Птср по стадиям в психологической судебной экспертизе
Обновлено: 16.05.2024
ГОСТ Р 57344-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Термины и определения
Forensic psychology examination. Terms and definitions
* По данным официального сайта Росстандарта и ИУС 4-2016 ОКС 01.040; 01.040.01,
здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2017-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации" совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского" Минздрава России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 134 "Судебная экспертиза"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области судебно-психологической экспертизы.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения, применяемые в судебно-психологической экспертизе. Стандарт предназначен для применения лицами, проводящими судебно-психологические экспертизы.
Требования стандарта распространяются как на государственных судебных экспертов, так и на негосударственных судебных экспертов. Термины обязательны для применения при использовании в документации, относящейся к судебно-психологической экспертизе, при проведении работ по стандартизации.
2 Термины и определения
Общие понятия судебно-психологической экспертизы
1 судебно-психологическая экспертиза; СПЭ: Одна из основных форм применения специальных психологических знаний в судопроизводстве, часть судебной психологии как раздела юридической психологии.
2 объект судебно-психологической экспертизы: Психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.
3 юридически значимая ситуация: Юридически значимый период времени, в котором протекает подвергаемая экспертному исследованию психическая деятельность подэкспертного лица.
Примечание - Юридически значимым периодом времени в уголовном процессе являются предкриминальная, криминальная, посткриминальная, следственная, судебная ситуации, в гражданском процессе - досудебная, судебная, постсудебная.
4 предмет судебно-психологической экспертизы: Фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов, представленных на исследование.
5 специальные знания, необходимые для проведения СПЭ: Психологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение.
Примечание - Специальные знания получаются в результате специальной профессиональной психологической подготовки, они должны быть внедрены в практику судебной экспертизы.
6 метод судебно-психологической экспертизы: Метод экспертного исследования, характеризующийся универсальностью и применяющийся в производстве всех видов и подвидов психологической экспертизы и на всех ее стадиях.
Примечание - К общим методам относятся: наблюдение, беседа, психодиагностические методы, метод ретроспективного психологического анализа материалов дела.
7 методика судебно-психологической экспертизы: Методика психодиагностического исследования, характеризующаяся валидностью и надежностью, рекомендованная и внедренная в практику судебной экспертизы.
Предметные виды СПЭ в уголовном процессе
8 индивидуально-психологические особенности обвиняемого; ИПО обвиняемого: Собирательное понятие, включающее особенности темперамента, характера, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер, направленность личности, социокультурно обусловленные ценностные ориентации, особенности смыслового восприятия различных ситуаций, познавательной деятельности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования.
9 существенное влияние индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на криминальное поведение: Такое влияние, при котором индивидуально-психологические особенности обвиняемого ограничивают его способность к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков.
Примечание - Ограничение выражается в неспособности в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения инкриминируемых ему деяний.
10 аффект у обвиняемого: Эмоциональная реакция, которая возникает внезапно у обвиняемого и на высоте своего развития резко ограничивает его способность к осознанно-волевой регуляции своих криминальных действий.
11 физиологический аффект: Стремительно и бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, возникающая у обвиняемого внезапно в ответ на психотравмирующее воздействие со стороны потерпевшего, сопровождающаяся частичным сужением сознания и нарушениями произвольной регуляции действий.
12 кумулятивный аффект: Выраженная эмоциональная реакция, возникающая у обвиняемого внезапно в длительной психотравмирующей ситуации, связанной с поведением потерпевшего, и представляющая собой разрядку накопленного эмоционального напряжения.
Примечание - При кумулятивном аффекте разрядка накопленного эмоционального напряжения может протекать как реакция взрывного характера и как резкое нарастание эмоционального напряжения, сопровождающиеся частичным сужением сознания и нарушениями произвольной регуляции действий.
13 эмоциональное состояние, оказавшее существенное влияние на сознание и поведение: Эмоциональное напряжение, возникающее не внезапно, однако обусловленное психотравмирующим воздействием со стороны потерпевшего или длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего, и ограничивающее способность обвиняемого к осознанно-волевой регуляции своих криминальных действий.
14 психическое состояние матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка: Психическое состояние обвиняемой в момент совершения убийства новорожденного ребенка, которое выражается в форме психического расстройства, не исключающего вменяемости, или в форме повышенной эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией.
15 состояние повышенной эмоциональной напряженности, вызванное психотравмирующей ситуацией: Состояние стресса, внутриличностного конфликта или фрустрации, определяющее аффективную мотивацию криминальных действий матери, направленных против новорожденного ребенка, и снижающую ее способность к их осознанно-волевой регуляции.
16 отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством: Возрастная личностная незрелость при исключении ее психопатологического характера и сочетания с какими-либо психическими расстройствами.
17 способность несовершеннолетнего обвиняемого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а равно бездействия, либо руководить ими: Потенциальная способность к осознанному и волевому руководству своими действиями с учетом социальных, правовых норм и актуальная возможность ее реализации в ситуации правонарушения.
Примечание - Включает в себя способность к сознательному целеполаганию в виде принятия решения о цели действий на основе адекватного восприятия ситуации, практической и социальной оценки своих действий, прогноза их результата и последствий, а также к осознанно-волевому достижению цели (результата) посредством планомерной, контролируемой и корректируемой субъектом реализации действий.
18 способность свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания: Способность воспринимать внешнюю сторону и внутреннюю сторону событий и в последующем их воспроизводить.
Примечание - К способности воспринимать внешнюю сторону событий относится способность к восприятию времени, места преступления, внешности преступника, последовательности его действий и действий других участников события. К способности воспринимать внутреннюю сторону событий относится способность к осмысленному восприятию и пониманию событий.
19 повышенная внушаемость: Превышающая возрастную норму подверженность субъекта влиянию других людей, сочетающаяся с пониженной критичностью к их и своим собственным суждениям и действиям.
20 повышенная склонность к фантазированию: Превышающее возрастную норму продуцирование субъектом фантазий с недостаточно критичным к ним отношением.
Примечание - Следует отличать от склонности к вымыслам с конкретной мотивацией.
21 способность потерпевшего по половым преступлениям понимать характер и значение совершаемых с ним действий: Способность понимать сексуальную направленность и социальное значение совершаемых с ним/с нею насильственных действий.
22 способность потерпевшего по половым преступлениям оказывать сопротивление: Способность осуществлять защиту от посягательства при понимании его сексуальной направленности и социального значения путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации.
Примечание - Отсутствие данной способности (а равно каких-либо ее компонентов) служит квалифицирующим признаком беспомощного состояния потерпевшего.
23 психическое состояние лица, окончившего жизнь самоубийством: Психическое состояние подэкспертного лица в период, предшествовавший самоубийству.
Примечание - Включает в себя уровень социально-психологической дезадаптации, суицидогенный психологический конфликт, динамику суицидогенной деятельности, эмоциональное состояние, мотив (личностный смысл) суицида, индивидуально-психологические факторы суицидального и антисуицидального риска.
Предметные виды СПЭ в гражданском процессе
24 порок воли: Нарушение способности субъекта гражданско-правовых отношений к свободному формированию или свободному выражению осознанной цели, направленной на установление, изменение или прекращение определенного правоотношения.
Примечание - Нарушение может быть результатом особого состояния, либо неправильного представления о цели деятельности (при заблуждении и обмане), либо ограничения свободы принятия решения (при внешнем воздействии в виде угрозы, насилия и др.) и составляет экспертно-психологическое содержание юридического понятия "порок воли".
25 способность гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки: Способность субъекта в период, относящийся к совершению сделки, к свободному и осознанному целеполаганию, принятию решения и его целенаправленному исполнению, реализации.
26 заблуждение при совершении сделки: Неадекватное представление о цели сделки, ее характере, результате действий и их последствий, возникшее у субъекта из-за его неспособности к правильному восприятию и пониманию обстоятельств вследствие особенностей познавательной деятельности субъекта и/или недостаточности, искаженности данных, имеющих значение для принятия решения в юридически значимой ситуации как экспертно-психологическое содержание юридического понятия "заблуждение".
27 негативное влияние индивидуально-психологических особенностей отца, матери на психическое состояние и психическое развитие ребенка: Негативное влияние личностных особенностей родителя, его стиля воспитания, отношения к ребенку на психическое состояние и полноценное психическое развитие ребенка.
28 моральный вред: Особенности психической деятельности субъекта, обусловленные нарушением неимущественного или нематериального права как психотравмирующим событием, выражающиеся в наличии изменений психического состояния, сопровождающихся преобладанием отрицательно эмоционально окрашенных переживаний, что влечет за собой нарушение социальной адаптации на различных уровнях, в одной или нескольких сферах деятельности личности как психологическое содержание юридического понятия "моральный вред".
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе. Общим предметом СПЭ являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации. СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Ниже приведены предмет и задачи отдельных видов СПЭ:
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей;
со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления
Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.
- Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
- Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
- Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда
- Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
- Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
- Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
- Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?
СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
- Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
- Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
- Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
1) Выявление у несовершеннолетнего подэкспертного признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (личностной незрелости) (проведение данного вида экспертизы в ФБУ Уральском РЦСЭ возможно только при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы в отношении подэкспертного)
2) Оценка вероятности (риска) совершения повторных правонарушений несовершеннолетним (для решения судом вопроса о том, целесообразно ли и возможно ли исправление подростка в условиях отбывания наказания в обществе).
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
- Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
- Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности
- С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
- С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?
Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
- Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)
- Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
- Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами.
При назначении судебной психологической экспертизы необходима консультация с экспертом для:
- уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества, характеристики с места учебы и т.п.);
- формулирования и уточнения вопросов;
- согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.
[1] При назначении данного вида СПЭ целесообразно также ставить вопросы о способности потерпевшей (потерпевшего) детского и подросткового возраста давать правильные показания.
Основная панель
По общим вопросам вы можете написать нам в WhatsApp 73433506073
Наш Адрес
620075, г.Екатеринбург,
ул.Бажова, д.72
Часы работы
Понедельник—четверг: 9:00–17:00
Пятница: 9:00-16:00
Обед: 13:00–13:48
Читайте также:
- И откроется на страшном суде что единственным смыслом жизни на земле была любовь антоний сурожский
- Адвокат перешел на другую сторону что делать
- Способы приватизации государственного и муниципального имущества судебная практика
- Сроки исполнения решения суда в украине
- Судебная практика негативная юридическая ответственность