Роль конституционного суда рф в процедуре назначения референдума рф

Обновлено: 11.05.2024

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Референдум РФ (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Организация и проведение референдума

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
  6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно . Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ . Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Референдум Российской Федерации – это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и прямом волеизъявлении при тайном голосовании.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

• об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

• о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

• об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

• о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

• об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ;

• о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

• о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты и др.

Референдум не может быть проведен в условиях чрезвычайного (военного) положения, а также в течение трех месяцев после отмены соответствующего специального правового режима. Референдум Российской Федерации по общему правилу не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период федеральной избирательной кампании, кампании по проведению федерального референдума.

Повторный референдум по одному и тому же вопросу (по вопросу с похожей по смыслу формулировкой) не может быть проведен: на федеральном уровне в течение года после официального опубликования решения референдума Российской Федерации; на региональном и местном уровнях такой срок (не превышающий двух лет) может быть установлен законом субъекта РФ либо уставом муниципального образования.

Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого решения последний в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Данный суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее чем через 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения последнего все процедуры, предусмотренные соответствующим федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период 60—100 дней со дня опубликования указа. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума в Российской Федерации осуществляют:

– Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума;

– избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума;

– территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;

– участковые комиссии по проведению референдума.

Территориальная (районная, городская и др.) комиссия по проведению референдума Российской Федерации формируется в составе пяти – девяти членов не позднее чем через 10 дней со дня опубликования указа Президента РФ о назначении референдума. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов этой комиссии тайным голосованием.

Участковая комиссия формируется в составе пяти – десяти членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. На первом заседании участковой комиссии из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования участников референдума.

1) сначала инициатива референдума — она выражается в виде сбора не менее чем 2 млн подписей граждан (п.

1 ч. 1 ст. 14 Закона), либо принятия решения Конституционного Собрания о необходи­мости проведения референдума по проекту новой Конституции (п. 2 ч. 1 ст. 14), либо принятия решения компетентного федерального ор­гана государственной власти об инициативе референдума по проекту нормативного акта или вопросу государственного значения, который в соответствии с международным договором РФ подлежит вынесе­нию на референдум Российской Федерации (п. З ч. 1 ст. 14, ст. 22 За­кона);

3) если инициатива референдума исходит от Конституционного Собрания или соответствующего федерального органа государствен­ной власти, они направляют свои решения Президенту РФ;

4) направление Президентом документов и материалов в Консти­туционный Суд с соответствующим запросом и принятие последним своего решения о признании инициативы референдума соответст­вующей Конституции РФ;

5) принятие решения Президентом о назначении референдума.

Как видим, рассматриваемый Закон существенно ограничивает

Более того, собственно, даже не Президент, а Конституционный Суд предопределяет, быть ли референдуму. Ведь если Конституцион­ный Суд РФ скажет, что требования Конституции РФ не соблюдены, все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Таким образом, нейтрализована возможность использования Пре­зидентом референдума для принятия каких-то важных государствен­ных решений, минуя парламент. Поскольку первый Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон 1995 г., значит, либо у него не было намерений использовать референдум для решений в противовес парламенту, либо он понял, что такой вариант решения не пройдет через Федеральное Собрание при принятии данного Зако­на, поскольку в других случаях Президент более жестко отстаивал свою позицию. Второй Президент РФ, подписав Федеральный кон­ституционный закон 2004 г., также не имел намерений оспорить уста­новленный парламентом порядок назначения референдума РФ.

Справедливости ради отметим, что у российского парламента по этим законам также скромная роль. С ним может быть связана ини­циатива проведения референдума по поводу новой Конституции РФ, но лишь как этап для последующего созыва Конституционного Соб­рания. К сбору подписей за проведение референдума, т. е. к народной инициативе, палаты не имеют прямого отношения. Что касается ре­ферендума, вытекающего из международного договора, здесь роли Президента и палат парламента друг другу корреспондируют, по­скольку сначала Президент должен подписать международный до­говор, далее палаты — его ратифицировать.

Закон об основных гарантиях избирательных прав более категори­чен — в п. 4 ст. 15 прямо сказано, что референдум субъекта РФ назна­чается законодательным (представительным) органом государствен­ной власти субъекта РФ в соответствии с названным Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), зако­ном субъекта РФ.

Характерно, что при неназначении выборов компетентным орга­ном решение об их назначении и проведении может быть принято из­бирательной комиссией, являющейся главной на соответствующей территории (т.

е. ЦИК РФ, избирательной комиссией субъекта РФ, избирательной комиссией муниципального образования). Если же комиссия не примет необходимого решения, по обращению субъек­тов, обозначенных в законодательстве, вопрос рассматривается судом общей юрисдикции соответствующего уровня, и суд обязывает опре­деленные органы назначить и провести выборы, сформировать — при отсутствии — временные избирательные комиссии.

С референдумами дело обстоит иначе. Закон об основных гаран­тиях избирательных прав не предусматривает проведения референду­мов РФ или субъекта РФ комиссиями или назначения референдума судом. Только для местного самоуправления предусмотрено: если представительный орган муниципального образования отсутствует или не принял решения в установленный срок, тогда местный рефе­рендум назначается судом (п. 5 ст. 15).

Обстоятельства, исключающие проведение референдума. Законода­тельство предусматривает обстоятельства, при наличии которых ре­ферендум не может быть проведен.

Во-вторых, есть ограничения по повторному референдуму. Так, по Федеральному конституционному закону 1995 г. повторный референ­дум РФ не мог проводиться в течение одного года после дня офици­ального опубликования (обнародования) его результатов с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Федераль­ный конституционный закон 2004 г. увеличил срок в два раза: прове­дение повторного референдума, т. е. референдума по вопросу (вопро­сам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию туже фор­мулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародова­ния) его результатов (п.

И тут надо сказать о новых правилах, включенных в ст. 12 Феде­рального конституционного закона 1995 г. Речь идет о следующем. Оппозиция в Государственной Думе пыталась инициировать рефе­рендум РФ на осень 2003 г., т. е. перед скорым окончанием полномо­чий палаты (декабрь 2003 г.), Президента (март 2004 г.), а предлагав­шиеся ею вопросы на референдум предполагали негативную оценку положения в стране. В связи с этим фракции, обладающие числен­ным большинством в Государственной Думе, оценили такие попытки оппозиции как рекламный ход и добились принятия Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 г.

Итак, в последние 12 месяцев полномочий Президента РФ, Госу­дарственной Думы РФ (других федеральных выборных органов пока нет) нельзя ни инициировать, ни проводить референдум.

Данные нововведения, как уже упоминалось в разд. II настоящего учебного курса, были оспорены частью депутатов Государственной Думы в Конституционном Суде РФ. В постановлении от 11 июня 2003 г. Суд признал их конституционными, но определил, что период, в течение которого граждане вправе выступать с инициативой о про­ведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, дол­жен составлять не менее половины избирательного цикла (тогда он был равен четырем годам), с тем чтобы с учетом установленной дей­ствующим законодательством продолжительности кампании по про­ведению референдума обеспечить возможность проведения в течение четырехлетнего избирательного цикла не менее двух референдумов (отметим: с учетом увеличения сроков полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной Думы РФ до пяти лет получается, что автоматически продлевается период, когда могут быть иницииро­ваны федеральные референдумы).

Однако Закон 2004 г. не содержит запретов иных голосований в день референдума РФ.

Для уровня субъекта РФ и местного самоуправления Закон об ос­новных гарантиях избирательных прав разрешает совмещение рефе­рендумов и выборов, а также различных референдумов. Предусмотре­но (п. 7 ст. 15), что в соответствии с законом субъекта, уставом муни­ципального образования голосование на референдуме субъекта, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совме­щения с днем голосования на назначенных выборах в органы госу­дарственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Инициатива, бюллетень, общие правила подготовки и проведения ре­ферендумов. Правила подготовки и проведения референдумов мало чем отличаются от аналогичных правил при выборах депутатов и вы­борных должностных лиц. Они сконцентрированы в разделе книги об избирательной системе и избирательном праве Российской Федера­ции. Здесь мы приводим лишь исходную информацию.

Подготовкой и проведением референдумов занимаются те же са­мые комиссии, что и на выборах, с той лишь разницей, что в данном случае они называются комиссиями референдума.

Закон 2004 г. установил (ст. 15), что инициативная группа по прове­дению референдума должна состоять из региональных подгрупп, созда­ваемых более чем в половине субъектов РФ (напомним, что сначала у нас было 89 субъектов РФ, следовательно, региональные подгруппы охватывали минимально 45 субъектов; сейчас у нас 83 субъекта РФ, значит, должно быть не менее 42 субъектов РФ). В каждую регио­нальную подгруппу инициативной группы по проведению референ­дума должно входить не менее 100 участников референдума, место жи­тельства которых находится на территории того субъекта РФ, где об­разована региональная подгруппа. Таким образом, если по прежнему Закону достаточно было 100 инициаторов референдума РФ, теперь их должно быть не менее 4,5 тыс.

Закон 2004 г. предусмотрел два этапа регистрации для инициатив­ной группы референдума РФ.

В соответствии с ч. 17 ст. 15 названного Закона решение избира­тельной комиссии субъекта РФ об отказе регистрации региональной группы может быть обжаловано в суд общей юрисдикции субъ­екта РФ, а решение ЦИК РФ, утвердившее основания отказа, т. е. несоответствие предлагаемых вопроса (вопросов) референдума требованиям закона, — в Верховный Суд РФ. Это положение в час­ти возможностей Верховного Суда было оспорено в Конституцион­ный Суд РФ — получается, что Верховный Суд оценивает предла­гаемые формулировки вопросов референдума даже на соответствие Конституции РФ, а это не его компетенция. Конституционный Суд в постановлении от 21 марта 2007 г. согласился с доводами заявите­лей, признал положение Закона не соответствующим Конститу­ции РФ и определил, что конституционный спор должен разрешать­ся в порядке конституционного судопроизводства. И дополнениями от 24 апреля 2008 г. формулировка Закона изменена: теперь, если из заключения ЦИК РФ, утвержденного ее решением, следует, что данное решение принято в связи с несоответствием вопроса (вопро­сов) референдума Конституции РФ, Верховный Суд РФ направляет запрос в Конституционный Суд РФ. В случае принятия Конститу­ционным Судом решения о признании вопроса (вопросов) референ­дума не соответствующим (не соответствующими) Конституции РФ процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.

Второй этап: регистрация ЦИК РФ инициативной группы и вопроса (вопросов) референдума РФ. В случае регистрации региональных под­групп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные предста­вители этих подгрупп вправе на своем собрании принять решение об обращении в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референ­дума. Общий срок обращения — не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. Центральная из­бирательная комиссия РФ устанавливает соответствие всех представ­ленных документов требованиям Закона и в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициа­тивной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполно­моченных представителей, в том числе уполномоченных представите­лей по финансовым вопросам, дает разрешение на открытие специ­ального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов РФ, зарегист­рировавшие региональные подгруппы. В регистрационном свиде­тельстве, выданном инициативной группе по проведению референду­ма, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

Закон 2004 г. в два раза сократил срок сбора подписей. По одно­именному Закону 1995 г. он составлял три месяца, теперь сбор подпи­сей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляет­ся в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициа­тивной группы по проведению референдума.

Подписные листы и итоговый протокол инициативной группы представляются в избирательную комиссию соответствующего субъ­екта РФ, которая проверяет соблюдение требований Закона при сбо­ре подписей, принимает по результатам проверки свое постановление и направляет подписные листы, итоговый протокол и постановление в ЦИК РФ. Подписные листы с подписями граждан, находящихся за границей, удостоверяются соответствующим консульским учрежде­нием Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового про­токола инициативной группы передаются ее уполномоченным пред­ставителем в ЦИК РФ.

Инициатива референдума субъекта РФ, местного референдума учитывает соответствующий уровень, но в принципе также исходит из того, что необходимы инициативные группы референдума, требу­ется сбор подписей граждан и далее решение избирательной комис­сии субъекта РФ или муниципального образования о достаточности и действительности собранных подписей для назначения референдума. Решения о референдуме субъекта РФ или местного референдума, как говорилось выше, принимают соответственно законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования.

Если референдум назначен, граждане включаются в списки его участников в таком же порядке, как и на выборах.

Решение о создании инициативной агитационной группы полити­ческой партией принимается на съезде с определением персонально­го состава группы. Решение о создании инициативной агитационной группы участниками референдума принимается на собрании, в кото­ром должно принимать участие не менее 500 участников референду­ма, при этом на собрании определяется персональный состав ини­циативной агитационной группы. Подписи в протоколе регистрации участников собрания удостоверяются нотариально.

Далее инициативная агитационная группа подлежит регистрации ЦИК РФ, получает регистрационное свидетельство.

Голосование на референдуме проводится в воскресенье. Законода­тельство не допускает назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Референдум РФ (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Организация и проведение референдума

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
  6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно . Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ . Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Читайте также: