Система правовой статистики по видам судебных и правоохранительных органов

Обновлено: 17.05.2024

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики.-Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук.- Научно-практическое значение материалов правовой статистики.

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики

Правовая статистика - это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика имеет два научных обоснования: с одной стороны, общую теорию статистики, с другой - правоведение как совокупность юридических наук. Именно правоведение исследует качественные особенности, природу правонарушений как статистическую совокупность, объекты исследования правовой статистики и мер социального контроля над ними, реализуемых правоохранительными органами.

Правовая статистика - понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе и те которые не относятся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.

Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией России права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых судами, а также органами МВД, прокуратуры, службы федеральной безопасности, ФТС России, ФСКН России, Минюста России и другими контрольными органами, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля над этими правонарушениями.

Исследуемые правовой статистикой правонарушения - это категория конкретно-временная, социальная характеристика которой проявляется, в четырех моментах:

§ во-первых, это их историческое происхождение;

§ во-вторых, это деяния (действия и бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки;

§ в-третьих, тот урон, который они наносят интересам общества,

§ в-четвертых, количественно-качественные параметры правонарушений, как индивидуального противоправного поведения, так и всей совокупности правонарушений - не статические, а процессы, которые развиваются в пространстве и времени, существенно изменяются в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей[1].

Количественные и качественные характеристики массива (множества) правонарушений связаны с тремя признаками статистической совокупности: 1) иррегулярностью, т.е. внешней независимостью отдельных фактов (элементов) - правонарушений, совершенных на данной территории за определенный отрезок времени, 2) относительной устойчивостью и 3) массовостью.

В этом качестве правонарушения могут рассматриваться как во временной плоскости (например, когда изучаемое явление исследуется за квартал, год, ряд лет и т.д.), так и применительно к отдельной территории, региону (скажем, когда количественно-качественные параметры правонарушений фиксируются и изучаются в масштабе страны, в масштабах территории субъекта федерации, города, района). Во всех случаях элементами изучаемой совокупности выступают правонарушение, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера государственного контроля.

Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в правовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих организацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство - гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статистика, отражавшая количественную сторону отправления правосудия, именовалась судебной.

Исходя из этого следует констатировать, что правовая статистика как отрасль социальной статистики количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществляемых государством и обществом за этими правонарушениями.




Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамика, структура), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о подобного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, содержатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).

Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлений, которые входят в сферу деятельности правоохранительных органов и судов, и, во-вторых, сама многогранная деятельность этих органов.

Таким образом, правовая статистика- это количественная сторона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля за преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.

Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как именно они наряду с другими источниками дают возможность установить, как осуществляется правосудие (по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, как защищаются основные права и свободы человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, прокуратура, следственные, уголовно-исполнительные, а также органы юстиции и другие административные учреждения и контрольные органы.

Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учитывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а также те из возникших гражданских правоотношений (жилищных, трудовых, семейных и др.), которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответственно, относится и к административным правонарушениям.

Природа значительной части правонарушений - их латентность (скрытый характер) - не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по сравнению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей полнотой (например, данные демографической статистики, статистика народнохозяйственной деятельности, капитального строительства, транспорта и связи и т.д.).

Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, осуществляющих практические меры контроля над ними, обусловливают выделение в ее системе следующих трех самостоятельных отраслей (разделов):

1) уголовно-правовая статистика, имеющая своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений);

2) гражданско-правовая статистика, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;

3) административно-правовая статистика, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (меры административного наказания).

Практически правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все они характеризуют, с одной стороны, статистику принимаемых правоохранительными органами решений (объем проделанной работы соответствующими органами, и результатов их исполнения, с другой - объективную действительность - социальные явления (процессы и события - абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий.

Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая -- подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.

В зависимости от стадий уголовного процесса, уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия (в широком смысле), подразделяется на:

а) статистику органов уголовного преследования. Это статистика досудебного производства по уголовному делу, отражающая деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

б) статистику судебного производства по уголовному делу, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой - качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, виды и размеры наказания и т.д.);

в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельность органов уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. (См. таблица 1, 2.)

Таблица 1.

Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенным судами
(в процентах к итогу)

Осуждено - всего
в том числе:
к лишению свободы 34,2 34,5 29,9 31,0 32,5 32,5 34,9 34,5 33,0
к исправительным работам без лишения свободы 18,3 8,9 4,3 5,1 5,2 4,6 4,9 4,6 4,4
к условному осуждению к лишению свободы и к иным мерам наказания 11,2 21,5 45,9 54,5 55,0 52,4 48,4 46,3 44,7
к штрафу 9,5 11,4 5,3 6,1 6,5 9,9 10,3 10,8 12,8
к другим мерам наказания 6,5 5,5 14,6 3,3 0,8 0,6 1,5 3,8 5,1

Таблица 2.

Число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы
(на конец года; тысяч человек)

Содержалось в местах лишения свободы – всего 1017,9 925,1 980,2 877,4 847,0 763,7 823,4 871,6
в том числе:
в исправительных колониях 702,0 671,4 749,5 721,1 681,3 600,4 644,7 696,9
по полу:
Женщин 32,4 39,7 47,7 40,8 39,5 35,0 40,8 47,6
Мужчин 669,6 631,7 701,8 680,2 641,8 565,4 603,9 649,3
по возрасту, лет:
От 18 до 25 включительно 346,9 218,7 238,8 217,2 197,5 180,2 186,9 201,5
От 26 до 55 включительно 329,4 438,0 493,8 488,1 467,2 405,0 441,6 478,1
От 56 до 60 включительно 18,6 8,3 9,3 8,6 9,8 9,4 11,0 11,9
старше 60 7,1 6,4 7,5 7,1 6,8 5,8 5,2 5,4
в воспитательных колониях 20,8 17,2 18,7 11,0 16,5 13,4 14,5 12,8
по полу:
женского пола 1,2 1,0 1,1 0,7 0,9 1,0 1,0 0,8
мужского пола 19,7 16,2 17,5 10,3 15,5 12,4 13,5 11,9
по возрасту, лет:
от 14 до 15 включительно 4,3 1,5 2,3 1,2 1,9 1,0 1,0 0,9
от 16 до 17 включительно 13,7 11,4 11,7 7,1 11,4 9,2 9,7 8,4
18 и старше 2,8 4,3 4,6 2,6 3,2 3,2 3,8 3,5
в СИЗО и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем 295,2 236,5 212,0 145,4 149,2 149,9 164,1 162,0
в том числе содержалось несовершеннолетних 19,7 11,1 7,3 8,1 8,8 8,3 8,2 6,5
Осуждены к лишению свободы 3 раза и более 270,0 164,0 175,7 160,6 154,5 125,7 132,9 144,0

Показатели уголовно-правовой статистики характеризуют, с одной стороны, деятельность органов предварительного расследования, судов и уголовно-исполнительных учреждений, а с другой стороны - состояние преступности.

Вторым элементом правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов их деятельности по рассмотрению споров. К ней относится учет и таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства (например, выдача нотариусом свидетельства о праве наследования, удостоверение завещаний и пр.).

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров. Этот раздел включает, во-первых, учет основных процессуальных действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и пр. Сюда же относится учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел (ст. 376, 377ГПК).

В данном разделе отражается также деятельность арбитражных судов и нотариата;

2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.

Правовая статистика

В системе социального управления обществом особое место занимает правовое регулирование. Оно требует формирования широкой информационной базы, раскрывающей состояние общественных отношений. Правовая статистика позволяет выявить эффективность социального управления с помощью количественных и качественных характеристик общественной безопасности.

Правовая статистика это

В данном случае речь идет о прикладной юридической науке. Она охватывает сферы деятельности человека, которые регулируются правом. Статистика изучает показатели, характеризующие изменение правовых процессов, отображает социальные явления, связанные с применением и реализацией правовых норм.

Особое значение статистика приобретает в борьбе с правонарушениями, способствуя улучшению деятельности судов и прокуратуры.

Кому и зачем нужна статистика

Статистические данные позволяют установить уровень правопорядка в обществе. Органы власти могут дать объективную оценку деятельности полиции, судов и прокуратуры. Статистика позволяет выявить недостатки в их работе и осуществлении правосудия, способствует выработке действенных мер по ее улучшению.

Опираясь на официальные данные, общество может судить, как охраняется общественный порядок и государственный строй, насколько защищены гарантированные Конституцией страны права и интересы граждан и организаций.

Располагая достоверной и актуальной информацией о нарушениях законности и правопорядка, результатах борьбы с подобными преступлениями, органы юстиции эффективнее осуществляют возложенные на них задачи.

Основные отрасли

Показатели, отображающие уровень безопасности в обществе, свидетельствуют о степени эффективности деятельности правоохранительных органов и позволяют при необходимости ее скорректировать. Учет ведется по отраслям права. Виды правовой статистики включают следующие отрасли:

    -правовая. Сюда входит количественное изучение преступности и мер по борьбе с ней.
  1. Учет гражданско-правовых споров и итогов их разрешения.
  2. Количественная характеристика административных правонарушений по характеру причиненного ущерба, видам взысканий, итогам деятельности арбитражных судов.

Виды правовой статистики

Правовая статистика охватывает все стадии процесса, начиная с момента регистрации до исполнения судебного решения. Она отображает:

  • количество правонарушений или гражданских споров;
  • объем проведенной работы правоохранительными органами;
  • принятые решения и результаты их исполнения;
  • оценку итогов их деятельности.

Роль в юридической науке

Значение правовой статистики определяется ее функциями и местом в системе юридических наук. Анализ данных о структуре, динамике правонарушений и борьбе с ними позволяет:

  • более эффективно планировать работу правоохранительных органов;
  • выявлять и устранять недостатки их деятельности;
  • осуществлять контроль над следственной и судебной практикой;
  • использовать полученные материалы для развития законодательства.

Правовая статистика РФ играет значительную роль в юридической науке и практике. Она является не только важнейшим источником информации, но и одним из способов выявления причин и закономерностей развития преступности. Ее виды и показатели служат индикатором адекватности норм законодательства по отношению к обществу. Объект правовой статистики представляет собой совокупность явлений, подлежащих учету, и зависит от той области, в которой ведется исследование. В качестве объекта наблюдения выступает также деятельность государственной правоохранительной системы.

Объекты правовой статистики

Главное направление

Наиболее развитой из всех отраслей является уголовно-правовая статистика. Она характеризуется тремя направлениями:

  • учетом количественных данных о преступности – числе и форме правонарушений, судимостей, заключенных, отбывающих наказание;
  • практической работой, которая выражается в сборе и обработке данных;
  • научной составляющей, являющейся подотраслью права.

Методы правовой статистики основаны на приемах сравнения количества и качества, составления динамических рядов, использования таблиц и графиков. Статистическое исследование состоит из трех этапов. Изначально происходит сбор информации методом массового наблюдения. Затем происходит систематизация и обработка первичных данных и дальнейший их анализ, позволяющий установить определенные закономерности.

Разделы количественного учета

Разделы правовой статистики охватывают:

Гражданские споры

Гражданско-правовая статистика имеет следующие разделы:

  • количественный учет гражданских или экономических споров, находящихся на рассмотрении судов всех уровней, сроки принятия решений;
  • раздел гражданских правоотношений, удостоверяемых в нотариальном или административном порядке;
  • анализ показателей по работе судебных исполнителей, обеспечивающих исполнение принятых решений.

Учет административных взысканий

Административно-правовая статистика включает в себя:

  • раздел учета правонарушений, которые относятся к деятельности органов административной юрисдикции на всех видах транспорта, надзорных структур по пожарной или экологической безопасности, таможенному контролю;
  • учет деятельности по исполнению решений об административных взысканиях.

Количество заключенных

Статистика включает также количественный учет заключенных в местах лишения свободы. Количество заключенных в России на 100 тыс. населения:

  • 2015 год – 439 человек;
  • 2016 год – 450 человек.

Высокий процент судимостей эксперты связывают с низким уровнем работы правоохранительной системы.

Прокурорский надзор

Самостоятельным разделом выступает правовая статистика генеральной прокуратуры. Она отображает:

  • состояние оперативно-розыскной деятельности;
  • эффективность работы следствия;
  • качество исполнения наказаний в местах заключения.


Особое внимание генеральная прокуратура уделяет надзору за соблюдением прав и свобод граждан. В 2012 году было создано главное управление правовой статистики, которое курирует внедрение информационных систем в региональных отделениях.

Прокурорский надзор

Причины создания новой структуры

Необходимость создания независимой структуры по сбору правовой информации вызвана низким качеством организации первичного учета правонарушений. На практике часть заявлений о преступлениях не регистрируется, что повышает уровень их латентности и снижает доверие населения к полиции.


С 2011 года выявлено более 1,5 млн. подобных нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено около 35 тыс. сотрудников МВД.

Пилотный проект

Автоматизированная система правовой статистики была первоначально запущена в нескольких регионах для отработки деталей инновационной технологии. Пилотный проект заработал в 2013 году. Однако первичным учетом преступлений занимаются информационные центры при управлениях МВД, которые давно устарели.

Электронный портал

Начальная информация фиксируется в карточках первичного учета в районных отделах УВД. Затем передается на официальный сайт генеральной прокуратуры. Портал правовой статистики является общедоступным электронным ресурсом. Он содержит несколько разделов, посвященных:

  • месту России в мировом рейтинге по состоянию преступности;
  • области правовой статистики, изучающей социальный облик преступности;
  • состоянию преступности по субъектам Российской Федерации;
  • справочной информации, содержащей нормативные акты и список терминов и их определений.

Десять российских регионов с самым высоким уровнем преступности в 2017 году:

Регион Общее количество преступлений Число жителей в субъекте РФ Количество преступлений на 100 тыс.
Республика Тыва 11668 318550 3662
Забайкальский край 26992 1078983 2501
Республика Бурятия 23610 984134 2399
Сахалинская область 11449 487344 2349
Амурская область 18505 801752 2308
Еврейская АО 3612 164217 2199
Республика Хакасия 11528 537668 2144
Республика Алтай 4631 217007 2134
Кемеровская область 57058 2708844 2106
Курганская область 11874 854109 2092

Казахстанский опыт

При проведении реформы был использован опыт Казахстана. Здесь более 10 лет функционирует комитет по правовой статистике и специальным учетам генпрокуратуры. Ведомству подчиняются территориальные органы, расположенные в крупных городах и областях страны. Комитет обеспечивает:

  • получение статистических данных от правоохранительных органов;
  • проверку их полноты, достоверности и объективности;
  • защиту прав субъектов малого бизнеса от незаконных проверок.

Комитет по правовой статистике

Судебный департамент

Правовую статистику судебного департамента можно считать достоверной и актуальной. Статистические карточки содержат полные сведения о подсудимом:

  • социальный статус;
  • демографические характеристики;
  • экономическое положение;
  • наличие судимости;
  • суть правонарушения и назначенное наказание.

Информация, которую предоставляют органы правовой статистики судебного департамента, позволяет дать детальную оценку состоянию преступности в стране. Однако статистические карточки не раскрывают полную картину. Здесь отображаются только те уголовные дела, которые прошли цепочку отбора в других информационных системах.

Нарушения в системе учета

По данным генпрокуратуры правовая статистика МВД занижена в 8 раз по сравнению с реальной ситуацией. Только за 2012 год было выявлено более 450 тыс. нарушений, допущенных в организации учета преступлений. Правовая статистика России показывает, что изменились и статистические показатели. Выросло количество правонарушений:

  • в общественных местах – на 12,4%;
  • под влиянием алкоголя – на 19,6%;
  • под действием наркотиков – на 36,2%;
  • рецидивного характера – на 9,3%.

В последующие два года сохранялась положительная динамика с небольшим снижением темпов прироста. В карточках первичного учета не до конца отображается размер причиненного материального ущерба:

  • 2012 год – 6,1 млрд. руб.;
  • 2013 год – 13,6 млрд. руб.;
  • 9 месяцев 2014 – 12,2 млрд. руб.

Причины недостоверности статистических данных:

  • латентная преступность;
  • фальсификация данных.

По данным прокуратуры, из 26 млн. криминальных случаев регистрируется всего 2 млн. преступлений.

Читайте также: