Рабочее место адвоката это

Обновлено: 13.05.2024

Понятие и сущность автоматизированного места юриста. Проблемы автоматизации планово-управленческих функций на базе персональных ЭВМ. Принципы создания, структура и ключевые компоненты автоматизированного места юриста. Необходимость доступа в Интернет.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.04.2012
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие и сущность автоматизированного места юриста

2. Принципы создания и структура автоматизированного места юриста

3. Компоненты автоматизированного места юриста

4. Доступ в Интернет

Список используемой литературы

Стало необходимо изучить предметную область, в которой решалась задача создания автоматизированного рабочего места. Для это первым этапом стало изучение и понимание основных принципов построения автоматизированных рабочих мест как таковых. Как выяснилось в ходе изучения этой области, проработке интерфейса стоит уделить немалое внимание. Плохо продуманный интерфейс может свести на нет желание работать с программой независимо от примененных аппаратно-программных средств для ее реализации.

Проблема автоматизации производственных процессов и процессов управления как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной. Необходимость автоматизации управления объясняется задачами облегчения труда управленческого персонала, и в частности юриста, сдерживанием, вызываемым развитием производства; усложнением производственных связей; увеличением объемов управленческой функции. Важную роль играет задача соответствия технической базы управления аналогичной базе производства, в отношении которого производится автоматизация.

На современном этапе автоматизации управления производством наиболее перспективным является автоматизация планово-управленческих функций на базе персональных ЭВМ, установленных непосредственно на рабочих местах специалистов. Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест (АРМ). Это позволит использовать систему людям, не имеющим специальных знаний в области программирования, и одновременно позволит дополнять систему по мере надобности.

1. Понятие и сущность автоматизированного места юриста

Наибольшее распространение в мире получили АРМ на базе профессиональных ПК с архитектурой IBM PC.

АРМ в основном ориентированы на пользователя, не имеющего специальной подготовки по использованию вычислительной техники. Основным назначением АРМ можно считать децентрализованную обработку информации на рабочих местах, использование соответствующих "своих" баз данных при одновременной возможности вхождения в локальные сети АРМ и ПК, а иногда и в глобальные вычислительные сети, включающие мощные ЭВМ.[1]

В настоящее время на очень многих предприятиях реализуется концепция распределенных систем управления народным хозяйством. В них предусматривается локальная, достаточно полная и в значительной мере законченная обработка информации на различных уровнях иерархии. В этих системах организуется передача снизу вверх только той части информации, в которой имеется потребность на верхних уровнях. При этом значительная часть результатов обработки информации и исходные данные должны храниться в локальных банках данных.

Для реализации идеи распределенного управления потребовалось создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе профессиональных персональных компьютеров. Например, в сфере экономики на таких АРМ можно осуществлять планирование, моделирование, оптимизацию процессов, принятие решений в различных информационных системах и для различных сочетаний задач. Для каждого объекта управления необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению.[2]

2. Принципы создания и структура автоматизированного места юриста

Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:

Поясним смыл каждого из указанных понятий.

Системность. АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.

Гибкость. Система приспособлена к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Устойчивость. Принцип заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам на создание и эксплуатацию системы.[3]

Функционирование АРМ может дать желаемый эффект при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которой является компьютер.

Hа производственных предприятиях АРМ являются важной структурной составляющей АСУ как персональное средство планирования, управления, обработки данных и принятия решений. АРМ - это всегда специализированная система, набор технических средств и программного обеспечения, ориентированного на конкретного специалиста - администратора, экономиста, инженера, конструктора, проектанта, архитектора, дизайнера, врача, организатора, исследователя, библиотекаря, музейного работника и множество других.

-непосредственное наличие средств обработки информации;

-возможность работы в диалоговом (интерактивном) режиме;

-выполнение основных требований эргономики: рациональное распределение функций между оператором, элементами комплекса АРМ и окружающей средой, создание комфортных условий работы, удобство конструкций АРМ, учет психологических факторов человека-оператора, привлекательность форм и цвета элементов АРМ и др.;

-достаточно высокая производительность и надежность ПК, работающего в системе АРМ;

-адекватное характеру решаемых задач программное обеспечение;

-максимальная степень автоматизации рутинных процессов;

-оптимальные условия для самообслуживания специалистов как операторов АРМ;

-другие факторы, обеспечивающие максимальную комфортность и удовлетворенность специалиста использованием АРМ как рабочего инструмента.[4]

Структура АРМ включает совокупность подсистем - технической, информационной, программной и организационной.

К информационной подсистеме относятся массивы информации, хранящейся в локальных базах данных, как правило, на дисковых накопителях. Сюда же относится и системы управления базами данных.

Программное обеспечение включает операционные системы, сервисные программы, стандартные программы пользователей и пакеты прикладных программ, выполненные по модульному принципу и ориентированные на решение определенного класса задач, обусловленного назначением АРМ. По мере необходимости в программное обеспечение включаются также пакеты программ для работы с графической информацией.

Организационное обеспечение АРМ имеет своей целью организацию их функционирования, развития, подготовки кадров, а также администрирования. К последнему относятся: планирование работы, учет, контроль, анализ, регулирование, документальное оформление прав и обязанностей пользователей АРМ.

Если устройство АРМ достаточно сложно, а пользователь не имеет специальных навыков, возможно применение специальных обучающих средств, которые позволяют постепенно ввести пользователя в среду его основного автоматизированного рабочего места. При реализации функций АРМ (т.е. собственно его функционировании) необходимы методики определения цели текущей деятельности, информационной потребности, всевозможных сценариев для описания процессов ее реализации.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) в большинстве своем созданы для технических профессий - инженеры, конструкторы и т.п. Сложившуюся ситуацию можно объяснить, прежде всего, назначением этих мест - они автоматизируют технические и графические операции, на выполнение которых человек тратит сравнительно много времени и как правило эти операции являются трудоемкими - расчет веса конструкции, расчет ее объема и т.д. Такой подход при создании рабочих мест сложно применим к АРМ для юристов, которые выполняют больше интеллектуально-логические операции, нежели технические. Тем не менее, в повседневной практики юристов есть множество операций, выполнение которых можно автоматизировать.[5]

3. Компоненты автоматизированного места юриста

АРМ для юристов может рассматриваться в качестве модульного многокомпонентного рабочего пространства, рассматриваемого в совокупности.

АРМ должно состоять из трех компонентов - само рабочее пространство, технический и программный компоненты.[6]

Модульность в рабочем пространстве представлена набором предметов мебели первой необходимости для повседневной работы. Минимальный набор будет выглядеть так.

1. Стол. В зависимости от специфики его положения в пространстве он может быть разных форм - классический прямоугольный, угловой с лунообразным вырезом т.д. Главное при выборе стола - это достать до любого предмета на столе вытянутой рукой, не нагибаясь к предмету.

2. Стул. При выборе данного предмета мы предлагаем не кресло руководителя, а так называемое операторское кресло, специально сконструированное таким образом, чтобы не давать нагрузку на спину и шею даже в течение многочасовой сидячей работы, чего не могут обеспечить кресла руководителей.

3. Шкаф, удобный для хранения бумаг, которые систематизированы по папкам или/и полкам.[7]

Понятие данного компонента охватывает и пространственную организацию техники и рабочего стола для левшей и для правшей, определяет пространственное положение рабочего места, учитывая не только психологические особенности человека в целом, но и предпочтения конкретного лица. К этому компоненту можно применить правила Фен-шуя, модного в современном мире направления в организации рабочего и жилого пространства.

Технический компонент состоит из нескольких модулей, каждый из которых находит свое выражение в конкретном техническом устройстве. Минимальный модульный набор предполагает:

1. Персональный компьютер (стационарный или мобильный).

Мобильный ПК более эффективное решение, это связано с его габаритами, что позволяет работать на одном и том же компьютере с уже настроенным под конкретного владельца программным обеспечением не только в офисе, но и дома, в командировке, где угодно.

В совокупности последние два устройства заменяют копировальный аппарат или три в одном - принтер-сканер-копир, но выбор зависит от личных пристрастий юриста, выбора открытой или закрытой архитектуры этих модулей.

4. Доступ в Интернет

автоматизированное рабочее место юрист

Качественный и быстрый доступ в Интернет, который необходим для оперативного обновления баз данных и/или программного обеспечения, деловой переписки и т.д.[8]

Программный компонент должен состоять из:

1.Программного обеспечения для автоматического заполнение типовых форм документов.

Прирост в скорости предположительно измеряется десятками процентов. Исследований по хронометражу заполнения бланков вручную и автоматизированным способом на персональном компьютере никто не проводил, однако последнее обладает рядом несомненных преимуществ - отсутствие проблем с пониманием почерка, отсутствие описок и грамматических ошибок.

2. Программное обеспечение в виде справочно-правовых системы (СПС). Существует ошибочное мнение, что справочно-правовые системы и есть АРМ для юристов, или же они способны функционально заменить их, понятие АРМ гораздо шире понятие СПС.

3. Программное обеспечение по созданию архивов баз данных по предыдущим делам или/и личной практики юриста.

Каждый юрист со временем нарабатывает свою практику, и этот модуль призван помочь юристам в систематизации и хранении этой практики, с возможностью быстрого поиска или анализа информации по этой базе данных.[9]

Модульность при построении АРМ для юриста предполагает, что их количество может быть увеличено, мы приводим лишь те модули, которые являются основой АРМ. Оптимальная комбинация модулей подбирается индивидуально под каждого юриста.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

В данной работе были рассмотрены и закреплены теоретические аспекты по автоматизированному месту юриста.

Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе профессиональных персональных компьютеров.

Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:

Также необходимо отметить, что структура АРМ включает совокупность подсистем - технической, информационной, программной и организационной.

Кроме того, АРМ должно состоять из трех компонентов - само рабочее пространство, технический и программный компоненты.

Таким образом, создание автоматизированного места юриста позволяет:

- сократить время на обработку информации;

- произойдет сокращение затрат на обработку информации;

- уменьшатся затраты времени на поиск необходимой информации;

- улучшится качества контроля и учета обрабатываемой информации;

- повысится эффективность работы юриста.

Список используемой литературы

1. Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных. / Под ред. В.В. Шуракова, Д.М. Дайитбегова, С.В. Мизрохи, С.В. Ясеновского. - М., 2005г.

2. Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической информации. / Под ред. В.С. Рожнова, В.Б. Либермана, Э.А. Умновой, Т.В. Воропаевой. - М., 2007г.

3. Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ. - М., 2006г.

4. Информатика и математика для юристов. Информационные ситемы : учеб. пособие для вузов. / Под ред. В. Д. Элькина. - М., 2003г.

5. Кантарь И.Л.. Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата. - М., 2002г.

6. Компьютерные технологии в кадровых службах. / Под ред. М.А. Винокурова, В.А. Пархомова. - М., 2004г.

7. Крайзмер Л.П., Кулик Б.А. Персональный компьютер на вашем рабочем месте. - М., 2003г.

8. Рассолов М.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учеб. Пособие. - М., 2006г.

9. Таскаев К.А. Универсальные принципы создания автоматизированного рабочего места юриста. - М., 2006г.

10. Шураков В.В. Автоматизированное рабочее место для статической обработки данных. - М., 2006г.

[1] Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных. / Под ред. В.В. Шуракова, Д.М. Дайитбегова, С.В. Мизрохи, С.В. Ясеновского. - М., 2005г. - С. 126.

[2] Шураков В.В. Автоматизированное рабочее место для статической обработки данных. - М., 2006г. - С. 76.

[3] Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической информации. / Под ред. В.С. Рожнова, В.Б. Либермана, Э.А. Умновой, Т.В. Воропаевой. - М., 2007г. - С. 211.

[4] Таскаев К.А. Универсальные принципы создания автоматизированного рабочего места юриста. - М., 2006г. - С. 159.

[5] Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ. - М., 2006г. - С. 104.

[6] Рассолов М.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учеб. Пособие. - М., 2006г. - С. 143.

[7] Информатика и математика для юристов. Информационные ситемы : учеб. пособие для вузов. / Под ред. В. Д. Элькина. - М., 2003г. - С. 67.

[8] Крайзмер Л.П., Кулик Б.А. Персональный компьютер на вашем рабочем месте. - М., 2003г. - С. 165.

[9] Кантарь И.Л.. Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата. - М., 2002г. - С. 77.

[10] Компьютерные технологии в кадровых службах. / Под ред. М.А. Винокурова, В.А. Пархомова. - М., 2004г. - С. 45.

Подобные документы

Особенности разработки автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе профессиональных персональных компьютеров с архитектурой IBM PC. Разработка АРМ заместителя директора по воспитательной работе в колледже. Выбор системы управления базой данных.

курсовая работа [2,2 M], добавлен 18.12.2015

Особенности и этапы создания автоматизированного рабочего места мастера строительно-монтажных работ. Рекомендации по применению информационных технологий в процессе автоматизации функций управления. Выявление проблем и недостатков в ИС цеха вентзаготовок.

дипломная работа [4,7 M], добавлен 30.08.2010

курсовая работа [1,7 M], добавлен 02.10.2010

Разработка и реализация автоматизированного рабочего места для менеджера по продажам компьютерной техники. Требования к функциональным характеристика программного изделия. Стадии и этапы разработки. Эксплуатационная документация, руководство оператора.

курсовая работа [686,9 K], добавлен 19.05.2014

Описание работы заместителя главы районной администрации, информационное, техническое и программное обеспечение его автоматизированного рабочего места. Особенности основных задач и функций специалиста. Общее и функциональное программное обеспечение.

реферат [41,2 K], добавлен 16.04.2014

Определение общих требований к организации автоматизированного рабочего места. Создание модели автоматизированного рабочего места менеджера фирмы "Информстиль". Разработка базы данных и описание алгоритма программы по учету продаж вычислительной техники.

дипломная работа [2,9 M], добавлен 03.07.2015

Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) главного энергетика ЭСХ ОФ ОАО "Шахта "Заречная" для сбора, просмотра и анализа данных показателей электроснабжения с объектов предприятия. Функциональная схема АРМ, модели функциональных отношений.

Понятие и структура адвокатуры РФ

В течение всего периода становления адвокатуры ее роль в государстве и системе органов государственной власти была особой. Этот институт не является государственным, но при этом невозможно представить систему правосудия без адвокатуры. Закон об адвокатуре предусматривает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре).

Определение понятия адвокатской деятельности содержится в п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Необходимость адвокатуры закреплена конституционно: ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а также предоставление такой помощи бесплатно в установленных законом случаях.

Применительно к уголовному процессу Конституция РФ предусматривает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ).

Реализация указанного права заключается в том, что даже в случае, если у гражданина нет возможности оплатить помощь адвоката (защитника), такой защитник предоставляется ему в порядке ст. 51 УПК РФ. Отказ от защитника возможен только в порядке ст. 52 УПК РФ.

В целом можно утверждать, что основными признаками института адвокатуры являются его независимость от государства, законодательное признание необходимости данного института, осуществление деятельности квалифицированными специалистами на профессиональной основе.

С вопросом независимости адвокатуры связано понятие адвокатской тайны. Любые сведения, полученные адвокатом в связи с предоставлением юридической помощи, составляют адвокатскую тайну (ст. 8 Закона об адвокатуре). Адвокатскую тайну можно рассматривать и как гарантию доверия к адвокату со стороны доверителя, и как гарантию независимости адвоката — никто не может требовать разглашения адвокатской тайны.

Адвокатура существует как отдельный, независимый от государства институт, но при этом законодательно предусмотрено ведение реестра адвокатов и система самоуправления адвокатуры.

Реестр адвокатов ведется территориальным органом исполнительной власти в области юстиции (п. 1 ст. 14 Закона об адвокатуре). Все лица, которым присвоен статус адвоката , включаются в указанный реестр. Таким образом, всегда возможно проверить наличие статуса адвоката у конкретного лица.

Предусмотрено обязательное объединение адвокатов в рамках негосударственной некоммерческой организации — адвокатской палаты субъекта РФ (ст. 29 Закона об адвокатуре). В каждом субъекте РФ может быть организована только одна палата. Все адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ (ст. 35 Закона об адвокатуре).

Каждый адвокат , являясь членом адвокатской палаты субъекта РФ, может осуществлять деятельность в одной из предусмотренных законом форм (ст. ст. 20 — 24 Закона об адвокатуре): адвокатский кабинет, коллегия адвокатов , адвокатское бюро, юридическая консультация.

Будучи членом только одной адвокатской палаты, адвокат при этом вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (п. 5 ст. 9 Закона об адвокатуре).

Кто может осуществлять адвокатскую деятельность?

Адвокатом является только лицо, получившее в установленном порядке право осуществлять адвокатскую деятельность (ст. 2 Закона об адвокатуре). Лицо, получившее статус адвоката , не имеет права вступать в трудовые отношения в качестве работника, а также занимать государственные должности, должности субъектов РФ, муниципальные должности. Исключение составляют научная, преподавательская, творческая деятельность, работа в качестве руководителя адвокатского образования, работа на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов , общероссийских и международных объединениях адвокатов .

Для приобретения статуса адвоката необходимо сдать экзамен квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта РФ. Лицо, претендующее на статус адвоката , должно соответствовать следующим требованиям (ст. 9 Закона об адвокатуре):

— наличие высшего юридического образования (по аккредитованной программе) или ученой степени по юридической специальности;

— стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет или в качестве стажера адвоката в течение от 1 года до 2 лет (п. 1 ст. 28 Закона об адвокатуре);

Примечание. виды деятельности, включаемые в стаж работы по юридической специальности, установлены п. 4 ст. 9 Закона об адвокатуре.

Примечание. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

Примечание. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок допуска к квалификационному экзамену установлен ст. 10 Закона об адвокатуре. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценке знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов (ст. 11 Закона об адвокатуре; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката , утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 25.04.2003 (протокол N 2), Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования), утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 28.01.2016).

Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год.

Статус адвоката присваивает квалификационная комиссия (в срок не более трех месяцев со дня подачи заявления), для вступления в силу решения о присвоении статуса адвокат должен принять присягу.

Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката (п. 3 ст. 12 Закона об адвокатуре).

Основания приостановления и прекращения статуса адвоката предусмотрены ст. ст. 16, 17 Закона об адвокатуре.

Порядок привлечения адвоката к участию в судебном процессе

По общему правилу адвокат представляет интересы доверителя на основании заключенного соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25 Закона об адвокатуре). Соглашение может быть заключено как в интересах доверителя, так и в интересах указанного им лица.

Участие адвоката в разных видах судебного процесса имеет свои особенности, в том числе связанные с обязательным участием адвоката или защитника.

Участие адвоката в уголовном процессе

В уголовном процессе адвокат может участвовать в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя (ст. 45 УПК РФ), а также защитника (ст. 49 УПК РФ). Такое участие возможно на основании соглашения или в рамках обязательного участия адвоката .

Примечание. Обязательное участие адвоката в уголовном процессе чаще всего связано с выступлением в качестве защитника. Но предусмотрен случай обязательного участия адвоката как представителя потерпевшего: по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В этом случае участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом ( ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ).

Наиболее существенной является роль адвоката в уголовном процессе в качестве защитника, так как по общему правилу в качестве защитников допускаются именно адвокаты . Закон предусматривает исключение из указанного правила: по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

Можно утверждать, что защитник является самостоятельной процессуальной фигурой в уголовном процессе, действует в интересах подзащитного, но от своего лица. Полномочия защитника в рамках уголовного дела предусмотрены ч. 1 ст. 53 УПК РФ.

С важностью роли адвоката — защитника в уголовном процессе связана невозможность отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ч. 7 ст. 49 УПК РФ).

Существенным моментом, связанным с участием адвоката в уголовном процессе, является наличие случаев обязательного участия защитника. Как уже было сказано выше, право на помощь защитника гарантировано ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

— подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

— лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

— обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ;

— подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме в порядке, установленном гл. 32.1 УПК РФ.

Выше обращалось внимание на значение адвокатской тайны как гарантии независимости адвоката . УПК РФ закрепляет следствие из указанного правила: адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему в связи с обращением за оказанием к нему юридической помощи (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Важно также знать, что тайну составляют и данные предварительного расследования: защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования защитник несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ (ч. 3 ст. 53 УПК РФ).

Также необходимо упомянуть, какие документы являются основанием для допуска адвоката к участию в уголовном процессе. Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера (ч. 4 ст. 49 УПК РФ). Форма ордера утверждена Приказом Минюста России от 10.04.2013 N 47.

На практике возникают случаи, когда адвокату , помимо ордера и адвокатского удостоверения, требуется предъявление иного документа. Так, при посещении подзащитного, находящегося под стражей, адвокаты сталкиваются с необходимостью предоставить постановление следователя о допуске адвоката к защите. Указанный подход поддерживается судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2016 по делу N 33а-16240/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу N 33а-15386/2016).

Участие адвоката в гражданском процессе

Преимущественно участие адвоката в гражданском процессе осуществляется на основании соглашения с доверителем. Адвокат может представлять интересы любых лиц, участвующих в деле. Законом не предусмотрено монополии адвокатов на представление интересов в гражданском процессе — представителями в суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (за исключением лиц, указанных в ст. 51 ГПК РФ).

Случаи обязательного участия адвоката в гражданском процессе менее распространены, чем в уголовном процессе, но они тоже существуют.

Так, суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Адвокат , назначенный судом в качестве представителя ответчика, вправе обжаловать судебные постановления по данному делу (ст. 50 ГПК РФ).

Важно учитывать, что адвокат , действующий на основании соглашения в гражданском процессе, является представителем своего доверителя, а не самостоятельной процессуальной фигурой, все действия он совершает не от своего имени, а от имени представляемого им лица.

Полномочия адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 5 ст. 53 ГПК РФ).

Однако ордер не дает права на совершение всех действий от имени доверителя. Некоторые полномочия (указанные в ч. 1 ст. 54 ГПК РФ) могут быть подтверждены только доверенностью. В связи с этим в гражданском процессе часто бывает целесообразным подтверждение полномочий адвоката одновременно ордером и доверенностью.

Участие адвоката в арбитражном процессе

В арбитражном процессе адвокат также участвует в качестве представителя одной из сторон на основании соглашения. Как и в гражданском процессе, здесь отсутствует адвокатская монополия на представление интересов: представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе (ч. 3 ст. 59 АПК РФ).

Участники арбитражного процесса являются субъектами предпринимательской деятельности, которые принимают на себя соответствующие риски в связи с ведением этой деятельности. Следствием этого является то, что арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает обязательного участия адвоката в процессе (участие адвоката по назначению). Выбор представителя является исключительно прерогативой сторон.

В доверенности должны быть перечислены все полномочия, в том числе (как и в гражданском процессе) те, которые могут быть подтверждены только путем выдачи доверенности (ч. 2 ст. 62 АПК РФ).

Участие адвоката в административном производстве

Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

По общему правилу в рамках административного судопроизводства вступление адвоката в процесс осуществляется по инициативе доверителя на основании соглашения.

В данном виде судопроизводства предусмотрены случаи обязательного участия адвоката (ч. 4 ст. 54 КАС РФ). Адвокат назначается в качестве представителя, если представитель отсутствует у следующих лиц:

— административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

— административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

— в других предусмотренных федеральным законом случаях (например, при решении вопроса о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке — ч. 6 ст. 277 КАС РФ).

Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, также доверенностью (ч. 4 ст. 57 КАС РФ). При этом ряд полномочий (ч. 2 ст. 56 КАС РФ) может быть предусмотрен только в доверенности.

Участие адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

В вопросе 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015) Верховный Суд РФ указал, что анализ ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что она носит общий характер и распространяет свое действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, при применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ следует иметь в виду, что данная норма, в отличие от требований гражданского процессуального законодательства, не содержит положений о необходимости подтверждения полномочий адвоката на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях заверенной в установленном порядке доверенностью, а право адвоката на подписание и подачу таких жалоб может быть подтверждено только ордером на исполнение поручения без дополнительного подтверждения этих полномочий в доверенности.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Положение о порядке работы помощника адвоката (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 27 мая 2020 г., протокол № 14)


Обзор документа

Положение о порядке работы помощника адвоката (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 27 мая 2020 г., протокол № 14)

1. Помощник адвоката - лицо, оказывающее адвокату содействие в осуществлении им профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Работа в качестве помощника адвоката осуществляется на основании трудового договора и регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

2. Помощником адвоката может быть лицо, имеющее высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, не признанное недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке и не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

3. Трудовая деятельность помощника адвоката осуществляется в коллегии адвокатов, адвокатском бюро, юридической консультации или при адвокате, являющемся учредителем адвокатского кабинета.

Помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - с адвокатом, который является по отношению к данному лицу работодателем.

В случае работы помощника адвоката в коллегии адвокатов, адвокатском бюро, юридической консультации трудовой договор с помощником заключается лицом, уполномоченным на принятие работников на работу и увольнение работников с работы в данном коллективном адвокатском образовании или в его обособленном подразделении.

Примерный трудовой договор с помощником адвоката утверждается Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (Приложение № 2 к настоящему Положению)).

4. Лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным в пункте 2 настоящего Положения, и желающее работать помощником адвоката, обращается в одно из адвокатских образований или к одному из адвокатов, осуществляющих свою деятельность в адвокатском кабинете, с заявлением о принятии его на работу в качестве помощника адвоката.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- трудовая книжка (подлинник) либо электронная трудовая книжка;

- анкета с биографическими сведениями;

- документ (диплом) о наличии высшего юридического образования либо о наличии незаконченного высшего или среднего юридического образования (подлинник и заверенная копия);

- справка об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления (подлинник);

- иные документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагается заверенная копия Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, содержащая страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

При подаче заявления о приеме на работу в качестве помощника адвоката лицо обязано предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

5. Если работодателем помощника адвоката является коллегия адвокатов, или адвокатское бюро, или юридическая консультация, взаимоотношения между адвокатским образованием и адвокатом, деятельность которого будет обеспечивать помощник адвоката, включая размер и порядок внесения денежных сумм, перечисляемых адвокатом адвокатскому образованию для компенсации расходов, связанных с работой помощника адвоката, регулируются договором между адвокатским образованием и соответствующим адвокатом.

6. В случае работы в коллегии адвокатов, адвокатском бюро, юридической консультации помощник адвоката может обеспечивать деятельность одного адвоката или одновременно нескольких адвокатов.

При этом адвокат или адвокаты, деятельность которых обеспечивает помощник адвоката, должны быть персонально указаны в трудовом договоре помощника адвоката.

7. Удостоверение помощника адвоката выдается ему адвокатским образованием или адвокатом, являющимся учредителем адвокатского кабинета, при которых работает помощник адвоката.

Форма удостоверения помощника адвоката утверждается Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (Приложение № 1 к настоящему Положению).

8. Адвокат, которому оказывает содействие помощник адвоката, обязан:

- разъяснять, какие сведения составляют адвокатскую тайну;

9. Помощник адвоката обязан:

- хранить адвокатскую тайну.

10. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью.

11. Помощник адвоката вправе посещать занятия (включая дистанционные), организуемые адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации для адвокатов и стажеров адвокатов.

Больше расходов и своя тайна: что дает статус адвоката

По данным Федеральной палаты адвокатов сейчас в России более 82 000 адвокатов. Сколько юристов без этого статуса – можно судить лишь примерно. В 2017 году Юрий Пилипенко, президент ФПА, говорил, что ежегодно отечественные юрфаки выпускают 150 000 специалистов. Через два года ту же цифру называл Жунус Джакупов, председатель правления экспертного центра Ассоциации юристов России. Тогда же министр юстиции Александр Коновалов отмечал, что почти 40% людей с юридическим образованием не работают по специальности.


В любом случае юристов явно больше, чем адвокатов. В интернете периодически обсуждают, важен ли адвокатский статус для клиентов и нужно ли его получать, если не работаешь по уголовным делам.

Когда в уголовный процесс пускают юристов


Для меня вопрос, чем заниматься после того, как я перестал быть следователем, не стоял. Я знал, что хочу работать адвокатом, защищать людей. Для защиты подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам статус адвоката фактически обязателен, поэтому я и был настроен на его получение.

Андрей Гривцов, старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании ×

Сила адвокатской тайны

  • УПК: адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
  • АПК: не подлежат допросу в качестве свидетелей представители по гражданскому и иному делу об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителей.
  • ГПК: не подлежат допросу в качестве свидетелей представители по гражданскому или административному делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника.
  • КАС: не подлежат допросу в качестве свидетелей представители и защитники по уголовному делу, по делу об административном правонарушении, представители по гражданскому делу, по административному делу об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей.


Если, к примеру, в адвокатском образовании не принято положение по работе с адвокатской тайной, это, конечно, не очень хорошо. Но режим конфиденциальности от этого не пострадает: сведения как относятся к адвокатской тайне, так и будут к ней относиться.

Кирилл Коршунов, адвокат и медиатор

На адвокатские запросы отвечают хорошо, но не банки

У любых госорганов или частных организаций адвокат может запросить информацию, которая нужна для оказания юрпомощи. А те в течение 30 дней должны ответить письменно. Если времени не хватает, срок можно продлить еще на месяц. Игнорировать адвокатский запрос нельзя. За это должностное лицо могут оштрафовать на 5000–10 000 руб.

Коршунов говорит, что на такие запросы отвечают обычно даже быстрее, чем указано в законе. Единственные, кто реагирует плохо – банки. Даже если запрашиваешь у них какие-то нейтральные сведения, например, средние ставки по краткосрочным кредитам в валюте, они ссылаются на банковскую тайну, рассказывает адвокат. Проблемы с кредитными организациями по этому вопросу возникали и у Глушакова. По его словам, адвокатский запрос не поможет добыть и личные данные граждан.


Ордер вместо доверенности – работает, но не всегда

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, который выдает соответствующее адвокатское образование, сказано в ГПК и КоАП. В КАС дополнительно закреплено, что в отдельных случаях адвокату нужна доверенность. В АПК формулировка совсем другая: полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.

Иногда с ордерами возникают проблемы. Так, в конце 2018 года Верховному суду пришлось напоминать, что ордер удостоверяет все процессуальные права адвоката-защитника по КоАП. В том числе и право на обжалование. Ордер – это удобно, потому что клиенту не надо тратиться на нотариуса, как в случае с доверенностью. Бывает, доверенность потерялась или истек ее срок, а сделать новую человек не успевает. Тогда выручает ордер, указывает Радченко.

Как адвокатам помогают палаты

В каждом регионе России есть своя адвокатская палата. Сейчас больше всего адвокатов объединяют палаты Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Ростовской области.


Самые малочисленные – палаты Ненецкого и Чукотского автономных округов, Республики Алтай и Еврейской автономной области.


Для многих адвокатов региональная палата – самый удобный способ обучения, общения и даже развлечения в профессиональном кругу, говорит Глушаков. Хотя сам он предпочитает повышать квалификацию на платных курсах и признается, что на участие в общественной жизни корпорации просто не хватает времени.

У статуса есть и другие плюсы


Зазулин среди плюсов адвокатского статуса называет тесную связь с адвокатскими объединениями, в том числе коллегиями, возможность развиваться в их рамках и стать членом органов самоуправления.

За нарушение этики можно остаться без статуса

В отличие от юристов у адвокатов есть Кодекс профессиональной этики. Если его не соблюдать, могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Существует всего три наказания: замечание, предупреждение и прекращение статуса. Последнее используется нечасто. Пожалуй, самые известные недавние случаи –


В КПЭА установлен запрет на предательство клиента – нельзя перебежать на сторону оппонента, нельзя использовать информацию, полученную от клиента, против него и так далее. По моему мнению, этого запрета должен придерживаться любой представитель вне зависимости от статуса. Но у адвокатов сдерживающий фактор гораздо сильнее. За предательство клиента, скорее всего, последует прекращение статуса.

Кирилл Коршунов, адвокат и медиатор

Прекращение статуса по отдельным основаниям теперь закрывает доступ в суд в качестве представителя. Исключение – законное представительство. Например, если экс-адвокат выступает как представитель своего несовершеннолетнего ребенка.

  • вступление в законную силу приговора о признании виновным в совершении умышленного преступления;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей адвоката перед доверителем;
  • нарушение Кодекса профессиональной этики адвоката;
  • незаконное использование или разглашение информации, связанной с оказанием юрпомощи доверителю;
  • систематическое несоблюдение требований закона к адвокатскому запросу.

Источник: абзац второй п. 3 ст. 17 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Радченко признается, что ему как адвокату приходится все время быть сдержанным.


Если оппонент не-адвокат в судебном заседании себя ведет по-хамски, оскорбляет меня и моего доверителя при полном равнодушии суда (такие случаи были), я не могу отвечать тем же. Хотя иногда очень хочется. Я в любом случае обязан вести себя спокойно и с достоинством, как бы тяжело это ни было.

Налоги, взносы и другие минусы статуса

Адвокатам приходится тратиться больше, чем юристам. Среди допрасходов встречается плата за организацию и проведение экзамена на статус адвоката. В Москве такой взнос составляет 10 000 руб., а на Камчатке – целых 40 000 руб.

В любой палате ежемесячно нужно платить членские взносы, их размер непросто найти на сайтах палат. Например, в Московской области это 1400 руб., а в Москве – 1350 руб. В Башкирии суммы разнятся: те, кто состоят в коллегиях или бюро, платят 1650 руб., а адвокаты-кабинетчики – 2600 руб.

Такой большой разброс Нвер Гаспарян объясняет тем, что определение размера обязательных отчислений – исключительная компетенция региональной адвокатской палаты.


Разница в так называемых вступительных взносах объясняется региональными особенностями и численностью палат, их финансовыми потребностями, разным материальным благополучием регионов. В некоторых палатах адвокаты завышают взнос за первый месяц членства, руководствуясь протекционистскими соображениями: беспрепятственный прием новых членов может оставить их без работы.

Нвер Гаспарян, советник ФПА

Болдинова также напоминает о взносах на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Адвокат, как и ИП, платит их сам, а за трудоустроенного юриста рассчитывается работодатель. Гришин замечает, что адвокату нельзя быть участником хозяйственных обществ и руководить ими.


Кроме того, адвокаты должны работать в уголовных делах по назначению, напоминает он. Подозреваемый или обвиняемый может сам выбрать защитника, а может воспользоваться помощью того адвоката, которого предоставит государство. Адвокат по назначению полагается в отдельных случаях в гражданском и административном процессе. Например, для ответчика, место жительства которого не известно.

А к кому идут клиенты?

Ситуация коренным образом изменилась с начала массового выпуска персональных компьютеров. Сейчас уже трудно представить какое бы то ни было производство, функционирующее без применения персональных компьютеров. Исключением не стала и правовая область, где повсеместно с деятельностью законотворческих, исполнительных и правоохранительных органов внедрялись компьютерные системы. Идеальным средством для их внедрения как раз и стали автоматизированные рабочие места специалистов.

Автоматизированное рабочее место – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых ему документов и данных.

Также автоматизированное рабочее место определяют как диалоговую человеко-компьютерную систему, представляющую собой организованную продуктивную среду по обработке информации, представленную методическими, организационно-правовыми, лингвистическими, программными, технологическими, эргономическими средствами, обеспечивающими реализацию профессиональных функций исполнителя (руководителя, специалиста) конкретной предметной области непосредственно на его рабочем месте.

Автоматизированное рабочее место – комплекс аппаратных и программных средств, организационных приемов, увязанных единой технологией, ориентированной на реализацию определенных проблем конкретной предметной области, а также регламентирующих документов и инструктивно-методических материалов.

Понятие АРМ устоялось еще неокончательно. Так, иногда под АРМ юриста понимают рабочее место, оборудованное всеми аппаратными средствами, необходимыми для выполнения определенных функций.

Анализируя приведенные определения, авторы считают необходимым предложить собственное определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает суть данного понятия.

Автоматизированное рабочее место юриста – комплекс специально организованных данных, разных по своему целевому назначению и составу программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для реализации профессиональных функций юриста непосредственно на его рабочем месте.

Функционирование АРМ активизирует творческую активность, интенсифицирует деятельность, способствует повышению исполнительской дисциплины сотрудников системы органов МВД РФ всех уровней. Так, в большинстве случаев автоматизация рабочего места сотрудника МВД РФ предусматривает:

· операции по поиску правовой информации различными методами и способами;

· проведение вычислительных операций при минимальном вмешательстве человека, например, проведение статистической обработки имеющихся данных;

· сбор, контроль, фиксацию, передачу, обработку, хранение и визуализацию различных по форме, типу и структурированности сведений (в т.ч. необходимых показателей) в информационном пространстве различными способами и методами;

· редактирование и оформление результатов работы, а также их вывод в нужной форме на соответствующие носители;

· сокращение сроков подготовки и улучшение качества управленческих решений;

Существует несколько основных признаков классификации автоматизированных рабочих мест.

АРМ подразделяют на индивидуальные и корпоративные. Стоит заметить, что корпоративные АРМ подразумевает под собой конкретное выделение функций руководства и более четкие требования к методам организации работы пользователей, вплоть до внедрения отдельных правил для всего численного состава пользователей этого АРМ.

По типу решаемых задач выделяют информационные, операционные и интеллектуальные АРМ.

Информационные АРМ позволяют решать задачи классификации, сбора, структурирования, корректировки, архивации, поиска, отбора и выдачи информации в нужной форме. Для всех вышеперечисленных задач характерны простые вычислительные и логические процедуры. В связи с тем, что информационные задачи являются наиболее затратными по времени и трудоемкими по своему выполнению, именно они занимают большую часть рабочего времени специалистов-пользователей АРМ.

Операционные АРМы решают в основном операционно-вычислительные и/или логические задачи. В свою очередь, их подразделяют на два типа: полностью и частично формализованные. Задачи первого типа решаются с использованием формальных алгоритмов, реализующих либо методы прямого счета, либо основанные на известных математических методах. Реализация задач второго типа осуществляется с использованием специального инструментария (методов и алгоритмов эвристического программирования, нейроматематики, нейроалгоритмов, нейросетевых решений и т.п.).

Интеллектуальные АРМ призваны решать задачи, связанные с семантической обработкой информации (текстовой, речевой, фото- и видеоинформации).

Типология АРМ также зависит от пользовательских потребностей, опыта работы и типа взаимодействия специалиста с компьютером. При разработке интерфейсов широкое распространение получили следующие методы организации режима диалога: выбор действий и/или функций из предлагаемого меню; выполнение функций, перечень и последовательность которых прописываются средствами командного языка, комбинированный режим (меню в сочетании со средствами командного языка).

Помимо указанного, активное взаимодействие специалиста с персональным компьютером может обеспечиваться при помощи применения специальных диалоговых языков, языков разметки, а также речевых диалоговых систем.

Эффективность применения любого из перечисленных средств обусловлена не только простотой и удобством реализации проектных и программных решений, но и требованиями к организации диалога, учитывающего лингвистический, психологический и эргономический факторы.

Сегодня уже известны речевые диалоговые системы, непосредственно встроенные в компьютер. Они способны адаптироваться и к голосу специалиста-пользователя, и к определенной профессиональной, а также специализированной лексике предметной области, являясь, по сути, самообучающимися системами с характерными компонентами искусственного интеллекта. Кроме того, они способны содержать в себе способы защиты и блокировки информационных данных от несанкционированного доступа. Голосовой интерфейс имеет ряд приоритетных позиций: соотносится с наиболее естественной формой общения, обеспечивает оперативное взаимодействие с системой, не предусматривает посредников в виде промежуточных носителей и средств, обладает простотой в освоении специалистом-пользователем определенной профессиональной, а также специализированной лексики предметной области.

Также рассматриваемая типология предусматривает деление АРМ по степени зависимости, а именно: автономные, полуавтономные и распределенные.

Автономные АРМ характеризуются замкнутым циклом обработки информации и используют собственные внутренние ресурсы. Первые системы такого типа строились на базе мини-ЭВМ и/или микро-ЭВМ, а в настоящее время создаются на основе персональных компьютеров. Автономные АРМ обеспечивают независимость и самостоятельность в работе исполнителя, простоту структуры комплекса технических средств. К числу их недостатков следует отнести дублирование информации в различных местах ее обработки, трудоемкость поддержания целостности данных и обеспечения их непротиворечивости.

Полуавтономные АРМ для решения некоторых задач используют наряду с собственными внешние ресурсы. Как правило, они функционируют либо в автономном режиме, либо в режиме связи с внешними источниками данных. Строятся они на той же технической базе, что и автономные, но дополняются средствами связи с более мощными вычислительными ресурсами (в виде аппаратуры приема-передачи данных).

Распределенные АРМ функционируют в режиме телекоммуникационной связи с центральным информационно-вычислительным комплексом. Удаленные от головного компьютера рабочие места могут быть технически реализованы либо как абонентские пункты обработки данных, либо как дисплейные комплексы с клавиатурой, подключенные в качестве терминального средства к центральной ЭВМ посредством локальной или глобальной сети, либо как рабочие станции (клиенты).

В наше время современных технологий, все более требовательного подхода человечества к автоматизированным системам, в частности, к их быстроте и удобству использования, на наш взгляд, следует рассмотреть еще один вариант типологии АРМ – так называемые мобильные или виртуальные автоматизированные рабочие места (ВАРМ). Под этим подразумевается организация единого информационного пространства, архива данных, электронного документооборота, подключение к сети Интернет, гарантия качественной защиты информации и телекоммуникационных каналов. Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий рабочее место рассматривается не как персональный компьютер, на котором производится работа, а как средство связи с информационной системой.

Формирование ВАРМ происходит автоматически при входе в базу информации при условии введения определенного идентификатора и пароля в рамках механизма электронного документооборота.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой комплекс технических и программных средств автоматизации профессиональной деятельности.

Читайте также: