Рассмотрение и разрешение избирательных споров в судебном порядке

Обновлено: 14.05.2024

См. также Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации | Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.

Процессуальные особенности осуществления защиты избирательных прав в судебном порядке регулируются гл. 24 КАС РФ.

В настоящее время в судебном порядке защищается как активное, так и пассивное избирательное право, т.е. весь комплекс избирательных прав, предусмотренных действующей избирательной системой России.

Субъекты, которые могут участвовать в делах о защите избирательного права (ст. 239 КАС РФ):

  1. избиратели (граждане);
  2. кандидаты, их доверенные лица;
  3. избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков;
  4. иные общественные объединения;
  5. инициативные группы по проведению референдума;
  6. наблюдатели;
  7. избирательные комиссии;
  8. группа членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
  9. органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, местного самоуправления;
  10. прокурор.

Для определения специфики рассмотрения и разрешения споров о защите избирательных прав проводится их классификация по различным основаниям:

1) в зависимости от характера подлежащего защите избирательного права:

  • споры о защите активного права;
  • споры о защите пассивного права.

2) по субъекту судебной защиты:

  • о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса (конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.);
  • о защите неопределенного круга участников избирательного процесса.

3) в зависимости от стадии развития избирательного процесса - споры, возникающие на стадиях:

  • формирования избирательных округов:
  • составления списков избирателей;
  • выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;
  • проведения предвыборной агитации:
  • проведения голосования и подсчета голосов;
  • закрепления результатов голосования.

Порядок подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

Обращения в суд за защитой избирательного права по своей правовой природе являются требованиями о защите права, возникающими из публичных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными в КАС РФ для исковых заявлений (ст. 125 КАС РФ) и последствиями нарушения формы заявления (ст. 130 КАС РФ).

Ст. 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательного права:

  1. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ - в течение 3 месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах;
  2. об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования - в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
  3. об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов , референдума - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума;
  4. касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, - в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
  5. об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов - не позднее чем за 8 дней до дня голосования;
  6. о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:
    • в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума - в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;
    • не позднее чем за тридцать дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии - в отношении расформирования иной комиссии;
    • в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования - в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.

Сроки, указанные в п. 2-6, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска .

При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

Подсудность дел о защите избирательного права:

Защита избирательных прав, связанных с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления, осуществляется районными судами.

Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен ст. 243 КАС РФ.

О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

Рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей административные дела:

  1. о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума;
  2. об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации

О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает:

Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

В период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

  1. наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
  2. приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
  3. запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

7 марта 2018, 17:44

Рассмотрение дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

При этом Суд отметил распространенность практики: если ходатайство административного истца об изменении основания иска заявлено в ходе рассмотрения дела первой инстанцией после истечения 10 дней, то иск не удовлетворяется судами


20 января Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 2-П по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса административного судопроизводства, регламентирующих порядок рассмотрения административных дел об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (кандидата на выборную должность).

Повод для обращения в КС

В обоснование административного иска Людмила Тухта сослалась на то, что К. не представила документ об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата. Ее представитель в судебном заседании от 6 августа 2019 г. добавил, что К. не представила документы, подтверждающие сведения об основном месте работы или службы, в ее заявлении о согласии баллотироваться был неверно указан адрес места жительства, а в сведениях о судимости кандидата отсутствовали наименования статей УК РФ, само название этого Кодекса было указано сокращенно. Кроме того, К. не представила сведений о дате погашения или снятия судимости.

Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав справедливыми доводы о нарушении К. порядка оформления учета поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, о непредставлении сведений о судимости в предусмотренном законом объеме и документации, подтверждающей род деятельности кандидата в депутаты.

В дальнейшем апелляция отменила решение первой инстанции и отказала в удовлетворении иска, отметив, что непредставление надлежаще оформленного учета поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата не могло повлечь отказ в его регистрации, а иные дополнительные основания для отмены решения избирательной комиссии были заявлены представителем истца за пределами пресекательного 10-дневного срока, закрепленного ч. 4 ст. 240 КАС РФ.

Поскольку Верховный Суд отказался рассматривать кассационные жалобы заявительницы и ее представителя, Людмила Тухта обратилась в Конституционный Суд. В жалобе она указала на неконституционность ч. 1 ст. 46, ч. 1 и 3 ст. 62, ч. 4 ст. 240 и ч. 1 ст. 308 КАС РФ.

По мнению заявительницы, спорные нормы не соответствуют Основному Закону государства в той мере, в какой по своему буквальному смыслу и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, ограничивают право административного истца на дополнение либо изменение оснований административного иска по истечении 10 дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения о регистрации кандидата в депутаты. Кроме того, они также допускают ограничение принципа активной роли суда при рассмотрении судами административных дел об оспаривании решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты.

Выводы Суда

После изучения материалов дела Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения по нему являются ч. 1 ст. 46 и ч. 4 ст. 240 КАС РФ в той мере, в какой в соответствии с ними суд, рассматривая административное дело об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (кандидата на выборную должность), разрешает вопрос о рассмотрении дополнительных оснований административного иска, заявленных административным истцом после истечения 10-дневного срока обращения с иском.

Высшая судебная инстанция напомнила, что судебная защита избирательных прав в случае их нарушения должна быть доступной на всем протяжении избирательной кампании для всех избирателей, кандидатов в депутаты, политических партий и иных субъектов избирательных правоотношений. При этом законодатель обязан обеспечивать своевременность, компетентность и справедливость судебного разбирательства электоральных споров.

Как пояснил КС, согласно ч. 1 ст. 241 КАС РФ (в редакции, действовавшей до 31 июля 2020 г. и примененной в деле заявительницы), если иное не предусмотрено этим Кодексом, иск о защите избирательных прав, поступивший в суд в период избирательной кампании до дня голосования, должен быть рассмотрен и разрешен в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. Соответственно, иск, поступивший в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, рассматривается и разрешается немедленно. Если факты, содержащиеся в иске, требуют дополнительной проверки, он должен быть рассмотрен и разрешен не позднее чем через 10 дней после дня его подачи. Истечение этих сроков не влечет прекращения производства по делу, возбужденному по иску, поступившему в соответствии с требованиями ст. 240 КАС РФ, и не препятствует разрешению судами (включая суды вышестоящих инстанций) этого дела по существу.

Конституционный Суд добавил, что изменение основания иска является распорядительным правом (действием) административного истца и может состоять в дополнении или изменении им ранее указанных обстоятельств, подтверждающих исковые требования, или в исключении отдельных из них. Оно предназначено для устранения упущений поданного им иска, а также для учета обстоятельств, которые были выявлены в период рассмотрения административного дела судом первой инстанции.

При этом Суд отметил, что сложившаяся судебная практика (к которой относятся и судебные акты по делу заявительницы) исходит из того, что если ходатайство административного истца об изменении основания иска об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата заявлено в ходе рассмотрения судом первой инстанции данного дела после истечения установленного ч. 4 ст. 240 КАС срока, то административный иск не может быть удовлетворен по измененным (дополнительным) основаниям.

Соответственно, толкование в судебной практике положений ч. 1 ст. 46 и ч. 4 ст. 240 КАС как исключающих возможность рассмотрения судом измененных (дополнительных) оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты (на выборную должность) с момента истечения установленного срока подачи иска означает фактический пересмотр введенного законом срока осуществления административным истцом права на изменение (дополнение) основания иска. В силу такого толкования и с учетом соотношения во времени закрепленных КАС сроков подачи административного иска и его рассмотрения судом административный истец может оказаться лишенным права на изменение оснований иска еще до того, как суд приступит к рассмотрению дела по существу, и даже до того, как суд примет это исковое заявление к рассмотрению. Между тем право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и возможность эффективно пользоваться теми полномочиями стороны, которые дает ей процессуальное законодательство.

Таким образом, КС признал спорные нормы соответствующими Конституции РФ, так как они не могут расцениваться как исключающие право административного истца после истечения срока, установленного ч. 4 ст. 240 Кодекса, изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти. Эти законоположения нельзя рассматривать как исключающие возможность удовлетворения судом административного иска по данным измененным (дополнительным) основаниям. При этом суд не лишен возможности при выдвижении административным истцом дополнительных оснований административного иска принять во внимание их правовую обоснованность и подтвержденность допустимыми и относимыми доказательствами и – с учетом этого, а также временных рамок избирательного процесса и необходимости оперативного разрешения дела – решить вопрос о необходимости истребования доказательств.

Конституционный Суд также отказался пересматривать дело заявительницы ввиду завершения избирательных правоотношений и не выявил в рассматриваемом случае возможность применения компенсаторных механизмов.

Представители заявительницы прокомментировали постановление

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Антон Лебедев заметил, что хотя постановление по своей сути не указывает на противоречие Конституции положений ст. 46 и 240 КАС, фактически Суд допускает возможность дополнения обжалуемой нормы требованиями по административному иску и указывает на необходимость объективного рассмотрения дополнительных оснований такого иска.

Избирательные споры - это разногласия, возникающие в связи с нарушением избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном и судебном порядке.

Избирательные права граждан включают:

- право участвовать в референдуме;

- избирать и быть избранными в исполнительные и законодательные органы государственной власти РФ (её субъектов) и в органы местного самоуправления;

- участвовать в выдвижении кандидатов (их списков);

- участвовать в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий;

- участвовать в подсчёте голосов и установлении итогов голосования;

- участвовать в определении результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Классификация избирательных споров Уровень проводимых выборов

региональный
Избирательные споры, связанные с выборами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и глав субъектов


Избирательные споры, связанные с выборами депутатов Государственной Ду— мы ФС РФ

Избирательные споры, связанные с выборами Президента РФ



Административный порядок разрешения избирательных споров

- формирование рабочих групп из членов комиссий с правом решающего голоса, специалистов, экспертов и др.

- рассмотрение жалоб на заседаниях рабочих групп, с выездом, при необходимости, на место возникновения избирательного спора;

- выяснение и устранение причин избирательного спора;

- взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами, прокуратурой, органами МВД, юстиции и привлечение их сил для разрешения избирательного спора.

Решения по заявлениям, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдумов, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествовавшего дню голосования, в день голосования или в день, следующий за ним, - немедленно. В случае, если оспариваемые факты требуют дополнительной проверки, решение должно быть принято не позднее чем в десятидневный срок.

Судебный порядок рассмотрения избирательного спора

Ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, учреждений, предприятий и их объединений, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц или государственных служащих нарушены его права и свободы, либо созданы препятствия их осуществлению, или на него незаконно была возложена обязанность, либо он незаконно был привлечён к ответственности.

Вопросы, рассматриваемые судами общей юрисдикции

- отказ избирательных комиссий принять подписные листы и зарегистрировать кандидатом в депутаты или на выборную должность;

отказ в регистрации инициативных групп;

- необоснованную регистрацию кандидатом в депутаты или на выборную должность;

- признание состоявшихся выборов недействительными;

- неправомерные ограничения избирательного права посредством ведения цензов оседлости, знания национального языка и т.д.

Некоторые решения судов при рассмотрении избирательных споров

- отмена решения соответствующей Избирательной комиссии об итогах голосования или результатах выборов на избирательном участке, ряде участков, территории в избирательном округе, субъекте РФ или РФ в целом;

- отмена решения комиссии референдума субъекта РФ, местного референдума о его результатах в случае определённого рода нарушений;

- отмена решений комиссий, противоречащих федеральным конституционным законам, федеральным законам;

- отмена решения о регистрации кандидата, о признании выборов не действительными или по другим вопросам.

По жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании (подготовки референдума), суд принимает решение в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествовавшего дню голосования, а в этот день или в день следующий за ним - немедленно. Если факты требуют дополнительной проверки - решение должно быть принято не позднее, чем в 10-дневный срок.

Проблемные вопросы избирательного законодательства, рассмотренные Конституционным Судом РФ

- сбалансировать полномочия органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в сфере избирательных правоотношений;

- соотношение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;

- соблюдение установленных законом процедур при назначении выборов;

- обеспечение периодичности и альтернативности проведения выборов;

- соблюдение принципа равенства избирательных прав при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти.

- полномочий ЦИК РФ и т.д.[30]

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права

избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также ИК (п. 10 ст. 75)

решения и действия (бездействие) ОГВ, ОМС, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия(бездействие) ИК и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан (п. 1, 6 ст. 75)


если обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения нижестоящей ИК, то вышестоящая ИК обязана вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу);

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую ИК повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п.

решения и действия (бездействие):

ЦИК РФ - в ВС РФ;

ИКС РФ, ОИК по выборам в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ - в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды ГФЗ, суды автономной области и автономных округов;

иные ИК - в районные суды п. 2 ст. 75)


АННУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРА- ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ
ЦИИ КАНДИДАТА, СПИСКА КАНДИДАТА, СПИСКА
КАНДИДАТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАНДИДАТОВ СУДОМ
КОМИССИЕЙ (п. 5 ст. 76)

после определения ИК результатов выборов (п. 2 ст. 77)

ВЫШЕСТОЯЩАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИ СУД

до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов

после установления ИК итогов голосования, определения результатов выборов

а) если кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10%от предельного размера расходования средств избирательного фонда

если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего закона (п.

если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов (п. 1 ст. 77)

если были допущены иные нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 3 ст. 77)


б) если кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, допущенный к распределению мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей

в) если кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п.1 ст.56 настоящего закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей

Читайте также: