Порядок пропуска судов через шлюзы

Обновлено: 28.04.2024

Суда, идущие на шлюзование, должны иметь исправное рулевое устройство, дистанционное устройство, дистанционно-автоматическое устройство, наличие воздуха в баллонах, надежно закрепленные якоря.

Запрещается шлюзование следующих судов:

имеющих утечку нефтепродуктов;

суда с якорями, на которых находятся посторонние предметы (цепи, тросы, проволока);

с выступающими за габаритную ширину элементами корпуса или части груза.

Предварительная заявка на шлюзование подается не менее чем за 12часов до планированного подхода к шлюзу. Не менее чем за 1,5 часа подтверждается заявка, не менее чем за 1 километр вахтенный начальник судна уточняет данные о порядке шлюзования.

Суда, работающие по расписанию, заявку не делают. Все остальные суда шлюзуются в порядке их подхода. При наличии очереди обеспечивается специальная последовательность пропуска:

Нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, быстро портящимися грузами;

Специальные объекты и суда технического флота;

Сухогрузы и толкаемые составы;

Сухогрузные буксируемые составы, пассажирские суда, выбившиеся из расписания шлюзуются в первую очередь.

Пропускаются суда вне очереди: ГРСИ, суда правоохранительных органов, идущие на ликвидацию ЧС.

Шлюзование рек

Это способ увеличения глубин водных путей, путем образования перегораживающих плотин, поднимающих уровень воды до требуемой высоты.

Напор – разность уровней воды между верхним и нижним бьефом. Для пропуска судов из одного бьефа в другой устраивается судоходный шлюз. Шлюзование, которое используется только для судоходства, называется транспортным и применяется на небольших реках, где экономически нецелесообразно строить ГЭС (СДШС). В большинстве случаев шлюзование проводится в комплексе (для получения электроэнэргии, регулирование стока, орошение, водоснабжение).

Гидроузел – комплекс гидротехнических сооружений, возведенных на определенном участке реки. В его состав входят: плотина, шлюз, ГЭС, подходные каналы, заградительные дамбы и так далее.

2 – подходной канал

3 – низовые причальные палы

5 – верховые причальные палы

7 – оградительная дамба аванпорта

8 – вход в аванпорт

10 – коренные берега

11 – бывшее русло реки

12 – бетонная водосливная плотина

14 – земляная плотина

В результате шлюзования рек улучшаются судоходные условия, но вместе с тем шлюз ограничивает пропускную способность водного пути.

Плотина состоит из бетонной, земляной частей, общая длина может достигать нескольких километров. Плотины могут быть глухими и водосливными. Большое распространение получили бетонные водосливные плотины. Гребень земляной плотины поднимается выше на несколько метров наивысшего уровня воды верхнего бьефа. По гребню плотин проходит автомобильная и железная дороги. На гребне водосливной плотины устанавливают металлические затворы в виде подъемных щитов, ими регулируют уровни воды в верхнем бьефе во время паводков и половодья. Весной щиты подняты для сброса излишков паводковой воды.

Понур – предохраняет плотину от промыва, состоит из глиняной подушки, сверху уложены бетонные плиты.

Рисберма – участок ниже плотины, укрепленный камнем.

Водобой – бетонная плита с гасителями энергии в виде бетонных выступов и колодцев. Скорость потока уменьшается до 3-6м/с.

Условия движения судов

Движение и стоянка судов затруднены из-за колебания уровней воды, вызванных работой ГЭС, неправильными течениями, возникающими вследствие сброса воды через плотину (ГЭС). Бывали случаи срыва судов с якорей, навалов друг на друга, посадка на грунт.

Судоходные шлюзы, их устройства.

По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть однокамерным, двух, трех, шести – девятикамерным. Однокамерные для небольших и средних напоров, многокамерные – для больших напоров. Днепровский шлюз трехкамерный: напор 13,5метров на каждую камеру. Когда по условиям местности невозможно построить многокамерный шлюз один за другим, их разделяют судоходным каналом (межшлюзовой бьеф).

По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть однониточными и двухниточными. Двухниточный – два шлюза рядом, на реках с большим грузопотоком (п.Шексна – 7-8шлюз). Для удобства захода в шлюз устраивают направляющие сооружения – палы. Для надежной швартовки судов в камере шлюза устраивают специальные причальные устройства – неподвижные (причальные тумбы и рымы) и подвижные (плавучие рымы).

Заполнение камер идет самотеком. Может быть две системы заполнения – головная и распределительная. При головной системе наполнение происходит из - под плоских подъемно - опускных ворот. При распределительной системе заполнение камеры происходит через несколько продольных водопроводных галерей в днище шлюза. Создаются относительно спокойные условия шлюзования судов. Ворота шлюза – нижние двухстворчатые, во время выхода судов заходят в ниши головы, верхние подъемно – отпускные, отпускаются в нишу и могут быть сегментные (в бок). Ворота прилегают к порогам, которые называются королем. Обычно стенки в шлюзе вертикальные, но на шлюзах старой системы могут быть откосные. На ВВП применяются следующие размеры камер шлюзов: (L=150-310м; В=12-30м; Нк=3,5-5,5м – глубина на короле.

10. Руководство и организация пропуска судов через шлюзы и шлюзованные участки рек (каналы) осуществляются диспетчерскими службами БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС и диспетчерами (начальниками вахт) шлюзов на основании расписания и графика движения флота в бассейне, а также с учетом фактического подхода флота.

Диспетчерским службам РГСиС следует осуществлять судопропуск при наличии заявки от капитана (вахтенного начальника) судна, поданной не позднее чем за 3 часа до планируемого подхода судна к отдельному шлюзу или головному шлюзу шлюзованного участка реки (канала).

11. Вахтенные начальники судов, идущих на шлюзование, должны сообщить по УКВ радиосвязи диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза не менее чем за 1,5 ч (если это невозможно по условиям работы УКВ радиостанции, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам отдельного шлюза или шлюзованного участка реки (канала), о техническом состоянии, габаритах и осадке судна (состава), а также о роде груза, о чем делается запись в судовом журнале.

При скоплении флота на подходах к шлюзу диспетчер РГСиС или диспетчер (начальник вахты) шлюза предупреждает вахтенных начальников подходящих судов о возможной задержке судопропуска, дает рекомендации по режиму движения судна и ориентировочному времени захода в границы шлюза или шлюзованного участка реки (канала) и к месту стоянки.

12. При подходе к границам шлюза не менее чем за 1 км вахтенные начальники судов запрашивают по УКВ радиосвязи у диспетчера (начальника вахты) шлюза уточненные данные о порядке судопропуска.

13. Остановка судов в ожидании пропуска через шлюзы на рейдах должна проводиться по указанию диспетчера РГСиС или диспетчера (начальника вахты) шлюза с учетом обеспечения безопасности подхода к шлюзу или отхода от шлюза шлюзующихся судов.

14. Вахтенные начальники судов, идущих на шлюзование, временный отстой которых на рейдах на подходах к шлюзам вызван не ожиданием судопропуска, а выполнением других функций, должны сообщать диспетчеру РГСиС о цели и планируемом времени отстоя, а после выполнения указанных функций доложить диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза о готовности к судопропуску.

15. Пропуск пассажирских и других судов, работающих по расписанию, осуществляется согласно расписанию их движения. Остальные суда пропускаются в порядке их подхода к шлюзу, а при наличии очереди на подходах к шлюзам должна обеспечиваться следующая последовательность их пропуска:

а) первая очередь - нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров ниже 60°С, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами;

в) третья очередь - сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров +60°С и выше;

Температура вспышки паров нефтеналивных грузов устанавливается лабораторным анализом, выполняемым в пункте загрузки.

Местный экскурсионный флот пропускается на основании заявки владельца, подаваемой диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза не менее чем за 1,5 ч до предполагаемого подхода.

При большом скоплении флота у границ шлюза или шлюзованного участка реки (канала) диспетчером БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС или диспетчером (начальником вахты) шлюза, исходя из создавшейся обстановки составляется план шлюзований, предусматривающий максимально быстрый и безопасный пропуск скопившегося флота. С целью наиболее полного использования полезной площади камеры шлюза в такой обстановке допускается отступление от указанной выше очередности пропуска флота. При этом должны приниматься меры по первоочередному пропуску пассажирских судов, выбившихся из расписания.

Во всех случаях суда Государственной речной судоходной инспекции, правоохранительных органов, путейские и другие суда, следующие на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, пропускаются через шлюз вне очереди.

16. С целью наиболее эффективного использования судоходных шлюзов и транспортного флота, а также экономии воды разрешается совместное шлюзование судов:

б) сухогрузные суда и составы, суда технического флота с нефтеналивными самоходными судами, груженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров +60°С и выше;

в) пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами и составами и судами технического флота;

г) совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы, запрещается.

а) пассажирские скоростные суда заходят в шлюз последними и устанавливаются в камере таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов (кроме маломерных судов);

в) сухогрузные суда могут быть поставлены в камере на траверзе нефтеналивного самоходного судна при условии, что интервал между их бортами будет не менее 1 м.

18. Общее руководство пропуском флота и контроль за работой диспетчеров (начальников вахт) шлюзов в установленных границах шлюзованного участка реки (канала) или отдельно расположенного шлюза осуществляет диспетчер БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС, который передает диспетчерам (начальникам вахт) головных (на шлюзованных участках рек и каналов) или отдельно расположенных шлюзов информацию об ожидаемом времени подхода судов к их границам, ведет исполнительный график пропуска флота, в пределах своей компетенции принимает меры к предотвращению аварийных ситуаций.

19. Руководит движением судов до границ отдельно стоящих шлюзов и головных шлюзов шлюзованных участков рек (каналов) и дает разрешение на заход судов в подходные каналы диспетчер БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС. Одновременно диспетчер БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС передает на суда информацию об условиях плавания в подходных каналах, о находящихся в них судах.

20. При движении в подходных каналах шлюзов и межшлюзовых бьефах взаимный обгон судов всех видов, кроме обгона водоизмещающих судов скоростными судами, допускается только с разрешения диспетчера РГСиС или диспетчера (начальника вахты) шлюза при достаточных габаритных размерах канала, если иной порядок не предусмотрен особенностями движения судов в бассейнах и на участках.

21. В межшлюзовых бьефах, в которых допускается стоянка судов, разрешается постановка нефтеналивных судов в ожидании судопропуска в количестве, предусмотренном особенностями движения судов в отдельных бассейнах и их участках.

23. При двустороннем судопропуске суда, ожидающие пропуска у причальной стенки, не должны пересекать своим форштевнем створ промежуточного светофора при его красном сигнале. При одностороннем судопропуске суда в ожидании пропуска устанавливаются у причальной стенки не ближе створа стопового знака, проход к которому разрешается при зеленом сигнале промежуточного светофора (при этом входной светофор шлюза несет красный сигнал).

24. В пределах границ, установленных указаниями по организации судовой радиосвязи для данного бассейна, судовые УКВ радиостанции должны быть переключены на канал радиосвязи, присвоенный диспетчеру БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС и диспетчерам (начальникам вахт) шлюзов. В пределах указанных границ на этом канале радиосвязи ведутся переговоры, относящиеся только к пропуску флота через шлюзы и обеспечению безопасности плавания.

25. Все переговоры с судами по УКВ радиосвязи, относящиеся к судопропуску, должны фиксироваться в диспетчерских автоматической записью.

26. Вахтенные начальники судов, у которых запас воды на пороге шлюза под днищем составляет минимально допустимую величину (пункты 5 и 6 настоящих Правил), до захода в шлюз должны проверить и сообщить фактическую осадку диспетчеру (начальнику вахты) шлюза.

в) руководит расстановкой судов и составов у причальных стенок и в камере шлюза с учетом оптимального использования полезной площади камеры шлюза, обеспечения безопасности, метеорологических условий, а также указаний пункта 17 настоящих Правил;

г) объявляет (после доклада вахтенного начальника судна о готовности к судопропуску) очередность захода судов в камеру шлюза, перехода из камеры в камеру (в многоступенчатых шлюзах) и выхода из шлюза, а также начало наполнения или опорожнения камеры шлюза;

д) начинает маневрирование рабочими воротами только после окончания швартовки всех шлюзующихся судов в камере шлюза и получения оповещения о готовности к шлюзованию от вахтенных начальников судов по УКВ радиосвязи или одним коротким звуковым сигналом и после подтверждения судопропускника;

е) начинает наполнение камеры шлюза с забором воды из верхнего подходного канала и сброс воды из камеры шлюза в нижний подходной канал только после окончания швартовки судов, находящихся у причальных стенок шлюза;

ж) принимает меры по предотвращению аварии, предусмотренные оперативной инструкцией в случае зависания судна или обрыва швартовых в процессе шлюзования, а также при заклинивании входящего в шлюз судна плавающим льдом;

Шлюзование

Шлюзование в ходе речного круиза
Речные круизы и шлюзование неразрывно связаны. В этой статье мы расскажем Вам, каким образом осуществляется шлюзование в ходе путешествия по реке. Шлюзование заключается в следующем.
На канале или на реке, чтобы повысить уровень воды и увеличить глубину водного пути, ставят ряд плотин. Их возводят на известном расстоянии одну от другой. Русло каждой реки имеет улон, направляющий течение. Плотина преграждает течение реки, подпирает воды и повышает их уровень. Высоту подъема определяют в зависимости от того, какую глубину желают иметь на подпертом участке, при этом учитываются размеры затоплений, которые получаются в результате подъема и разлива реки. Следующую по течению плотину ставят, исходя из таких же расчетов. Подпертые участки реки, которые называют бьефами, располагаются уступами. Уровни воды образуют как бы лестницу с гигантскими водяными ступенями. Такую лестницу называют каскадом. Разница уровней бьефов иногда доходит до 35-40 метров. Вот тут и нужны шлюзы. Около плотин, для пропуска судов из одного бьефа в другой, устраиваются шлюзы. Они ставятся или рядом с плотинами, примыкая к ним, или в стороне от реки, в обходном (деривационном) канале, которым верхний бьеф соединен с нижним. Пропуск судов через шлюзы водного пути Москва – Волга, запроектированного при Петре 1, требовал не менее трех суток, в настоящее время на канале имени Москвы на это требуется три часа. 121 километр по каналу имени Москвы от Московского Северного речного вокзала, до пристани Большая Волга современные круизные теплоходы проходит за десять часов. Подпор воды, получающийся в результате постройки плотин, дает возможность использовать падение воды для вращения водяных турбин. Турбины приводят в движение электрические машины (генераторы).
Перед заходом теплохода в камеру шлюза начальник вахты готовит камеру шлюза. Все операции проходят одним поворотом ключа циклового управления. В ключе три операции:
1. Подготовить. То есть наполнить или опорожнить камеру (автоматически включаются светофоры).
2. Открыть или закрыть камеру. Суда входят или выходят из камеры.
3. Шлюзовать. Операция начинается после ошвартовки судна в камере шлюза.
Опорожнение камеры шлюза происходит по водоводным галереям, количество которых с каждой стороны камеры по 15. Галереи имеют прямоугольное сечение 4х4 м каждая. При опорожнении камеры поднимаются заслонки (на цепях Галя), расположенные в нижних головах шлюза. Сброс воды осуществляется за нижними воротами шлюзов в подходной канал нижнего бьефа. Заполнение камеры шлюза канала имени Москвы осуществляется из отверстия, которое образуется в результате поворота сегментных ворот вокруг оси. Сегмент поднимается и образует щель высотой до 1,8 метра. Поступающая вода ударяется о плиту (устой). В устое – 4 трубы диаметром по 4 метра каждая. Через эти трубы вода и поступает в камеру шлюза. Заполнение камеры происходит за 11 – 12 минут. Вес сегмента 123 тонны. Сегмент подъемно – опускной, при заполнении камеры укладывается в нишу на дне камеры.

В нашей стране в качестве судопропускных сооружений исполь­зуют шлюзы. Единственный судоподъемник был введен в эксплуата­цию в 1976 г. (в створе Красноярского гидроузла).
За последние тридцать лет в СССР сооружено более семиде­сяти крупногабаритных судоходных шлюзов в створах комплекс­ных и транспортных гидроузлов.а также на трассах межбассей­новых судоходных или комплексного назначения каналах. На рис. 1 приведена схема судоходного шлюза. Шлюзы бывают однокамерными и многока­мерными, в одну нитку и параллельные. Однокамерные шлюзы успешно работают при напоре до 23 м на нескальных грунтах и до 42 м — на скальных.



Параллельные, или парные, шлюзы строят на водных путях с интенсивным судоходством. Большинство из них двухниточные, возможно строительство и большего количества ниток. Многокамерные шлюзы возводят при значительных напорах или в связи со спецификой грузопотоков. Эксплуатация многокамерных шлюзов сложнее эксплуатации однокамерных, так как растет число операций при шлюзовании и снижается пропускная способность системы. Наибольшее распространение на реках и судоходных каналах СССР получили однокамерные шлюзы.

Однокамерный шлюз состоит из камеры, верхней и нижней го­лов (рис. 2). В камере шлюза, расположенной между головами, при изменении уровней воды находятся шлюзующиеся суда, со­ставы и плоты. При этом они преодолевают сразу весь перепад (Н) от уровня верхнего бьефа до уровня нижнего бьефа. Каме­ра шлюза ограничивается с боков стенами, на которых размещают причальные устройства в виде стационарных тумб и плавучих ры­мов для швартовки судов. На всю длину верхней части стен уст­раивают массивные железобетонные парапеты, которые могут вос­принимать ударную нагрузку от шлюзуемых судов и составов. В головах шлюза находятся ворота различной конструкции.



Самая высокая часть днища шлюза называется королем или порогом. Вертикальная грань порога образует стенку па­дения. Емкость, в которую непосредственно поступает вода из верхнего бьефа в процессе наполнения шлюза, называется каме­рой гашения энергии. Глубина на верхнем короле шлюза со стенкой падения и дна подходного канала задается исходя из осадки судов, принимаемых на расчетную перспективу с учетом запаса воды под днищем судна от наинизшего динамического уровня воды верхнего бьефа, а также с учетом предвесенней сра-ботки уровня водохранилища.

Нижняя голова отличается от верхней низким расположением короля. Судоходная глубина на нем обеспечивается при наиниз­шем динамическом уровне воды в нижнем бьефе с учетом возмож­ного понижения его вследствие естественного размыва дна потоком, идущим из водохранилища, и производства землечерпатель­ных работ. В стенах головы проходят водопроводные галереи с затворами для опорожнения камеры. Судоходные отверстия обыч­но закрываются двустворчатыми воротами, поддерживающими уро­вень верхнего бьефа в камере. Обе створки ворот при уровне ниж­него бьефа, вращаясь на вертикальных осях, заходят в ниши, на­зываемые шкафами, и освобождают отверстия для движения судов. Шлюз оборудован механизмами для открытия и закрытия во­рот и затворов галерей, причальными устройствами для швартов­ки судов и плотов, направляющими палами, сигнализацией и дру­гими устройствами для управления процессом шлюзования.

Типы ворот и затворов. Ворота — одно из важных конструк­тивных элементов шлюза, от состояния и работы которых зави­сит выполнение операций по пропуску судов и плотов. Они долж­ны быть надежны в работе и удобны в эксплуатации. В зависимости от назначения и условий работы ворота подраз­деляются на основные, ремонтные и аварийные. Основ­ные ворота предназначаются для непосредственного выполнения операций по пропуску судов и плотов через шлюз; ремонтные — для закрытия судоходного отверстия при ремонтных рабо­тах в подводных частях сооружения; аварийные — для перекры­тия потока воды в отверстии в случаях повреждения основных во­рот.
В шлюзах в качестве основных применяют различные типы во­рот (рис. 3) — двустворчатые, плоские и сегментные, опускные, подъемные, клапанные, откатные, полноповоротные сегментные и др. Конструкция ворот зависит от характера их использования, на­пора на них и соотношения между полезной шириной камеры b п и высотой ворот h в .



Двустворчатые ворота получили наибольшее распро­странение. Их применяют на нижних и промежуточных головах, а также на верхних головах с галерейным наполнением, при

По-моему, перепутаны местами ворота сегментного (должно быть 2-е фото) и опускного типа (должно быть 3-е фото)

Высота ворот в зависимости от напора может доходить до 35 м. В открытом положении створки ворот располагаются в нишах устоя головы шлюза.

Плоские подъемно-опускные ворота широко применяют на верхних головах, стенка падения которых превышает высоту ворот. Опускные ворота можно использовать и для наполнения камеры: сначала они поднимаются над порогом для пропуска воды в камеру, а после наполнения камеры опуска­ются в нишу.
Сегментные ворота, как и опускные, приме­няют на верхних головах шлюзов со стенкой падения и использу­ют для наполнения камеры. Ворота такого типа могут перекры­вать отверстия шириной до 30 м и иметь высоту до 8 м. Они хо­рошо себя зарекомендовали на шлюзах канала имени Москвы. Их недостаток—необходимость удлинения головы шлюза для их размещения, увеличение объема бетона и стоимости.
Клапанные ворота применяют на верхних го­ловах шлюзов со стенкой падения при галерейном наполнении ка­меры, при ширине отверстия до 30 м и высоте до 8 м. Ворота такого типа применены на Угличском и Рыбинском шлюзах. Этими воротами трудно маневрировать при отрицательных тем­пературах, при наличии шуги и льда. Поэтому при строительстве новых шлюзов сегментные и клапанные ворота, по существу, не применяются.
Откатные ворота используются в широких шлюзах при сравнительно небольших напорах и при соотношении b п к h в ³ 3: 4. В открытом положении ворота размещаются в боковой нише од­ного из устоев головы. Применены на Пермском шлюзе.
Полноповоротные сегментные ворота устанавливают на верхних и нижних головах шлюзов с напором до 3 м. Наполнение и опорожнение камеры произво­дятся из-под ворот. Применены они на шлюзах Москворецкой системы.
Для открывания и закрывания наиболее распространенных на шлюзах двустворчатых ворот служат механизмы с различными си­стемами приводов: жесткими в виде рейки или штанги, гибкими — тросовыми и гидравлическими. На механизмах с жестким приво­дом применяют две различные кинематические схемы — колес­ную и штанговую.


Затворы водопроводных галерей. Водопроводные затворы шлю­зов предназначены для перекрытия системы питания при наполне­нии-опорожнении камер после окончания всего процесса выравни­вания уровней воды. В работе этих затворов особенно важное значение имеет ре­жим их открытия, так как от последнего зависят условия стоян­ки судов в камере шлюза и подходных каналах. Работа затворов происходит под напором, достигающим иногда значительных ве­личин (до 42 м). Они должны быть рассчитаны таким образом, чтобы беспрепятственно закрывать галерею при любом возмож­ном напоре (в аварийных случаях). Применяют затворы плоские, подъемные, вертикальные, ци­линдрические и сегментные, а на верхних головах со стенкой па­дения — также ворота-затворы. Основные эксплуатационные требования к водопроводным за­творам сводятся к следующему: благоприятные гидравлические характеристики наполнения и опорожнения камер и относительная легкость маневрирования при открытии, водонепроницаемость в закрытом состоянии, удобство осмотра и ремонта и главное — надежность в работе.

Системы питания шлюзов. Системой питания или водопровод­ной системой шлюзов называется совокупность устройств, кото­рые служат для наполнения и опорожнения камер. По способу подачи и выпуска воды из камеры системы разделя­ются на сосредоточенные и распределительные (рис. 4). При сосредоточенной системе вода подается в камеру или вы­пускается из нее в одном месте по длине камеры, чаще у верхней и нижней головы, в последнем случае системы питания называ­ются головными. Распределительная система питания бывает про­стой, при которой вода поступает в камеру через выпуск из основ­ных продольных водопроводных галерей, расположенных в дни­ще или в стенках камеры, и сложной, при которой вода подается в галереи через промежуточные камеры гашения или из основных галерей в систему вспомогательных поперечных галерей и через выпуски в них — в камеры (из камеры вода выпускается в обрат­ном порядке).


Забор воды из верхнего бьефа для наполнения камеры и сброс ее в нижний бьеф для опорожнения могут производиться по двум системам питания: с забором воды непосредственно из подходных каналов и сбросом ее в подходные каналы, а также с забо­ром воды из верхнего бьефа и сбросом ее в нижний бьеф при помо­щи трубопроводов с водоприемниками и водоспусками, располо­женными вне подходных каналов (рис. 5).Применяется также смешанная система питания. Основное конструктивное различие между системами питания состоит в том, что при распределительных системах продольные га­лереи размещаются в стенах или днищах камер, а при головных — галереи в камерах отсутствуют. Это позволяет облегчить и упро­стить конструкцию бетонных и железобетонных голов камеры.


Условия и границы применения головных и распределительных систем питания камер, а также забора и выпуска воды при напол­нении и опорожнении камер через подходные к шлюзам каналы или в обход их обычно определяются следующими основными требова­ниями:
- продолжительностью наполнения и опорожнения камер, отве­чающей заданной пропускной способности шлюза;
- условиями отстоя и вертикальными скоростями перемещения судов, находящихся в камере шлюза;
- условиями отстоя ожидающих судов и составов в подходных каналах и продольными скоростями течения воды в них;
- строительными затратами;
- лучшей сохранностью элементов шлюза и доступностью их осмотра и ремонта.

По-моему, перепутаны местами ворота сегментного (должно быть 2-е фото) и опускного типа (должно быть 3-е фото)

Новые правила ГИМС 2021, и все что должен знать каждый судоводитель!

Навигатор Рыболова и Охотника взяли интервью у старшего государственного инспектора по маломерным судам, руководителя Приобского инспекторского отделения центра ГИМС Главного управления МЧС России по Новосибирской области - Сергея Сергеевича Гуляева. Мы задали вопросы, на которые должен знать ответ каждый судоводитель.

phot 300

Сергей Сергеевич, поясните, пожалуйста, для наших читателей рыбаков и водномоторников следующие вопросы:

1) Какие изменения, касающиеся рыбаков и водномоторников, произошли в законодательстве в последнее время?

Также в Правилах конкретно определено, в каких случаях и на каких судах необходимо надевать спасательные жилеты.

2) В каких случаях следует надевать спасательный жилет в маломерном судне?

При плавании должны быть надеты в индивидуальные спасательные средства:

  • лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
  • лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;
  • лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
  • дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

3) Возможно ли во время рыбной ловли снимать жилет?

Если рыбная ловля осуществляется с судна, которое не находится на ходу, то спасательный жилет можно снять (НА ХОДУ – термин - означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели).

3345 9

4) Какие правила на воде должен соблюдать капитан, даже если его судно не подпадает под регистрацию и у него нет удостоверения судоводителя?

Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:

  • выполнять требования Правил, ППВВП, МППСС-72, обязательных постановлений в морском порту, Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и многих других правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды.

5) Когда начинается и заканчивается навигация для маломерных судов? Какие наказания применяются при нарушениях?

В Новосибирской области использование водных объектов для плавания маломерных судов разрешается после их освобождения ото льда до ледостава (образования заберегов, шуги). Этот период плавания является навигационным периодом для маломерных судов.

Но существуют постоянно или временно закрытые районы для плавания маломерных судов.

Постоянно закрытыми для плавания маломерных судов районами в течение года являются:

  • участок р. Оби от плотины Новосибирской гидроэлектростанции (далее - НГЭС) до устья подходного канала;
  • участок верхнего бьефа Новосибирского водохранилища на расстоянии 500 м от машинного зала НГЭС;
  • нижний подходный канал шлюза, кроме времени шлюзования маломерных судов.

Временно закрытыми районами в период весеннего нереста являются:

  • водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • Мочищенская протока - с 20 апреля по 15 июня;
  • озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

Согласно ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ управление судном с нарушением ограничений по району и условиям плавания влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

12 1

6) Какие правила шлюзования действуют сейчас на Новосибирской ГЭС?

Администрация Обского бассейна внутренних водных путей внесла изменения в порядок пропуска маломерных судов через Новосибирский шлюз. Изменения касаются времени и способа перехода через гидротехническое сооружение, а также конкретизированы требования к владельцам маломерных судов.

К пропуску через шлюз допускаются только технически исправные плавсредства, прошедшие государственную регистрацию и освидетельствование с нанесенными идентификационными номерами. Судоводитель должен иметь документ, подтверждающий право управления судном, судовой билет, а также документ на право пользования судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца).

7) Как быть надувным лодкам и гидроциклам?

Надувные моторные (и без моторов) суда и гидроциклы к самостоятельному шлюзованию не допускаются. Эти суда могут быть прошлюзованы только с буксирующим их судном с ошвартовкой под бортом, при этом судоводитель и пассажиры должны находиться на буксирующем судне.

8) Обязательно ли наличие рации на маломерных судах при прохождении шлюзов?

Теперь наличие радиостанции речного диапазона при шлюзовании обязательно.

Пропуск через шлюз маломерных судов осуществляется по заявке, подаваемой судоводителем диспетчеру шлюза не менее чем за 1.5 часа до предполагаемого подхода судна к границе гидротехнического сооружения. Заявка на пропуск через шлюз согласовывается по ультракороткой волне радиосвязи.

2 3 4 2-22-

9) Необходима ли рация при прохождении технического осмотра судна?

При прохождении освидетельствования наличие радиостанции для судов, используемых на ВВП, не требуется. Наличие радиостанций носит рекомендательный характер.

Согласно Правилам охраны жизни людей, на водных объектах в Новосибирской области запрещается выезд на лед транспортных средств вне ледовых переправ. Это относится к любым транспортным средствам, в том числе к мотособакам и самоходной технике, сделанной своими руками.

Сергей Сергеевич, благодарим Вас за ответы на вопросы. Надеемся мы прояснили некоторые моменты интересующие рыбаков и водномоторников.

Читайте также: