Порядок рассмотрения дел в конституционном суде

Обновлено: 19.05.2024

Конституционное судопроизводство имеет важнейшее значение для защиты гражданских прав и свобод, обеспечения нормального функционирования органов государственной власти, сохранения социального мира и спокойствия.

Процесс рассмотрения конституционных споров состоит из следующих основных стадий:

  1. внесение обращения в Конституционный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее ;
  2. предварительное рассмотрение поступившего обращения;
  3. принятие обращения к производству или его отклонение;
  4. подготовка к судебному разбирательству;
  5. судебное заседание;
  6. голосование судей в совещательной комнате;
  7. публикация и вступление в силу принятого решения;
  8. исполнение постановления Конституционного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный Суд подробнее .

Внесение обращений в Конституционный суд

Граждане Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданство Российской Федерации подробнее , юридические лица и другие субъекты права могут обратиться в Конституционный суд с индивидуальными жалобами, исками, запросами или ходатайствами.

Поводом для таких обращений является несогласие с действиями различных органов государственной власти или решениями судебных инстанций, несоответствующими Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , по мнению заявителей. Возможны также споры между федеральным центром и регионами страны по вопросу разграничения полномочий, просьбы растолковать те или положения основного закона.

Готовые работы на аналогичную тему

К числу таких оснований относятся, например, соответствие Устава субъекта РФ положениям Конституции России, опротестование тех или иных нормативных актов и договоров, а также любая неопределенность в понимании отдельных положений основного закона страны.

Обращения в Конституционный суд могут быть не приняты к производству по следующим причинам:

  1. в своем иске заявитель поставил не правовой по своему характеру, а политический вопрос;
  2. ходатайство касается проблемы, не относящейся к компетенции суда;
  3. жалоба не соответствует установленным требованиям;
  4. по предмету спора судом уже было принято решение, сохраняющее свою силу.

В случае принятия Конституционным судом обращения к рассмотрению участвующим в споре сторонам направляются соответствующие уведомления.


Разбирательство в Конституционном суде

Председатель Конституционного суда своим решением назначает судью-докладчика по каждому делу. Он занимается предварительным изучением рассматриваемого вопроса, информирует сторону-ответчика о поступившем обращении, назначает экспертов, готовит имеющие отношение к делу материалы и проект итогового решения.

В случае необходимости для проведения экспертизы могут быть привлечены специалисты по различным отраслям права и сферам деятельности, не имеющие личной заинтересованности в исходе слушаний.

Конституционный суд вправе отложить рассмотрение дела, если аналогичный процесс проходит также в суде общей юрисдикции или в Арбитражном суде По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Арбитражный процесс подробнее .

Руководство заседанием осуществляет председательствующий судья. Неявка представителей истца или ответчика, других участников процесса, заранее извещенных о времени и месте проведения слушания, не расценивается как препятствие для рассмотрения дела. Но оно может быть отложено, если в суд не пришли обе стороны, имеющие разногласия, а причины их неявки не известны. Или когда участники процесса просят Конституционный суд отменить заседание в связи с объективными обстоятельствами.

Как правило, первой излагает свою позицию по делу сторона истца, обратившегося с ходатайством или жалобой. Затем слово предоставляется ответчику или его представителю. Объяснения сторон должны быть выслушаны судом в полностью, затем судьи могут задать свои вопросы. На заседание Конституционного суда могут быть вызваны эксперты, обладающие специальными знаниями по рассматриваемому вопросу. В случае необходимости участниками процесса являются и свидетели, располагающие сведениями о фактических обстоятельствах данного дела. Они могут быть вызваны, как стороной истца, так и стороной ответчика, а также по инициативе судьи-докладчика.

После выслушивания мнений сторон, экспертного заключения и показаний свидетелей суд приступает к исследованию документов, имеющих отношение к слушанию. Они приобщаются к материалам дела и могут быть оглашены во время заседания по инициативе судей. Заключительные вступления представителей истца и ответчика представляют собой последний этап заседания.

Решение Конституционного суда: принятие и вступление в силу

Итоговое решение Конституционного суда практически по всем вопросам его компетенции оформляется в виде постановления. Исключение составляет вопрос о правомочности и соответствии установленным требованиям предъявления Президенту России обвинения в государственной измене или в совершении другого тяжкого преступления. В этом случае Конституционный суд принимает заключение.

По окончанию слушания дела судья-докладчик предлагает подготовленный им проект решения, основанный на исследованных материалах. В совещательной комнате любой из судей, участвующих в процессе, вправе внести свои предложения по сути обсуждаемого постановления. Итоговое решение принимается открытым голосованием в совещательной комнате, в любом случае председательствующий судья оглашает свое мнение последним.

Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в рассмотрении дела членов суда. Если речь идет о признании несоответствующим Конституции РФ конкретного нормативного акта, то разделившиеся поровну мнения судей трактуются в пользу оспариваемого документа.

Судья, принципиально не согласный с принятым решением, вправе выразить свое особое мнение в письменном виде. Оно может быть опубликовано вместе с текстом постановления.

Вердикт По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Вердикт и приговор подробнее оглашается сразу после совещания судей, он должен включать в себя не только резолютивную, но и мотивировочную часть. Выводы членов Конституционного суда подкрепляются соответствующей аргументацией.

Принятое решение направляется Президенту России, Правительству РФ, обеим палатам парламента страны, в другие высшие судебные инстанции, Уполномоченному по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее , а также всем заинтересованным сторонам.

Постановление Конституционного суда окончательно, оно не может быть обжаловано и вступает в силу с момента провозглашения. Данный документ публикуется в официальном издании.

Исполнение решений, принятых Конституционным судом, является обязательным для всех граждан, общественных организаций, юридических лиц, органов государственной власти, муниципалитетов и других субъектов права.

Конституционный суд петербург медный всадник

Новая численность судей

Законом предусматривается, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Отмечается, что КС РФ может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. При этом принимать решения Конституционный Суд правомочен при участии в заседании не менее шести судей.

Судьи КС РФ, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции РФ, продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям. Норма о новой численности состава КС РФ начнет применяться с того момента, когда число судей составит 11 человек.

Новый порядок прекращения полномочий судей

Изменяется порядок прекращения полномочий судей КС РФ, включая Председателя суда и его заместителя, – он может осуществляться Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Совершенствование законотворчества

Конституционный Суд по запросу Президента будет проверять конституционность законопроектов, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания Президентом. Кроме того, по запросу Президента Конституционный Суд проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).

Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность закона или законопроекта, то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию, до исключения из него положений, признанных неконституционными.

Усиление защиты суверенитета

Законом предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции РФ. Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить Президента, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В законе также закрепляется, что в случае возникновения спора КС РФ по запросу Президента, Правительства или Верховного Суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Защита прав граждан

Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов, примененных в конкретном деле, — в случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Согласно закону, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах — Уполномоченный по правам человека, общероссийские организации и иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом.

Новые правила для судей

Судья Конституционного Суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде либо уже изучается или принят к рассмотрению, до вынесения решения по данному вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме принятое КС решение.

Такой запрет распространится на высказывания в печатных изданиях, СМИ, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые, исходя из обстоятельств ее ведения, могут ее обнародовать.

Также судьям и другим лицам, присутствовавшим на заседании, где решался вопрос о принятии обращения к рассмотрению, или на закрытом совещании, запретят разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В полномочия КС РФ в числе прочего входит рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативно-правовых актов Конституции России.

Изменения в регламент: что дают они

Решением суда 10 октября 2017 года внесены изменения в регламент: документ был дополнен параграфом 34.1, согласно которому научные организации, осуществляющие деятельность в сфере права, граждане, осуществляющие научную деятельность в сфере права, могут представить в Конституционный Суд инициативное научное заключение по делу, рассматриваемому КС РФ.

Рассмотрение научных заключений в рамках отдельных споров не является новеллой российского законодательства и уже на протяжении многих десятилетий широко используется судебными системами. Представление суду независимого научного мнения в большей мере получило развитие в англосаксонской системе права (Великобритания, США), однако в последнее время активно применяется и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Институт amicus curiae широко используется Европейским Cудом по правам человека.

До внесения изменений в регламент Конституционный Cуд не был ограничен в праве принимать и рассматривать научные труды, однако законодательно закреплялось лишь использование при рассмотрении дела экспертных заключений либо консультаций специалистов.

Процессуальное законодательство не содержит запрета использования научных (теоретических) меморандумов в целях обоснования правовой позиции в судах любого уровня. Между тем подобные заключения в подавляющем большинстве случаев не влияют на исход дела.

Таким образом, закрепление права представления инициативного научного заключения при рассмотрении дела в КС РФ позволит обратить внимание на позицию ученых-теоретиков и рассмотреть вопрос о применении нормы с разных сторон.

Кроме того, размещение заключений в свободном доступе поможет сформировать единую правоприменительную практику.

Законодательное закрепление amicus curiae

Согласно регламенту инициативные научные заключения могут представляться Конституционному Суду только юристами, то есть в отличие от заключения специалиста или эксперта, обладающего специальными знаниями в иных сферах, в качестве amicus curiae выступают научные организации и граждане, которые осуществляют деятельность в сфере права.

Следовательно, инициативные заключения не являются экспертными, а призваны выражать независимое мнение, представлять возможность толкования закона не в рамках аспектов конкретного дела, а с точки зрения правовой доктрины.

На официальном сайте КС РФ будет размещен перечень научных организаций и граждан, которые на регулярной основе представляют заключения на рассмотрение суда, а также перечень лиц, которые направляют заключения по требованию суда. Включение в перечень будет осуществляться по решению Конституционного Cуда.

Количество научных заключений, которые могут представляться в рамках рассмотрения одного дела, не ограничено, как и не ограничено использование меморандумов ученых, которые еще не включены в перечень.

Регламентом сформулированы и требования к заключениям, которые должны быть объективными и должны содержать правовую позицию, свободную от политических взглядов, что фактически направлено на исключение возможности лоббирования интересов посредством конституционного судопроизводства.

Оценивать соответствие инициативных заключений требованиям регламента будет судья-докладчик и судьи Конституционного Cуда. Если заключение обладает аналитической ценностью, то оно будет приобщено к материалам дела и направлено сторонам.

При этом стоит отметить, что для подготовки заключений материалы дела представляться не будут, то есть позиции участников дела не будут влиять на мнение ученых-теоретиков.

Представление права инициативы научному сообществу может благотворно сказаться на развитии российской правовой системы, так как фактически в процесс правоприменения будут вовлечены правоведы-теоретики, которые смогут представить разносторонний взгляд на толкование норм права.

Кроме того, возможно, что развитие указанного института приведет к более активному применению КС РФ права законодательной инициативы за счет позиций и мнений, изложенных в представляемых заключениях.

Применение инициативных научных заключений в конституционном судопроизводстве позволит расширить спектр изучения проблем соответствия законодательства Конституции, а также использовать теоретические знания в целях совершенствования правоприменения.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в суд форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающей требованиями закона. Такая форма обращения, как запрос, соответствует вопросам толкования Конституции РФ; проверке конституционности того или иного акта; разрешению вопроса о соблюдении Государственной Думой установленного законом порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Ходатайство приносится в случае возникновения спора о компетенции; во всех остальных случаях в Суд подается жалоба.

С запросом в Конституционный Суд Российской Федерации обращаются:

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума,

4. одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

5. Правительство РФ;

6. Верховный Суд РФ,

7. Высший Арбитражный Суд РФ

8. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются:

федеральные органы исполнительной власти;

органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С жалобами в Конституционный Суд РФ обращаются:

граждане, чьи права и свободы нарушаются примененным или подлежащим применению законом;

иные органы и лица, указанные в федеральном конституционном законе.

Рассмотрение вопросов в Конституционном Суде РФ происходит в несколько этапов.

Первый этап - проверка соблюдения формальных требований, предъявляемых к обращению. Поступившее в суд обращение регистрируется в Секретариате суда, после чего специалисты Секретариата рассматривают его для выяснения следующих обстоятельств:

относится ли данное обращение к компетенции Конституционного Суда РФ;

а) обращение должно быть подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

в) обращение должно исходить от надлежащего органа или лица;

не выносилось ли ранее постановление Конституционного Суда по предмету обращению;

не состоялось ли ранее решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства.

По результатам такого рассмотрения могут быть приняты следующие решения.

3. Если Секретариат приходит к выводу, что обращение полностью соответствует всем предъявляемым требованиям, то Председатель поручает его предварительное изучение одному или нескольким судьям. На изучение этого вопроса отводится не более 2-х месяцев с момента регистрации поступившего обращения.

Второй этап включает в себя изучение фактического соответствия обращения компетенции Конституционного Суда.

На этом этапе необходимо, в первую очередь, определить, есть ли основания для рассмотрения дела Конституционным Судом. Таким основанием является:

неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативного акта, договора между органами государственной власти или не вступившего в силу международного договора;

противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;

неопределенность в понимании положений Конституции РФ; или

выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Заключение судьи или судей Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения.

На основании этого заключения суд может принять два решения:

1. о принятии обращения к рассмотрению;

2. об отказе в принятии обращения.

1. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

3. по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Третий этап – подготовка судебного заседания. На этом этапе назначается дата судебного заседания, решается вопрос о том, кто будет представлять стороны в судебном процессе и решаются иные организационные вопросы.

В качестве сторон в конституционном процессе могут выступать должностные лица органов государственной власти, принявших проверяемый (оспариваемый) нормативный правовой акт или участвующих в споре о компетенции; представители Президента; адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности в качестве представителей граждан, общественных объединений и т.д.; депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации и другие лица.

Четвёртый этап – непосредственно судебное заседание. По сравнению с этапами подготовки вопроса к рассмотрению, само судебное заседание Конституционного Суда относительно скоротечно. В ходе судебного заседания заслушивается судья-докладчик, затем выступают представители сторон, им задаются уточняющие вопросы, затем заслушиваются итоговые выступления представителей. После чего суд удаляется для обсуждения вопроса и принятия итогового решения.

Оно обсуждается в совещательной комнате, в которой могут присутствовать только судьи, рассматривающие данное дело, а также сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

По подавляющему большинству вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, решения принимаются простым большинством голосов. Исключение составляет толкование Конституции РФ – здесь для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

1. заключение, которое принимается по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

2. постановление Конституционного Суда РФ, принимаемое по существу всех других вопросов, входящих в полномочия Конституционного Суда РФ.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства (т. е. не итоговые решения), именуются определениями.

Пятый этап – исполнение решений Конституционного Суда РФ.

Итоговые решения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

1. судьям Конституционного Суда РФ;

2. сторонам конституционного процесса;

3. Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

4. Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

При необходимости решения могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

В случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ, действия либо бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции либо арбитражные суды в рамках судебного контроля или пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Читайте также: