выводы из одного эпизода, хотя и со значительной суммой в 50 миллиардов. Помилуйте господа, вас ждет еще один пример. Как известно высший королевский суд в Лондоне собирается вновь открыть производство по делу Литвиненко. Для того чтобы насмехаться и унижать британскую корону, вместе с её судом это нужно было бы придумать. Но королевский суд оказался на высоте и не дал никому ничего придумать, а унизил себя и британскую корону сам, открыв вот это самое производство. Ну, вот теперь кому-то по-прежнему будет казаться, что суды в этих странах объективны и независимы? Кажется, теперь никого убедить в этом уже не удастся.

Порой анализируешь такую информацию и думаешь. и эти люди считают себя умными? Они то сами понимают, что они творят? Вы хотите понять, куда клонит автор, так это запросто.

Таким образом, собственно рецепт противодействия прост. Нужно активно сопротивляться и здесь поле деятельности просто безгранично. Во-первых, те же британские компании предусмотрительно пущены в освоение российских недр и могут быть ровно в пять секунд опять подвинуты за ла-Манш, вон из российских недр. Кроме того, та же Бритиш Петролеум (BP) является акционером Роснефти и её доход составляет около 4 миллиардов долларов в год именно из России. Если кто-то наложит арест на активы Роснефти, то британский акционер от этого тоже и весьма ощутимо пострадает. До нас доходят некие слухи о том, что Невзлин пытается предложить именно Бритиш Петролеум права на взыскание долга в размере, установленном судом. Такие сделки могут быть заключены с отступными для Невзлина от 10% до 30%. То есть на руки (до уплаты налогов), Невзлин может получить от 5 до 15 миллиардов. Основной куш должен был бы достаться покупателю российских долгов.

Однако тут все может оказаться не так уж и выгодно. Может повториться история с пойманным медведем, которого охотник не может вытащить из лесу, потому что медведь его держит. Заметьте, BP работает на российском рынке и весьма уязвима. Ну не будете же вы считать, что русские должны вести себя по законам, которые европейцы сплошь и рядом нарушают. Кажется, Путину есть что сказать по этому поводу и мозги британцам он давно уже поменял, вместо того, чтобы по рекомендации главы Форин-офиса изменять конституцию.

То что дело Литвиненко тухлое и будет с большими убытками для имиджа британской короны использовано, но совсем не долго и говорить не приходится. Британцы свернут картину, как только поймут, что Россия проявляет твердость.

Испокон веков правосудием зовется в народе правый суд, вершащийся по правде, по справедливости и по совести в защиту людей от зла. Защита от зла – это основная функция правосудия, а иначе зачем оно нужно? Принципы правосудия – это формулы добра, по которым пресекается зло правосудием и которые проистекают из нравственного закона как закона добра. Правосудие проводит в жизнь нравственный закон, иначе это не правосудие.

Популярная этика, статья 8

Правосудие имеет две стороны, во-первых, как суд, а во-вторых, как исполнение судебных решений. В государстве правосудие вершится судебной системой государства и системой исполнения судебных решений и наказаний. Правосудие – это пресечение зла посредством суда и исполнения судебных решений.

Государственное правосудие базируется на праве и регламентировано правом, то есть государственным законодательством. Государственные суды судят по законам государства и назначают наказания, предусмотренные законами, принимаемыми парламентом во благо народа и для предотвращения зла, творимого посредством правонарушений либо угрожающего свершиться в результате оных.

Зло творится как несправедливость, нарушая права людей, пострадавших от зла. Правосудие вершится как справедливость путем пресечения несправедливости и восстановления попранной справедливости. Справедливость охраняется и водворяется нравственным законом и государством. Торжество справедливости – это торжество права и нравственного закона, попираемых злодеяниями, пресекаемыми правосудием.

В основу законности судов положены принципы правосудия, которые суть принципы справедливого суда и справедливого исполнения судебных решений. В принципиальной основе всей системы правосудия как правого суда лежат четыре фундаментальных принципа правосудия, а именно: принцип обвинения, принцип защиты, принцип наказания, принцип прощения.

Правосудный принцип обвинения – это принцип установления судом вины как основания для наказания, дабы наказание нес виновный, а не невинный. Принцип обвинения перенесен разумом в систему государственного правосудия из душевного суда совести, где вина возникает как ответственность за зло, пресекаемое судом совести путем вменения вины за зло как за нарушение нравственного закона. Аналогичным образом нарушение законов государства вменяется в вину государственным правосудием для пресечения зла.

Правосудный принцип защиты – это принцип защиты обвиняемого в суде от несправедливого обвинения и несправедливого наказания как от судебной ошибки. Защита – это принципиальное свойство правосудия, присущее правосудию как таковому. Обвиняемый есть подзащитный, защищаемый правосудием от судебной ошибки как от зла. Судейские ошибки исключены в суде совести и изобилуют во внешних судах, где защита востребована в противовес обвинению как гарантия справедливости.

Правосудный принцип наказания – это принцип пресечения зла справедливым наказанием. Правосудный принцип прощения – это принцип снятия вины и оправдания виновного в результате понесенного наказания. О наказании и прощении поговорим отдельно в следующий раз.

Принципы правосудия заложены в суде совести и в нравственном законе как правосудные формулы добра, по которым правосудие вершится как блокада зла. Суд совести составляет в душах людей разумную и принципиальную платформу всех судов. Суды государства подконтрольны суду совести в сознании людей и уполномочены совестью людей вершить правосудие по справедливости, то есть по совести.

Суды государства справедливы в той мере, в какой они продолжают собой в государстве суд совести и в какой право гармонирует с нравственным законом. А гармонируя с нравственным законом, право есть социальная форма нравственного закона, как и мораль.

И на бумаге, и в действии государственное законодательство, то есть право, не должно противоречить нравственному закону. Добро – это дух законов, вдыхаемый в букву законов совестью составителей и исполнителей законов как исполнителей нравственного закона, диктуемого совестью.

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производ­ство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталки­ваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осущест­вляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способ­ностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содейст­вует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Еще в Уложении 1649 года говорилось: ". в судных делах по дружбе и недружбе ничего не прибавляти и не убавляти, и ни в чем не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лиц сильных, и избавляти обиженного от руки неправед­ного". Петр I ввел присягу судей во всем государстве. Прися­га содержала требования нравственного свойства. Ее наруше­ние влекло за собой правовые последствия.

Само законодательство, как говорилось ранее, содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохрани­тельных органов. Но эти требования, адресованные обычно уч­реждениям, относятся к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и по­литических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Справедливость в правосудии предполагает наличие мно­гих условий, начиная от содержания законов и до общественно-политической обстановки. Но она невозможна там, где сам су­дья руководствуется неосознанной обязанностью действовать и принимать решения справедливо, а какими-то другими моти­вами, не обладает развитым чувством справедливости. Где же человек может "научиться" быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Таким "университетом" является сама жизнь.

Для правильного, справедливого применения закона необ­ходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.

При советской власти образовательный ценз для судей дли­тельное время отсутствовал в законе. Это можно объяснить как пренебрежением к развертыванию подготовки кадров юри­стов, так и сознательным сохранением возможности замещать судейские должности преданными политически людьми, не­зависимо от их компетентности. В 1928 году в РСФСР высшее юридическое образование имели 5,9 процента судей, со сред­ним юридическим образованием или окончивших юридиче­ские курсы было 17,2 процента. Все остальные судьи юриди­ческого образования вовсе не имели. Но зато членами ВКП(б) было 85,6 процента судей. В 1936 году высшее юридическое образование имели 6,4 процента судей, среднее юридическое образование — 39,8 процента. Остальные, то есть больше поло­вины, не имели никакого юридического образования. По Закону о статусе судей в СССР, принятому 4 августа 1989 года, судьей мог быть избран только тот, кто имеет высшее юридическое образование. К этому времени на должности судей избирались уже только лица с высшим юридическим образованием.

Человек "учится" справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата на должность су­дьи — не тяенее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере — стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности еще выше.




Принимая присягу, российский судья торжественно кля­нется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осу­ществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность — важнейшее тре­бование нравственности. Она включает правдивость, принципи­альность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности — ложь, лице­мерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное испол­нение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполага­ет честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на служ­бе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связа­на с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи -— повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи — справедливое право­судие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и други­ми участниками дела, которые вправе требовать от судьи за­щиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельст­ва дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, дру­гим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо лич­ных мотивов, — не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при при­нятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осу­ждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руково­дствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы.

В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоми­нается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о ста­тусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содер­жалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедли­вым и гуманным".

Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирает­ся на нормы действующего законодательства, которое предъ­являет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следо­вателей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых харак­теристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральны­ми качествами". Законодательство об адвокатуре также огра­ничивается общими требованиями. Так, Положение об адвока­туре РСФСР 1980 года (ст. 16) устанавливает, что адвокат "дол­жен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного по­ведения".

Комитет по защите прав адвокатов Федерального союза адвокатов России разработал проект "Правил профессиональ­ной этики российских адвокатов". В этом документе говорится, что защита прав и свобод человека и гражданина является про­фессиональной обязанностью и нравственным долгом адвоката. Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунк­туальность, честность, правдивость и компетентность — гаран­тия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила со­держат рекомендации, основанные на обобщении опыта адво­катской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.

С учетом специфики и содержания деятельности различ­ных профессиональных участников судопроизводства, их нрав­ственные качества в принципе должны быть едины. И проку­рор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гу­манны, честны, обладать развитым чувством долга, добросове­стно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.

Психологические качества судей, а также работников пра­воохранительных органов тесно связаны с их нравственными качествами.

Н. В. Радутная производила опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристра­стность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе не­желательных упоминались предвзятость, подозрительность, вла­стность, бестактность. Из перечня личностных качеств, содержавшего около 30 позиций, в первую очередь были выбраны со­бранность, принципиальность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность*. В. В. Леоненко основным в нравственно-психологическом облике следо­вателя считает безупречную честность, принципиальность, объ­ективность, бдительность, настойчивость **.

* См.: Радутная Н. В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977. С. 82—105.

** См.: Леоненко В. В. Профессиональная этика участников уголовного про­цесса. Киев, 1978. С. 36—49.

Среди многочисленных идейно-нравственных качеств юри­ста В. В. Романов в книге о военно-юридической психологии называет, в частности, верность гражданскому, воинскому, про­фессиональному долгу, гражданское мужество, честность, не­подкупность, высокую нравственность, принципиальность, не­примиримость к нарушениям правопорядка, законности, бес­компромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организо­ванность, дисциплинированность, ответственное отношение к порученному делу *.

* Романов В. В. Военно-юридическая психология: Учебник. Кн. первая. М., 1991. С. 162.

Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору — пред­мет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и поло­жительными нравственными и интеллектуально-волевыми ка­чествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гаран­тии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осу­ществляется в сложных нравственно-психологических услови­ях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь воз­никает опасность так называемой профессиональной деформа­ции, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.

Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: "Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем луч­шая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем за­бываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления". (Курочкин В. Записки народ­ного судьи Семена Базыкина//Нева. 1988. № 5.)

Не менее опасна профессиональная деформация и для сле­дователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, спра­ведливости, подлинно гуманный.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, про­курору, следователю, адвокату, формируются и поддержива­ются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и про­тиворечиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую оче­редь нравственному становлению личности. Кроме того, лич­ность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму зна­ний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авто­ритет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравст­венному воспитанию.

Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустрем­ленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собствен­ной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следовате­лю, прокурору.


Справедливый суд – заблуждение или реальность? Ценность идеи о справедливом суде и ее отрицательные функции. Вера в справедливость.

Вера в справедливый суд - такое же когнитивное искажение, как и вера во всеобщую и универсальную несправедливость. Когнитивное искажение формируется под действием стереотипов и является устойчивым убеждением, оно автоматически проявляется в мыслях и действиях. Это привычный способ мышления, выбираемый человеком "интуитивно", к которому он наиболее склонен и не критичен.

Когнитивные искажения мешают оценивать ситуацию и самих себя в ней объективно и беспристрастно. Именно из-за них мы допускаем иррациональные поступки и мысли, за которые впоследствии себя критикуем. Одно из них - идея справедливости в мире вообще и в суде в частности, предполагающая обязательное воздаяние за ошибки и награду за хорошие дела.

Что не так с этой идеей?

Как минимум здесь есть три ошибки:

- общий свойственный человеку телеологический способ мышления в котором главную роль играет целеполагание. С детства у нас закрепляется представление, что все происходит с какой-то определенной целью. Если суд начинается, то он обязан выявить правду;

- ошибка атрибуции, склонность объяснять поступки других людей их личными качествами, а собственное поведение только внешними обстоятельствами. Судья опытный и мудрый, он обязан распознать ложь и поверить моим словам. А я не могу предоставить доказательств, потому что они утеряны в сложной жизненной ситуации;

- мораль - самый главный компонент. Практически любой человек, если глубоко копнуть, верит, что есть некая высшая справедливость, которую не обманешь. Поэтому в результате всем воздастся по их делам. Это убеждение не всегда связано с верой в Бога и приверженностью конкретной религии. Исследователи выявили, что способностью карать и награждать люди наделяют также: природу, других, уважаемых и респектабельных людей, случай и даже собственное сознание.

Что плохого в таком убеждении?

Идея справедливого мира приводит к поиску правых и виноватых, причины и следствия. Доходит даже до наделения жертвы отрицательными чертами и обвинения в провоцирующих действиях. Людям гораздо проще представить, что страдают плохие, чем хорошие.

Сами жертвы тоже часто склонны обвинять себя, а не преступника. Это приводит к серьезным психологическим последствиям.

Идея справедливого суда приводит к переносу ответственности. Общественный институт персонализируется в лице конкретного судьи, который обязан встать на "правильную" сторону невзирая на доказательства, практику и даже сам закон.

Идея справедливого мира играет важную роль в общественном сознании и выполняет не только отрицательные функции. Она позволяет ставить долгосрочные цели, дает ощущение контроля за событиями, избавляет от экзистенциального страха.

Идея справедливого суда не несет никакой практической ценности, это заблуждение на уровне обыденного сознания. Институт суда - это результат общественной договоренности, справедливость - его условная и часто недостижимая цель, потому что у каждого из участников есть свое представление о ней. А судья — это государственный служащий, исполняющий должностные обязанности. Человеческий фактор далеко не всегда в судебном процессе играет положительную роль. Однако, это не означает, что судьи не выносят правильные решения. Объективная "правильность" в суде определяется по соответствию закону, а не принципам морали или представлениям о справедливости.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Читайте также: