После смерти человек попадает на суд осириса какая религия

Обновлено: 02.05.2024

Бронзовая статуэтка бога. Британский музей

Бронзовая статуэтка бога. Британский музей
Осирис - главный бог загробного мира, его царь. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств. Египтяне называли его Усир, а Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп.

Также иногда головной убор бога включает в себя бараньи рога. Первое найденное изображение Осириса относится к периоду правления фараона V династии Джедкары Исеси (ок. 2413 – 2381 гг. до н.э.). Иногда кожа божества имеет зеленый цвет, что подчеркивает его аспекты в качестве бога изобилия и плодородия.

В египетской иконографии изображение Осириса является одним из самых распространенных

В египетской иконографии изображение Осириса является одним из самых распространенных Генеалогия (происхождение) этой божественной персоны описывается в надписях, высеченных на внутренних стенах пирамид V династии - "Текстах пирамид". Согласно этим текстам, египетский бог Осирис был старшим из детей (наряду с Исидой, Сетом, Нефтидой) бога земли Геба и богини неба Нут, являвшихся, в свою очередь, детьми Шу и Тефнут, которых породил бог Атум.

Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса.

Миф об Осирисе

Деревянная позолоченная статуэтка владыки загробного царства. Высота статуэтки - 57,15 см. Эпоха Нового царства (1550-1070 до н.э). Художественный музей, Лос-Анджелес, США

Деревянная позолоченная статуэтка владыки загробного царства. Высота статуэтки - 57,15 см. Эпоха Нового царства (1550-1070 до н.э). Художественный музей, Лос-Анджелес, США Рассказы об убийстве и восрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Вот краткое содержание этого мифа. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.

Он научил людей выращивать зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять Осириса со своим богом Дионисом).

Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.

Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.

Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.

И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано.

В отрывках древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде, известных нам сегодня, содержатся некоторые детали, которые отсутствуют у Плутарха. Возможно, что Плутарх, исповедовавший другую религию, просто не включил их в свою версию. У Плутарха центральный персонаж еще до своей смерти имел сына Гора от брака с Исидой.

В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.

Культ Осириса в Древнем Египте

Фрагмент настенной росписи из могилы фараона Сети I

Фрагмент настенной росписи из могилы фараона Сети I Осирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.

Главным центром культа Осириса в Древнем Египте был Абидос, столица восьмого нома в Верхнем Египте, место погребения фараонов (см. Карта Древнего Египта). Владыка подземного царства, его жена Исида и их сын Гор составляли важнейшую троицу богов Абидоса. Очень важным местом паломничества там была могила одного из древних королей первой династии - фараона Джера, которая позже стала почитаться как гробница Осириса.

В Абидосе ежегодно проводился фестиваль, посвященный божеству. Во время празднования ладью бога проносили в огромной процессии, отмечая его победы над врагами. Абидос также считался местом, где была похоронена голова бога после того, как его тело было разрублено на части Сетом. На эмблеме города (нома) изображалась голова с короной "атеф" - короной царя загробного мира.

Другим важнейшим центром почитания божества был город Джеду (Бусирис), который, собственно, был местом, где возник его культ. Несмотря на наличие этих явных центров, культ Осириса в Древнем Египте получил распространение по всей стране, а позже распространился и за ее пределами – в Ливии, Нубии, Междуречье, Греции и т.д.

Смерть Осириса. Из земного царя – в цари подземного мира

Коварный Сет не только заманил своего легковерного брата в сундук (саркофаг), который потом был брошен в реку, но и изрубил тело умершего на части. По одной версии этих частей было 14, по другой – 16, а еще по одной – 42. Первая цифра связана, несомненно, с числом городов и храмов, которые претендовали на то, что гробница Осириса (его могила) находится именно у них. Последняя цифра связана с количеством номов – областей Древнего Египта.

В Верхнем Египте было 22 нома, в Нижнем Египте – 20, итого – 42. Естественным для египтян было полагать, что в каждой административной единице страны находится (находилось) по части тела национального бога. Это отвечало государственной идеологии, национальному самосознанию и идентификации, единству страны.

Мифы в изложении Плутарха донесли некоторые подробности того, где и какие части тела находились (были захоронены):
Себеннутос - бедро и голень;
Гераклеополис - бедро, голова, две ноги;
Атрибис - сердце;
Абидос - голова;
Эдфу - нога;
остров Бига - левая нога.

Таким образом, почитание мощей, священных останков, частей тела божественных персоналий тоже пришло к нам из Древнего Египта. То, что одни и те же части находились в разных местах, не является преградой для религиозного мировоззрения. Точно также как и наличие нескольких гробниц Осириса. Достаточно вспомнить, что в значительно более позднем христианстве одних и тех же священных реликвий, например, голов Иоанна Крестителя насчитывается несколько.

Преданность сестры и жены божества, богини Изиды, которая стала чрезвычайно развитым мотивом в более поздних вариантах легенд об Осирисе, уже присутствует в самых ранних версиях мифа. После долгих поисков она находит части разрубленного мужа и собирает его плоть воедино.

После этого в Абидосе был выполнен ритуал бальзамирования бога (важную роль в этом сыграли боги Анубис и Тот). Вот почему он изображается, как мумия, с ногами и телом (исключая руки и голову), плотно обернутыми льняными полотнами.

Несмотря на свое чудесное воскрешение, Осирис уже не претендует больше на египетский трон. Он становится царем загробного мира, оставляя бороться за египетский трон с Сетом своего сына Гора.

Исида и Осирис

Исида (справа) и ее сестра Нефтида с царем загробного мира. Изображение на саркофаге Taywheret. Музей в Каире

Исида (справа) и ее сестра Нефтида с царем загробного мира. Изображение на саркофаге Taywheret. Музей в Каире Как появился на свет бог Гор? Исида и Осирис были супружеской парой, но при земной жизни Осириса – до его убийства – у них не было детей.

Вот что говорят древнеегипетские мифы об этом. Когда Исида нашла и собрала воедино разрезанное на куски тело супруга, она приступила к магическим обрядам над убитым мужем.

Согласно мифам ей удалось вдохнуть в покойного жизнь настолько, что он смог вступить с Исидой в половую связь и оплодотворить ее. Благодаря этому Исида забеременела и впоследствии родила сына Гора.

Пикантность этой истории и в том, что по одной из версий мифа Сет, раскидав разрезанное на 14 частей тело доверчивого брата по всему Египту, фаллос бога бросил в Нил, где он был съеден рыбами.

Исида с помощью своей магии создала искусственный фаллос для своего мужа. У древних египтян существовал отдельный культ и фестиваль, посвященный этому событию. Следует отметить, что по другой мифологической традиции фаллос бога не был поврежден и находился в Мемфисе, где и был найден Исидой

Суд Осириса

Фараон Cети I у трона бога. XIX династия. Настенный раскрашенный рельеф. Храм Сети I в Абидосе

Фараон Cети I у трона бога. XIX династия. Настенный раскрашенный рельеф. Храм Сети I в Абидосе Ко времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Эпитеты Осириса

Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки - 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, Вена

Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки - 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, Вена Осирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Осирис и фараон

Обожествленный фараон XIX династии Сети I (ок. 1291-1278 гг. до н.э.) в образе царя подземного мира. Рельеф из храма Ceти I в Абидосе

Обожествленный фараон XIX династии Сети I (ок. 1291-1278 гг. до н.э.) в образе царя подземного мира. Рельеф из храма Ceти I в Абидосе В эпоху Древнего царства Осирис был связан почти исключительно только с фараоном. Когда правитель Египта умирал, он становится никем иным как Осирисом, царем Дуата – загробного царства.

В текстах, высеченных в пирамидах V и VI династий, умерший король иногда упоминается под именем бога, например, Осирис Унас или Осирис Пепи. То есть фараон не умирал, а превращался в бога.

Однако эти, более темные аспекты Осириса, никогда не были преобладающими в описании этого божества, и не отменили его роль в качестве персонификации умершего лица королевского сана.

Осирис и Ра

Для египетского мировоззрения характерным является дуализм, который проявляется как во взглядах на природу, так и в религиозно-мифологических конструкциях.

Корни этого дуализма находятся в самой окружающей действительности: верх-низ, сыро-сухо, светло-темно, жарко-холодно и т.д. И боги воспринимались египтянами дуалистично.

У каждого бога есть своеобразная вторая дуальная половинка. У царя загробного мира – это бог солнца Ра.

С одной стороны, Осирис – это свет подземного мира, подземная копия солнечного бога Ра. С другой - Ра принимает участие в похоронных церемониях Осириса, каждую ночь ладья Ра плывет по подземному Нилу во владениях бога подземного (загробного) мира. Согласно некоторым текстам "Книги мертвых" периода Нового царства, после смерти Осириса в самый темный час ночи душа бога солнца Ра достигла пещеры, где лежало тело умершего, и объединилась с душой Осириса. Это позволило Осирису и всем мертвым просыпаться и жить снова. В понимании египтян Осирис и Ра выступали как своеобразная Двойная душа.

Однако именно в рамках концепции дуализма между богами есть постоянная конкуренция. Характерным является мифологический сюжет, в котором Осирис подчеркивает свою собственную важность в качестве сельскохозяйственного божества в производстве пшеницы и ячменя – важнейших сельскохозяйственных культур Древнего Египта. Ра в этом сюжете заявляет, что зерновые культуры существуют независимо от владыки подземного мира.

Когда Гор вступил в борьбу за египетский трон против убийцы своего отца – Сета, Ра поддерживал вначале Сета, а не Гора. И только после вмешательства Исиды, которая фактически вынудила Ра изменить свою позицию, он поддержал Гора. Но при этом Сет не утратил его благорасположенности – Ра взял его к себе в ладью, а Сет верой и правдой стал защищать солнечного бога от злейшего врага – гигантского змея Апопа.

Читайте также: