Принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность высшими органами власти

Обновлено: 25.05.2024

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

  1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
    • имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";
    • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
    • не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
    • судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
    • судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
    • судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
    • судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
  3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.
  4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
  5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
    • на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
    • в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Отбор кандидатов на должность судьи

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Организационно-функциональные принципы гражданского процесса

Принцип осуществления правосудия только судом

Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве (ст. 5 ГПК). К судам общей юрисдикции относятся федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи. К федеральным судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

Отличительной особенностью правосудия служит не только особый субъект, но и особая процессуальная форма, исключающие возможность присвоения судебной власти государственными либо общественными органами, а также постороннее вмешательство в деятельность судов.

В гражданском процессе этот принцип проявляется также и в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае оспаривания этих решений либо обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (раздел VI ГПК); в) юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной (ч. 4 ст. 22 ГПК) и, наконец, г) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Принцип назначаемости судей на должность

В настоящее время судьи федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность. Существует два пути назначения судей на должность: одни судьи назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом РФ.

Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда РФ.

По представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность также Заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и других судей Верховного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей и судьи судов субъектов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения квалифицированной коллегии судей: Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационных коллегий судей субъектов РФ (председатели, заместители председателей и судьи районных судов). Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Принцип несменяемости судей

Несменяемость означает отсутствие какого-либо определенного срока полномочий.

Принцип независимости судей

При осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. I ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8 ГПК). Независимость судей — важнейшее условие правосудия . Вместе с тем она рассматривается не как свобода судейского усмотрения, но как условие и следствие абсолютного подчинения судей закону при отправлении правосудия. Подчинение закону, следование закону, под которым понимается прежде всего Конституция РФ и федеральные законы, предполагают независимость суда от постороннего влияния. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).

Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120-124 Конституции РФ, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК).

  1. предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  2. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  3. правом судьи на отставку;
  4. неприкосновенностью судьи;
  5. системой органов судейского сообщества;
  6. предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел

В гражданском судопроизводстве общим правилом является единоличное рассмотрение гражданского дела.

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально (ч. 1 ст. 7 ГПК).

Судья, единолично рассматривающий гражданские дела и совершающий отдельные процессуальные действия, действует от имени суда (ч. 2 ст. 7 ГПК).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ч. 1 ст. 14 ГПК).

Коллегиальное рассмотрение дел в первой инстанции может предусматриваться федеральным законом для отдельных дел, возникающих из публичных правоотношений (ч. 1 ст. 246 ГПК).

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядка единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 3 ст. 7 ГПК).

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе председательствующего судьи и двух судей, в порядке судебного надзора — в составе председательствующего судьи и не менее двух судей (ч. 2 ст. 14 ГПК).

Гарантиями принятия коллегиального решения служат, во-первых, равенство статуса всех судей, участвующих в принятии решения: во-вторых, порядок принятия коллективного решения. Все вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. При этом никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Судья, несогласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается (ст. 15 ГПК).

Нарушение принципа сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел означает рассмотрение дел в незаконном составе и влечет за собой отмену судебного акта.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Данный принцип является необходимой национальной гарантией реализации права каждого на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1. ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Он имеет статус конституционного (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Равенство участников перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса граждан и организаций в обществе.

В соответствии со ст. 6 ГПК правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Равенство граждан и организаций означает прежде всего одинаковый объем прав и обязанностей всех граждан и организаций, участвующих в суде в том или ином качестве ( равенство доступа к правосудию ); во-вторых, одинаковое отношение суда к правам и обязанностям, а также действиям граждан и организаций, участвующих в рассмотрении конкретного дела ( равные средства судебной защиты ); в-третьих, запрет на оказание судом предпочтения каким-либо лицам либо органам по основаниям, не предусмотренным законом ( равные шансы судебной защиты ).

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом дополняется конституционным же принципом равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), содержание которого в целом также сводится не к тождеству субъективных прав, а к равенству возможностей защиты своих прав в суде.

Принцип государственного языка

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ч. 2 ст. 9 ГПК).

Документы, составленные на иностранном языке, представляются в суды Российской Федерации вместе с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, является безусловным основанием к отмене судебного решения.

Принцип гласности

В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел во всех судах происходит в открытом заседании (ст. 123 Конституции РФ, ст. 10 ГПК). Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания . Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК).

У гласности как доступности процесса для лиц, не участвующих в нем, есть две стороны. Первая заключается в возможности лично присутствовать при разбирательстве дела (гласность в узком или собственном смысле слова, обеспечивающая информацией о процессе всегда только ограниченный круг лиц, но в силу эффекта личного присутствия всегда наиболее эффективная форма общественного контроля за правосудием). Вторая заключается в доведении до всеобщего сведения судебных актов, отчетов о судебных процессах и открытого обсуждения результатов судебных процессов.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина (ч. 2 ст. 10 ГПК).

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение (ч. 4 ст. 10 ГПК).

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики (ч. 5 ст. 10 ГПК).

Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, послужившие основанием для проведения слушания дела в закрытом судебном заседании, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение (ч. 3 ст. 10 ГПК).

В интересах соблюдения законности в случае проведения закрытого заседания суда установлено, что разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением общих правил судопроизводства (ч. 6 ст. 10 ГПК).

Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК).

В законодательстве содержатся и иные ограничения доступа в зал судебного заседания несовершеннолетних граждан моложе 16 лет, если при этом они не являются лицами, участвующими в деле или свидетелями (ст. 179 ГПК).

В законе имеются и другие отступления от принципа гласности. Например, в исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы (ч. 2 ст. 179 ГПК).

Принципами арбитражного процессуального права называют такие его фундаментальные положения, которые составляют основополагающие правовые идеи, пронизывающие все арбитражные процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение арбитражного процесса, который обеспечивал бы вынесение законных и обоснованных решений. Правовой принцип всегда находит конкретное закрепление в нормах права. Принципы арбитражного процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, где есть гарантия реализации на практике общих правовых предписаний.

По этому основанию все принципы, действующие в арбитражном процессе,
можно разделить на две группы:

- организационно-функциональные принципы (или принципы судоустройства) - определяющие устройство и функционирование арбитражных судов;

- функциональные принципы - определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса при рассмотрении и разрешении дел.

Особое место среди принципов арбитражного процессуального права занимает общеправовой (межотраслевой) принцип законности, характерный для любой отрасли права. В арбитражном процессуальном праве этот принцип имеет свою специфику нормативного закрепления, содержание и систему гарантий его осуществления. Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех актов арбитражных судов, процессуальных действий арбитражных судов (судей) и других участников процесса, совершаемых при рассмотрении и разрешении споров, Конституции РФ, нормам материального и процессуального права, то есть закону.

1. Принцип назначаемости судей. Судьи арбитражных судов в РФ назначаются и их полномочия не ограничиваются каким-либо сроком. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ назначает на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ). Также по представлению Президента РФ, основанному на предложениях Председателя ВАС РФ, Совет Федерации назначает заместителей Председателя ВАС РФ и других судей ВАС РФ. Все судьи арбитражных судов субъектов Российский Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ. Однако в любом случае должно быть получено согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

2. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава арбитражного суда при рассмотрении дела. По общему правилу дела в арбитражном суде первой дистанции рассматриваются судьями единолично. При этом судья действует от имени суда. Исключение из общего правила составляют дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также дела о несостоятельности (банкротстве). Эти две категории дел в обязательном порядке требуют коллегиального состава арбитражного суда. Вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов.

3. Принцип независимости судей арбитражных судов является одним из ключевых. В ч. 1 ст. 5 АПК РФ записано, что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Независимость судей арбитражного суда и подчинение их только закону при осуществлении правосудия - два органически взаимосвязанных положения. Принцип независимости судей и подчинение их только закону действует во всех стадиях арбитражного процесса и обязателен для судей всех арбитражных судов.

4. Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом. Правосудие в арбитражном суде осуществляется на основах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

5. Принцип гласности разбирательства дел судом закреплен в ст. 123 Конституции РФ, согласно которой разбирательство дел во всех судах открытое. Статья 9 АПК РФ, конкретизируя данное положение Конституции, устанавливает открытое разбирательство дел в арбитражных судах. Под принципом гласности понимается установленный законом порядок разбирательства дел арбитражным судом, предусматривающий свободный доступ в зал заседаний всех желающих граждан, а также их право делать письменные заметки и фиксировать все происходящее в зале судебного заседания.

6. Принцип государственного языка судопроизводства в арбитражном суде. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В связи с этим в ч. 2 ст. 8 АПК РФ записано, что участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке. Обеспечение перевода судебных документов, ходатайств, объяснений сторон и третьих лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, показаний свидетелей и заключений экспертов возлагается на арбитражный суд.

Функциональные принципы определяют процессуальную деятельность суда и участников процесса при рассмотрении и разрешении дел и находят свое непосредственное закрепление в арбитражном процессуальном праве. К таким принципам относятся:

1. Принцип диспозитивности. Этот принцип означает возможность участвующих в деле лиц, и в первую очередь сторон, распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Диспозитивный характер частных прав находит отражение в арбитражном процессе в следующем:

1) только сам обладатель права решает, обратиться ему в арбитражный суд за защитой или терпеть нарушение своего права. Суд не может по собственному почину возбудить арбитражное дело, если заинтересованное лицо не ищет защиты;

2) обладатель права определяет предмет и основание иска, размер заявленных
требований. Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер искового требования. Если обладатель права может распоряжаться им до и вне процесса, то эта возможность должна быть сохранена за ним и в арбитражном процессе.

2. Принцип состязательности - один из основополагающих принципов арбитражного судопроизводства. Он создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения. В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить арбитражному суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

3. Принцип процессуального равноправия сторон. В соответствии со ст. 7 АПК РФ правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства сторон. Это положение конкретизировано в ст. 33 АПК РФ, где записано, что стороны пользуются равными процессуальными правами. Согласно принципу процессуального равноправия сторон закон предоставляет в арбитражном процессе истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Стороны, независимо от того, являются они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в арбитражном процессе исключаются.

4. Принцип сочетания устности и письменности арбитражного процесса. Традиционно преобладающее значение придается устности, хотя сторонам, суду и другим участникам процесса приходится закреплять свои отношения и совершать процессуальные действия преимущественно в письменной форме. В устной форме осуществляется ведение судебного заседания; объяснения лиц, участвующих в деле, и заключения экспертов заслушиваются устно; вопросы всем участникам процесса задаются также устно и т. п. С другой стороны, требования процессуальных норм предписывают письменную форму для искового заявления, решения арбитражного суда, апелляционной и кассационной жалоб, протеста в порядке надзора и т. п.

5. Принцип непосредственности — это закрепленное в законе положение, согласно которому судьи арбитражного суда при рассмотрении спора обязаны лично воспринять все собранные по делу доказательства и обосновать решение только исследованными в судебном заседании доказательствами. Нарушение принципа непосредственности в судебном разбирательстве дела является основанием к отмене вынесенного арбитражным судом решения.

6. Принцип непрерывности. С действием принципа непрерывности в арбитражном процессе тесно связано установленное законом требование о неизменном составе судей, рассматривающих конкретное дело. Согласно ст. 117 АПК РФ разбирательство дела осуществляется при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе разбирательства дела оно должно быть произведено с самого начала. Это позволяет новому судье, заменившему одного из выбывших, лично воспринять все доказательства и наравне с другими участвовать в их обсуждении в совещательной комнате. До принятия решения по делу или до отложения его рассмотрения арбитражный суд не вправе рассматривать другие дела.

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.

3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Комментарии к ст. 5 АПК РФ

1. Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). В судопроизводстве по делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов, она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.

Принцип независимости судей тесно связан с разделением государственной власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную, с самостоятельностью судов при осуществлении судебной власти (ст. 10 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"). Однако самостоятельности всех ветвей государственной власти не противоречит необходимость их согласованного функционирования и взаимодействия, в частности, при обеспечении прав и свобод человека и гражданина, как это предусмотрено в ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ. При осуществлении правосудия судьи не могут полагаться лишь на свое усмотрение, а должны действовать в соответствии с выявленной ими волей законодателя, которая находит выражение в законах и подзаконных нормативных актах.

Таким образом, в содержание принципа независимости судей входит осуществление судами правосудия независимо от чьей бы то ни было воли, но с подчинением их требованиям норм процессуального и материального права.

2. Правосудие по гражданским делам должно осуществляться судами в строгом соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ и федеральными законами (см. комментарий к ст. 3 АПК). Однако при разрешении дел суды кроме Конституции РФ и федеральных законов обязаны применять законы субъектов РФ, а также нормативные акты федеральных и региональных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления. Что касается сформулированного в конституционных нормах и ч. 1 ст. 5 АПК положения о подчинении судей при осуществлении правосудия только Конституции РФ и федеральному закону, то его следует рассматривать в контексте иерархии норм в системе законодательных актов (см. комментарий к ст. 13 АПК).

3. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону вплоть до привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 294 - 298 УК).

Раскрывая содержание положения о недопустимости вмешательства в судебную деятельность, ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" формулирует правило о том, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Знакомиться с материалами дела могут участвующие в деле лица и их представители (ст. ст. 41, 62 АПК). В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" с гражданским делом, решение по которому вступило в законную силу, вправе знакомиться Уполномоченный по правам человека. Под гражданским делом в данном случае следует понимать дело, рассмотренное арбитражным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства (см. комментарий к ст. 1 АПК).

4. Часть наиболее важных гарантий независимости судей непосредственно закреплена в Конституции РФ. К ним относятся: несменяемость судей, включающая положение о возможности прекращения или приостановления их полномочий не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121); неприкосновенность судей, включающая положение о невозможности привлечения судьи к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122); финансирование судов только из федерального бюджета и на условиях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Более полно содержание понятий несменяемости и неприкосновенности судьи раскрывается в ст. ст. 12 и 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Кроме того, в ст. 9 названного Закона дополнительно к конституционно закрепленным гарантиям указывается, что независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; правом судьи на отставку, системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Читайте также: