Принцип абсолютного судебного иммунитета государства закреплен в конституции рф

Обновлено: 14.05.2024

1. Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

2. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Комментарий к ст. 1189 ГК РФ

1. Принцип взаимности представляет собой одно из важнейших правовых начал международного права. Его последовательная реализация позволяет, с одной стороны, обеспечивать устойчивые отношения между государствами, в то же время, с другой стороны, предоставляет гражданам и юридическим лицам иной национальной принадлежности возможность реализовывать свои права на территории государства, опирающегося на принцип взаимности. Не случайно поэтому суждение о том, что принцип взаимности представляет собой развитие более общего и более древнего принципа государственно-правовых отношений - принципа международной вежливости (comitasgentium).

2. Общая презумпция, на которой базируется принцип взаимности и которая нашла воплощение в российском международном частном праве, состоит в том, что взаимность совсем не зависит от того, применяет ли иностранное государство к соответствующим отношениям нормы российского права или нет. Российский правопорядок основан на безусловном правиле о том, что правоприменитель (прежде всего суд) должен применять иностранное право, если иное указание не предусмотрено в законодательстве. Иное должно быть предусмотрено в федеральном законе.

Так, в российском праве предусмотрено, что иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности (п. 3 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Другим примером является предусмотренный российским законом случай допустимости заключения браков между иностранными гражданами на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, при условии что аналогичные браки российских граждан признаются в том государстве, которое назначило посла или консула (п. 2 ст. 157 СК).

3. Правопорядки развитых государств, как правило, также базируются на том, что суды должны применять иностранное право независимо от того, применяют или нет суды соответствующего государства чужие законы. Следует отметить, что в законодательстве различных государств происходит своего рода унификация тех дефиниций, при помощи которых определяется принцип взаимности. Так, в венгерском праве определение принципа взаимности почти дословно совпадает с той нормой, которая сформулирована в п. 1 коммент. ст. (п. 1 ст. 6 Указа Президиума Венгерской Народной Республики от 31 мая 1979 г. N 13 "О международном частном праве").

4. Принцип взаимности имеет легитимную опору в Конституции, в соответствии с положениями которой на российской территории закреплено действие общепризнанных принципов международного права. Принцип взаимности, будучи обычаем международно-правовой практики, несомненно, общепризнан как фундаментальная правовая идея и в силу этого подлежит имплементированию в российскую правовую систему.

5. Для случаев, когда российское законодательство устанавливает, что применение иностранного закона зависит от взаимности, установлена еще одна презумпция: взаимность предполагается, если не доказано иное. По смыслу процессуальных норм бремя доказывания "иного" возлагается на сторону, ссылающуюся на отсутствие взаимности. Однако в некоторых государствах установлен особый процессуальный порядок доказывания "иного". Например, в Законе Румынии 1992 г. установлено, что необходимые доказательства должны быть запрошены у Министерства юстиции, которое путем консультаций с Министерством иностранных дел устанавливает наличие или отсутствие взаимности. Венгерское законодательство предусматривает, что принцип взаимности подтверждается на основании документа, выдаваемого министром юстиции.

6. Принцип взаимности реализуется не только в области действия коллизионных норм и в сфере действия частных материально-правовых положений, но и в области международного гражданского процесса, хотя собственно в процессуальных кодексах он и не получил прямого закрепления (более точным будет указание на то, что российские процессуальные кодексы взаимность связывают с наличием писаных норм международного права - международных договоров). В то же время развитие положений различных законодательных актов в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что принцип взаимности не чужд и процессуальной сфере. Так, в соответствии с Законом о банкротстве при отсутствии международных договоров Российской Федерации решения иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на российской территории на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 6 ст. 1).

7. В юридической доктрине различают полную и частичную взаимность. Под полной взаимностью понимается такое состояние, при котором допускаются применение всех норм иностранного права и исполнимость по всем группам судебных решений. Частичная взаимность предполагает, что в ее основе лежит применение не всех норм конкретного государства, а отдельных иностранных правовых норм или отдельных правовых институтов.

Судебная практика по статье 1189 ГК РФ

В обоснование доводов жалобы заявители указывают, что суды в нарушение статей 1189, 1191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) оценили действительность сделок на основе российского законодательства, о не права острова Мэн.
По мнению заявителей, АО "Кредит Европа Банк" и Кредит Европа Банк Н.В. не имеют право на подачу иска, их требования направлены на обход положений статей 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Комментарий к ст. 127 ГК РФ

Комментируемая статья устанавливает, что особенности ответственности Российской Федерации, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. В ней также говорится об особенностях ответственности Российской Федерации как государства перед иностранными государствами, иностранными физическими и юридическими лицами.

Однако в Российской Федерации такой закон пока не принят. Есть только ФЗ от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

Источниками, закрепляющими иммунитет государств и регулирующими отношения, связанные с его реализацией, должны служить подписанные Российской Федерацией, но пока не вступившие в силу международные соглашения, в частности, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 2004 г.). Данная Конвенция основывается на доктрине ограниченного (функционального) иммунитета. Исходя из нее, государство пользуется иммунитетом только при осуществлении суверенных функций и не пользуется при осуществлении действий коммерческого характера.

Российская Федерация как субъект гражданского права может заключить гражданско-правовую сделку с иностранным государством, например о покупке земли на территории этого государства для строительства здания посольства или договор аренды нежилых помещений, на территории России. В этих случаях при определенных ситуациях может возникнуть ответственность Российской Федерации, например при неисполнении обязательств по договору.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, приравнивая их статус к правовому положению российских граждан. По существу, эта норма воспроизведена в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которой "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом".

Из приведенной нормы вытекает, что ответственность Российской Федерации, ее субъектов на основании комментируемой статьи перед иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами должна быть такой же, как перед российскими гражданами и юридическими лицами. К тому же согласно ст. 124 ГК РФ (см. комментарий к ней) Российская Федерация, ее субъекты участвуют в гражданско-правовых отношениях наравне с другими.

В литературе отмечалось, что "законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе как самого государства - Российской Федерации, так и субъектов РФ. от иммунитета в сфере гражданско-правовых отношений" .

Федосеева Г. Международное частное право. М., 2000. С. 94.

Таким образом, можно было бы прийти к выводу, что независимо от того, идет ли речь об отношениях государства с иностранными субъектами или российскими, Российская Федерация отказывается от каких бы то ни было изъятий из действия законов, то есть от иммунитета в гражданско-правовых отношениях. Однако анализ действующего законодательства показывает, что это не так. Российская Федерация как субъект международного права придерживается принципа судебного иммунитета, отраженного в ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК.

В силу этого принципа согласно указанным статьям предъявление исков в суды РФ к иностранному государству, арест его имущества, находящегося на территории РФ, принятие иных мер к этому имуществу в обеспечение иска, обращение на него взыскания в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указал, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии прямо выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства (п. 8 указанного Постановления).

Соответственно, Российская Федерация имеет право требовать от других стран по отношению к себе неукоснительного соблюдения такого же принципа.

Вместе с тем, как Российская Федерация, так и другие государства могут добровольно отказаться от иммунитета при участии в гражданских правоотношениях. Для этого вносится соответствующее положение в заключенный договор.

Судебный иммунитет государства – один из принципов международного права, который состоит в том, что государство нельзя привлечь к ответственности по его обязательствам без его на то согласия. Действует только во внешних отношениях.

Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само по себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим нарушался бы суверенитет государства. Наше действующее законодательство традиционно исходит из принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства и его имущества на российской территории и требует аналогичного понимания иммунитета нашего государства (ст. 435 ГПК 1964 г.). В соответствии с этим подходом без прямого на то согласия компетентного органа иностранного государства к нему не может быть ни предъявлен иск в суде, ни привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, ни наложение ареста на имущество РФ или принятие иных мер по обеспечению иска, ни обращено взыскание на его имущество.

В некоторых случаях государство само отказывается от судебного иммунитета, например с целью привлечения иностранных инвестиций.

В законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям. Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений.

Российское законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"

Согласно этому закону судебный иммунитет – это обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе.

Понятие и система объектов гражданских правоотношений

Объектом, или предметом, гражданского права является направление его воздействия.

По закону (ст. 128 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов: имущество; работа и услуги; информация;охраняемые результаты интеллектуальной деятельности(интеллектуальная собственность) ; нематериальные блага.

Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.

Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т. п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т. е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.

Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (право на пользование оружием, природными ресурсами и т. п.).

К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты (например, Большой театр).

Имущество— это самая важная и наиболее сложная категория объектов гражданских прав. Сюда относятся вещи (в это понятие включаются материальные предметы, деньги и ценные бумаги) и иное имущество, в том числе имущественные права.

Объектами гражданского права могут быть только вещи и иные материальные и нематериальные блага, которые в свою очередь являются предметом поведения людей в гражданских правоотношениях. Однако сами по себе блага влекут за собой не только права, но и обязанности, которые в свою очередь составляют содержание гражданских правоотношений.

Таким образом, понятие объектов гражданских правоотношений и понятие объектов гражданских прав абсолютно равнозначны.

Классификация вещей

Важнейшее место среди объектов гражданского права занимают вещи, что обусловлено, во-первых, их наибольшей распространенностью в гражданском обороте, во-вторых, возникновением по поводу вещей так называемых вещных правоотношений, в том числе отношений собственности.

Вещи являются одной из форм материальных благ и представляют материальные предметы внешнего по отношению к человеку мира. Вещами могут выступать как предметы, имеющие природное происхождение (земля, полезные ископаемые, растения), так и предметы, созданные в результате деятельности человека.

Правовое регулирование отношений, связанных с нахождением вещей во владении, пользовании и распоряжении субъектов гражданского права, а также с их оборотом, во многом предопределено их (вещей) естественными характеристиками, их ролью в экономической жизни общества. В связи с этим большое значение имеет классификация вещей, позволяющая определить объем и содержание прав и обязанностей субъектов вещных и некоторых обязательственных отношений.

В цивилистике вещи классифицируются по следующим основаниям:

По месту в системе общественного производства:

По характеру связи с землей:

Как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. К недвижимости относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т. п.

По оборотоспособности:

· вещи, не ограниченные в обороте;

· вещи, ограниченные в обороте;

· вещи, изъятые из оборота;

По изменению потребительских свойств в процессе использования:

Потребляемыми являются вещи, однократный акт использования которых приводит к их уничтожению или к существенному видоизменению (например, продукты питания, топливо, производственное сырье, полуфабрикаты). Различные виды энергии, используемые в производстве и быту, обладают свойствами потребляемости и по этому признаку также могут быть отнесены к вещам потребляемым.

Непотребляемыми признаются вещи, которые в процессе использования хотя и изнашиваются (амортизируются), но сохраняют свое качество в течение более или менее продолжительного времени (жилые дома, машины, станки, мебель, книги и т. п.).

По способности к индивидуализации:

Вещи, определяемые родовыми признаками, характеризуются признаками, общими для всех вещей данного рода. Они определяются числом, мерой, весом (тонна угля, десяток яиц, пять метров рейки и т. п.). Наоборот,индивидуально-определенная вещьобладает особыми, только ей присущими чертами, качествами. К этой группе можно отнести вещи:

· единственные в своем роде;

· отличающиеся от других аналогичных вещей по ряду признаков;

· выделенные из массы подобных вещей в соответствии с соглашением сторон.

Вещи, первоначально определенные родовыми признаками, при смене собственника могут индивидуализироваться.

по способности сохранять потребительские свойства в результате раздела:

Неделимыми признаются вещи, раздел которых в натуре невозможен без значительного, несоразмерного ущерба для их хозяйственного или иного целевого назначения (ст. 133 ГК РФ). Все остальные вещи являютсяделимыми. Причем каждая часть разделенной делимой вещи сохраняет возможность выполнять ту же хозяйственную или иную функцию, что и вещь в целом.

По взаимосвязанности с другими вещами:

От сложной вещи следует отличать главную вещь и принадлежность. Подглавной понимается такая вещь, которая имеет самостоятельное значение в гражданском обороте, т. е. независима от других вещей.

Принадлежностью признается вещь, предназначенная для обслуживания главной вещи и связанная с ней общим хозяйственным или иным целевым назначением. Если законом или договором не установлено иное, принадлежности следуют судьбе главной вещи.

По одушевленности:

Одушевленными вещами, с точки зрения гражданского права, признаются животные. Все остальные вещи являютсянеодушевленными. К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Особый статус животных как объекта гражданских прав установлен, в частности, ст. 230, 231, 241 ГК РФ.

Кроме того, в юридической науке выделяются такие специфические виды вещей, как плоды, продукция и доходы.

В результате использования имущества могут создаваться новые вещи.Плодами признаются приплод животных, плоды фруктовых деревьев, т. е. поступления, производимые вещью, имеющей биологическую природу.Продукция - это все, что получено в результате производительного использования вещи, будь то готовый продукт, полуфабрикат или материал, предназначенный для последующей обработки.Доходы - это денежные и иные поступления от вещи, обусловленные ее участием в гражданском обороте (проценты по вкладу в банке, арендная плата и т. п.).

Понятие иммунитета государств в международном праве

Иммунитет государства


Иммунитет государства в международном праве вытекает из его суверенитета, а суверенитет является обязательным и незыблемым признаком любого государства. Государство как суверен самостоятельно проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает полноправным субъектом международных отношений.

Эти положения бесспорны, и характеризуют государство как субъекта публичных отношений в международном праве. Однако государство может выступать не только как политически властный актор, но и как субъект частноправовых отношений, например, становясь стороной внешнеэкономических, концессионных и иных соглашений с иностранными лицами.

В этом случае говорят не о суверенитете, а об иммунитете государства, точнее, юрисдикционном иммунитете, поскольку он означает, что государство не может привлекаться к суду другим государством, т.к. ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что в международных публичных отношениях государство обладает суверенитетом, а в международных частных отношениях – иммунитетом.

Иммунитет государства – это принцип международного права, в соответствии с которым государство свободно от власти (юрисдикции) другого государства.

Сущность иммунитета государства можно выразить максимами римского права:

Таким образом, в силу особого положения, государство, участвуя в гражданско-правовых, коммерческих сделках, осложненных иностранным элементом, обладает иммунитетом.

В МЧП юрисдикционный иммунитет государств рассматривается предельно широко, как:

  • обычай международного права;
  • принцип международного права;
  • норма (принцип) национального права государств;
  • проявление международной вежливости.

Концепции и виды иммунитетов государств в МЧП

В юридической доктрине выделяются две концепции иммунитета государства:

  • абсолютного иммунитета;
  • ограниченного (функционального) иммунитета.

Изначально, положения об иммунитете государств не закреплялись ни в одном нормативно-правовом акте и применялись как обычай международного права. При этом, считалось, что все государства обладают абсолютным иммунитетом, т.е. в отношении них другим государством не могут применяться никакие меры, связанные с ответственностью по коммерческим сделкам.

В дальнейшем, с расширением частноправовой деятельности государств и их активным участием в международных торгово-экономических, научно-технических и иных отношениях, положение начинает резко меняться, т.к. абсолютный иммунитет государств уже не устраивает ни участников коммерческого оборота, ни сами государства. Таким образом появляется концепция ограниченного иммунитета государства.

Концепция функционального (ограниченного) иммунитета государства разграничивает государство как субъекта политической власти, когда оно осуществляет властно-распорядительную деятельность (jure imperii), и как субъекта коммерческих отношений, когда оно участвует в хозяйственной деятельности (jure gestionis). В последнем случае, если государство выступает в роли частного лица, занимающегося коммерческой деятельностью, считается, что оно не вправе ссылаться на свой иммунитет.

В Европе теория ограниченного иммунитета на законодательном уровне впервые была реализована в Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972 г. (СССР не присоединился к данной Конвенции).

В дальнейшем была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 2004 г., не вступила в силу). Российская Федерация является ее участницей.

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности основывается на концепции ограниченного иммунитета. В ней содержится ряд ограничительных случаев, когда государство — участник Конвенции в случае возникновения спора и отнесения его к компетенции иностранных судебных органов не может ссылаться на свой юрисдикционный иммунитет:

  • если государство заключает коммерческую сделку с иностранным физическим или юридическим лицом (ст. 10);
  • если государство и иностранное физическое лицо заключают трудовой договор и спор возникает относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью или частично на территории этого другого государства (ст. 11).
  • если это касается дел, возникающих из деликтных обязательств (обязательств вследствие причинения вреда здоровью или имуществу) (ст. 12).
  • если это касается дел, связанных с защитой вещных прав на недвижимое имущество и на любое имущество, если вещные права на него возникают в силу наследования (ст. 13).
  • если это касается дел, связанных с установлением прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 14).

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (ст. 7) устанавливает, что государство не вправе ссылаться на обладание иммунитетом в случае выражения согласия на участие в судебном разбирательстве в силу международного соглашения, письменного контракта или заявления в ходе конкретного судебного разбирательства.

Иммунитеты иностранных государств в МЧП могут быть 5 основных видов:

1. Судебный иммунитет. Судебный иммунитет государства заключается в следующем:

    • неподсудность государства судебным инстанциям иностранного государства;
    • в отношении государства не может проводиться судебное разбирательство другим государством, т.е. государство не вправе привлечь другое государство в качестве ответчика (только при добровольном согласии самого государства);

    2. Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска:

      • в отношении государства не могут приниматься обеспечительные и иные принудительные меры в связи с судебным разбирательством;

      3. Иммунитет в отношении исполнения решения суда от исполнения судебного решения:

        • в отношении государства не могут принудительно исполняться судебные решения;

        4. Иммунитет государственной собственности:

          • государственная собственность не подлежит изъятию, аресту и другим принудительным мерам другим государством;

          5. Иммунитет от применения права иностранного государства:

            • государство не может нести ответственность по законам иностранного государства.

            Каждый из изложенных видов юрисдикционных иммунитетов имеет самостоятельный характер; для осуществления юрисдикции по каждому из них требуется наличие отдельного согласия со стороны иностранного государства.

            Иммунитет от иностранной юрисдикции означает освобождение государства от законодательной, исполнительной, судебной власти иностранного государства и распространяется на его государственную территорию и территорию, находящуюся под его юрисдикцией (ИЭЗ, континентальный шельф и т.д.).

            Концепция абсолютного иммунитета применяется по умолчанию, в любых правовых ситуациях, независимо от характера сложившихся между субъектами правоотношений. Однако, само государство может решить, ограничивать свой иммунитет или нет. Следовательно, установление иммунитета государства всегда находится исключительно в его же юрисдикции.

            Правовое регулирование вопросов государственного иммунитета в Российской Федерации

            Российская Федерация, как и любое цивилизованное государство, имеет нормативно-правовые акты, в которых регулируются вопросы государственного иммунитета. Однако, следует отметить, что это касается, по большей части, юрисдикции иностранных государств, но не самой Российской Федерации.

            Так, в российском законодательстве нет федерального закона о юрисдикционном иммунитете Российской Федерации, как и другого акта, из которого можно было бы понять, какой концепции иммунитета (абсолютной или ограниченной) наша страна придерживается в отношении себя самой.

            Отметим, что СССР стоял на позиции абсолютного иммунитета (ст. 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. ст. 435 ГПК РСФСР) — предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могли допускаться лишь с согласия компетентных органов соответствующего иностранного государства.

            В дальнейшем Россия (после распада СССР) долгое время также придерживалась концепции абсолютного иммунитета государства.

            Лишь концу ХХ века российское законодательство стало склоняться к переходу на позиции функционального (ограниченного) иммунитета.

            Однако, изначально, ГПК РФ и АПК РФ в отношении определения иммунитета государства, содержали крайне противоречивые нормы. Так, если до 1 января 2016 г. нормы АПК РФ (ст. 251) основывались на теории функционального иммунитета, то в противоположность этому, нормы ГПК РФ (ст. 401 ГПК РФ) основывались на теории абсолютного иммунитета иностранного государства.

            Ст. 7 данного закона корреспондирует ст. 10 Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и закрепляет основную аксиому ограниченного иммунитета — государство не может ссылаться на юрисдикционный иммунитет, если оно участвует в частноправовых отношениях (трансграничных коммерческих сделках) с физическими или юридическими лицами.

            • споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
            • трудовых споров;
            • споров, связанных с участием в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица;
            • дел о возмещении вреда;
            • споров, связанных с интеллектуальной собственностью;
            • споров, связанных с эксплуатацией судна.

            Однако, закон установил, что иностранное государство пользуется в России иммунитетом от обеспечения иска и иммунитетом от исполнения судебного решения.

            Таким образом, российский законодатель склоняется к теории ограниченного иммунитета, однако, некоторые положения внутреннего законодательства в данном вопросе позволяют сделать вывод, что он не отказался и от концепции абсолютного иммунитета. В целом, характер норм российского права относительно иммунитета государств носит противоречивый и неоднозначный характер.

            Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

            Проблема судебного иммунитета государства, его имущества в отношении иностранных судов или международного коммерческого арбитража. Тенденция уравнивания государства с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей.

            Рубрика Государство и право
            Вид реферат
            Язык русский
            Дата добавления 14.07.2013
            Размер файла 18,0 K

            Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

            Оглавление

            1. Абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет

            2. Судебный иммунитет государства

            3. Правила толкования судебного иммунитета

            Список использованной литературы

            Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само по себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим нарушался бы суверенитет государства.

            В связи с этим появляется проблема судебного иммунитета государства и его имущества на иностранной территории (в отношении иностранных судов или международного коммерческого арбитража). Без прямого на то согласия компетентного органа государства к нему не может быть ни предъявлен иск в иностранном суде, ни обращено взыскание на его имущество.

            Принцип абсолютного судебного иммунитета государства традиционно закрепляется процессуальным законодательством (п. 1 ст. 401 Гражданского процессуального кодекса, п. 1 ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса).

            Однако по мере развития международного имущественного (коммерческого) оборота этот принцип все более становится препятствием для его участия в этих отношениях, а также для привлечения необходимых иностранных инвестиций. Поэтому в законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям.

            Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей.

            1. Абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет

            В доктрине и законодательстве различается абсолютный и ограниченный иммунитет государств. Длительное время наша страна придерживалась позиции абсолютного иммунитета, отстаивая безусловную неподсудность государства в отношении любых требований независимо от их основы.

            Так, в известном деле по искам И. Щукиной и И. Коновалова к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Центру Помпиду решением Парижского суда Большой инстанции в 1993 г. было отказано в иске со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности См.: Ярков В.В. Арбитражный процесс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. -"Инфотропик Медиа", 2010. С. 121. .

            В последнее время получила распространение доктрина ограниченного или функционального иммунитета. Это связано с более широким вовлечением государств в гражданский оборот, привлечением многими странами иностранных инвестиций под государственные гарантии, получением кредитов и финансовой помощи от международных организаций и банков, рядом других причин. Поэтому многие государства перестали придерживаться концепции абсолютного иммунитета в отношении определенных категорий дел. Выступление государства в качестве субъекта гражданского оборота неизбежно приводит и к иному пониманию концепции иммунитета.

            Согласно концепции ограниченного иммунитета иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуется иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperi. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом См.: Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть/ Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: "Волтерс Клувер", 2008. С. 234. . Нет причины предоставлять иностранным государствам, действующим в рамках частного права, льготы по сравнению с другими участниками гражданского оборота.

            Концепция ограниченного иммунитета стала отражаться как в законодательстве, так и в судебной практике. Например, 16.05.1972 г. была принята разработанная Советом Европы Конвенция об иммунитете государств, однако она ратифицирована немногими государствами. Хотя Российская Федерация не является участницей данной конвенции, но современная судебная практика в Российской Федерации склоняется в сторону ограниченного иммунитета иностранного государства на основе принципа определения цели сделки - извлечение прибыли или выполнение публичной функции.

            2. Судебный иммунитет государства

            государство суд арбитраж иммунитет

            Согласно ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

            Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ.

            Под иммунитетом понимается изъятие определенного субъекта или объекта права из-под общих правил.

            В международном публичном праве и международном частном праве выделяются иммунитеты государств и международных организаций, которые основаны на других, субъектных критериях.

            Под иммунитетом государств понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства.

            Данное начало вытекает из международно-правового начала суверенитета государств и их равенства в международных отношениях. Поэтому одно государство неподсудно другому в силу принципа "Par in parem поп habet jurisdictionem" ("Равный над равными не имеет юрисдикции") См.: Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть/ Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: "Волтерс Клувер", 2008. С. 234. . Не случайно судебный иммунитет рассматривается и как институт международного публичного права, действие которого получает отражение в гражданском и уголовном процессе государств, что было исторически оправданно в силу имевшего место в тот период его понимания как абсолютного иммунитета.

            Традиционно выделяется 3 вида иммунитетов: от предъявления иска, от применения мер предварительной защиты права и обеспечения иска, от принудительного исполнения судебного решения. Каждый из них имеет одну и ту же общую юридическую и доктринальную основу. В АПК РФ особо оговаривается необходимость получения согласия на отказ от иммунитета в случае предъявления в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к нему мер по обеспечению иска и имущественных интересов, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения арбитражного суда. Все указанные действия возможны лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

            Однако изложенное не означает полной неподсудности государства по судебным искам. В данном случае речь идет о неподсудности требований к государству в судах другой страны. Правило о судебном иммунитете не распространяется на возможность предъявления иска к государству в его собственные национальные суды, здесь каких-либо ограничений не имеется.

            3. Правила толкования судебного иммунитета

            При применении правил о судебном иммунитете следует принять во внимание ряд правил.

            Во-первых, судебный иммунитет не имеет безусловного, абсолютного характера с точки зрения действующего российского законодательства. В частности, в ст. 251 АПК РФ говорится о том, что иммунитет признается, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. В качестве примера можно привести ст. 23 Федерального закона от 30.12.1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", согласно которой в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Кроме того, по заключению М.М. Богуславского, коренным образом изменилось правовое регулирование в новом Кодексе торгового мореплавания, в котором прослеживается отход от доктрины абсолютного иммунитета.

            Во-вторых, судебный иммунитет не распространяется на случаи предъявления встречного иска, если от имени иностранного государства предъявляется иск в суд другого государства по частноправовому спору (см. пример дела в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов").

            В-третьих, следует различать выступление государства как суверена и его участие в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъектами гражданского права. Такой подход вполне укладывается в современное русло понимания иммунитета и его применения на практике. Как пишет М.М. Богуславский, закрепление в законодательстве любого государства СНГ абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому его признанию в судах иностранных государств См.: Ярков В.В. Арбитражный процесс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. -"Инфотропик Медиа", 2010. С. 123. . В целом ряде стран приняты законодательные акты, понимающие ограниченно судебный иммунитет государств, например в США, Великобритании, Канаде, Сингапуре, Пакистане, Австралии, ЮАР и других странах.

            Поэтому в каждом конкретном случае следует выяснять правовую основу участия государства в том либо ином деле. Интересен в этом плане пример из судебной практики, приведенный в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов", согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу об инвестиционном споре, ответчиком по которому является иностранное государство, выступающее в качестве суверена.

            В-четвертых, отказ от иммунитета должен быть достаточно ясен и выражен в документах, исходящих от компетентных лиц.

            Как говорится в п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса", арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, или межгосударственная организация, имеющая иммунитеты согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации. Согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета.

            В этом плане в ч. 3 ст. 251 АПК РФ подчеркивается, что отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства.

            В-пятых, правила иммунитета государств проецируются и на иммунитет его представителей. Можно привести такие основополагающие международные договоры, как Венская конвенция о дипломатических сношениях и Венская конвенция о консульских сношениях.

            Заключение

            Российское законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды.

            Поскольку такой закон до сих пор не принят, в законодательстве по данному вопросу в настоящее время образовался пробел. По всей видимости, наше государство в ближайшее время не намерено отказываться, во всяком случае, полностью от концепции абсолютного иммунитета, в соответствии с которой обращение взыскания на принадлежащее ему имущество допустимо лишь с его согласия.

            В некоторых случаях наше государство теперь само отказывается от судебного иммунитета с целью привлечения иностранных инвестиций. Такую возможность предусматривает, например, ст. 23 Закона о соглашениях о разделе продукции. В ряде двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, содержится правило о рассмотрении возможных имущественных (гражданско-правовых) споров принимающего государства с иностранным инвестором в международном коммерческом арбитраже (третейском суде). В связи с этим и процессуальное законодательство теперь предусматривает ограничения действия принципа абсолютного судебного иммунитета государства международным договором РФ или федеральным законом, а также возможность отказа от него в порядке, предусмотренном законом иностранного государства (п. 3 ст. 251 АПК).

            Список использованной литературы

            Нормативно-правовые акты

            1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ, Система ГАРАНТ

            2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, Система ГАРАНТ

            3. Федеральный закон от 30.12.1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", Система ГАРАНТ

            4. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса", Система ГАРАНТ

            5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов", Система ГАРАНТ

            Учебная и научная литература

            1. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть/ Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: "Волтерс Клувер", 2008.

            2. Хлестова И.О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и договорной практике Российской Федерации // Проблемы международного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000.

            3. Фёдоров И.В. Судебный опыт реализации юрисдикционного иммунитета России: "сам над собой власти не имею" // Российский юридический журнал. - N 4. - июль-август 2009.

            4. Ярков В.В. Арбитражный процесс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - "Инфотропик Медиа", 2010.

            Подобные документы

            Правовое положение государства в международном гражданском обороте. Основные виды гражданских правоотношений с участием государства. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития. Анализ основных теорий иммунитета государства.

            курсовая работа [34,7 K], добавлен 30.11.2014

            Раскрытие содержания и исследование проблемы иммунитета государства в гражданско-правовых отношениях. Правовая оценка доктрины государственного акта как основания иммунитета государства. Признание иммунитета государства от юрисдикции иностранных судов.

            реферат [18,0 K], добавлен 09.08.2012

            Правовое положение государства в международном частном праве. Понятие и виды иммунитета государства. Иммунитет государства в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства.

            курсовая работа [35,8 K], добавлен 15.01.2016

            Теоретические подходы к проблеме иммунитета в белорусском праве. Анализ международных конвенций, предметом которых является иммунитет государства, с позиции их влияния на институт иммунитета государства и на содержание иммунитета, которое они закрепляют.

            реферат [24,6 K], добавлен 19.08.2012

            Оценка юридического положения государства как участника частноправовых отношений. Договор займа и компенсационные соглашения как разновидности гражданско-правовых сделок с участием органов власти. История развития и доктрины иммунитета государства.

            дипломная работа [102,5 K], добавлен 21.02.2011

            Содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Особенности абсолютного; функционального; ограниченного иммунитета. Чек как одна из ценных бумаг; применяемая в международных расчетах, определение сроков его обращения. Гарантия платежа по чеку.

            контрольная работа [21,0 K], добавлен 26.03.2010

            Правовое положение государства в международном частном праве. Теория абсолютного и функционального иммунитета. Права и обязанности Российской Федерации в частноправовых международных отношениях. Тенденции развития правового регулирования иммунитета.

            Читайте также: