Принципы деятельности арбитражных судов

Обновлено: 25.05.2024

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

– Высший Арбитражный Суд РФ;

– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– арбитражные апелляционные суды;

– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта.

Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.

Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино– и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи – председательствующего в судебном заседании. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Язык судопроизводства. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке РФ. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, арбитражный суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Комментарии к ст. 2 АПК РФ

1. Комментируемая статья, хотя и называет все перечисленные в ней целевые установки разного уровня задачами, фактически формулирует не только общие задачи, но и конечные цели судопроизводства в арбитражных судах. В обобщенном виде в задачах и целях через волю законодателя выражаются представления всего общества о необходимом и желаемом результате осуществления правосудия по делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов.

Общим задачам и целям не могут противоречить все другие нормы арбитражного процессуального права и деятельность субъектов процесса. Даже принципы арбитражного процесса играют подчиненную роль по отношению к целям правосудия и предназначены для выражения данных целей и определения методов их осуществления.

2. В п. 1 ст. 2 АПК сформулированы основные конечные цели судопроизводства в арбитражных судах. Они заключаются в защите прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также государства и общества в лице Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. При этом под лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятельность, следует понимать прежде всего граждан.

Такая последовательность законодательного закрепления целевой направленности процессуальной деятельности суда и других участников арбитражного процесса соответствует положениям ст. ст. 2, 17, 18 Конституции РФ о приоритетном значении прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственных и иных органов и обеспечиваются правосудием. Названная конституционная цель правосудия распространяется и на юридических лиц, поскольку за их статусом всегда стоит объединение граждан. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, обладают равными процессуальными возможностями для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

Это относится и к иностранным лицам, которые пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами и организациями, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 254 АПК).

3. Правильное и своевременное рассмотрение дела арбитражным судом обеспечивает не только защиту прав и законных интересов участников спорных правоотношений, но и дополнительно способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, содействует становлению правильных и упорядоченных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, в п. п. 4 - 6 ст. 2 АПК также сформулированы конечные цели судопроизводства в арбитражных судах, но в отличие от основных целей они являются дополнительными (факультативными).

4. Целевые установки более низкого уровня по отношению к конечным целям сформулированы в п. п. 2 и 3 ст. 2 АПК. Они выступают в качестве нормативно закрепленного средства для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела и достижения названных конечных целей судопроизводства в арбитражных судах. Задачами в данном случае названы принципы арбитражного процессуального права .

См. об этом подробнее: Жилин Г.А. Конституционные цели и принципы правосудия по гражданским делам // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период. М.: Российская академия правосудия, 2003. С. 263 - 268.

5. Более четко и верно сформулированы целевые установки судопроизводства по таким же делам, но подведомственным судам общей юрисдикции, в гражданском процессуальном законодательстве. Согласно ст. 2 ГПК задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов участников спорных правоотношений. Выполнение названных задач должно также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, т.е. достижению дополнительных (факультативных) целей судопроизводства.

Употребления в законе двух понятий (задачи и цели) объективно требует последовательное развитие процесса, поскольку задача всегда выступает в качестве средства достижения последующей цели на более отдаленном этапе процессуальной деятельности, на другом же этапе задача сама выступает в качестве цели. Это полностью относится к арбитражному процессу.

Например, несмотря на отсутствие в ст. 2 АПК прямого указания на задачу по правильному рассмотрению дела, такая общая установка наряду с требованием судебного разбирательства в разумный срок реально стоит перед арбитражным судом и другими субъектами процесса. В совокупности задачи по правильному и своевременному рассмотрению дел являются средством достижения конечных целей для всего судопроизводства в арбитражных судах, а для стадии подготовки дела к судебному разбирательству они сами выступают как цели, которые достигаются выполнением своих специфических задач. Это нашло отражение в арбитражном процессуальном законодательстве.

Так, в ст. 133 АПК прямо указывается, что подготовка дела к судебному разбирательству проводится в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. Для достижения же названных целей должны быть выполнены задачи, сформулированные в ч. 3 ст. 133 АПК.

Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации:

• равенство организаций и граждан перед законом и судом;

Указанные принципы организации и деятельности арбитражных судов закреплены также в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 6 АПК РФ). Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

Неисполнение судебных актов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность, установленную законом (ст. 13 АПК РФ).

Арбитражный суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, предоставляя сторонам равные права в собирании необходимых доказательств. Обоснование своих требований и возражений становится обязанностью сторон. Оперативности разрешения споров способствует установленный законодателем достаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном суде. Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 114 АПК РФ).

Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ существенно расширяет единоличное рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнению с коллегиальным, такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативно разрешать дела.

Новый АПК РФ несколько изменил порядок обжалования решений арбитражного суда. Как и прежде, различают обжалование решений, не вступивших в законную силу, и решений, вступивших в законную силу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или

33. Принципы организации и деятельности прокуратуры

33. Принципы организации и деятельности прокуратуры Деятельность органов и учреждений про куратуры очень многогранна и разнопланова. Для сохранения единства целей, задач и предмета прокурорского надзора на всех направлениях необходима крайне четкая организация этой

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:1) обеспечение устойчивого развития

57. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности

57. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Конституционные нормы, закрепляющие

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата Государственный аппарат – это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.Признаки государственного аппарата:? всегда

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности,

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности,

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих

СТАТЬЯ 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

СТАТЬЯ 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

2. Основные принципы деятельности адвокатуры

2. Основные принципы деятельности адвокатуры Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К ним относятся принципы:1) законности;2) независимости;3)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА (ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА (ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ) Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов

Стороны, участвующие в международных сделках, могут выбрать его для решения своих споров. Результатом этого процесса является юридически обязательное и подлежащее исполнению решение с действием res judicata (преюдициальная сила решения).

Арбитраж и государственный суд

При определении того, что выбрать государственный суд или арбитражную оговорку при обсуждении международных контрактов, могут возникнуть вопросы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Компетентность и опыт

В государственном суде стороны не имеют никакого влияния на выбор судьи, назначенного для рассмотрения их спора, и поэтому не могут оценить, насколько судья технически компетентен. Однако в арбитраже стороны могут выбирать арбитров (или организацию, которая будет выбирать для них в случае разногласий), и могут выбирать лиц с соответствующим техническим опытом для решения своего спора.

Сохранение тайны и конфиденциальность

Судебные разбирательства, как правило, публичны, а поданные документы, и решение доступны для ознакомления неограниченного круга лиц. Однако, арбитражное разбирательство, документы и решения обычно являются частными между сторонами и арбитражным центром. Однако, сохранение в тайне – это не то же самое, что конфиденциальность. Арбитражное решение может стать общедоступным, когда начинается исполнительное производство, или когда сторона имеет юридическое обязательство по раскрытию. Суды в некоторых странах постановили, что арбитражные документы и разбирательства не защищены конфиденциальностью, поэтому местное законодательство может быть важным фактором при выборе места для проведения арбитража.

Возможность приведения в исполнение

Судебные решения осуществляются посредством принудительных полномочий государства. В арбитражных решениях нет таких автоматических полномочий по обеспечению исполнения, что означает, что решение должно быть добровольно соблюдено проигравшей стороной. Если этого не происходит, выигравшая сторона может добиваться исполнения в национальном суде. Однако судебные решения имеют территориальное ограничение, и нет никаких многосторонних конвенций для их исполнения, кроме как в рамках Европейского Союза.

Скорость и окончательность

Нейтралитет суда

Нейтралитет суда является одним из основных преимуществ арбитража. Стороны из разных стран часто предпочитают, чтобы арбитраж проходил в нейтральной третьей стране, чтобы обеспечить равное игровое поле и избегать того, чтобы одна сторона получала ощущение пристрастия.

Процедура

Процедура, принятая в национальных судах, устанавливается в регламенте, применяемом в таких судах (в России для споров между компаниями – это Арбитражный процессуальный кодекс). Такой регламент не обязательно подходит для отдельных случаев. Стороны, участвующие в международном арбитраже, могут адаптировать свои процессуальные нормы к своему конкретному спору, даже если арбитраж проводится в соответствии с установленным арбитражным регламентом.

Расходы

Расходы на возбуждение гражданского судопроизводства в национальных судах могут быть минимальными. Для сравнения расходы, понесенные в арбитражном разбирательстве, обычно выше. Одной из причин этого является то, что стороны оплачивают арбитров, арбитражное учреждение (если таковое имеются) и административные услуги в дополнение к другим общим судебным издержкам, тогда как в гражданском процессе многие из этих расходов относятся на счет государства.

Специальные полномочия

В судебном разбирательстве полномочия, которые может осуществлять суд, и средства правовой защиты, которые он может предложить, регулируются применимым законодательством государства. Однако, арбитр может осуществлять более широкие полномочия, предоставленные ему сторонами. Примером является то, что стороны уполномочивают арбитра решать спор в качестве мирового посредника или ex aequo et bono (по справедливости и доброй совести) (то есть без ссылки на закон, но исходя из того, что, по его мнению, является честным и справедливым в данных обстоятельствах).

Представительство

Для представительства стороны в суде практикующие юристы часто должны иметь профессиональную квалификацию этой юрисдикции и допускаться по правилам местного адвокатского объединения или профессионального органа. Стороны международного арбитража обычно могут быть представлены кем-либо, кого они хотят нанять. Представитель может быть адвокатом или техническим лицом, имеющим соответствующий опыт, но в большинстве случаев он не должен принадлежать к любому профессиональному органу, в котором проводится арбитраж.

Ключевой выбор

После того, как стороны выбрали решение своего спора путем арбитража, им необходимо принять некоторые основные решения, которые рассматриваются ниже. Увеличение числа споров, связанных с арбитражем, привело к распространению арбитражных центров, которые являются специализированными организациями, управляющими арбитражным разбирательством. За определенную плату они оказывают различные услуги спорящим сторонам, их представителям и арбитрам. Стороны, имеющие опыт в международном арбитраже, могут, однако, предпочесть организовать арбитражную процедуру без помощи учреждения путем выбора специального, а не постоянно действующего арбитражного центра.

Специальный арбитраж

Специальный арбитраж относится к арбитражу, проводимому без помощи арбитражного центра. Это может означать, что стороны и арбитражный суд будут составлять процессуальные нормы по мере их продвижения. Однако, национальные арбитражные законы обычно содержат определенные обязательные правила, от которых стороны и арбитры не могут отступать. Они также могут содержать необязательные положения, которые действуют в качестве правил по умолчанию, которые применяются там, где стороны не предоставили для этого конкретного обстоятельства. Эти положения также служат руководством для сторон и суда.

Постоянно действующие арбитражные центры (Институциональный арбитраж)

В некоторых арбитражных соглашениях стороны предпочитают проводить арбитраж в соответствии с регламентом конкретного центра. Такие центры во всем мире оказывают административную помощь сторонам и обычно формулируют свой собственный регламент арбитража и стандартное арбитражное соглашение. Стороны могут принять решение о включении стандартной арбитражной оговорки такого центра в свой договор или разработать свое собственное соглашение о проведении арбитража в соответствии с регламентом конкретного центра. Важно четко определить конкретный центр в арбитражном соглашении, чтобы избежать двусмысленности, и гарантировать, что соглашение не станет неисполнимым.

После выбора арбитражного центра, подразумевается, что его регламент включается в соглашение посредством ссылки на него в тексте такого соглашения.

Арбитражный центр будет управлять арбитражем в соответствии со своим регламентом, и стороны по договору будут обязаны соблюдать его. Регламент, применимый к арбитражу, в большинстве случаев будет версией правил, используемых на момент подачи спора в учреждение для управления.

Основное различие между специальным и институциональным арбитражем заключается в том, что в институциональном арбитраже стороны уже имеют набор арбитражных правил, регулирующих арбитражную процедуру. Очень часто стороны в рамках специального арбитража принимают Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ для регулирования своей процедуры.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

· арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

· специализированные арбитражные суды.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Полномочия арбитражного суда:

- рассматривать в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые и вступившие в законную силу судебные акты;

- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

- изучать и обобщать судебную практику;

- подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

- анализировать судебную статистику.

Законность. Осуществление правосудия только судом, независимость судей.

Независимость в 33 вопросе

Принцип законности (ст. 7 УПК и др.). Под принципом законности понимается точное и неуклонное исполнение участниками судопроизводства процессуальных норм и правильное применение всеми органами, осуществляющими уголовный процесс, норм международного права, материального (уголовного) и процессуального закона. Современное содержание принципа законности в уголовном процессе состоит в:

1) запрете суду, прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю применять федеральные законы, противоречащие нормам уголовно-процессуального закона;

2) обязанности суда принимать решения в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона;

3) признании доказательств недопустимыми в случаях нарушения уголовно-процессуального закона судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства;

4) требовании закона принимать решения в сфере уголовного процесса, которые должны быть законными, обоснованными, мотивированными и справедливыми.

УПК РФ Статья 8. Осуществление правосудия только судом

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации органов внутренних дел

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

2. Установить, что перечень подразделений и служб полиции утверждается:

а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации - Президентом Российской Федерации;

б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации - Министром внутренних дел Российской Федерации.

3. Установить, что подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:

а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне - Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;

в) в управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлениях, отделах, отделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, начальниками линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур, типовых штатных расписаний и в пределах нормативов штатной численности этих управлений, отделов, отделений, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: