Правительство в суде это

Обновлено: 16.05.2024

Представительство в суде и роль самого представителя сложно недооценивать. Это не просто лицо, представляющее интересы стороны по делу, это главный защитник его прав перед оппонентом в споре. Насколько будут убедительны и основаны на законах его доводы, настолько положительным будет решение суда по делу.

В зависимости от вида судопроизводства – арбитражного или гражданского – могут отличаться и некоторые нюансы оформления полномочий представителя и отдельные его действия.

Понятие представительства

Юридическое представительство интересов в суде – это совершение доверенным лицом определенных процессуальных действий, а также реализация прав и обязанностей своего доверителя в судебном процессе.

Действующее гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предоставляет гражданам, организациям возможность вести свои дела через представителей, привлекаемых в установленном законом порядке.

Когда представительство необходимо?

Направление в судебный процесс своего представителя – это право, но никак не обязанность стороны по делу. В большинстве случаев необходимость участия в деле представителя обусловлена отсутствием необходимых юридических познаний, навыков для эффективной защиты своих прав.

Кто может стать представителем в суде?

ГПК не содержит каких-либо строгих ограничений на представительство в арбитражном суде и даже наоборот – является максимально мягким в части участия в делах, рассматриваемых мировыми и районными судами.

Для представления интересов любой из сторон необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст от 18 лет.
  • Полная дееспособность.

Не могут быть допущены к процессу в качестве представителей лица, которые работают в аппарате суда, прокуроры, судьи и следователи. Исключение – законное представительство интересов (например, собственных детей) или же представительство от лица тех органов, в которых несут службу перечисленные лица.

ВАЖНО: В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в судах апелляционной и кассационной инстанции представителями из числа лиц, оказывающих юридические услуги, могут участвовать лишь граждане с подтвержденным высшим юридическим образованием либо наличием ученой степени по юридической специальности.

Арбитражным законодательством устанавливаются достаточно простые требования для представителей организаций из числа их работников – это подтверждение их полномочий, без каких-либо оговорок квалификации, профессии или иных моментов.

А вот представитель, не являющийся сотрудником компании, которую он представляет, может быть допущен в арбитражный суд лишь при предоставлении документов, подтверждающих наличие у него высшего юридического образования или ученой степени в области права (ч.3 ст.59 АПК РФ).

Полномочия судебного представителя

Представитель обладает всеми теми же правами и обязанностями, которые может осуществлять в суде представляемое им лицо.

Однако отдельные полномочия требуют отдельного указания в доверенности.

В частности, речь идет о следующих процессуальных правах:

  • Подписание иска и его подача в суд.
  • Решение о передаче спора в третейский суд.
  • Подача встречного иска к истцу, выступая на стороне ответчика.
  • Частичный или полный отказ от заявленных требований, а также изменение их размера (включая отказ от иска или его признание).
  • Передоверие полномочий.
  • Обжалование судебного акта.
  • Предъявление исполнительного листа для исполнения и фактическое получение денежных средств.

Указанные полномочия должны быть отдельно оговорены в доверенности. В ГПК РФ перечень полномочий прописан в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, в АПК РФ – в ч. 2 ст. 62.

Консультация юриста в Москве

Нужно юридическое представительство?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Виды представительства

В зависимости от вида судопроизводства и способа назначения/вступления в дело, виды представительства могут существенно отличаться.

Добровольное

Добровольным представительством является любое вступление в процесс любого лица, осуществленное по согласованию с представляемым лицом.

Под таким определением в законодательстве оно не прописано, но подразумевается как акт обоюдного согласия между представляемым и доверенным лицом.

Можно выделить дополнительно:

  • Самостоятельное представительство, когда интересы стороны по делу в ее отсутствие защищает адвокат, юрист или иное лицо.
  • По заявлению стороны, когда представитель участвует в деле одновременно с представляемой стороной.

ВАЖНО: ГПК РФ позволяет вводить в дело представителя по заявлению, тем самым избегая оформления доверенности. Истец или ответчик под протокол заявляет о намерении доверить представление интересов указываемому им гражданину и последний допускается судом к процессу. Единственное ограничение – полномочия, отраженные в части 2 ст. 54 ГПК РФ, осуществляет только сторона по делу.

По назначению суда

Гражданское законодательство (ст. 50 ГПК РФ) устанавливает исключительный случай, когда суд сам может назначить представителя.

Суд привлекает к участию в деле адвоката для защиты интересов ответчика если место нахождения последнего неизвестно и установить его не удалось.

В арбитражном процессе возможность назначения судом представителя не предусмотрена.

Законное представительство

Законный представитель может быть лишь у того лица, интересы которого он защищает на основании закона – речь идет о несовершеннолетних, недееспособных или же ограниченно дееспособных гражданах. Подобный вид представительства актуален для всех видов процессуального судопроизводства – гражданского, арбитражного, административного и т.д.

Для арбитража, несмотря на прописанное определение законного представителя в п. 2 ст. 59 АПК РФ, данный тип представительства является практически неактуальным в силу специфики компетенции суда – несовершеннолетние и недееспособные практически никогда не участвуют в арбитражных делах.

Общественное

В судебном процессе нередко принимают участие общественные организации, выступающие от имени общества и в интересах неопределенного круга лиц.

Общественная организация и ее члены вправе защищать не только интересы своей организации, но и отдельных граждан, организаций.

Представитель, действующий в общественных целях, обладает всеми теми же правами и полномочиями, что и привлекаемый в рамках добровольного представительства. Однако вопреки воли представляемого действовать он не может и в любом случае допускается в дело лишь при подтверждении полномочий и согласия доверителя.

Как стать судебным представителем – порядок оформления полномочий

Полномочия представителя оформляются на основании доверенности.

Оформление полномочий представителя проходит через доверенность через нотариуса или же приравненных к нему должностных лиц, юридические лица выписывают доверенность на имя своих сотрудников через уполномоченный исполнительный орган – директора.

Подтверждение полномочий представителей осуществляется следующими способами:

  • Физические лица в своих интересах предъявляют лишь паспорт, в интересах иных лиц – доверенность на ведение дел в суде.
  • Индивидуальные предприниматели при защите интересов лично – паспорт, выписку из ЕГРИП.
  • Законные представители – документы, устанавливающие родство или опекунство над лицом, представляемым в суде.
  • Адвокат представитель в суде предъявляет ордер и свое удостоверение, а также доверенность на осуществление полномочий, прописанных в ч.2 ст. 54 ГПК РФ и ч. 2 ст. 62 АПК РФ.
  • Сотрудник организации – юрист или иное должностное лицо предъявляет доверенность, выписанную руководителем организации.
  • Руководитель организации – доверенность вышестоящей инстанции (если имеется подчинение), учредительные документы с описанием полномочий, приказ о своем назначении на должность.
  • Представители государственных органов – доверенность, приказ о назначении на должность (для руководителей).

Если сторона по делу не желает оформлять доверенность, можно ввести в процесс (только в гражданский процесс, не в арбитраж!) представителя по заявлению.

Для этого сторона заявляет ходатайство о допуске представителя в дело и в дальнейшем допущенное доверенное лицо пользуется всем комплексом прав и полномочий представителя. За исключением отдельно оговоренных в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, требующих оформления в доверенности. Но ввиду присутствия доверителя в этом нет необходимости: он самостоятельно реализует свои права.

Процесс представления интересов в судах различных инстанций – это сложная и требующая юридического опыта процедура. Желательно доверять защиту своих прав опытным юристам, что позволит минимизировать возможные риски и ошибки.

Рекомендуем к прочтению:

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: