Система судов строится на принципах территориальности

Обновлено: 18.05.2024

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Согласно ст. 109 Конституции Республики Беларусь «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Судебную систему Республики Беларусь составляет:

· Конституционный Суд Республики Беларусь

· общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

· хозяйственные суды, предназначенные для правосудия посредством хозяйственного и административного судопроизводства

Конституционный Суд создан в Республике Беларусь в апреле 1994г. впервые в истории белорусской государственности.

Система общих судов включает: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусские военные суды; Верховный Суд.

Систему хозяйственных судов образуют: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд.

В системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды соответственно: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. (в системе общих судов) и хозяйственные суды по банкротству, земельные, налоговые и др.

Состав и порядок формирования КС

Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный орган – одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются главой государства и шесть – избираются Советом Республики.

Срок полномочий членов судьи – 11 лет, и они могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст – 70 лет.

Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Компетенция КС

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

– о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов

– о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного

Суда, Генерального прокурора

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции

(Конституции РБ и международ договорам, ратифицированными РБ)

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного Закона страны.

Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда.

внесение рекомендательных предложений Главе государства, Парламенту, Совету Министров, высшим судам.

ежегодные послания Конституционного Суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей по требованию Президента Республики Беларусь или по поручению Правительства (ч. 5 ст. 100 Конституции) – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.(с 2008 года по закону О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь)

По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом

По поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан

По предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания, Совета Министров Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь

Районный (городской) суд

Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции.

Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств. В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 154 районных (городских) суда, что составляет 96 процентов всех судов общей юрисдикции.

Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона). Таким образом, к одному звену судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской области, города Борисова, Минской области, Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска.

Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (слуцк).

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска.

В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Районный (городской) суд общей юрисдикции выступает только как суд первой инстанции

На судей районных (городских) судов возложено обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания.

К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды

Если возникает спор между гражданином и государственным административным органом, то он разрешается в районном (городском) суде( в основном по жалобам).

Дела особого производства: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим(суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов)

В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления о взыскании денежной суммы или истребования имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон.(например взыскание налога)


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

1. Тема: Судебная система (общие положения и этапы развития).

2. Вопросы

1. Понятие о судебной системе, ее звеньях
и судебных инстанциях.
2.
Принципы
построения
судебной
системы,
виды
судов
и
общая
характеристика судебной системы РБ.
3. Основные этапы развития судебной
системы в РБ.

3. Литература

• О мерах по совершенствованию деятельности
общих судов РБ: Указ П-та РБ, 10.10.11, № 454
• О совершенствовании судебной системы РБ:
Декрет Президента РБ, 29 ноября 2013 г., №6
• Голованов, В. Суды в системе государственных
органов // Юстиция Беларуси. - 2004. - №3. С.10-11.
• Зайцева, Л. Перспективы введения
апелляционного производства в уголовное
правосудие Республики Беларусь / Л. Зайцева, В.
Ракитский // Судовы веснiк. – 2014. - №4. – С.36-43.

4. Литература

• Калинкович, В. О введении
апелляционного производства по
уголовным делам // Судовы веснiк. - 2004.
- №4. - С.14-16.
• Марыскин, А. Конституционный Суд РБ:
история становления и развития //
Юстиция Беларуси. - 2004. - №3. - С.23-25.

5. 1.Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях

• СС – это упорядоченное построение
судов, осуществляющих судебную власть
путем отправления правосудия в
соответствии с их компетенцией,
имеющих общие задачи, цели,
организованных и действующих на
единых принципах.

6. Звенья судебной системы

- это совокупность судов, обладающих
однородными судебными полномочиями
и занимающих одинаковое
организационное место в судебной
системе.

7. Суд первой инстанции

• это суд, уполномоченный
принимать постановление по
существу тех вопросов, которые
являются основными для данного
дела.
• Это суд, впервые
рассматривающий дело по
существу.

8. Суд второй инстанции

• это суд, который проверяет законность
и обоснованность приговоров и других
судебных решений, не вступивших в
законную силу.

9. Суд надзорной инстанции

• – это суд либо его структурное
подразделение, проверяющие
законность и обоснованность
вступивших в законную силу судебных
постановлений по протестам
уполномоченных законом должностных
лиц.
• Наконец, - ПпВОО

10. 2. Принципы построения судебной системы, виды судов и общая характеристика судебной системы РБ

11. Принципы построения судов в РБ

12. Принцип специализации

В системе судов общей юрисдикции
могут создаваться
специализированные суды: по делам
н/л, семейные, административные , а
также по банкротству, земельные,
налоговые и др.

13. Принцип территориальности

Территория РБ делится на территорию
столицы РБ и территории областей как
административно-территориальных
единиц.
Территория области делится на
территории районов и городов
областного подчинения как
административно-территориальных
единиц.

14. Единство судебной системы РБ обеспечивается путем:

• установления судебной системы РБ
Конституцией РБ и КоСиСС;
• соблюдения всеми судами устан-го
законод-вом порядка судопроизводства;

15. Единство судебной системы РБ обеспечивается путем:

• признания обязательного исполнения
на всей территории РБ судебных
постановлений, вступивших в законную
силу;
• закрепления единства статуса судей;
• финансирования судов из
республиканского бюджета.

16. 3. Основные этапы развития судебной системы в РБ

17. Древнему обычному праву Беларуси были свойственны следующие черты:

• Партикуляризм (полит.раздроблнть);
• Традиционализм (консерватизм, неизмть);
• Дуализм (двойственность: бесправные
и свободные).

18. Уставы 1864 г.

• предусматривали апелляционное и
кассационное производство; мировые
суды; суд присяжных.
• Суд присяжных действовал на
территории нынешней РБ.

19. Этапы развития судебной системы в советский период

20. Этапы развития судебной системы в советский период

5.1977-1986гг. (в 1977г принята Конст-я
СССР, в 1978г – Конст-я БССР);
6.1986-1991гг.: избрание судей судов
первого и второго звена судебной
системы вышестоящими Советами
народных депутатов, более
продолжительный срок их полномочий
(вместо пяти десять лет);
7.1991г. – по настоящее время.

21. Заключение

• Судебная система государства – это
совокупность судов, действующих на
территории государства и построенных
в соответствии с выполняемыми
задачами и полномочиями.
• В РБ система судов строится на
принципах территориальности и
специализации.

Принцип территориальности означает, что все лица, совершившие преступления на территории Украины, независимо от гражданства несут ответственность по УК Украины. Действие уголовного закона распространяется на территорию Украины; континентальный шельф; исключительную экономическую зону, а также на военно-воздушные и военно-морские суда независимо от места нахождения; гражданские воздушные и морские суда, приписанные к порту Украины, если они находятся в открытом море или воздушном пространстве.

Специализация делится на общую(внешнюю), которая формирует подсистему судов, и внутреннюю (местные общие, специализированные общие и т.д.)

Инстанционность при осуществлении судопроизводства обеспечивает всем субъектам правоотношений право на судебную защиту и является гарантией законности, исключает подчиненность местных судов апелляционным или кассационным, благодаря принципу независимости судей, т.е. не допускается влияние на внутренние убеждения судей судов 1 инстанции.

Звено судебной системы и судебная инстанция.

Понятие “звено судебной системы” связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальной единицы, приравненные друг к другу по административному положению.

1 звено: местные общие, окружные административные, местные хозяйственные.

2 звено: окружные апелляционные суды, административные апелляционные суды и хозяйственные апелляционные суды.

3 звено: Высший суд по рассмотрению административных и уголовных дел, ВАСУ, ВХСУ.

4 звено: Верховный суд Украины.

Понятие “судебная инстанция” связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия, обозначает самостоятельную ступень, через которую проходит либо может проходить конкретное дело в различных судах.

1 инстанция: рассмотрение дела впервые и по существу.

2 инстанция: апелляционная. Пересмотр дела.

3 инстанция: кассационная. Где пересматриваются решения, приговоры судов 1 и 2 инстанции, а также судебные решения в связи с нововыявленными обстоятельствами и исключительными обстоятельствами, или при неправильном применении норм процессуального права, которое существенно повлияло на правильность судебного решения.

21.Рассмотрение уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции.

В суде первой инстанции присходит рассмотрение дела по сути, заслушивание фактических обстоятельств дела, сам процесс делится на стадии:

Соревновательная форма процесса обеспечивается активным процессуальным положением суда, который обязан предоставлять процессуальную помощь лицам, участвующим в деле, разъяснять их права и обязанности, оказывать содействие в осуществлении их права и по их ходатайству способствовать в истребовании доказательств (статьи 15 , ЗО ГПК) и т.д.

Кассационное производство.

Кассационное производство является одной из конституционных гарантий охраны прав, свобод и законных интересов лиц в гражданском процессе. Ведь благодаря ему участники гражданского судопроизводства получают возможность отстаивать свои права уже после вступления судебного решения в законную силу, если есть основания сомневаться в законности последнего.

Анализ содержания норм ГПК позволяет определить черты, которые являются наиболее характерными для кассационного производства в гражданском судопроизводстве Украины:

• кассационная жалоба подается на судебные решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также решения и постановления апелляционного суда, вступившие в законную силу;

• подачи кассационной жалобы обусловлено неправильным, по мнению лица, обжалует решение, применением судом первой или апелляционной инстанции норм материального права или нарушением норм процессуального права;

• суд кассационной инстанции, рассматривая дело, решает только вопросы права, т.е. юридической стороне дела;

• при рассмотрении дела в кассационном порядке суд не может устанавливать и / или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в оспариваемому судебном решении или отвергнуты им, решать вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими;

• рассмотрение дела в суде кассационной инстанции осуществляется с соблюдением общих принципов судопроизводства.

Апелляционое производство.

Апелляция (лат. appellatio - обращение) - обращение к вышестоящему (апелляционному) суду с целью пересмотра постановления нижестоящего суда, рассмотревшего дело.

Задача апелляционного производства определены в ст. 301 ГПК путем установления границ действий суда насчет проверки судебных решений. Рассматривая дело в апелляционном порядке, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы. Он может устанавливать новые факты, исследовать новые доказательства, но лишь в тех случаях, когда сочтет, что суд первой инстанции необоснованно отказал в их принятии, или когда невозможность Их подачи ранее обусловлена уважительными причины нами.

Пересмотр уголовных и гражданских дел по нововыявленным обстоятельствам.

Нововыявленные обстоятельства - такие обстоятельства,которые не были в вдении суда во время непосредственного производста.

При выявлении новых обстоятельств или презумировании этих обстоятельств суд имеет право открыть производство по делу, решение по которому было уже принято.

Судебные решения, вступившие в законную силу, могут быть

пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вновь открывшимся обстоятельствам признаются:

1) фальсификация доказательств, неправильность перевода, а также

показаний свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подсудимого, заключения

и объяснений судебного эксперта, на которых основывается приговор;

2) злоупотребление прокурора, дознавателя, следователя или судей под

время производства по делу;

3) все иные обстоятельства, которые не были известны суду при вынесении

судебного решения и которые сами по себе или вместе с ранее обнаруженными

обстоятельствами доказывают неправильность осуждения или оправдания

Фальсификация доказательств, заведомо неправильный перевод,

заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, заведомо

неправильный вывод и объяснение судебного эксперта, злоупотребление

прокуроров, дознавателей, следователей и судей являются основаниями для

пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке

исключительного производства лишь в том случае, если они установлены

приговором, вступившим в законную силу, а при невозможности вынесения

приговора - материалами расследования. (ст. 400-5 УКУ)

Пересмотр дел Верховным Судом Украины.

Статья 400-21 УКУ. Полномочия Верховного Суда Украины

По результатам рассмотрения дела большинством голосов от состава

суда принимается одно из следующих постановлений:

о полном или частичном удовлетворении заявления;

об отказе в удовлетворении заявления.

Судьи, которые не согласны с постановлением, могут выразить

особое мнение, которое прилагается к постановлению.

Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и не может быть

обжаловано, кроме как на основании, предусмотренном пунктом 2 части

первой статьи 400-12 настоящего Кодекса.

Статья 400-20. Порядок рассмотрения дела Верховным

Судом Украины

Дело рассматривается Верховным Судом Украины на его

Заседание Верховного Суда Украины является полномочным при условии

присутствия на нем не менее двух третей судей от состава

Верховного Суда Украины, определенного законом. В заседании принимает

участие Генеральный прокурор Украины или его заместитель.

Открытие судебного заседания, разъяснение его участникам прав

и обязанностей, объявления состава суда и разъяснение права отвода

осуществляются по правилам главы 25 раздела III настоящего Кодекса.

После проведения процессуальных действий, указанных в части

третьей настоящей статьи, и рассмотрения ходатайств лиц, участвующих

в деле, судья-докладчик докладывает в необходимом объеме о содержании

требований, изложенных в заявлении, которое поступило в Верховный Суд

Украина, и результаты проведенных им подготовительных действий.

Лицо, подавшее заявление в Верховный Суд Украины, и лица,

присоединившиеся к ней, в случае их прибытия в судебное заседание должны

право предоставить объяснения по существу заявленных требований. Если такие заявления

подали обе стороны, первой дает объяснение сторона обвинения.

Для выяснения сущности нормы уголовного закона, неодинаково

примененной, могут заслушиваться пояснения представителей

органов государственной власти.

Неприбытие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом

уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, для участия в

судебном заседании не препятствует судебному рассмотрению дела.

По окончании заслушивания объяснений лиц, указанных в

части пятой настоящей статьи, суд удаляется в совещательную комнату для

Совещание судей производится с соблюдением требований, предусмотренных

Статья 322 и 325 настоящего Кодекса.

Срок рассмотрения дела Верховным Судом Украины не может

превышать одного месяца со дня открытия производства по делу.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Что такое судебная система РФ, ее принципы. Суды РФ в судебной системе. Верховный и Конституционный суды РФ. Суды общей юрисдикции. Арбитражный суд. Система Военных судов РФ. Что такое судебная инстанция: апелляционная или кассационная.

Фото Судебная система РФ: принципы, состав и судебные инстанции

Что такое судебная система?

Судебная система – это совокупность всех органов, осуществляющих правосудие на территории государства. Судебная система построена с учетом административно-территориального деления страны на субъекты. Также она представляет всю ветвь судебной власти в РФ.

Принципы судебной системы РФ

Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.

Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.

Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.

Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.

Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.

Суды РФ в судебной системе

Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?

Верховный суд РФ

Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.

Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.

Конституционный суд РФ

Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции

Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.

Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.

Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.

Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.

Судебные инстанции РФ: что такое кассация и апелляция

Судебная инстанция – это стадия судопроизводства, отражающая конкретные полномочия, которыми наделен тот или иной суд. Проще говоря, разделение судопроизводства на инстанции дает возможность пересмотра дела.

Любой судебно-правовой спор попадает сначала в первую инстанцию суда. После вынесения судьей решения по делу сторонам дается срок на обжалование этого решения, если какая-то из сторон с ним не согласна. В течение этого срока стороной должна быть подана апелляционная жалоба.

На данном этапе решение суда не вступает в законную силу, а дело отправляется в апелляционную инстанцию. Задача апелляционного суда на данном этапе – пересмотр дела с фактической точки зрения и проверка первого решения суда на законность и правомерность.

Далее апелляционный суд либо оставляет решение суда первой инстанции в силе, либо выносит новое.

Решение апелляционного суда также можно обжаловать. Для этого стороной подается кассационная жалоба, и дело попадает в третью, кассационную инстанцию.

На данном этапе дело уже не рассматривается с фактической точки зрения, то есть вина уже доказана, а решение апелляционного суда уже вступило в законную силу.

Однако можно пересмотреть решение апелляционного суда с правовой точки зрения. Это значит, что можно применить другую статью, либо часть статьи, с соответствующим изменением санкций.

Читайте также: