Расхождение парусных судов между собой

Обновлено: 26.04.2024

Основные требования Правил по расхождению судов

Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому.

Это происходит следующим образом:

если суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу к другому судну;

если суда идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу, причем наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту. Когда они же идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу.

В общем случае судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:

парусное судно на ходу должно уступать дорогу:

Каждое судно в условиях ограниченной видимости должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к этим обстоятельствам, а судно с механическим двигателям должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру. Каждое судно, которое услышит впереди своего траверза туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе или остановить свое движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.

Правила в части несения судами огней (знаков) должны соблюдаться при любой погоде, по огням - от захода до восхода солнца, по знакам, соответственно, днем.

Огни должны иметь интенсивность, Приложения I к Правилам., с тем чтобы они были видимы на следующих минимальных расстояниях:

на судах длиной 12 м и более, но менее 50 м: топовый огонь - 5 миль, при длине судна менее 20 м - 3 мили, бортовые и кормовой огонь - 2 мили; белый, красный, зеленый, желтый круговые огни - 2 мили;

на судах длиной менее 12 м: топовый огонь - 2 мили, бортовой огонь -1 миля, кормовой огонь - 2 мили; буксировочный огонь, белый, красный, зеленый, желтый круговые огни -2 мили.

Топовый огонь судна с механическим двигателем длиной 12 м и более, но не менее 20 м, должен быть расположен на высоте не менее 2.5 м над планширем, суда длиной менее 12 м могут нести самый верхний огонь на высоте менее 2.5 м над планширем. Однако если оно несет топовый огонь дополнительно к бортовому или кормовому, то такой топовый огонь должен быть расположен по меньшей мере на 1 м выше бортовых огней. При всех обстоятельствах топовый огонь или огни должны быть расположены таким образом, чтобы они были отчетливо видны над всеми другими огнями и конструкциями.

Бортовые огни судна с механическим двигателем должны быть расположены на высоте над корпусом не более чем три высоты переднего топового огня. Они не должны располагаться настолько низко, чтобы их видимости мешали палубные огни. Бортовые огни, если они в комбинированном фонаре, и когда их несет судно с механическим двигателем длиной менее 20 м, должны быть расположены не менее чем на 1 м ниже топового огня.

Суда с механическим двигателем на ходу должны выставлять (см. цветную вкладку): топовый огонь (второй топовый огонь - позади и выше переднего огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь), бортовые и кормовой огни.

Суда на воздушной подушке , находящиеся в неводоизмешающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным выше, должны выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

Суда с механическим двигателем длиной менее 7 м , имеющие максимальную скорость не более 7 узлов, могут вместо огней, указанных выше, выставлять белый круговой огонь. Такие суда, при возможности, выставляют также бортовые огни.

Парусное судно на ходу должно выставлять бортовые и кормовой огни. На парусном судне длиной менее 12 м огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе (возле топа) мачты на наиболее видном месте. Судно может, в дополнение к указанным выше огням, выставлять на топе (возле топа) мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинирован ным фонарем. Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, днем должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.

Парусное судно длиной менее 7 м , при возможности, должно выставлять огни, указанн выше, при невозможности - должно иметь наготове фонарь с белым огнем, который долже заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для пару ных судов, но, если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове зажженный фонарь с б лым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

Судно, лишенное возможности управляться , должно выставлять на наиболее видном ме те: ночью - два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии и, если суд имеет ход относительно воды - бортовые и кормовой огни. Днем - два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии.

Судно, ограниченное в возможности маневрировать , за исключением судна, занятого тр лением мин, должно выставлять на наиболее видном месте ночью - три круговых огня, распол женные по вертикальной линии, верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а ср ний - белым, причем, если судно имеет ход относительно воды, то указанные огни дополняют топовыми, бортовыми и кормовым огнями. Днем такие суда несут три знака, расположенные вертикальной линии, верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом.

Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями , когда оно ог раничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные таки судам (см. выше) и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополн тельно выставлять:

два красных круговых огня (днем - два шара), расположенные по вертикальной линии, стороны, на которой существует препятствие;

два зеленых круговых огня (днем - два ромба), расположенные по вертикальной линии, стороны, свободной для прохода другого судна.

Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют выставлять положенные Правилами знаки, то должен выставляться флаг "А" по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м., при этом, должны бытьпр няты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.

Судно, стоящее на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

  • в носовой части судна - белый круговой огонь (днем - шар);
  • на корме или вблизи от нее и ниже огня в носовой части судна - белый круговой огонь. Судно длиной менее 50 м вместо вышеуказанных огней может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь.

Судно на мели должно выставлять огни, предписанные для судов, стоящих на якоре и, кроме того, на наиболее видном месте - два красных круговых огня (днем - три шара), расположенные по вертикальной линии.

Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять вышеуказанные огни.

Судно длиной 12 м или более должно быть снабжено свистком и колоколом, а судно длиной 100 м или более должно, кроме того, быть снабжено гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть приняты за звук колокола. Свисток, колокол и гонг должны соответствовать требованиям Приложения III к МППСС - 72.

Судно длиной менее 12 м не обязано иметь такие звукосигнальные устройства, но если такое судно не имеет их, то оно должно быть снабжено другими средствами подачи эффективного звукового сигнала.

Когда суда находятся на виду друг у друга , то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается или требуется настоящими Правилами, должно показать свой маневр сигналами, подаваемыми свистком, следующим образом:

Судно может сопровождать подаваемые звуковые сигналы дополнительно и световыми сигналами, повторяемыми в течение всего маневра:

При этом продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 сек, интервал между ними - около 1 сек, а интервал между последовательными сигналами - не менее 10 сек. Огонь, для подачи такого сигнала должен быть белым круговым огнем, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.

Когда суда, находящиеся на виду друг у друга , сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпримет ли это судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно должно немедленно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков. Любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные Правилами, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.

В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, сигналы, предписанные Правилами, должны подаваться следующим образом:

судно с механическим двигателем , имеющее ход относительно воды, должно подавать через промежутки не менее 2 мин один продолжительный звук, не имеющее хода относительно воды, - должно подавать через промежутки не более 2 мин два продолжительных звука с промежутком между ними около 2 сек;

судно, лишенное возможности управляться или ограниченное в возможности маневрировать, судно, стесненное свое осадкой, парусное судно, судно, занятое ловом рыбы, и судно, буксирующее или толкающее другое судно, должны вместо вышеуказанных сигналов, подавать через промежутки не более 2 мин три последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним два коротких;

буксируемое судно , а если буксируется больше одного судна, то последнее из них (если на нем находится команда) должно через промежутки не более 2 мин подавать четыре последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним три коротких. По возможности, этот сигнал должен быть подан немедленно после сигнала буксирующего судна. Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем;

судно на якоре должно через промежутки не более 1 мин учащенно звонить в колокол в течение приблизительно 5 сек. На судне длиной 100 м и более этот сигнал колоколом должен подаваться на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части -учащенный сигнал гонгом в течение приблизительно 5 сек. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов о своем местонахождении дополнительно подавать три последовательных звука свистком, а именно - один короткий, один продолжительный и один короткий;

судно на мели должно подавать сигнал колоколом и, если требуется, гонгом, как это предписано для судов, стоящих на якоре, и дополнительно подавать три отдельных отчетливых удара в колокол непосредственно перед каждым учащенным звоном в колокол и после него. Судно на мели может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком. Судно длиной менее 12 м не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не более 2 мин.

Каждый судоводитель должен себе четко представлять, что на практике дальность, на которой можно услышать звуковой сигнал, чрезвычайно изменчива и в зависимости от условий погоды, уровня шума в местах прослушивания она может как увеличиваться, так и значительно уменьшаться. Сигналы о различной степени опасности для судов и людей сведены с систему, называющуюся сигналами опасности . К ним относятся: сигналы бедствия, сигнал тревоги, сигнал срочности, сигнал безопасности. Указанные сигналы опасности и порядок действий по ним судоводителей их получивших, изложен в Правилах о сигналах бедствия в Извещениях об опасности для мореплавания.

Движение судов (правила расхождения). Основные правила движения и расхождения судов на внутренних судоходных путях сводятся к следующему:

1. Суда, идущие по реке встречными курсами, должны расходиться обязательно левыми бортами, держась правой по ходу стороны фарватера. Судно, идущее снизу (вверх по течению), обязано принять все меры к безопасному пропуску встречного судна, идущего сверху (вниз по течению). Сигнал о расхождении — продолжительный звуковой сигнал и отмашка белым флагом (или электровспышками белого огня) с левого борта — первым подает судно, идущее снизу. Встречное судно обязано принять предлагаемую сторону расхождения и ответить тем же сигналом. Если разойтись левыми бортами невозможно, судно, идущее снизу, должно заблаговременно уклониться влево (по ходу) и прекратить движение, чтобы обеспечить беспрепятственный проход идущего сверху судна по правому борту. После этого маневра судно, идущее снизу, дает два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта.

Это правило не относится к судам, буксирующим вниз по течению плоты; в любом случае они первыми указывают сторону расхождения встречным судам. Если при плавании по озеру или водохранилищу встречные суда могут разойтись друг с другом свободно, они обязаны сохранять свой курс и расходиться не обмениваясь сигналами (§ 12 а).

2. Судно, собираясь обогнать другое судно, подает два коротких и один продолжительный звуковой сигнал. При согласии на обгон обгоняемое судно отвечает тем же сигналом и указывает отмашкой сторону обгона. Если пропустить обгоняющее судно нельзя, то обгоняемое подает не менее пяти коротких звуковых сигналов. В этом случае обгоняющее судно обязано снизить скорость и дожидаться разрешения на обгон (§ 12 б).

3. Отмашку, сделанную судном на подводных крыльях, следует принимать и подтверждать безоговорочно. При расхождении с судами на подводных крыльях необходимо точно удерживать свое судно на курсе, не допуская никаких отклонений или рыскливости до полного расхождения или обгона. С судами на подводных крыльях обмениваются звуковыми или зрительными сигналами не менее чем за 2 км при встрече и не менее чем за 1 км при обгоне (§ 12 в).

Яхтенный рулевой в речном плавании должен соблюдать большую осторожность и быть предельно внимательным при встрече с быстроходными судами на подводных крыльях.

4. ППВСП предписывают всем буксируемым судам, имеющим рули, помогать буксирующему, управляя своим рулем. Ответственность за все неправильные действия или несвоевременное выполнение команд с буксира возлагается на экипажи буксируемых судов (§ 12 ж).

Так как буксировка яхт по каналам или рекам в практике работы яхт-клубов довольно распространена, это правило в полной мере относится и к яхтсменам. Поэтому на руле каждой буксируемой яхты обязательно должен быть опытный человек. Расхождение с караваном буксируемых судов, особенно в излучинах рек, всегда представляет некоторую опасность, так как буксируемые суда под влиянием ветра или течения могут раскатиться в сторону, обычно противоположную повороту, и прижать встречное или обгоняемое судно к кромке фарватера или к берегу. Конечно, такие малые суда, как яхты, страдают от столкновения в первую очередь.

5. ППВСП требуют, чтобы малые спортивные и прогулочные суда не мешали движению транспортных судов и при встрече с ними заранее уходили с фарватера (§ 12 л).

Движение судов (правила расхождения). Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР. Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море. Школа яхтенного рулевого.

Рис. 143. Схема расположения огней на речном самоходном судне.

6. При прохождении шлюзов входить в шлюзовую камеру или выходить из нее можно только по разрешительным сигналам светофоров (§ 17). В это время экипажи яхт обязательно должны находиться на палубе и следить, чтобы яхта не получила повреждений от более крупных судов.

7. ППВСП категорически запрещают следующее:

— Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, в пролетах мостов, а также обгон в каналах при подходе к шлюзам;

— Движение судов, не имеющих радиолокационных станций, при плохой видимости, когда зрительно ориентироваться невозможно;

— Гребным и моторным лодкам, катерам и спортивным яхтам подходить к транспортным судам и пересекать им курс;

— Катание на гребных лодках вблизи от проходящих судов (§ 12 к).

Не разрешается также отдавать якорь и останавливаться любым судам в местах, где проложены кабели, трубопроводы, тоннели и т. п., огражденные предостерегающими знаками, за исключением тех случаев, когда возникает угроза аварии (§ 16).

Правила расхождения судов

Курсы сходящихся судов.

Существует несколько основных моментов, которые капитан небольшой крейсерской яхты должен принимать во внимание в районах плавания малых и больших судов. Один из них - как правильно вести наблюдение. Команда большинства крейсерских яхт малого и среднего размеров, как правило, малочисленна и сравнительно неопытна. Капитан яхты всегда должен уметь оценить, какую опасность представляет приближающееся судно, тогда как неопытному члену команды это часто не под силу.

Поэтому необходимо установить такой порядок, чтобы капитану сообщали о любом приближающемся судне. При этом команда должна пользоваться системой часовой нумерации - наиболее простой и удобной. Прежде всего капитану следует определить, имеется ли риск столкновения.

О большом судне справа от яхты капитану доложат: "большое судно на два часа, идущее справа налево" (на практике удается обнаружить судно обычно на большем расстоянии, чем в приведенном примере).

Самый быстрый и лучший способ сделать это - взять серию пеленгов на судно обычно с использованием ручного компаса. При значительных изменениях пеленга (появляется разница в несколько градусов между пеленгами) опасность столкновения исчезает, но при постоянном пеленге риск остается. Иногда достаточно просто свести на одну линию судно и какой-либо неподвижный объект на яхте, например леерную стойку.

Если через некоторое время они останутся на одной линии, значит яхта находится на курсе столкновения. При смещении приближающегося судна вперед относительно стойки (при условии, что вы не сдвинулись и не изменили линию створа) оно должно будет пересечь ваш курс по носу; при смещении судна назад относительно стойки, оно пройдет от вас по корме. Если риск столкновения остается, необходимо быстро решить, есть ли у вас преимущественное право прохода в соответствии с правилами. Справочник, находящийся под рукой, - единственный способ проверки, если вы не знаете правила досконально.

В случае принятия решения уступить дорогу - действуйте немедленно, изменяя курс, но ваши маневры не должны стать помехой для других судов. На практике большинство капитанов предпочитают изменить курс, когда видят на подходе большое судно, даже если у них преимущественное право прохода. Всегда есть вероятность того, что на другом судне вас не заметят, так как яхта слишком мала, чтобы ее вовремя можно было увидеть издалека или различить на радаре.

Если взятый вами пеленг показывает, что крупное по размеру судно пройдет у вас по корме, значит, вы должны пересечь путь у него по носу. Однако гораздо безопаснее для вас пройти у него за кормой. Если вы принимаете такое решение (т. е. не настаиваете на своих правах), то измените соответственно курс и держите его постоянно, пока не убедитесь, что на встречном судне поняли ваш маневр. В противном случае ваши намерения могут быть плохо или неправильно поняты. Продолжайте вести наблюдение за другим судном и после расхождения, так как оно может неожиданно изменить свой курс, чтобы избежать опасности, которая вам не видна.

Эти правила определяют, какое судно в данной ситуации имеет право следовать своим курсом, не снижая скорости, и какое должно уступить дорогу. Три основных правила, относящиеся к парусным яхтам были изложены выше, здесь рассматриваются некоторые другие ситуации. Полную формулировку правил надо смотреть в соответствующем сборнике правил. Прежде чем применять правило, надо идентифицировать другое судно. Обычно это легко сделать, если на судне правильно (без ошибок) выставлены сигнальные знаки (фигуры) днем и навигационные огни ночью.

Парусное судно на ходу должно уступать дорогу судам, лишенным возможности управляться, ограниченным в возможности маневрировать и занятым ловом рыбы Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться правым бортом внешней границы прохода или фарватера настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно Суда длиною менее 20 м и парусные суда не должны затруднять движение такого судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера

В районах интенсивного судоходства движение судов разделяют по направлениям. Транзитные суда (в отличие от местных) следуют по двум полосам движения, которые разделены нейтральной зоной, где запрещено любое движение, за исключением особых случаев. На полосу движения обычно выходят с одного из ее концов или, если это невозможно, под очень острым углом к ней. Местные суда держатся вне полос в прибрежной зоне. Пересекать полосы движения следует под прямым углом к потоку транспорта, внимательно следя за тем, чтобы не проходить их по носу приближающихся судов. В зону разделения движения разрешено входить только судам, занятым ловом рыбы, пересекающим полосу или терпящим бедствие.

На схеме разделения движения судов показаны прибрежная зона, две полосы движения и разделительная нейтральная зона.

Звуковые сигналы имеют различное назначение. В условиях тумана их используют для идентификации судов, в ясную погоду - для обозначения маневра, который хотят совершить. Обычно на борту небольших яхт есть туманный горн (сирена) для подачи звуковых сигналов. В тумане сигналы можно подавать также колоколом, свистком или гонгом. Когда судно, идущее под двигателем и находящееся в поле зрения другого судна, собирается менять курс или маневрировать, оно должно подавать звуковые сигналы свистком.

Ночью одновременно со свистком или вместо него может быть включен белый круговой огонь с характеристиками, соответствующими звуковому сигналу. Когда судно подходит к закрытому повороту (изгибу) или препятствию на канале или фарватере, оно должно подать один продолжительный звуковой сигнал (звук). На него таким же звуком должно ответить любое другое встречное судно, которого не видно. Если в узком канале одно судно собирается обогнать другое, то обгоняющее судно должно подать соответствующий звуковой сигнал. С обгоняемого судна поступает ответный сигнал, разрешающий следовать или показывающий, что намерения обгоняющего судна не поняты.

Один короткий звук.
Сигнал судна (крайнего слева), которое намерено изменить курс и уйти вправо.
Два коротких звука.
Сигнал судна (крайнего слева), которое намерено изменить курс и уйти влево.
Три коротких звука.
Сигнал судна (крайний слева), двигатель которого работает на задний ход.

Один продолжительный, один короткий, один продолжительный, один короткий.
"Согласен на обгон".

Два продолжительных, два коротких.
"Я намереваюсь обогнать вас по вашему левому борту".

Пять коротких звуков.
"Ваши намерения не понятны".

При нормальной видимости часто выставляют дневные сигнальные знаки (фигуры) черного цвета, изготовленные обычно из металла. Эти знаки характеризуют тип или назначение отдельного судна. Ночью вместо них судно всегда несет навигационные огни.

Судно, занятое ловом рыбы или идущее с сетями (не с тралом), длиной 20м и более.

Судно, стоящее на якоре.

Судно, стесненное своей осадкой.

Человек по природе в такой же степени навигатор, как и мигрирующие птицы и звери. Разница лишь в том, что птицы и звери используют свои навигационные навыки, чтобы выжить, а современному человеку его естественные навыки в повседневной жизни нужны не всегда. Любой житель сельской местности обычно обладает хорошим чувством направления и способен собирать информацию о природных признаках. Да и каждый подсознательно использует порой некоторые основные навигационные технические приемы: например, передвигаясь по местности, человек переносит взгляд с одного ориентира на другой.

Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов.

Движение судов (правила расхождения). Основные правила движения и расхождения судов на внутренних судоходных путях сводятся к следующему:

1. Суда, идущие по реке встречными курсами, должны расходиться обязательно левыми бортами, держась правой по ходу стороны фарватера. Судно, идущее снизу (вверх по течению), обязано принять все меры к безопасному пропуску встречного судна, идущего сверху (вниз по течению). Сигнал о расхождении — продолжительный звуковой сигнал и отмашка белым флагом (или электровспышками белого огня) с левого борта — первым подает судно, идущее снизу. Встречное судно обязано принять предлагаемую сторону расхождения и ответить тем же сигналом. Если разойтись левыми бортами невозможно, судно, идущее снизу, должно заблаговременно уклониться влево (по ходу) и прекратить движение, чтобы обеспечить беспрепятственный проход идущего сверху судна по правому борту. После этого маневра судно, идущее снизу, дает два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта.

Это правило не относится к судам, буксирующим вниз по течению плоты; в любом случае они первыми указывают сторону расхождения встречным судам. Если при плавании по озеру или водохранилищу встречные суда могут разойтись друг с другом свободно, они обязаны сохранять свой курс и расходиться не обмениваясь сигналами (§ 12 а).

2. Судно, собираясь обогнать другое судно, подает два коротких и один продолжительный звуковой сигнал. При согласии на обгон обгоняемое судно отвечает тем же сигналом и указывает отмашкой сторону обгона. Если пропустить обгоняющее судно нельзя, то обгоняемое подает не менее пяти коротких звуковых сигналов. В этом случае обгоняющее судно обязано снизить скорость и дожидаться разрешения на обгон (§ 12 б).

3. Отмашку, сделанную судном на подводных крыльях, следует принимать и подтверждать безоговорочно. При расхождении с судами на подводных крыльях необходимо точно удерживать свое судно на курсе, не допуская никаких отклонений или рыскливости до полного расхождения или обгона. С судами на подводных крыльях обмениваются звуковыми или зрительными сигналами не менее чем за 2 км при встрече и не менее чем за 1 км при обгоне (§ 12 в).

Яхтенный рулевой в речном плавании должен соблюдать большую осторожность и быть предельно внимательным при встрече с быстроходными судами на подводных крыльях.

4. ППВСП предписывают всем буксируемым судам, имеющим рули, помогать буксирующему, управляя своим рулем. Ответственность за все неправильные действия или несвоевременное выполнение команд с буксира возлагается на экипажи буксируемых судов (§ 12 ж).

Так как буксировка яхт по каналам или рекам в практике работы яхт-клубов довольно распространена, это правило в полной мере относится и к яхтсменам. Поэтому на руле каждой буксируемой яхты обязательно должен быть опытный человек. Расхождение с караваном буксируемых судов, особенно в излучинах рек, всегда представляет некоторую опасность, так как буксируемые суда под влиянием ветра или течения могут раскатиться в сторону, обычно противоположную повороту, и прижать встречное или обгоняемое судно к кромке фарватера или к берегу. Конечно, такие малые суда, как яхты, страдают от столкновения в первую очередь.

5. ППВСП требуют, чтобы малые спортивные и прогулочные суда не мешали движению транспортных судов и при встрече с ними заранее уходили с фарватера (§ 12 л).

Движение судов (правила расхождения). Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР. Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море. Школа яхтенного рулевого.

Рис. 143. Схема расположения огней на речном самоходном судне.

6. При прохождении шлюзов входить в шлюзовую камеру или выходить из нее можно только по разрешительным сигналам светофоров (§ 17). В это время экипажи яхт обязательно должны находиться на палубе и следить, чтобы яхта не получила повреждений от более крупных судов.

7. ППВСП категорически запрещают следующее:

— Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, в пролетах мостов, а также обгон в каналах при подходе к шлюзам;

— Движение судов, не имеющих радиолокационных станций, при плохой видимости, когда зрительно ориентироваться невозможно;

— Гребным и моторным лодкам, катерам и спортивным яхтам подходить к транспортным судам и пересекать им курс;

— Катание на гребных лодках вблизи от проходящих судов (§ 12 к).

Не разрешается также отдавать якорь и останавливаться любым судам в местах, где проложены кабели, трубопроводы, тоннели и т. п., огражденные предостерегающими знаками, за исключением тех случаев, когда возникает угроза аварии (§ 16).

Читайте также: