Распределение обязанностей между судьями и работниками аппарата суда

Обновлено: 20.05.2024

2. Судье, имеющему организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, следует предпринимать необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения ими своих обязанностей.
Комментарий к статье 5
1. Статья устанавливает правила поведения судьи при исполнении им служебных обязанностей, прямо не связанных с отправлением правосудия.
2. Справочно: Словарь Ожегова: "Добросовестность - честное исполнение своих обязанностей; преданность - верность (неизменность в исполнении обязанностей, долга) чему-либо".
3. Для обеспечения полномочий суда вводится аппарат суда, осуществляющий делопроизводство, а также организационную, хозяйственную (арбитражные суды) и иную деятельность вспомогательного, по отношению к судебной, характера. Отсюда судья как носитель судебной власти должен нацеливать всех работников аппарата суда на добросовестное исполнение своих обязанностей, преданность своему делу. В данном случае речь не идет о соблюдении трудовой дисциплины с точки зрения норм трудового законодательства. Это прерогатива прежде всего работодателя, а не судьи. Имеются в виду меры и действия судьи воспитательного характера по отношению к работникам аппарата суда, убеждение на собственном примере добросовестного отношения к делу в соответствии со статьей 4 Кодекса.
4. "Театр начинается с вешалки, а суд - с канцелярии. Но люди идут в суд не для развлечений, и их общение с правосудием начинается, как правило, с работников аппарата суда. Соблюдение инструкции по делопроизводству - обязанность судьи и аппарата суда. Мнение о суде у посетителя может сложиться от увиденного и услышанного, даже если он не общался с самим судьей.
Особая ответственность накладывается на председателя суда, его заместителей. Но и рядовой судья - не последний человек в этом процессе. От того, как ведет он себя с посетителями, как требует установленных правил от секретаря судебного заседания, от других работников аппарата суда, зависит его личный авторитет, авторитет суда в целом" (см.: Калинников И.В. Судейская этика // Российский судья. 2003. N 11. С. 13 - 19).
По мнению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванова, судейское сообщество характеризуется прочными корпоративными традициями (Судья. 2005. N 2). Это предопределяет особо высокие требования к руководителям судов, обладающих правом ставить перед соответствующей квалификационной коллегией вопрос о дисциплинарной ответственности судьи.
5. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101 утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов, согласно которым председатели судов должны утвердить правила внутреннего распорядка суда, разработанные на основе утвержденных Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также применительно к особенностям и условиям работы конкретного суда.
Мировые судьи должны утвердить правила внутреннего распорядка на основе утвержденных Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, а также применительно к особенностям и условиям работы мирового судьи.
Основные права и обязанности председателя суда включают в себя: организует работу суда и принимает решения в пределах полномочий, установленных действующим законодательством; распределяет обязанности между заместителями председателя суда и судьями; распределяет обязанности между работниками суда, перемещает их на другие рабочие места в соответствии с действующим законодательством; принимает решения о поощрении работников суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности; принимает меры к обеспечению каждого судьи, работника суда рабочим местом, гарантирующим здоровье и безопасные условия труда и оборудованным в соответствии с установленными организационно-техническими, эргономическими и санитарными требованиями; принимает меры к обеспечению безопасности судей и других работников в здании суда; создает необходимые условия для обеспечения эффективности труда судей, работников суда и администратора суда с использованием современных средств оргтехники, а также методов научной организации труда; обеспечивает строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводит работу, направленную на устранение потерь рабочего времени, рациональное использование трудовых ресурсов, формирование стабильного коллектива суда; способствует созданию в суде деловой, творческой обстановки, всемерно поддерживает и развивает инициативу и активность судей и работников суда, своевременно рассматривает критические замечания судей и работников суда и информирует их о принятых мерах.
Судья, работник суда, администратор суда обязаны: обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний и поручений председателя суда и его заместителей, руководителей структурных подразделений суда, отданных в пределах предоставленных им полномочий; предъявлять при приеме на работу документы, сообщать сведения личного характера, предусмотренные законодательством, а также информировать обо всех изменениях, происшедших в запрошенных сведениях, в частности, об изменении адреса, семейного положения и т.д., в сроки, установленные в суде; соблюдать трудовую дисциплину, а также правила внутреннего распорядка суда; использовать рабочее время для производительного труда; принимать меры по устранению причин, нарушающих нормальный ход работы, и немедленно сообщать о случившемся непосредственному руководителю; бережно относиться к средствам оргтехники и другому имуществу суда, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов; проявлять вежливость, уважение, терпимость; иметь опрятный внешний вид; экономно использовать расходные материалы, не допускать ведения телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью; при отсутствии на рабочем месте принять меры к извещению об этом непосредственного руководителя и т.д.
Судье, работнику суда, администратору суда запрещается: выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения; выполнять на рабочем месте работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей; совершать деяния (действия или бездействие), способные нанести ущерб своей репутации, репутации суда, судебной системе или судебному сообществу; находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и т.д.
Посетители допускаются в суд в рабочее время при представлении документов, удостоверяющих личность. В нерабочее время, выходные и нерабочие праздничные дни допуск в здание суда судей, работников суда и иных лиц осуществляется по разрешению председателя суда.
Исполнение требований, определяемых Типовыми правилами, является обязательным для всех судей, работников суда и администратора суда.
6. Следует учитывать, что в соответствии с "Общими принципами служебного поведения государственных служащих" государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
7. Кроме того, недопустимо как противоправное покровительство по службе, так и попустительство по службе.
К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности, нереагирование на неправомерные действия.
8. К числу непосредственных подчиненных относятся: помощник судьи, секретарь судебного заседания, специалист.
9. Пункт 1.6 Европейской хартии о статусе судей предусматривает, что государство должно обеспечить судье средства, необходимые для успешного выполнения его задачи и, в частности, для рассмотрения дел в разумные сроки.
Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами. Поэтому руководители судов - председатель и его заместители - обязаны предпринимать все необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения другими судьями своих обязанностей. В число этих мер входят вопросы финансово-материального, бытового свойства (надлежащее медицинское обслуживание, решение жилищных вопросов), организационные (равномерное распределение дел, организация соответствующего рабочего места и условий труда, вопросы делопроизводства), кадровые (повышение квалификации, своевременное заполнение вакансий судьи, должное функционирование аппарата суда, в том числе фактическое наличие у судьи помощников, секретарей судебного заседания) и так далее. Вместе с тем ряд вышеназванных вопросов может и в дальнейшем должен решаться администраторами судов (арбитраж) и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (суды общей юрисдикции) при существенном повышении их статуса и полном исключении председателей судов из решения вопросов финансово-хозяйственного свойства. Высказываются также предложения по исключению председателя суда из процедуры распределения дел (например, введение метода случайной компьютерной выборки) и так далее.
Статистика: "От уровня организации работы судов во многом зависит выполнение ими задач по отправлению правосудия. Эта обязанность возложена на председателей, заместителей председателей судов. Полномочия тех, кто не исполняет или исполняет ненадлежащим образом эти обязанности, досрочно прекращаются. Таково требование закона. С 2002 года, когда была введена эта норма, прекращены полномочия 13 руководителей судов. Еще семеро обратились с заявлениями о прекращении их полномочий руководителей судов с оставлением в должности судьи, мотивируя это появлением обстоятельств, затрудняющих надлежащее исполнение ими обязанностей по организации деятельности судов" (из доклада Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В.В. Кузнецова на VI Всероссийском съезде судей).

от 24 ноября 2009 года

Методические рекомендации размещены на FTP-сервере Судебного департамента в папке Courtinf (логин для доступа . пароль . ).

Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации предлагаю довести указанный документ до сведения председателей районных (городских), гарнизонных военных судов, а также администраторов соответствующих судов.

Заместитель Генерального директора
А.Я.Перепеченов

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации
А.В.Гусев
24 ноября 2009 года

Методические рекомендации по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (далее - администратор) осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", федеральных законов от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и должностным регламентом, утвержденным председателем соответствующего суда.

Администратор реализует свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда, гарнизонного военного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - Управление (Отдел) и во взаимодействии с ним.

Квалификационные требования к лицу, замещающему должность федеральной государственной гражданской службы администратора, изложены в соответствующем Типовом должностном регламенте, утвержденном приказом Судебного департамента от 22 августа 2006 года N 80.

Администратор подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

1. Планирование и отчетность

Администратор осуществляет свою деятельность согласно плану, который составляется в соответствии с требованиями Инструкции об организации планирования и контроля в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 25 декабря 2001 года N 1/6 (далее - Инструкция), с учетом примерного плана-графика работы администратора и методических указаний Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации к нему от 14 января 2000 года N СД-ВВ/36.

План должен содержать конкретные мероприятия по всем направлениям организационного обеспечения деятельности суда и для решения задач, поставленных перед администратором председателем соответствующего суда, начальником Управления (Отдела) в пределах полномочий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

План на очередной период составляется с учетом результатов выполнения плана предшествующего периода и должен включать незавершенные или переносимые по срокам исполнения мероприятия.

Инструкцией предусмотрено составление ежеквартальных планов работы администратора суда.

План работы администратора районного суда, гарнизонного военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Управления (Отдела). После утверждения (не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу) копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем структурном подразделении Управления (Отдела).

План работы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов (ГУОПО) либо начальнику Главного управления обеспечения деятельности военных судов (ГУВС) Судебного департамента, после утверждения копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем отделе ГУОПО.

Помимо квартального администратор вправе осуществлять ежемесячное, еженедельное и ежедневное планирование своей деятельности, что позволит более оперативно организовать работу и установить повседневный контроль исполнения текущих и перспективных мероприятий. Для этого администратору рекомендуется вести Рабочую тетрадь в форме еженедельника или иной произвольной форме.

По окончании отчетного периода (квартала) в соответствии с требованиями вышеназванной Инструкции администратор представляет начальнику Управления (Отдела) письменный отчет-справку о выполнении плановых мероприятий за своей подписью, утверждаемый председателем соответствующего суда, а администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда соответственно начальнику ГУОПО либо ГУВС.

2. Отдельные вопросы организационного обеспечения деятельности суда

На здании суда может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, в залах судебных заседаний - флаг и герб субъекта Российской Федерации.

На здании суда должна иметься наружная вывеска с названием суда, соответствующая по оформлению требованиям, содержащимся в приказе Судебного департамента от 31 декабря 2002 года N 151 "О бланках, вывесках и печатях федеральных судов общей юрисдикции".

В помещении суда должны быть установлены стенды с информацией для граждан и (или) технические средства аналогичного назначения.

Технические средства - информационные терминалы (киоски), электронные табло и т.п., входящие в состав подсистемы "Отображение информации коллективного пользования" ИРЦВ.42 5500 9.077 ГАС "Правосудие" и взаимодействующие с базой данных автоматизированной системы судебного делопроизводства суда (Программное изделие (ПИ) "Судебное делопроизводство" ИРЦВ.80379-01).

В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным;

сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

условия и порядок получения информации о деятельности суда;

иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией, а именно: указатель расположения кабинетов председателя суда, его заместителей, судей и работников аппарата суда, залов судебных заседаний, структурных подразделений суда; размере и условиях оплаты государственной пошлины, наименование получателя платежей и т.д.; сроках и порядке обжалования судебных решений; данные о территориях судебных участков, обслуживаемых мировыми судьями, их юридический адрес и место фактического расположения.

На информационных стендах и (или) технических средствах аналогичного назначения также могут быть размещены образцы исковых заявлений (жалоб). У стенда и технических средств необходимо оборудовать место, позволяющее гражданам вести необходимые записи.

По поручению председателя суда администратор доводит приказы, распоряжения, указания, решения, инструкции, рекомендации, информационные письма Судебного департамента и его территориальных органов по вопросам деятельности суда до работников суда; готовит проекты приказов, распоряжений председателя суда (при отсутствии в суде соответствующих структурных подразделений и их руководителей); осуществляет контроль исполнения работниками суда Правил внутреннего распорядка суда, утвержденных председателем соответствующего суда и Правил поведения работников аппарата суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 года N 156.

3. Организация делопроизводства и работы архива суда

3.1. Организация делопроизводства в суде

Основными нормативными методическими документами, определяющими и устанавливающими единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации, являются Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденные приказами Судебного департамента соответственно от 15 декабря 2004 года N 161 и от 29 апреля 2003 года N 36 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Инструкции), Руководство по делопроизводству в военных судах, утвержденное приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 года N 40 (далее - Руководство) и эксплуатационная документация на ПИ "Судебное делопроизводство": ИРЦВ.80379-01 31 01 ПИ СДП. Описание применения.

Правила и порядок работы с документами, установленные вышеназванными Инструкциями, обязательны для всех работников аппаратов судов. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкций, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Задачи и функции отдела дело- и судопроизводства регламентируются Положением о соответствующем отделе, утверждаемым председателем суда. Права, обязанности и ответственность работников отдела определяются должностными регламентами, утвержденными председателем суда.

При осуществлении должностных полномочий работниками отдела делопроизводства администратор организует правильное применение ими положений Инструкции.

С целью повышения эффективности названной деятельности администратор контролирует (по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие) выполнение работниками аппарата суда функциональных обязанностей.

3.2. Организация приема граждан

В суде должна функционировать Приемная граждан, являющаяся структурным подразделением суда (составной частью структурного подразделения), созданным в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан, деятельность которой регламентируется Положением о приемной в суде, утвержденным председателем суда на основании Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 216 и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 26 ноября 2008 года; и Регламентом организации деятельности приемной, утвержденным председателем суда, на основании Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 179, и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 19 июня 2009 года.

Прием граждан в суде осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка суда, утверждаемыми председателем суда на основе Типовых правил внутреннего распорядка судов, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 года N 101.

Администратор контролирует соответствие действий работников аппарата суда названным Правилам.

3.3. Организация учета, приема, хранения и уничтожения вещественных доказательств, поступающих в суд

Хранение вещественных доказательств в суде, включая учет, принятие на хранение и выдачу вещественных доказательств после вступления судебного акта, которым заканчивается дело, в законную силу, осуществляется в случаях, предусмотренных законом и в порядке, установленном названными выше Инструкциями, Руководством, Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 620.

Администратор осуществляет контроль соблюдения требований названных выше нормативных документов.

Организационно-распорядительным документом председателя суда определяются место и условия хранения вещественных доказательств, а также назначается лицо, ответственное за этот участок работы.

Хранение вещественных доказательств осуществляется в условиях, не допускающих утрату и обеспечивающих их возврат владельцам или передачу иным лицам в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

3.4. Организация работы архива суда

Основными нормативными методическими документами, регламентирующими организацию работы архива суда, являются Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования и Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденные соответственно приказами Судебного департамента от 28 декабря 2005 года N 157 и 1 июня 2007 года N 70, а для военных судов -соответствующие приказы Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие вопросы архивного делопроизводства.

Администратору необходимо знать требования, предъявляемые к архивным помещениям и организации работы архива суда, содержащиеся в перечисленных выше нормативных документах, и принимать меры к оборудованию архивных помещений в соответствии с этими требованиями.

Администратор организует правильное применение и контролирует соблюдение положений названной Инструкции ответственным работником отдела делопроизводства за работу архива при осуществлении им должностных полномочий.

Администратор организует прохождение работником архива не реже одного раза в год инструктажа по вопросам противопожарной безопасности, ознакомление с правилами пользования противопожарным инвентарем.

Администратору следует учитывать, что совершенствование работы аппарата суда, оперативность и качество решения вопросов, содержащихся в документах, в значительной мере зависит от организации хранения документов, то есть от методов их классификации. Единый подход к классификации документов в суде обеспечивает номенклатура дел - оформленный в установленном порядке систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в суде, с указанием сроков хранения. Номенклатура дел является основным учетным документом в судебном делопроизводстве и необходима для организации информационно-поисковой системы.

Администратору следует также знать, что номенклатура нарядов, которые ведутся в суде, ежегодно утверждается председателем суда и согласовывается с архивной службой субъекта Российской Федерации.

4. Организация ведения судебной статистики

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" на администратора возлагается обязанность по организации ведения судебной статистики в соответствующем суде.

Ведение судебной статистики в судах определяют два нормативных документа: Табель форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, утверждаемый приказом Судебного департамента ежегодно (далее - Табель) и Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 года N 169 (далее - Инструкция).

Необходимым элементом должной организации работы в военном суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответственность за порученное дело.

Содержание основных направлений деятельности военных судов дает основание классифицировать функции его работников на две группы:

а) функции должностные;

б) функции процессуальные.

Процессуальные функции - это те, которые связаны с выполнением работы, действий, регулируемых законом (УПК, ГПК, КоАП). К ним относится деятельность судей, секретарей судебных заседаний, других лиц, участвующих в судебном процессе по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, в разрешении процессуальных вопросов исполнения судебных решений.

Конкретные процессуальные функции могут соответствовать занимаемой тем или иным работником должности и являются одновременно должностными. Так, должность судьи определяет его процессуальные функции в процессе разбирательства судебных дел. Секретарь судебного заседания, ведя протокол судебного заседания, также выполняет свои должностные и процессуальные обязанности.

Ряд функций работников аппарата военных судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены на обеспечение правоприменения, носят вспомогательный по отношению к нему характер. Эти функции являются должностными и, как правило, регулируются в законодательстве о судоустройстве и ведомственными нормативными актами.

Так, в Законе о судоустройстве содержатся нормы о должностных обязанностях председателей судов по организации работы в судах.

Не следует противопоставлять важность и значение процессуальных и непроцессуальных (должностных) обязанностей. Обязанности, основанные на процессуальных нормах, так и должностные обязанности, требуют одинаково строгого выполнения.

Важно знать:

1) в каком именно нормативном акте сотрудник может найти ответ на вопрос о том, каким образом надлежит поступать в каждом конкретном случае;

2) как организовать свой труд и труд подчиненных сотрудников;

3) какое практическое значение имеет для деятельности юриста закон, должностная инструкция, иной нормативный акт, содержащий предписание, на основе которого протекает эта трудовая деятельность.

Действительно, работники аппарата военного суда, занимающиеся делопроизводством, обязаны хорошо знать Руководство по делопроизводству в военных судах, другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в военных судах, структуру военных судов, режим и порядок работы других юридических учреждений.

Они должны быть знакомы с нормами уголовного, гражданского и процессуального права, уголовно-исполнительным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.

Рассмотрим на примере руководителей военного суда – председателя и его заместителя – основные теоретические и практические положения об определении их полномочий.

Председатель военного суда должен обеспечить, чтобы каждый сотрудник четко знал и выполнял круг своих функциональных обязанностей. Эти обязанности определены в законодательстве: Конституция РФ, Закон о статусе судей, Руководствах по делопроизводству, в Инструкциях, в приказе № 1 председателя военного суда, которым эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В таком приказе председателя военного суда, в частности, должно регулироваться:

2) закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);

3) организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.

При распределении обязанностей председатель военного суда также должен:

а) обеспечить равномерную нагрузку на работника;

б) учесть при распределении уровень подготовки и квалификации;

в) иногда учесть и личные наклонности и черты характера.

Председатель военного суда несет ответственность за работу суда в целом и за выполнение каждым работником своих обязанностей.

Кроме названных полномочий в обязанности председателя военного суда также вменяется:

а) председательствование по наиболее сложным, актуальным судебным делам;

б) планирование работы военного суда;

в) представление информации соответствующим органами по вопросам, вытекающим из деятельности военного суда;

д) обучение и воспитание подчиненных кадров, организация специальной подготовки;

е) проведение оперативных совещаний судей по актуальным вопросам деятельности военного суда;

ж) прием посетителей, разрешение жалоб и заявлений;

з) обеспечение соблюдения режима секретности;

и) принятие мер по материально-техническому и финансовому обеспечению военного суда;

к) издание письменных приказов по военному суду, осуществление приема на работу и увольнение персонала.

л) осуществление других полномочий, предоставленных ему законодательством[15].

Председатель суда назначает должностное лицо из числа сотрудников аппарата суда, на которое возлагаются обязанности по ознакомлению других сотрудников с требованиями по организации делопроизводства.

На заместителя председателя военного суда, помимо замещения на время отсутствия председателя, возлагается руководство отдельными участками работы по усмотрению председателя.

Ему также может поручаться:

1) анализ и обобщение судебной практики, качества судебных документов;

2) подготовка информационных документов;

4) руководство работой канцелярии и др.

Приведенный перечень распределения обязанностей является примерным. Председатели военных судов постоянно должны изучать, насколько удачно они распределены и вносить соответствующие коррективы, планировать эту деятельность.

Раздел II. Организация работы в военных судах

Глава 4. Организация труда в военных судах

§ 1. Общие положения об организации труда в военных судах

Основными задачами трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений (главным в предмете трудового права являются трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем, по личному выполнению работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных соглашениями, трудовым договором) и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и по организации труда и управлению трудом.

Организация труда в военных судах ставит задачи аналогичные основным задачам трудового законодательства, но с учетом специфики деятельности всех категорий работников военного суда, включенных в отношения как трудового характера, так и военно-административного.

В соответствии с требованиями Закона о военных судах председатель военного суда организует деятельность суда. В окружном (флотском) военном суде указанный закон возлагает обязанности по организации работы судебных коллегий и судебных составов также на президиум окружного (флотского) военного суда. Работой президиума также руководит председатель окружного (флотского) военного суда. Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые возглавляют председатели этих судов. Следует признать, что успешное решение вопросов организации труда в суде, в основном, зависит от председателя военного суда: именно он обязан обеспечить взаимосвязь и согласованность работы судей, работников аппарата военного суда и техперсонала.

Основной целью организации надлежащей работы военного суда является выполнение военным судом требований действующего законодательства, связанных с осуществлением судебной власти в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для успешной организации труда в военных судах председателю военного суда необходимо обладать не только знаниями действующего законодательства и правоприменительной практики, но и обладать рядом качеств руководителя: компетентностью, требовательностью, принципиальностью, личной примерностью и другими. За последние десятилетия, исходя из практики деятельности военных судов, сложились определенные методы организации работы военных судов. Вместе с тем, существенные изменения действующего законодательства, связанные с проведением судебной реформы, требуют внедрения в практику работы судов ряда иных методов и форм организации труда. В первую очередь это связано с вопросами независимости судей, особыми условиями привлечения их к различным видам ответственности, введением институтов судейского сообщества для решения этих и иных задач.

Необходимым элементом должной организации работы в суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответственность за порученное дело.

Содержание основных направлений деятельности судов дает основание классифицировать функции его конкретных работников на две группы: функции должностные и функции процессуальные.

Процессуальные функции связаны с выполнением работы, действий, регулируемых судопроизводственными законами (УПК РФ, ГПК РФ и др.)

К ним относится деятельность судей, секретарей судебных заседаний, других лиц, участвующих в судебном процессе по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, в разрешении процессуальных вопросов исполнения судебных решений.

Ряд функций работников аппарата судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены на обеспечение правоприменения, носят вспомогательный по отношению к нему характер. Эти функции являются должностными и, как правило, регулируются ведомственными нормативными актами.

Конкретные процессуальные функции могут соответствовать занимаемой тем или иным работником должности и являются одновременно должностными. Так, должность судьи определяет его процессуальные функции в процессе разбирательства судебных дел. Секретарь судебного заседания, ведя протокол судебного заседания, также выполняет свои должностные и процессуальные обязанности.

Не следует противопоставлять важность и значение процессуальных и непроцессуальных (должностных) обязанностей. Обязанности, основанные на процессуальных нормах, так и должностные обязанности, требуют одинаково строгого выполнения.

Всем работникам в одинаковой степени важно знать:

1) в каком именно нормативном акте можно найти ответ на вопрос о том, каким образом надлежит поступать в каждом конкретном случае;

2) как организовать свой труд и труд подчиненных сотрудников;

3) какое практическое значение имеет для деятельности юриста закон, должностная инструкция, иной нормативный акт, содержащий предписание, на основе которого осуществляется эта трудовая деятельность.

Действительно, работники аппарата суда, занимающиеся делопроизводством, обязаны хорошо знать Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов 39 , другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в судах, структуру судов, режим и порядок работы других юридических учреждений. 40

Они должны быть знакомы с нормами уголовного, гражданского и процессуального права, уголовно-исполнительным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.

Председатель суда должен обеспечить, чтобы каждый сотрудник четко знал и выполнял круг своих функциональных обязанностей. Эти обязанности определены в законодательстве, в руководствах по делопроизводству, в инструкциях, в приказах председателя, которым эти обязанности закрепляются за каждым работником.

Так, в приказе председателя суда, в частности, регулируется:

— закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);

— организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.

Судебным секретарям может поручаться: работа, связанная с исполнением судебных решений (переписка по этим вопросам, ведение журналов учета исполнительных листов, сводных исполнительных производств, осуществление контроля за возмещением материального ущерба с солидарных ответчиков, а также за возмещением средств в пользу организаций и учреждений); ведение статистического учета.

При распределении обязанностей председатель также должен:

— обеспечить равномерную нагрузку на работника;

— учесть при распределении уровень подготовки и квалификации;

— иногда учесть и личные наклонности и черты характера.

Председатель суда несет ответственность за работу суда в целом и за выполнение каждым работником своих обязанностей.

Читайте также: