Проблемы исполнения судебных решений в срок

Обновлено: 13.06.2024

Конституция РФ гарантирует каждому право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений гражданам России с 1 марта 2005 г. установлен ЖК РФ, главой 7 "Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма". При этом отказ в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть обжалован им в судебном порядке (ст. ст. 54, 56 ЖК РФ).

Практика службы судебных приставов Свердловской области свидетельствует о том, что случаев обращения к судебной защите граждан, претендующих на социальное жилье, немало, что следует из количества поступающих на исполнение исполнительных листов судов общей юрисдикции об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданину жилое помещение, отвечающее определенным требованиям. Практика "принудительного" обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, например в г. Екатеринбурге, что связано как с немалым количеством категорий льготников, так и с ветхостью жилищного фонда в областном (краевом, республиканском) центре.

Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. В ряде случаев исполнение таких решений сталкивается с определенными препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемах исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения.

Добровольное исполнение исполнительного документа. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) устанавливает срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства (п. 3 ст. 9). В случае неисполнения должником (как правило, местной администрацией) исполнительного листа о предоставлении гражданину жилого помещения исполнение производится в принудительном порядке, а для должника наступают определенные правовые последствия: 1) взыскание с него исполнительского сбора или штрафа за неисполнение исполнительного документа (п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве) ; 2) взыскание с него расходов по совершению исполнительных действий (п. 1 ст. 84 того же Закона).

Бесспорно, что за одно и то же правонарушение возможно применение только одного вида ответственности. В связи с этим представляется не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве о взыскании с должника исполнительского сбора за неисполнение им без уважительных причин требований исполнительного документа неимущественного характера при одновременном наложении на него штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 85 того же Закона. На практике в случае неисполнения исполнительных документов неимущественного характера без уважительных причин судебные приставы-исполнители ограничиваются взысканием с должника исполнительского сбора, не прибегая к штрафу, предусмотренному п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве.

Очевидно, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть исполнена местной администрацией в 5-дневный срок, что связано с длительностью процедур подбора жилого помещения и оформления жилищных прав гражданина в отношении его.

Здесь, конечно, можно поставить в упрек администрации и то, что о необходимости предоставления гражданину жилого помещения стало известно еще по вступлении соответствующего решения суда в законную силу, а следовательно, установленный Законом об исполнительном производстве 5-дневный срок объективно продлевается на время с момента вступления решения суда в законную силу до момента обращения его к принудительному исполнению, и то, что сама администрация как аппарат "бюрократии" не торопится с решением поставленных перед ней задач.

Но нельзя не учитывать и пассивность самого гражданина-взыскателя, который по получении на руки решения суда, как принято в постсоветской России, ждет причитающегося ему сложа руки, хотя без ряда необходимых данных (о количестве членов семьи гражданина, их возрасте и поле, наконец, фамилии, имени и отчестве) администрация-должник не может даже инициировать процедуру добровольного исполнения судебного решения.

При исполнении таких решений руки администрации нередко связаны и отсутствием свободного жилищного фонда, а также денежных средств, заложенных в местном бюджете на текущий год, на приобретение необходимого жилья на рынке недвижимости .

Практика исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения на территории г. Екатеринбурга свидетельствует о том, что отыскиваемое жилое помещение, как правило, приобретается администрацией г. Екатеринбурга на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, поскольку в г. Екатеринбурге не имеет места социальное строительство жилых домов, а участие в долевом (коммерческом) строительстве так называемых элитных жилых домов выливается муниципалитету "в копеечку".

Для оценки уважительности причин неисполнения должником исполнительного документа о предоставлении жилого помещения судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, в частности:

  • наличие-отсутствие на момент возбуждения исполнительного производства у администрации-должника свободной жилой площади;
  • при наличии свободной жилой площади - "расторопность" администрации к предложению гражданину-взыскателю жилого помещения, отвечающего предусмотренным решением суда требованиям (выдача "смотрового ордера" и пр.);
  • при отсутствии свободной жилой площади - обращение местной администрации в суд, выдавший исполнительный лист, с ходатайством об отсрочке его исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 18 Закона об исполнительном производстве);
  • при отсутствии свободной жилой площади - выход администрации в представительный орган муниципалитета с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на обеспечение гражданина жилым помещением.

Указанные обстоятельства являются предметом проверки при рассмотрении судами дел по жалобам администраций-должников на постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора.

Изменение способа исполнения решения суда. В соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичная норма содержится в ст. 18 Закона об исполнительном производстве.

Приведенные нормы допускают субсидиарное исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений, имея в виду возможность изменения способа исполнения решения: предоставление жилого помещения на взыскание рыночной стоимости присужденного жилого помещения . Судебная практика, производя такое изменение способа исполнения, исходит из того, что гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать, став его собственником (ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон о приватизации)).

См.: БВС РФ. 1999. N 6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам ВС РФ" (п. 19) // БВС РФ. 1998. N 8 - 10.

БВС РФ. 1991. N 28. Ст. 959.

Между тем реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограничена 1 января 2010 г. . Кроме того, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2010 г., не подлежат приватизации (ст. 4 Закона о приватизации (в ред. Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации")) .

Закон о приватизации признан утратившим силу с 1 января 2010 г. (см.: ст. 2 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

Следует иметь в виду, что положение ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации (в ред. ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., признано не соответствующим Конституции РФ и утратило силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. ст. 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой" // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2876).

В связи с изложенным возникает вопрос о возможности изменения способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма: возможно ли изменение такого способа на взыскание денежной компенсации с 1 марта 2010 г. Полагаем, что данный вопрос может быть разрешен следующим образом:

  1. если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу до 1 марта 2010 г., то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации возможно, поскольку до указанной даты гражданин получил право на жилое помещение, хотя и не оформленное в порядке, установленном ЖК РФ (заключение договора социального найма). Не имеет, по нашему мнению, юридического значения здесь и факт обращения решения суда к исполнению;
  2. если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу после 1 марта 2010 г., то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации невозможно, поскольку гражданин, ставший нанимателем (членом его семьи) жилого помещения по договору социального найма после 1 марта 2010 г., лишен права на его приватизацию.

В любом случае вопрос об изменении способа исполнения решения суда может ставить перед судом только взыскатель (гражданин). У судебного пристава-исполнителя и у должника (местной администрации) материального (законного) интереса в этом не имеется. Это обусловлено также принципом диспозитивности в гражданском процессе и исполнительном производстве.

Фактическое исполнение исполнительного документа. Практике известны случаи отказа граждан-взыскателей от получения жилого помещения, предложенного должником-администрацией. Мотивы такого отказа различны: не тот административный район, не тот этаж, отсутствие надлежащей социальной инфраструктуры и пр.

Данная проблема исходит из резолютивной части решения суда. Зачастую суды, разрешая дела о предоставлении жилых помещений, в резолютивной части решения указывают на необходимость предоставления "жилого помещения, равноценного ранее занимаемому".

Что понимать под "равноценностью": только общую площадь жилого помещения, расположенность его в данном населенном пункте и благоустроенность применительно к нему или также количество комнат (например, в коммунальной квартире), выход окон на ту же сторону (например, на юг), тот же этаж, наконец, строительство жилого дома, в котором предоставляется жилое помещение, из того же материала (кирпичный или панельный) и пр.? Очевидно, что последние обстоятельства юридического значения при исполнении решения суда не имеют. Не стоит забывать, что любая квартира (комната) - вещь индивидуально-определенная, единственная в своем роде, и найти абсолютно равнозначное жилое помещение объективно невозможно.

В связи с указанным, если гражданин-взыскатель отказывается от предложенного ему жилого помещения по мотивам, не имеющим юридического значения, исполнительное производство подлежит окончанию возвращением исполнительного листа взыскателю по основанию, предусмотренному подп. 6 п. 1 ст. 26 Закона об исполнительном производстве (взыскатель своим бездействием препятствует исполнению исполнительного документа), что не препятствует гражданину предъявить такой исполнительный лист к взысканию заново в пределах установленного Федеральным законом срока исполнительной давности - трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

Одной из самых распространенных категорий судебных дел, вытекающих из журналистской деятельности, является диффамация — дела по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Часто в результате такого судебного разбирательства на редакцию судом возлагается обязанность по опубликованию опровержения недостоверных и порочащих сведений, распространенных в СМИ, и по компенсации морального вреда.

Практика показывает, что часто отсутствует понимание того, в какой срок необходимо исполнить решение суда и чем может грозить его несвоевременное исполнение. Юридическая служба Центра защиты прав СМИ дает в связи с этим разъяснения и рекомендации:

1) В соответствии с процессуальным законодательством вступившие в законную силу судебные акты подлежат обязательному исполнению лицами, в отношении которых они вынесены. С момента вступления решения суда в законную силу лицо, чьи требования этим решением удовлетворены, вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который передается им для принудительного исполнения в Федеральную службу судебных приставов.

2) После возбуждения исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения решения суда, о котором должник (редакция) извещается судебным приставом-исполнителем путем направления постановления о возбуждении исполнительного производства.

3) В части исполнения требования материального характера (например, об уплате компенсации морального вреда, оплате судебных издержек): В случаях неисполнения редакцией требований судебного пристава-исполнителя в указанный в постановлении срок редакция рискует тем, что помимо подлежащей выплате по судебному решению компенсации с нее взыщут еще и исполнительский сбор. Если решение в указанный в решении срок не исполнено, судебными приставами выносится постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина и 5000 рублей с должника-организации.

4) В части исполнения требования нематериального характера (к которым относится опубликование опровержения): В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации — 5000 рублей. При этом должнику устанавливается новый срок для исполнения.

5) Штрафы за неисполнение требований судебных приставов: При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это грозит административным штрафом для граждан в размере от 1000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей, а в случае неисполнения должником требований неимущественного характера — для граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 15000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 50000 до 70000 рублей.

6) Уголовная ответственность за неисполнение решения суда: При злостном неисполнении решения суда лицо, обязанное исполнить решение может быть привлечено к уголовной ответственности (ст. 315 Уголовного кодекса РФ). Минимальной санкцией за злостное неисполнение решения суда является штраф в размере до 200 000 рублей максимальной – лишение свободы на срок до двух лет. При этом злостным неисполнением будет считаться либо бездействие — пассивное неисполнение судебного акта, либо действия, направленные на воспрепятствование его исполнению, несмотря на неоднократные требования судебных приставов-исполнителей.

Проблемы на практике:

Кроме того, важно знать, что исполнять необходимо именно решение суда, то есть требования, содержащиеся в его резолютивной части. Поскольку бывали случаи, когда в постановлениях о возбуждении исполнительного производства судебными приставами допускались технические ошибки, либо произвольно сокращалась резолютивная часть судебного акта, сокращался текст опровержения, установленный судом, что, конечно, недопустимо. Нужно внимательно читать решение суда и исполнительные документы и при наличии противоречий в них, ориентироваться именно на решение суда. Если в решении суда содержится полный текст опровержения, которое должна опубликовать редакция, то именно в таком виде оно и должно выйти в СМИ.

В стадии исполнения судебных актов возможность принятия обеспечительных мер очень незначительна. Это вызвано, прежде всего, тем, что вступившее в законную силу судебное решение, обладает презумпцией истинности 1 . Сама постановка вопроса о приостановлении, вступившего в законную силу решения, может восприниматься, как попытка злоупотребления правом или как противоречащая принципу правовой определенности, в том виде, как ему дано толкование в Постановлениях Европейского Суда по правам человека (далее ЕСПЧ).

Соответственно, можно сделать вывод, что в тех случаях, когда имеется обоснованное сомнение в том, что правосудие было осуществлено с наличием существенных ошибок и это сомнение основано на существенных и бесспорных обстоятельствах, должен существовать способ приостановления законной силы решения, который бы приостанавливал исполнение судебных актов до разрешения сомнений в наличии существенных судебных ошибок.

В данной статье мы не собираемся останавливаться на праве арбитражного суда кассационной или надзорной инстанции приостанавливать исполнение судебных актов (ст.283 и 298 АПК РФ), поскольку особых проблем с толкованием и применением данного права судов проверочных инстанций не возникает. Существует обширная судебная практика по данным вопросам. Обратим лишь внимание читателя на то, что хотя такие приостановления не поименованы обеспечительными мерами, они таковыми являются 3 . В частности, это может быть легко доказано тем фактом, такое приостановление подпадает под определение обеспечительных мер данное в ст. 90 АПК РФ, а также тем, что такое приостановление может быть обусловлено предоставлением встречного обеспечения (ч.2 ст. 283 и ч.1 ст. 298 АПК РФ).

Однако, насколько обоснован данный вывод? На наш взгляд, суждение кассационной инстанции является ошибочным, притом, что сам факт отмены определения является правильным. К данному выводу мы пришли, ознакомившись с фабулой дела, из которой следовало, что причиной обращения в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства явилось обращение в суд о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствами, где в качестве вновь открывшегося обстоятельства было указано погашение задолженности в полном объеме. К сожалению, из текста судебного акта не видно, когда произошло погашение задолженности, что могло бы помочь в оценке рассматриваемого акта. Но исходя из презумпции разумности действий кассационного суда можно предположить, что погашение произошло после вступления решения в законную силу. Тогда очевидно, что заявитель использовал негодное средство защиты, обратившись с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствами. Погашение долга не является основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, но может быть положено в основание окончания исполнительного производства. Соответственно принятие обеспечительных мер при очевидности отсутствия вновь открывшихся обстоятельств являлось неправильным. Тем не менее, это отнюдь не означает, того, что при наличии вновь открывшихся обстоятельств, суд не вправе был бы принять обеспечительные меры в виде приостановления исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лица, участвовавшие в деле, имеют право одновременно с подачей заявления о пересмотре решения, определения и постановления ввиду открытия новых обстоятельств ходатайствовать перед судом, вынесшим этот акт, о приостановлении исполнения решения, определения и постановления до окончания пересмотра его по вновь открывшимся обстоятельствам.

Далее рассмотрим еще реже встречаемый случай, когда ставится вопрос о принятии обеспечительных мер в связи с принятием жалобы 14 Конституционным Судом РФ на норму, примененную в деле заявителя, где обеспечивается защита от нарушения конституционных прав.

Случай действительно редкий, поскольку, как правило, с момента вступления решения в законную силу до момента принятия жалобы Конституционным Судом РФ проходит значительное время. К тому же, большинство обращений по тем или иным причинам не принимаются Конституционным Судом РФ к рассмотрению.

Тем не менее, учитывая, что практика ставит и такие вопросы, рассмотрим, возможно ли приостановление исполнения решение в данной ситуации.

Соответственно, рассмотрение дела на основе норм, подлежащих проверке на предмет конституционности, является противоречащим Конституции РФ и, следовательно, исполнение решения основанного, на данных нормах, в то время, когда Конституционный Суд РФ рассматривает вопрос об их неконституционности противоречит принципу верховенства права и прямого действия норм Конституции РФ.

С целью обеспечения верховенства Конституции РФ законодатель установил в ст. 13 АПК РФ, что если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. В ст. 143 АПК РФ законодатель установил обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации. А в уже упомянутом п. 6 ст. 311 АПК РФ решение Конституционного Суда РФ поименовано в качестве оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.

Нас здесь интересует возможно ли толкование установленной в ст.143 АПК РФ обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу, в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, как распространяемой на рассматриваемый случай. В соответствии с толкованиями ЕСПЧ, исполнение решения является также частью судебного процесса и соответственно можно предположить о возможности распространения обязанности приостановления производства, установленной в ст.143 АПК РФ на исполнительное производство.

Однако из текста ст.143 АПК РФ следует, что законодатель в данной статье все же имел ввиду обязанность приостановления, лишь при невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, тем самым связав обязанность арбитражного суда с ходом рассмотрения дела.

Отсюда можно предположить, что законодатель, устанавливая процедуру обращения суда в Конституционный Суд РФ, исходил из того, что при обращении с запросом у суда существует императивная обязанность приостановить рассмотрения дела или исполнение вынесенного судом по делу решения до момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ. Однако, данная императивная обязанность суда установлена лишь в случаях обращения самого суда. По всей видимости, это вызвано тем, что само обращение суда в Конституционный Суд РФ с запросом является своего рода суждением суда о возможной неконституционности нормы подлежащей применению, или явной судебной ошибке, основанной на применении неконституционной нормы. Но что здесь для нас интересно, так это суждение законодателя о необходимости приостановить исполнение решение суда, а не только рассмотрение дела.

На наш взгляд, отсутствие в данном случае правового регулирования все же является пробелом. К данному выводу, мы пришли на основе того, что в ст.103 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" законодатель в качестве юридического факта обязывающего приостановить исполнение судебного акта, указывает запрос суда. Хотя сам по себе факт принятия жалобы Конституционным Судом РФ на нарушение законом конституционных прав и свобод не порождает автоматически ни приостановления производства по делу, ни приостановления исполнения решения, данный факт в совокупности с другими юридическими фактами может явиться основанием для приостановления судом. В качестве обстоятельства, которое может существенным образом на приостановления исполнения судебного решения может послужить, то что применение оспариваемой нормы существенно повлияло на итог судебного акта. Соответственно, существенное влияние оспариваемой нормы на суть решения, может расцениваться как возможная неконституционность судебного акта.

На наш взгляд, требования ст.15 Конституции о прямом действии норм Конституции РФ и обязательном соответствии ей всех правовых актов, включая в их число и судебные акты, имеют ключевое значение в данном случае, поскольку факт принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ является также подтверждением того, что примененные в рассматриваемом деле нормы, не только порождают сомнение в их конституционности, но и в правосудности судебных актов, основанных на оспариваемых нормах. Соответственно, исполнение судебного акта, которым могут быть нарушены конституционные права, не должно осуществляться до разрешения Конституционным Судом РФ о конституционности или неконституционности норм закона. Именно Постановление Конституционного Суда РФ в этом случае должно разрешить неопределенность в данном вопросе.

Обращение в суд с ходатайством о приостановлении исполнения судебного решения в связи с принятием жалобы Конституционным Судом РФ порождает обязанность суда рассмотреть вопрос влияния возможной неконституционности оспариваемой нормы на содержание ранее вынесенного решения. В том случае, когда суд на основании своего усмотрения придет к выводу о том, что в случае признания оспариваемой нормы было бы вынесено иное решение, то у суда существует обязанность приостановить исполнение решения.

Но полагаем, что задачи, возложенные на суд ст.2, 15, 17, 18, 19, 21, 45, 46 Конституции РФ, не дают оснований предполагать, что пробел в законе может лишить суд необходимых дискреционных полномочий.

И наконец, рассмотрим еще более редкий и менее рассматриваемый в юридической литературе вопрос возможности принятия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения суда в случае обращения в ЕСПЧ.

Правило 39 Регламента ЕСПЧ предполагает возможность принятия обеспечительных судебных мер. Причем инициатива в этом может быть проявлена не только стороной в деле, но и любым другим заинтересованным лицом и даже инициативе самого ЕСПЧ. Палата ЕСПЧ или, в соответствующих случаях, ее Председатель вправе указать сторонам на обеспечительные меры, которые, по мнению Палаты, следует предпринять в интересах сторон или надлежащего порядка проведения производства по делу в Палате. В дальнейшем уведомление о таких мерах направляется Комитету Министров. И у Палаты ЕСПЧ также имеется право запрашивать у сторон информацию по любому вопросу, связанному с выполнением любой указанной обеспечительной меры.

Как правило, ЕСПЧ указывает на необходимость обеспечительных мер лишь в самых серьезных случаях. Основаниями принятия ЕСПЧ обеспечительных мер являются неотвратимость оспариваемых заявителем действий ответчика, а также возможность причинения заявителю невосполнимых потерь в случае непринятия обеспечительных мер. 17 В отдельных случаях Суд указывает на предварительные меры и самому заявителю (например, на то, что ему необходимо прекратить голодовку). 18

Хотя чаще всего ЕСПЧ принимает в обеспечительные меры не в отношении имущественных прав, но иногда ЕСПЧ приходит необходимым принять обеспечительные меры и в имущественных правоотношениях.

В тоже время, положения Венской Конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) о соблюдении, применении и толковании договоров предусматривают, что:

«Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26).

Отсюда отсутствие норм в российском праве не может быть оправданием для непринятия обеспечительных, которые могут быть рекомендованы ЕСПЧ.

Безусловно, законодатель обязан принять меры по приведению своего внутреннего законодательства в соответствие с международными договорами таким образом, чтобы обеспечить в полной мере исполнение и международных обязательств. Тем более, что принятие мер обеспечивающих реализацию ст. 34 Конвенции, является также и обеспечением права гарантированного ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

Учитывая приоритет норм международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), а также, что обязанность по принятию обеспечительных мер, предложенных ЕСПЧ лежит на государстве, полагаем уместным осветить практику, как эта обязанность реализуется в настоящее время. К сожалению, возможность ознакомления с такой практикой весьма ограничена, хотя, она, по всей видимости, аккумулируется в Аппарате Уполномоченного РФ при ЕСПЧ, деятельность которого могла бы быть более публичной.

В нашем распоряжении 23 оказалось Определение Советского районного суда г. Астрахани от 9 апреля 2009 года. До вынесения данного определения решением Советского районного суда г. Астрахани от 18 января 2006 года исламская религиозная организация мечеть № 34 была обязана снести возведенный двухэтажной пристрой к силосной башне, демонтировать силосную башню, снести строящееся здание мечети № 34. Не согласившись с данным решением религиозная организация обратилась в ЕСПЧ с жалобой, попросив о рассмотрении жалобы в приоритетном порядке, а позже обратилась с ходатайством о принятии обеспечительных мер.

На основании решения от 18 января 2006 года был исполнительный лист и было возбуждено исполнительное производство. В рамках исполнительного производства произведены ряд исполнительных действий, налагались штрафы на должника в связи с неисполнением решения суда.

В качестве краткого вывода данной статьи можно отметить, что существует необходимость совершенствования и процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве. В тоже время, суды не вправе отказывать в защите прав, ссылаясь на пробелы в законе, и суды могут путем применения аналогии и системного толкования норм в совокупности с нормами Конституции РФ и нормами международного права преодолевать пробелы и осуществлять защиту прав и свобод человека.

2009 Султанов Айдар Рустэмович

1 Чечина Н.А. О презумпции истинности судебного решения , вступившего в законную силу // Чечина Н.А. Избранные труды по гражданскому процессу. СпБ, 2004. С.183-207

2 Постановление ЕСПЧ по делу «Рябых против РФ ( Ryabykh v . Russia ), жалоба N 52854/99

3 Аналогичный вывод содержится в книге Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов, М. Волтерс Клувер,, 2006 // СПС "КонсультантПлюс".

7 Явич Л.С. Общая теория права. Л. 1976. С.144.

9 Белоусов Л.В. «Комментарий к информационному письму Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов // "Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (Выпуск 5) (под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой), Статут, 2008, Цит. По СПС КонсультантПлюс

11 Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М. Волтерс Клувер. 2007. С. 112-118.

12 Там же, стр. 282, Ершов В.В. Правовые позиции Европейского Суда по правам человека//Российское правосудие. №1. 2007. С. 31, Блажеев В.В. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в механизме судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций//Законы России: опыт, анализ, практика. №11. 2008. С..61

14 Хотя известны случаи, когда суды приостанавливали производство даже не при принятии жалобы Конституционным Судом РФ, а лишь при подтверждении факта обращения в Конституционный Суд РФ, данную ситуацию мы считаем возможным не освещать в нашей статье, поскольку в этой ситуации решение о приостановлении будет целиком и полностью лежать в дискреции суда. Полагаем эту ситуацию возможной, когда суд, рассматривающий дело сам испытывает сомнения в конституционности норм, подлежащих применению в деле.

15 Надо отметить, что о данном правомочии было доведено до судов еще письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1994 г. N С3-7/ОЗ-614 "О вступлении в силу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

16 Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). Киев. 2006. С.20

17 Молостова Е.В. Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека // Международное публичное и частное право. 2005. N 2.

20 См. например, Постановление ЕСПЧ N 8320/04 от 19 июня 2008 г. по делу "Рябикин (Ryabikin) против России"

22 Еккрстгаузен И.Ш. Кодекс, или законоположение человеческого разума. СпБ. 1817. С.142


В настоящей статье рассмотрены отдельные проблемы исполнения судебного решения о восстановлении работника на работе с учетом современной практики применения российского законодательства. Проанализированы юридические права и обязанности сторон трудового спора, возможные ситуации, вызванные различным поведением работника.

К ак известно, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому понимание сущности исполнения юридической обязанности по приведению исполнения судебного решения имеет большое значение не только для обязанных лиц, т.е. лиц, на которых судом возложено исполнение определенных обязанностей, но и для лиц, в пользу которых вынесено судебное решение. Умение правильно оценить ситуацию, выбрать верный способ поведения позволяет чувствовать себя уверенно в ходе исполнения судебного решения, обращенного к немедленному исполнению в части восстановления сотрудника на работе. Анализ положений, предусмотренных нормативными правовыми актами, и практики их применения позволяет разобраться в отдельных вопросах, имеющих практическое значение.

Нередко вынесение судебного решения о восстановлении на работе незаконно уволенного сотрудника вызывает вопросы в отношении порядка его исполнения, и это не случайно. Нормы, регулирующие порядок исполнения судебного решения о восстановлении на работе, предусмотрены:

Нужно правильно оценить правовые нормы, регулирующие тот или иной вопрос, и принять грамотное решение с учетом преследуемого интереса.

Итак, все по порядку

В соответствии с ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник подлежит восстановлению на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Неисполнение либо несвоевременное исполнение судебного решения служит основанием юридической ответственности.

Таким образом, даже в том случае, если в резолютивной части решения не указано на обращение судебного решения о восстановлении на работе к немедленному исполнению, оно подлежит такому исполнению.

Под немедленным исполнением судебного решения понимается приведение его в исполнение сразу по его вынесению, еще до вступления в законную силу.

Средства обеспечения исполнения судебного решения

Нельзя не отметить, что судебное решение является обязательным как для работника, так и для работодателя. Поэтому исполнять его обязаны обе стороны трудового правоотношения.

Закон определяет порядок исполнения судебного решения только одной, обязанной стороной, признавая заинтересованность в его исполнении другой стороны, в пользу которой вынесено судебное решение.

Действительно, лицо, обратившееся в суд с исковыми требованиями о восстановлении нарушенного права, преследует цель защитить нарушенные права. Поэтому оно вправе использовать все возможности, не противоречащие действующему законодательству, для достижения поставленной цели. Исполнение судебного решения работником, восстановленным на работе, состоит в своевременном выходе на работу.

Не вызывает сомнений, что заинтересованный в восстановлении на работе работник, увольнение которого признано незаконным, предпримет все необходимые меры, зависящие от него, направленные на исполнение судебного решения, обращенного к немедленному исполнению. Получив исполнительный лист, он, как правило, приходит в организацию на следующий день после вынесения судебного решения. Бывают случаи, когда работник выходит на работу сразу после оглашения судебного решения, в тот же день. Но, так или иначе, незаконно уволенный работник как заинтересованное лицо самостоятельно инициирует устранение нарушений, выявленных судом, и восстановление его нарушенных прав.

Для обеспечения осуществления права истца на исполнение судебного решения, которым его требование (требования) удовлетворено, установлены:

  1. право работника на труд у конкретного работодателя,
  2. юридическая обязанность лица обеспечить осуществление права восстановленного на работе работника на труд в соответствии с условиями трудового договора,
  3. соответствующий порядок исполнения судебного решения обязанной стороной,
  4. юридическая ответственность обязанного лица, не исполняющего, задерживающего исполнение судебного решения или уклоняющегося от его исполнения.

Виды и формы исполнения судебного решения

Добровольный порядок исполнения судебного решения представляет собой добровольное выполнение обязанной стороной предписаний, предусмотренных судебным решением, т.е. самостоятельно, без применения принудительных сил государства (судебный пристав).

Принудительный порядок применяется в том числе в случае отказа обязанного лица добровольно исполнить судебное решение.

Немедленное исполнение судебного решения о восстановлении на работе незаконно уволенного работника работодателем предполагает поэтапное выполнение двух взаимосвязанных обязанностей: издание им соответствующего приказа и затем допуск работника к исполнению прежних (до его увольнения с работы) обязанностей. Это вытекает из положения, предусмотренного ч. 1 ст. 106 Закона об исполнительном производстве, согласно которому исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении.

Таким образом, есть основания утверждать о наличии двух форм исполнения судебного решения: формальное исполнение решения суда и исполнение фактическое. Формальное исполнение судебного решения касается издания работодателем соответствующих.

Читайте также: