Процедура импичмента введенная в англии в конце 14 века предполагала что рассмотрения судебного дела

Обновлено: 17.05.2024

Краткое содержание и ссылки по теме

Импичмент. Определение термина и история возникновения

А на сегодняшний день импичмент - специальная процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, должностных лиц разного уровня вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Институт импичмента возник в Англии еще в далеком XIV веке. Благодаря введению этой процедуры Палата общин наделила себя правом отдавать королевских министров под суд Палаты лордов на основании уголовного обвинения (до этого такое право принадлежало только королю). Позже из британських актов понятие импичмента было заимствовано законодательством США, в частности путем закрепления этой процедуры в Конституции Соединенных Штатов. При этом обвинение с требованием импичмента может бать выдвинуто не только по отношению к Президенту, а к любому федеральному должностному лицу вплоть до судей и президента. Аналогичные процедуры предусмотрены и в каждом штате для губернатора и других должностных лиц штата. В США известно три случая, когда президент страны был представлен Палатой представителей к импичменту: Эндрю Джонсон в 1868 (в связи с незаконной отставкой военного министра), Ричард Никсон в 1974 году (Уотергейт) и Билл Клинтон в 1998—1999 (в связи с лжесвидетельством и препятствием правосудию). Джонсон и Клинтон были оправданы Сенатом, а Никсон подал в отставку до рассмотрения Сенатом его дела.

Импичмент в украинском законодательстве

Обратимся же теперь к институту импичмента в Украине. В нашем законодательстве процедура импичмента относится только к должности Президента Украины и описана в статье 111 Конституции Украины.

Согласно нормам этой статьи Президент Украины может бать отстранен с этого поста Верховной Радой Украины в случае совершения им государственной измены или другого преступления.

Вопрос об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Парламента, то есть не менее чем 226 народными депутатами Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (а это – 300 народных депутатов Украины) принимает решение об обвинении Президента Украины.

Решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертыми от ее конституционного состава (338 народных депутатов Украины) после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его выводов относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения вывода Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

Пока украинская история не знает практики применения процедуры импичмента по отношению к Президенту Украины. Конституция Украины содержит лишь общие нормы, регулирующие эту процедуру. Не установлены ни порядок формирования специальной следственной комиссии, ни сроки проведения расследования, ни порядок и сроки проведения проверки Конституционным и Верховным судами дела об импичменте Президента Украины. Соответственно, необходим специальный закон, регулирующий эти и другие вопросы, связанные с такой непростой процедурой. Возможно, когда все законодательные формальности будут урегулированы, мы станем свидетелями первого процесса импичмента Президента Украины в новейшей истории нашого государства, если на то будет воля Верховной Рады Украины.

Закон об импичменте

Основанием для инициирования импичмента Президенту Украины является письменное представление, подписанное большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, подписи которых не отзываются.

Внесенное на рассмотрение Верховной Рады Украины письменное представление об инициировании импичмента должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии. К представлению могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или их копии, заверенные надлежащим образом.

Верховная Рада Украины большинством голосов народных депутатов Украины от ее конституционного состава принимает решение об инициировании импичмента и включении его в повестку дня сессии Верховной Рады Украины как безотлагательного.

О принятии такого решения Председатель Верховной Рады Украины срочно уведомляет Президента Украины и Председателя Конституционного Суда Украины.

В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады Украины вопроса об инициировании импичмента Верховная Рада Украины для проведения расследования наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления создает специальную временную следственную комиссию.

В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты Украины с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп), а также включаются специальный прокурор и специальные следователи. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата Украины учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции (депутатской группы) в специальной временной следственной комиссии.

Кандидатуру специального прокурора в состав специальной временной следственной комиссии вносят инициаторы рассмотрения вопроса об импичменте.

Кандидатуры специальных следователей в состав специальной временной следственной комиссии вносят депутатские фракции (депутатские группы).

На должности специального прокурора, специальных следователей может быть выбрано только лицо, отвечающее следующим требованиям:

  1. является гражданином Украины, который проживает на ее территории не менее десяти лет;
  2. свободно владеющий государственным языком;
  3. имеет высшее юридическое образование;
  4. имеет не менее чем десятилетний стаж работы в должности прокурора и / или следователя;
  5. не имеет судимости.

Специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины создается в течение тридцати дней со дня инициирования импичмента. О создании специальной временной следственной комиссии Верховная Рада Украины большинством от ее конституционного состава принимает постановление.

Специальная временная следственная комиссия:

  1. проводит расследование наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
  2. проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
  3. готовит предложения относительно проекта постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины.

Президент Украины может иметь защитника (защитников в количестве не более пяти), который (которые) обеспечивает (обеспечивают) защиту его прав, свобод и законных интересов в процедуре импичмента.

Специальная временная следственная комиссия готовит выводы и предложения по исследованным обстоятельствам совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления и рассматривает их на своем заседании и принимает решения по ним.

Выводы и предложения должны содержать:

  1. факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования;
  2. сведения и обстоятельства, установленные специальной временной следственной комиссией, а также доказательства, которыми они подтверждаются;
  3. сведения и обстоятельства, которые не подтвердились;
  4. факты и обстоятельства, которые не были проверены, причины этого;
  5. факты и обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие в деяниях Президента Украины признаков государственной измены или иного преступления.

Специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении Президента Украины с учетом требований к обвинительному акту, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Вывод подписывают специальный прокурор, специальные следователи, председатель и секретарь специальной временной следственной комиссии.

Пленарное заседание Верховной Рады Украины, на котором происходит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, является открытым. Закрытое пленарное заседание проводится по решению Верховной Рады Украины в случае, если выводы и предложения специальной временной следственной комиссии или приложенные к ним документы и материалы содержат информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну.

Председатель Верховной Рады Украины правительственной фельдъегерской связью приглашает на пленарное заседание Верховной Рады Украины Президента Украины, Председателя Конституционного Суда Украины и судей Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Генерального прокурора, специального прокурора и специальных следователей. Такое приглашение направляется не позднее чем за два дня до даты пленарного заседания Верховной Рады Украины.

В случае внесения народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины спрашивает у Президента Украины, согласен ли он с пунктами обвинения, содержащимися в проекте постановления Верховной Рады Украины.

Если Президент Украины соглашается со всеми пунктами обвинения, а народные депутаты Украины, которые вносили представление об инициировании импичмента, не возражают против этих пунктов обвинения и не имеют к ним дополнений, обсуждения по этому вопросу не проводится, председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к тайному голосованию по пунктам обвинения и осуществлению дальнейших процедур.

Если Президент Украины соглашается только с отдельными пунктами обвинения или не соглашается с одним из пунктов обвинения, изложенных в проекте постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенном народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, дальнейшее обсуждение проводится по тем пунктам обвинения, с которыми Президент Украины не согласился, а также тем, которые не нашли отражения в предложенном проекте постановления Верховной Рады Украины.

В случае если Президент Украины не явился без уважительных причин на пленарное заседание Верховной Рады Украины или отказывается лично давать объяснения, отвечать на вопросы, Верховная Рада Украины проводит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии об обвинении Президента Украины, без его участия.

Проект постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенный народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, должен основываться только на сведениях, которые содержатся в выводах и предложениях специальной временной следственной комиссии. Обвинения Президента Украины излагаются в проекте постановления Верховной Рады Украины по пунктам, отдельно по каждому деянию, содержащему признаки преступления. Решение Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном Регламентом Верховной Рады Украины.

Тайное голосование по проекту постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, включенному в бюллетень для тайного голосования, проводится отдельно по каждому пункту обвинения. Постановление Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины считается принятым в целом с теми пунктами обвинения, за которые в соответствии с частью пятой статьи 111 Конституции Украины проголосовало не менее двух третей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

В случае принятия постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины Верховная Рада Украины большинством голосов народных депутатов Украины от ее конституционного состава также принимает постановление об обращении в:

  1. Конституционный Суд Украины для проверки дела и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте;
  2. Верховный Суд для получения его заключения о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

В случае непринятия решения Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины объявляет о прекращении процедуры импичмента.

После получения соответствующих заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда эти заключения безотлагательно оглашаются председательствующим на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады Украины и предоставляются народным депутатам Украины.

Если в соответствии с заключением Верховного Суда деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления, а согласно заключению Конституционного Суда Украины соблюдены конституционные процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, народные депутаты Украины - члены специальной временной следственной комиссии безотлагательно готовят и вносят на рассмотрение Верховной Рады Украины проект постановления Верховной Рады об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Доклад Счетной комиссии о результатах голосования заслушивается на открытом пленарном заседании Верховной Рады Украины с прямой трансляцией по радио и телевидению.

Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о его принятии.

С момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины исполняет Председатель Верховной Рады Украины согласно с положениями статьи 112 Конституции Украины.

Об устранении Президента Украины Верховной Радой Украины с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады Украины через средства массовой информации.

В случае непринятия Верховной Радой Украины постановления об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины:

  1. объявляет о прекращении процедуры импичмента и дает поручение о публикации об этом в газете "Голос Украины";
  2. объявляет о прекращении полномочий специальной временной следственной комиссии;
  3. от имени Верховной Рады Украины в письменной форме извиняется перед Президентом Украины.

Отставка по собственному желанию Президента Украины, в отношении которого инициирован импичмент, является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии, а также для закрытия соответствующих производств в Конституционном Суде Украины и Верховном Суде.

После провозглашения Президентом Украины заявления об отставке материалы об инициировании импичмента, выводы и предложения специальной временной следственной комиссии, документы, материалы, результаты экспертиз и другие сведения, касающиеся расследования, председателем или заместителем председателя специальной временной следственной комиссии направляются в органы предварительного расследования для осуществления досудебного расследование.

Журналисты пишут о том, что Дональду Трампу грозит отстранение от должности, если дело дойдёт до Сената.

Такая процедура и ранее инициировалась в американской истории, но пока ни один президент не был реально лишён своих полномочий.

Газеты

В этой статье вы узнаете много полезной информации про импичмент: что это такое с юридической точки зрения, когда проводится, к каким последствиям приводит.

Происхождение термина импичмент

То есть, первоначальное значение импичмента – это (если говорить кратко) пресечение какой-либо деятельности.

Тогда нижняя палата парламента получила право отдавать под суд верхней палаты королевских министров, виновных в совершении серьёзных государственных преступлений. Ранее такой возможностью обладал только правитель.

С помощью импичмента представительный орган власти боролся с коррупцией (что это?) в стране.

Позже процедура импичмента перешла сначала в законодательство Соединённых штатов, а затем и других государств. Сегодня она есть в большинстве стран, в т.ч. и России.

Конституция

Импичмент — это.

Итак, импичмент – что это такое простыми словами? Сейчас термин применяют в двух значениях.

С позиции законодателя импичмент – это юридическая процедура привлечения высших должностных лиц (включая президента) к ответственности за серьёзные правонарушения (что это такое?), в частности, за игнорирование норм Конституции.

Она может применяться по отношению к следующим чиновникам:

  1. губернаторам, министрам, руководителям департаментов и другим государственным служащим исполнительной ветви власти;
  2. судьям;
  3. премьер-министрам;
  4. президентам.

Как правило, инициируют процедуру и проводят расследование депутаты из нижней палаты парламента (что это?).

Импичмент как результат.

Импичмент – что это за результат?

Потеря должности. В таком значении термин часто используют журналисты, политики и простые граждане. Хотя, с юридической точки зрения, такая формулировка некорректна.

Спор

В истории в результате импичмента от должностей были отстранены, в частности, следующие лица:

  1. президенты Бразилии: Фернанду Колор в 1992 году и Дилма Русеф в 2006 году;
  2. президент Литовской Республики Роландас Паксас в 2004 году;
  3. президент Индонезии Абдуррахман Вахид в 2001 году.

Некоторые ошибочно считают, что под процедуру отрешения попал и украинский лидер Виктор Янукович.

На самом деле он был отстранён от должности Верховной Радой Украины на основании специального постановления 2014 года. В документе указывалось, что Янукович неконституционным способом сам устранился от исполнения обязанностей президента.

Для импичмента, согласно украинскому законодательству, требовалось бы заключение Конституционного Суда и ¾ голосов членов Рады.

Как проходит импичмент президента в США

В американском законодательстве процедура impeachment подробно расписана и уже применялась на практике в отношении президентов, губернаторов и судей.

Она состоит из трёх этапов.

Таким правом обладает только нижняя палата Конгресса – высшего законодательного органа страны. Для инициирования обвинения требуются веские причины и наличие простого большинства голосов: 50% + 1.

В конституции прямо прописано, в каких обстоятельствах может быть объявлен импичмент президенту США и федеральным служащим:

  1. государственная измена;
  2. получение и дача взяток;
  3. иные тяжкие правонарушения.

Например, в 1868 году президенту Э.Джонсону предъявили претензии об отставке военного чиновника в обход закона (что это?). А президент Б.Клинтон в 1998 году подозревался в даче ложных показаний. Оба дела закончились вынесением оправдательных решений.

Однако в истории отдельных штатов США были реальные случаи отстранения от должностей судей и губернаторов.

Джонсон

Расследованием дела занимается специально созданный для этих целей юридический комитет.

Он собирает и исследует письменные и вещественные доказательства, опрашивает свидетелей, рассылает запросы. При наличии оснований формулирует заключение, которое направляется на рассмотрение нижней палаты Конгресса уже в полном составе.

На этом этапе импичмент президента (федерального служащего) напоминает судебный процесс. Члены нижней палаты выполняют функцию государственного обвинителя, а члены Сената – присяжных заседателей.

Если 2/3 сенаторов выступят за импичмент президента, это будет означать отстранение высшего должностного лица от полномочий.

Импичмент Трампа

Импичмент Трампа – это одна из самых обсуждаемых тем в политических новостях. Процесс инициировала спикер нижней палаты (это кто?) Конгресса Нэнси Пелоси в конце сентября 2019 года.

Она заявила, что действия президента подрывают честность избирательного процесса и национальную безопасность.

Трамп

Поводом для импичмента послужила жалоба анонимного информатора из американской разведки. Он утверждал, что Белый дом пытался скрыть от Конгресса содержание телефонного разговора Трампа с президентом Украины Владимиром Зеленским.

Якобы лидер США, оказывая давление на собеседника, просил отыскать компромат (причастность к коррупционным схемам) на Хантера Байдена. Последний является сыном Джо Байдена – главного оппонента Трампа на президентских выборах 2020 года.

25 сентября 2019 года нижняя палата Конгресса начала официальное расследование в рамках процедуры impeachment.

Белый дом опубликовал запись телефонного разговора. В результате стало известно, что президент США действительно просил Киев изучить ситуацию вокруг Байдена.

Трамп же утверждал, что не предлагал президенту оказать услугу в обмен на военную и финансовую поддержку Украины, то есть никакого давления с его стороны не было.

Заключение

Итак, импичмент – это процесс расследования, в ходе которого доказывается или опровергается вина высших должностных лиц государства.

При подтверждении противоправных деяний служащий теряет свою работу, а часто привлекается и к другим формам ответственности, вплоть до уголовной.

По сути, процедура является аналогом судебного разбирательства, только обвинителями в ней выступают не правоохранительные органы (это что?), а члены парламента.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Импичмент слишком сложная процедура, чтоб отстранить от должности высшее лицо в государстве, потому и нет таких удачных примеров в истории США или России, хотя к Ельцину тоже грозились его применить, но так ничего и не вышло.

Процедура импичмента предполагает проведение судебных расследований с последующим обвинительным процессом с целью найти и доказать незаконно совершенные чиновником деяния, чтобы впоследствии отстранить его с должности.

Как правило, импичменту подлежат только высокопоставленные лица, такие как президент и премьер-министр, в некоторых странах также министры могут подвергаться данной процедуре. Говоря проще – это снятие с должности госслужащих высокого ранга.

История импичмента

История импичмента

Впервые данная процедура была упомянута в XIV веке в Англии. Именно тогда Палата общин смогла инициировать суд лордов над министрами. Ранее лишь король был вправе рассматривать такие дела и принимать соответствующие решения. Но для того, чтобы снять с должности провинившегося министра, необходимо было сначала завести уголовное дело.

Эту процедуру закрепили на законодательном уровне. Примеру Англии последовали и Соединенные штаты Америки, где под импичмент подпадали не только министры, но и судьи, губернаторы. Сначала вопрос отстранения в США поднимают в Палате представителей, затем его рассматривают на заседании сенаторы, причем необходимым условием для импичмента является то, что за него должны отдать свои голоса не менее двух третей всех сенаторов.

