Работает ли арбитражный суд

Обновлено: 16.05.2024

Кратко о работе сервиса:
С недавнего времени в карточке любого дела на сайте "Электронное правосудие" (kad.arbitr.ru) появилась вкладка "онлайн-заседание", содержащая краткую инструкцию по использованию сервиса и гиперссылку на сайт "Мой Арбитр" для теста оборудования перед заседанием и подробного изучения порядка функционирования нововведения (требования к ходатайству и его заявителю, инструкция по обращению с сервисом). Не буду заострять на этом внимание, думаю многие уже ознакомились или сделают это в ближайшее время.
Хотел бы заострить внимание только на двух интересных моментах:
во-первых, многие коллеги, в том числе и я, скептически отнеслись к нововведению "онлайн-заседание" как к чему-то "сырому" и непригодному для использования;
во-вторых, многих испугали требования к прилагаемым к ходатайству приложениям, в том числе, подпись их с помощью УКЭП (в начальной редакции инструкции, любезно предоставленной коллегами из аппарата Арбитражного суда, указывалось на необходимость подписи УКЭП доверенности доверителем(!), в актуальной редакции такого указания нет).

Почему онлайн-заседание?
Спор, об участии в котором идет речь, рассматривается в 16ААС (г. Ессентуки, Ставропольский край). Учитывая распространение вируса COVID-19, лететь в Ставропольский край с пересадкой в Москве, из понятных всем соображений, совсем не хотелось.
Стоит упомянуть, что перед началом майских праздников, по тем же соображениям было подано ходатайство о ВКС, которое в связи с продлением режима нерабочих дней, не рассматривалось.
В очередной раз зайдя на kad.arbitr.ru, обнаружил приятную новость, что в 16ААС с "08" мая 2020 г. добавлена возможность проведения онлайн-заседания (до сих пор не во всех Арбитражных судах система такая возможность есть, хотя список ежедневно пополняется). Недолго думая, направил через "Мой Арбитр" (без УКЭП) ходатайство с приложением сканов диплома, паспорта (как требует инструкция) и доверенности.

Назначение онлайн-заседания
Вечером дня, предшествующего дню судебного заседания, 16ААС удовлетворил упомянутое ходатайство, о чем было вынесено соответствутствующее определение. Честно говоря, неожиданно. В карточке дела на сайте kad.arbitr.ru во вкладке "онлайн-заседание" появилась краткая отметка, аналогичная таковой во вкладке "карточки", с отметкой "запланировано", вместо привычных даты и времени с/з.

Теперь о самом онлайн-заседании

Во вкладке "онлайн-заседание" до начала заседания нет абсолютно никаких кнопок! Только лаконичная надпись "Запланировано". Ожидание обновления страницы браузера и появления хотя бы какого-то интерфейса для начала веб-конференции вплоть до начала судебного заседания, честно говоря, напрягает.
К веб-конференции нельзя подключиться заранее (как в здании суда, заранее заняв место у зала судебеных заседаний) и просто ждать появления судьи. Веб-конференцию начинает судья самостоятельно.
В моем случае онлайн-заседание, неприемлимо для привычного судебного заседания, началось на несколько минут раньше. О начале судебного заседания мы узнаем по отметке "онлайн-заседание идет", заменившей отметку "запланировано" (такая отметка одновременно является и кнопкой, перенаправляющей нас на сайт "МойАрбитр", в котором и работает сервис веб-конференции онлайн-заседания). Председательствующий судья, дождавшись времени начала судебного заседания, проверил явку сторон. С этого момента мы видим первое отличие от привычного судебного заседания: не удостоверяются полномочия сторон, привычной передачей председательствующему паспортов, удостоверений, доверенностей и дипломов. Все это было удостоверено предварительно. Тем не менее, судья попутно проверяя работоспособность микрофонов и видеокамер просит представителей представиться (в моем случае, кстати, представитель другой стороны так и не присоединился к онлайн-заседанию). Далее, все продолжается в известном порядке, начиная с оглашения состава суда. Стоит сказать, что в моем случае камера была установлена в неудачном месте на потолке зала судебных заседаний, председательствующего судью видно было довольно плохо и совершенно не было видно половину зала, в том числе помощника, что, конечно, непринципиально. Далее судебное заседание проходило аналогично тому как судебное заседание проходит в привычном порядке или по ВКС.

Некоторые особенности функционала веб-конференции
В интерфейсе сервиса есть интересная кнопка "хочу говорить", сохраняющаяся на экране до начала выступления (несмотря на возможность включать и выключать микрофон самостоятельно), а также возможность просмотра статистики времени выступлений участников заседания. В остальном сервис мало чем отличается от skype или zoom, и не представляет никакой сложности в работе с ним.

Вывод
Онлайн-заседание превзошло все ожидания. Перед началом заседания я ожидал, что программа не заработает, зависнет, кого-то не будет слышно или видно, в общем, чего угодно, но не комфортного участия в судебном заседании. Но это оказалось ошибкой.
Система действительно работает и действительно позволяет "не выходя из дома" полноценно слушать пояснения другой стороны и давать свои собственные пояснения, участвовать во всех стадиях судебного разбирательства. Конечно, в таких условиях невозможно прямо в судебном заседании приобщить стопку дополнительных доказательств или передать другой стороне не направленное заблаговременно ходатайство и т.д.)
Конечно, остается много вопросов о возможности, а вернее, невозможности совершения тех или иных процессуальных действий с использованием сервиса онлайн-заседания. Но концептуально нововведение действительно позволяет принять участие в судебном заседании из любой точки земного шара, в которой есть доступ к интернету.
Возможно, беспроблемное функционирования нового сервиса связано с отсутствием какой-то минимальной нагрузки, а со временем большое количество проводимых онлайн-заседаний выявит неуказанные мной недостатки.
Но сейчас все работает хорошо и есть ощущение, что будущее наступило.


Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Причины изменений

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.

Двойная кассация

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ). Первая кассационная жалоба подается в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

Вместе с тем Закон № 186-ФЗ дополнил кассационную процедуру вторым уровнем. Поэтому решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ. Она, по сути, стала второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ). После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство. Такая модель судопроизводства воспроизводит судебный процесс судов общей юрисдикции.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке в Президиум ВС РФ напрямую, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта. Но Председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

Излагая суть жалобы, лицо должно указать, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и привести соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ).

Для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно изучается одним из судей ВС РФ в течение двух месяцев. После этого он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию, об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. При этом, если судья откажет в передаче жалобы, председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и все-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Когда председатель или его заместитель истребуют дело, срок его рассмотрения может быть продлен до пяти месяцев.

Европейский суд по правам человека в решении по вопросу приемлемости жалобы Л. Тумилович от 22.06.1999 № 47033/99 отметил недопустимость вмешательства со стороны должностных лиц суда непосредственно в деятельность по отправлению правосудия.

В рассмотренном деле гражданка подала две жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, но председатель суда и замгенпрокурора их отклонили. Суд по правам человека оценил надзорные жалобы как чрезвычайные средства судебной защиты. Однако в российских судах общей юрисдикции, по его мнению, существует зависимость принятия жалоб от дискреционных полномочий должностных лиц, поэтому данные средства он считает недейственными.

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о ее передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Итого, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может затянуться на семь месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в ст. 291.11 АПК РФ.

Часть 1 ст. 291.11 АПК РФ

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Нарушение срока судопроизводства

Арбитражный процессуальный кодекс РФ также дополняется положениями, касающимися процедуры рассмотрения ВС РФ вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Нарушение разумного срока судопроизводства стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ). При этом лицо, которое подает жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

  • в правовой и фактической сложности дела;
  • в поведении заявителя и других участников процесса;
  • в достаточности и эффективности действий суда;
  • в общей продолжительности судопроизводства.

Надзорное производство

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Процедура передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ подобна передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Предварительно надзорную жалобу изучает судья ВС РФ, а не тройка судей в открытом судебном заседании, как раньше. Он единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ. Однако председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны тем, что были предусмотрены в прежней редакции АПК РФ (ч. 1 ст. 304). Ими являются (ст. 308.8 АПК РФ):

  • нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
  • нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
  • нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

В остальном процедура рассмотрения надзорной жалобы, равно как и основания для отмены или изменения решений в порядке надзора, не претерпели изменений. Учитывая введение второй кассационной инстанции, надзор, в сущности, станет чрезвычайно исключительной инстанцией, дойти до которой будет гораздо сложнее.

Полномочия высших должностных лиц ВС РФ

  • не соглашаться с определениями нижестоящих судей;
  • восстанавливать пропущенный срок для подачи жалобы или, наоборот, отклонять такое заявление;
  • отменять отказное определение судьи и отправлять дело на рассмотрение Судебной коллегии либо Президиума ВС РФ;
  • по жалобе заинтересованных лиц внести дело в Президиум ВС РФ для устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального прав.

Эти правила закреплены в ч. 2 и 3 ст. 291.2, ч. 8 ст. 291.6, ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ.

Административные дела

  • административного органа,
  • арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности,
  • арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов.

Изменение подведомственности

Новшества затронули также некоторые вопросы подведомственности. Изменения коснулись рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и кадастровой стоимости.

Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов

Законом № 186-ФЗ изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.

Суд по интеллектуальным правам по первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав, а также споры о правах на (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ):

  • селекционные достижения,
  • топологии интегральных микросхем,
  • секреты производства (ноу-хау),
  • средства индивидуализации,
  • использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Напомним, что в прежней редакции п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ говорилось обо всех результатах интеллектуальной деятельности. Таким образом, из компетенции Суда по интеллектуальным правам изъяты, в частности, дела в области прав на произведения. Примечательно, что ВАС РФ с этим был не согласен.

Если нормативный правовой акт оспаривается в Суде по интеллектуальным правам, который входит в систему арбитражных судов, пошлину надо оплачивать, как и раньше, в размере 2000 руб.

Подведомственность споров об оспаривании кадастровой стоимости

Электронное правосудие

В будущем ВС РФ установит свой порядок представления документов в электронном виде и заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда. Вместе с тем осталась возможность подавать любые документы в суды в электронном виде (ч. 6 ст. 291.1, ч. 5 ст. 291.4, ч. 6 ст. 308.2 АПК РФ). Также Закон № 186-ФЗ сохранил ч. 3 ст. 75 АПК РФ, согласно которой в качестве письменных доказательств допускаются документы, полученные посредством электронной связи.

Формирование судебной практики

Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ. Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). В то же время суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

В целом судьба постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ пока неизвестна. Именно поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ обозначил, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления.

Прежде разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. В качестве исключений можно привести:

  • позиции Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей;
  • позиции Президиума ВС РФ, изложенные в ежеквартальных обзорах ВС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 11277/12 подтверждает свое мнение ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержден Президиумом ВС РФ 10.10.2012, без номера);
  • позиции ВС РФ, отраженные в его определениях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.04.2013 № А40-82956/12-129-538 подкрепляет свою позицию определением ВС РФ от 12.01.2010 № 5-В09-146.

Практика ВАС РФ отличается от практики ВС РФ не только в материально-правовой, но и в процессуальной части. Постановления Президиума ВАС РФ почти всегда содержали оговорку о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. В ней говорилось, что решения судов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и / или судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ, могут быть пересмотрены на основе приведенных правовых позиций.

Верховный Суд РФ такие оговорки в акты не включает, несмотря на то, что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ). Теперь же постановление Пленума или Президиума ВС РФ, определяющее или изменяющее практику применения правовой нормы, должно указывать на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

Переходные положения

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Мнение ВАС РФ

По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.

По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.

Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.

Заключение

Отныне придется учитывать практику судов общей юрисдикции. Причем как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по делам, находящимся в производстве арбитражных судов.

Общеизвестно, что арбитражные суды рассматривают налоговые дела, споры о привлечении к административной ответственности и т.д., то есть почти все дела, связанные с регулированием предпринимательской и иной деятельности. Те же дела, только в отношении физических лиц, рассматривают и суды общей юрисдикции. Прежде в арбитражных судах госорган и компания имели практически равные шансы на победу. Решения не в пользу чиновников в арбитраже не были редкостью. Так, ФАС Северо-Западного округа принял знаменательное решение о незаконности внеконкурсного выделения земельных участков стратегическим инвесторам Санкт-Петербурга (постановление от 15.05.2013 по делу № А56-71381/2012). В то же время суды общей юрисдикции более либеральны к исполнительной власти. И как в связи с этим будет развиваться практика – покажет только время.

Тот, кто никогда не сталкивался с государственными арбитражными судами, особенно в Москве, может быть сильно удивлен во время первого же заседания, когда узнает, что слушание по его делу может длиться всего 5 или 10 минут. За это время судья должен успеть проверить полномочия сторон, разъяснить им права, дать возможность представителям выступить по существу, а потом еще в репликах. Эдакий юридический пинг-понг.

Однако нельзя в этом обвинять судей, поскольку они работают в рамках сильнейшего временного прессинга. По статистике, средняя нагрузка на судью Арбитражного суда г. Москвы составляет 180 дел в месяц. То есть в среднем на одно дело (с учетом 40-часовой рабочей недели) приходится 1 час 7 минут. За это время судья должен принять дело к производству, провести предварительное и основное судебные заседания, а также, пользуясь профессиональным сленгом, отписать решение. Если судья нарушит сроки разбирательства, то это повлияет на оценку его работы. Для сравнения: средняя нагрузка на судей в США составляет 29 дел в год (2–3 дела в месяц). При этом нагрузка на российских судей еще и постоянно растет.

С одной стороны, конечно, хорошо, что правосудие в России доступно для всех и каждый может обратиться в суд по любому поводу. С другой – большая часть споров в арбитражных судах, на которые судьи тратят свое драгоценное время, по своей сути настоящими спорами не являются. Так, согласно статистике, в апелляционном порядке обжалуется только порядка 20–30% решений суда первой инстанции. Это означает, что должники, в принципе, понимают, что они должны заплатить деньги, но предпочитают сделать это как можно позднее.

Есть три простых способа, чтобы избавиться от подобного рода дел и разгрузить судей.

Первый: повысить размер государственной пошлины, чтобы истцы хорошенько думали, прежде чем подать иск, а ответчики понимали, что в случае проигрыша они заплатят не 200 000 руб. (это максимальный размер, установленный законом для возмещения государственной пошлины), а гораздо большую сумму. Скажем, размеры государственной пошлины в Швейцарии и Германии на порядок превышают ее размер в России.

Второй: помимо возмещения государственной пошлины проигравшая сторона должна возместить также юридические расходы второй стороны. Требовать возмещения таких расходов можно и сегодня, но сложности их доказывания (когда судья вольно или невольно сравнивает почасовую ставку юриста со своей месячной зарплатой) приводят к тому, что реально присуждается символическая сумма (даже по большим и сложным спорам в среднем не превышающая 300 000 руб.). А расходы на штатных юристов компаний, которые также ходят в суды и оплачиваются сторонами посредством заработной платы, вообще не возмещаются. Поэтому следует законодательно ввести шкалу возмещаемых юридических расходов, как это сделано в тех же Швейцарии и Германии, и тем самым исключить дискуссию относительно их обоснованности.

Третий: нужно развивать альтернативные способы разрешения споров, такие как третейское разбирательство, медиация и судебное посредничество. Однако третейская реформа 2016 г., которая была призвана повысить доверие предпринимателей к этому способу разрешения споров, с треском провалилась. Запретительная политика, проводимая Министерством юстиции РФ, привела к тому, что количество дел, передаваемых в третейские суды, уменьшилось почти в 10 раз. При этом количество дел, рассматриваемых в пяти постоянно действующих третейских судах, получивших благословение от государства, не превышает тысячи в год, т. е. составляет менее 0,1% от общего количества коммерческих споров, рассматриваемых в государственных арбитражных судах. Количество судебных посредничеств, судя по статистике, также мизерное. Для сравнения: в Китае действует около 150 третейских судов, которые рассматривают сотни тысяч дел в год, в США только по регламенту Американской арбитражной ассоциации проводится несколько сотен тысяч арбитражей.

Таким образом, нужно радикально менять подход к развитию альтернативных форм судебного разбирательства: отменить введенное арбитражной реформой административное регулирование, перенести контроль над третейским разбирательством на суды, одновременно при этом меняя подходы судов и к третейскому разбирательству, и к медиации. Суды должны не только формально напоминать сторонам о том, что они могут разрешить спор с помощью медиатора, но и наказывать, например, сторону, которая уклонилась от участия в процедуре медиации, возложением на нее судебных и юридических расходов вне зависимости от исхода рассмотрения дела по существу.

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Одной из структур судебной системы Российской Федерации выступают арбитражные суды. На них лежит объем работы, связанной с разрешением конфликтов при осуществлении экономической деятельности. Учитывая количество субъектов этой деятельности, становится понятным, что без арбитража в современном обществе государство действовать не может.

В статье рассказывается о том, что такое арбитражный суд и его функции. О целях, задачах, структуре, полномочиях.

Что такое арбитражный суд и для чего он нужен

Судебный арбитраж – это разветвленный, сложный аппарат в структуре государства, созданный для поддержания единообразного применения законодательства на территории государства. Правоотношения, требующие разрешения с участием судов чрезвычайно многообразны. Давно прошли времена, когда мудрый царь Соломон, или правитель Хаммурапи могли разрешать проблемы, возникавшие в современном им обществе.

В России приняты и действуют 21 кодекс – сводов законов, регулирующих отношения в различных сферах деятельности. При таком многообразии, не один, даже самый эрудированный судья, неспособен охватить, и досконально изучить содержащиеся в них нормативные положения, чтобы правильно применять на практике, при решении вопроса о том, кто прав, а кто виноват.

Это породило необходимость создания специализированных судов, сфера деятельности которых намерено сужена для того, чтобы сконцентрировать внимание судей на решении задач судопроизводства в отдельной сфере человеческой деятельности. О судах общей юрисдикции и уголовные – знают многие жители, а вот чем занимаются суды арбитражные, и кто подсуден им – далеко не все. Лишь те, кто вплотную сталкивается с предпринимательской деятельностью, поскольку главная задача этих судов – разрешение экономических споров.

В силу этого подсудность арбитражных судов определяется в соответствии с отношением субъектов к хозяйственной деятельности. Физлица, за редким исключением, арбитражным судам (АС) неподсудны. Преобладающий контингент посетителей этих учреждений – представители предприятий, государственных и муниципальных властных органов, индивидуальные предприниматели.

Сфера деятельности арбитражных судов Российской Федерации

Место АС в судебной системе РФ

Фасаховва Елена Александровна

Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

В качестве суда Высшей инстанции в порядке надзора поступившие в ВС РФ дела, касающиеся экономических споров, сначала рассматривается судьей ВС, а потом передается, либо не передается, на рассмотрение коллегии судей по экономическим спорам.

Описание простыми словами, какие функции выполняет

АС, являясь одной из ветвей судебной власти, призван исполнять свойственные ему функции. Функциями (полномочиями) наделены и две другие ветви госвласти – законодательная и исполнительная. У каждой из ветвей функции специфические, которые, по смыслу принципа разделения властей, не должны вторгаться в сферу полномочий друг друга. К сожалению, в России это не так, и судебная власть подчинена диктату власти исполнительной, возглавляемой Президентом.

Чтобы понять, в чем заключаются судебные функции, можно обратиться к иллюстрации, дающей представление о функциях рассматриваемой ветви власти, и сделать вывод о полномочиях, которыми наделены суды исполняющие арбитражные функции.

Специфическими функциями арбитража являются:

  1. Разрешение споров, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности и предпринимательства, правоотношений в сфере экономики.
  2. Профилактика правонарушений в указанной сфере.
  3. Анализ и статистический учет о количестве нарушений законодательства и возникновения конфликтных ситуаций.
  4. Реализация международного сотрудничества в сфере защиты экономических интересов на основе международных договоров и межправительственных соглашений.
  • проводить судебные разбирательства (очные и заочные), с соблюдением процедур судебного делопроизводства, основной целью которых является установление истины и разрешение спора;
  • разрешать конфликтные ситуации, связанные с осквернением деловой репутации юридического лица или предпринимателя;
  • пресекать незаконные действия/бездействия должных лиц муниципальной и госвласти, нарушающих права хозяйствующих субъектов;
  • рассматривать вопросы о признании банкротами ЮЛ, ИП и физлиц;
  • принудительно ликвидировать или реорганизовывать ЮЛ;
  • рассматривать вопросы, связанные с правом владения/распоряжения недвижимым имуществом (землями);
  • осуществлять взыскание долгов по налогам, которое не может быть осуществлено ФНС во внесудебном порядке.

Важная функция арбитража — участие в разрешении международных хозяйственных споров, в которых одной из сторон являются российские предприятия или организации. Арбитражный суд РФ может рассматривать споры, в которых участвуют иностранные ЮЛ, если место осуществления их деятельности территория России.

Сфера деятельности арбитражных судов в России

Ведя речь о сферах деятельности арбитража, следует понимать, что понимается спектр вопросов, которые суды уполномочены рассматривать и выносить правомочные решения. Исходя из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в абз.3 ч.1 ст. 2 ГК РФ вытекают полномочия АС в рассмотрении споров:

  • по договорам купли-продажи и поставки;
  • аренды земель и нежилой недвижимости;
  • договоров аренды (лизинга) движимого имущества;
  • по оказанию работ, услуг и подряда;
  • налоговым правоотношениям;
  • вопросам, связанным с кредитно-денежными отношениями;
  • по страхованию имущества;
  • проистекающих вследствие банкротства;
  • конфликтов, возникающих между хозяйствующим субъектом и органами (должностными лицами) контролирующих органов.

Субъектами правоотношений выступают юридические лица. Физические лица вправе обращаться в арбитражные суды в случае отказа государственного органа в регистрации в качестве ИП или отказа в регистрации юридического лица, в котором заявитель выступает учредителем.

Кроме ЮЛ, ИП и физлиц, в сферу деятельности АС могут включаться:

  • органы муниципальной власти;
  • госвласти регионального или федерального уровня;
  • общественные организации и объединения граждан, защищающих публичные интересы;
  • участвующие в судебных процессах прокуроры.


Какие экономические споры подведомственны арбитражному суду


Госпошлина за выдачу дубликата исполнительного листа

Участники арбитражного процесса, кто может обращаться

Круг участников разбирательство в арбитраже определен ст. 40 АПК РФ. К ним отнесены:

Главным действующим лицом является арбитражный суд, наделенный властными полномочиями. На него возложена организация и ведение процесса. Только арбитражный судья принимает решение о допуске к участию в деле других участников. В состав суда могут включаться судебные заседатели, хотя это не характерно для арбитражных процессов, однако, предусмотрено законом.

Лица, участвующие в деле:

  • стороны — истец и ответчик;
  • заявители;
  • заинтересованные лиц по делам особого производства и банкротства;
  • госорганы, полномочные лица органов местного самоуправления, представители граждан и организаций, с правом на обращение в суд;
  • третьи лица. Могут входить в состав участников в двух качествах:
  • с самостоятельными требованиями;
  • без самостоятельных требований.

Поскольку спор может возникнуть не только между двумя участниками отношений в экономической деятельности, то и истцов, и ответчиков может быть неограниченное число. И также не ограничено количество других лиц, отстаивающих собственные интересы или представляющих интересы по доверенности либо в силу служебного положения.

Кроме непосредственных участников, которые в той или иной степени заинтересованы в исходе разрешения спора в суде. АПК предусмотрены участники, без которых невозможно полноценное отправление правосудия, но которые не имеют личной заинтересованности: это технические специалисты, привлекаемыми к участию в процессе по мере необходимости:

  • свидетели;
  • переводчики;
  • эксперты;
  • специалисты – разновидность участников процесса, консультирующие судей по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, в которой обладают необходимыми познаниями. В этом отличие от экспертов;
  • помощники судьи;
  • секретари судебного заседания.

Арбитражное судопроизводство подчиняется принципу публичности и гласности. Означает, что в процессе рассмотрения дела по существу могут участвовать все желающие. В такой роли выступают официальные наблюдатели всевозможных общественных организаций и журналисты. Эти лица не имеют права вмешиваться в ход процесса, делать заявления или иным способом влиять на выносимое судом решение. Процессуальные полномочия этих лиц не закреплены в АПК РФ.

Система арбитражных судов, структура

Арбитражное судопроизводство представляет собой стройную систему органов, находящихся в иерархической подчиненности — начиная от низовых звеньев, которыми выступают суды субъектов федерации — областей, автономных округов, краев, автономных республик (насчитывается 84), до высшей инстанции – Верховного Суда РФ. До 2012 года эта функция принадлежала ВАС РФ.

Промежуточными звеньями между низовыми судами и ВС РФ выступают:

Апелляционные суды, в которых рассматриваются жалобы и протесты, принесенные на решение судов первой инстанции;

Окружные суды (10 на всю Российскую Федерацию). Выполняют роль кассационной инстанции, то есть – рассматривают и разрешают жалобы, поданные на решения судей во второй инстанции — апелляционных.

Рассмотрение арбитражных дел всегда происходит в порядке поступательного движения. Первоначально иски подаются в областные или краевые суды. При несогласии с принятым решением они начинают движение, проходя последовательно апелляционную и кассационную инстанции. Как правило, на этом участники процесса завершают спор. В исключительных случаях неразрешенные проблемы рассматриваются в коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Арбитражное судопроизводство важнейшее звено судебной ветви власти РФ, поскольку без нее нарушилось бы нормальное функционирование хозяйственной и производственной деятельности в стране. Количество экономических споров с каждым годом возрастает, поскольку постоянно расширяется и усложняется структура отношений в экономике.

В период существования СССР АС не придавалось значения, так как большинство субъектов экономической деятельности находились в государственной собственности. Возникающие конфликты регулировались на уровне министерств и ведомств, которым предприятия подчинялись или создавался третейский суд.

О такой сфере судебной деятельности как банкротство или разрешение споров, связанных с отказом в регистрации предпринимательской деятельности, реорганизации или закрытии частного предприятия, речи не шло.

Только возрождение частной собственности и капиталистических отношений в РФ вызвало к жизни необходимость в такой развернутой и многочисленной структуре, как арбитражное судопроизводство.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

Читайте также: