Система королевских разъездных судов была создана в ходе реформ кого

Обновлено: 18.05.2024

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор — совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды — частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний. Завоеватели принесли с собой и строгое "лесное право", давшее возможность объявить королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывать за нарушение их границ. Более того, король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала — не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвас-салов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той самостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользовались на континенте. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.

В целях налоговой политики и выявления социального состава населения страны в 1086 году была проведена перепись земель и жителей, результаты которой известны под названием "Книга страшного суда". По данным переписи, большая часть крестьян была закрепощена и выступала в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (вилланов). Однако в "области датского права" (Восточная Англия) и в некоторых других местностях сохранилась прослойка свободного крестьянства и близких к ним по положению сокменов, на которых распространялась лишь судебная власть лорда манора.

Свободное крестьянское население в XI—XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой— развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (freehold) (рыцарского, городского, крестьянского) способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой .свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и определенная общность их экономических интересов.

Относительное единство государства, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые торговые привилегии.

Централизация государственной власти. Реформы Генриха II. Мероприятия нормандских королей .способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества. Однако до конца XII в. централизация обеспечивалась в основном за счет сеньориальных, частных прав англо-нормандских королей, и зависела от их способности выступать авторитетным -главой феодально-иерархической системы и местной церкви. Судебные и фискальняе права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности. Они регламентировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начали перерастать его рамки.

Соответственно, они могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами. Свидетельством этому являются непрекращающиеся в XI—XII вв. мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальными правами. С момента нормандского завоевания и в течение всего XII в. короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви даровать "хартии вольностей". Эти хартии содержали положения о мире, об искоренении "дурных" и поддержке старинных, "справедливых" обычаев, об обязательствах короны соблюдать привилегии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако с середины XII в. попытки связать королевскую власть рамками феодального обычая и собственной присяги стали наталкиваться на усиление публичных начал в государственном управлении.

Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха 11 (1154—1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:

1) приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции (усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными и средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов);

2) реформирование армии на основе сочетания принципов опол-ченческой системы и наемничества;

3) установление новых видов налогового обложения населения. Укрепление судебных, военных и финансовых полномочий короны было оформлено целой серией королевских указов — Великой, Кларендонской (1166 год), Нортгемптонской (1176 год) ассиза-ми, ассизой "О вооружении" (1181 год) и др.

При перестройке Генрихом II судебно-административной сис-,темы были использованы применявшиеся на практике от случая к ^случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. -Типичная для раннего средневековья практика разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов — выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы шесть объездных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех десятков. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми). В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников.

Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая процедура была дарована всем свободным как "привилегия" и "благодеяние", применяемые только в королевских судах. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии — приказ о праве (writ of rignt), без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. После этого расследование должно было проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных — двенадцати полноправных граждан сотни, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования создавал возможность для более объективного решения дел по сравнению с ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся система королевских приказов приводила к ограничению юрисдикции манориальных курий по искам о праве собственности на землю. Что же касается правонарушений, то даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным иском. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.

Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом 11 был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры компетенции высшего органа центрального управления — королевской курии. В процессе специализации функции и выделения в составе курии ряда отдельных ведомств окончательно сформировались канцелярия во главе с канцлером, центральный ("личный") суд короля и казначейство. В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего праба" Англии.

Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевской власти с английской церковью, между светским и церковным правосудием. После нормандского завоевания церковные и светские суды были разделены, причем церковные суды стали рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.). Однако королевская власть сохраняла контроль над церковью. Нормандские короли сами назначали епископов, издавали церковные постановления для Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Однако по мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о "свободах церкви" в Англии стал одним из поводов для будущих драматических конфликтов между церковной и светской властью.

При Генрихе 1 в Нормандии был заключен конкордат с папой, согласно которому, как и позднее в Германии, духовная инвеститура каноников перешла к папе, а светская осталась у короля.

Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводу церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Королевская юрисдикция устанавливалась и в отношении расследований о церковной собственности, по искам о долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отношении клириков, обвиненных в тяжких преступлениях. Без согласия короля никто из его вассалов и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципы светской инвеституры короля и возможность его вмешательства в выборы церковью высших духовных иерархов. Однако под сильным давлением папы и местного духовенства король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций.

После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники, бейлифы. Шериф обладал высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства, был основным исполнителем приказов королевской канцелярии.

Свои административно-судебные функции шерифы осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен, созывая их и председательствуя на сессиях. Эти учреждения сохранялись в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и все более превращались в орудие центрального правительства на местах. Несмотря на изъятие из их судебной компетенции большинства гражданских исков, их роль несколько возросла в связи с назначением лиц, участвовавших в расследованиях по уголовным делам (обвинительных присяжных). Участие населения в королевском судопроизводстве стало характерной чертой английской системы местного управления.

Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный — феодал, крестьянин, городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.

Прежде всего была узаконена замена личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", которые стали взимать не только с феодалов, но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания "щитовых денег" с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.

Военные и финансовые реформы Генриха II позволили резко увеличить численность преданных королю войск и подорвать руководство войском со .стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества. Кроме того, очень доходной статьей бюджета оставалось осуществление правосудия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Реферат на тему:

Великий король Англии Генрих II Плантагенет является одним из самых влиятельных правителей XII веке. Король подчинил себе большие территории, причем ему пришлось долгое время бороться за престол, который едва не ускользнул от него.

В результате многозначительных реформ короля Англии Генриха II Плантагенета значительно усилилась королевская власть. Воистину он был одним из сильных монархов. Остальные монархи соседних стран Европы боялись и считались с Генрихом II .

Но, несмотря на различные междоусобицы, восстаний и бунтов со своими родственниками, которые не разделяли мнения короля Англии Генриха II насчет разделения земель между сыновьями. Короля Генриха II восхваляли и чествовали придворные летописцы, которые в своих трудах описываю только с лучшей стороны короля Англии. Один из летописцев описывал Генриха II как человека очень благочестивого, любившего литературу и чтение. А так же человека, который любил военное дело, а именно боевую амуницию.

Родители Генриха II были людьми знатными. Отец короля Англии был влиятельным вассалом. Граф Жоффуруа V владел значительными владениями на территориях Франции. В состав территории так же входила Анжуйская империя. Детей у графа Жоффуруа было трое. Генрих II вместе с братьями претендовал как на английские территории, так и на французские территории.

После кончины короля престол захватил брат Генриха I Стефан, что привело к гражданской войне. Кровопролитная война в Англии длилась 19 лет, с 1135 по 1154 год. Английский король встал в противовес с Генрихом II , который женился на герцогине Аквитанской, бывшей жене французского короля Людовика VII . Вместе с этим Генрих II получил под свой контроль территории Аквитании. Многочисленные земли, а это вся часть запада Европейской территории.

После удачного брачного союза были предприняты успешные боевые действия против английского короля Стефана. В заключительном итоге Генрих II добился взаимовыгодного соглашения. Король Стефан признал Генриха II своим наследником. В свою очередь Генрих II принес клятву в верности. Но в скором времени король Стефан скончался, и началась новая эра правления – правление Генриха II Плантагенета.

Цель работы – исследование основных реформ, который ввел король Генрих II .

1. Раскрыть личность короля Англии Генриха II ;

2. Изучить военную реформу короля Генриха II ;

3. Проанализировать судебную реформу во время правления короля;

4. Рассмотреть реформу в области церковной власти.

Огромный вклад в исследованиях о биографии Генриха II послужили такие труды известных ученых, как О.А. Омельченко, В.В. Штокмар, И.Д. Стадуб.

Одним из самых знаменитых и выдающихся властителей Англии по праву считается король Англии Генрих II . Родился Генрих II 5 марта 1133 году на территории французских земель, в городе Ле-Манс.

В период кончины короля Генриха I произошли междоусобицы среди приближенных на трон близких людей короля. В то время Генрих II проживал и воспитывался в Нормандии. Нелегкое бремя возлегло на молодого будущего короля.

Уже с четырнадцати лет, в 1147 году Генриху II было поручено командование войском Англии. Но в битве со своим двоюродным братом Стефаном он потерпел поражение, из – за недостаточного опыта в военном деле.

Королева Матильда, мать Генриха II заключила союз в 1149 году с королем Шотландии Давидом. Генрих II настолько понравился шотландскому королю своими искусными манерами и воспитанием настоящего рыцаря. В знак одобрения король Шотландии Давид подарил юному Генриху II меч.

В 1150 году шотландцы и сторонники королевы Матильды вновь потерпели поражение от своего родственника Стефана. С лучшей стороны в этом бою проявил себя Генрих II , но едва не погиб.

Генрих II , король Англии имел такие качества, как честность, целеустремленность, доблесть. Эти качества помогли будущему королю Англии полностью соответствовать великим властителям.

Несмотря на слишком молодой возраст, на тот момент Генриху II было всего двадцать один год, за его эпоху правления была успешная карьера в сфере политики и военной области. Король Англии Генрих II владел землями территорий Франции со стороны отца, графа Жоффуруа, а так же земель Нормандии, который унаследовал от матери, королевы Матильды.

Основным успешным ходом было заключение брака с Элеонорой Аквитанской. Благодаря этому браку король Англии Генрих II заполучил территории Аквитании и Пуаты. В 1153 году он вторгся на территорию Англии и заставил своего двоюродного брата Стефана сделать его официальным наследником престола. В 1154 году король Англии Генрих II стал полноправным наследником престола Англии.

Генрих II был человеком огромной силы и жизненной энергии. Он был известен необычайной силой, выдержкой.

В 1154 году по договоренности с двоюродным братом Стефаном, Генрих II взошел на престол. В свою очередь новоиспеченный король Англии Генрих II принял присягу верности королю и гарантировал неприкосновенность земельных владений его сына Вильгельма.

В начале 1154 году в Оксфорде английские бароны принесли оммаж герцогу как наследнику Англии. Коронация состоялась 19 декабря 1154 года в Вестминстерском аббастве.

В 1155 – 1158 году король Англии Генрих II успешно воевал со своим недавним союзником – Шотландией. К территориям Генриха II были присоединены такие важные северные районы, как Нортумберленд, Уэстморленд и Кемберленд. Так же были возвращены северные границы Англии.

В 1159 году английские войска под руководством короля Англии Генриха II приступили к завоеванию Уэльса, которая полностью завершилась через шесть лет. В 1171 году завоевал Ирландию.

Английскому королю Генриху II досталось тяжелое наследство. Страна сильно пострадала от междоусобиц последних десятилетий. Генрих II распустил иностранных наемников. Разгромил замки, которые были построены незаконным способом во время безвластия. Прибрал земли, которые раздали баронам Стефан и королева Матильда. 1

Установление мирного времени в королевстве Англии стало двигателем развития науки и культуры. Особенно это коснулось развитие языковой и лингвистической стороны образования.

Средства, которые получали из проведенных реформ, позволили содержать войско не только в плане продовольствия. Но так же направлялись средства на обмундирование и обновление оружия. В то же время королевская зависимость от влиятельных представителей феодального сословия начало давать слабину.

Эта реформа помогла в борьбе с отклонением и нежеланием воевать и идти обучаться военному делу из высших сословий. А так же сделала армию Англии более мощной и сильной.

Военная реформа короля Англии Генриха II привели к усилению власти короля и способствовали централизации Английского королевства. Генрих II ввел сорокадневную воинскую повинность, которые истрачивались на содержании наемных войск.

Используя распри между ирландскими королями, Генрих II в 1171 году захватил три из четырех областей Ирландского государства. Независимым остались лишь территории Ольстер.

Получив клятву верности от местных властителей и представителей духовенства, 17 апреля 1172 году покинул остров, чтобы назначить встречу с легатами папы. После отъезда короля противостояние между ирландцами и англичанами продолжалась еще долгое время.

В судебной сфере король Генрих II лишил своих баронов самим вершить суд по некоторым вопросам. Так же поставил свои ассизы (указы) выше в юридическом плане, чем решения феодалов.

Стремясь расширить компетенцию королевского суда. Сущность судебной реформы заключалась в том, что каждый свободный человек мог за определенную плату.

Это позволило ему сосредоточить больше власти в своих руках и тем самым ограничить власть феодалов. Также во всех административных единицах были созданы суды обвинительных присяжных, на которых возлагалось требование сообщать шерифам обо всех лицах, подозреваемых в нарушении закона. 3

Не менее важной частью судебной реформы Генриха II Плантагенета стало введение закона о защите права собственности. Если человек обращался к властям с жалобой о том, что у него незаконно отняли землю, проводилось расследование.

Если правота заявителя подтверждалось, владение ему возвращалось, а нарушитель наказывался крупным штрафом в пользу королевской казны. Собственно, именно с деятельностью Генриха II Плантагенета связано понятие “суд присяжных”, так как именно он его изобрёл.

Королевская курия, стала основным верховным судебным органом. Этот статус произведен в масштабе всего государства. Данный судебный орган представлен пятью юристами, которых назначает король Англии. Трое были из светского общества, а двое принадлежали к званию духовенства.

Королевская курия позднее разделилась на две палаты. Первая палата – Суд общих тяжб. Она координировала деятельность всех судебных органов. Вторая палата относилась к Суду королевской скамьи. Данный суд специализировался на рассмотрении уголовных дел и разборе апелляций. Суд был в распоряжении короля и постоянно находился при его величестве.

Королевский суд увеличился объем судебных дел из сеньориальных курий. Падению влияния последних содействовало и то, что Генрих II изъял из их компетенции все тяжкие уголовные преступления и значительно ограничил их юрисдикцию по земельным искам. Королевская курия была признана высшим апелляционным судом.

Важным шагом в длительном процессе усиления королевской власти престола было проведение церковных реформ. После кончины главного архиепископа Кентерберийского Теобальта, король Англии Генрих II предложил своему приближенному, канцлеру и архидьякону Фоме Бекету занять освободившееся место. Следует напомнить, что пожилой архиепископ Теобальт сам выдвигал в качестве своего приемника архидьякона Фому. Так же просил короля Англии Генриха II поддержать его выбор.

Сам Генрих II возлагал на архидьякона большие надежды. Он видел в новом приемнике не только главного представителя верховного духовенства, но и могущественного собрата, который будет подчиняться любому приказу.

Но как только пришло время взойти на престол главного архиепископа, Фома поменял облик и в нем произошли кардинальные перемены не в лучшую для короля Англии сторону.

Фома Бекет стал против воли многих влиятельных придворных к королю. Тем самым подорвал свою репутацию. Вскоре Фома ушел с поста главного архиепископа. Проявил себя не самым лучшим образом. Очень ревностно относился к поборам церковных устоев, тем самым оттолкнув от себя короля Англии.

В октябре 1163 года король Англии Генрих II созвал Великий совет в Вестминстере. На данном собрании он впервые предложил передать дела клириков, занимающихся преступными деяниями в ведении местной власти. Но король Англии не получил одобрения от главного архиепископа. Наоборот, главный архиепископ требовал соблюдения всех канонов церковных правил. В этот момент король Англии Генрих II решил изменить судебные органы и оставить часть судебных привилегий за церковной властью. 4

Суть данного разделения заключалась не только в решении мирного и справедливого урегулировании существующих конфликтов, но и приобретении рычагов управления. Следовательно, управлять процессом внешней и внутренней политики церковного духовенства.

В данном нововведении оговаривалось, что статус короля Англии закреплен как особый статусный тип. Данный статус указывал короля Англии как высшего арбитра в церковных делах.

Если возникали малейшие споры среди представителей духовенства, то раньше они обращались за разрешением конфликта к главному архиепископу Кентерберийскому. В свою очередь, главный архиепископ обращался за помощью к папе Римскому.

Но после проведения церковного переворота, представители духовенства уже непосредственно обращались к королю Англии Генриху II . Так же Генрих II получил право на назначение представителя духовенства в новый сан без решения главного архиепископа. При этом представитель духовенства давал клятву в верности своему королю.

Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю.

Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями.

Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церкви. 6

Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Таким образом, церковные реформы короля Англии Генриха II подчинили к себе все английское церковное духовенство. Данные реформы сильно ограничили свободу представителей духовенства. Ограничились как внешние, так и внутренние деяния церковных властей. Поэтому главный архиепископ Фома Бекет не принял большинство церковных реформ, который предложил король Англии Генрих II . 7

Фома Бекет, отрекаясь от сана главного архиепископа Англии, бежал заграницу. В это время началось сильное противостояние между королем Англии Генрихом II и представителями духовенства на международном уровне. И самым главным врагом короля Англии в данном противостоянии был епископ Лондона Гилберт Фолиот.

В 1170 году Фома Бекет торжественно вернулся на родину. Он заручился поддержкой короля Людовика VII и папы римского. Так же началась борьба с усиленным действием над светской властью. И продвижение власти церковного духовенства. В результате намеренно жесткой позиции Фому Бекета уничтожили. Королю Генриху II ничего не оставалось, как отказаться от задуманного плана действий.

При правлении короля Англии в административной сфере так же произошли серьезные изменения. Эти изменения коснулись несколько областей. В составе королевских ведомств были обозначены ведомства канцлеров, ведомства высшего суда во главе с юстициарием. Последние означает представителей власти, знающие римское и церковное право. Так же был выделена Палата шахматной доски, которая занималась управлением финансовых процессов Англии.

Еще одно направление в административной реформе заняло утверждение шерифов главами королевской администрации в графствах. Их наделяли полномочиями в судебных, военных, финансовых сферах. Данные полномочия распространялись на всей территории, закреплённой за каждым шерифом. 8

После исполнения реформ Генриха II в плане судебно – административной системы были использованы применяющиеся на практике нормандские, англосаксонские и церковные постановления. Прочно утвердились назначения королевских разъездных судей. Назначали разъездных королевских судей королевским приказом.

В эпоху средневековой Англии шериф – это представитель власти в графстве, исполняющий судебные и фискальные функции. Король Англии, который стремился противопоставить местным властям силу, представляющий королевскую власть на данной территории.

Шериф заведовал королевскими имениями, собирал судебные штрафы, а так же был председателем в совете графства. Однако с XIII шериф теряет часть своих судебных полномочий, однако становится проводником воли короны в организации выборов в Парламент. Труд шерифа был не оплачиваемым. Но пользовался особенными привилегиями и преференциями, которые были сопряжены с приближенным к королевской знати.

Исходя из вышесказанного, можно делать следующие выводы. Значительные изменения произошли в Англии благодаря королю Англии Генриху II . Он был одним из самых величественных и благородных королей во всем периоде королевства. С детских лет на его плечи взгромоздились ответственность и власть, с которой он старался и достойно справлялся.

С четырнадцати лет он постоянно находился в противостоянии и боролся за престол. Постоянные междоусобицы приводили в кровопролитные бои, в которых будущий король Англии еда не погиб. Заручившись поддержкой от короля Стефана, по совместительству и двоюродного брата, он стал наращивать военную мощь. Параллельно обучаясь военному делу, он совершенствовал навыки верховой езды, стрельбы из лука. А так же занимался образованием. Это стало впоследствии и развитием образования и культуры в целом по всей Англии, на территориях севера Франции и территориях Нормандии.

С восхождением на престол, новоиспеченный король Англии Генрих II провел ряд реформ. Это коснулось военной, церковной и судебной сферы. Данные реформы позволили королю Англии Генриху II укрепить власть. Вступили ограничения для влиятельных баронов, которые пользовались междоусобицами и прибрали к своим рукам нечестным способом большие по значимости территории Англии. С помощью военной реформы, король Генрих II объединил простой народ и приблизил его в соответствии их интересам. Данная реформа позволила централизовать власть королевства, которому еще не удавалось никому сделать.

Судебная реформа ввела новые формы проведения судебных работ. Так, к примеру, появилась новая королевская курия, которая являлась на тот момент главным судебным органом.

Так правление Генриха II осталось на страницах истории, как о человеке, который пришел на престол во время полной разрухи и ушедшего, оставляя за собой полный порядок и мирные разрешения конфликтов.

2. Исаев, А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2018. – 118 с.

3. Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1/ Н.А. Крашенинникова. – М.: Инфра – М, 2019. – 720 с.

4. Омельченко, О.А. История государства и права. Т.1 / О.А. Омельченко . – М.: Юрайт, 2016. - 350 с.

5. Штокмар В.В. История Англии в Средние века /В.В. Штокмар Учебное пособие. – Сбп.: Наука, 2019 – 200 с.

1 Штокмар В.В. История Англии в Средние века /В.В. Штокмар Учебное пособие. – Сбп.: Наука, 2019 – 200 с.

2 Омельченко, О.А. История государства и права. Т.1 / О.А. Омельченко . – М.: Юрайт, 2016. - 350 с.

3 Омельченко, О.А. История государства и права. Т.1 / О.А. Омельченко . – М.: Юрайт, 2016. - 350 с.

4 Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1/ Н.А. Крашенинникова. – М.: Инфра – М, 2019. – 720 с .

6 Исаев, А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2018. – 118 с.

8 Омельченко, О.А. История государства и права. Т.1 / О.А. Омельченко . – М.: Юрайт, 2016. - 350 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, высадился с войском на остров и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Нормандское завоевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вместе с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

§ период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX- XI вв.;

§ период централизованной сеньориальной монархии (XI- XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

§ период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV в.);

§ период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII в.).

Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвассалов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

Свободное крестьянское население в XI-XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой - развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближали эти слои и определенная общность их экономических интересов.

Реформы Генриха II

Росту значения королевской власти и одновременно централизованного государственного суда и управления способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154-1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы. В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междоусобицы магнатов. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) "О вооружении" (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями.

Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем. В ходе церковной реформы, закрепленной в "Кларендонских конституциях" (1164), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля.

Реформа в области государственного управления. Не очень существенная. От королевского совета (королевской курии) обособилась палата шахматной доски. По существу, это казначейство: все доходы, все расходы оформлялись в этой палате. Название происходит от рисунка скатерти, которой покрывают стол, на который кладут деньги после сбора налогов (для их подсчитывания). Рисунок похож на шахматную доску. Из палаты шахматной доски выделяется ведомство канцлера (канцелярия).

Судебная реформа.

Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества. Однако до конца" XII в.

централизация обеспечивалась в основном за счет сеньориальных, частных прав англо-нормандских королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы и местной церкви. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности. Они регламентировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начали перерастать его рамки. Соответственно, они могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами. Свидетельством этому являются непрекращающиеся в XI-XII вв. мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальными правами. С момента нормандского завоевания и в течение всего XII в. короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви даровать "хартии вольностей". Эти хартии содержали положения о мире, об искоренении "дурных" и поддержке старинных, "справедливых" обычаев, об обязательствах короны соблюдать привилегии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако с середины XII в. попытки связать королевскую власть рамками феодального обычая и собственной присяги стали наталкиваться на усиление публичных начал в государственном управлении. До второй половины XII в. в Англии не было профессиональных административно-судебных органов. Центр управления - королевский двор (курия) - постоянно перемещался и подолгу отсутствовал в Англии, поскольку король чаще жил в Нормандии. В своем расширенном составе королевская курия представляла собой собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля Англией фактически правил главный юстициарий - духовное лицо, знаток канонического и римского права.

Типичная для раннего средневековья практика разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов - выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы шесть объездных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех десятков. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми). В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников. Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая процедура была дарована всем свободным как "привилегия" и "благодеяние", применяемые только в королевских судах. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии - приказ о праве (writ of rignt), без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. После этого расследование должно было проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных - двенадцати полноправных граждан сотни, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования создавал возможность для более объективного решения дел по сравнению с ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся система королевских приказов приводила к ограничению юрисдикции манориальных курий по искам о праве собственности на землю. Что же касается правонарушений, то даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным иском. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки. Таким образом, во второй половине XII в.

Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов. В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры и компетенции высшего органа центрального управления - королевской курии. В процессе специализации функции и выделения в составе курии ряда отдельных ведомств окончательно сформировались канцелярия во главе с канцлером, центральный ("личный") суд короля и казначейство. В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего права" Англии. Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевской власти с английской церковью, между светским и церковным правосудием. После нормандского завоевания церковные и светские суды были разделены, причем церковные суды стали рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.). Однако королевская власть сохраняла контроль над церковью. Нормандские короли сами назначали епископов, издавали церковные постановления для Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Однако по мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о "свободах церкви" в Англии стал одним из поводов для будущих драматических конфликтов между церковной и светской властью. При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с папой, согласно которому, как и позднее в Германии, духовная инвеститура каноников перешла к папе, а светская осталась у короля. Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции.

По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводу церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Королевская юрисдикция устанавливалась и в отношении расследований о церковной собственности, по искам о долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отношении клириков, обвиненных в тяжких преступлениях. Без согласия короля никто из его вассалов и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципы светской инвеституры короля и возможность его вмешательства в выборы церковью высших духовных иерархов. Однако под сильным давлением папы и местного духовенства король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций. После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях - их помощники, бейлифы. Шериф обладал высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства, был основным исполнителем приказов королевской канцелярии. Свои административно-судебные функции шерифы осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен, созывая их и председательствуя на сессиях. Эти учреждения сохранялись в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и все более превращались в орудие центрального правительства на местах. Несмотря на изъятие из их судебной компетенции большинства гражданских исков, их роль несколько возросла в связи с назначением лиц, участвовавших в расследованиях по уголовным делам (обвинительных присяжных). Участие населения в королевском судопроизводстве стало характерной чертой английской системы местного управления. Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный - феодал, крестьянин, городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско, тем не менее, содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены. Прежде всего была узаконена замена личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", которые стали взимать не только с феодалов, но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания "щитовых денег" с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество. Военные и финансовые реформы Генриха II позволили резко увеличить численность преданных королю войск и подорвать руководство войском со стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества. Кроме того, очень доходной статьей бюджета оставалось осуществление правосудия.

Читайте также: