Приемы и способы эвакуации пассажиров и экипажа с аварийных воздушных судов

Обновлено: 14.05.2024

• аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;

• несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

• отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

• трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;

• усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;

• необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;

• необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;

• необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

2. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте


Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.

3. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на акваториях

Общие требования

4.1 АСР на акваториях должны быть направлены на поиск и спасение людей, терпящих бедствие при аварии морского (речного) объекта, а также населения, оказавшегося в зоне ЧС, вызванной опасными гидрологическими явлениями: наводнением, половодьем, паводком, катастрофическим паводком, затором, зажором, затоплением, цунами (ГОСТ Р 22.0.03).

4.2 При проведении АСР на акваториях должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

- поиск пострадавших и населения в зоне ЧС;

- спасение пострадавших и населения;

- оказание медицинской помощи пострадавшим и населению;

- эвакуация пострадавших и населения из зоны ЧС.

4.3 Поиск проводится в местах возможного нахождения пострадавших:

- над поверхностью воды (возвышенные места, верхние этажи зданий и сооружений, деревья);

- на поверхности воды (аварийные морские и речные объекты);

- под водой (помещения жилых и промышленных объектов, находящихся ниже уровня воды, затонувшие морские и речные объекты).

4.4 Поиск пострадавших в зоне ЧС выполняется:

- облетом зон ЧС на летательных аппаратах;

- техническим и визуальным обследованием зон ЧС на плавсредствах и подводных аппаратах;

- с использованием информации, полученной технической разведкой, по средствам связи, в том числе и космических систем, а также по свидетельствам очевидцев.

4.5 Поиск аварийных морских (речных) затонувших объектов в общем виде делится на:

- поиск людей, плавающих на воде;

- поиск обозначенных и необозначенных объектов.

4.5.1 Поиск людей, плавающих на поверхности воды в коллективных или индивидуальных средствах спасения, ведется непрерывно всеми имеющимися средствами.

4.5.2 Поиск обозначенных аварийных объектов осуществляется:

- береговыми (судовыми) радиопеленгаторными станциями и через спутниковую систему от аварийных радиобуев;

- визуально, путем использования аварийных радиобуев и специальных светосигнальных средств.

4.5.3 Поиск необозначенных объектов проводится визуально и техническими средствами, регистрирующими физические поля объектов или вызванные ими изменения физических полей среды.

4.5.4 Поиск затонувших морских (речных) объектов, а также подводных аппаратов проводится с помощью гидроакустических средств поиска. По установленным контактам проводится обследование объектов с целью опознания и классификации.

4.6 После окончания поиска необходимо:

- определить и обозначить места нахождения пострадавших;

- определить пути и способы деблокирования и вывоза пострадавших.

4.7 Спасение пострадавших и населения в зонах затопления и с аварийных и затонувших морских (речных) объектов.

4.7.1 Выполнение аварийно-спасательных работ по спасению людей в зоне затопления разделяется на три основных вида:

- эвакуация людей, находящихся над поверхностью воды (верхние этажи и крыши зданий, деревья и др.);

- спасение людей, находящихся на поверхности воды;

- извлечение людей из помещений, находящихся ниже уровня воды.

4.7.2 Эвакуация людей, находящихся над поверхностью воды, должна выполняться следующими способами:

- по сохранившимся лестничным маршам, с использованием лестниц-штурмовок, спасательных рукавов, спасательных веревок, канатных дорог с посадкой на плавучие средства;

- вертолетами, оборудованными спасательными лебедками.

4.7.3 Эвакуация пострадавших осуществляется параллельно с верхних уровней и с поверхности воды; на первом этапе - из мест блокирования на плавучие средства и далее на пункты сбора пострадавших.

При быстром повышении уровня воды первоначально следует проводить размещение людей на безопасном незатапливаемом участке на специально подготовленных площадках, дальнейшая эвакуация осуществляется авиацией и на плавсредствах.

4.7.4 Спасение людей, плавающих на воде, проводится путем:

- подъема на плавсредства и спасательные судна;

- буксировки вплавь с использованием спасательных средств (индивидуальных и коллективных), а также подручных.

4.7.5 При спасении плавающих на воде спасательное судно должно соблюдать следующую очередность подбора потерпевших:

- плавающие на воде без индивидуальных средств спасения или на подручных средствах;

- одетые в нагрудники и жилеты;

- одетые в гидрокостюмы;

- находящиеся в коллективных средствах спасения.

Спасение осуществляется с помощью катеров, шлюпок, устройств массового подбора, спасательных плотов, сетей, тралов, многорядных трапов, спасательных кругов и предметов с положительной плавучестью.

4.7.6 Извлечение людей из помещений, находящихся ниже уровня воды, является наиболее сложной задачей. При принятии решения на вывод людей из этих помещений необходимо учесть целый ряд факторов:

- конструктивные особенности помещения (отстояние потолка от уровня воды, объем помещения, материал конструкции);

- количество людей в помещении;

- время пребывания людей в помещении.

4.7.7 Деблокирование и эвакуация людей из помещений, находящихся ниже уровня воды, должны выполняться с участием спасателей-водолазов. При этом должна быть предусмотрена возможность проведения декомпрессии спасенных.

4.7.8 Технология и средства деблокирования людей из помещений, находящихся ниже уровня воды, должны определяться исходя из оснащения аварийно-спасательных формирований. При всех способах спасения из таких помещений необходимо иметь автономные дыхательные аппараты для пострадавших, а при деблокировании помещения обеспечить в нем максимально возможную воздушную подушку.

4.7.9 Эвакуация людей из внутренних помещений аварийных морских (речных) объектов при пожарах и затоплениях выполняется аварийно-спасательными группами по кратчайшим маршрутам с использованием методов деблокирования (вскрытие палуб, переборок). При этом необходимо принять меры защиты пострадавших от открытого огня и продуктов горения (огнезащитные средства и средства защиты органов дыхания).

4.8 Спасение людей из перевернутых морских (речных) объектов, отсеков с воздушной подушкой должно осуществляться спасателями-водолазами с использованием индивидуальных дыхательных аппаратов для потерпевших. При этом должны быть приняты меры по поддержанию аварийного объекта на плаву.

4.8.1 При спасении людей с терпящих бедствие морских (речных) объектов к ним, в первую очередь, должно быть направлено поисково-спасательное воздушное судно, оборудованное устройствами для сбрасывания спасательных средств, средств связи и обозначения места, медикаментов, одежды и продовольствия, которые размещаются в сбрасываемых авиационных контейнерах (КАС).

4.8.2 Эвакуация людей с аварийных морских (речных) объектов выполняется в следующей последовательности:

- вертолетами, оборудованными спасательными лебедками с приспособлениями для подбора людей;

- кораблями (судами), находящимися в районе бедствия с использованием плавсредств и грузовых устройств;

- специализированными спасательными судами путем перехода с борта на борт, спасательными плавсредствами, с использованием подвесной канатной дороги или спасательных контейнеров, пневматических спасательных устройств.

4.8.3 Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

- их физическим и моральным состоянием;

- наличием у спасателей средств проведения эвакуации;

- степенью риска для спасателей и пострадавших в условиях воздействия внешних факторов;

- уровнем профессиональной подготовки спасателей.

4.9Оказание медицинской помощи пострадавшим

4.9.1 Первая медицинская помощь пострадавшим оказывается спасателями, санинструкторами и врачами спасательных формирований, как правило, на месте деблокирования пострадавших с использованием табельных и подручных средств, а также самими пострадавшими в порядке само- и взаимопомощи. Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи - до 30 мин после получения травмы.

Основная цель первой медицинской помощи - спасение жизни пострадавших, устранение воздействия поражающих факторов и быстрейшая эвакуация из зоны поражения.

4.9.2 Для оказания первой врачебной помощи организуются пункты оказания медицинской помощи (ПМП), которые должны быть подготовлены для оказания помощи при:

- синдроме длительного сдавления;

- поражениях химическими веществами;

- отравлении углекислым газом;

- остром кислородном голодании;

- острых психических нарушениях.

4.9.3 Пункты оказания медицинской помощи пострадавшим развертываются:

- на плавсредствах для оказания помощи пострадавшим непосредственно после извлечения из воды или затопленных помещений;

- в местах безопасной швартовки плавсредств для оказания помощи пострадавшим, доставленным плавсредствами;

- в непосредственной близости к пунктам сбора пострадавших для медицинской сортировки, оказания помощи и эвакуации в стационарные медицинские учреждения, а также проведения мероприятий психотерапевтической помощи.

4.9.4 Первая врачебная помощь оказывается врачами ПМП по медицинским показаниям в порядке срочности.

Основная цель первой врачебной помощи - сохранение функций жизненноважных органов и систем организма пострадавших, обеспечение жизнедеятельности организма на всех этапах эвакуации.

4.10Эвакуация пострадавших и населения из зоны ЧС

4.10.1 Эвакуация пострадавших, нуждающихся в лечении, в медицинские учреждения осуществляется преимущественно санитарным транспортом в сопровождении медицинского работника с обеспечением оказания неотложной медицинской помощи в пути следования. Необходимое количество санитарного транспорта определяется по оперативной информации в пункт управления аварийно-спасательными работами с ПМП, проводящих медицинскую сортировку.

4.10.2 С целью снижения психотравмирующего действия экстремальной обстановки в зоне ЧС организуется информирование населения о медицинских требованиях к спасению и транспортированию пострадавших, о расположении ПМП, о местах, куда проводится эвакуация, о ходе спасательных работ. Даются рекомендации по снижению психологической напряженности и сохранению жизнедеятельности.

4.10.3 В ходе выполнения аварийно-спасательных работ медицинские работники аварийно-спасательных формирований контролируют физическое и психическое состояние личного состава аварийно-спасательных формирований. При необходимости оказывается медикаментозная помощь или регулируется режим труда и отдыха с целью сохранения или восстановления максимально эффективной деятельности спасателей.

4.10.4 Медицинские подразделения и аварийно-спасательные формирования комплектуются табельным медицинским имуществом согласно нормам снабжения.

Наращивание необходимого имущества сверх установленных норм допускается из неснижаемого запаса по обоснованию руководителей региональных медицинских подразделений после оценки медицинской обстановки в районе ЧС.

4.10.5 После завершения аварийно-спасательных работ в районе действия ЧС личный состав аварийно-спасательных формирований и привлекаемых сил направляется для восстановления здоровья и работоспособности в центры медицинской реабилитации.

Организация и продолжительность реабилитационных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов ведомственных спасательных служб, входящих в систему РСЧС.

4.10.6 При подготовке профессиональных спасателей к проведению АСР должны учитываться особенности психологической подготовки спасателей для ведения спасательных работ в зоне ЧС, вызванной гидрологическими явлениями, и меры по поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших.

4.10.7 При проведении АСР должны соблюдаться требования по обеспечению техники безопасности, допустимого режима труда, отдыха и реабилитации спасателей с целью поддержания необходимой работоспособности.

4.10.8 Конкретная технология выполнения АСР по поиску, спасению и эвакуации пострадавших и населения из зоны наводнений, затоплений и цунами, а также с аварийных и затонувших морских (речных) объектов определяется наставлениями, руководствами, правилами и инструкциями ведомственных спасательных служб Российской Федерации. При этом особенности ликвидации последствий затоплений и наводнений при заторах (зажорах), нагонных наводнений в устья морских рек, катастрофических наводнений при разрушении гидротехнических сооружений должны учитываться при плановой подготовке аварийно-спасательных формирований и населения.

Вопросы, рассматриваемые на семинаре

1. Особенности проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях.

2. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте.

3. Поисково-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте.

4. Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на акваториях.

Аварийно спасательные работы АСР при авиакатастрофах

А варийно-спасательные работы (АСР) при авиакатастрофах первоочередной задачей ставят спасение людей, оказание им необходимой медицинской помощи и эвакуацию их с места катастрофы. Затем (или по возможности одновременно) выполняются операции направленные на локализацию последствий катастрофы, тушение возникших возгораний, устранение нежелательных экологических последствий и предотвращению возможного нанесения материального ущерба.
При авиационных инцидентах, как и в других случаях аварий связанных с угрозой жизни и здоровью людей, от скорости реагирования служб спасения напрямую зависит количество спасённых.
Данные службы должны быть готовы в максимально сжатые сроки привести в полную боевую готовность личный состав, требуемую технику и оборудование.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Авиакатастрофы могут произойти на значительном удалении от аэропорта и стационарного базирования подразделений МЧС. В данной ситуации требуется максимально оперативно организовать мероприятия по поиску места падения воздушного судна. При аварийной посадке самолёта на воду к проведению АСР привлекаются водолазы-спасатели. Необходимо обеспечение сезонным оборудованием для погружений.
При локализации места падения самолёта поисково-спасательным отрядам необходимо кроме принятия мер по спасению и оказанию первой помощи пострадавшим, не допустить возникновения и распространения паники, которая значительно затруднит проведение аварийно-спасательных работ.
В случае нахождения места крушения в труднодоступной местности (гористой, лесной, болотистой и т.п.) на минимально возможном расстоянии разворачивается лагерь-база и штаб по координации проведения АСР. Данная база должна иметь всё необходимое оборудование и снаряжение для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

  • Поисковые-спасательные мероприятия.
  • Установление точного места крушения воздушного судна, помимо телеметрической информации особое внимание уделяется визуальному наблюдению и использованию специализированного спасательного транспорта (авиации, наземного, водного). Указанный транспорт должен быть обеспечен всем необходимым оборудованием, специальным оборудованием и средствами для оказания первой медицинской помощи.
  • План аварийно-спасательных работ, включающий подробные пункты поиска, эвакуации и учитывающий все возможные непредвиденные ситуации.
  • Уточняются координаты крушения на основе полученных данных в результате поисковых операций, в соответствии с планом оценивается общая ситуация, строится прогноз развития и возможные последствия аварии.
  • Проводятся первоочередные меры направленные на спасение людей и локализации последствий крушения.
  • На каждом этапе принимаются оперативные меры по непосредственному устранению чрезвычайной ситуации, ликвидации её последствий и недопущению дополнительного урона.

Основные положения при проведении АСР

  1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий.
  2. Тщательная подготовка и проверка специального оборудования, приборов и транспорта, укомплектованность средствами спасения, медпрепаратами.
  3. Максимально оперативное реагирование не только на возможное возникновение ЧС, но и на её угрозу.
  4. Постоянное и планомерное выполнение мероприятий исходя из принятого плана проведения аварийно-спасательных работ до окончательной ликвидации всех последствий авиакатастрофы.
  5. Использование методов основанных на современных технологиях для обеспечения наиболее результативных действий при осуществлении спасательных действий.
  6. Следование всем правилам техники безопасности.

Особенности проведения аварийно-спасательных работ на воздушном транспорте

Особенности проведения аварийно-спасательных работ на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасения экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

В случае аварийной ситуации в непосредственно близости предприятия ГА (Предприятия ГА — государственные унитарные предприятия, входящие в структуру Госкорпорации по ОВД, аэропорты, авиакомпании) мероприятия по обеспечению аварийно-спасательных работ обеспечивают команды и дежурные расчёты этого предприятия и соответствующие службы (пожарно-спасательная, медицинская, диспетчерская, инженерная, стартовая, транспортная, полиции, спецтранспорта и пр.)

Первоочередной задачей является спасение людей — экипажа, пассажиров, сопровождающих груз лиц. Эти меры сводят к незамедлительной эвакуации с борта воздушного судна и удалению людей на безопасное расстояние. При этом следует учитывать как возможность пожара, так и взрыва топлива. По нормативам безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все находящиеся на борту люди должны иметь возможность покинуть его через расположенные на одной стороне выходы не более чем за 90 секунд.

В случае эвакуации людей должны быть использованы как основные, так и служебные и запасные выходы. Эвакуацию необходимо проводить и через проломы в фюзеляже, грузовые и спецлюки, сделанные спасателями отверстия. Замки на дверях аварийных выходов конструктивно предусматривают возможность открывания не только изнутри, но и снаружи. Спасатели всегда должны помнить об этом и воспользоваться этим.

При возникновении пожара на борту необходимо учитывать, что:

  1. смертельная концентрация углекислого газа CO₂ образуется через 2-3 минуты после того, как появился открытый огонь;
  2. внутри салона температура резко возрастает с увеличением высоты, так если в районе пола может быть 60 °С, то на 1.7 метра — 300 °С
  3. все работы по пожаротушению необходимо производить используя специальные теплоизолирующие средства.

Эвакуация пассажиров и остальных людей с борта судна производится только с наветренной стороны одновременно с тушением пожара. В первую очередь вскрываются двери, поскольку через них за единицу времени возможно вывести больше людей, чем у отверстий сделанных спасателями.

Организацию, руководство и координацию действий спасателей по поиску, спасению, оказанию первой помощи и транспортировке в медучреждения экипажей и пассажиров в случае авиакатастрофы вне зоны ГА обеспечивается руководителями управлений Федерального Агентства воздушного транспорта. В случае происшествия с военным бортом — командирами соответствующего подразделения Министерства обороны.

При наличии на борту спецгруза обязательно подключаются команды ведомства
ответственного за его сохранность.

В целях обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома в каждую смену приказом начальника предприятия ГА утверждается состав аварийно-спасательной команды (АСК) и руководитель, который координирует действия расчётов АСК.

  • стартовый пожарно-спасательный расчет;
  • поисково-спасательная группа;
  • расчет медицинской службы;
  • расчет службы спецтранспорта;
  • расчет инженерно-авиационной службы;
  • расчет аэродромной службы;
  • расчет службы перевозок;
  • подразделение полиции аэропорта;

Вся спецтехника и личный состав АСК находятся на аварийно-спасательных станциях (АСС). Расположение АСС должно обеспечивать прибытие АСК не более чем за 3 минуты к торцам взлётно-посадочной полосы. Станция должна иметь вышки визуального контроля, дежурные помещения, помещения для расчётов и стабильную проводную или радиосвязь со всеми службами.

Способы ведения аварийно-спасательных работ


Эвакуировать травмированных при ЧС на авиатранспорте должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние.

Безопасным считается расстояние не менее 100 метров от терпящего бедствие воздушного судна. Для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа с воздушных транспортных средств должны быть использованы все имеющиеся средства: передвижные трапы, пожарные, приставные и веревочные лестницы, крупные автомобили, веревочные системы, канаты, матерчатые желоба, надувные трапы, воздушные спасательные подушки.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели, они обеспечивают страховку пассажиров. Во время эвакуации необходимо соблюдать следующую очередность: дети, женщины, старики, травмированные, больные, остальные пассажиры. Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета. Все пассажиры должны внимательно изучить и запомнить правила использования спасательных средств, приемы их эксплуатации, правила эвакуации. Они могут оказаться полезными в чрезвычайной ситуации.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Пожар на борту авиасредств относится к числу наиболее распространенных и чрезвычайно опасных ситуаций. Возможность его возникновения обусловлена наличием на борту большого количества авиационного топлива и других горючих жидкостей, применением для декоративной отделки пассажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, наличием собственных источников электроснабжения и большим количеством электропроводов. Эти материалы в процессе горения выделяют много дыма и отравляющих веществ.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. В подобных условиях самым эффективным способом для сохранения здоровья и жизни является экстренная эвакуация. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации. Основным индивидуальным средством спасения на воде является спасательный жилет.


Новые требования к антитеррористической защищенности объектов

Введены новые требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минтранса России, Росжелдора, Росавиации, Росморречфлота, Ространснадзора, Росавтодора их территориальных органов и подведомственных организаций.


Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в 2019 году

Утверждён новый Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.


Информирование в наглядной и доступной форме о требованиях в области транспортной безопасности

Примеры информирования в наглядной и доступной форме о требованиях в области транспортной безопасности.

Трагедия, произошедшая в аэропорту Шереметьево 5 мая, показала, что пассажиры не знают, как вести себя во время эвакуации. А ведь в таких случаях, как пожар или задымление на борту, речь может идти просто на доли секунд. И чем быстрее люди покинут самолет, тем будет меньше жертв.

Итак, что надо знать пассажирам:

1. Бортпроводники перед взлетом проводят демонстрацию аварийно-спасательного оборудования. Пожалуйста, будьте внимательны и обратите на нее внимание. Вся эта информация очень ценна и может спасти вам жизнь. Надо запомнить не только правила использования спасательного жилета и кислородной маски, но и обратить внимание на ближайший к вам аварийный выход. В случае необходимости, не растеряетесь и будете знать, в какую сторону бежать. Так же не поленитесь и посмотрите под своим креслом - на месте ли спасательный жилет? Наличие жилетов регулярно проверяется техниками, но все же так же регулярно их воруют наши пассажиры. Почему его нет и где взять запасной - при эвакуации на воду будет выяснять уже поздно.

2. Внимательно изучите инструкцию по безопасности, которая находится в кармашке впереди стоящего кресла. Что вас там должно интересовать? Схема самолета с указанием аварийных выходов. Ведь если будет заблокирован ваш ближайший - придется бежать к другому. Также обратите внимания на все перечеркнутые значки. Обувь, сумка, очки, галстук. Всего этого не должно быть на вас во время эвакуации.

3. В случае, если бортпроводники знают заранее о возможной аварийной посадке и по команде командира ВС готовят кабину, то будет проведен дополнительный инструктаж. К тому же вас попросят убрать всю ручную кладь на багажные полки, снять очки, галстуки и обувь. Во время жесткой посадки принять позу безопасности: голову на колени и накрыть ее сверху руками. Так же еще раз продемонстрируют ближайший аварийный выход.

4. Если аварийная ситуация произошла неожиданно для экипажа, уже на посадке, то эвакуация будет проходить следующим образом:

главная задача бортпроводников - открыть как можно больше дверей в зонах, где нет опасности для выхода. И выкинуть надувные трапы. Убедившись, что пути эвакуации подготовлены и трапы в рабочем состоянии - они начинают выкрикивать команды, призывая пассажиров на выход. Команды звучат следующим образом:

Отстегнуть ремни! Снять обувь! Оставить все! На выход!

Ко мне! Прыгайте! Съезжайте! Убегайте!

Команды подаются голосом, громко. Так, что бы было слышно на весь салон и они повторяются в течении всей эвакуации. То есть бортпроводники не стоят молча у трапов, они подают команды до тех пор, пока все пассажиры не добегут до выхода и не покинут борт аварийного воздушного судна.

Каждое слово из команд - обязательно к выполнению. Ведь оно может сэкономить драгоценные секунды и спасти как можно больше людей.

5. После того, как услышите команды, необходимо отстегнуть ремень, снять обувь, расстегнуть воротники рубашек и снять галстук, убрать очки в карман впереди стоящего кресла - и бежать на выход. На голос бортпроводника. Разумеется, запрещено брать с собой какую-либо ручную кладь. Руки должны быть свободны. Ведь ручная кладь не только почти в два раза тормозит скорость продвижения к аварийному выходу и занимает дополнительное пространство в проходе, но не даст прыгнуть на трап и быстро скатиться вниз. Человек с большой сумкой или рюкзаком в руках будет усаживаться на трап, обхватывать свой багаж руками и скатываться медленно. А тем временем, возможно, в салоне будут гибнуть люди.

Помните, что самолет сгорает за 90 секунд, а летальный исход при задымлении может наступить уже после 30-40 секунд вдыхания продуктов горения. Поэтому счет идет на доли секунд и чем быстрее первые ряды покинут самолет, тем больше шансов на жизнь у тех, кто находится дальше от аварийных выходов.

Искренне надеюсь, что никто из нас никогда не попадет в авиационное происшествие. Но все же, данную информацию надо знать, так как она может спасти вашу жизнь.

Читайте также: