Система правовой статистики по видам судебных и правоохранительных органов
Обновлено: 17.05.2024
Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики.-Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук.- Научно-практическое значение материалов правовой статистики.
Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики
Правовая статистика - это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Правовая статистика имеет два научных обоснования: с одной стороны, общую теорию статистики, с другой - правоведение как совокупность юридических наук. Именно правоведение исследует качественные особенности, природу правонарушений как статистическую совокупность, объекты исследования правовой статистики и мер социального контроля над ними, реализуемых правоохранительными органами.
Правовая статистика - понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе и те которые не относятся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.
Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией России права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых судами, а также органами МВД, прокуратуры, службы федеральной безопасности, ФТС России, ФСКН России, Минюста России и другими контрольными органами, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля над этими правонарушениями.
Исследуемые правовой статистикой правонарушения - это категория конкретно-временная, социальная характеристика которой проявляется, в четырех моментах:
§ во-первых, это их историческое происхождение;
§ во-вторых, это деяния (действия и бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки;
§ в-третьих, тот урон, который они наносят интересам общества,
§ в-четвертых, количественно-качественные параметры правонарушений, как индивидуального противоправного поведения, так и всей совокупности правонарушений - не статические, а процессы, которые развиваются в пространстве и времени, существенно изменяются в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей[1].
Количественные и качественные характеристики массива (множества) правонарушений связаны с тремя признаками статистической совокупности: 1) иррегулярностью, т.е. внешней независимостью отдельных фактов (элементов) - правонарушений, совершенных на данной территории за определенный отрезок времени, 2) относительной устойчивостью и 3) массовостью.
В этом качестве правонарушения могут рассматриваться как во временной плоскости (например, когда изучаемое явление исследуется за квартал, год, ряд лет и т.д.), так и применительно к отдельной территории, региону (скажем, когда количественно-качественные параметры правонарушений фиксируются и изучаются в масштабе страны, в масштабах территории субъекта федерации, города, района). Во всех случаях элементами изучаемой совокупности выступают правонарушение, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера государственного контроля.
Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в правовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих организацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство - гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статистика, отражавшая количественную сторону отправления правосудия, именовалась судебной.
Исходя из этого следует констатировать, что правовая статистика как отрасль социальной статистики количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществляемых государством и обществом за этими правонарушениями.
Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамика, структура), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о подобного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, содержатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).
Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлений, которые входят в сферу деятельности правоохранительных органов и судов, и, во-вторых, сама многогранная деятельность этих органов.
Таким образом, правовая статистика- это количественная сторона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля за преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.
Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как именно они наряду с другими источниками дают возможность установить, как осуществляется правосудие (по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, как защищаются основные права и свободы человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, прокуратура, следственные, уголовно-исполнительные, а также органы юстиции и другие административные учреждения и контрольные органы.
Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учитывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а также те из возникших гражданских правоотношений (жилищных, трудовых, семейных и др.), которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответственно, относится и к административным правонарушениям.
Природа значительной части правонарушений - их латентность (скрытый характер) - не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по сравнению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей полнотой (например, данные демографической статистики, статистика народнохозяйственной деятельности, капитального строительства, транспорта и связи и т.д.).
Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук
Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, осуществляющих практические меры контроля над ними, обусловливают выделение в ее системе следующих трех самостоятельных отраслей (разделов):
1) уголовно-правовая статистика, имеющая своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений);
2) гражданско-правовая статистика, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;
3) административно-правовая статистика, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (меры административного наказания).
Практически правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все они характеризуют, с одной стороны, статистику принимаемых правоохранительными органами решений (объем проделанной работы соответствующими органами, и результатов их исполнения, с другой - объективную действительность - социальные явления (процессы и события - абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий.
Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая -- подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.
В зависимости от стадий уголовного процесса, уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия (в широком смысле), подразделяется на:
а) статистику органов уголовного преследования. Это статистика досудебного производства по уголовному делу, отражающая деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
б) статистику судебного производства по уголовному делу, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой - качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, виды и размеры наказания и т.д.);
в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельность органов уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. (См. таблица 1, 2.)
Таблица 1.
Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенным судами
(в процентах к итогу)
Осуждено - всего | |||||||||
в том числе: | |||||||||
к лишению свободы | 34,2 | 34,5 | 29,9 | 31,0 | 32,5 | 32,5 | 34,9 | 34,5 | 33,0 |
к исправительным работам без лишения свободы | 18,3 | 8,9 | 4,3 | 5,1 | 5,2 | 4,6 | 4,9 | 4,6 | 4,4 |
к условному осуждению к лишению свободы и к иным мерам наказания | 11,2 | 21,5 | 45,9 | 54,5 | 55,0 | 52,4 | 48,4 | 46,3 | 44,7 |
к штрафу | 9,5 | 11,4 | 5,3 | 6,1 | 6,5 | 9,9 | 10,3 | 10,8 | 12,8 |
к другим мерам наказания | 6,5 | 5,5 | 14,6 | 3,3 | 0,8 | 0,6 | 1,5 | 3,8 | 5,1 |
Таблица 2.
Число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы
(на конец года; тысяч человек)
Содержалось в местах лишения свободы – всего | 1017,9 | 925,1 | 980,2 | 877,4 | 847,0 | 763,7 | 823,4 | 871,6 |
в том числе: | ||||||||
в исправительных колониях | 702,0 | 671,4 | 749,5 | 721,1 | 681,3 | 600,4 | 644,7 | 696,9 |
по полу: | ||||||||
Женщин | 32,4 | 39,7 | 47,7 | 40,8 | 39,5 | 35,0 | 40,8 | 47,6 |
Мужчин | 669,6 | 631,7 | 701,8 | 680,2 | 641,8 | 565,4 | 603,9 | 649,3 |
по возрасту, лет: | ||||||||
От 18 до 25 включительно | 346,9 | 218,7 | 238,8 | 217,2 | 197,5 | 180,2 | 186,9 | 201,5 |
От 26 до 55 включительно | 329,4 | 438,0 | 493,8 | 488,1 | 467,2 | 405,0 | 441,6 | 478,1 |
От 56 до 60 включительно | 18,6 | 8,3 | 9,3 | 8,6 | 9,8 | 9,4 | 11,0 | 11,9 |
старше 60 | 7,1 | 6,4 | 7,5 | 7,1 | 6,8 | 5,8 | 5,2 | 5,4 |
в воспитательных колониях | 20,8 | 17,2 | 18,7 | 11,0 | 16,5 | 13,4 | 14,5 | 12,8 |
по полу: | ||||||||
женского пола | 1,2 | 1,0 | 1,1 | 0,7 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,8 |
мужского пола | 19,7 | 16,2 | 17,5 | 10,3 | 15,5 | 12,4 | 13,5 | 11,9 |
по возрасту, лет: | ||||||||
от 14 до 15 включительно | 4,3 | 1,5 | 2,3 | 1,2 | 1,9 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
от 16 до 17 включительно | 13,7 | 11,4 | 11,7 | 7,1 | 11,4 | 9,2 | 9,7 | 8,4 |
18 и старше | 2,8 | 4,3 | 4,6 | 2,6 | 3,2 | 3,2 | 3,8 | 3,5 |
в СИЗО и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем | 295,2 | 236,5 | 212,0 | 145,4 | 149,2 | 149,9 | 164,1 | 162,0 |
в том числе содержалось несовершеннолетних | 19,7 | 11,1 | 7,3 | 8,1 | 8,8 | 8,3 | 8,2 | 6,5 |
Осуждены к лишению свободы 3 раза и более | 270,0 | 164,0 | 175,7 | 160,6 | 154,5 | 125,7 | 132,9 | 144,0 |
Показатели уголовно-правовой статистики характеризуют, с одной стороны, деятельность органов предварительного расследования, судов и уголовно-исполнительных учреждений, а с другой стороны - состояние преступности.
Вторым элементом правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов их деятельности по рассмотрению споров. К ней относится учет и таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства (например, выдача нотариусом свидетельства о праве наследования, удостоверение завещаний и пр.).
Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:
1) статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров. Этот раздел включает, во-первых, учет основных процессуальных действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и пр. Сюда же относится учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел (ст. 376, 377ГПК).
В данном разделе отражается также деятельность арбитражных судов и нотариата;
2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.
В системе социального управления обществом особое место занимает правовое регулирование. Оно требует формирования широкой информационной базы, раскрывающей состояние общественных отношений. Правовая статистика позволяет выявить эффективность социального управления с помощью количественных и качественных характеристик общественной безопасности.
Правовая статистика это
В данном случае речь идет о прикладной юридической науке. Она охватывает сферы деятельности человека, которые регулируются правом. Статистика изучает показатели, характеризующие изменение правовых процессов, отображает социальные явления, связанные с применением и реализацией правовых норм.
Особое значение статистика приобретает в борьбе с правонарушениями, способствуя улучшению деятельности судов и прокуратуры.
Кому и зачем нужна статистика
Статистические данные позволяют установить уровень правопорядка в обществе. Органы власти могут дать объективную оценку деятельности полиции, судов и прокуратуры. Статистика позволяет выявить недостатки в их работе и осуществлении правосудия, способствует выработке действенных мер по ее улучшению.
Опираясь на официальные данные, общество может судить, как охраняется общественный порядок и государственный строй, насколько защищены гарантированные Конституцией страны права и интересы граждан и организаций.
Располагая достоверной и актуальной информацией о нарушениях законности и правопорядка, результатах борьбы с подобными преступлениями, органы юстиции эффективнее осуществляют возложенные на них задачи.
Основные отрасли
Показатели, отображающие уровень безопасности в обществе, свидетельствуют о степени эффективности деятельности правоохранительных органов и позволяют при необходимости ее скорректировать. Учет ведется по отраслям права. Виды правовой статистики включают следующие отрасли:
-
-правовая. Сюда входит количественное изучение преступности и мер по борьбе с ней.
- Учет гражданско-правовых споров и итогов их разрешения.
- Количественная характеристика административных правонарушений по характеру причиненного ущерба, видам взысканий, итогам деятельности арбитражных судов.
Правовая статистика охватывает все стадии процесса, начиная с момента регистрации до исполнения судебного решения. Она отображает:
- количество правонарушений или гражданских споров;
- объем проведенной работы правоохранительными органами;
- принятые решения и результаты их исполнения;
- оценку итогов их деятельности.
Роль в юридической науке
Значение правовой статистики определяется ее функциями и местом в системе юридических наук. Анализ данных о структуре, динамике правонарушений и борьбе с ними позволяет:
- более эффективно планировать работу правоохранительных органов;
- выявлять и устранять недостатки их деятельности;
- осуществлять контроль над следственной и судебной практикой;
- использовать полученные материалы для развития законодательства.
Правовая статистика РФ играет значительную роль в юридической науке и практике. Она является не только важнейшим источником информации, но и одним из способов выявления причин и закономерностей развития преступности. Ее виды и показатели служат индикатором адекватности норм законодательства по отношению к обществу. Объект правовой статистики представляет собой совокупность явлений, подлежащих учету, и зависит от той области, в которой ведется исследование. В качестве объекта наблюдения выступает также деятельность государственной правоохранительной системы.
Главное направление
Наиболее развитой из всех отраслей является уголовно-правовая статистика. Она характеризуется тремя направлениями:
- учетом количественных данных о преступности – числе и форме правонарушений, судимостей, заключенных, отбывающих наказание;
- практической работой, которая выражается в сборе и обработке данных;
- научной составляющей, являющейся подотраслью права.
Методы правовой статистики основаны на приемах сравнения количества и качества, составления динамических рядов, использования таблиц и графиков. Статистическое исследование состоит из трех этапов. Изначально происходит сбор информации методом массового наблюдения. Затем происходит систематизация и обработка первичных данных и дальнейший их анализ, позволяющий установить определенные закономерности.
Разделы количественного учета
Разделы правовой статистики охватывают:
Гражданские споры
Гражданско-правовая статистика имеет следующие разделы:
- количественный учет гражданских или экономических споров, находящихся на рассмотрении судов всех уровней, сроки принятия решений;
- раздел гражданских правоотношений, удостоверяемых в нотариальном или административном порядке;
- анализ показателей по работе судебных исполнителей, обеспечивающих исполнение принятых решений.
Учет административных взысканий
Административно-правовая статистика включает в себя:
- раздел учета правонарушений, которые относятся к деятельности органов административной юрисдикции на всех видах транспорта, надзорных структур по пожарной или экологической безопасности, таможенному контролю;
- учет деятельности по исполнению решений об административных взысканиях.
Количество заключенных
Статистика включает также количественный учет заключенных в местах лишения свободы. Количество заключенных в России на 100 тыс. населения:
- 2015 год – 439 человек;
- 2016 год – 450 человек.
Высокий процент судимостей эксперты связывают с низким уровнем работы правоохранительной системы.
Прокурорский надзор
Самостоятельным разделом выступает правовая статистика генеральной прокуратуры. Она отображает:
- состояние оперативно-розыскной деятельности;
- эффективность работы следствия;
- качество исполнения наказаний в местах заключения.
Особое внимание генеральная прокуратура уделяет надзору за соблюдением прав и свобод граждан. В 2012 году было создано главное управление правовой статистики, которое курирует внедрение информационных систем в региональных отделениях.
Причины создания новой структуры
Необходимость создания независимой структуры по сбору правовой информации вызвана низким качеством организации первичного учета правонарушений. На практике часть заявлений о преступлениях не регистрируется, что повышает уровень их латентности и снижает доверие населения к полиции.
С 2011 года выявлено более 1,5 млн. подобных нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено около 35 тыс. сотрудников МВД.
Пилотный проект
Автоматизированная система правовой статистики была первоначально запущена в нескольких регионах для отработки деталей инновационной технологии. Пилотный проект заработал в 2013 году. Однако первичным учетом преступлений занимаются информационные центры при управлениях МВД, которые давно устарели.
Электронный портал
Начальная информация фиксируется в карточках первичного учета в районных отделах УВД. Затем передается на официальный сайт генеральной прокуратуры. Портал правовой статистики является общедоступным электронным ресурсом. Он содержит несколько разделов, посвященных:
- месту России в мировом рейтинге по состоянию преступности;
- области правовой статистики, изучающей социальный облик преступности;
- состоянию преступности по субъектам Российской Федерации;
- справочной информации, содержащей нормативные акты и список терминов и их определений.
Десять российских регионов с самым высоким уровнем преступности в 2017 году:
Регион | Общее количество преступлений | Число жителей в субъекте РФ | Количество преступлений на 100 тыс. |
Республика Тыва | 11668 | 318550 | 3662 |
Забайкальский край | 26992 | 1078983 | 2501 |
Республика Бурятия | 23610 | 984134 | 2399 |
Сахалинская область | 11449 | 487344 | 2349 |
Амурская область | 18505 | 801752 | 2308 |
Еврейская АО | 3612 | 164217 | 2199 |
Республика Хакасия | 11528 | 537668 | 2144 |
Республика Алтай | 4631 | 217007 | 2134 |
Кемеровская область | 57058 | 2708844 | 2106 |
Курганская область | 11874 | 854109 | 2092 |
Казахстанский опыт
При проведении реформы был использован опыт Казахстана. Здесь более 10 лет функционирует комитет по правовой статистике и специальным учетам генпрокуратуры. Ведомству подчиняются территориальные органы, расположенные в крупных городах и областях страны. Комитет обеспечивает:
- получение статистических данных от правоохранительных органов;
- проверку их полноты, достоверности и объективности;
- защиту прав субъектов малого бизнеса от незаконных проверок.
Судебный департамент
Правовую статистику судебного департамента можно считать достоверной и актуальной. Статистические карточки содержат полные сведения о подсудимом:
- социальный статус;
- демографические характеристики;
- экономическое положение;
- наличие судимости;
- суть правонарушения и назначенное наказание.
Информация, которую предоставляют органы правовой статистики судебного департамента, позволяет дать детальную оценку состоянию преступности в стране. Однако статистические карточки не раскрывают полную картину. Здесь отображаются только те уголовные дела, которые прошли цепочку отбора в других информационных системах.
Нарушения в системе учета
По данным генпрокуратуры правовая статистика МВД занижена в 8 раз по сравнению с реальной ситуацией. Только за 2012 год было выявлено более 450 тыс. нарушений, допущенных в организации учета преступлений. Правовая статистика России показывает, что изменились и статистические показатели. Выросло количество правонарушений:
- в общественных местах – на 12,4%;
- под влиянием алкоголя – на 19,6%;
- под действием наркотиков – на 36,2%;
- рецидивного характера – на 9,3%.
В последующие два года сохранялась положительная динамика с небольшим снижением темпов прироста. В карточках первичного учета не до конца отображается размер причиненного материального ущерба:
- 2012 год – 6,1 млрд. руб.;
- 2013 год – 13,6 млрд. руб.;
- 9 месяцев 2014 – 12,2 млрд. руб.
Причины недостоверности статистических данных:
- латентная преступность;
- фальсификация данных.
По данным прокуратуры, из 26 млн. криминальных случаев регистрируется всего 2 млн. преступлений.
Читайте также:
- И откроется на страшном суде что единственным смыслом жизни на земле была любовь антоний сурожский
- Солиситор это адвокат имеющий дело с клиентами
- Ст 128 129 гпк рф отмена судебного приказа о взыскании задолженности
- Особый порядок судебного разбирательства проблемы применения и перспективы развития
- За что был наказан решением суда главный герой рассказа злоумышленник