Импичмент в других странах

Такая процедура предусмотрена законами многих стран. Как правило, поднимают вопрос об отстранении чиновников на правительственном уровне. Но так не везде, например, в Конституции государства Лихтенштейн есть пункт, согласно которому импичмент князю можно осуществить на основании народного недоверия, то есть в результате проведения референдума.

А вот в Украине импичмент могут вынести только президенту. Данная норма закреплена в Конституции страны. И занимается проведением процедуры Верховная Рада, в которой за снятие с должности должно проголосовать не менее 226 депутатов. Причин, по которым может быть проведен импичмент две – это доказанная госизмена либо иное тяжкое преступление.

Примеры импичментов

Чтобы разобраться в сути импичмента, опишем несколько случаев проведения этой процедуры. В Европе часто инициировали импичмент, однако до логического финала практически не доводили.

Лишь в 2004 году президента Литвы Роландаса Паскаса обвинили в коррупции (продажа гражданства за крупную сумму денежных средств). Несмотря на то, что в тогда так и не смогли доказать вину президента, и он сам её не признал, его все же отстранили.

А вот дело в странах Южной Америки обстоит иначе, там процедуры импичмента довольно часто проводятся. Например, в начале девяностых годов двадцатого века в Бразилии правительство сняло посредством проведения данной процедуры президента Фернанду Колора ди Мелу, обвиненного в коррупционных деяниях.

Бывало, что проведение импичмента провоцировало значительное ухудшение отношений между государствами. Например, в Парагвае шесть лет назад президента отстранили по причине неправомерного использования служебного положения. Однако соседние страны по какой-то причине решили, что в государстве не импичмент, а переворот и сразу же вывезли свои посольства.

За все время существования США трижды пытались провести эту процедуру. Это коснулось таких президентов: в конце девятнадцатого века — Эндрю Джонсона, в двадцатом веке — Ричарда Никсона и Билла Клинтона. Однако делам не дали полный ход, поскольку Никсон сам предпочел уйти в отставку, а остальных оправдали.

Импичмент в Российской Федерации

В Российской Федерации также предусмотрена возможность проведения импичмента и закреплена она в статье 93 Конституции. В случае совершения президентом преступного деяния, Госдума имеет право инициировать обвинительный процесс, подтвердить правомерность которого обязаны Совет Федерации и Верховный Суд.

В истории страны был один такой случай, когда президент не смог найти общий язык с правительством — так против Бориса Ельцина трижды пытались использовать институт импичмента. Однако этому препятствовали то референдум, то недобор необходимого количества голосов.

Материал поста имеет новостной характер. Мы уважаем мнение каждого пользователя. Однако просим воздержаться от комментариев, противоречащих правилам сайта. Таких, как разжигание вражды и ненависти, мат, оскорбления и переход на личности. В противном случае к такому пользователю будут применены санкции. От аннулирования кармы, до бана аккаунта. Для более "свободных" бесед на сайте открыт раздел Антифишки.

Президент Южной Кореи Пак Кын Хе на экстренном заседании кабмина в Сеуле. 9 декабря 2016

В политической теории под импичментом (impeachment — порицание) понимается способ политического контроля со стороны общества и демократических политических институтов за деятельностью высших должностных лиц государства в форме особой правовой процедуры выдвижения обвинения в отношении таких лиц и привлечения их к суду за совершение уголовно наказуемых поступков в период исполнения служебных обязанностей. Впервые понятие импичмента и практика его применения возникли в XIV веке в Англии.

1992-2016 годы

9 декабря 2016 года парламент Южной Кореи объявил импичмент президенту страны Пак Кын Хе. За отстранение президента от власти проголосовали 234 депутата Нацсобрания, против — 56, еще двое воздержались. Семь бюллетеней были признаны недействительными. Поводом для импичмента стал крупнейший коррупционный скандал вокруг Пак Кын Хе и ее давней знакомой Цой Сун Силь. Утверждается, что женщина использовала свои связи в корыстных целях и даже вмешивалась в государственные дела при попустительстве главы государства и ее администрации.

Президент Южной Кореи Пак Кын Хе

23 ноября 2016 года бюро Национальной ассамблеи Франции отклонило проект резолюции об импичменте Франсуа Олланда. Ранее подпись под документом поставили 79 депутатов. На обсуждении резолюции в высшем коллегиальном органе Национальной ассамблеи против инициативы высказались 13 депутатов, и восемь поддержали проект. В октябре депутат от Республиканской партии Франции Пьер Лелуш подверг резкой критике высказывания Олланда о секретных операциях и ликвидации террористов, поставив вопрос о возможном импичменте главе государства в связи с нарушением государственной тайны.

25 октября 2016 года Национальная ассамблея (парламент) Венесуэлы, контролируемая оппозицией, проголосовала большинством голосов за начало процесса импичмента президента Николаса Мадуро и за вызов президента на заседание конгресса 1 ноября. Согласно итоговой резолюции заседания, речь идет "об уголовной и политической ответственности и оставлении своего поста". Власти Венесуэлы, в свою очередь, заявили, что проведение процедуры импичмента в отношении президента не предусмотрено законом, поскольку такого юридического понятия "не существует в конституции страны". 1 ноября стало известно, что парламент Венесуэлы приостановил разбирательство в отношении главы государства. Спикер Национальной ассамблеи Энри Рамос заявил, что решение парламента не является "капитуляцией", но связано с желанием найти выход из сложившейся ситуации.

31 августа 2016 года сенат Бразилии проголосовал за окончательный импичмент президенту Дилме Роуссефф. За импичмент проголосовал 61 сенатор, против отставки президента свои голоса отдали 20 человек. Для импичмента его сторонникам необходимо было собрать 54 голоса. В результате отдельного голосования было решено, что она не будет лишена возможности занимать государственные должности. Причиной начавшегося в 2015 году расследования против Роуссефф стали подозрения в причастности президента к налоговым нарушениям и нецелевому использованию госсредств. 1 сентября 2016 года Дилма Роуссефф представила апелляцию в верховный суд с требованием отменить обвинительный приговор по делу об ее импичменте и провести новое голосование в сенате по ее отставке. 8 сентября 2016 года Судья Верховного суда Бразилии отклонил апелляцию Дилмы Роуссефф.

Президент Бразилии Дилма Роуссефф

26 мая 2015 года парламент Мадагаскара объявил импичмент действующему президенту страны Эри Радзаунаримампианине. Парламентарии обвинили президента в непрофессионализме и нарушении конституции страны. За отставку Радзаунаримампианина проголосовал 121 из 151 членов Национальной ассамблеи (парламента) Мадагаскара. 13 июня Конституционный суд Мадагаскара отклонил требование парламента об отставке президента.

В начале июля 2012 года парламент Румынии вынес импичмент президенту Траяну Бэсеску. За отстранение его от должности проголосовали 258 из 432 депутатов, против — 114. Инициатором процедуры отстранения правоцентриста Бэсеску от должности стала оппозиционная левоцентристская коалиция, которая подготовила подробный доклад о его деятельности за последние два года пребывания на посту главы государства и обвинила политика в нарушении конституции.

В стране прошел референдум по вопросу импичмента президента, в ходе которого за отстранение главы государства от должности выступили более 87% избирателей. Однако итоги референдума были признаны недействительными, так как процент явки составил около 46%, тогда как для того, чтобы референдум был признан состоявшимся, в нем должны принять участие не менее половины населения, имеющего право голоса. Конституционный суд Румынии принял решение о признании референдума об импичменте президенту страны Трояну Бэсеску несостоявшимся.

В апреле 2007 года также парламент Румынии объявлял главе государства импичмент. Депутаты от левой оппозиции обвинили Бэсеску в нарушении конституции и проявлении "тоталитарных наклонностей": злоупотреблении властью, в том числе в прослушивании телефонных разговоров членов правительства, коррупции и нанесении ущерба имиджу Румынии на международной арене. Дело дошло до референдума, в котором, по данным Центрального избирательного бюро Румынии, участвовали немногим более 30% из более 18 миллионов граждан, имеющих право голоса. Из них 74% проголосовали против импичмента. Это не помешало Бэсеску в декабре 2009 года победить на президентских выборах.

22 июня 2012 года Сенат Парагвая вынес решение об импичменте президенту страны Фернандо Луго по обвинению в неподобающем исполнении своих обязанностей. Поводом к рассмотрению дела послужило столкновение полиции и крестьян в районе города Куругуату, в департаменте Канендию на юго-востоке страны. В результате инцидента погибли 17 человек. За отставку президента проголосовали 39 сенаторов, против — 4.

В апреле 2007 года после президентских и парламентских выборов Нигерии, которые прошли 21 апреля, партии, несогласные с итогами голосования, призвали действующий парламент объявить импичмент действующему президенту Нигерии Олусегуну Обасанджо, называя его главным виновником срыва всенародных выборов в стране. При этом власти Нигерии объявили выборы состоявшимися. Предвыборная кампания и выборы с самого начала носили скандальный характер и получили массу нареканий со стороны наблюдателей и сторонников нигерийской оппозиции. Накануне стало известно имя будущего президента республики — кандидата от правящей партии НДП Умару Ярадуа, опередившего по числу голосов своих ближайших соперников более чем в два раза.

В августе 2002 года нижняя палата парламента Нигерии также потребовала отставки президента Олусегуна Обасанджо, дав ему на это две недели. В противном случае парламентарии обещали начать процедуру импичмента. Однако Обасанджо отверг призыв к отставке.

6 апреля 2004 года парламент Литвы объявил импичмент президенту Роландасу Паксасу. Парламентарии сочли его виновным по трем пунктам обвинения — предоставление гражданства в порядке исключения спонсору его предвыборной кампании российскому бизнесмену Юрию Борисову, не обеспечение условий охраны госсекретности и превышение должностных полномочий. Участие в тайном голосовании приняли 115 депутатов сейма из 137. Счетная комиссия получила 114 бюллетеней, из которых 103 признаны действительными.

12 марта 2004 года Национальным собранием Южной Кореи было принято решение об импичменте президента Но Му Хена, которого оппозиция обвинила в коррупции и нелегальной поддержке проправительственной партии в преддверии парламентских выборов.14 мая 2004 года Конституционный суд Южной Кореи отклонил импичмент президента страны Но Му Хена. Судьи решили, что решение парламента об отстранении от власти президента страны было неправомочным, полномочия Но Му Хена были восстановлены.

В августе 2003 года верховный суд Замбии закончил разбирательство по искам оппозиции с требованием признать недействительными результаты выборов 2001 года и объявить импичмент действующему президенту страны Леви Мванавасу и отклонил их, как необоснованные. Мванаваса обвинил предыдущего президента Фредерика Чилубу и его окружение в коррупции и неправильном использовании государственных средств за период нахождения у власти.

В 2001 году парламент Индонезии единогласно проголосовал за импичмент президента Вахида Абдуррахмана. Он не справился с экономическими трудностями в стране, восстановил против себя различные политические и религиозные группировки, включая армию. Попытки Вахида Абдуррахмана остаться у власти не получили поддержки населения страны.

13 ноября 2000 года нижняя палата филиппинского парламента проголосовала за импичмент президенту страны Джозефу Эстраде. Его обвиняли в получении многомиллионных взяток от преступных синдикатов, занимающихся рэкетом и игорным бизнесом. В январе 2001 года процесс импичмента Джозефа Эстрады зашел в тупик — прокуратуре, расследующей финансовые операции президента не дали доступа к его счетам. Это вызвало массовые выступления оппозиции в Маниле.

20 января 2001 года Джозеф Эстрада ушел в отставку.

В феврале 1997 года парламент Эквадора объявил президента страны Абдалу Букарама "умственно неспособным" управлять государством и отстранил его от власти. Абдала Букарам бежал в Панаму, которая предоставила ему политическое убежище.

29 сентября 1992 года нижняя палата конгресса Бразилии начала процедуру импичмента президента Фернанду Колор ди Мелу. При голосовании 441 голосами за и 38 против он был лишен своего поста. 29 декабря 1992 года, непосредственно перед голосованием в Сенате, Фернанду Колор ди Мелу подал в отставку. Тем не менее, голосование было проведено, Колор лишен своего поста и права в течение восьми лет заниматься политикой.

В 1998 году процедуре импичмента был подвергнут 42-й президент США Билл Клинтон. Политический скандал разгорелся после появления в СМИ информации о связи президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию.

В декабре 1998 года палата представителей вынесла решение об импичменте; в феврале 1999 года, после долгого разбирательства в сенате, с Клинтона были сняты все обвинения.

Читайте также: